ПСИХОЛОГИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ - ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ
1 доц. д-р, д. м. Манчева Параскева 1 ассистент, д-р Ненова Гергана 2проф. д-р, д. м. Керековска Албена
1 Учебно-научный сектор по реабилитации, Медицинский университет, Варна, Болгария 2Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения, факультет Общественного здравоохранения, Медицинский университет, Варна, Болгария
Abstract: The aim of this study was to explore attitudes to euthanasia of 305 disabled people with polymorbidity certified by TEMC University Hospital of "St. Marina " - Varna. The study of their attitudes toward euthanasia showed approval in 38.20% of active euthanasia requested by the patient. The study found that disabled people with polymorbidity accept active euthanasia as act of humanity and compassion, not a murder. Respondents perceive active euthanasia, such as respect for human rights, not as a manifestation of disrespect for human life. Respondents (at 70.50%) shared the view that terminally ill people at home do not require legalization of euthanasia and quality of palliative care. The results made it impossible to draw a conclusion about the preference of respondents to one or the other euthanasia, which can be an objective of future studies.
Keywords: euthanasia, legal consciousness, disabled people with polymorbidity.
ВВЕДЕНИЕ. Вопрос «за» или «против» эвтаназии стоял перед всеми обществами на разных этапах своего развития. Дебаты в Республика Болгария начались в 2004 году, и поставили на обсуждение этот сложный социально-этический, медицинский и юридический феномен среди часто обсуждаемых проблем в общественном пространстве. Дискуссия становится все более актуальной, так как напрямую касается юридической ответственности врачей при лечении терминальных больных пациентов с одной стороны и права пациента на достойную смерть - с другой. Болгарское законодательство по этим вопросам и клятва Гиппократа оформили правовое сознание (ПС) болгарских врачей в сторону ревностной защиты права пациента на жизнь. Популяризация Хартии Европейского союза по правам человека у нас и точнее право на достоинство и достойную смерть, однако, означает переосмысление миссии болгарской медицины. Нерешенные проблемы нашей системы здравоохранения и правовое сознание болгарских врачей, если на них смотреть с учетом прав пациентов, привели к необходимости продвижения в парламенте Болгарии проекта Закона об эвтаназии в 2011 году. К легализации эвтаназии в Республике Болгария не пришли, но дилемма «за» или «против» эвтаназии продолжает стоять. Выяснение отношения болгарского общества по такому вопросу приводит к необходимости в проведении эмпирических обследований правого сознания проблемных групп общества - терминальных больных и инвалидов.
Правовое сознание - составная часть правовой области общественной жизни, которая со своей стороны является основным элементом социологической структуры общества. Правовое сознание состоит из трех структурных элементов, и каждый из них играет специфическую роль в сложном процессе превращения правовых предписаний в правозначимое поведение: познавательный; психологический; поведенческий.
Психологический элемент правого сознания исследует отношение к данной проблеме. В нем содержатся оценочные суждения, мнения, отношения и ориентации, сформированные на основании накопившихся правовых знаний. Правовые нормы, как правило, указывают на оптимальный вариант поведения - возможности, цели и средства достижения определенного индивидуального, группового или общественного интереса. Так пришли бы к формированию психологического элемента правого сознания, опережая правовые решения, д аже с риском нарушить баланс между ожиданиями общества и законодательным процессом [2, 6].
Правовое сознание - это связь между моралью и правом. Можно сказать, что правовое сознание и нравственность переплетаются так узко, что между ними нельзя провести четкую границу, так как правовые и нравственные взгляды и убеждения составляют часть общего
мировоззрения общества. Мораль не только является источником и адресатом правовых норм, но одновременно является корректором и регулятором правовых отношений. В более новые времена в «Легитимность правового принуждения в контексте принципа Rule of Law» (2003) Ст. Наумова интерпретирует правовое сознание в качестве синтеза идеи Rule of Law. Подчеркивая его существенную роль в механизме социального действия и реализации права в «Правовые социологические исследования в контексте европейских стандартов» (2008) она ставит правовое сознание в центр правовых социологических исследований в Болгарии.
Изучение отношения к специфическим проблемам, такие как эвтаназия, которые имеют особое социальное значение, приводит к необходимости проведения исследования правового сознания в первую очередь проблемных групп общества. Это так, потому что они оказались бы будущими потребителями этой «медицинской услуги» и ответили бы с большей достоверностью поставленным вопросам, из-за чего цель нашего изучения - исследовать отношение полиморбидных инвалидов к эвтаназии [3].
