Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 117-127.
УДК 159.99
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ
Чувашова А. Г.1, Конарева И. Н.2
12Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: antonina_sevast@mail.ru1, i.n.konareva@mail.ru2
В статье проанализированы основные исследования психологического благополучия детей в период с 2018 по 2019 год, представленные в научных отечественных изданиях. Выявлены отсутствие единой теоретической концепции в понимании данного феномена и различия в диагностических подходах. Предлагается рассмотрение психологического благополучия дошкольников в контексте культурно-деятельностной парадигмы психологии. В рамках культурно-исторического учения Л. С. Выготского и учения о деятельности А. Н. Леонтьева предложено авторское понятие «психологическое благополучие» для детей дошкольного возраста, а также описаны особенности структуры деятельности детей от 3 до 7 лет. Сформулированы представления о потребностях дошкольников, зависимых от социальной ситуации развития, как об индивидуально-личностных детерминантах их психологического благополучия.
Ключевые слова: психологическое благополучие, культурно-деятельностная парадигма, дошкольный возраст, потребность, индивидуально-личностные особенности, социальная ситуация развития.
ВВЕДЕНИЕ
Проанализировав научные исследования «психологического благополучия» (ПБ) в отечественной психологии за период с 2018 по 2019 год, можно получить противоречивую картину представлений о данном феномене. Практически каждый автор предлагает новую интерпретацию, новые разнообразные критерии оценки и соответствующие им модели исследования. Наметившаяся тенденция, при всем многообразии эмпирического материала, способствует размыванию целостного представления о ПБ. Нами предпринята попытка обоснования понятия «ПБ» для детей дошкольного возраста в контексте культурно-деятельностной парадигмы. Это поможет обобщить основные показатели психического развития ребенка от трех до семи лет для создания комплексной диагностической модели, позволяющей исследовать и описывать ПБ с выделением групп детей дошкольного возраста. Данная модель позволит специалистам психологам проводить как скрининговые, так и углубленные исследования на дошкольном этапе образования, более эффективно определять приоритетные направления при работе с большим контингентом детей, продуктивно планировать и реализовывать свою профессиональную деятельность на основе полученных данных.
117
Цель статьи - описать представление о психологическом благополучии детей дошкольного возраста в контексте культурно-деятельностной парадигмы.
Задачи статьи. 1) Проанализировать существующие подходы в понимании феномена «ПБ» в отечественной психологии на основе анализа представленных в научной литературе публикаций за последние два года. 2) Сформулировать понятие «ПБ» для детей дошкольного возраста в рамках культурно-деятельностной парадигмы отечественной психологии. 3) Раскрыть суть понятий «деятельность», «потребность» и «индивидуально-личностные особенности» применительно к возрастному периоду от трех до семи лет. 4) Сформулировать основные идеи создания модели диагностики групп дошкольников по критерию их ПБ.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Психодиагностика является приоритетным и ключевым видом профессиональной деятельности психолога в образовательной организации. Анализ результатов психодиагностических мероприятий позволяет составлять общий план работы специалиста, выявлять детей, нуждающихся в помощи, детей с особыми образовательными потребностями, детей из группы риска. Ведущие отечественные специалисты в области детской психодиагностики, клинические психологи М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, так описывают ситуацию, сложившуюся в современной отечественной практике: «В настоящее время в психологической диагностике сложилась достаточно сложная ситуация, обусловленная, с одной стороны, значительными изменениями в состоянии всей современной детской популяции, а с другой - недостаточностью только лишь феноменологического, и в том числе психометрического, подхода к оценке психического состояния ребенка. Усугубляет положение некоторая неопределенность и все большее «размывание» понятия нормы, тенденция к большей детерминации ее социальными условиями. Подобная неопределенность связана с увеличением инноваций в образовании, ориентацией многих образовательных систем на индивидуальный характер развития ребенка, а также все большей «разнородностью» детской популяции, «полинациональностью» образовательных учреждений страны. Но все же в первую очередь необходимо говорить о специфике изменения динамики развития современного ребенка, усложнении самой структуры развития, многофакторности механизмов и причин наблюдаемой феноменологии. И поэтому, в какой бы области «сопровождения» детства ни работали современные специалисты, они вынуждены постоянно пребывать в поиске новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в пространстве современных учреждений образования» [1, с. 9].
