Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SYSTEM DEVELOPMENT PERIODS / ФАЗЫ СИСТЕМОДИНАМИКИ / ИСКУССТВО / ART / ИГРА / GAME / ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ / AGE OF CIVILIZATION / PHASES OF SYSTEM DYNAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов Борис Николаевич

Статья представляет собой первую часть исследования, посвященного системной периодизации развития современной европейской цивилизации и сопоставлению начальных периодов развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. В качестве одного из основных критериев сопоставления рассматривается сходство целей и выразительных средства искусства определенного периода развития цивилизации и особенностей развития человека в соответствующий жизненный период, включая особенности его игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION

The article presents the first part of the study devoted to the system of periodization of the development of modern European civilization and to the comparison of the initial period of the development of civilization with the corresponding periods of human development. One of the main criteria considers the similarity of goals and means of expression of art of a certain period in the development of civilization and characteristics of human development in the particular period of life, including the features of its game activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

ПСИХОЛОГИЯ И ИСКУССТВО

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Рыжов Б. Н.

МГПУ, Москва

Статья представляет собой первую часть исследования, посвященного системной периодизации развития современной европейской цивилизации и сопоставлению начальных периодов развития цивилизации с соответствующими периодами развития человека. В качестве одного из основных критериев сопоставления рассматривается сходство целей и выразительных средства искусства определенного периода развития цивилизации и особенностей развития человека в соответствующий жизненный период, включая особенности его игровой деятельности. Ключевые слова: системная периодизация развития, фазы системодинамики, искусство, игра, возраст цивилизации.

PSYCHOLOGICAL AGE OF CIVILIZATION

Ryzhov B. N.

MCTTU, Moscow

The article presents the first part of the study devoted to the system of periodization of the development of modern European civilization and to the comparison of the initial period of the development of civilization with the corresponding periods of human development. One of the main criteria considers the similarity of goals and means of expression of art of a certain period in the development of civilization and characteristics of human development in the particular period of life, including the features of its game activities.

Keywords: system development periods, phases of system dynamics, art, game, age of civilization.

Введение

Попыткам осмыслить причину возникновения, развития и угасания цивилизаций посвящено множество работ от начала Нового времени до наших дней. В Х!Х в. на смену кажущимся сегодня наивными рассуждениям И. Герде-ра, Н. Кондорсе или фантастическим опусам Ш. Фурье пришли не потерявшие актуальности и сейчас социологические работы О. Кон-та, К. Маркса, Г. Спенсера и М. Вебера. ХХ в. оказался не менее плодотворен. Еще в 1923 г. О. Шпенглер опубликовал свой знаменитый труд «Закат Европы» [15], в котором на основе обширного культурологического материала, относящегося к различным эпохам жизни человечества, предсказал неизбежную гибель европейской цивилизации. Несколько позже теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций продолжил А. Тойнби, опубликовавший в период с 1934 по 1961 г. многотомное произведение «Постижение истории» [11], почти сразу же приобретшее славу классического труда по истории цивилизаций.

Одновременно с исследованием Тойнби, в 1938 г., появилась снискавшая не меньшую

популярность работа Й. Хейзинги «Человек играющий» [13], в которой высказывается весьма интересная мысль об игровом характере культуры. Й. Хейзинга считает, что культура происходит из игры. Однако на определенном этапе развития цивилизации, в XVШ в., началось убывание игрового элемента в культуре. Труд и производство становятся идеалом цивилизации, что, по мнению автора, чревато опасностью разрушении культуры, уходящей от своих истоков.

В 1970-е годы была предложена вызвавшая длящуюся до наших дней полемику пассионарная теория расцвета и угасания цивилизаций Л. Н. Гумилева, в которой описаны различные виды этнических систем и фазы этногенеза: подъем, акматическая фаза, надлом, инерция, обскурация и мемориальная фаза [2].

Тем не менее, несмотря на многообразие взглядов и выдвинутых концепций, большинство исследований последнего столетия представляли собой попытки предложить схему развития цивилизации, опирающуюся лишь на подмеченные авторами закономерности возникновения тех или иных исторических и культурных процессов. Они объясняли со-

циологическую и культурно-историческую реальность исходя из нее самой, не пытаясь опираться на представления о более общих закономерностях развития живой природы и, тем более, на фундаментальные природные закономерности. (Некоторым исключением в этом ряду были работы, выполненные в русле социал-дарвинистских и социал-экономических традиций, упрощенно сводивших многообразие форм социального развития к действию отдельных биологических или экономических закономерностей.) Такой подход с неизбежностью определял субъективное восприятие автором как самих исторических фактов, так и их соотношений, превращая тем самым любую попытку осмыслить ход исторического процесса скорее в литературное произведение, имеющее лишь внешнее подобие научного исследования.

