Научная статья на тему 'Научный путь Л. Ф. Обуховой 1960-х - 2010-х годов'

Научный путь Л. Ф. Обуховой 1960-х - 2010-х годов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПАРАДИГМА / Ж. ПИАЖЕ / П.Я. ГАЛЬПЕРИН / Л.С. ВЫГОТСКИЙ / Л.Ф. ОБУХОВА / GENETIC PSYCHOLOGY / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY / PARADIGM / J. PIAGET / P.YA. GALPERIN / L.S. VYGOTSKY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ждан Антонина Николаевна

Актуальность (контекст) статьи. Актуальность статьи определяется вкладом Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938-20.07.2016) в исследование проблемы возрастного развития психики ребенка. Цель работы: воссоздать по личным воспоминаниям портрет Л.Ф. Обуховой, обозначить некоторые черты ее личности, представить важнейшие направления ее исследовательской и педагогической деятельности в области возрастной и общей психологии, показать ее благодарное отношение к людям: родителям, своим учителям, коллегам. Описание хода исследования. В статье показывается, что Л.Ф.Обухова после окончания отделения психологии философского факультета МГУ работала в области детской психологии. Она осуществила всесторонний теоретический и экспериментальный анализ женевской школы генетической психологии, созданной выдающимся швейцарским психологом Ж. Пиаже и его последователями. Являясь ученицей П.Я. Гальперина, она работала в русле идей своего учителя, входила в состав его научной школы, читала курсы лекций о созданной им теории и собственными исследованиями внесла значительный вклад в развитие теории Гальперина. Л.Ф.Обухова показала, что среди всех психологических теорий развития психики ребенка концепции Пиаже и Гальперина выделяются в качестве главных подходов к проблеме онтогенетического развития. Каждый из них является плодотворным, но в качестве наиболее перспективного она оценивает культурно-историческую школу Выготского. Выводы. Плодотворная деятельность в области возрастной психологии, практическая ценность работ, в частности, и в качестве учебных пособий для студентов психологических факультетов вузов позволяют причислить Л.Ф. Обухову к классикам отечественной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific career of L.F. Obukhova from the 1960s to the 2010s

Background. Lyudmila Filippovna Obukhova (July 22, 1938 July 20, 2016) made a great contribution to the study of the developmental psychology. The Objective is to recreate the portrait of L.F. Obukhova retrieved from her personal memories, to identify some features of her personality, to present the most important areas of her research and teaching job in the field of developmental and general psychology, to show her grateful attitude towards parents, teachers, colleagues. Design. The paper shows that L.F. Obukhova, after graduating from the Department of Psychology at the Faculty of Philosophy, Moscow Lomonosov State University, worked in the field of child psychology. She carried out a comprehensive theoretical and experimental analysis of the Geneva School of Genetic Psychology, established by the eminent Swiss psychologist J.Piaget and his followers. Being a student of P.Ya. Galperin, she worked in the wake of her teacher’s ideas, was a part of his scientific school, conducted lectures on Galperin’s theory and carried out her own research that made a significant contribution to the development of Galperin’s theory. L.F. Obukhova showed that in the stream of all psychological theories of child development, the concepts of Piaget and Galperin are the main approaches to the issue of ontogenetic development. Both of them are fruitful, but Vygotsky cultural-historical school is the most distinguished. Results. Fruitful activities in the field of developmental psychology, the practical value of textbooks for psychology students allow us to classify L.F. Obukhov as classical Russian psychologist.

Текст научной работы на тему «Научный путь Л. Ф. Обуховой 1960-х - 2010-х годов»

Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.072, 159.9:061.2/3, 159.9(091), 159.955, 159.922.7

doi: 10.11621/npj.2019.0204

Научный путь Л.Ф.Обуховой 1960-х - 2010-х годов

А.Н. Ждан

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Поступила 25 марта 2019/ Принята к публикации: 3 апреля 2019

The scientific career of L.F. Obukhova from the 1960s to the 2010s

Antonina N. Zhdan

Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia

Received March 25, 2019 / Accepted for publication: April 3, 2019

Актуальность (контекст) статьи. Актуальность статьи определяется вкладом Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938-20.07.2016) в исследование проблемы возрастного развития психики ребенка.

Цель работы: воссоздать по личным воспоминаниям портрет Л.Ф.Обуховой, обозначить некоторые черты ее личности, представить важнейшие направления ее исследовательской и педагогической деятельности в области возрастной и общей психологии, показать ее благодарное отношение к людям: родителям, своим учителям, коллегам.

