Научная статья на тему 'Взаимосвязь жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов университета ГПС МЧС России'

Взаимосвязь жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов университета ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / HARDINESS / INVOLVEMENT / CONTROL / RISK TAKING / EMOTIONAL INTELLIGENCE / INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винокурова Н. Г., Горская Е. А., Чернова И. В.

Представлены результаты исследования жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов университета ГПС МЧС России. Показано, что в процессе профессионального обучения представителей профессий, связанных с экстремальными видами деятельности, необходимо обратить внимание на развитие навыков эмоциональной компетентности и жизнестойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Винокурова Н. Г., Горская Е. А., Чернова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARDINESS, EMOTIONAL INTELLIGENCE AND INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES UNIVERSITY STUDENTS EMERCOM RUSSIA

The paper presents the results of research the hardiness, the emotional intellect and individual-typological characteristics cadets of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. Its shown that in the process of professional training for the professions related to extreme activities, it is necessary to pay attention to developing of emotional competence and hardiness.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов университета ГПС МЧС России»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ

Н.Г. Винокурова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; Е.А. Горская, кандидат психологических наук; И.В. Чернова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Представлены результаты исследования жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов университета ГПС МЧС России. Показано, что в процессе профессионального обучения представителей профессий, связанных с экстремальными видами деятельности, необходимо обратить внимание на развитие навыков эмоциональной компетентности и жизнестойкости.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, эмоциональный интеллект, индивидуально-типологические особенности

HARDINESS, EMOTIONAL INTELLIGENCE AND INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES UNIVERSITY STUDENTS EMERCOM RUSSIA

N.G. Vinokourovа; E.A. Gorskaya; I.V. Chernova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The paper presents the results of research the hardiness, the emotional intellect and individual-typological characteristics cadets of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. It's shown that in the process of professional training for the professions related to extreme activities, it is necessary to pay attention to developing of emotional competence and hardiness.

Key words: hardiness, involvement, control, risk taking, emotional intelligence, individual and typological features

За время обучения в вузе происходит качественное преобразование личности курсантов: вырабатываются новые коммуникативные навыки (способность к межкультурному взаимодействию, умение работать в команде), устойчивость к эмоциональным переживаниям, готовность к осуществлению конструктивных действий.

Для курсантов важное значение имеют такие свойства личности, которые помогают адаптироваться в новой и меняющейся обстановке, приспособиться к новым условиям существования, способствуют формированию профессионально-важных психологических качеств (поддержание и восстановление своих положительных психических состояний в условиях экстремальной деятельности).

Целью данного исследования является взаимосвязь жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, раскрывающая качественное содержание психологических ресурсов во время профессионального обучения.

В исследовании, которое проходило на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, принимали участие 45 курсантов 2 курса факультета экономики и права. Средний возраст респондентов 18 лет, среди них: юноши - 60 %, девушки - 40 %.

Были использованы методики: тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), методика диагностики эмоционального интеллекта (М.А. Манойлова), индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик).

Статистическая обработка результатов выполнена с помощью пакета прикладных программ 81ай8йса 6.0. Проведён сравнительный анализ полученных данных с нормативными, а также, для выявления взаимосвязи между изучаемыми параметрами, корреляционный анализ Пирсона.

Тест жизнестойкости предназначен для диагностики индивидуального уровня способности к успешным действиям в сложных или стрессовых ситуациях и включает в себя три шкалы, соответствующие трём компонентам жизнестойкости в соответствии с теорией С. Мадди: вовлеченность - степень интегрированности субъекта в деятельность (в широком смысле - в жизнедеятельность); контроль - степень осознанности действий, признание ценности самоконтроля; принятие риска (вызов) - готовность идти на риск, прогнозирование затрат на достижение цели, убежденность человека в том, что всё то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, опыта [1].

В табл. 1 представлены результаты исследования жизнестойкости курсантов.

Таблица 1. Результаты исследования жизнестойкости курсантов

Показатель М±о

Жизнестойкость 92,1 ±17,23

Вовлеченность 40,35 ±7,29

Контроль 33,2 ±6,03

Принятие риска 17,9 ±4,97

В целом, по методике и отдельным шкалам преобладает средний уровень значений, учитывая критерии возраста данной выборки.

