Научная статья на тему 'Состояние адаптационного потенциала как показатель психологического благополучия в юношеском возрасте'

Состояние адаптационного потенциала как показатель психологического благополучия в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / АDAPTATION / POTENTIAL / ADAPTIVE POTENTIAL / PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE PERSONALITY / STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / LEVELS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Замятина Антонина Александровна

В статье обсуждается проблема адаптационного потенциала и психологического благополучия. Рассмотрена динамика взглядов на данные феномены. Высказывается предположение о том, что состояние адаптационного потенциала может являться показателем устойчивости психологического благополучия. Результаты эмпирического исследования основываются на диагностических данных выборки, составленной из 161 человека: студенты, обучающиеся на факультетах психологии, мировой экономики, иностранных языков и юридическом факультете. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что состояние адаптационного потенциала выступает показателем устойчивости психологического благополучия в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Замятина Антонина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF ADAPTIVE POTENTIAL AS AN INDICATOR OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN ADOLESCENCE

The paper discusses the problem of adaptive potential and psychological well-being. It considers the dynamics of views on these phenomena. The author suggests that the condition of adaptive potential can be an indicator of the stability of psychological well-being. The results of the empirical research are based on the diagnostic sample data of 161 people who are students of the Faculties of Psychology, Global Economy, Foreign Languages and Law. The obtained results allow assuming that the condition of adaptive potential acts as an indicator of the stability of psychological well-being in adolescence.

Текст научной работы на тему «Состояние адаптационного потенциала как показатель психологического благополучия в юношеском возрасте»

СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

THE CONDITION OF ADAPTIVE POTENTIAL AS AN INDICATOR OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN ADOLESCENCE

А.А. Замятина А.А. Zamyatina

Адаптация, потенциал, адаптационный потенциал, личность, психологическое благополучие личности, структура психологического благополучия, уровни психологического благополучия, юношеский возраст. В статье обсуждается проблема адаптационного потенциала и психологического благополучия. Рассмотрена динамика взглядов на данные феномены. Высказывается предположение о том, что состояние адаптационного потенциала может являться показателем устойчивости психологического благополучия.

Результаты эмпирического исследования основываются на диагностических данных выборки, составленной из 161 человека: студенты, обучающиеся на факультетах психологии, мировой экономики, иностранных языков и юридическом факультете. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что состояние адаптационного потенциала выступает показателем устойчивости психологического благополучия в юношеском возрасте.

Аdaptation, potential, adaptive potential, personality, psychological well-being of the personality, structure of psychological well-being, levels of psychological well-being, adolescence. The paper discusses the problem of adaptive potential and psychological well-being. It considers the dynamics of views on these phenomena. The author suggests that the condition of adaptive potential can be an indicator of the stability of psychological well-being. The results of the empirical research are based on the diagnostic sample data of 161 people who are students of the Faculties of Psychology, Global Economy, Foreign Languages and Law. The obtained results allow assuming that the condition of adaptive potential acts as an indicator of the stability of psychological well-being in adolescence.

В современной ситуации социально-экономической нестабильности, в условиях модернизации и реформирования всех сфер жизнедеятельности человека все выше устанавливается планка требований к молодому поколению: реализация профессиональных и личностных ресурсов, конкурентоспособность, мобильность, самостоятельность в принятии ответственных решений, развитие саморегуляции поведения, способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям действительности. Существующая динамика жизни настолько велика, что человек испытывает глубо-

кий дискомфорт, психоэмоциональную напряженность, тревогу, неуверенность в завтрашнем дне и личностную неудовлетворенность.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема исследования адаптационного потенциала и психологического благополучия молодежи в современных условиях жизни. Особое внимание должно быть обращено, с нашей точки зрения, именно на категорию юношеского возраста, так как это важный период определения своего места в жизни, формирования профессионального специалиста, его мировоззрения, жизненных идеалов и убеждений. Именно в этом возрасте значимым являются го-

товность и способность быстро адаптироваться к новым социокультурным требованиям, потребность в достижении успеха и устойчивости благополучия. Несомненно, в условиях постоянно ускоряющихся изменений способность к гибкости и быстрой адаптации человека во многом зависит не только от компетентности организации в целом, но и от самих учащихся, от их готовности накапливать определенный опыт, знания, непрерывно обмениваться ими в процессе постоянного обучения [Белова, 2014, с. 43].

