Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1871
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДИСЛАЛИЯ / НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА / РИНОЛАЛИЯ / ДИЗАРТРИЯ / ЗАИКАНИЕ / АЛАЛИЯ / АФАЗИЯ / ДИСГРАФИЯ / ДИСЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кавашева С.Б., Турсынханова С.С.

Представлены вопросы систематизации речевых нарушений, классификации нарушений речи, критерии их построения и выделяемые виды речевых нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

УДК 1

Кавашева С.Б.

Караганда. КГУ. Дом ребенка «Шапагат»

Турсынханова С.С.

Караганда. КГУ. Дом ребенка «Шапагат»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Аннотация: представлены вопросы систематизации речевых нарушений, классификации нарушений речи, критерии их построения и выделяемые виды речевых нарушений.

Ключевые слова: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия.

Основной целью психологического изучения является получение качественной оценки психического состояния и специфики развития ребёнка, определение вероятностного прогноза его дальнейшего развития. Эта оценка необходима для определения наиболее эффективных путей и средств коррекционно-развивающей работы. Задачами психологического изучения детей с нарушениями речи являются:

1. Установление наличия того или иного психологического свойства или особенностей поведения.

2. Определение степени развития данного свойства, его выражения в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание психологических и поведенческих особенностей детей с речевой патологией.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у детей с различными нарушениями речи.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме

разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная

особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой

46

собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз. Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

Выделяется активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь -спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).

У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.

И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

Нарушения речи— собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Нарушения речи возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической части слухового анализатора, при поражении отделов ц. н. с., осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов

47

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Для обозначения нарушений речи используются также термины -расстройства речи, дефекты речи, речевая патология.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в

развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения. В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению. При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова .-М.: Академия, 2006. — 320 с.

Косякова О.О. Логопсихология/ О.О.Косякова.- Ростовн/Д: Феникс, 2007.

Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М.Издательский центр

«Академия» , 2008.- 408 с.

Шипилова Е.В. Основы логопсихологии: учеб.пособие для студентов пед. вузов. -Ростов-н/Д: Феникс, 2007.- 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.