Научная статья на тему 'КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК РЕСУРС СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК РЕСУРС СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ШКОЛОЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМИ ЖИЗНЕННЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ / КЛАССЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатжева С.В., Брук Ж.Ю., Федина Л.В., Патрушева И.В.

С убъективное благополучие старшеклассников является серьезной темой для обсуждения в образовании, поскольку от их удовлетворенности собой и своими жизненными перспективами во многом зависит успех в будущей профессиональной деятельности и самореализации. Предметом данного исследования является субъективное благополучие школьников в процессе профессионального самоопределения. Целью исследования стало изучение потенциала обучения в классах психолого-педагогической направленности для повышения уровня субъективного благополучия учащихся средних и старших классов школы. Исследование реализовано в апреле 2021 года на базе общеобразовательной школы г. Тюмени с участием 807 учащихся 7-11 классов с использованием авторского опросника. В данной статье для анализа взяты индикаторы: удовлетворенность школой; удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами. Статистический анализ данных проходил с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Авторы пришли к выводу, что классы психолого-педагогической направленности, предлагая систему обучения в рамках расширения коммуникативной грамотности, навыков творческого решения задач, умения работать в коллективе, помогать и поддерживать своих друзей и быть наставником для младших школьников (или одноклассников), позволяют развивать показатели субъективного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатжева С.В., Брук Ж.Ю., Федина Л.В., Патрушева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL DIRECTIONAS A RESOURCE OF SENIOR STUDENTS' SUBJECTIVE WELL-BEING

Subjective well-being of senior students is a serious topic for discussion in education due to the fact that their success in future professional activities and self-realization largely depends on their satisfaction with themselves and their life prospects. The subject of this research is the subjective well-being of students in the process of professional self-determination. The aim of the survey was to study the potential of teaching in psychological-pedagogical classes to increase the level of subjective well-being of middle and senior students. The study was carried out in April 2021 on the basis of a secondary school in Tyumen with the participation of 807 students in grades 7-11 using the author's questionnaire. In this article, the following indicators are taken for analysis: satisfaction with the school; satisfaction with oneself and one's life prospects. Statistical analysis of the data was carried out using the software tools IBM SPSS Statistics. The authors came to the conclusion that psychological-pedagogical classes, offering a learning system within the framework of expanding communication literacy, creative problem solving skills, the ability to work in a team, help and support their friends and be a mentor for younger students (or classmates), allow to optimize students' subjective well-being.

Текст научной работы на тему «КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК РЕСУРС СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.004 УДК 371.212.3 ББК 74.202.42

С.В. ИГНАТЖЕВА, Ж.Ю. БРУК, Л.В. ФЕДИНА,

КЛАССЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК РЕСУРС СУБЪЕКТИВНОГО

И.В. ПАТРУШЕВА БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20-413-720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».

Субъективное благополучие старшеклассников является серьезной темой для обсуждения в образовании, поскольку от их удовлетворенности собой и своими жизненными перспективами во многом зависит успех в будущей профессиональной деятельности и самореализации. Предметом данного исследования является субъективное благополучие школьников в процессе профессионального самоопределения. Целью исследования стало изучение потенциала обучения в классах психолого-педагогической направленности для повышения уровня субъективного благополучия учащихся средних и старших классов школы. Исследование реализовано в апреле 2021 года на базе общеобразовательной школы г. Тюмени с участием 807 учащихся 7-11 классов с использованием авторского опросника. В данной статье для анализа взяты индикаторы: удовлетворенность школой; удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами. Статистический анализ данных проходил с применением программного инструментария IBM SPSS Statistics. Авторы пришли к выводу, что классы психолого-педагогической направленности, предлагая систему обучения в рамках расширения коммуникативной грамотности, навыков творческого решения задач, умения работать в коллективе, помогать и поддерживать своих друзей и быть наставником для младших школьников (или одноклассников), позволяют развивать показатели субъективного благополучия.

