Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX-XI ВВ.)'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX-XI ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SYSTEM DEVELOPMENT PERIODS / КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ / CRISIS OF CIVILIZATION / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / EARLY CHILDHOOD / ИСКУССТВО / ART / ИГРА / GAME / ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ / AGE OF CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов Борис Николаевич

В статье описаны результаты исследования, посвященного системной периодизации развития современной европейской цивилизации и сопоставлению развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. Первая часть этого исследования, опубликованная в № 14 журнала «Системная психология и социология», включала описание начального этапа развития цивилизации, соответствующего V-VIII вв. Настоящая часть посвящена исследованию аналогий в развитии цивилизации и человека в течение следующего исторического этапа, с IX по XI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION (THE 9-11 th CENTURIES)

The article is a continuation of the study on the system of periodization of the development of modern European civilization and it describes the development of civilization in accordance with the corresponding periods of human development. The first part of this study, published in the previous issue № 2(14) of the journal “Systems psychology and sociology”, included a description of the initial stage of civilization from the 5th to 8th centuries. This part is devoted to the study of analogies in the development of civilization and the person in the next historical phase, from the 9th to the 11th centuries.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX-XI ВВ.)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IX-XI ВВ.) (Продолжение, начало см в № 14 за 2015 г.)

Рыжов Б. Н.

МГПУ, Москва

В статье описаны результаты исследования, посвященного системной периодизации развития современной европейской цивилизации и сопоставлению развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. Первая часть этого исследования, опубликованная в № 14 журнала «Системная психология и социология», включала описание начального этапа развития цивилизации, соответствующего V-VIII вв. Настоящая часть посвящена исследованию аналогий в развитии цивилизации и человека в течение следующего исторического этапа, с IX по XI в. Ключевые слова: системная периодизация развития, кризис цивилизации, дошкольное детство, искусство, игра, возраст цивилизации.

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION (THE 9-11TH CENTURIES) (Continuation, the beginning of the article see 2 (14) 2015)

Ryzhov B. N.

MCTTU, Moscow

The article is a continuation of the study on the system of periodization of the development of modern European civilization and it describes the development of civilization in accordance with the corresponding periods of human development. The first part of this study, published in the previous issue № 2(14) of the journal "Systems psychology and sociology", included a description of the initial stage of civilization from the 5th to 8th centuries. This part is devoted to the study of analogies in the development of civilization and the person in the next historical phase, from the 9th to the 11th centuries. Keywords: system development periods, crisis of civilization, early childhood, art, game, age of civilization.

Углубление кризиса цивилизации в 1Х-Х вв.

Кризис трехлетнего возраста ребенка, как правило, продолжается несколько месяцев. Лишь изредка, при неблагоприятных условиях, он захватывает значительную часть четвертого года жизни. Важнейшим обстоятельством, способствующим преодолению кризисных явлений, является позитивное взаимодействие со взрослым, обучающим ребенка в доступной для него форме навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

В отличие от ребенка европейская цивилизация вынуждена сама изживать в себе негативные последствия бурно идущего процесса самосознания и становления новых системообразующих связей, лишь в молитвах обращаясь к своему «взрослому» - Богу, Создателю и Спасителю человечества. Вследствие этого «кризис трехлетнего возраста» европейской цивилизации растягивается более чем на два столетия.

Первые признаки этого кризиса проявились уже в ходе саксонских войн Карла Великого [9]. Благодаря выдающимся личным качествам Карлу удалось успешно преодолеть центробежные тенденции, которые с необходимостью должны были проявиться в его государстве, сообразно самой логике кризисной симптоматики - нарастающему упрямству, строптивости, своеволию и протесту-бунту подданных. Но при его ближайших потомках эти симптомы приобрели генерализованный характер, обусловив системный кризис цивилизации.

Свойственные германским племенам традиции справедливого раздела отцовского имущества между сыновьями были вполне уместны, когда речь шла о скромном наследстве простого воина. Однако применительно к наследству императора, короля или графа эти традиции грозили крахом всей только что выстроенной системы государственности. Уже при наследнике Карла - Людовике Благочести-

вом государство оказалось втянутым в водоворот войн между его сыновьями, стремившимися получить большую часть наследства отца. Эти войны закончились разделом империи в 843 г. на три независимых части, ставших основой будущих европейских стран - Франции, Германии и Италии. Но распри продолжались. Теперь к соперничеству потомков Карла добавились восстания графов и поднявшей голову племенной знати. В результате к концу IX в. держава Карла оказалась разделенной уже на семь частей.