Описание хода исследования. В статье показывается, что Л.Ф.Обухова после окончания отделения психологии философского факультета МГУ работала в области детской психологии. Она осуществила всесторонний теоретический и экспериментальный анализ женевской школы генетической психологии, созданной выдающимся швейцарским психологом Ж. Пиаже и его последователями. Являясь ученицей П.Я. Гальперина, она работала в русле идей своего учителя, входила в состав его научной школы, читала курсы лекций о созданной им теории и собственными исследованиями внесла значительный вклад в развитие теории Гальперина. Л.Ф.Обухова показала, что среди всех психологических теорий развития психики ребенка концепции Пиаже и Гальперина выделяются в качестве главных подходов к проблеме онтогенетического развития. Каждый из них является плодотворным, но в качестве наиболее перспективного она оценивает культурно-историческую школу Выготского.

Выводы. Плодотворная деятельность в области возрастной психологии, практическая ценность работ, в частности, и в качестве учебных пособий для студентов психологических факультетов вузов позволяют причислить Л.Ф. Обухову к классикам отечественной психологии.

Ключевые слова: генетическая психология, возрастная психология, культурно-историческая психология, парадигма, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова.

Background. Lyudmila Filippovna Obukhova (July 22, 1938 - July 20, 2016) made a great contribution to the study of the developmental psychology. The Objective is to recreate the portrait of L.F. Obukhova retrieved from her personal memories, to identify some features of her personality, to present the most important areas of her research and teaching job in the field of developmental and general psychology, to show her grateful attitude towards parents, teachers, colleagues. Design. The paper shows that L.F. Obukhova, after graduating from the Department of Psychology at the Faculty of Philosophy, Moscow Lomonosov State University, worked in the field of child psychology. She carried out a comprehensive theoretical and experimental analysis of the Geneva School of Genetic Psychology, established by the eminent Swiss psychologist J.Piaget and his followers. Being a student of P.Ya. Galperin, she worked in the wake of her teacher's ideas, was a part of his scientific school, conducted lectures on Galperin's theory and carried out her own research that made a significant contribution to the development of Galperin's theory. L.F. Obukhova showed that in the stream of all psychological theories of child development, the concepts of Piaget and Galperin are the main approaches to the issue of ontogenetic development. Both of them are fruitful, but Vygotsky cultural-historical school is the most distinguished.

Results. Fruitful activities in the field of developmental psychology, the practical value of textbooks for psychology students allow us to classify L.F. Obukhov as classical Russian psychologist.

Keywords: genetic psychology, developmental psychology, cultural-historical psychology, paradigm, J. Piaget, P.Ya. Galperin, L.S. Vygotsky.

Для цитирования: Ждан А.Н. Научный путь Л.Ф.Обуховой 1960-х - 2010-х годов // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2(34). - С. 13-17. doi: 10.11621/npj.2019.0204

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2019 © Russian Psychological Society, 2019

Национальный психологический журнал № 2(34) 2019 [ Психология образования ]

National Psychological Journal 2019, 12(2) Юбилей Л.Ф. Обуховой

http://npsyj.ru

угт .Ф. Обухова (22 июля 1938-20 ! июля 2016) - известный специ-сУ ^ алист в области возрастной психологии . Она является автором первого у нас в стране учебника по возрастной психологии «Детская возрастная психология», обязательного учебного пособия для вузов (Обухова, 2004, 2006) . Признание как ведущий специалист в этой области она получила еще при жизни . Не это ли главная награда для ученого?

Л.Ф. Обухову считали лучшим знатоком исследований знаменитого швейцарского психолога Ж. Пиаже . АР. Лурия, шутя, но и серьезно, говорил, что она знает не только все, что написал Пиаже, но и то, что он еще напишет! Анализу концеп-

с послесловием АН. Леонтьева и О .К. Тихомирова (Пиаже, Инельдер, 1963) . Исследования П.Я. Гальперина позволили обнаружить существенные ограничения в трактовке развития детского мышления в трудах Ж. Пиаже . Собственная теоретическая позиция Л.Ф . Обуховой в области возрастной психологии основывалась на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я . Гальперина в ее преемственной связи с теориями Л.С . Выготского и АН Леонтьева. Людмила Федоровна проанализировала основные психологические концепции развития ребенка, в этом контексте сопоставила основные идеи Ж. Пиаже и П.Я . Гальперина и выявила то общее, что их объединя-