Анализ публикаций, посвященных рассмотрению адаптационного потенциала, позволяет констатировать частоту применения этого термина в научных исследованиях (С.Т. Посохова, С.Ю. Добряк, А.Г. Маклаков, В.А. Кулганов, А.М. Богомолов, И.И. Ашмарин, Н.Л. Коновалова и другие). Стоит отметить, что, наряду с подобным многообразием научных подходов, зачастую выделяются разные интерпретационные характеристики понятия «адаптационный потенциал».

Среди отечественных работ, посвященных исследованию данного понятия, следует выделить подход С.Т. Посоховой. Автор дает свое видение адаптационного потенциала, акцентируя внимание на целесообразности его представления как интегрального образования, систематизирующего социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. В структуре адаптационного потенциала личности С.Т. Посохова выделяет четыре компонента: биопластический, биографический, психический, личностно-регулятивный [Посохова, 2001]. По нашему мнению, выделение четы-рехкомпонентной структуры в полной мере отражает специфику адаптационного потенциала, позволяя при этом раскрыть сущностные характеристики данной категории и в полной мере оценить уровень адаптационного потенциала личности.

Одним из ведущих отечественных исследователей проблематики адаптационного потенциала является А.Г. Маклаков. В 1992 году

в научный обиход он вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», подразумевая под ним интегральную характеристику психического развития, которая формируется и развивается в онтогенезе на основе генетически обусловленных индивидных характеристик. С позиции автора, личностный адаптационный потенциал включает в себя взаимосвязанные психолого-физиологические и социально-психологические характеристики: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, ориентация на соблюдение требований коллектива. При этом уточняется, что чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, следовательно, значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться [Маклаков, 2001, с. 16-24].

Несмотря на разнообразие трактовок, большинство авторов сходятся во мнении, что адаптационный потенциал - это не врожденное образование, оно формируется в деятельности с помощью определенных усилий, и каждый человек может способствовать изменению показателей адаптационного потенциала.

Проблема позитивного функционирования личности становится актуальной в середине XX в. Появляются разнообразные научные подходы к пониманию счастья, психологического благополучия. По мнению выдающегося ученого М. Се-лигмана, в качестве новых задач исследования в психологии должны стать благополучие личности и процветание [Селигман, 2006]. Можно сказать, что появление этого принципиально нового направления в психологии повлекло за собой смену представлений о человеке как об активной личности, способной совершать активные действия для достижения счастья, процветания и нести за них ответственность.

Основополагающим исследовательским подходом в изучении психологического благополучия является теория американской иссле-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

[145]

S

д

н и

М

довательницы К. Рифф, которая базируется на основных концепциях А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яхода, Д. Биррен и др.

В понимании К. Рифф, психологическое благополучие состоит из шести основных компонентов: самопринятие, позитивные отношения с другими, автономия, контроль над окружением, целенаправленность жизни, личностный рост [Рифф, 1995]. Важно отметить, что недостаток психологического благополучия создает ситуацию уязвимости при возможных невзгодах. Мы согласны с позицией К. Рифф о том, что путь к восстановлению, выздоровлению и предупреждению негативных последствий в будущем лежит не столько в излечении самих негативных симптомов, сколько в усилении позитивных характеристик. Мы придерживаемся мнения, что в повышении уровня психологического благополучия значимым является активность личности по отношению к данному конструкту. Если личность не проявляет собственной активности для поддержания позитивного функционирования, то постепенно её функционирование становится негативным, разрушающим себя и других. Подчеркнем, что направленность личности на позитивное функционирование определяет стабильность уровня психологического благополучия личности.

В рамках нашего исследования нам представляется важным рассмотреть особенности адаптационного потенциала и психологического благополучия в юношеском возрасте. При этом предполагается, что состояние адаптационного потенциала может являться показателем устойчивости психологического благополучия.