Одно из альтернативных решений может быть связано с использованием системного анализа социальных явлений, позволяющего не только выделить основные фазы социальной системодинамики, но и установить некоторые аналогии в развитии социальных систем микро- и макроуровней. С учетом этого целями настоящей работы стали распространение области применения метода системного анализа на исследования социальных процессов цивилизационного уровня и построение на этой основе системной периодизации развития современной (европейской) цивилизации.

Системное единство развития человека и цивилизации

С позиций системного анализа зарождение и развитие любой живой системы, независимо от формы жизни (биологическая или социальная) и уровня системной организации (человек или социум), протекает по одним и тем же системным законам и подразумевает прохождение одних и тех же стадий или фаз системодинамики - интенсивного развития, экстенсивного развития, распада, диссипации и т.д. (подробное описание последовательности фаз системодинамики живых систем см. в [10]). Как показало исследование доминирующей мотивации людей, принадлежащих к различным возрастным группам, в системной периодизации развития человека последовательность фаз системодинамики можно соотнести с последовательно сменяющими

друг друга эрами жизни и экзистенциальными эпохами. В том числе стартовой для развития любой живой системы фазе интенсивного развития соответствует эра становления, включающая в себя эпоху детства и эпоху юности. Следующей за ней фазе экстенсивного развития соответствует эра расцвета, включающая в себя эпоху молодости и эпоху взрослости. Далее следуют эра сохранения, соответствующая фазе диссипации и включающая эпохи среднего и зрелого возраста, и эра возврата, соответствующая фазе распада и включающая эпохи пожилого и преклонного возрастов [9].

Можно предположить, что и цивилизации как социальной сверхсистеме свойственна подобная смена экзистенциальных эпох. Разумеется, мысль о том, что цивилизация, как и человек, проходит стадию юности, расцвета и старения, не нова. Еще в 1767 г. А. Фергю-сон в своем сочинении «Опыт истории гражданского общества» [12] заметил, что путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации. В начале XX в. основатель педологического направления С. Холл предложил так называемую теорию рекапитуляции, получившую известность, несмотря на почти повсеместно звучавшую критику [14]. Согласно этой теории онтогенез повторяет все основные стадии филогенеза. Человеческий эмбрион проходит путь биологического развития от уровня одноклеточных животных до высших млекопитающих. Детство соответствует первобытной стадии развития общества, которую затем сменяют эпоха варварства и начало цивилизации. Период от пубертата до 25 лет, по мнению С. Холла, соответствует эпохе романтизма в европейской цивилизации.

Впоследствии один из последователей Холла, К. Гетчинсон, описал пять сменяющих друг друга периодов развития общества, соответствующих определенному возрасту жизни человека: период дикости - до пятилетнего возраста, период охоты - до двенадцати лет, пастушества - до четырнадцати, земледельческий - до шестнадцати и промышленно-торговый - до наступления взрослости [5]. Эта точка зрения, подобно теории Холла, не раз подвергалась, казалось бы, уничижительной критике, однако в отличие от множества других признанных несостоятельными концепций не была окончательно забыта. Скорее

она повторила судьбу взглядов Ч. Ломброзо. Сегодня теория рекапитуляции отвергается как целостный научный подход, но находит, тем не менее, множество подтверждений в отдельных деталях.

Вместе с тем отсутствие научно обоснованной периодизации жизни человека и общества в абсолютном большинстве исследований - от А. Фергюсона до работ, вышедших в сравнительно недавнее время (см., например, В. Д. Молостов «Старение цивилизации», 2010 [6]), неизбежно приводило к произвольности предложенных ими параллелей развития и, как следствие, к закономерной критике предложенных теории.

Трудность здесь прежде всего заключается в нахождении адекватного критерия, с помощью которого можно было бы установить длительность той или иной эпохи и, быть может, главное - определить сегодняшний психологический возраст цивилизации. Как уже было отмечено, традиционно применяемые для этой цели комплексы культурных, социальных, экономических и иных показателей ввиду их крайне субъективного истолкования большинством авторов, как правило, не имеют признаков научно обоснованных критериев.

Искусство - игра цивилизации

Одним из часто используемых показателей развития цивилизации является искусство. Для О. Шпенглера в искусстве запечатлены особенности души цивилизации, и в то же время оно является важнейшим свидетельством происходящих в обществе социокультурных изменений [15]. В отличие от этого А. Тойн-би указывает на существование продуктивной напряженности между цивилизацией и искусством, которые, по мысли автора, находясь в непрерывной борьбе, постоянно обогащают друг друга [11].

