Научная статья на тему 'Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты'

Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
769
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФЕКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ / СТУДЕНТЫ / AFFECTIVE STATES / GENDER ISSUES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ланцова Надежда Николаевна, Лазарева Елена Юрьевна, Николаев Евгений Львович

Приведены результаты исследования гендерных особенностей аффективных состояний у студентов первого курса медицинского факультета. Выявлены невысокая выраженность аффективных состояний, сформированность адаптивного потенциала, который функционирует в условиях высокого эмоционального напряжения с учетом гендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ланцова Надежда Николаевна, Лазарева Елена Юрьевна, Николаев Евгений Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF AFFECTIVE STATES IN STUDENTS: ISSUES OF GENDER

The results of the study of gender characteristics of affective states in first-year students of medical faculty are presented. Low intensity of affective states, adaptive potential operating in circumstances of high emotional tense with gender specific character are revealed.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты»

5. ДжайноттX. Родители и дети. М.: Знание, 1986. 244 с.

6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. 215 с.

7. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 62-69.

8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. 150 с.

9. Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 18 с.

10. Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 361-366.

11. Николаев Е.Л. Психотерапия в контексте культуры. Статья первая: гендерновозрастные, семейно-ролевые, духовно-ценностные аспекты // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2005. № 1. С. 88-111.

12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Е.А. Стре-белева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.

13. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности / под ред. А.А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. 115 с.

14. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития // Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003. С. 280-290.

15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Эксмо, 2000. 127 с.

16. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.

17. Positive parenting of children with developmental disabilities: a meta-analysis / T.T. Dyches, T.B. Smith, B.B. Korth et al. // Res. Dev. Disabil. 2012. № 33(6). Р. 2213-2220.

18. Processes of enhanced self-understanding during a counselling programme for parents of children with disabilities / K.T. Haugstvedt, S. Graff-Iversen, I.R. Bukholm et al. // Scand. J. Caring Sci. 2013. № 27(1). Р. 108-116.

ДУШКА АЛЛА ЛУКИНИЧНА - кандидат психологических наук, доцент кафедры экспериментальной и специальной психологии, Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, Украина, Одесса (alla_psy@rambler.ru).

DUSHKA ALLA LUKINICHNA - candidate of psychological sciences, assistant professor of Experimental and Special Psychology Chair, Odessa I.I. Mechnikov National University, Ukraine, Odessa.

УДК 159.9 ББК 88.48

Н.Н. ЛАНЦОВА, Е.Ю. ЛАЗАРЕВА, Е.Л. НИКОЛАЕВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АФФЕКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ:

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: аффективные состояния, гендерные аспекты, студенты.

Приведены результаты исследования гендерных особенностей аффективных состояний у студентов первого курса медицинского факультета. Выявлены невысокая выраженность аффективных состояний, сформированность адаптивного потенциала, который функционирует в условиях высокого эмоционального напряжения с учетом гендерных особенностей.

N.N. LANTSOVA, E.Yu. LAZAREVA, E.L. NIKOLAEV PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF AFFECTIVE STATES IN STUDENTS:

ISSUES OF GENDER Key words: affective states, gender issues, students.

The results of the study of gender characteristics of affective states in first-year students of medical faculty are presented. Low intensity of affective states, adaptive potential operating in circumstances of high emotional tense with gender specific character are revealed.

Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов сегодня тесно связана не только с вопросами образовательного характера, но и с созданием в период обучения в образовательном учреждении благоприятных

условий для гармоничного развития личности будущего специалиста во многих направлениях [7], повышения удовлетворенности студентов обучением в вузе [3]. Здесь есть вопросы как медицинского [4], так и психологического характера [1, 2].

