Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ - ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ - ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
World science
Ключевые слова
EUTHANASIA / LEGAL CONSCIOUSNESS / DISABLED PEOPLE WITH POLYMORBIDITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манчева Параскева, Ненова Гергана, Керековска Албена

The aim of this study was to explore attitudes to euthanasia of 305 disabled people with polymorbidity certified by TEMC University Hospital of "St. Marina" - Varna. The study of their attitudes toward euthanasia showed approval in 38.20% of active euthanasia requested by the patient. The study found that disabled people with polymorbidity accept active euthanasia as act of humanity and compassion, not a murder. Respondents perceive active euthanasia, such as respect for human rights, not as a manifestation of disrespect for human life. Respondents (at 70.50%) shared the view that terminally ill people at home do not require legalization of euthanasia and quality of palliative care. The results made it impossible to draw a conclusion about the preference of respondents to one or the other euthanasia, which can be an objective of future studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ - ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ - ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ

1 доц. д-р, д. м. Манчева Параскева 1 ассистент, д-р Ненова Гергана 2проф. д-р, д. м. Керековска Албена

1 Учебно-научный сектор по реабилитации, Медицинский университет, Варна, Болгария 2Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения, факультет Общественного здравоохранения, Медицинский университет, Варна, Болгария

Abstract: The aim of this study was to explore attitudes to euthanasia of 305 disabled people with polymorbidity certified by TEMC University Hospital of "St. Marina " - Varna. The study of their attitudes toward euthanasia showed approval in 38.20% of active euthanasia requested by the patient. The study found that disabled people with polymorbidity accept active euthanasia as act of humanity and compassion, not a murder. Respondents perceive active euthanasia, such as respect for human rights, not as a manifestation of disrespect for human life. Respondents (at 70.50%) shared the view that terminally ill people at home do not require legalization of euthanasia and quality of palliative care. The results made it impossible to draw a conclusion about the preference of respondents to one or the other euthanasia, which can be an objective of future studies.

Keywords: euthanasia, legal consciousness, disabled people with polymorbidity.

ВВЕДЕНИЕ. Вопрос «за» или «против» эвтаназии стоял перед всеми обществами на разных этапах своего развития. Дебаты в Республика Болгария начались в 2004 году, и поставили на обсуждение этот сложный социально-этический, медицинский и юридический феномен среди часто обсуждаемых проблем в общественном пространстве. Дискуссия становится все более актуальной, так как напрямую касается юридической ответственности врачей при лечении терминальных больных пациентов с одной стороны и права пациента на достойную смерть - с другой. Болгарское законодательство по этим вопросам и клятва Гиппократа оформили правовое сознание (ПС) болгарских врачей в сторону ревностной защиты права пациента на жизнь. Популяризация Хартии Европейского союза по правам человека у нас и точнее право на достоинство и достойную смерть, однако, означает переосмысление миссии болгарской медицины. Нерешенные проблемы нашей системы здравоохранения и правовое сознание болгарских врачей, если на них смотреть с учетом прав пациентов, привели к необходимости продвижения в парламенте Болгарии проекта Закона об эвтаназии в 2011 году. К легализации эвтаназии в Республике Болгария не пришли, но дилемма «за» или «против» эвтаназии продолжает стоять. Выяснение отношения болгарского общества по такому вопросу приводит к необходимости в проведении эмпирических обследований правого сознания проблемных групп общества - терминальных больных и инвалидов.

Правовое сознание - составная часть правовой области общественной жизни, которая со своей стороны является основным элементом социологической структуры общества. Правовое сознание состоит из трех структурных элементов, и каждый из них играет специфическую роль в сложном процессе превращения правовых предписаний в правозначимое поведение: познавательный; психологический; поведенческий.

Психологический элемент правого сознания исследует отношение к данной проблеме. В нем содержатся оценочные суждения, мнения, отношения и ориентации, сформированные на основании накопившихся правовых знаний. Правовые нормы, как правило, указывают на оптимальный вариант поведения - возможности, цели и средства достижения определенного индивидуального, группового или общественного интереса. Так пришли бы к формированию психологического элемента правого сознания, опережая правовые решения, д аже с риском нарушить баланс между ожиданиями общества и законодательным процессом [2, 6].

Правовое сознание - это связь между моралью и правом. Можно сказать, что правовое сознание и нравственность переплетаются так узко, что между ними нельзя провести четкую границу, так как правовые и нравственные взгляды и убеждения составляют часть общего

мировоззрения общества. Мораль не только является источником и адресатом правовых норм, но одновременно является корректором и регулятором правовых отношений. В более новые времена в «Легитимность правового принуждения в контексте принципа Rule of Law» (2003) Ст. Наумова интерпретирует правовое сознание в качестве синтеза идеи Rule of Law. Подчеркивая его существенную роль в механизме социального действия и реализации права в «Правовые социологические исследования в контексте европейских стандартов» (2008) она ставит правовое сознание в центр правовых социологических исследований в Болгарии.