Собственная теоретическая позиция Л.Ф. Обуховой в области возрастной психологии основывалась на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина в ее преемственной связи с теориями Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Людмила Федоровна проанализировала основные психологические концепции развития ребенка, в этом контексте сопоставила основные идеи Ж. Пиаже и П.Я. Гальперина и выявила то общее, что их объединяет

ции интеллектуального развития ребенка: восприятия и, особенно, мышления Ж. Пиаже посвящены такие книги Людмилы Федоровны, как «Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка)» (Обухова, 1972) и «Концепция Жана Пиаже: за и против» (Обухова, 1981) . В этих монографиях дан аналитический обзор исследований ученого и результаты их экспериментальной проверки, которой были посвящены собственные эмпирические исследования Л.Ф . Обуховой аналогичных проблем . У нас были переведены две работы Ж Пиаже: «Речь и мышление ребенка» под редакцией и со вступительной статьей Л.С. Выготского (Пиаже, 1932) и «Генезис элементарных логических структур Классификации и сериации»

ет Она также заострила внимание и на различиях в подходах к этому процессу, показала плодотворность научных дискуссий по этому вопросу В своих фундаментальных трудах по возрастной психологии Л.Ф. Обухова представила свод известных теорий психического развития ребенка Во всем их многообразии она выделила два магистральных пути развития детской психологии, разрабатываемых в рамках двух парадигм: естественно-научной и культурно-исторической (Обухова, 1996а, 199бб) .

Тщательностью и глубиной отличается также проделанный Л.Ф . Обуховой анализ творчества Л.С . Выготского. Людмила Федоровна является автором замечательного глубокого предисловия к главной книге Выготского «Мышление и речь»

Антонина Николаевна Ждан -

член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор,

профессор кафедры общей психологии

факультета психологии Московского государственного

университета имени М.В. Ломоносова

Е-таН21тСап@^ии

https://istina.msu.ru/profile/zhdan/

(Обухова, 2016) . Там она пишет: «Мышление и речь» - великая книга Впервые опубликованная в год смерти Л.С . Выготского, она пережила его время Несмотря на обвинения в отходе от основных законов материалистической диалектики и многолетние посмертные идеологические препоны, связанные с осуждением педологии в 1936 году, она сохранила свое научное значение для современного и последующих поколений ученых из разных областей науки Время унесло все ненужное и оставило то ценное, что до сих пор составляет основу для анализа возрастного и функционального развития психики и, в частности, для выявления генетической связи мышления и речи» (Обухова, 2016) . Как справедливо говорится в аннотации к этой книге, Л . Ф . Обухова является одним из ведущих исследователей научного наследия Л.С. Выготского .

В коллективной монографии «Выдающиеся психологи Москвы» Л.Ф. Обухова написала проникновенную главу о П Я Гальперине, которую назвала «Учитель из плеяды мудрецов» (Обухова, 2010, С. 309-319) ■ Аргументированно и убедительно она показала, что теория П .Я . Гальперина возвестила о становлении новой отрасли психологии

Надо отметить, что Людмила Федоровна вообще хорошо писала Язык ее работ простой, ясный и, вместе с тем, яркий . Заголовки ее работ всегда точно выражают самую суть содержания Я не знаю, легко ли она писала, но все ее работы позволяют считать, что она обладала талантом писать

П.Я . Гальперин был учителем Л.Ф . Обуховой Она входила в школу Гальперина, была одной из первых учениц и сотрудников в его школе . Первым был В.В. Давыдов, он занимался исследованиями понятия числа в русле учения Петра Яковлевича о типах ориентировки . Л.И. Айдарова, подруга Людмилы Федоровны первой в школе П.Я . Гальперина стала заниматься формированием грамматических понятий. Затем я также стала работать над применением психологической теории Петра Яковлевича о трех типах учения к построению морфологии русского языка как учебного предмета по III типу ориентировки . П.Я . Гальперин был едва ли не самым большим авторитетом в глазах Л Ф Обуховой как человек и ученый «Общение

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2019 © Russian Psychological Society, 2019

Для цитирования: Ждан А.Н. Научный путь Л.Ф.Обуховой 1960-х - 2010-х годов // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2(34). - С. 13-17. doi: 10.11621/npj.2019.0204

с Петром Яковлевичем, - писала она, -всегда было праздником. Высокий уровень духовности, широкое образование, заинтересованность и пристрастность при обсуждении проблем - все это оставило неизгладимый след в моей душе» (Обухова, 1997, С. 317) . И П.Я. Гальперин любил Людмилу Федоровну, она была его любимой ученицей. Она очень трогательно относилась к нему во время его последней болезни, которая свела Петра Яковлевича в могилу: что-то готовила ему, каждый день приезжала к нему в больницу.