Возможно, сейчас уже необходим новый подход в реализации психологического сопровождения современного образовательного процесса на дошкольном этапе. В основе такого подхода должны быть критерии, которые позволят специалистам психологам проводить эффективную психодиагностику большого контингента детей с множеством психологических особенностей, и выделять на основе такой диагностики группы (по аналогии с группами здоровья в медицине, и с группами нервно-психической устойчивости в военной психологии). Выделение групп детей
118
позволит оптимизировать психологическое сопровождение в дошкольном учреждении. Такой подход может обеспечить универсальность психологической оценки и универсальность целей психологического сопровождения в рамках всей системы образования на дошкольном этапе [2].
Предлагаем взять за основу такой диагностики оценку ПБ. В предыдущей статье «Психологическое благополучие детей дошкольного возраста: психодиагностическая модель исследования» [2] нами был проведен анализ научной литературы по проблеме понимания феномена «ПБ» в отечественной и зарубежной психологии. В ходе представленного анализа видно, что единой теоретической концепции по данному вопросу не существует. Исследования ПБ, опубликованные в отечественных научных изданиях в период с 2018 по 2019 год, подтверждают данную тенденцию. За этот период были изданы работы по следующей проблематике, касающиеся ПБ:
- Леонтьев Д. А. и соавт. в исследовании переживаний в учебной деятельности и их связи с ПБ описывают следующую закономерность: «Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (а показатель пустоты - обратные связи) с индикаторами благополучия (удовлетворенность жизнью, осмысленность жизни, общая самоэффективность). Это говорит о конвергентной валидности показателей удовольствия и осмысленности учебы и позволяет использовать их как компактные непрямые показатели общего благополучия учащихся» [3, с. 61].
- Молчанов С. В. и соавт., изучая моральные суждения подростков с разным уровнем ПБ, рассматривают этот феномен следующим образом: «Психологическое благополучие в его ценностной составляющей выступает как система базисных убеждений личности» [4, с. 32].
- Карабанова О. А., по результатам исследования роли семьи и школы в обеспечении ПБ младших школьников, считает, что ПБ зависит от ценностей родителей и педагогов: «Ценностная позиция родителей в отношении школы, учебной деятельности, новой социальной роли ученика, готовность родителя к кооперации и сотрудничеству с ребенком в учебной деятельности выступили важным фактором, определяющим психологическое благополучие». ПБ в данном случае понимается как показатель психологической адаптации ребенка к образовательной среде: «Психологическое благополучие на этом возрастном этапе связано с успешностью вхождения ребенка в новое социальное образовательное пространство школы и освоением им новой социальной роли» [5, с. 23-24].
- Лубовский Д. В. исследовал ПБ слабоуспевающих обучающихся в школах США и также рассматривает его в тесной взаимосвязи с адаптацией: «Один из важнейших показателей школьной адаптации и психологического благополучия обучающихся - вовлеченность школьников в учение». Сам термин раскрывается через критерий его оценки и описание методик исследования ПБ: «Они представляют собой методики по типу карт наблюдения с заранее выделенными параметрами, по которым можно спрогнозировать как академическую успешность или неуспешность, так и психологическое благополучие в связи с успешностью в учебной деятельности» [6, с. 36].
119
- Водяха С. А. и Ю. Е. исследовали мотивацию выбора стратегии визуальной самопрезентации подростков в интернет-пространстве и влияние на нее ПБ личности. В данном случае ПБ понимается ими как субъективное переживание: «Преодоление ощущения собственного психологического неблагополучия стимулирует личность к поиску путей, способов и средств избегания, компенсации или нивелирования этих переживаний и формирует квазипотребность демонстрации социального статуса и материальных достижений, детерминирует мотивацию выбора стратегии самопрезентации личности» [7, с. 219].
- Климаков О. В. и Шаповаленко И. В., анализируя особенности феномена ПБ в ранней взрослости, описывают ПБ как особое состояние, связанное с переживанием внутренней гармонии; человек при этом находится в хорошем настроении и испытывает удовлетворенность своей жизнью [8].