Строптивость и своеволие вассалов наиболее ярко проявились в южной и западной частях бывшей империи. Каролинги во Франции быстро утрачивали власть, не имея возможности воздействовать не только на формально подчиненных им герцогов и графов, но и на более мелких властителей, ставших фактически независимыми за стенами своих замков. В 987 г. на французский престол был избран граф Парижский Гуго Капет, положивший начало новой династии. Однако в течение всего следующего века королевская власть во Франции распространялась всего лишь на узкую полоску земли вокруг Парижа и Орлеана. О бедственном положении первых Капетингов говорит, например, тот факт, что один из них был вынужден нести военную службу по найму у одного из своих баронов [2].

Падение центральной власти роковым образом сказалось на обороноспособности территорий, еще недавно составлявших могущественное государство. Разумеется, этим воспользовались окружавшие империю нехристианские народы. С начала IX в. юг Европы постоянно жил в опасности нападения арабов-мусульман (или, как их называли, сарацин), захвативших Сицилию и неоднократно подвергавших разграблению многие итальянские города, включая Рим и Неаполь. Не меньшую опасность представляли набеги переместившихся в конце IX в. из Поволжья в Центральную Европу язычников-венгров. Начиная с 899 г. венгры систематически разоряли земли Германии и граничивших с ней областей, доходя временами до Парижа, Испании и Южной Италии.

Но самая грозная опасность исходила от норманнов, сохранявших древние языческие верования, датских и норвежских морских разбойников. Нападения норманнов начались еще при Карле Великом, и датчане, по-видимому,

были единственным германским племенем, не только выдержавшим натиск войск империи, но и вынудивших их перейти к обороне. При слабых потомках великого императора викинги из Дании и других скандинавских стран терроризировали Европу. В середине и второй половине IX в. они грабили Лиссабон, Тулузу, Гамбург и Париж, захватили северо-восточную Англию (получившую вследствие этого название «области датского права»). В 911 г. норманны получили в правление Нормандию, столетием позже полностью завоевали Англию, в XI в. изгнали арабов из Сицилии и образовали там свое государство.

Растянувшееся на два века бесчинство норманнов и других разбойников свидетельствовало о крайней опасности, которой подвергалась в это время едва преодолевшая эпоху раннего детства цивилизация Европы. В сущности, лишь малочисленность нападавших не позволила им нанести серьезный ущерб развитию новой цивилизации. Появление у границ Западной Европы более крупного агрессора имело бы гораздо более трагические последствия.

Картину политического кризиса Европы в вв. дополняет совпадающее по времени не менее впечатляющее падение нравов духовенства. В современной историографии принято мнение, что главной причиной беспрецедентного кризиса церковной морали были последствия пресловутого «Пипинова дара», когда папа римский получил права светского властителя [11]. Действительно, в эпоху каро-лингов права и обязанности светской власти стали получать и другие церковные иерархи -архиепископы и епископы. Наиболее заметно этот процесс происходил в Германии, где короли передавали церкви крупные земельные владения, требуя при этом от епископов поставлять им вооруженные отряды и самим возглавлять эти войска. Образ жизни высшего духовенства при этом все более напоминал повседневную жизнь герцогов и графов, с непременными традициями охоты, участия в военных предприятиях и т.п. «Омирщвле-ние» духовенства, конечно, не способствовало росту авторитета церкви, но одним им невозможно объяснить почти невероятные события, происходившие в римско-католической церкви того времени.

В конце IX в. Папа Стефан VI организовал суд (так называемый Трупный синод)

над незадолго перед тем умершим при невыясненных обстоятельствах папой Формозом. Над посаженным в папское кресло трупом надругались, отрезали у него пальцы и, сорвав одежды, бросили в Тибр. Следующий, почти 60-летний период в истории папства (с 904 г. - начала понтификата папы Сергия III до 963 г. - смерти папы Иоанна XII), называют периодом порнократии1. Главенствующее положение в Риме в это время принадлежало семье графов Тускулумских2. Стяжавшие славу блудниц представительницы этого семейства Теодора и ее дочь Марозия возвели на престол более десяти пап из числа своих любовников, сыновей и внуков. Эти понтифики запятнали себя не только разнузданным поведением, но и многочисленными преступлениями, включая убийства своих предшественников. Апофеозом этого периода стал понтификат внука Марозии, восшедшего на папский престол в возрасте 18 лет, Иоанна XII. Молодой папа прожил короткую, но на редкость бурную жизнь, оставив заметный след в истории папства3. Он лично участвовал в сражениях за расширение папской области. Потерпев поражение, скрывался от преследователей в горах, ведя там едва ли не разбойничий образ жизни. В Риме он проводил время в столь не подобающих его сану оргиях, что современники в один голос упрекали его за превращение папского дворца в публичный дом. Играя в кости, папа взывал к Юпитеру и Афродите и пил за здравие сатаны.

