Научная статья на тему 'Психологический туризм как фактор восстановления личностной идентичности и способ разрешения внутренних конфликтов'

Психологический туризм как фактор восстановления личностной идентичности и способ разрешения внутренних конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL TOURISM / PSYCHOTHERAPY / IDENTITY OF THE INDIVIDUAL / ETHNOCULTURAL IDENTITY / INTERNAL CONFLICTS / APPLIED AXIOLOGY / TOURIST MOTIVATIONS / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ / ПРИКЛАДНАЯ АКСИОЛОГИЯ / ТУРИСТСКИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пайгунова Юлия Викторовна, Лопухова Ольга Геннадьевна

Цель. В статье ставится вопрос о месте психологического туризма в системе восстановления личностной идентичности и разрешения внутриличностных конфликтов. Метод и методология. Рассматриваются психологические подходы, способные раскрыть методологию психологического туризма как средства психотерапии личностных рассогласований по аксиологическим и этнокультурным основаниям. Результаты. Приводятся результаты пилотажного исследования возможностей применения психологических диагностических методик при подборе психологической туристской практики в условиях имеющихся этнофункциональных рассогласований и внутренних конфликтов личности, связанных с ее ценностными ориентациями. Область применения результатов. Полученные результаты открывают новые возможности для стратегии и тактики психотерапевтической работы в психологическом туризме. В частности, методика диагностики внутренних конфликтов «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой и методика диагностики степени этнофункциональной согласованности субьекта «Выраженность эмоционального отношения к группам этнических признаков» А.В. Сухарева, имеют существенный практический потенциал для реализации программ психологического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TOURISM AS A FACTOR OF RECOVERY OF PERSONAL IDENTITY AND METHOD OF RESOLUTION OF INTERNAL CONFLICTS

Purpose. The article raises the question of the place of psychological tourism in the system of restoring personal identity and resolving intrapersonal conflicts. Method and methodology. Psychological approaches that can reveal the methodology of psychological tourism as a means of psychotherapy for personal disagreements on axiological and ethno-cultural grounds are considered. Results. The results of a pilot study of the possibilities of using psychological diagnostic techniques in the selection of psychological tourist practices in the presence of existing ethno-functional disagreements and internal conflicts of the individual, related to its value orientations are presented. Scope of application. The obtained results open new opportunities for the strategy and tactics of psychotherapeutic work in psychological tourism. In particular, the methodology for diagnosing internal conflicts “The level of correlation of value and accessibility in various life spheres” by H. Phantalova and the technique of diagnosing the degree of ethno-functional consistency of the subject “Severity of emotional attitude to groups of ethnic traits» by A. Sukharev, have a significant practical potential for the implementation of psychological tourism programs.

Текст научной работы на тему «Психологический туризм как фактор восстановления личностной идентичности и способ разрешения внутренних конфликтов»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-8-105-122 УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

Пайгунова Ю. В., Лопухова О.Г.

Цель. В статье ставится вопрос о месте психологического туризма в системе восстановления личностной идентичности и разрешения внутриличностных конфликтов.

Метод и методология. Рассматриваются психологические подходы, способные раскрыть методологию психологического туризма как средства психотерапии личностных рассогласований по аксиологическим и этнокультурным основаниям.

Результаты. Приводятся результаты пилотажного исследования возможностей применения психологических диагностических методик при подборе психологической туристской практики в условиях имеющихся этнофункциональныхрассогласований и внутренних конфликтов личности, связанных с ее ценностными ориентациями.

Область применения результатов. Полученные результаты открывают новые возможности для стратегии и тактики психотерапевтической работы в психологическом туризме. В частности, методика диагностики внутренних конфликтов «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой и методика диагностики степени этнофункцио-нальной согласованности субьекта «Выраженность эмоционального отношения к группам этнических признаков» А.В. Сухарева, имеют существенный практический потенциал для реализации программ психологического туризма.