Subjective well-being of senior students is a serious topic for discussion in education due to the fact that their success in future professional activities and self-realization largely depends on their satisfaction with themselves and their life prospects. The subject of this research is the subjective well-being of students in the process of professional self-determination. The aim of the survey was to study the potential of teaching in psychological-pedagogical classes to increase the level of subjective well-being of middle and senior students. The study was carried out in April 2021 on the basis of a secondary school in Tyumen with the participation of 807 students in grades 7-11 using the author's questionnaire. In this article, the following indicators are taken for analysis: satisfaction with the school; satisfaction with oneself and one's life prospects. Statistical analysis of the

S.V. IGNATJEVA, ZH.YU. BRUK, L.V. FEDINA, I.V. PATRUSHEVA

CLASSES OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL DIRECTION AS A RESOURCE OF SENIOR STUDENTS' SUBJECTIVE WELL-BEING

data was carried out using the software tools IBM SPSS Statistics. The authors came to the conclusion that psychological-pedagogical classes, offering a learning system within the framework of expanding communication literacy, creative problem solving skills, the ability to work in a team, help and support their friends and be a mentor for younger students (or classmates), allow to optimize students' subjective well-being.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: субъективное благополучие, старшеклассники, профиль обучения, удовлетворенность школой, удовлетворенность собой, удовлетворенность своими жизненными перспективами, статистический анализ данных, классы психолого-педагогической направленности

KEY WORDS: subjective well-being, satisfaction with school, satisfaction with oneself and one's life prospects, statistical analysis of data, psychological-pedagogical classes, psychological-pedagogical classes.

ВВЕДЕНИЕ. Национальный проект «Образование» одним из целевых ориентиров определяет внедрение новых методов и технологий обучения, обеспечивающих овладение учащимися навыков и умений, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию [6].Большое распространение в России получили профильные классы разной направленности. Ученые отмечают позитивное влияние профильной подготовки на психоэмоциональное благополучие старших школьников. Понимание сферы профессиональной деятельности, по отношению к которой осуществляется подготовка, участие в профессиональных пробах повышают уверенность в собственных силах, снижают стрессовость ситуации выбора профессии, позволяет избежать ошибок и разочарований.

Вместе с тем, открытым остается вопрос о форме и содержании профильного обучения. Исследования межличностных отношений старшеклассников, обучающихся в классах разного профиля, позволили выделить тенденции дисгармонии в общении и взаимодействии внутри классных коллективов. Так, одним из последствий ранней профессионализации оказывается сужение Я-концепции [8].

Инициатива Минпросвещения России по созданию классов психолого-педагогической направленности позволяет расширить обсуждение вопроса о профильном обучении старшеклассников. Помимо знакомства с профессией педагога, школьники получают возможность исследовать собственные способности и развивать универсальные компетенции («soft skills): коммуникабельность, креативность, критическое мышление, способность к кооперации, навыки проектирования и др. Профильное обучение в данном случае берет на себя задачи «... организации самопознания, развития профессиональных интересов, профессионального самоопределения, соотнесения собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии» [7].

Новые профессиональные стандарты, модернизация общего образования, стремительно меняющийся образ профессий требуют от современного педагога новых компетенций. Учителю необходимо уметь работать с детьми в условиях гетерогенности, открытого образовательного пространства, неустойчивых форм и технологий. В этой связи, основу компетентности педагога составляет готовность осваивать новые компе -тенции, обучаться и внедрять инновации, способность быть открытым к актуальным способам общения и взаимодействия.

Классы психолого-педагогического профиля обучения способны создать пространство, где знакомство с профессией осуществляется через самопознание и взаимодействие. По сравнению с любым другим профилем, такие классы решают вопросы развития личности, способной демонстрировать качества преадаптивности [2]. Знание

основ психологии и педагогики, умения и навыки, развитые в процессе практик (наставничества, волонтерства), для значительной части обучающихся станет «избыточной способностью» (А.Г. Асмолов) [2]. Не все станут педагогами, но умение работать в коллективе, руководить процессом, планировать и контролировать его — залог будущей самореализации в профессии и в жизни.

Опыт реализации проекта «Школа «Будущего педагога» в Белгородской области, в котором участвовали 22 муниципальных образования, подтверждает, что организация психолого-педагогической поддержки обучающихся в период выбора педагогической профессии «не только ориентирует и организует учебную деятельность школьника <...>, но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему <...>. Как субъект профессионально-педагогической деятельности старший школьник начинает принимать самостоятельные решения и учится нести за них ответственность. Субъективно успешный выбор профессии характеризуется переживанием осмысленности собственной жизни.» [5].

Ситуация выбора — оптация, в которой находятся старшие школьники,— «психологически сложный, кризисный этап личностного становления в подростково-юношеский период персоногенеза» [10]. Л.В. Васильева, И.В. Толстоухова отмечают, что правильный выбор профессии «позволит в дальнейшем обеспечить успешное преодоление возникающих трудностей на профессиональном пути, в частности, сложности адаптационного периода, возникновения психологических проблем, процесса профессионального выгорания» [3].