- Броварец Д. Ю., изучая связь коммуникативных универсальных учебных действий и ПБ у учащихся вторых классов, рассматривает ПБ с позиций субъективных представлений детей и особенностей их совладания со сложными ситуациями [9].
- Кенджаева Н. А. и Кочетова Ю. А., анализируя ПБ старших подростков с разным уровнем развития эмпатии, предлагают рассматривать ПБ с позиций адаптации, смысложизненных ориентаций и осуществления межличностных взаимоотношений [10].
- Кочетова Ю. А. и Миронычева С. В., исследуя проявления жизнестойкости и ПБ в юношеском возрасте, описывают ПБ с помощью методики К. Рифф: способность следовать своим убеждениям; позитивная оценка себя и своей жизни; способность управлять своей жизнью (компетентность); наличие целей в жизни (направленность и смысл); личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации [11].
- Грибоедова О. И. связывает развитие аутопсихологической компетентности подростков с повышением ПБ школьников: наличием целей в жизни, положительным отношением с другими, личностным ростом, управлением окружением, самопринятием и автономией [12].
- Дерюгина Н. И. в статье «Модель социально-психологических ресурсов жизнеспособности личности в структуре психологического благополучия человека» так описывает соотношение ПБ и жизнеспособности: «Психологическое благополучие является достаточно сложным феноменом, который включает в себя удовлетворенность жизнью, психологическое здоровье, счастье человека. В более широком смысле психологическое благополучие определяется как положительный потенциал человека, от которого зависит успешность реализации жизненных задач и планов, наличие соответствующих ресурсов для достижения целей и поддержания психологического здоровья человека. Ведущим условием достижения психологического здоровья и благополучия является жизнеспособность личности» [13, с. 503].
Резюмируя обзор данных исследований, можно привести мнение Б. Е. Пахоль: «Теоретический анализ исследуемой проблемы свидетельствует о том, что по сравнению с субъективным благополучием, которое обозначает субъективность
120
любых оценок, психологическое - отражает осознаваемые и неосознаваемые потенции человека вести полноценную жизнь и справляться с различными проблемами. В этом смысле, психологическое благополучие - состояние оптимального функционирования личности, одним из измерений которого является субъективная оценка различных аспектов жизни (уровень субъективного благополучия), неосознаваемые аспекты которого измеряются с помощью инструментов психологической диагностики. Субъективная оценка любого компонента благополучия (собственной компетентности, автономии, позитивного самовосприятия и т. д.) является лишь одним из важных аспектов благополучия, но не достаточным. Субъективная и объективная оценки могут вообще не совпадать, но для общей адекватной оценки благополучия необходимо учитывать оба показателя» [14, с. 12].
Несмотря на то, что в представленных исследованиях предлагаются различные варианты диагностики ПБ, применить их к детям дошкольного возраста невозможно, учитывая специфические возрастные особенности. Также не представляется возможным ориентироваться на рассмотренные теоретические составляющие ПБ применительно к детскому возрасту от трех до семи лет.
Мы считаем наиболее полным, логичным и теоретически обоснованным подходом к исследованию ПБ детей дошкольного возраста подход в рамках культурно-деятельностной парадигмы психологии.
Культурно-историческая парадигма, заложенная в работах Л. С. Выготского, продолжена в исследованиях российских психологов А. Н. Леонтьева,
A. В. Запорожца, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной,
B. В. Давыдова, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова, Н. Ф. Талызиной, Н. Г. Салминой и многих других. В конце 1930-х гг. психологи харьковской школы А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин и Л. И. Божович показали, что в основе развития обобщений лежит непосредственная практическая деятельность субъекта, а не речевое общение. Тезис о значении деятельности в психическом развитии человека позволил по-новому проанализировать проблему детерминации психического развития, преодолеть пределы двухфакторной (наследственность и среда) трактовки развития.
В работах отечественных психологов показано, что усвоение общественно-исторического опыта может происходить только в активной деятельности самого ребенка. Как резюмирует Л. Ф. Обухова, «процесс развития - это самодвижение субъекта, осуществляющееся благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности» [15, с. 36]. Д. Б. Эльконин определил путь развития ребенка как содействие организации детской деятельности, соответствующей данному возрасту [цит. по: 15].