Анализ индивидуальных значений по шкалам теста жизнестойкости позволил определить в исследуемой группе распределение жизнестойкости по уровням выраженности (рис. 1).

Рис. 1. Результаты исследования жизнестойкости курсантов

У 47 % курсантов выявлен высокий общий показатель жизнестойкости. Это характеризует их, как активных и уверенных в своих силах, способных справляться со стрессом, продолжая эффективно работать, не теряя душевного равновесия.

Наиболее интересны в данном исследовании результаты по шкале «Принятие риска» («Вызов»). Принятие риска - готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться. Из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания.

Люди с высоким уровнем принятия риска рассматривают жизнь как способ приобретения опыта и готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Среди курсантов 64 % имеют высокий уровень, это может являться показателем процесса становления и развития профессионального «Я».

Вторая методика - «Эмоциональный интеллект» (ЭИ) выявляет способность человека к осознанию, принятию, регуляции эмоциональных состояний, чувств других людей и себя самого (табл. 2). В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный (способность управлять собой) и межличностный (способность управлять отношениями с людьми) [2].

Таблица 2. Результаты исследования эмоционального интеллекта курсантов

Показатель М±о

Осознание своих чувств и эмоций 4,33 ±3,86

Управление своими чувствами и эмоциями 7,06 ±4, 47

Осознание чужих чувств и эмоций 1,2 ±3,83

Управление чужими чувствами и эмоциями 2,78 ±3,04

Интегральный показатель ЭИ 15,5±8,24

Сравнительный анализ полученных результатов с нормативными данными показал, что в исследуемой группе показатели по всем шкалам соответствуют средним значениям.

Для уточнения результатов исследования был проведен анализ индивидуальных значений по данной методике и соотнесение данных с нормативными значениями. Результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования эмоционального интеллекта курсантов (высокий уровень) в процентах

На рис. 2 показаны только высокие значения по шкалам методики, так как эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками. В нашем исследовании по шкале «Интегральный показатель ЭИ» 58 % курсантов имеют высокий уровень.

Первые две составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой. Они представлены шкалами «Осознание своих чувств и эмоций» (18 %), «Управление своими чувствами и эмоциями» (98 %).

Наиболее показательны результаты по шкале «Управление своими чувствами и эмоциями» - 98 % курсантов имеют высокий уровень, что говорит о способности управлять своими эмоциями и чувствами, развитый самоконтроль.

«Внутриличностный аспект ЭИ» у 40 % курсантов представлен высоким уровнем, что свидетельствует об адекватной осведомленности эмоциональных качеств, готовит личность к продуктивной профессиональной деятельности.

Однако, по межличностному аспекту, по шкале «Осознание чужих чувств и эмоций», лишь 5 % курсантов имеют высокий уровень, что может указывать на несформированные умения ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Результаты по шкале «Управление чужими чувствами и эмоциями» показывают высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, способность на достижение хорошего психологического климата в коллективе. В нашем исследовании 58 % курсантов-второкурсников имеют высокий уровень по данному показателю.

Методика «Индивидуально-типологический опросник» (Л.Н. Собчик) представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов [3].

В табл. 3 представлены результаты исследования индивидуально-типологических особенностей курсантов.

Таблица 3. Результаты исследования индивидуально-типологических особенностей курсантов

Показатель М±о

Ложь 3,18±1,91

Аггравация 1,22±1,20

Экстраверсия 7,29±1,71

Спонтанность 5,8±1,89

Агрессивность 5,64±1,84

Ригидность 5,96±1,28

Интроверсия 2,73±2,01

Сензитивность 4,8±2,04

Тревожность 3,82±1,91

Лабильность 6,33±1,38

На рис. 3 представлены результаты исследования с помощью индивидуально-типологического опросника курсантов по шкалам по уровням выраженности. Показатели в пределах нормы свидетельствуют о гармоничности личности. Норма - это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга [3].

Рис. 3. Результаты исследования индивидуально-типологических особенностей курсантов

Высокие показатели по шкале «Экстраверсия» говорят о направленности на внешние события, высокой социальной активности. В нашем исследовании 53 % курсантов имеют избыточный (высокий) уровень экстравертированности.