У современных школьников средних и старших классов наблюдается недостаточная готовность к осознанному выбору профессии, не сформированы учебно-профессиональные мотивы, не вполне развиты качества личности, позволяющие адекватно оценить собственные интересы, способности и возможности [1]. Исследование образовательных потребностей абитуриентов, проведенное нами в 2017-2018 гг., показало, что около 30% 11-классников видят свое будущее в общих чертах, а 20% вообще не определились с выбором будущей профессии.

Результаты многочисленных исследований, проведенных как в России [4; 15], так и за рубежом [11, 14], идентичны — постепенно у школьников снижается «благополучие» в сферах, имеющих отношение к школе и учителю. Сводные международные результаты позволили отметить общую тенденцию вытеснения «симпатий к школе» — доля детей, которым нравится ходить в школу, уменьшается с возрастом [16]. Аналогичная тенденция отмечается в исследовании с участием около 2000 школьников Тюменской области, 10-12 лет, где установлено, что из всех сфер жизни (отношения с родными, семья, друзья, времяпровождение, материальное благополучие и др.) менее всего дети удовлетворены именно школьной жизнью [12].

Испанские ученые Casas F., & Gonzalez M. School [13] предложили «гипотезу двух миров», в которой школа представляет собой две отдельные области: первая связана с получаемыми знаниями и учебной деятельностью, а также отношения с учителями; вторая область ассоциируется с друзьями и одноклассниками. Авторы полагают, что использование одного пункта для оценки «удовлетворенность школой» может быть неприемлемым.

Вместе с тем, Г.Н. Эйдельман и Е.А. Сергиенко связывают психологическое благополучие молодых людей в период профессионального самоопределения с отношением к себе. Личностными ресурсами для старшеклассников могут стать: оценка своих коммуникативных навыков, субъектных характеристик, толерантности и самоорганизации в жизнедеятельности. В результате исследований ими было установлено, что «из трех основных психологических потребностей, ведущей становится связан-

ность с другими людьми, которая компенсирует недостаточность профессиональной компетенции» [9].

Таким образом, в качестве предикторов успешного самоопределения, в том числе в профессии, выступают: отношение и система взаимодействия с учителями (школой), с друзьями (одноклассниками), отношение к себе и самооценка. Субъективное благополучие школьников во всех аспектах способно стать основой для успешного профессионального самоопределения. Вместе с тем, классы психолого-педагогической направленности создаются для того, чтобы дети в процессе знакомства с педагогической профессией получили опыт успешного взаимодействия с учителем (школой), более точно оценили свои желания, способности и осознанно подходили к выбору профессии.

ЦЕЛЬ настоящего исследования — изучение потенциала обучения в классах психолого-педагогической направленности для повышения уровня субъективного благополучия учащихся средних и старших классов школы.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Исследование реализовано в апреле 2021 года на базе общеобразовательной школы г. Тюмени. Всего в исследовании приняли участие 807 учащихся 7-11 классов, где 390 (48.3%) респондентов составили юноши, 417 (51.7%) — девушки. По классам выборка распределилась следующим образом: 7 класс — 141 ученик (17.5% от общего количества опрошенных); 8 класс — 223 ученика (27.6%); 9 класс — 230 учащихся (28.5%); 10 класс — 127 учеников (15.7%); 11 класс — 86 учащихся (10.7%).

Исследование проводилось при помощи авторского опросника. За основу взят опро -сник международного исследовательского проекта по изучению субъективного благополучия детей «Детский мир» — Children's World (https://isciweb.org/), который дополнен индикаторами, связанными с удовлетворенностью собой и своими жизненными перспективами.

Индикаторы оценивались респондентами по 5-и балльной шкале: от абсолютного несогласия (1) до абсолютного согласия (5) с предложенными утверждениями. Опрос включал в себя 25 вопросов, объединенных в 4 раздела, вопросы раскрывали удовлетворенность школьников школой, семьей, друзьями, собой и своими жизненными перспективами. В данной статье для анализа взяты «удовлетворенность школой»; «удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами».

Опрос проводился с использованием Google-формы, среднее время выполнения — 30 минут. Для статистического анализа данных и презентации результатов исследований в работе использован программный инструментарий IBM SPSS Statistics, версия 23 для Windows.

Количественные значения факторов вычислены как средние значения соответствующих индикаторов. Для сравнения средних значений факторов в двух независимых выборках (пол: мальчики/девочки) используется критерий Стьюдента, а в более чем в двух выборках (классы) — однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследование субъективного благополучия среди школьников 7-11 классов позволили установить следующие тенденции.