Однако сам термин «искусство» остается чрезвычайно неопределенным. Существует множество работ, в которых предложены различные определения понятия «искусство». «Самовыражение художника», «составная часть духовной культуры человечества», «одна из форм общественного сознания», «исторически сложившаяся система художественного освоения мира», «вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному» - все эти дефиниции, несмотря на

их распространенность, не дают ответа на вопрос об исторической необходимости возникновения искусства во всех известных нам цивилизациях.

С позиций системного анализа искусство -это особый элемент цивилизации, представляющий собой информационную модель наиболее важных, существенных системных связей, возникающих в цивилизации на различных этапах ее развития. Наличие такой модели позволяет цивилизации эффективно воспроизводить и формировать необходимые для ее развития связи в различных зонах ци-вилизационного пространства. Этим определяется необходимость искусства для любой цивилизации.

Искусство - это эскизный проект здания или корабля, который помогает построить не один реальный дом или корабль, но сколь угодно много домов и кораблей. Искусство для цивилизации выполняет ту же роль, что игра для отдельного человека. Игра ребенка или взрослого позволяет формировать у человека необходимые для дальнейшей жизни связи (или, напротив, освобождаться от ненужных, паразитических связей), лишь имитируя реальные жизненные ситуации, не подвергая себя при этом настоящему риску и опасности. Подобно этому искусство, как игра цивилизации позволяет делать то же самое для целых общественных страт и общества в целом. Так, история Ромео и Джульетты позволила бесчисленному множеству людей понять восторг юношеской любви и боль ее трагической утраты. Благодаря гению Шекспира все эти люди приобрели в той или иной мере необходимый для каждого опыт человеческих отношений, не пережив при этом личной трагедии героев пьесы.

Функциональное подобие феноменов моделирования системных связей реального мира в человеческой игре и искусстве позволяет предположить, что цели и выразительные средства, свойственные искусству определенного периода развития цивилизации, могут иметь аналогии с особенностями развития человека в соответствующий жизненный период, в том числе аналогии с целями и особенностями игр человека в этом возрасте. Таким образом, открывается возможность сопоставления возрастной периодизации жизни человека и запечатленного в произведениях искусства психологического возраста отельных эпох развития цивилизации.

Рассмотрим с этих позиций историю зарождения и развития современной европейской цивилизации.

Европейская цивилизация.

Предыстория и рождение

Формирование новой социальной системы,, подобно формированию нового биологического организма, начинается в предшествующей ей материнской системе. С того момента, как часть элементов материнской системы под воздействием внешнего импульса образует новую особую структуру, которая, вступая в фазу интенсивного развития, не только быстро увеличивается в объеме, но и стремительно усложняется качественно, начинается процесс зарождения новой системы.

Для современной европейской цивилизации материнской системой стали многочисленные германские племена, в течение многих столетий угрожавшие Риму из-за Альп. Античные авторы единодушно отмечали высокий рост, силу и отвагу германцев, а также присущую им безудержную агрессивность, выделявшую их среди остальных варваров. Благодаря активной завоевательной политике, которую в эпоху Юлиев-Клавдиев, то есть со второй половины I в. н.э. до второй трети I в. н.э., Рим стал проводить в Германии, ситуация в обширных территориях к северу от Альп стала напоминать разворошенный улей. Начиная со II в. столкновения Рима с германцами - предками основной массы носителей будущей цивилизации - уже шли непрерывно. В результате этих столкновений все больше германцев оседало в Риме в качестве рабов и все больше их свободных соплеменников - готов, вандалов, бургун-дов, франков и др. - втягивалось в борьбу с империей.

Тогда же, при императоре Клавдии, апостол Петр, как принято считать, создал первую христианскую общину в самом центре античного мира - в Риме. Именно тогда из Иудеи в античную цивилизацию было занесено семя религии, которой предстояло стать одним из системообразующих факторов будущей цивилизации.

Первые христиане Рима - в большинстве своем городская беднота и рабы - с системной точки зрения были элементами прежней античной цивилизации, поскольку все их со-

циальные связи, язык, культурные традиции, образ жизни были римскими. Но по мере того как они укреплялись в новой вере, обретая тем самым новые нравственные ценности и новый смысл жизни, они одновременно становились элементами новой системы, духовно чуждой языческому Риму.

Первые два века существования христианских общин их присутствие в Риме было практически незаметно и никак не влияло на жизнь общества. Ситуация стала существенно меняться во второй половине III в., когда возросшее количество христиан стало представлять заметную угрозу для сохранения прежних цивилизационных ценностей Рима. Ставшее ответом великое гонение, предпринятое императором Диоклетианом, затронуло уже сотни тысяч человек и стало поворотным пунктом в развитии христианства. Вскоре после завершения гонений приемный сын Диоклетиана император Константин, прозванный впоследствии Великим, издал Миланский эдикт, гарантирующий религиозную свободу на всей территории Римской империи. Фактически это означало приобретение христианством доминирующего положения в империи.