Ключевые слова: развитие туризма; психологический туризм; психотерапия; идентичность личности; этнокультурная идентичность; внутренние конфликты;прикладная аксиология; туристские мотивации.

PSYCHOLOGICAL TOURISM AS A FACTOR OF RECOVERY OF PERSONAL IDENTITY AND METHOD OF RESOLUTION OF INTERNAL CONFLICTS

Paigunova Y. V., Lopukhova O.G.

Purpose. The article raises the question of the place of psychological tourism in the system of restoring personal identity and resolving intrapersonal conflicts.

Method and methodology. Psychological approaches that can reveal the methodology of psychological tourism as a means of psychotherapy for personal disagreements on axiological and ethno-cultural grounds are considered.

Results. The results of a pilot study of the possibilities of using psychological diagnostic techniques in the selection of psychological tourist practices in the presence of existing ethno-functional disagreements and internal conflicts of the individual, related to its value orientations are presented.

Scope of application. The obtained results open new opportunities for the strategy and tactics of psychotherapeutic work in psychological tourism. In particular, the methodology for diagnosing internal conflicts "The level of correlation of value and accessibility in various life spheres" by H. Phantalova and the technique of diagnosing the degree ofethno-functional consistency of the subject "Severity of emotional attitude to groups of ethnic traits» by A. Sukharev, have a significant practical potential for the implementation of psychological tourism programs.

Keywords: tourism development; psychological tourism; psychotherapy; identity of the individual; ethno-cultural identity; internal conflicts; applied axiology; tourist motivations.

Введение

Появление психологического туризма, как отдельной туристской практики, в целом, актуализировало в научном сообществе тему взаимодействия психологии и туризма [1, 3, 8, 10, 11, 12, 14, 17, 34].

В большинстве работ данная проблема сводится чаще всего к двум прикладным аспектам: либо к психологическим факторам консью-меризма в туризме, либо к анализу туризма как ситуации вызовов экосреды по отношению к личности. Возникшая потребность в психологическом туризме, и сам психологический туризм как феномен, требует, на наш взгляд, теоретического осмысления с позиции его коррекционного, и терапевтического потенциала, вклада в личностное развитие и самосовершенствование.

Психологический туризм как понятие объединяет два альтернативных направления - психотерапевтический туризм и туризм с привлечением психологической компоненты [13]. Оба направления ставят во главу угла проблему совмещения организованного отдыха и профессиональной психотерапии, авторских восстановительных технологий в условиях целебных ресурсов природы и адекватного экстрима, которые восстанавливают психологические и духовные резервы «Я» [17]. С такой точки зрения психологический туризм представляет собой экзистенциальное событие для личности, в корне меняющее ее био-психо-социо-духовную природу. Психологический туризм предполагает переоценку личностного опыта, проработку внутренних конфликтов, восстановление этнической, ландшафтно-географической, культурной идентичности человека.

При организации психологических туров, актуальность представляет, выбор психотерапевтической программы и технологий, исходя из психологическихпроблем клиентов, часть которых может реализоваться в виде потенциального запроса клиента, а часть может находиться в неосознаваемом для него поле внутренних конфликтов. Данная проблема побудила нас провести исследование возможностей применения психологических диагностических методик при подборе психологической туристской практики с учетомимеющих-ся этнофункциональных рассогласований и внутренних конфликтов личности, связанных с ее ценностными ориентациями.

Методологической сущности психологического туризмаотвеча-юттри основных принципа гештальт-терапии - принцип концентрации на настоящем, в противовес прошлому и будущему, принцип

активного участия клиента в терапии, выражающийся в непрерывном поиске новых психологических выходов из проблемы и принцип комплексного понимания человека в единстве психологического и телесного. Психологический туризм может предоставить гештальт-терапии наилучшие возможности по реализации этих принципов на практике. Туризм как социальная практика предлагает субъекту, в буквальном смысле, выход из привычной для него окружающей среды, установление новых границ контакта с окружающим миром. Туризм предлагает переорганизацию индивидуального опыта субъекта, приобщение к новым ценностям и смыслам. Туризм инициирует новые гештальты, на смену устаревшим и тормозящим развитие личности. Туризм становится субъектом организованного аксиопро-странства - части социальной среды, специально организованной для положительной динамики личности [2, с. 34].