В период временного изгнания Иоанна из Рима императором Священной Римской империи Оттоном I Великим там состоялся собор из пятидесяти епископов, на котором папа был обвинен во многих грехах. При этом император призывал не судить его строго, замечательным образом аргументируя свою снисходительность тем, что Папа ведь еще мальчик, и, быть может, одумается. Возвратившись в Рим после ухода императора, Иоанн подверг своих врагов жестокой казни и вновь предался разврату. Скончался он во время любовных утех от апоплексического удара или, по иным сведениям, убитый мужем своей возлюбленной [3].

Во всех этих эксцессах, представляющих собой открытое и кажущееся нелепым глумление над религией и здравым смыслом, очевидно просматриваются характерные симптомы кризиса трех лет. Прежде всего - обесценивание всего того, что было привычно, интересно, дорого раньше. У ребенка симптом обесценивания может проявляться в том, что он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Здесь же мы видим подобное поведение по отношению к религии, поскольку действующим субъектом является не ребенок, а олицетворяющий цивилизацию высший иерарх церкви, для которого «родитель» или «значимый взрослый» - это Господь.

Столь же явно здесь видны негативизм -желание сделать наоборот, прямо противоположное тому, что требует «значимый взрослый», а также строптивость. У ребенка трех лет такое поведение направлено в целом против норм воспитания, системы отношений и образа жизни в семье. У церковных иерархов X в. строптивость была направлена против сложившейся за тысячу лет традиции церковной жизни, всего того, что было предписано ее нормами и правилами.

Весьма близкую интерпретацию кризисных событий К-Х вв. можно получить, опираясь на психоаналитическую традицию, согласно которой в возрасте трех - пяти лет у ребенка формируется Эдипов комплекс, связанный с возникновением враждебности к значимому взрослому своего пола и влечением к значимому взрослому противоположного пола. Следует отметить, что идея использования Эдипова комплекса для интерпретации цивилизационных процессов принадлежала еще самому основателю психоанализа, который указывал, что этот комплекс составляет основу и сущность всей истории человечества [12].

Применительно к ориентированной на мужские ценности цивилизации Средневековья эксцессы в католической церкви К-Х вв. могут быть поняты как коллективный бессознательный протест против всесильной власти Бога - всеобщего отца всех людей. Вместе с тем другая сторона этого перио-

1 Порнократия (от др.греч. лор^ - проститутка и кратен - править) - правление проституток.

2 Тускулум - древний город в 24 км от Рима.

3 Иоанн XII первый изменил имя при восшествии на папский престол, первый короновал Германского короля короной императора Священной Римской империи.

да - представляющаяся странной пресловутая порнократия, растянувшееся на много десятилетий правление женщин в церкви -получает неожиданную интерпретацию как проявление коллективного бессознательного влечения к матери.

Усиливает впечатление о достоинствах психоаналитической трактовки кризиса европейской цивилизации в IX-X вв. то обстоятельство, что в отличие от сравнительно краткого периода, который традиционная возрастная психология отводит кризису трех лет, согласно психоаналитической традиции формирование Эдипова комплекса растягивается на значительно большее время. С учетом продолжительности жизни цивилизации это время может быть сопоставимо с реальной продолжительностью кризиса столетий.

В целом, вне зависимости от способа интерпретации, наблюдающиеся в этот период симптомы возрастного кризиса цивилизации носили объективный характер, проявляя себя во множестве событий, имеющих несомненную параллель со специфическими особенностями развития ребенка. В числе этих особенностей следует отметить свойственную раннему возрасту беспамятность происходящего. В отличие от будущих кризисов «кризис трехлетнего возраста цивилизации» не имел своих идеологов и практически не нашел отражения в искусстве, если не считать возникшей несколькими веками позже легенды о папессе Иоанне4, в которой романтический вымысел опирался на смутные воспоминания о временах, когда женщины контролировали папский престол.

Дошкольное детство цивилизации

Завершение кризиса трех лет приводит к установлению новых отношений между ребенком и взрослым. Мир взрослого человека становится чрезвычайно привлекательным для ребенка. Но ввиду невозможности стать полноправным участником социальных от-

ношений между взрослыми людьми, ребенок переходит к моделированию этих отношений в игре. Поэтому игра становится ведущим видом деятельности ребенка [5, 13]. Д. Б. Эль-конин подчеркивал, что формы игры ребенок берет из свойственного обществу пластического искусства [13].

