Научная статья на тему 'Психологическое исследование уровня стрессоустойчивости у оперативного персонала'

Психологическое исследование уровня стрессоустойчивости у оперативного персонала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стресс / экстремальные условия труда / оперативный персонал / Stress / extreme working conditions / operational staff

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капуста С. А., Малютина Т. В.

Количество профессий, связанных с экстремальными условиями труда повсеместно возрастает, соответственно с этим увеличивается численность лиц, постоянно испытывающих воздействие экстремального характера на производстве. К таким профессиям относят космонавтов, летчиков-испытателей, военных, спасателей, работников правоохранительных органов и т.д. Увеличивается число заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Капуста С. А., Малютина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STUDY OF THE STRESS RESISTANCE LEVEL AT OPERATING STAFF

The number of professions associated with extreme working conditions is increasing everywhere, and accordingly, the number of people constantly experiencing the effects of an extreme nature in production is increasing. Such professions include astronauts, test pilots, military, rescuers, law enforcement officers, etc. The number of diseases associated with the adverse effects of such working conditions is increasing.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование уровня стрессоустойчивости у оперативного персонала»

Клиническая психология

УДК: 159.96

Для цитирования:

Капуста СЛ., Малютина Т.В. Психологическое исследование уровня стрессоустойчивости у оперативного персонала. Омский психиатрический журнал. 2019; 4(22): 22-25. DOI: 10.24411/2412-8805-2019-10405

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА С.А. Капуста, Т.В. Малютина

ФГБОУВО «Омский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российсксгй Федерации

malyutina1971@mail.ru

Аннотация. Количество профессий, связанных с экстремальными условиями труда повсеместно возрастает, соответственно с этим увеличивается численность лиц, постоянно испытывающих воздействие экстремального характера на производстве. К таким профессиям относят космонавтов, летчиков-испытателей, военных, спасателей, работников правоохранительных органов и т.д. Увеличивается число заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда.

Ключевые слова: Стресс, экстремальные условия труда, оперативный персонал.

PSYCHOLOGICAL STUDY OF THE STRESS RESISTANCE LEVEL AT OPERATING STAFF •V.l. Kapiista, T. V. Malyutina

Abstract. The number of professions associated with extreme working conditions is increasing everywhere, and accordingly, the number of people constantly experiencing the effects of an extreme nature in production is increasing. Such professions include astronauts, test pilots, military, rescuers, law enforcement officers, etc. Hie number of diseases associated with the adverse effects of such working conditions is increasing.

Keywords: Stress, extreme working conditions, operational staff.

К числу экстремальных видов деятельности относится и деятельность оперативно-диспет-черского персонала. Диспетчер - одна из самых ответственных профессий в энергетике. Диспетчер управляет всеми техническими процессами на подстанциях, режимами работы сети, обеспечивает безаварийную работу оборудования, бесперебойное электроснабжение потребителей при экономичной работе электрических сетей, организует выезд оперативных бригад на подстанции для вывода оборудования в ремонт и ввода его в работу. Иными словами, предназначение диспетчера - обеспечивать надежное функционирование энергосистемы. Специфичным для профессии диспетчера является осуществление деятельности в постоянной смене режимов работы (оптимальный, параэкстре-мальный, экстремальный). Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается диспетчер характеризуются сильными психо-травмирующими факторами. В аварийных ситуациях диспетчер работает в условиях недостатка времени. В то время как обычный человек начинает теряться, проявлять неуверенность, диспетчер обязан действовать четко и максимально уверенно. В подобных случаях важным условием является строгое следование диспетчерским указаниям - инструкциям, разработанным на

значительное количество нештатных ситуаций в энергосистеме для диспетчера [1].

Требования к уровню профессиональной пригодности диспетчеров довольно высокие, в частности, и к их психологическим качествам, потому что эффективность их работы в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.

Есть распространенный стереотип о том, что работа диспетчера ограничивается исключительно техническими манипуляциями. Однако это далеко не так. Отдельная область работы диспетчера - общение с людьми, что включает в себя как переговоры с коллегами на объектах, так и постоянное взаимодействие с сотрудниками других подразделений. С учетом этого, диспетчеру необходимо иметь определенный набор психологических знаний, т.к. при работе с людьми возможны разные ситуации, начиная от плохого самочувствия и заканчивая паникой. В связи с вышесказанным, стрессоустойчивость -представляет собой важное требование, предъявляемое к диспетчеру.

Под стрессоустойчивостью понимается интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний

психофизиологический гомеостаз и оптимизирует взаимодействие с внешними эмоциоген-ными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [2,5].

Другими словами, стрессоустойчивость представляет собой совокупность качеств личности, которая позволяет переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями не только профессиональной деятельности, но и повседневной жизнедеятельности, без особых вредных последствий для результатов деятельности, окружающих и своего здоровья, поддерживающая оптимальную работоспособность [3,4].

Цель нашего иссследования состояла в изучении уровня и типа стрессоустойчивости у диспетчеров РЭС.

Основные методы исследования: наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервью, беседа), тестирование, проективные методы.

Методики исследования:

• Цветовой тест М. Люшера. Цель: диагностирование желаний, внутреннего состояния, потребностей, уровней тревожности и стресса личности.

• Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности». Цель: определение уровня стрессоустойчивости личности.

• Тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости». Цель: изучение типа стрессо-устойчивости личности.

В исследовании принимали участие диспетчера РЭС ПАО «МРСК Сибири» - «Омскэнерго». Выборка состояла из 15 человек (мужчины) в возрасте от 25 до 55 лет со стажем работы от 2 месяцев до 22 лет.