Изучение отношения к специфическим проблемам, такие как эвтаназия, которые имеют особое социальное значение, приводит к необходимости проведения исследования правового сознания в первую очередь проблемных групп общества. Это так, потому что они оказались бы будущими потребителями этой «медицинской услуги» и ответили бы с большей достоверностью поставленным вопросам, из-за чего цель нашего изучения - исследовать отношение полиморбидных инвалидов к эвтаназии [3].

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучение отношения к эвтаназии проводилось среди 305 полиморбидных инвалидов (ПИ), среднего возраста 60 лет ±10 лет, из которых 161 мужчина и 144 женщины, освидетельствованных Общей территориальной экспертной врачебной комиссией (ТЭВК) в Многопрофильной больнице для активного лечения «Св. Марина» - Варна.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: социологический метод - прямая и групповая анкета, статистические методы: анализ (%2), дисперсионный анализ, корреляционный анализ (г), регрессионный анализ (Р), мультифакторный регрессионный анализ. Обработка результатов проведена при помощи SPSS v.19.0 for Windows.

РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ. Изучение отношения полиморбидных инвалидов различных возрастных групп, пола, трудовой занятости, образования и религиозной принадлежности раскрыло их позицию и осведомленность об эвтаназии. Средний возраст респондентов - 60 лет +10, из них 52.80% мужчин и 47.20% женщин. Изучение установило одобрение у 56.00% активной эвтаназии (по желанию самого пациента) в возрастной группе 41 -60 лет. Это процентное соотношение снижается на 6.00% у пациентов младше 40 лет и достигает всего 38.00% у респондентов старше 60 лет. Одобрение среди возрастной группы 41-60 лет снижается до 49.50%, когда надо принять решение об активной эвтаназии больного члена семьи.

12.80% анкетированных пациентов имеют основное образование, 47.50% - среднее и 39.70% высшее и полувысшее образование. В большей своей части (50.80%) респонденты не имеют трудовой занятости, 26.30% - пенсионеры по трудовому стажу и старости, а 22.90% работают. Исследование не доказало статистической значимости влияния образования и трудовой занятости при формировании отношения к эвтаназии.

Исследование установило значение религиозной принадлежности анкетируемых при определении их отношения к активной эвтаназии (р<0.05). Анкетируемые ПИ в большей своей части - представители христианской религии - 73.80% православных, 5.20% адвентистов, 7.20% методистов, 1.3% протестантов. Только 9.80% мусульман и 2.60% атеистов.

Исследование отношения ПИ к эвтаназии показало одобрение 38.20% активной эвтаназии, по желанию самого пациента, который понимает значение и последствия своего поступка (рис.1):

да, по желанию самого пациента, но и по просьбе близких, когда пациент не в состоянии выразить свою волю

36.70%

да, только в случаях, когда это пожелал сам пациент, который понимает значение и последствия своего поступка

38.20%

не

jj 25.00%

1

0.00% 10.00% 20.00%

30.00% 40.00%

Рис. 1. Одобряете ли сознательное причинение безболезненной и добровольной смерти неизлечимо больным и страдающим людям - активную эвтаназию?

36.70% респондентов выразили свое положительное отношение к активной эвтаназии, включительно и по просьбе близких в ситуациях, когда пациент не в состоянии выразить свою просьбу. Изучение установило, что ПИ принимают активную эвтаназию скорее всего, как гуманный акт, являющийся проявлением сострадания (49.60%), а не как убийство. Эта часть респондентов (49.60%) воспринимают активную эвтаназию, как уважение прав человека, а не как проявление неуважения к человеческой жизни (рис. 2):

й

убийство

гуманный акт помочь смерти - проявление сострадания

ни один из вышеназванных

20.10%

49.60%

30.30%

0.00% 5.00% 10.00% 15.00% 20.00% 25.00% 30.00% 35.00% 40.00% 45.00% 50.00%

Рис. 2. По Вашему мнению, сознательное безболезненное причинение смерти по четко выраженному желанию неизлечимо больных и страдающих людей, это скорее всего:

Большая часть ПИ (70.50%) высказали свое мнение, что тяжело и неизлечимо больные люди у нас не нуждаются в узаконении эвтаназии, а в качественном паллиативном уходе. Обсуждение законодательных перемен, касающихся эвтаназии, остается на втором месте. Этот результат подтверждает ожидания общества по развитию паллиативной медицины, как альтернативу эвтаназии и подтверждает исследования С. Александровой (2008) по вопросу тенденций развития хосписного ухода в Болгарии [1].

