ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО И
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Чернова Т.С.
Чернова Татьяна Сергеевна - бакалавр, отделение психологии и педагогики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт,
г. Елабуга
Аннотация: в статье анализируются проблема психологического благополучия обучающихся, рассматриваются подходы отечественных и зарубежных учёных в области психологии. Были рассмотрены факторы, которые положительно влияют на психологическое благополучие школьников, а также составлен образ психологически благополучного школьника: стремится к знаниям, имеет мотивацию к обучению; способен выстраивать конструктивные отношения с окружающими; обладает эффективными навыки совладения с трудными жизненными ситуациями; способен адекватно оценивать свои и чужие действия.
Ключевые слова: психологическое благополучие, обучающийся, школа, субъективный, факторы, удовлетворенность.
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL
STUDENTS Chernova T.S.
Chernova Tatyana Sergeevna - bachelor, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, ELABUGA INSTITUTE,
ELABUGA
Abstract: the article analyzes the problem ofpsychological well-being of students, considers the approaches of domestic and foreign scientists in the field ofpsychology. Factors that positively influence the psychological well-being of schoolchildren were considered, and an image of a psychologically well-off schoolchild was drawn up: he strives for knowledge, is motivated to learn; able to build constructive relationships with others; has effective coping skills with difficult life situations; is able to adequately evaluate his own and others' actions. Keywords: psychological well-being, student, school, subjective, factors, satisfaction.
УДК 159.942.5
Проблема субъективного благополучия обучающихся находится в фокусе особого внимания психологов. Высокий темп освоения учебного материала, физические, интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки могут нести в себе угрозу благополучию обучающихся.
В западной психологии наибольшую популярность приобрел гедонистический подход к изучению психологического благополучия. Сторонниками этого метода, который уходит корнями в когнитивную и поведенческую психологию, были такие ученые, как М.Е. Селигман, М.В. Фордайс, Н.М. Брэдберн и др. Эта теория подчеркивает субъективное благополучие и счастье как основные показатели психологического благополучия человека. Достижение этих состояний требует эффективной социальной адаптации, а также приспособления к конкретным обстоятельствам. [1, с. 104].
В научной литературе слова «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» часто используются как синонимы.
О.Ю. Зотова в своих исследованиях рассматривает субъективное благополучие как составляющую психологического благополучия человека в целом, при это психологическое благополучие рассматривается как более постоянное состояние, чем субъективное, которое считается краткосрочным.
Этот метод предполагает, что снижение субъективного благополучия может проявляться в виде различных симптомов, таких как депрессия, трудности с регулированием эмоций, отклонения в поведении. Когда субъективное благополучие человека снижается, он может казаться измотанным, отстраненным, у него отсутствует мотивация, возникают межличностные проблемы, и увеличивается вероятность самоповреждающего поведения [2, с. 242-256].
Отношения с родителями, одноклассниками, учителями оказывают значительное влияние на психологическое благополучие учащихся старшего возраста. Вовремя незамеченный эмоциональный стресс и депрессия на этом этапе развития личности могут привести к конфликтам, препятствиям в социальном развитии индивида и потенциальному отторжению со стороны общества в дальнейшем.
Многие зарубежные исследования приходят к выводу, что высокая академическая успеваемость обучающихся положительно коррелирует с их психологическим благополучием. Такое заключение можно увидеть в работах Н. Ноддинс, У. Бронфенбреннер, Ш. Салдо, Э. Шейффер, Л. Чанг и др. Эта теория работает и в другую сторону. Многолетние исследования различных американских ученых показывают связь между девиантным поведением учащихся и их низкой удовлетворенностью жизнью.
Многочисленные факторы влияют на развитие психологического благополучия школьников. Российские исследователи в своих трудах выявили факторы, которые положительно влияют на психологическое благополучие школьников и их эмоциональное состояние:
• позитивные отношения с друзьями и родителями; [3, с. 114];
• знакомство с историей своей семьи, проявление интереса к своему происхождению и поддержание межличностных связей с большой семьей; [4, с. 93];
• благоприятная домашняя обстановка, характеризующаяся дружелюбием; [5, с. 5];
• конструктивные детско-родительские отношения; [6, с. 200];
• предоставление ребенку личного времени и пространства, уважение и защита со стороны взрослых. [7, с. 116].
Кроме того, удалось создать образ психологически благополучного школьника, обладающего следующими признаками: уверенный в себе, с адекватной самооценкой; стремится к знаниям, имеет мотивацию к обучению; способен выстраивать конструктивные отношения с окружающими; обладает эффективными навыки совладения с трудными жизненными ситуациями; способен адекватно оценивать свои и чужие действия.
Для исследования психологического благополучия обучающихся было решено рассмотреть две группы: учащихся младшей школы (1-4 классы) и средней школы (5-9 классы) используя методику: 1. «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; Реципиентами исследования выступили ученики младшей и средней школы МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани. Выборка исследования представлена 60 участниками исследования, представленных в двух группах разной возрастной категории.
По итогам проведения исследования по Шкале удовлетворенности жизнью Э.Динера, было выявлено следующее:
Среди учащихся начальной школы довольно высокие показатели удовлетворенностью жизнью: низкий уровень удовлетворенности жизнью не наблюдается, средний уровень у 37% опрошенных, высокий уровень выявлен у 53% опрошенных, очень высокий у 10%.
Однако среди опрошенных средней школы, показатели несколько отличаются. Низки уровень удовлетворенности жизнью наблюдается у 10% опрошенных, средний уровень - у 46,6%, высокий уровень у 30% опрошенных (это на 17% больше, чем в младшей школе). Высокий уровень удовлетворенности жизнью выявлен у 13,3% опрошенных школьников.
Высокий показатель удовлетворенностью жизнью нивелируется низким, поэтому можно говорить о том, что среди опрошенных показатели удовлетворенностью жизнью выше у учеников младшей школы.
Список литературы /References
1. Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: Монография. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. 104 с.
2. Падун М.А., Климова Л.А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 242-256.
3. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 114
4. Якимова Т.В., Бондаренко Я.А. Осведомленность в истории своей семьи как фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 4. С. 93
5. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.: Ю.В. Братчикова. Екатеринбург, 2013. С. 5
6. Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения: Монография. М.: Эко-Пресс, 2012. 200 с.
7. Силина О.В. Границы Я и психологическое благополучие детей 2-10 лет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 116