Обследование начиналось с установления контакта, обозначения цели взаимодействия, заполнения протокола, включающего анкету закрытого типа, сбора анамнестических данных относительно состояния здоровья, семейного состава, взаимоотношений, мотивации профессиональной деятельности, текущих и перспективных целей, наличия в недавнем прошлом психотравмирующих событий, личностных особенностей, коммуникативных навыков, хобби, увлечений и т.д. Далее испытуемые приняли участие в тестировании на определение уровня и типа стрессоустойчивости личности.

Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которые обеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как

считает Л.А. Китаев-Смык, факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:

1. Биологические особенности:

A) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30 - 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 - 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие - устойчивы к нему.

Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям.

B) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным.

2. Личностные особенности:

A) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот.

Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером.

B) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности.

3. Факторы социальной среды:

А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного

престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя).

Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения.

4. Когнитивные факторы:

А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.

Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды.

Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации. Таким образом, методика учитывает все перечисленные компоненты.

Тест на определение уровня стрессоустой-чивости личности включает 38 вопросов. Испытуемым необходимо было ответить на все вопросы теста в соответствии с 3 градациями степени выраженности состояния по каждому пункту: «часто/сильно», «редко/иногда», «нет/никогда». Затем предлагалось подсчитать полученные результаты и определить уровень стрессоустойчивости.

Перед обработкой результатов, подсчиты-вается количество набранных баллов по шкале лжи. Шкала лжи - ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29.

Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов - недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть о стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и

ценностей общества. Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом. Интерпретация результатов проводилась в соответствии с набранным количеством баллов: 0-11 баллов - высокий уровень стрессоустойчи-вости, 12-23 балла - уровень выше среднего, 2444 балла - средний уровень, 45-56 баллов - уровень стрессоустойчивости ниже среднего, более 57 баллов - низкий уровень стрессоустойчиво-сти.

В ходе исследования было выявлено, что 9 человек (60 %) имеют средний уровень стрессоустойчивости, 6 человек (40 %) - выше среднего, низкий и высокий уровни стрессоустойчивости выявлены не были. Результаты по каждой группе представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

Тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» - данная методика опубликована Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым в сборнике «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» в 2002 году. Методика включает 20 вопросов и позволяет выявить степень (тип) стрессоустойчивости личности в разных условиях.

Опросник включает 20 вопросов, на которые возможны три варианта ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?). Обработка результатов проводится посредством присвоения на каждый вопрос: ответу «да» приписывается 2 балла; ответу «нет» - 0 баллов; ответу «не знаю» - 1 балл. Затем подсчитывается общее количество баллов.

Согласно данной методике выделяют три типа стрессоустойчивости.

От 0-10 баллов - тип Б «стрессоустойчивые». Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи.

11-30 баллов - промежуточный тип, неопределенный тип - не всегда проявляется стрессо-устойчивость, иногда проявляется

неустойчивость к стрессам.

31-40 баллов - тип А «нестрессоустойчивые». Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают неудовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

По результатам анализа 12 человек (80%) принадлежат к промежуточному типу и лишь 3 человека (20%) можно охарактеризовать как стрессоустойчивые.

В дополнение к вышеупомянутым

методикам был проведен Цветовой тест М. Лю-шера с целью определения психоэмоционального состояния личности. Испытуемым предлагалось проранжировать карточки разных цветов, основываясь на ощущении их приятности для себя. Человек должен поочерёдно расположить все цвета, начиная с самого предпочитаемого.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 67% случаев (10 человек) респонденты находились в оптимальном психоэмоциональном состоянии, а у 33% (5 человек) присутствовали негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха.

Заключение: обобщенный результат по всем диагностическим методикам позволяет сделать вывод о том, что в среднем 70% диспетчеров обладают средним и выше среднего уровнями стрессоустойчивости. Оставшаяся часть 30% оперативно-диспетчерского персонала нуждается в дополнительных психокоррекционных мероприятиях. Анализ зависимости уровня стрессоустойчивости и стажа, свидетельствует о том, что диспетчера с небольшим опытом работы менее стрессоустойчивы, склонны переживать стресс в ситуациях ожидания, скорости и правильности принятия решения. Они испытывают разнообразные переживания в этих ситуациях: агрессию, обиду, смятение, чувство вины. Частые переживания стресса приводят к головным болям, нарушениям сна, хронической усталости и т.д.

Необходима специально организованная психологическая помощь по психологической подготовке и психологической коррекции (включая самокоррекцию), направленная на развитие способности осознавать и контролировать свои эмоции, совершенствование умений преодоления стрессовых ситуаций и снятию психоэмоционального напряжения, повышение устойчивости к деструктивному влиянию стресс-факторов, возникающих в процессе профессиональной деятельности диспетчеров, а соответственно более высокому уровню стрессоустойчивости личности.

Рекомендации:

1. Разработка программы, направленной повышение уровня стрессоустойчивости у оперативного персонала.

2. Проведение тренингов, нацеленных на развитие у оперативного персонала устойчивости к нервно-психическим и физическим перегрузкам, развитие навыков саморегуляции, обучение методам сохранения профессионального здоровья, развитие навыков управления стрессом, повышение адаптационных способностей.

3. Проведение индивидуальной консультационной и психокоррекционной работы с оперативным персоналом, направленной на осознание личностных ресурсов, коррекцию личностных особенностей, развитие рефлексивных способностей, обучение способам саморегуляции и восстановления себя и т.д.

Литература

1. Милерян // Психология труда. - М.: Меркурий-Пресс, 2000. - С. 15 - 54.

2. Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. - 3-е изд. - Р-н-Д.: Феникс, 1999. - 512

с.

3. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - № 9. -С. 243-246.

4. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. КитаевСмык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Книга по требованию, 2012. - 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.