Выраженные умеренные баллы по шкале «Спонтанность» свидетельствуют о лидерском типе. Таким людям свойственны решительность, предприимчивость, стремление поступать по-своему.

В исследовании спонтанность проявляется в рамках допустимого (75 % имеют достаточный умеренный уровень), что еще раз подтверждает способность курсантов разумно действовать.

Шкала «Ригидность» (у 91 % курсантов умеренный уровень) выявляет устойчивость к стрессу, упорядоченность действий, склонность к обстоятельности и планированию. Лицам этого типа свойственны практичность, повышенное чувство справедливости.

Шкала «Агрессивность» (71 % - умеренный уровень) - продолжение человеческой активности в условиях сопротивления окружающей среды. Умеренно выраженные показатели шкалы агрессивности - признак активного самопредъявления.

Таким образом, можно представить индивидуально-типологический профиль курсантов-второкурсников: это лица стеничного склада, у них преобладает мотивация достижения успеха, самореализации. Экстравертно-спонтанно-агрессивно-ригидные личности стремятся командовать другими, сопротивляются попыткам руководить собой. У них развиты настойчивость в достижении цели, напористая тенденция противодействовать другим сильным личностям в окружении. Они отличаются повышенным фоном настроения, отсутствием тенденции к «застреванию» на негативных сторонах жизни. В стрессовых ситуациях они проявляют активность, которая может быть достаточно конструктивной, если при этом человек опирается на накопленный опыт.

В табл. 4, 5, 6 представлены результаты сравнительного анализа данных жизнестойкости, эмоционального интеллекта и индивидуально-типологических особенностей в зависимости от пола.

Таблица 4. Результаты сравнительного анализа жизнестойкости у юношей и девушек

Показатель Юноши (М±о) Девушки (М±о) Р

Вовлеченность 40,44±7,84 7,84±6,60 0,91

Контроль 34,37±7,01 7,01±3,67 0,11

Принятие риска 17,56±5,51 5,50±4,13 0,59

Общая жизнестойкость 93,48±20,10 20,10±11,95 0,52

В результате сравнительного анализа достоверных различий по компонентам жизнестойкости в зависимости от пола обследуемых выявлено не было.

Таблица 5. Результаты сравнительного анализа эмоционального интеллекта

у юношей и девушек

Показатель Юноши (М±о) Девушки (М±о) Р

Осознание своих 5,0±4,10 3,33±3,31 0,16

чувств и эмоций

Управление своими 7,04±4,87 7,11±3,92 0,96

чувствами и эмоциями

Внутриличностный аспект ЭИ 12,03±7,45 10,44±5,43 0,44

Осознание чужих 0,52±3,59 2,22±4,05 0,15

чувств и эмоций

Управление чужими 2,11±3,56 3,78±1,70 0,07

чувствами и эмоциями

Межличностный 2,63±4,65 6,0±4,58 0,02

аспект ЭИ

Интегральный 14,89±8,79 16,44±7,49 0,54

показатель ЭИ

Выявлено достоверное различие по параметру «Межличностный аспект эмоционального интеллекта» (р=0,02), что указывает на более развитую способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей у девушек по сравнению с юношами-курсантами. Также выявлена тенденция к более высоким значениям по шкале «Управление чужими чувствами и эмоциями» у девушек (р=0,07). Девушки-курсанты успешнее юношей могут изменять эмоциональное состояние других людей, снижая отрицательные эмоции и увеличивая положительные.

Выявлены достоверные различия по параметрам «Тревожность» (р=0,02) и «Лабильность» (р=0,03). Значения выше в группе девушек.

Также выявлена тенденция к более высоким значениям по параметру «Агрессивность» (р=0,09) у юношей курсантов, по сравнению с сокурсницами.

Можно предположить, что юноши в процессе обучения в вузе, находясь в группе, проявляют большую агрессивность, что в норме соответствует тенденции к самоутверждению, активной самореализации, отстаиванию своих интересов.

У девушек наиболее выражены тревожность и лабильность (эмотивность, сентиментальность), что в данном сочетании может означать одновременное стремление быть сопричастными к групповым интересам и к избеганию конфликта с референтной группой.