Я знала Людмилу Федоровну с 1960 г. Когда я вышла на работу после декретного отпуска, Петр Яковлевич предложил мне поехать к Л . Ф . Обуховой, посмотреть ее экспериментальную работу, чтобы приобщиться к состоянию школы Гальперина на тот момент и быстрее включиться в работу. Так мы познакомились. Я приезжала к ней домой Она жила тогда в подмосковном городе Жуковском - ее муж считал, что дети должны расти на природе и с этой целью вывез ее из Москвы. Я видела, как там она нянчилась с сыном Яшей, которому был год с небольшим, и одновременно продолжала работать

Исключительно почтительным было отношение Л.Ф . Обуховой ко всем учителям В знак уважения и любви она посвятила профессору антропологии Я .Я. Рогинскому, который читал студентам факультета психологии курс, одну из первых своих книг - монографию «Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка)» (Обухова, 1972) . В этом же году она защитила на ту же тему кандидатскую диссертацию Она не торопилась защищать докторскую диссертацию Ее подталкивала В .С . Мухина. На ее кафе-

дре в Московском педагогическом государственном университет Людмила Федоровна в 1996 г. защитила докторскую диссертацию по совокупности работ в форме научного доклада на тему «Пути научного изучения психики ребенка в XX веке» .

В МГППУ, которое стало основным местом ее работы с конца 1990-х годов в должности зав кафедрой возрастной психологии, она создала именные аудитории - имени В .В . Давыдова, П .Я . Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др На стенах этих аудиторий она разместила стенды, отражающие содержание их научной деятельности На каждом из стендов были размещены портреты

ученых, а также обложки их трудов Она считала важным, чтобы студенты знали в лицо создателей психологической науки Л .Ф . Обухова много преподавала в разных вузах не только Москвы, но и в других городах нашей страны: в Сургуте, Архангельске, Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и др С конца 1990-х гг она была профессором в университете в подмосковной Дубне . Везде у нее было много учеников Я помню, как в Гомеле на одной из конференций, посвященной творчеству Л.С . Выготского, к ней приходили аспиранты на консультацию Она создала большую школу

Лидия Федоровна прожила очень трудную жизнь В одном из интервью

она рассказала о своей жизни в семье родителей в военные годы Родители были простыми рабочими, жили очень бедно, в войну просто голодали . Но никогда Лидия Федоровна не считала себя несчастной Она говорила, у меня были мама и папа, они меня любили, это было самое главное (Егорова, 2016). Свою жизнь она рассматривала с положительным знаком Л.Ф. Обухова - человек большой души Ей была свойственна душевная отзывчивость, доброта - об этом красноречиво говорила никогда не сходившая с ее лица улыбка, обращенная к каждому говорящему с ней человеку Как она работала со слепоглухими! Она овладела языком жестов и разговаривала с ними

на этом языке Ездила к ним в общежитие, оно находилось около станции метро «Парк культуры», подолгу общалась с ними не только как преподаватель, скорее как старший друг, как мать

Отдыхала ли она когда-нибудь? Она говорила: я отдыхаю, когда я еду в автобусе в Дубну - смотрю в окно на пробегающие картины природы, любуюсь красивыми лесами, лужайками Лидия Федоровна любила путешествовать Она была во многих странах, с интересом знакомилась с бытом и культурой разных народов Последним маршрутом в ее жизни, незадолго до кончины была Камчатка, ее труднодоступные леса и места, где живут коренные народы этого края

Исключительно почтительным было отношение Л.Ф. Обуховой ко всем учителям. В знак уважения и любви она посвятила профессору антропологии Я.Я. Рогинскому, который читал студентам факультета психологии курс, одну из первых своих книг - монографию «Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка)»

Литература:

Егорова М.А. Интервью Л.Ф. Обуховой. Воспоминания о военном и послевоенном детстве // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. - № 3. - С. 350-353.