Средние значения удовлетворенности по всей выборке распределились следующим образом: самые низкие показатели получили разделы «удовлетворенность школой» (3.34), 2удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами2 (4.3). Более всего учащиеся удовлетворены своими друзьями (4.63) и семьей (4.53). Вместе с тем, уровень удовлетворенности школой снижается в зависимости от года обучения у всех респондентов независимо от пола. Наиболее значимые различия наблюдаются между девочками (3.26) и мальчиками (3.60) в 7-м классе.

Рассмотрим отдельные индикаторы удовлетворенности школой.

Рис. 1. Процент респондентов, согласных/абсолютно согласных с утверждением «Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни» среди мальчиков и девочек из разных классов

На основании данных, представленных на рис. 1, можно заключить, что с возрастом убежденность учащихся в том, что школа готовит к самостоятельной жизни, резко снижается. Так, в 7 классе с этим утверждением согласны 56.4% мальчиков и 40.7% девочек, в 11-м классе согласны только 19.4% юношей и 16% девушек. У учащихся 9-х классов наблюдается резкое различие между мальчиками и девочками в оценке данного утверждения — мальчики оценивают школу более позитивно (60.4%), чем девочки (48.4).

Отвечая на вопросы «Я считаю, что в школе созданы все условия для развития моих способностей», «Мне нравится учиться», «Я думаю, у меня хорошие перспективы в жизни», ученики продемонстрировали очевидное противоречие в собственных взглядах и суждениях: они полагают, что школа не готовит их к самостоятельной жизни и не учитывает их индивидуальность, однако они высоко оценивают свои жизненные перспективы и им нравится учиться в школе.

Сравнительный анализ субъективного благополучия в выборке девочек и мальчиков фиксирует негативную тенденцию снижения показателей удовлетворенности собой и своими жизненными перспективами среди мальчиков (рис. 2).

Оцениваемы? ргсргшгольные средине для Удовлетворенность собой н свонмн зкм и--иными пер еле

Рис. 2. Средние показатели удовлетворенности собой и своими жизненными перспективами у мальчиков и девочек, обучающихся в разных классах

Средние показатели девочек по данному индикатору в целом ниже, чем у мальчиков (4.24 в 7 классе; 4.12 в 9 классе); но у девушек, в отличие от юношей, к 11-му классу удовлетворенность собой и своими перспективами несколько увеличивается — от 4.13 в 10 классе до 4.28 в 11-м классе. Полученные данные говорят о том, что мальчики в целом с возрастом становятся менее удовлетворены собой, к концу школьного обучения значительно теряют надежду на удачные жизненные перспективы.

Результаты обработки данных методом однофакторного дисперсионного анализа позволили установить следующие тенденции в показателях субъективного благополучия испытуемых: влияние возраста на удовлетворенность школой; удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами, отдельно у девочек и мальчиков. Установлено, что у мальчиков возраст влияет на оба фактора, при этом уровень удовлетворенности снижается; у девочек обнаружена корреляция возраста с удовлетворенностью школой (табл. 1).

Таблица 1. Результаты ANOVA при оценке влияния возраста (класса) на удовлетворенность школой и жизненными перспективами у мальчиков и девочек

Пол Показатель удовлетворенности F Значимость

мужской Удовлетворенность школой 3,383 ,010

Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами 2,462 ,045

женский Удовлетворенность школой 2,827 ,025

Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами ,516 ,724

Анализ влияния пола (табл. 2) между показателями субъективного благополучия испытуемых в зависимости от класса (удовлетворенность школой; удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами — отдельно у мальчиков и девочек в разных классах), демонстрирует, что в старших классах такое влияние практически не обнаружено, в то время как в 7 классе это влияние значительно: мальчики и девочки отмечают различное мнение о том, что им нравится, и как школа и обстановка в ней влияет на их будущее. С возрастом такие различия стираются.

Таблица 2. Уровни статистической значимости критерия Стьюдента для независимых выборок при сравнении удовлетворенности школой и жизненными перспективами у мальчиков и девочек разного возраста (класса)

Класс Показатель удовлетворенности ^критерий для равенства средних

7 Удовлетворенность школой ,049

Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами ,009

8 Удовлетворенность школой ,097

Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами ,034

9 Удовлетворенность школой ,063

Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами ,005

10 Удовлетворенность школой Удолетворенность собой и своими жизненными перспективами ,970 ,178

11 Удовлетворенность школой ,606

Удовлетворенность собой и своими жизненными перспективами ,512

Анализ полученных результатов позволяет выделить ряд особенностей субъективного благополучия школьников 7-11 классов, общие показатели которого серьезно снижаются

от средних к старшим классам. Ученики отмечают, что не чувствуют внимания со стороны учителей, им не хватает поддержки, уверенности в том, что все, что они получили в школе, обеспечит им счастливое будущее. При этом в процессе обучения более ярко «теряют» удовлетворенность школой мальчики, по сравнению с девочками.