В современном обществе со все возрастающими психологическими нагрузками на человека, разнообразными стрессовыми ситуациями, негативно влияющими на состояние здоровья человека [9, 10], особо актуальными становятся вопросы, связанные с эмоциональными состояниями человека и его способностью к осознанной саморегуляции [5, 6]. Юношеский возраст характеризуется активными преобразованиями в сознании, системе взаимоотношений, деятельности. В этом возрасте неспособность справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения, межличностного общения, адаптации к новым условиям учебной или производственной деятельности, может проявляться нарушениями аффективной сферы [8, 11, 12].

С целью изучения гендерных особенностей состояния аффективной сферы у студентов первого года обучения проведено психологическое исследование 50 студентов (15 юношей (30%) и 35 девушек (70%)) медицинского факультета Чувашского госуниверситета, средний возраст которых составил 18,42±1,62 года. Для психологического исследования использовались следующие диагностические методики: шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; опросник Бека для оценки депрессии; методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко; опросник суицидиального риска; личностный опросник А. Басса и А. Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций; многоуровневый личностный опросник адаптивности А.Г. Маклакова и С.В. Чермянинина; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге. Анализ результатов исследования проводился методами математико-статистической обработки данных в программе Microsoft Office (Word и Excel) на компьютере Pentium 166 MMX. Статистическая достоверность нормально распределенных данных определялась критерием Стьюдента (t).

Как известно, оптимальный уровень тревожности является естественной и непременной чертой активной и развивающейся личности. Выраженная личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, сопровождающегося эмоциональными срывами, предрасположенности к психосоматическим заболеваниям. Как показали результаты исследования, большая часть юношей и девушек имеют умеренный уровень тревожности, не свидетельствующий о наличии патологических эмоциональных состояний и наличии аффективных реакций. В то же время у 66% юношей выявлено преобладание умеренной личностной и реактивной тревожности, связанной с особенностями индивидуального реагирования на специфику конкретных повседневных ситуаций. У 78% девушек также наблюдаются умеренное напряжение, беспокойство, нервозность, нарушения внимания, склонность воспринимать большую часть ситуаций как угрожающих. У них возрастание личностной тревожности связано с ростом проявлений аффективных состояний (r = 0,49 при р < 0,01).

Диагностика уровня депрессии показала отсутствие данных аффективных состояний у всех обследуемых студентов.

Процесс адаптации студентов к новой учебной деятельности и к новому коллективу неизбежно связан с возникающими стрессовыми ситуациями. В данном исследовании выявлено, что как у юношей, так и у девушек наблюдается пороговая степень сопротивляемости к стрессу, свидетельствующая о

выраженной степени стрессовой нагрузки, связанной с адаптацией к учебному процессу в вузе. Согласно результатам оценки тревожности данная стрессовая нагрузка у девушек может проявляться повышенным уровнем реактивной и личностной тревожности. Выявлено, что у студентов мужского пола стрессовая нагрузка прямо взаимосвязана с увеличением реактивной (г = 0,53 при р < 0,05) и личностной тревожности (г = 0,55 при р < 0,05).

Воздействие стрессовых факторов на личность не проходит бесследно. Накапливающееся напряжение может проявляться в различных формах негативного реагирования. В связи с чем проводилось исследование агрессивных форм поведения, характеризующих психическое состояние студентов. В исследуемых группах в зависимости от пола обнаружено, что студенты мужского пола проявляют больше агрессии, чем студенты женского пола ^ = 2,72 при р = 0,009), чье аффективное реагирование больше связано с высоким уровнем тревожности. Уровень физической ^ = 2,85 при р = 0,006) и вербальной агрессии ^ = 2,66 при р = 0,01) также достоверно выше у студентов мужского пола, что отражает психофизиологические, биологические и социальные особенности поведенческого реагирования человека, связанные со спецификой его пола и гендера.

Именно поэтому у студентов мужского пола в стрессовых ситуациях аффективное реагирование чаще принимает форму агрессивного в виде негативизма, направленного против требований и правил или имеющего характер пассивного сопротивления. У студентов женского пола аффективное реагирование больше связано с переживаниями чувства вины или иными аутоагрессивными тенденциями в поведении.