Обухова Л.Ф. Барбель Инельдер. Психолог номер один в школе Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. И общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. - Москва : Гардарики, 2001. - С. 352-367. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - Москва, 2004.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. - Москва : Высшее образование; МГППУ, 2006.

Обухова Л.Ф. Выготский и психология развития в его и наши дни // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 51-58. Обухова Л.Ф. Выготский под знаком времени : предисловие // Выготский Лев Семенович. Мышление и речь: психологическое исследование / предисл. Л.Ф. Обуховой. - Москва : Национальное образование, 2016. - С. 6-19.

Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин - равный среди равных // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 4. - С. 2-6.

Для цитирования: Ждан А.Н. Научный путь Л.Ф.Обуховой 1960-х - 2010-х годов // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2(34). - С. 13-17. doi: 10.11621/npj.2019.0204

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2019 © Russian Psychological Society, 2019

Национальный психологический журнал № 2(34) 2019 [ Психология образования ]

National Psychological Journal 2019, 12(2) Юбилей Л.Ф. Обуховой

http://npsyj.ru

Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже: два похода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. - Москва : Гардарики, 2001. - С. 352-367. Обухова Л.Ф. Ученый, изменивший лицо современной психологии // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. - Москва : Гардарики, 2001. - С. 32-36.

Обухова Л.Ф. Два подхода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. - Москва : Гардарики, 2001. - С. 352-367. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. - 1996а. - № 5. - С. 30-38. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология : учебно-методическое пособие. - Москва : МГППУ, 2004.

Обухова Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. - Москва : Гардарики, 2001. - С. 94-105.

Обухова Л.Ф. Женевская школа генетической психологии // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского. Том «Психология развития» / под ред. А.Л. Венгера. - Москва : ПЭР СЭ, 2005. - С. 27-28.

Обухова Л.Ф. Источники вариативности когнитивных функций в поздней взрослости // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 4. -С. 100-106.

Обухова Л.Ф. К 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского и Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. - № 3. - С. 226-231.

Обухова Л.Ф. Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 2. -С. 119-124.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - Москва : изд-во Моск. ун-та, 1981.

Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в XX веке. - дисс. ... докт. психол. наук. - Москва, 1996б. Обухова Л.Ф. Развитие творческого мышления дошкольника. - Москва, 1995.

Обухова Л.Ф. Теория П.Я. Гальперина - становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 4. - С. 4-10.

Обухова Л.Ф. Учитель из плеяды мудрецов // Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. - Москва : Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж, 1997. - С. 309-319.

Обухова Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых феноменов Пиаже // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 136-142.

Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). - Москва : изд-во Моск. ун-та,

1972.

Обухова Л.Ф., Мещеряков Б.Г. Отчет о научной командировке в Бразилию // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 4. - С. 121-124. Обухова Л.Ф., Поршнев А.В., Поршнева Е.Р., Гапонова С.А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. - 2002. - № 5. - С. 103-114.

Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. - Москва : изд-во Моск. ун-та, 1995. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. - Москва : МГУ, 1994. Piaget J. (1964). Development and learning. In Ripple R., & Rockcastle V. (eds.). Piaget rediscovered. N.Y.

30. Piaget J. (1974). Introduction. In Inhelder, B., Sinclair, H., & Bovet, M. Learning and the development of cognition. Cambridge.

References:

Egorova M.A. (2016). Interview L.F. Obukhova's memories of military and post-war childhood [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 12(3), 350-353. Obukhova L.F. Barbel Inelder. Psychologist number one at Piaget school. Obukhova L.F. P.Ya.Galperin and J.Piaget: Two Approaches to the Problem of the Child's Mental Development. In Eds. L.F.Obukhova & G.V. Burmenskaya [Zhan Piazhe: Teoriya, Eksperimenty, Diskussii], 352-367. Obukhova L.F. (2004). Developmental psychology. Moscow.

Obukhova L.F. (2006). Developmental psychology. Textbook for universities. Mocow, Vysshee obrazovanie, MGPPU.

Obukhova L.F. (2012). Vygotsky and the psychology of development in his and our days. [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 1, 51-58.

Obukhova L.F. (2016). Vygotsky under the sign of time. [Vygotsky Lev Semenovich. Myshlenie i rech': psikhologicheskoe issledovanie]. Moscow, Izdatel'stvo "Natsional'noe obrazovanie", 6-19.

Obukhova L.F. (2012). P.Ya. Galperin - equal among equals. [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 4, 2-6.