Также можно констатировать наличие некоторой претензии учащихся к школе, к системе образования в целом — при общей удовлетворенности получаемыми в школе знаниями учащиеся выражают недовольство системой общего образования — оно, по мнению учеников, не готовит их к самостоятельной жизни в будущем, не создает условий для оптимального развития индивидуальных способностей учащихся.

Очевидно, что обозначенный разрыв свидетельствует о слабо развитой субъектной позиции в оценке факторов собственной успешности. Есть достаточно высокая оценка себя и своих способностей (от 86,1% в 11 классе до 100% — в 7) и надежда на то, что все у меня будет хорошо (от 86,1% в 11 классе до 98,2% — в 7). Вместе с тем, только 28% девушек в 11-ом классе отмечают, что в школе созданы все условия для развития их способностей, при этом в этой же выборке 62% отвечают положительно на вопрос "Нравится ли тебе учиться?".

Классы психолого-педагогической направленности, предлагая систему обучения в рамках расширения коммуникативной грамотности, навыков творческого решения задач, умения работать в коллективе, помогать и поддерживать своих друзей и быть наставником для младших школьников (или одноклассников), позволяют развивать показатели субъективного благополучия. Объективная оценка своих способностей и вклада учителей и школы в этот капитал будут способствовать видению старшеклассниками реальных ресурсов внутри и вне собственной личности, что будет влиять на их субъективное благополучие и удовлетворенность собой и окружающей жизнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, эмпирическое исследование показывает необходимость поиска путей повышения уровня субъективного благополучия школьников в условиях профессионального самоопределения. Анализ теоретических подходов и существующих практик дает основание в качестве ресурса рассматривать потенциал психолого-педагогических классов. Основная направленность — знакомство с профессией — не является единственной задачей этого профиля. Содержание и способы реализации программы таких классов способствуют личностному самоопределению старших школьников, помогают понять себя, развивают способность к адекватной оценке собственных возможностей, умения изучать и проектировать свои жизненные перспективы. В связи с чем мы можем предполагать, что уровень субъективного благополучия у обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности будет повышаться. Однако данная гипотеза требует дополнительных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арендачук И.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 204-211.

2. Асмолов А. Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.

3. Васильева Л.В., Толстоухова И.В. Основные факторы, влияющие на выбор будущей профессии // Вестник СурГПУ. № 2 (65) 2020.

4. Водяха С. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 114-120.

5. Гордиенко И.В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональ-

ный аспект // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 50-53.

6. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№ 16). URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 18.06.2021).

7. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования»). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381430/ (дата обращения: 17.06.2021)

8. Федина Л.В. Профиль обучения как фактор дисгармонии межличностных отношений старшеклассников // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/profll-obucheniya-kak-faktor-disgarmonii-mezhlichnostnyh-otnosheniy-starsheklassnikov (дата обращения: 16.06.2021).

9. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 50. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.06.2021).

10. Ясько Б.А., Литвинова Т.Н., Гайдук Т.А., Тхагалижокова Л.В. Мотивационно-смысловая основа выбора профессии старшеклассниками, включенными в систему довузовской подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. С. 181-190.

11. Bernard M.E. et al. Ecological Levels of Social and Emotional Wellbeing of Young People // Child Indicators Research. 2018. Vol. 11 (2). Pp. 661-679.

12. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N. and Volosnikova L. Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective Well-Being among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review. 2021. Vol. 60 (1). Pp. 75-96

13. Casas, F., & González, M. School: One world or two worlds? Children's perspectives // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 80. Pp. 157-170.

14. Dinisman Т. et al. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis. Children and Youth Services Review. 2017. 80 (9). Pp. 105-115.

15. Ignatjeva S., Bruk Zh., and Semenovskikh T. Reflective Component in the Structure of Children's Subjective Well-Being // Child Indicators Research. 2020. Vol. 13(2). Pp. 609-634.

16. Kutsar D. et al. Do children like school — Crowding in or out? International comparison of children's perspectives // Children and Youth Services Review.— 2017. Vol. 80 (9). Pp. 140-148.