Таблица 6. Результаты сравнительного анализа индивидуально-типологического

опросника у юношей и девушек

Показатель Юноши Девушки Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(М±о) (М±о)

Ложь 3,03±1,89 3,39±1,97 0,55

Аггравация 1,07±1,11 1,44±1,34 0,32

Экстраверсия 6,96±1,99 7,78±1,06 0,12

Спонтанность 5,93±2,04 5,61±1,69 0,59

Агрессивность 6,22±1,74 4,78±1,70 0,09

Ригидность 6,07±1,36 5,78±1,17 0,45

Интроверсия 2,96±2,34 2,39±1,38 0,36

Сензитивность 4,44±2,12 5,33±1,85 0,15

Тревожность 3,27±1,54 4,61±2,17 0,02

Лабильность 5,96±1,37 6,89±1,23 0,03

Для проверки наличия статистически значимых связей между переменными применялся корреляционный анализ (рис. 4).

Рис. 4. Корреляционные взаимосвязи компонента «Общая жизнестойкость»

В исследовании была обнаружена положительная взаимосвязь компонента «Общая жизнестойкость» с показателями «Управление своими чувствами и эмоциями» (г =0,34; р<0,05). Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами дает возможность курсантам использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Это позволяет предполагать, что в процессе обучения курсант, умеющий управлять своими эмоциями и чувствами, более устойчив к стрессам, хорошо социально адаптирован, более жизнеустойчив.

Положительная взаимосвязь компонента «Общей жизнестойкости» с показателями по шкале «Экстраверсия» (г =0,30; р<0,05) указывает на тенденцию к открытости, общительности, стремлению расширения круга контактов. «Спонтанность» (г =0,38; р<0,05)

- раскованное самоутверждение, сочетающая в себе экстравертированность и агрессивность, формирует сильный тип поведения у курсантов, склонных к лидированию.

Также была обнаружена отрицательная взаимосвязь с показателем «Интроверсия» (г = -0,49; р<0,05). Можно предположить, что интроверсия, которая связана с жизнестойкостью отрицательно, в данном случае может рассматриваться как уход от реальных проблем, как занятие только своими внутренними образами, которые не находят реализации в поведении человека и не повышают жизнестойкость.

Одним из компонентов жизнестойкости является «Контроль», в исследовании была обнаружена положительная взаимосвязь этого параметра с такими, как: «Спонтанность» (г=0,53; р<0,05), «Экстраверсия» (г=0,34; р<0,05), «Агрессивность» (г=0,37; р<0,05), «Управление своими чувствами и эмоциями» (г =0,44; р<0,05). Человек с развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Чем выше показатели по шкале «Контроль», тем сильнее выражен такой параметр как «Управление своими чувствами и эмоциями». Это может означать, что во время обучения в условиях вуза, курсанты становятся более гибкими в психологическом плане и контролируют свою деятельность и общение, конструктивно управляя своими чувствами и эмоциями.

На основании проведенного анализа нами были сделаны следующие выводы:

- выявленные взаимосвязи показывают, что компоненты жизнестойкости и эмоционального интеллекта могут быть ресурсом личностного потенциала курсантов, как специалистов, работающих в условиях экстремальной деятельности;

- выявлена взаимосвязь жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями курсантов (экстраверсия, спонтанность, агрессивность), что проявляется в умении создавать личностно значимые смыслы в жизни и реализовывать их в контексте своей будущей профессиональной деятельности;

- выявлено, что девушки-курсанты успешнее могут «управлять чужими эмоциями», то есть могут изменять эмоциональное состояние других людей, снижая отрицательные эмоции и увеличивая приятные. Юноши, находясь в группе, проявляют большую агрессивность, что в норме соответствует тенденции к самоутверждению, активной самореализации, отстаиванию своих интересов;

- результаты сравнительного анализа теста жизнестойкости показали, что существенных различий в распределении средних показателей в зависимости от пола не наблюдается.

Результаты исследования показали, что необходимо обратить внимание на развитие навыков эмоциональной компетентности и жизнестойкости, которую можно формировать в процессе профессионального обучения представителей профессий, связанных с экстремальными видами деятельности.

Литература

1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

2. Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогических учебных заведений: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.

3. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. СПб.: БОРГЕС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.