Obukhova L.F. (2001). P.Ya. Galperin and J. Piaget: two approaches to the problem of the child's mental development In Eds. L.F.Obukhova & G.V. Burmenskaya [Zhan Piazhe: Teoriya, Eksperimenty, Diskussii]. Moscow, Gardariki, 352-367.

Obukhov L.F. A scientist who changed the face of modern psychology In Eds. L.F.Obukhova & G.V. Burmenskaya [Zhan Piazhe: Teoriya, Eksperimenty, Diskussii]. Moscow, Gardariki, 32- 36.

Obukhova L.F. Two approaches to the problem of the mental development of a child. In Eds. L.F.Obukhova & G.V Burmenskaya [Zhan Piazhe: Teoriya, Eksperimenty, Diskussii], 352-367.

Obukhova L.F. (1996). Two paradigms in the study of child development. [Voprosy psikhologii], 5, 30-38. Obukhova L.F. (2004). Child developmental psychology: textbook, reader. Moscow, MGPPU,

Obukhova L.F. Once again about egocentrism In Eds. L.F.Obukhova & G.V. Burmenskaya [Zhan Piazhe: Teoriya, Eksperimenty, Diskussii], 94-105. Obukhova L.F. (2005). Geneva School of Genetic Psychology. Ed. A.L. Wenger [Psikhologiya razvitiya. Slovar'] Ed. A.V. Petrovsky. [Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar' v shesti tomakh]. Moscow, PER SE, 27-28.

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2019 © Russian Psychological Society, 2019

Для цитирования: Ждан А.Н. Научный путь Л.Ф.Обуховой 1960-х - 2010-х годов // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2(34). - С. 13-17. doi: 10.11621/npj.2019.0204

Obukhova L.F. (2008). Sources of cognitive functions variability in late adulthood. Cultural-historical psychology, 4, 100-106.

Obukhova L.F. (2016). To the 120th anniversary of the birth of L.S. Vygotsky and J. Piaget. [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 12(3), 226-231.

Obukhova L.F. (2009). Concept of M.I. Lisina and modern psychology: a roll of ideas [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 2, 119-124.

Obukhova L.F. (1981). The concept of Jean Piaget: the pros and cons. Moscow, izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta.

Obukhova L.F. (1996a). Ways of scientific study of the child psyche in the 20th century. Doctor of psychology, thesis. Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Obukhova L.F. (1995). The development of creative thinking preschooler. Moscow.

Obukhova L.F. (2010). Theory of P.Ya. Galperin - the emergence of a new branch of psychology [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 4, 4-10. Obukhova L.F. (1997). Teacher from the Pleiad of Wise Men. In Eds. V.V. Rubtsova & M.G. Yaroshevsky [Vydayushchiesyapsikhologi Moskvy]. Moscow, Psikhologicheskiy institut RAO, Mezhdunarodnyy obrazovatel'nyy i psikhologicheskiy kolledzh, 309-319. Obukhova L.F. (1966). Experimental analysis of Piaget phenomena. [Voprosy psikhologii], 4, 136-142.

Obukhova L.F. (1972). Stages of child thinking development (elements of scientific thinking in a child). Izdatel'stvo moskovskogo universiteta. Obukhova L.F., & Meshcheryakov B.G. (2007). Report on the scientific mission to Brazil. [Kulturno-istoricheskaya psikhologiya], 4, 121-124. Obukhova L.F., Porshnev A.V., Porshneva E.R., & Gaponova S.A. (2002). Designing a computer tutorial based on Galperin' theory. [Voprosy psikhologii], 5, 103-114.

Obukhova L.F., & Churbanova S.M. (1995). Development of divergent thinking. Moscow, Izdatel'stvo moskovskogo universiteta.

Obukhova L.F., & Shapovalenko I.V. (1994). Forms and functions of imitation in childhood. MGU.

Piaget J. (1964). Development and learning. In Ripple R., & Rockcastle V. (eds.). Piaget rediscovered. N.Y.

Piaget J. (1974). Introduction. In Inhelder, B., Sinclair, H., & Bovet, M. Learning and the development of cognition. Cambridge.

Для цитирования: Ждан А.Н. Научный путь Л.Ф.Обуховой 1960-х - 2010-х годов // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2(34). - С. 13-17. doi: 10.11621/npj.2019.0204

ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2019 © Russian Psychological Society, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.