В 325 г. Константин собрал первый Вселенский Никейский собор, который установил четкую иерархию христианской церкви и закрепил особую роль римского епископа -наследника св. Петра. С этого времени западная, римская церковь становится носителем уникальной модели мировой организации, в которой скопированный с римской государственной машины порядок становится схемой мирового устройства, универсальным мировым принципом, действующим как на земле, так и на небе. В будущем эта модель будет воспринята варварскими германскими племенами, став основой системных связей в новой цивилизации.

Более ста лет после реформ Константина западная часть империи еще сохраняла значительную часть атрибутов прежней римской цивилизации, лишь постепенно уступая напору варварского нашествия. Но церковный клир и религиозно активная часть христиан уже составляли особую культурную среду, живущую своими традициями. Эта среда никогда не принимала окружающую ее античную культуру. И теперь, когда Рим погибал, христиане видели в этом закономерное возмездие велико-

му народу и городу, некогда могучему и беспощадному, пролившему реки невинной крови мучеников, а ныне бессильному, погрязшему в разврате и бездействии. Они только не могли сдержать слезы, видя, по словам свидетеля этих событий блаженного Августина, как гибнут в огне пожарищ его прекрасные дворцы и библиотеки [1].

Вскоре после взятия Рима вестготами в 410 г. десятки германских племен наводнили территорию Западной Римской империи. Некоторые из них, подобно франкам, вскоре нашли новую родину в бывших римских провинциях, иные, подобно вандалам, много раз меняли свое пристанище, но везде, куда приходили варвары, они беспощадно уничтожали остатки прежней цивилизации. Исключение (хотя и не всегда) составляли христианские храмы. Происходило это потому, что многие германские племена успели принять христианство еще до начала великого переселения народов. Другие приняли христианство несколько позже (например, король франков Хлодвиг крестился в 496 г.). Но к VI в. древние языческие верования сохраняли лишь те германцы, что остались жить в Центральной и Северной Европе, за чертой бывших римских границ. Таким образом, христианство явилось, по сути, главным каналом связи старой и нарождающейся новой цивилизации.

Здесь, однако, необходимо сделать уточнение. Большая часть расселившихся на территории бывшей империи германских племен (готы, бургунды, занявшие в конце VI в. значительную часть Италии лангобарды) были арианами, то есть последователями течения в христианской религии, осужденного как ересь еще на первом Никейском соборе. Это делало их недругами римско-католической церкви и отдаляло от модели мирового порядка, который эта церковь унаследовала от Римской империи. Только мощное государство франков приняло римско-католические догматы и вместе с ними идею римской иерархии. Именно оно вместе с обновленным Римом станет одним из важнейших центров формирования новой цивилизации.

Младенчество цивилизации

Для человека младенчество -это период от рождения приблизительно до одного года. В этом возрасте ребенок быстро растет, познает мир через ощущения, сосредоточен на себе, учится хватать, играет сам с собой [7, 8].

Нечто подобное легко угадывается в скудных сведениях, которыми располагает история о государстве франков V-VI вв. За первые сто лет своего существования королевство франков почти вдвое увеличилось в своих размерах. Однако, если не считать военной экспансии, его контакты с соседями оставались на зачаточном уровне. Самые яркие страницы этого периода - потрясающая своей изуверской жестокостью война двух королев: погрязшей в убийствах красавицы Фредегонды (545-597 гг.) и ее непримиримой соперницы Брунгильды (543-613 гг.). Искусство Западной Европы этого периода также скудно и примитивно. О нем можно судить по нескольким королевским надгробьям, включая надгробье злодейки Фредегонды в парижской королевской усыпальнице Сен-Дени (рис. 1), грубо украшенным рукоятям меча и фибулам (застежками плаща или накидки) - предметам, изначально предназначенным для хватания и простейших манипуляций. Это закономерно. Искусство хранит историческую память человечества. Но память о периоде младенчества не сохранятся ни у отдельного человека, ни у цивилизации.

Другой очаг нарождающейся цивилизации, христианский Рим, также жил весьма изолированно, если не считать непродолжительных периодов его насильственного включения в состав Византии. Разоренный и пришедший в запустение, трепещущий перед новыми ордами варваров, он окончательно утратил прежнее лицо. Население некогда величайшего города на земле уменьшилось в десятки раз. Не работал водопровод, поскольку германцы разрушили знаменитые акведуки, исчезли старинные патрицианские фамилии, бездействовало лишенное каких-либо средств городское самоуправление. Единственной сохранившейся в Риме силой был авторитет Папы. К нему,

Рисунок 1. Надгробие Фредегонды, VI в. (Париж, собор Сен-Дени)

последнему защитнику, обращались жители, когда в городе кончался хлеб или к воротам подходили враги.