Значимое место в психологии занимает деятельностный подход, основателями которого являются А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. В деятельностном подходе, как его описывает И. В. Слободчиков, исходным является анализ преобразований психической реальности в процессе деятельности. «Категория деятельности объемлет и объектные, и структурные, и функциональные, и динамические
121
представления о характере психического. Именно деятельностный подход заложил основы понимания «развития» не только как созревания или простых изменений во времени, но и как качественного преобразования в психологической системе, приводящего к принципиально новому ее строю и способу функционирования» [16].
Для диагностики ПБ ребенка дошкольного возраста мы предлагаем оценку баланса психического развития ребенка и требований, предъявляемых ему определенной культурной средой.
В этом аспекте психологическое благополучие ребенка дошкольного возраста понимается нами как интегральная совокупность его эмоционально-волевого, познавательного и индивидуально-личностного развития, соответственно требованиям его культурной среды на данный момент времени.
Следует отметить, что учитывая физиологические процессы роста организма и развития психики в период детства, данная оценка может отражать уровень ПБ только на определенный, конкретный момент времени. Под требованиями культурной среды мы понимаем возрастные нормы психического развития, принятые в конкретном обществе.
Мы рассматриваем ПБ в контексте представлений Л. С. Выготского о том, что процесс психического развития - это путь от социального к индивидуальному; источником развития психики является культурная среда, а движущей силой психического развития - обучение. Таким образом, ПБ представляет собой комплексную оценку успешности описанного Л. С. Выготским процесса психического развития ребенка на определенный момент времени.
Важным фактором ПБ ребенка также является состояние его здоровья (как физического, так и психического). От состояния здоровья напрямую будут зависеть требования, предъявляемые ребенку при оценке его психологического развития. Требования к нормально развивающемуся ребенку и к ребенку с нарушениями развития, естественно, будут различные.
Таким образом, мы можем оценивать любого ребенка в возрасте от трех до семи лет. Может получиться, что здоровые дети будут оценены как психологически неблагополучные и требовать к себе большего внимания специалистов. В этой категории окажутся дети с признаками нарушений, не имеющими медицинской оценки (на что мы делаем особый акцент). Получается, что культурная среда предъявляет к такому ребенку требования, которым он изначально соответствовать не может в силу своих особенностей. И именно в этом заключается его «неблагополучие». А дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с разными видами нарушенного развития могут оцениваться как психологически благополучные. В этом случае они успешно развиваются в своей культурной среде соответственно их актуальным психическим возможностям.
Используя классические методики диагностики эмоционально-волевой и познавательной сферы у дошкольников [2], можно определить для каждой из указанных сфер (Таблица 1), согласно возрасту, актуальный уровень развития: высокий (+), средний (+/-), низкий (-). Сопоставив показатели развития по двум сферам, можно получить специфические группы ПБ.
122
Таблица 1
Диагностические критерии определения групп психологического благополучия (ПБ)
I II III
Критерии Познавательная Познавательная Познавательная
сфера + сфера +/- сфера -
А Эмоциональная сфера + Высокое ПБ Среднее ПБ Низкое ПБ
В Эмоциональная сфера +/- Среднее ПБ Среднее ПБ Низкое ПБ
С Эмоциональная сфера - Низкое ПБ Низкое ПБ Низкое ПБ
В итоге определяется 9 групп ПБ для детей дошкольного возраста: 1А, II А, III А, I В, II В, III В, I С, II С, III с.
Достаточно удобно использовать данную модель диагностики практически, для работы с большим контингентом детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Для наглядности можно строить как индивидуальный профиль ПБ на графике, так и профиль ПБ группы и всего ДОУ. Обычно такие данные необходимы специалисту в самом начале нового учебного года и в конце обучения. Таким образом, можно контролировать динамику изменений параметров ПБ, оценивать эффективность психокоррекционных мероприятий.
Но такая диагностика, при всей необходимости и полноте получаемых результатов, требует определенных временных затрат. Для скрининговой диагностики нами разрабатывается специальная методика, основанная на выявлении специфических индивидуально-личностных детерминант для каждой из 9 групп детей с различным уровнем ПБ.