На базе Астраханского государственного университета проводилось исследование, в рамках которого приняли участие студенты курсов в количестве 161 человека, обучающиеся на разных факультетах: психологии, мировой экономики, иностранных языков, юридическом.

В соответствии с выбранными нами теоретическими подходами были использованы следующие методики: анкета «Психологическая удовлетворенность в различных жизнен-

ных сферах» (И.А. Красильников); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков) (далее - МЛО); аппаратно-программный комплекс «БИОТЕСТ» (далее -АПК БИОТЕСТ); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) (далее - ШПБ).

Обработка результатов исследования была проведена с использованием математико-статистических методов обработки данных, включающих в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова - Смирнова, коэффициента корреляции Пирсона. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. Проанализируем полученные результаты.

Биографический компонент адаптационного потенциала мы изучали с помощью анкетирования, что позволило нам получить данные о состоянии психологической удовлетворенности испытуемых и выявить основные трудности в адаптационном процессе. Результаты исследования показали, что значительная часть студентов (72 %) удовлетворена получаемым образованием, выбранной специальностью, материальным положением, здоровьем, отношениями в коллективе и др. На момент обследования было выявлено, что около 28 % студентов испытывают психологическую неудовлетворенность и ощущают себя в настоящий момент жизни некомфортно.

По результатам исследования биопластического и психического компонентов с помощью МЛО и АПК БИОТЕСТ было обнаружено, что показатели общего уровня адаптационного потенциала (табл. 1) у большинства студентов всех факультетов характеризуются как сниженные, они обладают признаками различных акцентуаций характера, которые в привычных условиях частично компенсированы, но могут проявляться при смене деятельности. Испытуемые имеют невысокую эмоциональную устойчивость, имеют склонность к проявлению нервно-психических срывов, конфликтов.

Таблица 1

Показатели адаптационного потенциала в юношеском возрасте

Наименование шкалы Студенты пси- Студенты фа- Студенты фа- Студенты

хологического культета миро- культета ино- юридическо-

факультета вой экономики странных языков го факультета

Средние значения

Поведенческая регуляция 3,26 3,22 2,4 1,76

Коммуникативный потенциал 4,16 3,66 4,27 3,47

Моральная нормативность 4,59 4,03 4,4 3,41

Астенические реакции и состояния 3,72 3,5 3,67 3,65

Психотические реакции и состояния 3,7 3,62 3,33 3,35

Дезадаптационные нарушения 3,49 3,32 3,07 3,12

Личностный адаптационный потенциал 3,69 3,75 3,93 4

Рассматривая полученные данные по отдельным шкалам методики МЛО (табл. 1), также можно сказать, что большинство показателей адаптационного потенциала студентов принадлежат к группе умеренной и сниженной адаптации, то есть можно отметить, что процесс обучения в данный период времени протекает достаточно трудно, сопровождаясь снижением функционального состояния студентов. В целом состояние студентов можно охарактеризовать как нестабильное.

Для диагностики состояния адаптационных возможностей студентов, показатели которого входят в биопластический компонент, мы использовали АПК БИОТЕСТ. Анализ полученных данных выявил, что у большинства студентов адаптационные возможности избыточны, это говорит о значительном дисбалансе расхода жизненных сил, о возможном нарушении вегетативных (относящихся к работе внутренних органов) функций организма, данной категории лиц рекомендовано срочное восстановление баланса расхода энергии. Сниженные адаптационные возможности отмечены у 13 % из всей выборки испытуемых, наблюдается тенденция к синдрому хронической усталости. У 4 % студентов диагностировано значительное снижение адаптационных возможностей организма, фиксируются сильная вялость без физической и интеллектуальной нагрузки, постоянная усталость. Данное состояние сопровождается снижением творческого потенциала и трудоспособности. В силу этого время и ресурсы, необходимые для восстановления при заболеваниях, значительно увеличиваются, организм недостаточно способен реагировать и бо-

роться с болезнью. При наличии таких показателей адаптационных возможностей стоит острая необходимость в восстановлении «жизненных сил», пересмотре режима труда, отдыха.