А папы, как могли, защищали свой город. Подобно Григорию Великому, одному из самых уважаемых римских первосвященников VI в., равно почитаемому как католиками, так и православными, они кормили из своих запасов голодных, выкупали пленных, на последние деньги покупали у варваров рабов и отпускали их на волю. Они организовывали сопротивление варварским нашествиям и лично вели переговоры с вождями варваров. И когда те уходили, оставив город неразоренным, ликованию и религиозному энтузиазму народа не было предела, потому что у всех на глазах совершилось чудо - по заступничеству папы сам Господь спас Рим от гибели.

Все это имело далеко идущие последствия. Прежний языческий Рим был богат, просвещен, но не религиозен. Древние римляне чтили традиции, клялись Юпитером, но к религии относились формально. Перед началом войны, например, жрецы устраивали публичные гадания о ее успешности, и, если гадание давало неблагоприятный результат, они не отчаивались, а продолжали гадать до тех пор, пока боги явно не обещали Риму победу. Даже после победы христианства во времена Константина истинно религиозной была лишь незначительная часть населения. Теперь все было иначе. Рим был нищ, и в нем мало кто мог написать свое имя (Григорий Великий вообще запретил читать что-либо, кроме Библии и богословских книг, заявив: «Невежество - мать истинного благочестия»), но теперь в Риме закладывались основы всеобщей религиозности как одной из важнейших системных связей европейской цивилизации на протяжении более чем тысячелетнего периода Средних веков.

В целом, ставшее особенно заметным в годы понтификата папы Григория Великого (590-604) укрепление римской церкви и начало формирования «нового» средневекового мировоззрения позволяет считать это время завершением младенчества европейской цивилизации.

Ранний возраст цивилизации

Следующая за младенчеством эпоха жизни человека - ранний возраст или раннее

детство - охватывает второй и третий года жизни. В начале этого периода ребенок по-прежнему сосредоточен на себе, он становится непослушным, требует к себе все больше внимания, но его собственное внимание быстро рассеивается, поскольку он может полностью концентрироваться только на одном предмете. У ребенка в этом возрасте нет «тормозов», его трудно остановить, он становится любопытным, подражает взрослым. В дальнейшем, в два-три года ребенок все более интересуется окружающим миром, становится импульсивным, действует по первому побуждению. Он начинает проверять границы дозволенного, становится более независимым, но при этом еще очень внушаемым и нелогичным. У него появляется интерес к учению.

В этом возрасте воображаемые образы формируются спонтанно. У ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления [4, 7, 8]. Ребенок третьего года жизни уже может знать несколько цветов. Обычно это красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, а также белый и черный цвета. Но, начиная рисовать или раскрашивать картинки, он еще не учитывает цвет образца, а выбирает его по своему вкусу. Играет ребенок, как и раньше, в основном сам с собой.

Что же следует за эпохой младенчества европейской цивилизации? С VI по VIII в. история государства франков была полна разброда и кровавых междоусобиц, вполне оправдывая свою характеристику - «темные столетия». Однако уже в начале VIII в. там начинают происходить события, имеющие огромное цивилизационное значение. В 719 г. власть в королевстве переходит к представителю новой династии, Карлу Мартеллу, который, создав отряды тяжеловооруженных конных воинов (прообраз будущей рыцарской конницы), не только значительно расширил границы государства, но и предотвратил порабощение Западной Европы арабами, разбив вторгшихся завоевателей при Пуатье в 732 г.

Не меньшая роль в становлении новой цивилизации принадлежала его сыну Пипину Короткому. В 754 г. он был торжественно коронован в Париже римским папой и провозглашен защитником церкви. В 755 г. Пипин разгромил папских врагов, лангобардов, и передал папе во владение Центральную Италию с Римом. Таким образом, благодаря союзу папы и могу-

Рисунок 2. Надгробие франкского воина из

Нидердоллендорфа, близ Бонна, VII в.

(Бонн, Рейнский краеведческий музей)

щественного короля франков развитая римской церковью идея универсального мирового порядка впервые была перенесена в среду варваров - главного элемента новой цивилизации. С другой стороны, приобретя благодаря «Пипи-нову дару» реальную светскую власть в особом папском государстве, сама римская церковь становится уже не «закваской» формирующейся цивилизации, а ее важнейшим центром.