В этом возрасте начинают формироваться личность ребенка, его эмоциональная и мотивационная сферы. Ребенок учится оценивать свои поступки в соответствии с той характеристикой, которую дают этим поступкам значимые взрослые. При этом под влиянием оценок взрослого у него возникает представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Он быстро растет, крепнет физически, становится все более независимым и начинает приобретать уверенность в себе. У него развивается воображение, обнаруживаются творческие задатки. В рисунках от стадии каракулей он переходит к примитивной выразительности [5]. В то же время ребенок в этот период очень доверчив, путает факты и вымысел и может испытать сильное религиозное чувство.

Схожие черты дошкольного возраста можно заметить в развитии европейской цивилизации при приближении к XI в., когда пик глубокого системного кризиса, в котором оказалась Европа при потомках Карла Великого, был пройден. Прежде всего это касается расширения охватываемого цивилизацией пространства. В 965 г. датский король Харальд Синезубый крестил своих воинственных подданных, вскоре крещение приняла Норвегия. На Рождество 1000 г. под руководством короля Иштвана Святого христианство приняли и венгры. Терзавшие Европу набеги норманнов и кочевников прекратились. В 966 г. католичество приняла Польша. В 1066 г. состоялось нормандское завоевание Англии. Благодаря этому страна, ранее раздробленная и имевшая из-за своего

4 Папесса Иоанна - согласно популярной средневековой легенде, женщина, прибывшая в Рим в мужском платье в середине IX в. Благодаря своим способностям она сделала головокружительную карьеру при папской курии, добившись вначале сана кардинала, а затем став римским папой под именем Иоанна. Вскоре после восхождения на папский престол во время крестного хода неподалеку от старой римской церкви Св. Климента у нее начались роды, и она была умерщвлена толпой. Упоминание о папессе Иоанне содержится в нескольких богословских и исторических источниках XIII в. С легендой об Иоанне также связаны стоящая сегодня на месте ее предполагаемой гибели небольшая часовня, в которой находится скульптурное изображение женщины и монаха с ребенком на руках, и существовавший до начала XVI в. странный обычай проверки половой принадлежности вновь избранного папы.

островного положения незначительное число связей с Западной Европой, стала одной из ведущих зон развития европейской цивилизации. Наконец, в Испании, оказавшейся в VIII в. под властью мавров, ширилась и набирала силу реконкиста. К 1000 г. весь север Испании уже был уже освобожден от иноземного владычества, а в 1085 г. христиане взяли Толедо - древнюю столицу государства, находящуюся в самом центре Пиренейского полуострова. Таким образом, пространство европейской цивилизации к XI в. расширилась почти вдвое5.

Еще более значительные изменения произошли в духовной жизни цивилизации. В X в. в Бургундии, на территории современной Франции, возникло Клюнийское аббатство, породившее движение, направленное на восстановление нравственности духовенства и его независимости от светской власти. Благодаря строгому соблюдению клюнийскими монахами сурового монастырского устава и подчиненности аббатства только папе к XI в., авторитет клюнийского движения достиг небывалой величины. Вскоре сложилась целая конгрегация из нескольких сот клюнийских монастырей, ставшая опорой независимости и укрепления влияния папской власти. Многие из клюнийских монахов получали сан высших иерархов церкви - приоров, епископов и кардиналов. Все это говорило о том, что католическая церковь вступила на путь нравственного самоочищения.

Таким образом, как и у ребенка в пять-шесть лет, на смену спонтанному конфликту со «значимым взрослым» в предшествующую кризисную эпоху приходит искренняя заинтересованность и даже восхищение миром «взрослых людей»: европейская цивилизация, преодолев политический и духовный кризис предшествующих столетий, в XI-XII вв. обращается лицом к Богу - своему «значимому взрослому».

Однако этот поворот имел не только нравственное значение, выразившееся во всплеске религиозного энтузиазма, иногда доходящего до фанатизма, в окончательном утверждении целибата (обязательного безбрачия священников) и решительном осуждении симонии (продажи церковных должностей). Восторжествовавшее религиозное сознание требовало переосмысления роли церкви в жизни общества и неизбежного подчинения ей всех иных видов власти. К сожалению, одним из первых актов утверждения новой роли католической церкви стал ее разрыв с православием. Рим требовал безоговорочного признания папы главой всех христиан. Православная церковь настаивала на своей самостоятельности. И вот много веков зревшие противоречия между двумя ветвями христианства завершились в 1054 г. церковным проклятием, которому католическая церковь предала православного патриарха6.