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучение отношения к эвтаназии проводилось среди 305 полиморбидных инвалидов (ПИ), среднего возраста 60 лет ±10 лет, из которых 161 мужчина и 144 женщины, освидетельствованных Общей территориальной экспертной врачебной комиссией (ТЭВК) в Многопрофильной больнице для активного лечения «Св. Марина» - Варна.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: социологический метод - прямая и групповая анкета, статистические методы: анализ (%2), дисперсионный анализ, корреляционный анализ (г), регрессионный анализ (Р), мультифакторный регрессионный анализ. Обработка результатов проведена при помощи SPSS v.19.0 for Windows.
РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ. Изучение отношения полиморбидных инвалидов различных возрастных групп, пола, трудовой занятости, образования и религиозной принадлежности раскрыло их позицию и осведомленность об эвтаназии. Средний возраст респондентов - 60 лет +10, из них 52.80% мужчин и 47.20% женщин. Изучение установило одобрение у 56.00% активной эвтаназии (по желанию самого пациента) в возрастной группе 41 -60 лет. Это процентное соотношение снижается на 6.00% у пациентов младше 40 лет и достигает всего 38.00% у респондентов старше 60 лет. Одобрение среди возрастной группы 41-60 лет снижается до 49.50%, когда надо принять решение об активной эвтаназии больного члена семьи.
12.80% анкетированных пациентов имеют основное образование, 47.50% - среднее и 39.70% высшее и полувысшее образование. В большей своей части (50.80%) респонденты не имеют трудовой занятости, 26.30% - пенсионеры по трудовому стажу и старости, а 22.90% работают. Исследование не доказало статистической значимости влияния образования и трудовой занятости при формировании отношения к эвтаназии.
Исследование установило значение религиозной принадлежности анкетируемых при определении их отношения к активной эвтаназии (р<0.05). Анкетируемые ПИ в большей своей части - представители христианской религии - 73.80% православных, 5.20% адвентистов, 7.20% методистов, 1.3% протестантов. Только 9.80% мусульман и 2.60% атеистов.
Исследование отношения ПИ к эвтаназии показало одобрение 38.20% активной эвтаназии, по желанию самого пациента, который понимает значение и последствия своего поступка (рис.1):
да, по желанию самого пациента, но и по просьбе близких, когда пациент не в состоянии выразить свою волю
36.70%
да, только в случаях, когда это пожелал сам пациент, который понимает значение и последствия своего поступка
38.20%
не
jj 25.00%
1
0.00% 10.00% 20.00%
30.00% 40.00%
Рис. 1. Одобряете ли сознательное причинение безболезненной и добровольной смерти неизлечимо больным и страдающим людям - активную эвтаназию?
36.70% респондентов выразили свое положительное отношение к активной эвтаназии, включительно и по просьбе близких в ситуациях, когда пациент не в состоянии выразить свою просьбу. Изучение установило, что ПИ принимают активную эвтаназию скорее всего, как гуманный акт, являющийся проявлением сострадания (49.60%), а не как убийство. Эта часть респондентов (49.60%) воспринимают активную эвтаназию, как уважение прав человека, а не как проявление неуважения к человеческой жизни (рис. 2):
й
убийство
гуманный акт помочь смерти - проявление сострадания
ни один из вышеназванных
20.10%
49.60%
30.30%
0.00% 5.00% 10.00% 15.00% 20.00% 25.00% 30.00% 35.00% 40.00% 45.00% 50.00%
Рис. 2. По Вашему мнению, сознательное безболезненное причинение смерти по четко выраженному желанию неизлечимо больных и страдающих людей, это скорее всего:
Большая часть ПИ (70.50%) высказали свое мнение, что тяжело и неизлечимо больные люди у нас не нуждаются в узаконении эвтаназии, а в качественном паллиативном уходе. Обсуждение законодательных перемен, касающихся эвтаназии, остается на втором месте. Этот результат подтверждает ожидания общества по развитию паллиативной медицины, как альтернативу эвтаназии и подтверждает исследования С. Александровой (2008) по вопросу тенденций развития хосписного ухода в Болгарии [1].