По вопросу, касающемуся выбора исполнителя эвтаназии, анкетируемые считают, что в случае ее эвентуальной легализации в Болгарии, проведение нельзя вменить в обязанность врачам и другим представителям медицинской профессии (48.20%). Это вероятно является следствием установленного мнения насчет миссии медицины у нас. Действительно, принципиально важно, кто должен проводить эвтаназию. Сторонники эвтаназии в мире считают, что ее должен совершать врач. Врачи узко связаны с процессом родов и смерти, из -за специфики своей работы. Во всемирной практике, назначение медикаментов для безболезненного прекращения жизни зависит от врачей. В таком смысле немалое значение имеет и «двойной эффект» паллиативного лечения, такой эффект часто обсуждается и в связи с эвтаназией. Противники этого тезиса, однако, каким является и Н. Барболова, приводят доводы, что это нельзя вменить в обязанность медикам, так как вступило бы в противоречие с клятвой Гиппократа и с первым принципом медицины - «не навреди».

В государствах, в которых эвтаназия разрешается, дается возможность самому пациенту совершить эвтаназионное действие, а медику только надо выписать специальный рецепт со смертоносной таблеткой. Учитываются и другие возможности - сам больной, его близкие и др. Так, например, в Голландии и в штате Орегон (США), проведение эвтаназии вменено врачу в обязанность, но в Финляндии в содействии смерти медики не принимают участия, а только близкие больного. Если эвтаназия станет социальной необходимостью, вероятно более удачным будет создание специальной службы, которая должна заниматься подготовкой специалистов для ее проведения. Они должны иметь медицинское образование и высокую квалификацию. Хорошо было бы не называть такого специалиста врачом, а, например, «эвтаназиологом», чтобы не связывать эту деятельность с работой врачей. К сожалению, наше исследование установило снижение доверия к болгарской системе здравоохранения (рис. 3):

Результаты показали, что причины несогласия с легализацией эвтаназии составляющие 31.60%, основываются на возможных рисках злоупотреблений и напрямую связаны с недоверием к болгарским медикам. Эти данные подтверждаются результатами исследований J. Keown (2004) и D. Leal (2007), которые считают, что правовое регулирование эвтаназии в обществах, предоставляющих недостаточный паллиативный уход, может отойти от ее сущности [4, 5].

не согласен 29.90%

согласен 31.60%

не могу сделать оценку

J

0.00% 5.00% 10.00% 15.00% 20.00% 25.00% 30.00% 35.00% 40.00%

Рис. 3. Узаконение активной эвтаназии в Болгарии привело бы к рискам злоупотреблений и оказанию давления на тяжело и неизлечимо больных пациентов выбрать смерть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенное изучение отношения полиморбидных инвалидов к эвтаназии, что является психологическим элементом правового сознания, в очередной раз доказало сложность дилеммы «за» или «против». Группа респондентов объединяется вокруг мнения, что прерывание жизни пациента, который сам это пожелал в ясном сознании -проявление сострадания. Анкетируемые считают, что при таких условиях применение эвтаназии означает уважить его право на достойную смерть, как часть основных прав человека. Несмотря на положительное отношение к эвтаназии, полиморбидные инвалиды выделяют вероятность возможных рисков злоупотреблений после ее легализации в Болгарии и высказывают свое несогласие с ее правовым регулированием на данном этапе развития нашего общества. Полученные результаты не дали возможности сделать заключение о предпочтениях респондентов к тому или другому виду эвтаназии, что может стать целью будущих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, С. Организационни и етични проблеми и тенденции на развитието на хосписните/палиативните грижи в България. Автореферат на дисертационен труд за присъждане на образователна и научна степен „Доктор", Плевен, 2008.

2. Наумова, Ст. Основни въпроси на теорията и социологията на законодателния процес. Алтернативи, 2001, № 7-8, 83-86.

3. Achille, M. A., J. R. Ogloff. Attitudes toward and desire for assisted suicide among persons with amyotrophic lateral sclerosis. Omega,Westpor, 2004, 4(8):1-21.

4. Keown, J. Euthanasia, Ethics and Public Policy - an Argument against legalization. Cambridge University Press, 2004.

5. Leal, D._Book Review: Aiming to Kill: The Ethics of Suicide and Euthanasia. Studies in Christian Ethics, 2007, 20(1):118-122.

6. Onwuteaka-Philipsen, B. D., L. Deliens Euthanasia and Public Health International. Encyclopedia of Public Health, 2008, 519-526.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.