С целью изучения показателей личностно-регулятивного компонента адаптационного потенциала был использован опросник «Стиль саморегуляции поведения». Анализ полученных данных показал, что студенты факультета психологии и студенты юридического факультета имеют высокие показатели общего уровня саморегуляции, они отличаются самостоятельностью, гибкостью и адекватностью реагирования на изменения условий. Можно предположить, что студенты данных групп, при наличии высокой мотивации достижения способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние разных факторов, препятствующих достижению цели. В свою очередь, отметим, что студенты факультета мировой экономики и иностранных языков имеют средний уровень саморегуляции, что, возможно, обусловлено спецификой их обучения.

Перейдем к рассмотрению структурных особенностей психологического благополучия лиц юношеского возраста. Полученные результаты отражены в табл. 2.

Согласно представленным данным, средние значения показателей по всем шкалам методики находятся в зоне средних, ближе к низким, при этом диапазон разброса значений не очень велик. Это свидетельствует об однородности выборки по уровню выраженности показателей. Так как выборка представлена только лицами юношеского возраста, можно судить об определен-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

<с «

м с

[147]

д

н и

щ м

Таблица 2

Показатели психологического благополучия в юношеском возрасте

Наименование шкалы Студенты пси- Студенты фа- Студенты фа- Студенты

хологического культета миро- культета ино- юридическо-

факультета вой экономики странных языков го факультета

Средние значения

Положительные отношения с другими 4,54 4,91 4,4 5,18

Автономия 5,8 6,26 5,13 5,94

Управление окружением 4,54 4,9 4 5,35

Личностный рост 5,07 6,09 5,87 5,94

Цель в жизни 4,98 5,56 5,47 6,06

Самопринятие 5,02 5,26 4,93 6,18

Баланс аффекта 7,11 6,62 7,47 5,94

Осмысленность в жизни 4,89 5,44 4,87 6,41

Человек как открытая система 5,9 6,22 6,07 6,59

Индекс психологического благополучия 4,77 5,18 4,8 5,53

ной устойчивости измеряемых показателей. Рассматривая общий индекс психологического благополучия у студентов всех факультетов, важно отметить, что все показатели относятся к среднему уровню психологического благополучия.

С целью определения взаимосвязи адаптационного потенциала и психологического благополучия мы произвели расчет коэффициента корреляции Пирсона. Согласно результатам корреляционного анализа была выявлена значимая обратная связь (с учетом обратной шкалы МЛО) между общим уровнем адаптационного потенциала и общим индексом психологического благополучия (г=-0,246, при р<0,001). Исходя из полученных данных, можно прийти к заключению о том, что чем выше уровень адаптационного потенциала личности, тем выше уровень психологического благополучия.

Характер взаимосвязей компонентов адаптационного потенциала с психологическим благополучием позволяет нам рассматривать характеристики «Баланс аффекта» (г = 0,341, р<0,001), «Самопринятие» (г = -0,271, р<0,001), «Управление средой» (г = -0,228, р<0,005), «Положительные отношения с другими» (г = -0,227, р<0,001), «Цель в жизни» (г = -0,185, р<0,05) как центральные для объяснения механизма зависимости психологического благополучия и адаптационного потенциала.

Таким образом, полученные данные подтверждают наше предположение о том, что состояние адаптационного потенциала может выступать показателем устойчивости психологического

благополучия в юношеском возрасте. Изложенный подход представляет собой один из возможных путей выделения показателей адаптационного потенциала, структурных и уровневых характеристик психологического благополучия личности. Выделенные параметры могут быть положены в основу разработки комплексного диагностического инструмента оценки состояния адаптационного потенциала и психологического благополучия личности. Представляет интерес дальнейшее исследование изучаемых нами понятий в зависимости от курса обучения студентов и специфики образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Белова Е.Н. Принципы становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования в университете // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 41-47.

2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал:его мобилизация и прогнозирование в экстремальный условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.

3. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. СПб., 2001. 393 с.

4. Рифф К. Психологическое благополучие во взрослой жизни // Современные направления в психологической науке. 1995.№ 4.

5. Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.