По вопросу, касающемуся выбора исполнителя эвтаназии, анкетируемые считают, что в случае ее эвентуальной легализации в Болгарии, проведение нельзя вменить в обязанность врачам и другим представителям медицинской профессии (48.20%). Это вероятно является следствием установленного мнения насчет миссии медицины у нас. Действительно, принципиально важно, кто должен проводить эвтаназию. Сторонники эвтаназии в мире считают, что ее должен совершать врач. Врачи узко связаны с процессом родов и смерти, из -за специфики своей работы. Во всемирной практике, назначение медикаментов для безболезненного прекращения жизни зависит от врачей. В таком смысле немалое значение имеет и «двойной эффект» паллиативного лечения, такой эффект часто обсуждается и в связи с эвтаназией. Противники этого тезиса, однако, каким является и Н. Барболова, приводят доводы, что это нельзя вменить в обязанность медикам, так как вступило бы в противоречие с клятвой Гиппократа и с первым принципом медицины - «не навреди».
В государствах, в которых эвтаназия разрешается, дается возможность самому пациенту совершить эвтаназионное действие, а медику только надо выписать специальный рецепт со смертоносной таблеткой. Учитываются и другие возможности - сам больной, его близкие и др. Так, например, в Голландии и в штате Орегон (США), проведение эвтаназии вменено врачу в обязанность, но в Финляндии в содействии смерти медики не принимают участия, а только близкие больного. Если эвтаназия станет социальной необходимостью, вероятно более удачным будет создание специальной службы, которая должна заниматься подготовкой специалистов для ее проведения. Они должны иметь медицинское образование и высокую квалификацию. Хорошо было бы не называть такого специалиста врачом, а, например, «эвтаназиологом», чтобы не связывать эту деятельность с работой врачей. К сожалению, наше исследование установило снижение доверия к болгарской системе здравоохранения (рис. 3):
Результаты показали, что причины несогласия с легализацией эвтаназии составляющие 31.60%, основываются на возможных рисках злоупотреблений и напрямую связаны с недоверием к болгарским медикам. Эти данные подтверждаются результатами исследований J. Keown (2004) и D. Leal (2007), которые считают, что правовое регулирование эвтаназии в обществах, предоставляющих недостаточный паллиативный уход, может отойти от ее сущности [4, 5].
■
не согласен 29.90%
согласен 31.60%
не могу сделать оценку
J
0.00% 5.00% 10.00% 15.00% 20.00% 25.00% 30.00% 35.00% 40.00%
Рис. 3. Узаконение активной эвтаназии в Болгарии привело бы к рискам злоупотреблений и оказанию давления на тяжело и неизлечимо больных пациентов выбрать смерть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенное изучение отношения полиморбидных инвалидов к эвтаназии, что является психологическим элементом правового сознания, в очередной раз доказало сложность дилеммы «за» или «против». Группа респондентов объединяется вокруг мнения, что прерывание жизни пациента, который сам это пожелал в ясном сознании -проявление сострадания. Анкетируемые считают, что при таких условиях применение эвтаназии означает уважить его право на достойную смерть, как часть основных прав человека. Несмотря на положительное отношение к эвтаназии, полиморбидные инвалиды выделяют вероятность возможных рисков злоупотреблений после ее легализации в Болгарии и высказывают свое несогласие с ее правовым регулированием на данном этапе развития нашего общества. Полученные результаты не дали возможности сделать заключение о предпочтениях респондентов к тому или другому виду эвтаназии, что может стать целью будущих исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, С. Организационни и етични проблеми и тенденции на развитието на хосписните/палиативните грижи в България. Автореферат на дисертационен труд за присъждане на образователна и научна степен „Доктор", Плевен, 2008.
2. Наумова, Ст. Основни въпроси на теорията и социологията на законодателния процес. Алтернативи, 2001, № 7-8, 83-86.
3. Achille, M. A., J. R. Ogloff. Attitudes toward and desire for assisted suicide among persons with amyotrophic lateral sclerosis. Omega,Westpor, 2004, 4(8):1-21.
4. Keown, J. Euthanasia, Ethics and Public Policy - an Argument against legalization. Cambridge University Press, 2004.
5. Leal, D._Book Review: Aiming to Kill: The Ethics of Suicide and Euthanasia. Studies in Christian Ethics, 2007, 20(1):118-122.
6. Onwuteaka-Philipsen, B. D., L. Deliens Euthanasia and Public Health International. Encyclopedia of Public Health, 2008, 519-526.