Разделение церквей стало прелюдией к длинному ряду драматических событий, связанных с претензиями римско-католической церкви на мировое господство. С очевидностью это обнаружилось уже в 1073 г., когда католическую церковь возглавил бывший клюнийский монах Гильдебранд, ставший римским папой Григорием VII. Решительный и бескомпромиссный понтифик не ограничился очищением церкви от скверны разврата и коррупции, но уже явно потребовал признания своего первенства над светской властью. Растущие амбиции церкви привели ее к противостоянию с императором Священной Римской империи, желавшим самому назначать и смещать епископов, в которых он видел не столько духовных пастырей, сколько подчиненных империи владетельных князей. Однако энергичному папе удалось не только выйти победителем в борьбе со могущественным монархом, но и заставить поверженного императора совершить унизительный «путь

5 В первой половине XI в. важной частью европейской цивилизации становится Киевская Русь, имевшая при Ярославе Мудром (978-1054) теснейшие родственные и политические связи с Францией, Англией, Польшей, Норвегией и другими европейскими странами. В дальнейшем культурная интеграция Русского государства и европейской цивилизации существенно затормозилась из-за разделения римско-католической и православной церквей и нарастающей феодальной раздробленности Руси, а затем и прервалась на несколько столетий после монгольского нашествия в XIII в.

6 16 июля 1054 г возглавлявший папское посольство в Константинополь кардинал Гумберт возложил на престол главного храма православного мира - церкви Святой Софии в Константинополе - папскую грамоту о низложении и отлучении от церкви константинопольского патриарха. Этот демарш и последовавшая через четыре дня ответная анафема, которой константинопольский патриарх предал папских легатов, положили начало длящемуся до настоящего времени разделению православной и католической церквей.

в Каноссу»7, ставший с тех пор синонимом моральных издержек, которые вынужден понести человек, попавший в безвыходную ситуацию, но желающий сохранить свое положение и состояние.

В целом, XI в. стал периодом резкого усиления религиозных настроений в Европе, обусловивших приобретение Церковью доминирующего положения в общественной жизни и возвышающих ее над светской властью. При этом высокая религиозность Европы XI в. и отмечавшаяся многими исследователями особая «расположенность» к религии детей дошкольного возраста [1, 14, 15] являются важным аргументом в пользу идентификации этого исторического периода как «дошкольного детства цивилизации».

Ролевая игра дошкольника и развитие городских ремесел в X-XI вв.

Еще одним аргументом в пользу такой идентификации является ряд общих моментов, которые легко обнаружить в ролевой игре дошкольника и развитии городских ремесел в X-XI вв. Согласно взглядам многих исследователей (С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.), ведущей деятельностью дошкольного возраста является ролевая игра, в ходе которой ребенок в условной форме воспроизводит различные виды профессиональной деятельности взрослых и тем самым приобретает чрезвычайно важный опыт поведения и общения в самых разных профессиональных ситуациях [8, 13]. От разыгрывания простейших, шаблонных профессиональных сюжетов ребенок постепенно переходит ко все более сложным игровым схемам, в которых, подобно реальной жизни, присутствуют как общие для всех правила, так и особо складывающиеся отношения между участниками игры.

Если на предыдущем этапе ребенок играл сам с собой, то в дошкольном возрасте игра становится групповой, а действующие в ней правила все более точно отражают реальные отношения взрослых. В каждой конкретной игровой ситуации ребенок овладевает той или иной ролью взрослого - врача, пациента, продавца, покупателя. При этом он учится не

только брать на себя ответственность за свое «профессиональное» решение, но и выполнять вытекающие из выбранной роли неприятные обязанности - ждать в очереди, подчиняться требованиям «начальника» и т.п. Таким образом ролевая игра является важнейшим механизмом социализации ребенка. В то же время она несет в себе первый опыт формирования профессиональных предпочтений человека, становясь, таким образом, самым ранним этапом его будущей профессионализации [4].

Принципиально подобные процессы можно заметить и в общественной жизни Европы X-XI вв. Ее отличительными особенностями становятся невиданная прежде профессионализация городской культуры и появление многих новых видов профессий. При этом резко возрастает роль главных субъектов городской жизни - мастеров. Их деятельность, ранее мало кому интересная, теперь оказывается в центре общественного внимания и подвергается тщательной общественной регламентации и кодификации.