REFERENCES

1. Arendachuk I.I. Osobennosti professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja na jetape podgotovki k profil'nomu obucheniju [Peculiarities of Professional Self-Determination of Students at the Stage of Preparation for Subject Oriented Training]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2018. Vol. 7. № . 3 (27). S. 204-211. (In Russian).

2. Asmolov A.G., Shekhter E.D., Chernorizov A.M. Preadaptacija k neopredelennosti: nepredskazuemye marshruty jevoljucii [Preadaptation to Uncertainty: Unpredictable Evolutionary Paths]. Moscow: Akropol Publisher, 2018. 212 s. (In Russian).

3. Vasilyeva L.V., Tolstoukhova I.V. Osnovnye faktory, vlijajushhie na vybor budushhej professii [The main factors influencing on the choice of a future profession] // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2020. № 2 (65). S. 50-55. (In Russian).

4. Vodyaha S.A. Osobennosti psihologicheskogo blagopoluchija starsheklassnikov [Features of psychological well-being of upper-form pupils]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2013. Vol. 18. No. 6. S. 114-120. (In Russian).

5. Gordienko I.V. Professional'naja orientacija ipedagogicheskoe soprovozhdenieprofíl'noj ipredprofíl'noj podgotovki obuchajushhihsja k vyboru pedagogicheskoj professii: regional'nyj aspekt [Professional orientation and pedagogical support of the profile and pre-profile training of the pedagogical professions learning to the election of the pedagogical profession: regional aspect] // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. T. 6. № 4(21). S. 50-53. (In Russian).

6. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g.№ 16) [Passport of the national project "Education"]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (data obrashheniya: 18.06.2021). (In Russian).

7. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot30.03.2021 N VB-511/08 «O napravlenii metodicheskih rekomen-dacij» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij po ot-krytiyu klassov «Psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti» v ramkah razlichnyh profilej pri realizacii obrazovatel'nyh programm srednego obshchego obrazovaniya») [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 30.03.2021 N WB-511/08 «On the direction of methodological recommendations»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381430/ (data obrashheniya: 17.06.2021). (In Russian).

8. Fedina L.V. Profil' obuchenija kak faktor disgarmonii mezhlichnostnyh otnoshenij starsheklassnikov [Profile of education as a factor of disharmony interpersonal relations of senior pupil] // Pedagogical Review. 2017. № 2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profil-obucheniya-kak-faktor-disgarmonii-mezhlichnostnyh-otnosheniy-starsheklassnikov (data obrashheniya: 16.06.2021). (In Russian).

9. Eidelman G.N., Sergienko E.A. Rol'sub#ektivnyh faktorov vpsihologicheskom blagopoluchiimolodezhi v situacii professional'nogo samoopredelenija [The role of subjective factors in the psychological well-being of youth in the situation of professional self-determination. Psikhologicheskie Issledovaniya]. 2016. Vol. 9. No. 50. S. 8. (In Russian).

10. Yasko B.A., Litvinova T.N., Gayduk T.A., Tkhagalizhokova L.V. Motivacionno-smyslovaja osnova vybora professii starsheklassnikami, vkljuchennymi v sistemu dovuzovskoj podgotovki [Motivational and semantic basis of choice of profession by the seniors included in system of pre-university training] // Bulletin of the Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. (3 (162). S. 181-190. (In Russian).

11. Bernard M.E. et al. Ecological Levels of Social and Emotional Wellbeing of Young People // Child Indicators Research. 2018. Vol. 11 (2). P. 661-679. 1. (In English).

12. Bruk Zh., Ignatjeva S., Sianko N. and Volosnikova L. Does age Matter? Life Satisfaction and Subjective Well-Being among Children Aged 10 and 12 in Russia // Population Review. 2021. Vol. 60 (1). P. 75-96. 1. (In English).

13. Casas F., & González M. School: One world or two worlds? Children's perspectives // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 80. P. 157-170.1. (In English).

14. Dinisman T. et al. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis // Children and Youth Services Review. 2017. 80 (9). P. 105-115. (In English).

15. Ignatjeva S., Bruk Zh., and Semenovskikh T. Reflective Component in the Structure of Children's Subjective Well-Being // Child Indicators Research. 2020. Vol. 13(2). P. 609-634. (In English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kutsar D. et al. Do children like school — Crowding in or out? International comparison of children's perspectives // Children and Youth Services Review.— 2017. Vol. 80 (9). S. 140-148. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.