Западноевропейское искусство VII-VIII вв., в целом, так же мало впечатляюще, как и в предыдущий период. Те же фибулы в виде схематично изображенных зверей и птиц из золота, залитого красным стеклом, незамысловатая обработка оружия и конской упряжи, грубо высеченные рельефные надгробия (рис. 2) и фигуры Христа, в которых бросаются в глаза отсутствие правильности изображения человеческого тела и господство плоскостного стиля.

Но вместе с тем обнаруживается и нечто новое, весьма показательное с точки зрения соотношения возраста человека и цивилизации. Это новое - книжная миниатюра, появляющаяся на рубеже VII-VШ вв. в монастырях Ирландии и северной Англии, которые из-за своей удаленности и труднодоступности несколько меньше пострадали от варварских нашествий. Обязательной принадлежностью нескольких созданных там рукописных Евангелий является большой, почти в половину листа, заполненный орнаментом инициал начальной страницы. Контур орнамента, как в раскрасках для трехлетних детей, представляет собой четкие черные линии, простран-

Рисунок 3. Фрагмент инициала начальной страницы Евангелия из монастыря на острове Линдисфарн в северо-восточной Англии, 715 г. (Лондон, Британская библиотека)

ство между которыми плоско раскрашено акварельными красками (рис. 3).

Довершает сходство возрастных периодов набор используемых в книжной миниатюре красок. Он практически тот же, что в современных детских раскрасках - преобладают зеленый, красный и желтый цвета, реже встречаются лиловый и голубой.

«Кризис трехлетнего возраста» цивилизации

У человека период раннего детства завершается переломным моментом развития, получившим название «кризис трехлетнего возраста». В его основе лежат резкое изменение поведения и становление новых черт сознания ребенка. Характерными симптомами кризиса трехлетнего возраста являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму [3, 4, 7]. Причины возникновения таких симптомов в поведении объясняются тем, что ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Однако, как отмечал Л. С. Выготский, за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме» [3]. Это позитивное содержание проявляется в становлении нового уровня самосознания, развитии волевых качеств, прогрессивных изменениях в игре, познавательной и предметной деятельности [4].

Раннее детство европейской цивилизации также стремительно заканчивается на рубеже VШ-IX в. переломной эпохой Карла Великого, вошедшего в историю в качестве одного из величайших преобразователей Европы, чье

влияние на ее жизненное устройство в немалой степени ощущается и сейчас, двенадцать столетий спустя.

Старший сын Пипина Короткого Карл, еще при жизни прозванный Великим, правил большей частью Западной и Центральной Европы 45 лет - с 768 г. до своей смерти в 814 г. Вначале он довольствовался положением могущественного короля франков. Затем, по мере непрерывного расширения своих владений, прибавлял все новые и новые титулы и наконец на Рождество 800 г. был торжественно провозглашен римским папой императором возрожденной им Римской империи. Размеры созданного Карлом государства к этому времени действительно приближались к размерам Западной Римской империи, а его власть распространялась от датских границ до Каталонии и от Италии до Бретани.

Время правления Карла Великого - это непрерывная череда завоевательных походов и чрезвычайно жестоких даже для раннего Средневековья войн, в которых полностью отразился кризисный характер эпохи. Особенно затяжной и жестокой была война с многочисленным германским племенем саксов, занимавшим обширные пространства между Рейном и Эльбой. Несмотря на обещанную Карлом поддержку всем принявшим христианство, его явное военное превосходство и неизменную решимость доводить дело до конца, саксы оставались приверженцами древних культов и упорно отказывались принять новую веру и подчиниться врагу. В течение 33 лет они неизменно поднимали кровавые восстания, беспощадно уничтожая христиан и христианские храмы. Сопоставляя это время с кризисом трехлетнего возраста ребенка, в, казалось бы, бессмысленном упорстве саксов нельзя не заметить уже упомянутые очевидные симптомы кризиса - негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт.

В ответ франки действовали с такой же беспощадной последовательностью. Год за годом они отправляли в Саксонию карательные экспедиции и фактически установили там режим геноцида. Они захватывали и казнили тысячи заложников, выжигали целые области, переселяли массы людей во внутренние районы государства. Итогом войны стало полное запустение ряда саксонских земель, а некоторые из них обезлюдели настолько, что

были переданы Карлом соседним племенам славян. Однако столь же явно проявившиеся в действиях победителей симптомы кризиса -упрямство, своеволие, стремление к деспотизму - франки демонстрировали отнюдь не на всех захваченных территориях. В Италии, например, население и папа приветствовали Карла, видя в его воинах защитников и гарантов спокойствия. Скорее всего, как и у ребенка в кризисном возрасте, негативные тенденции были следствием начинающегося процесса самосознания цивилизации. Этот процесс с необходимостью включал осознание цивилизацией своих границ и конфликт между ядром и периферией системы, где еще сохранялись прежние, ставшие теперь анахронизмом, связи между своими элементами.