Одними из ведущих механизмов развития европейской цивилизации этого периода, по мнению большинства исследователей - социологов и культурологов, от К. Маркса до А. Тойнби, явились быстрый рост городов и развитие городского ремесленного производства. Важнейшей приметой недавно миновавших темных столетий был упадок и почти полное запустение городов и городского хозяйства. Многие античные поселения практически перестали существовать. В тех же, где еще теплилась жизнь, была полностью разрушена городская инфраструктура. Большинство домов превратилось в руины, водопровод и канализация вышли из строя, численность населения сократилась многократно, горожане обнищали и смешались с варварами. Однако уже в X в. началось возрождение городов Северной Италии - Генуи, Флоренции, Пизы, стала набирать силу возникшая в начале Средних веков Венеция. Вслед за итальянскими городами стала возвращаться жизнь в города Южной Франции - Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье, а также бывшие римские пограничные города, расположенные по течению Рейна и Дуная, -Кельн, Вормс, Регенсбург и др.

7 Каносса - замок в Италии, перед воротами которого в 1077 г. босой и одетый во власяницу император Генрих IV должен был несколько дней дожидаться прощения папы.

Основой начинающегося расцвета этих городов стало развитие и все большая специализация ремесленного труда. На смену примитивным изделиям деревенских кузнецов, выполнявших любые заказы - от ковки меча до изготовления мелкой бытовой утвари, приходит более качественная и тонкая работа городских мастеров, специализирующихся на изготовлении какого-то одного вида продукции. Количество ремесленных мастерских возрастает многократно, а работающие в них мастера и подмастерья становятся основой городского населения. Именно с этого периода европейские города начинают превращаться в «города мастеров», а обращение «мастер» (впоследствии трансформировавшееся во французское «мэтр», итальянское «маэстро» и английское «мистер») становится просто обозначением нетитулованного горожанина-мужчины.

Уже в конце X в. В Италии, а в XI столетии в Англии, Германии и Франции возникают цеха - профессиональные объединения мастеров, занятых выпуском одного вида продукции. Цеха не только защищали интересы их участников, но, почти как в детской игре, строго регламентировали правила работы ремесленных мастерских. Подобно игровым договоренностям, соглашения, которые заключали между собой члены цеха8, устанавливали время и место их работы (например, запрещалось работать ночью, определялись размеры мастерской), оговаривали вид и качество выпускаемой продукции. При этом, как в играх детей разных стран присутствуют чрезвычайно схожие правила и игровые сюжеты, в почти одновременно появившихся в большинстве западноевропейских городов профессиональных объединениях мастеров действовали очень похожие друг на друга цеховые правила и формировалась чрезвычайно схожая цеховая структура.

Детские сказки и сказочная культура раннего Средневековья

Не менее важным аргументом идентификации периода X-XI вв. как «дошкольного детства цивилизации» является очевидная ска-

зочность сюжетов возникающего в эту эпоху европейского героического эпоса.

Дошкольный возраст - уникальный период приверженности ребенка миру сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок, считая сказку наиболее любимым ребенком литературным жанром [5, с. 299]. Сказка увлекательно показывает жизнь, поступки и судьбы людей. Позволяет пережить их чувства, радости и горе. В то же время сказка открывает необъятный простор для воображения, она легко преодолевает узкие границы окружающей ребенка действительности и переносит его в фантастический, волшебный мир, где справедливость, которую часто так трудно достичь в реальной жизни, приходит быстро и просто в вымышленных ситуациях.

В ряде работ показано, что уже упоминавшаяся религиозность ребенка дошкольного возраста также носит «сказочный» характер, при котором Бог является в категориях того же уровня, что и великаны и драконы, но представляется еще более большим и «носящим развевающиеся одежды» [1, 15].

Столь же важную роль играла сказка в культуре европейского раннего Средневековья. Главное место в народном творчестве X-XI столетий занимали героические песни и сказания о военных походах, битвах и сражениях, прославлявшие доблесть вождей и героев. Истоком этих сказаний были воспоминания участников описываемых событий. Передаваясь от исполнителя к исполнителю, такие воспоминания героизировались, обрастали фантастическими подробностями и в итоге перерастали в эпическое произведение, в котором реальные и точно подмеченные человеческие характеры и поступки заострялись в соответствии с требованиями национального характера и, сплетаясь с пышной выдумкой и поминутно вторгающимся в обычную жизнь волшебством, становились национальными символами.

