Научная статья на тему 'Современные аспекты развития логопсихологии'

Современные аспекты развития логопсихологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3105
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипилова Е. В.

Современный этап развития дефектологии предполагает поиск путей поддержки каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями. В статье освящены современные аспекты развития логопсихологии (психологии лиц с нарушениями в развитии речи) как отрасли специальной психологии. Актуальным представляется освящение проблем профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты развития логопсихологии»

Наконец, правомерно констатировать наличие процесса самоизменяемости человека под знаком социального или антисоциального вектора (саморазвитие, самосовершенствование, саморазрушение и др.) в соответствии с имеющимися ресурсами и учетом объективных условий жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Балл Г.О. Ддалопчт ушверсалп сучасного гумашзму / Г.О. Балл // Гумант. науки. - 2001. - № 1. - С. 4-11.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.

4. Бех 1.Д. Особистюно зор1ентоване виховання: Науково-метод. по-абник. - К.: УЗМН, 1998.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М.: Изд-во ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003.

6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 99-105.

7. Запорожец А.В. Научная концепция исследования НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Психология в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 10.

8. Краснова О.В., Лидерс А. Т. Социальная психология старости. - М., 2002.

9. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.

10. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.

11. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26.

12. Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности // Lifeline и др. Новые методы психологии жизненного пути. - М., 1993.

13. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1984.

14. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004.

15. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. - 2-е изд. - СПб., 1996.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

© Шипилова Е.В.*

Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград

Современный этап развития дефектологии предполагает поиск путей поддержки каждой категории лиц с особыми образовательными по-

* Старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и психологии.

требностями. В статье освящены современные аспекты развития ло-гопсихологии (психологии лиц с нарушениями в развитии речи) как отрасли специальной психологии. Актуальным представляется освящение проблем профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи.

На современном этапе развития специальной психология большое внимание придается определению аспектов такой ее отрасли как психология детей с нарушениями речи. Нередко эту область научных знаний называют логопсихологией.

Термин «логопсихология» в специальной психологии используется по аналогии с терминами «тифлопсихология» (психология слепых и слабовидящих), «сурдопсихология» (психология глухих слабослышащих), «оли-гофренопсихология» (психология умственно отсталых), т.е. психология лиц с речевой патологией.

Однако, учитывая дословный перевод термина «логопсихология» (от греч. корня 1оgos - слово, речь), некоторые специалисты под логопсихологией понимают психологию речи. Мы полагаем, что такое отождествление неправомерно, поскольку психология речи рассматривает речь и механизмы речи как психический процесс, т.е. «концентрирует свое внимание на особенностях психических функций сознания в ходе порождения, понимания и формирования речи» [1].

В нашем понимании логопсихология - это психология лиц с нарушениями речи, поэтому эти термины можно рассматривать в одинаковом контексте.

Кроме того, следует разграничивать понятие «логопсихология» от понятий «психолингвистика», «нейропсихология», «нейролингвистика», «логопедия», «логопедагогика». Специалисты этих областей рассматривают лиц с нарушениями речи под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки.

Психолингвистика - наука, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятие структурой соответствующего языка (или языка вообще).

Нейропсихология (от греч. пеигоп - нерв, psyche - психика) - это наука о мозговой организации высших психических функций (ВПФ) человека, которая изучает: психологическую структуру и мозговую организацию неречевых ВПФ и речевую функцию; нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного и межзональных связей); нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития и в период зрелости.

Нейролингвистика (от греч. пеигоп - нерв, лат. lingua - язык) - отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те из-

менения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Логопедия - педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

Логопедагогика - раздел специальной педагогики о воспитании и обучении детей с первичными речевыми нарушениями.

Вышеперечисленные научные дисциплины напрямую или косвенно изучают речь (речевое развитие), но не рассматривают особенности психического развития, обусловленные нарушениями речи.

Логопсихология - это отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития людей, имеющих речевую патологию первичного характера, механизмы компенсации речевых дефектов и занимается разработкой системы психокоррекционной помощи этим людям.

Логопсихология помогает видеть не только речевое расстройство, а, прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевого нарушения с особенностями психического развития в целом; устанавливать контакт с детьми разного возраста; выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и личностного развития; проводить психокоррекционно-развива-ющую работу с учетом ведущего для данного возраста вида деятельности.

Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX - началу XX в.в.