Наряду с начавшимся процессом самосознания цивилизации, возможно, еще более важной особенностью эпохи Карла Великого стало формирование наиболее важных системообразующих связей новой цивилизации, на многие столетия определивших уникальность ее характера. В основе этой уникальности лежал сплав нескольких психологических и социальных стереотипов. С одной стороны, это был уходящий еще в племенное прошлое стереотип германского мужчины-воина, с его непоседливостью, безудержной агрессивностью и своеобразным «кодексом чести», требовавшим держать данное слово и сохранять достоинство в любой ситуации. В недалеком будущем этот несколько облагороженный стереотип ляжет в основу рыцарской морали. С другой стороны, это были искреннее восхищение римским государственным порядком и принятие римско-католической догматики, которая для большинства и была сутью христианства.

Унаследовав от отца стремление к альянсу с римской церковью, Карл дополнил его стремлением возродить на собранных им землях основы римского порядка, уничтожив для этого традиционную для германцев власть племенных вождей. Он издал ряд указов, в которых предписывал каждому иметь своего сеньора (господина). Отныне вся империя была разделены на королевства и графства, во главе которых стояли преданные Карлу люди. Они и лично зависящие от императора бароны считались вассалами (слугами) императора. В свою очередь, они были сеньорами для своих вассалов, которым передавали в управление

Рисунок 4. Ковчег Завета. Фрагмент мозаики купола оратория в Жерминьи-Де-Пре (близ Орлеана). Франция

часть своих земельных наделов, а эти вассалы также могли быть сеньорами для своих воинов. При этом все, кто принадлежал к администрации империи или ее военному сословию, оставались свободными людьми с формально равными правами. Таким образом, была создана четкая иерархическая система управления и заложены основы феодальных отношений средневековой Европы.

Вместе с тем прежняя модель римского порядка подразумевала лишь социальную иерархию. Она кодифицировала отношения между людьми, но не могла объяснить их конечный смысл, как и смысл человеческой жизни. В отличие от этого реальность новой цивилизации заключалась в вере в неразрывную связь подобных друг другу земной и небесной иерархий. При этом земная жизнь была лишь первой ступенью движения к жизни вечной, а порядок земных отношений - несовершенной моделью Божественного порядка. В стремлении познать этот порядок мысль новой цивилизации прорывала узкие границы видимого мира. В отличие от античного понимания микрокосма человека как макрокосма вселенной в миниатюре она видела уже во всем проявление высших сил. Этот мистический взгляд на мир закладывал, тем не менее, фундамент будущей европейской экспериментальной науки, поскольку из него вытекал вывод, что, изучив опытным путем механизмы сравнительно простых яв-

лений, можно обобщить их до понимания всемирных законов.

Переломная эпоха Карла Великого нашла свое отражение в особом культурном подъеме конца VIII - начала IX в., получившем название каролингского возрождения (рис. 4, 5).

Несмотря на спорность этого термина (он был впервые использован в начале XIX в. для частичной «реабилитации» духовной жизни Европы в раннее Средневековье), культурный прогресс, наблюдавшийся при Карле и его ближайших потомках, был несомненным. Неграмотный, как и большинство его современников, Карл предпринял свой первый поход в Италию и, хотя та лежала в развалинах, он был потрясен тем, что увидел. С тех пор он сохранял постоянный интерес к античной и, особенно, римской культуре. Подражая античным образцам, Карл учредил «дворцовую академию», в которую помимо него самого и его родственников вошел ряд наиболее образованных современников. В их числе были известный богослов Алкуин и Орлеанский епископ Теодульф, сыгравший немалую роль в состоявшихся при дворе Карла дебатах об исхождении Святого Духа (утвержденное в результате дебатов решение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, в противоположность принятому в православии догмату об исхождении Святого Духа только от Отца впоследствии станет одной из важнейших богословских причин разрыва католической

и православной церквей). При своем дворе он создал школу для детей знати и покровительствовал созданию школ для духовенства и детей мирян. Изданный в 787 г. «Капитулярий о науках» предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков. Наконец, Карл поощрял возрождение строительства и организовал постройку крупного дворцового комплекса в своей резиденции в Ахене (на границе современных Германии, Бельгии и Нидерландов).