Опишем представления об индивидуально-личностном развитии, не отраженном в данной диагностической схеме, но являющимся неотъемлемым фактором ПБ ребенка. Индивидуально-личностные особенности ребенка дошкольного возраста понимаются нами как особенности состояния его потребностной сферы.
Согласно представлениям А. Н. Леонтьева, потребность - это объективное отношение между субъектом и миром, которое требует для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности. Но, если мы рассматриваем ребенка дошкольного возраста, то очевидным является тот факт, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не способен выстроить деятельность без помощи взрослого. Поэтому, мы предлагаем рассматривать потребность ребенка дошкольного возраста как состояние нужды, недостаточности чего-либо, требующее активной деятельности субъектов социальной ситуации развития для ее удовлетворения. Ключевым моментом наших представлений является оценка баланса уровня психического развития ребенка и требований культурной среды. ПБ является отражением этого баланса (соответствие уровня психического развития возрастным показателям нормы). Но, между требованиями культурной среды и ребенком всегда находится конкретная социальная ситуация его индивидуального развития, которая
123
опосредует влияние на ребенка общей культурной среды. И для каждого отдельного ребенка социальная ситуация сотрудничества со взрослыми является уникальной.
А. Н. Леонтьев разработал концепцию деятельности как основы развития и формирования сознания. Деятельность, согласно его взглядам иерархична - состоит из нескольких уровней: первый уровень - уровень особой деятельности, зависит от мотива деятельности, второй уровень - уровень действий, который зависит от конкретных целей и третий уровень - уровень операций, который, в свою очередь, зависит от условий выполнения деятельности [цит. по: 15].
Мотив есть предмет деятельности. А процесс выбора определенного предмета -опредмечивание потребности. Маленький ребенок не осознает свои потребности, не может самостоятельно адекватно их опредмечивать. И чем младше ребенок, тем больше он зависим от субъектов его социальной ситуации развития - членов семьи, воспитателей и других людей. Они демонстрируют конкретные способы опредмечивания и способы удовлетворения различных потребностей - как низших, физиологических, так и высших - потребности в безопасности, в принятии и любви, в уважении и принадлежности к группе, в познании и в самореализации. Сфера потребностей маленького ребенка это своеобразный «канал», через который происходит «настройка» индивидуального стиля деятельности. В этом и заключается понимание нами специфики структуры деятельности у ребенка дошкольного возраста. Таким образом, через свою социальную ситуацию развития ребенок постигает культуру того общества, в котором он развивается. И в то же время, происходит закладка базовых основ его личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В статье проведен анализ исследований феномена «психологическое благополучие» в период с 2018 по 2019 год, опубликованных в отечественных научных изданиях. Предложено рассматривать понятие «психологическое благополучие» в контексте культурно-деятельностной парадигмы психологии. В связи с этим приводится авторское определение феномена «психологическое благополучие» для дошкольного возрастного периода (от трех до семи лет). Раскрыты понятия «деятельность», «потребность» и «индивидуально-личностные особенности» для детского возраста. Сформулированы основные идеи создания модели диагностики групп психологического благополучия в дошкольном возрасте.
Считаем, что ключевым фактором психического развития ребенка являются именно процессы, происходящие в сфере потребностей, и опосредующие как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка. В связи с этим, любое нарушение развития познавательной сферы и эмоциональной сферы следует рассматривать в тесной связи с состоянием сферы потребностей ребенка. Соответственно, и коррекционные мероприятия следует применять не с целью коррекции нарушений развития внимания, мышления, мелкой моторики и т. д., а с целью восстановления психологического благополучия в целом, которое возможно только путем гармонизации сферы потребностей ребенка.
124
Список литературы
1. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
2. Чувашова А. Г. Психологическое благополучие детей дошкольного возраста: психодиагностическая модель исследования / А. Г. Чувашова, И. Н. Конарева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского «Социология. Педагогика. Психология». - 2019. - Т. 5 (71). - № 2. - С. 106-113.
3. Леонтьев Д. А. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, С. Ш. Досумова, Ф. Р. Рзаева, В. В. Бобров // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 6. - С.55-66.