Калягиным В. А. (2006) выделены следующие этапы развития логоп-сихологии [2].

I этап (конец XIX - до 70-80-х гг. XX в.) - накопление фактов и создание концептуальных установок. Этот период характеризуют только отдельные упоминания в литературе психологических проблем лиц с различными нарушениями речи (прежде всего страдающих алалией, афазией, заиканием). Широко известны работы Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лу-рия, Н. Г. Морозовой, Шохор-Троцкой и др.

II этап (последняя четверть XX в.) - формулирование концепций, структурирование фактического материала благодаря применению различных экспериментально-психологических методик. В поле зрения психологов включаются такие расстройства как дизартрия, ринолалия, нарушения голоса. Появляются специальные работы, посвященные отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Т.В. Ахутина, Т. А. Ви-зель, В. А. Калягин, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, и др.).

III этап (конец XX - начало XXI в.) - развитие разнообразных методов практической помощи на базе формируемых теоретических представле-

ний. Среди современных отечественных исследований в рамках проблематики логопсихологии можно отметить работы по изучению особенностей ощущений и восприятия у детей с речевыми нарушениями (Г.Ф. Сер-гева, Л.И. Белякова, А.П. Воронова, О.И. Усанова, Л.С. Цветкова и др.); особенностей внимания (О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др.); особенностей памяти (И.Т. Власенко, Э.Л. Фигередо и др.); особенностей мышления и воображения (Т.Н. Синякова, М.А. Фотекова, Ю.А. Элькин, В.П. Глухов и др.); особенностей коммуникативных навыков у детей с речевой патологией (О.С. Павлова. Л.Г. Соловьева и др.); личностных особенностей детей с нарушенным речевым развитием (В.М. Шкловский, В.И.Селиверстов, Г. А. Волкова, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова и др.).

Потребности обучения и воспитания детей с нарушениями речи определили круг задач логопсихологии. На современном этапе развития отечественной специальной психологии можно выделить следующие задачи логопсихологии:

- систематизация речевых расстройств;

- раскрытие общих и специфических закономерностей психического развития детей с первичными речевыми нарушениями различной степени тяжести и этиологии;

- установление зависимости психического развития от характера, механизмов и степени выраженности речевого дефекта первичного характера;

- изучение развития конкретных психических процессов, свойств и состояний у лиц с речевой патологией;

- определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств обучения и воспитания;

- разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие от сходных по внешним проявлениям состояний (аутизм, задержка психического развития, мутизм, нарушения слуха, умственная отсталость);

- разработка методов психологической коррекции и профилактики психических нарушений в детском возрасте.

Теоретическим аспектом логопсихологии является изучение психического развития детей-логопатов и разработка научных методов профилактики, выявления и преодоления отклонений в психическом развитии. Ло-гопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е, Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредовании психических процессов. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ре-

бенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводить к целому ряду отклонений». Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка с речевым нарушением могут приводить к трудностям общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром.

Практическим аспектом логопсихологии является профилактика, выявление и устранение отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями речи. В процессе коррекционно-развивающей работы предусматривается: развитие сенсорных функций; развитие моторики (речевой); развитие познавательной деятельности (внимания, мышления, памяти, воображения); формирование личности ребенка с одновременной регуляцией; коррекция социальных отношений (в том числе воздействие на социальное окружение); использование компенсаторных возможностей ребенка.

Педагогу-психологу, а также специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи важно знать: закономерности психического развития ребенка; владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста - для дифференциации различных форм речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, задержка психического развития), эмоциональными и поведенческими расстройствами.

На современном этапе развития логопсихологии особое внимание придается разработке и совершенствованию методов практической помощи лицам с нарушениями речи.

В настоящее время широко применяются такие психологические технологии как игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, куклотерапия, психогимнастика. Однако психологами в практической деятельности не всегда учитываются психологические особенности детей с нарушениями речи, в связи с этим остается актуальным адаптация методов психологической помощи с учетом категории лиц. Мы полагаем, психологам, работающим с лицами с речевой патологией, необходимо владеть не только психотерапевтическими методами, но и знаниями о речевых нарушениях (их механизмах, тяжести, структуре), об особенностях психофизического развития лиц с нарушениями речи, а также знать современные подходы к классификациям речевых нарушений и к организации практической помощи.

Спиоск литературы:

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Лабиринт, 2001.

2. Калягин В.А. Становление логопсихологии // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4.

3. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.