Одновременно некоторый прогресс испытало изобразительное искусство. Отчасти это заметно в построенной в 806 г. по инициативе друга Карла Орлеанского епископа Теодульфа и хорошо сохранившейся до наших дней капелле в городе Жерминьи-Де-Пре, близ Орлеана во Франции. Особенно обращает на себя внимание ориентированная на византийские образцы, и, по-видимому, созданная восточными мастерами мозаика купола капеллы, изображающая Ковчег Завета (рис. 4). Примечательно, что этот сюжет более не встречается в западноевропейской монументальной живописи.

Постепенно совершенствовалась книжная миниатюра, примером чего может служить созданное в 781-783 гг. для Карла Великого в его дворцовой мастерской в Ахене Евангелие Годескалька, названное так по имени мастера-переписчика. Книга украшена изображениями Христа (рис. 5) и несколькими сценами из жизни Карла Великого, в которых античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментом. Однако до начала IX в. положение изображаемых фигур все еще было статичным, а пропорции человеческого тела и предметов - искаженными.

В целом, несмотря на ряд позитивных моментов, искусство при Карле Великом оставалось примитивно-инфантильным, вполне соответствующим раннему детству цивилизации. И лишь при его потомках в нем появляются совершенно новые черты.

Заключение

Сегодня мы являемся свидетелями быстро идущего процесса преобразования цивилизаций. Одной из сторон этого процесса является интеграция всех существующих цивилизаций с европейской. Результатом такой интеграции уже стало повсеместное распространение ев-

Рисунок 5. Христос во славе. Миниатюра из Евангелия

Годескалька, Париж. Национальная библиотека

ропейской техники, одежды, культуры быта и многих других культурных особенностей и традиций. Языком международного общения стал английский.

В то же время сама европейская цивилизация стремительно утрачивает многие изначально присущие ей признаки. Особенно наглядно об этом свидетельствует феномен дехристианизации Европы, проявляющий себя не только в давно уже опустевших храмах, но и в законодательстве Европейского Союза.

В этой связи остро встает вопрос о том, в какой точке своего развития сегодня находится европейская цивилизация и каких циви-лизационных изменений можно ожидать в наступившем столетии. Однако сколько-нибудь конкретного и аргументированного ответа на этот вопрос не дает ни одно из современных исследований.

Все это дало основание для настоящего исследования, построенного на использовании общих системных закономерностей развития живых систем и возникающих отсюда аналогиях в развитии человека и цивилизации. В представленной части исследования описаны такие аналогии, охватывающие начальный период развития европейской цивилизации - приблизительно с V по VIII в., что соответствует, согласно предложенной схеме интерпретации материала, первым трем годам жизни ребенка.

Литература

1. Блаженный Августин. Творения. Т. 3, 4. СПб.: Алетейя, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд. ЛГУ,1989.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. М.: РОУ, 1996.

5. Марцинковская Т. История детской психологии. М.: ВЛАДОС, 1998.

6. Молостов В. Д. «Старение цивилизации»: Электронная книга, 2010.

7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999.

8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

9. Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития / Системная психология и социология. 2012. № 5.

10. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии / Системная психология и социология. 2010. № 1.

11. Тойнби А. Постижение истории. М.: Рольф, 2001.

12. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000.

13. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб: Изд. И. Лимбаха, 2011.

14. Холл С. Очерки по изучению ребенка. М.: Пучина, 1925.

15. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993.

References

1. St. Augustine Creations. Vol. 3, 4. SPb.: Aletheia, 1998.

2. Gumilev L. N. Ethnogenesis and Biosphere of the Earth. L.: Izd. LSU,1989.

3. Vygotsky L. S. The Issues of Child Psychology. SPb.: Union, 1997.

4. Kulagina I. Yu. Developmental Psychology (Child Development from Birth to 17 Years): Training manual. M.: ROWE, 1996.

5. Marcinkowska T. The History of Child Psychology. M.: VLADOS, 1998.

6. Molostov V. D. Aging of Civilization: Ebook, 2010.

7. Mukhina V. S. Developmental Psychology: the Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence. M.: Academy, 1999.

8. The Psychology of a Person from Birth to Death. Psychological Atlas of Human Rights / Ed. by A. A. Reina. -SPb.:Prime EVROZNAK, 2007.

9. Ryzhov B. N. System Development Periods / System Psychology and Sociology. 2012. № 5.

10. Ryzhov B. N. The Basis of Systemic Psychology // Systems Psychology and Sociology. 2010. № 1.

11. Toynbee A. A Study of History. M.: Rolf, 2001.

12. Ferguson A. The Civil Society History. M.: ROSSPEN, 2000.

13. Huizinga J. Homo Ludens. The Playing Person. SPb: Izd. I. Limbaga, 2011.

14. Hall S. Essays on the Study of the Child. M.: The Abyss, 1925.

15. Spengler O. The Decline of the West. M.: Nauka, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.