Более глубокое изучение аутоагрессивных тенденций в исследуемых группах студентов показало, что у студентов мужского пола наблюдается большая инверсия ценности жизни и смерти ^ = 2,03 при р = 0,04). Стиль суицидальных намерений у девушек выражен доминированием эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации, готовностью реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно и эмоционально. Для всех студентов свойственны тенденции к восприятию мира как враждебного, не соответствующего их представлениям о нормальных человеческих отношениях, экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Тем не менее с учетом того, что в их профиле отмечаются высокие значения антисуицидального фактора, можно говорить об общем невысоком суицидальном риске обследованных студентов, который связан с выраженным у них глубоким чувством ответственности за близких, чувством долга, а также представлениями о греховности самоубийства, его антиэстетичности или боязнью боли и физических страданий.

Также установлено, что чем больше у студентов мужского пола проявляется косвенная агрессия (г = 0,68; р < 0,01) и (г = 0,7; р < 0,01), раздражение (г = 0,71; р < 0,01) и (г = 0,74; р < 0,01), негативизм (г = 0,82; р < 0,001) и (г = 0,81; р < 0,001), тем вероятнее всего в их поведении отмечается максимализм, выражающийся в аффективной фиксации на неудачах, а также увеличивается поиск культурных нормативов, оправдывающих самоубийство. Для студентов женского пола увеличение чувства вины сопряжено с чувством личностной несостоятельности (г = 0,53 при р < 0,001).

Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды продемонстрировала, что у 73,3% юношей и 80% девушек чаще встречается эйфорически-рефрактерная эмоциональная реакция на воздействие различных стимулов окружающей среды. Меньше отмечена эйфорическая реакция у 20% студентов мужского пола и 17,14% студентов женского пола.

Достаточно редко проявляется эйфорически-дисфорический тип реакции у студентов женского пола 2,85% и 6,66% эйфорически-рефрактерно-дисфорическая реакция у студентов мужского пола. У студентов мужского пола увеличение социального пессимизма проявляется в рефракторных эмоциональных реакциях (г = 0,77 при р < 0,01). Эйфорический тип эмоциональной реакции, который в некоторых случаях наблюдается у студентов исследуемых групп, показывает наличие у данных студентов акцентуации характера с признаками невротичности. Таким образом, у большинства обследованных студентов реагирование на внешний стимулы помимо положительных ощущений также сопровождается негативными переживаниями, которые долго остаются в виде неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти или злобы.

По результатам диагностики адаптивности установлено, что у девушек при увеличении реактивной (г = -0,45 при р < 0,01) и личностной (г = -0,63 при р < 0,001) тревожности снижаются нервно-психическая устойчивость, адаптивный потенциал личности (г = -0,61 при р < 0,001) и коммуникативные способности (г = -0,51 при р < 0,001). Повышение стрессовой нагрузки у них неизбежно ведет к снижению личностного адаптационного потенциала (г = 0,53 при р < 0,05). В целом у обследованных студентов наблюдаются средний уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Коммуникативные способности достаточны для установления контактов с окружающими, степень конфликтности - средняя. В поведении большинство из них стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

Оценивая общий личностный адаптационный потенциал обследованных студентов, можно отметить, что он характеризуется признаками удовлетворительной адаптации. Наряду с успешно адаптированными студентами выявлены юноши и девушки, обладающие дисгармоничными сочетаниями личностных черт, которые в привычных условиях достаточно адаптированы и могут проявляться аффективными реакциями лишь при смене вида и условий привычной деятельности. Их невысокая эмоциональная устойчивость может приводить к асоциальным срывам, проявлениям агрессии и конфликтности.