4. Молчанов С. В. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия / С. В. Молчанов, О. В. Алмазова, Н. Н. Поскребышева // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 4. - С. 22-35.
5. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников / О. А. Карабанова // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 5. -С. 16-26.
6. Лубовский Д. В. Исследования психологического благополучия слабоуспевающих обучающихся в школах США / Д. В. Лубовский // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8, № 1. - С. 3642.
7. Водяха С. А. Мотивация выбора стратегии самопрезентации в социальных сетях у психологически благополучных подростков / С. А. Водяха, Ю. Е. Водяха // Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А. В. Петровского (15-16 октября 2019 г). - М.: МГППУ, 2019. - С. 218-221.
8. Климаков О. В. Феномен психологического благополучия и его особенности в ранней взрослости / О. В. Климаков, И. В. Шаповаленко // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13-14.12.2018). - М.: МГППУ, 2018. - С. 527-532.
9. Броварец Д. Ю. Связь коммуникативных универсальных учебных действий и психологического благополучия у учащихся вторых классов / Д. Ю. Броварец // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13-14 декабря 2018 г.). - М.: МГППУ, 2018. - С. 195-197.
10. Кенджаева Н. А. Психологическое благополучие старших подростков с разным уровнем развития эмпатии / Н. А Кенджаева., Ю. А. Кочетова // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13-14.12.2018). - М.: МГППУ, 2018. - С. 378-380.
11. Кочетова Ю. А. Проявления жизнестойкости и психологического благополучия в юношеском возрасте / Ю. А. Кочетова, С. В. Миронычева // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13-14.12.2018). - М.: МГППУ, 2018. - С. 398-400.
12. Грибоедова О. И. Развитие аутопсихологической компетентности подростков как фактор повышения психологического благополучия школьников / О. И. Грибоедова // Психология образования: вызовы и риски современного детства. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 53-59.
13. Дерюгина Н. И. Модель социально-психологических ресурсов жизнеспособности личности в структуре психологического благополучия человека / Н. И. Дерюгина // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития,
125
посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13-14 декабря 2018 г.). - М.: МГППУ, 2018. - С. 503-507.
14. Пахоль Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы / Б. Е. Пахоль // Украинский психологический журнал. - 2017 - № 1 (3). - С. 80104.
15. Обухова Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития / Л. Ф. Обухова // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 30-35.
16. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - 2014. - 395 с.
PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF A CULTURAL-ACTIVITY PARADIGM
Chuvachova A. G1, Konareva I. N.2
12V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: antonina_sevast@mail.ru1, i.n.konareva@mail.ru2
The article analyzes the main studies of psychological well-being of children in the period from 2018 to 2019, presented in the leading Russian scientific publications on psychology. We reveal the absence of a single theoretical concept in understanding of this phenomenon and great differences in diagnostic approaches. It is proposed to consider the psychological well-being of preschool children in the context of the cultural-activity paradigm of psychology. In the framework of the teachings of cultural and historical approach of L.S. Vygotsky and doctrine of activity of A.N. Leontiev proposed the author's concept of "psychological well-being" for preschool children.
To diagnose the psychological well-being of a child of preschool age, we offer an assessment of the balance of the child's mental development and the requirements imposed on him by a specific cultural environment. In this aspect, the psychological well-being of a child of preschool age is understood by us as an integral combination of his emotional-volitional, cognitive and individual-personal development, in accordance with the requirements of his cultural environment at a given time. By the requirements of the cultural environment, we understand the age norms of mental development adopted in a particular society. We consider psychological well-being in the context of the ideas of L.S. Vygotsky that the process of mental development is the path from social to individual; the source of the development of the psyche is the cultural environment, and the driving force of mental development is learning. Thus, psychological well-being is a comprehensive assessment of the success of the process of mental development of a child described by L.S. Vygotsky, at a certain point in time. The article formulates ideas about the needs of preschoolers, which depend on the social situation of development. Needs are understood by us as individual-personal determinants of the psychological well-being of children. The features of the structure of activities of children from 3 to 7 years are described. The basic ideas of creating a model for diagnosing preschoolers by the criterion of their psychological well-being are formulated.
Keywords: cultural-activity paradigm, psychological well-being, preschool children, need, individual and personal characteristics, social situation of development.