Народные сказания стали первоначальной основой большинства средневековых эпических произведений, в наибольшей мере получивших распространение на севере Европы. Именно здесь, в Скандинавии, Англии

8 В последующие века эти соглашения приобрели вид единообразных цеховых уставов, в которых сегодня обращает на себя внимание кажущаяся мелочной и по-детски наивной детализация различных ограничений и предписаний, предъявляемых к владельцу мастерской.

и Ирландии, оставались более сохранными прежние кельтские и германские предания, также легшие в основу эпических сказаний X-XI столетий.

Древнейшим памятником средневекового эпоса стал сборник древнегерманских сказаний о богах и героях, получивший название «Старшая Эдда». Существующий ныне текст «Старшей Эдды» записан в Исландии в XIII в., но, по мнению специалистов [10], устные варианты произведения сложились в Германии и Скандинавии в вв. на основе значительно более древних преданий. Песни «Старшей Эдды» описывают пышный сказочный мир, в котором живут боги, странные «инеистые» великаны и карлики, а также огромные драконы и опоясывающий всю землю мировой змей. С детским восхищением рассказывает «Эдда» о гигантском волке Фенрире, настолько сильном, что для его обуздания богам пришлось пойти на хитрость, связав его с помощью волшебной цепи, которую сделали гномы из звука кошачьих шагов, женской бороды и тому подобного, чего с тех пор нет на свете.

Такой же по-детски волшебный мир разворачивается и в созданной между VIII и XI вв. знаменитой англосаксонской эпической поэме «Беовульф», единственная сохранившаяся рукопись которой была записана на рубеже X-XI в. и ныне хранится в Британском музее, в Лондоне. В основе сюжета поэмы лежит борьба витязя Беовульфа против нескольких сказочных существ - великана-людоеда Грен-деля, многие годы разорявшего земли датчан, его матери - живущего в подводном логове женского монстра, и огнедышащего дракона, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад.

Схожие сказочные черты имеет и русский героический эпос, происхождение которого, по мнению многих исследователей, также следует отнести к X-XI в. [6], то есть к тому времени, когда между Киевской Русью и европейской цивилизацией устанавливаются наиболее тесные политические и культурные связи. Главные герои русского героического эпоса, могучие воины киевского князя Владимира - Илья Муромец, Добрыня и Але-

ша, - как и герои западного эпоса, побеждают фантастических чудовищ - Соловья-разбойника - антропоморфного громадного существа с птичьими крыльями, поражающего людей страшным посвистом, и огнедышащего дракона, имеющего несколько голов.

Следует отметить, что психологическое соответствие героической направленности и фантастического содержания средневекового эпоса восприятию дошкольного возраста обусловило возникновение множества адаптированных к этому возрасту упрощенных изложений эпических сказаний и былин. Со временем эти изложения превратились в особый эпический жанр народного творчества -прозаический устный рассказ о вымышленных событиях, фольклорную сказку9.

Детские черты в романском искусстве

Наконец, следует указать на некоторые совпадения особенностей рисунка детей пяти-шести лет и европейского изобразительного искусства конца X-XI столетий, обычно называемого ранним периодом романского стиля в искусстве.

Как отмечает Л. Ф. Обухова, излюбленный сюжет детских рисунков - человек. Это центр всей детской жизни [5, с. 298]. При этом в рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным [5, 7]. По мнению таких исследователей, как В. Штерн и представитель Лейпциг-ской школы гештальтпсихологии Г. Фолькельт, ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоции [5, с. 298]. Это приводит к часто наблюдаемым в рисунках детей пяти-шести лет характерным искажениям пропорций реальных объектов. Так, в рисунке семьи более значимый для ребенка взрослый, если таковым оказывается мать, нередко изображается несоразмерно крупнее менее значимого взрослого - в данном случае отца (см. рис. 1).

Схожие тенденции весьма характерны для сравнительно немногих сохранившихся памятников романской живописи. Термин

9 В связи с развитием кинематографа в XX в. сказка выделилась в самостоятельный жанр киноискусства. К числу популярных киноверсий раннесредневекового эпоса, рассчитанных главным образом на детскую аудиторию, можно отнести первый советский широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» (1956).

Рисунок 1. Деформация пропорций фигур в рисунке семьи ребенка пяти лет

«романское искусство», как правило, связывают с архитектурным стилем, узнаваемой частью которого стали арочные перекрытия, цилиндрические своды, тяжеловесные башни и другие стилистические черты, восходящие к традициям древнеримского зодчества. Этот стиль зародился в Западной Европе в конце X в. и просуществовал около трех столетий, пока не был вытеснен нарождающимся готическим стилем. Однако романский стиль нашел свое выражение в ряде живописных изображений, выполненных исключительно по библейским сюжетам и представленных, как и в более раннюю эпоху, в книжной миниатюре и монументальной храмовой живописи.

