УДК 159.9.07 ББК 88
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ И ФАКТОРЫ ЕГО
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
УСЫНИНА Т.П., ЦВЕТНОВА А.Д. ФГБОУВО ОГМУг. Оренбург, Россия e-mail: usu-tanya@yandex.ru, cvetnova.anna@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей психологического благополучия в юношеском возрасте. Целью исследования являлось изучение особенностей психологического благополучия студентов оренбургского государственного медицинского университета. В статье представлены результаты экспериментального исследования психологического благополучия (положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, само-принятие, цель в жизни, личностный рост) в юношеском возрасте.
Ключевые слова: благополучие, психологическое благополучие, студенты, юношеский возраст.
Актуальность. Для сохранения и укрепления психического здоровья особенно важно переживание благополучия. Если исчезает чувство удовлетворения, то может возникнуть напряжение, скованность, эмоциональные застревания, снижается регуляция поведения, что отражается в отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Далее происходит истощение компенсаторных возможностей, ресурсы организма снижаются, и появляется какое-либо расстройство.
Ценность ощущения благополучия для психического здоровья очень существенна. Благополучие является базовым феноменом здоровья личности. Мы считаем, что, одной из важнейших категорий является
психологическое благополучие.
Под психологическим благополучием понимают гармоничность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия [4].
В современном мире имеется разрыв между интенсивными социальными, экономическими, политическими, духовными изменениями нашего общества и отсутствием возможности адаптации людей к этим изменениям, что обуславливает появление тревожности, напряжённости, неуверенности в завтрашнем дне.
Сложная современная социальная ситуация оказывает значительное влияние на молодых людей юношеского возраста. Исследователи отмечают, что наиболее интенсивно процессы переживаний и возникающие в связи с этим
различные формы дезадаптации
обнаруживаются в учебно- профессиональной деятельности [7]. Реформы в системе высшего образования, появление в вузах новых моделей обучения, изменения в учебных планах, введение новых дисциплин, современных инновационных технологий, новых
образовательных программ требуют от современных студентов наличия ресурсов и условий для достижения целей в учебной деятельности.
В студенческом возрасте повышаются информационные нагрузки, усложняются межличностные отношения, появляются проблемы в связи с оторванностью от семьи, проживанием в общежитии. Данные обстоятельства могут спровоцировать состояние эмоционального напряжения, возникновение чувства тревоги, ощущения психологического неблагополучия [1].
Юношеский возраст считается наиболее активным возрастом, в котором происходит профессиональное становление, формирование ценностных образований личности,
определяющих жизненные цели и смыслы [3, 5].
Адаптация к новым условиям учебной деятельности, жизни, социальному статусу на пути профессионального становления вызывает у юношей и девушек серьезные переживания [8]. У студентов младших курсов адаптацию затрудняют: недостаточная выраженность навыков учебной работы; низкий уровень волевой регуляции, а также убеждённость в том, что в ВУЗе их всему научат, покажут и объяснят
(пассивная роль); слабо выраженные установки на приобретение профессии наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям [2].
Цель исследования: определить особенности психологического благополучия студентов оренбургского государственного медицинского университета.
В исследовании была использована методика "Шкала психологического благополучия" К. Рифф [6]. В исследовании приняли участие 75 студентов факультета клинической психологии (15 студентов первого курса; 30 студентов второго курса; 30 студентов третьего курса).
В результате исследования было выявлено, что большинство студентов (55%) факультета клинической психологии характеризуются средним уровнем психологического
благополучия, 41% - низким и всего лишь 4% -высоким.
По шкале "Положительные отношения с другими "было выявлено, что 71% испытуемых имеют средний балл и 28% низкий балл. Испытуемые, набравшие наибольший балл, характеризуется наличием удовлетворительных, доверительных отношений с окружающими; они заботятся о благополучии других; умеют сопереживать, понимая, что отношения между людьми строятся на взаимных уступках.
Испытуемые, набравшие наименьший балл, демонстрируют наличие ограниченного количества доверительных отношений с окружающими: им сложно быть открытыми, проявлять теплоту и заботиться о других.
По шкале "Автономия" 35% испытуемые набрали низкий балл. Данные испытуемые демонстрируют наличие зависимости от мнений и оценок окружающих; в принятии важного решения, как правило, полагаются на мнение других. Высокий балл наблюдается у 26% студентов, что характеризует их как самостоятельных и независимых, способных
противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
По шкале "Управление окружением" лишь 4% испытуемых набрали высший балл, это свидетельствует о том, что данные студенты обладают властью в управлении окружением, эффективно используют предоставляющиеся возможности.
По шкале "Цель в жизни" 79% студентов набрали средний балл и только 7% студентов набрали наивысшее количество баллов, что говорит о том, что испытуемые имеют цель в жизни и чувство направленности; считают, что прошлое и настоящее имеет смысл; придерживаются убеждений, которые являются источниками цели в жизни.
По шкале "Самопринятие" 5% студентов имеет высокий балл, что характеризует их как людей, которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны, включая положительные и отрицательные качества, позитивно оценивают свое прошлое; 24% студентов набрали низкий балл по данной шкале, что говорит о том, что испытуемые не довольны собой, разочарованы событиями своего прошлого, испытывают беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желают быть не тем, кем он или она являются.
Анализ результатов показывает, что своё психологическое благополучие студенты связывают с такими факторами, как "Цель в жизни" и "Позитивные отношения с окружающими". Данные факторы имеют наибольший удельный вес в общей структуре психологического благополучия.
Вывод: Психологическое благополучие студентов факультета клинической психологии характеризуется направленностью на общественно полезное дело, гармоничностью, целостностью личности, ориентацией на саморазвитие, способностью к установлению близких контактов с окружающими.
Список литературы:
1. Барышева Е.В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования: дис.... канд. психол. наук / Е.В. Барышева. - М., 2004. - 155 с.
2. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. - 2009. - Т.2. -№2 (48) - С.98-105.
3. Козьмина Л.Б. Психологическое благополучие личности студентов-психологов: дис.... к.психол.н. / Л.Б. Кузьмина. -Иркутск, 2014.- 174 с.
4. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия / Д.С. Корниенко // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11 (2) - С.429-432.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2013. - 464с.
6. Носс И.Н. Психодиагностика: Учебник для бакалавров / И.Н. Носс. - М.: Юрайт, 2013. - 439с.
7. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: УГПУ, 2013 -146 с.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2010. - 816 с.
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING STUDENTS AND ITS FACTORS DETERMINING
USYNINA T.P., TSVETNOVA A.D. FGBOUIN OSMU Orenburg, Russia e-mail: usu-tanya@yandex.ru, cvetnova.anna@yandex.ru
Abstract
The article examines the characteristics of psychological well-being in adolescence. The aim of the study was to investigate the characteristics of psychological well-being of students of Orenburg State Medical University. The article presents the results of an experimental study of psychological well-being (positive relations with others, autonomy, environment management, self-acceptance, purpose in life, personal growth) in adolescence.
Keywords: well-being, psychological well-being, students, youthful age.