126
References
1. Semago N.Ya. and Semago M.M., Theory and practice of assessing the child's mental development. Preschool and Junior school age, 384 p. (Speech, SPb., 2005).
2. Chuvashova A.G. and Konareva I.N., Psychological well-being of preschool children: a psychodiagnostic model of research, Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 5 (71), 2, 106 (2019).
3. Leontiev D.A., Osin E.N., Dosumova S.Sh., Rzaeva F.R. and Bobrov V.V., Experiences in educational activities and their relationship with psychological well-being, Psychological science and education, 23, 6, 55 (2018).
4. Molchanov S.V., Almazova O.V. and Poskrebysheva N.N., Moral judgments of teenagers with different levels of psychological well-being, Psychological science and education, 24, 4, 22 (2019).
5. Karabanova O.A., The role of family and school in ensuring the psychological well-being of younger students, Psychological science and education, 24, 5, 16 (2019).
6. Lubovsky D.V., Studies of psychological well-being of low-performing students in US schools [Electronic resource], Modern foreign psychology, 8, 1, 36 (2019).
7. Vodaka S.A. and Vodaka Yu.E., Motivation of choice of a strategy of self-presentation on social networks from teenagers psychologically happy, Social psychology and society: history and modernity, Materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation in memory of academician A.V. Petrovskogo (MSPPU, Moscow, 2019), P. 218.
8. Klimakov O.V. and Shapovalenko I.V., The phenomenon of psychological well-being and its features in early adulthood, Cultural and historical approach in modern developmental psychology: achievements, problems, prospects, Collection of abstracts of participants of the sixth all-Russian scientific and practical conference on developmental psychology, dedicated to the 80th anniversary of the birth of professor L.F. Obukhova (MSPPU, Moscow, 2018), P. 527.
9. Brovarets D.Yu., Connection of communicative universal educational actions and psychological well-being in second-grade students, Cultural and historical approach in modern developmental psychology: achievements, problems, prospects, Collection of abstracts of participants of the sixth all-Russian scientific and practical conference on developmental psychology, dedicated to the 80th anniversary of the birth of professor L.F. Obukhova (MSPPU, Moscow, 2018), P. 195.
10. Kendzhaeva N.A. and Kochetova Yu.A., Psychological well-being of older adolescents with different levels of empathy development, Cultural and historical approach in modern developmental psychology: achievements, problems, prospects, Collection of abstracts of participants of the sixth all-Russian scientific and practical conference on developmental psychology, dedicated to the 80th anniversary of the birth of professor L.F. Obukhova (MSPPU, Moscow, 2018), P. 378.
11. Kochetova Yu. A. ans Mironycheva S.V., Manifestations of vitality and psychological well-being in youth, Cultural and historical approach in modern developmental psychology: achievements, problems, prospects, Collection of abstracts of participants of the sixth all-Russian scientific and practical conference on developmental psychology, dedicated to the 80th anniversary of the birth of professor L.F. Obukhova (MSPPU, Moscow, 2018), P. 398.
12. Griboedova O.I., Development of autopsychological competence of adolescents as a factor in improving the psychological well-being of schoolchildren, Psychology of education: challenges and risks of modern childhood, Proceedings of the XIV all-Russian scientific and practical conference (2018), P. 53.
13. Deryugina N.I., Model of socio-psychological resources of individual viability in the structure of psychological well-being of a person, Cultural and historical approach in modern developmental psychology: achievements, problems, prospects, Collection of abstracts of participants of the sixth all-Russian scientific and practical conference on developmental psychology, dedicated to the 80th anniversary of the birth of professor L.F. Obukhova (MSPPU, Moscow, 2018), P. 503.
14. Pakhol B.E., Subjective and psychological well-being: modern and classical approaches, models and factors, Ukrainian psychological journal, 1 (3), 80 (2017).
15. Obukhova L.F., Two paradigms in the study of child development, Questions of Psychology, 5, 30 (1996).
16. Slobodchikov V.I. and Isaev E.I., Psychology of human development. Development of subjective reality in ontogenesis, Textbook, 395 p. (Orthodox St. Tikhon's humanitarian University, Moscow, 2014).
127