Традиционной доминантой храмовых изображений были фигуры Христа и Богоматери, выполненные в условной, символической форме. В художественном отношении эти изображения далеки от совершенства - фигуры лишены объема, пропорции человеческого тела нередко искажены, складки одежды лежат неестественно. Но главное для художника - передать зрителю ощущение благоговения перед Божеством, и это достигается расположением и величиной изображений. Фигуры Христа и Богоматери всегда размещаются в центральной части храма, как правило, в центре его главного свода. Они окружены ангелами, апостолами и святыми. Фигуры

Рисунок 2. Христос Пантократор. Фреска абсиды церкви Сан-Клементе де-Таулл в Тауэлле, Испания, рубеж XI-XII вв. В настоящее время выставлена в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне

простых людей отсутствуют либо находятся на периферии композиции. При этом масштаб фигур строго зависит от их иерархии - фигура Христа значительно больше апостолов, те, в свою очередь, больше ангелов, а ангелы представлены крупнее и выписаны более тщательно, чем простые смертные (см. рис. 2).

Заключение

Таким образом, ряд сопоставлений психологических закономерностей развития ребенка, с одной стороны, и фактов исторического и культурного развития цивилизации, с другой, подтверждает тезис о принципиальном подобии развития социальных систем микро- и макро-уровней. В настоящей части исследования приведено описание психолого-социальных аналогий, охватывающих период системного кризиса европейской цивилизации в вв., и ее «дошкольного детства» - с конца X до рубежа XI-XII вв., что согласно предложенной схеме соответствует развитию ребенка в возрасте трех - шести лет.

Литература

1. Безрогов В. Г. Власть дискурса и религия в воспоминаниях о детстве // Религиозные практики в современной России: Сб. ст. М.: Новое издательство, 2006.

2. В семирная история: Раннее Средневековье / А. Н. Бадак и др. М.: АСТ, 2001.

3. Встория средних веков / Сост. М. М. Стасюлевич. СПб.: Полигон, 1999.

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. М.: РОУ, 1996.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2000.

6. Пропп В. Я. Русский героический эпос: Собрание трудов В. Я. Проппа. М., 1999.

7. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. М.: Аспект-пресс. 2011.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

9. Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации // Системная психология и социология. 2015. № 2(14).

10. Стеблин-Каменский М. И. Труды по филологии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. 928 с.

11. Тойнби А. Постижение истории. М.: Рольф, 2001.

12. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Лениздат, 2014.

13. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976.

14. Vergotte A., Tamayo O., Pasqualli L., Bonami M. e.a. Concept of God and Parental Images // Journal for the Scientific Study of Religion. 1969. № 8.

15. Harms E. The development of religious experience in children //American Journal of Sociology. 1944. № 50.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bezrogov V. G. Power of discourse and religion in the memories of childhood // Religious practices in modern Russia. Sat.St.- M.: New publishing house, 2006.

2. World history: the Early middle ages /the Badak A. N. and others - M.: AST, 2001.

3. The history of the middle ages /ed. M. M. Stasyulevich - SPb.: "Polygon", 1999.

4. Kulagina I. Y. Age psychology (child development from birth to 17 years): Training manual. — M.: ROWE, 1996.

5. Obukhova L. F. Age psychology. - M.: Pedagogical society of Russia, 2000.

6. Propp V. Y. The Russian heroic epos (the collected works of V. Y. Propp). - M., 1999.

7. Romanova E. S. Graphic methods in practical psychology. - M: Aspect-press. 2011.

8. Rubinstein S. L. fundamentals of General psychology. - SPb.: Peter, 2002.

9. Ryzhov B. N. Psychological age civilization. / System psychology and sociology, 2015, № 2 (14).

10. Steblin-Kamensky M. I. Works on Philology. — SPb.: The philological faculty of St. Petersburg state University, 2003. — 928.

11. Toynbee A. Comprehension of history. Moscow: Rolf, 2001.

12. Freud Z. Totem and taboo. - SPb.: IG Lemzdat, 2014.

13. Elkonin D. B. Psychology of the game. — M.: Pedagogika, 1976.

14. Vergotte A., Tamayo O., Pasqualli L., Bonami M. e.a. Concept of God and Parental Images // Journal for the Scientific Study of Religion. 1969. № 8.

15. Harms E. The development of religious experience in children //American Journal of Sociology. 1944. № 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.