Таким образом, аффективные состояния у студентов первого курса медицинских специальностей с учетом гендерных различий имеют свою специфику. Сходными признаками аффективных состояний у юношей и девушек является: умеренно-повышенная тревожность, отсутствие депрессии, переживание высокой стрессовой нагрузки, невыраженность суицидальных тенденций, доминирование эйфорически-рефракторного эмоционального реагирования на стимулы окружающей среды, средние уровни нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции, коммуникативных способностей, моральной нормативности и удовлетворительный уровень общей адаптивности личности. Подобная невысокая выраженность аффективных состояний у сту-дентов-медиков первого года обучения свидетельствует о сформированности у них адаптивного потенциала, который, тем не менее, функционирует в условиях высокого напряжения.

Гендерные различия в аффективных состояниях у студентов, характеризующие направленность их адаптации, тесно связаны с более высокой тревожностью девушек, большей частотой встречаемости у них внутрилично-стных конфликтов, их стремлением к социально одобряемому поведению, высокой встречаемости у них чувства вины и латентными аутоагрессивными тенденциями, связываемыми с их высокой эмоциональностью и социальным пессимизмом. Суицидальные тенденции юношей помимо социального песси-

мизма также соотносятся с общим негативизмом и направленностью поведения против требований и правил.

Выявленные гендерные различия в аффективных состояниях у студентов первого года обучения должны учитываться при организации им медицинской и психологической помощи, а также в профилактической и воспитательной работе, способствующей облегчению адаптации первокурсников к многообразным условиям образовательной среды.

Литература

1. Алехин А.Н., Андрюшевич О.В. Медико-психологические аспекты адаптации студентов к обучению в вузе (на примере студентов Герценовского университета) // Вестник Герценовского университета. 2009. № 12. С. 22-25.

2. Алёхин А.Н., Локтева А.В. Клинико-психологические аспекты алкоголизации подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. Т. 82, № 12. С. 11-15.

3. Голенков А.В. Удовлетворенность студентов обучением в вузе // Вестник Чувашского университета. 2000. № 1-2. С. 168.

4. Голенков А.В., Андреева А.П. Скрининг злоупотребляющих алкоголем студентов в медицинском вузе // Наркология. 2010. № 2. С. 71-74.

5. Дегтярева И.И. Эмоции и личность студента // Образование. Наука. Научные Кадры. 2013. № 1. С. 88-90.

6. Дробышевская И.В. Сравнительное исследование особенностей эмоционального интеллекта и самоотношения у студентов профессий социальной сферы в период обучения в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2012. Т. 1, № 1-1. С. 212-217.

7. Ломков А.А., Николаев Е.Л., Вайберт М.И. Особенности формирования экологического сознания и поведения обучающихся в процессе дополнительного образования // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 199-205.

8. Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 361-366.

9. Николаев Е.Л., Комиссарова Н.И., Гоигорьева Н.Н., Герасимова М.Н. Потенциал здоровья студенческой молодежи: личностные и поведенческие факторы риска // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2010. № 39-3. С. 16-21.

10. Романов С.Н., Николаев Е.Л., Голенков А.В. Сравнительное исследование адаптивных характеристик личности у студентов и врачей // Вестник Чувашского университета. 2012. № 3. С. 469-473.

11. Haight S.J., Chibnall J.T., Schindler D.L., Slavin S.J. Associations of Medical Student Personality and Health/Wellness Characteristics with their Medical School Performance Across the Curriculum // Acad. Med. 2012. Vol. 87(4). P. 476-485.

12. Self-Assessed Confidence Level Before а Major Physiology Examination: Affective Factors in a Nigerian Medical School / E.O. Augustine, U. Dimkpa, O.J. Ogbonnaya et al. // Acta Inform Med. 2011. Vol. 19(3). P. 153-157.

ЛАНЦОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (iserg21@mail.ru).

LANTSOVA NADEZHDA NIKOLAEVNA - senior teacher of Normal and Topographical Anatomy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ЛАЗАРЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (elyu88@gmail.com).

LAZAREVA ELENA YURIEVNA - post-graduate student of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pzdorovie@bk.ru).

NIKOLAEV EVGENI LVOVICH - doctor of medical sciences, professor, head of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.__________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.