Психологический туризм дает возможность человеку существования «здесь и сейчас», порой разрывая связь с прошлым и будущим, погружая личность в новую для нее реальность. «Реальность» является ключевой метафорой гештальт-терапевтической практики, заставляя человека воспринимать возникшую ситуацию как данность [4, 7]. Туризм предоставляет человеку ситуации, в которых он может по-настоящему чувствовать свое бытие, отрешаясь от прошлого, и не заглядывая в будущее, гибко регулировать контактную разницу при встрече с другими объектами и субъектами среды.

Таким образом, экспериментально-феноменологический подход гештальт-терапии прекрасно поддерживается концепцией психологического туризма, побуждая субъекта самостоятельно ставить психологический эксперименти наблюдать возникающие явления. Одним из важнейших требований гештальт-терапии является фиксация наблюдаемых феноменов самим клиентом, что порождает в нем осознанность своих психических побуждений [4, с. 94]. Поэтому одним из важнейших элементов психологического туризма является постоянная рефлексия субъекта возникающих в процессе туристической поездки чувств, эмоций, спонтанных паттернов поведения, которые может обеспечить специалист-психотерапевт.

Важнейшим с психотерапевтической точки зрения личностным приобретением туризма,является возможность восстановления внутренней согласованности. Это касается мотивационно-ценностной сферы, а также этнокультурной идентичности личности. Экзистенциальный смысл туристских практик нам видится в том, что через познание других культурных миров человек возвращается к истокам собственной культуры, преодолевает свою культурную маргиналь-ность в современном мире, ощущая приверженность набору ценностей, верований, символов, связанных с собственной культурной традицией. По мнению В.В. Знакова, восновании экзистенциального опыта субъекта оказывается специфическое понимание человеком не только мира, но и себя. «В процессе метаперсональной самоинтерпретации человек понимает, что свою сущность можно понять, обратив взор не только внутрь себя, но и на психологические особенности других людей, общество и универсум» [5, с. 9].

Овладение своей природой, созревание до способности делать выбор и понимания своей свободы возможно только при «способности личности отказаться от мира, с которым она срослась», выйти за пределы собственного Я, в условиях перехода к состоянию новой бытийности личности, к избавлению от «мертвых»гештальтов[6, 9].

Весьма показательна в этом отношении теория проработкиэтно-функциональных рассогласований в психике человека, на основе которой возникла соответствующая методика, успешно показавшая себя при психотерапии заболеваний депре ссивного спектра [16]. По определению А.В. Сухарева, этнофункциональная психотерапия должна состоять в повышении степени целостности системы эт-нофункциональных отношений человека, в повышении уровня его психической адаптации. Результатом этнофункциональной психотерапии является восстановление целостности этноида - субьектив-но предпочитаемого образа этнической идентификации личности. Приоритетным фактором в процессе развития этноида является отношение человека к группе климато-географических признаков, что непосредственно подводит к мысли о туризме как мощном средстве климато-ландшафтной психотерапии. Многочисленные отече-

ственные и зарубежные исследования показывают, что отношение человека к природной среде своего рождения и проживания -приоритетный фактор в его психическом онтогенезе [15, 16, 22, 23, 25]. На основании данных представлений возникла гипотеза о специфике предпочтений при выборе различных аспектов психологической туристической практики у этнофункционально-согласованных и этнофункционально-рассогласованных в отношении климато-гео-графических признаков, испытуемых.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили психоаналитический, экзистенциальный подходы, ассоциированные в геш-тальт-терапии, экологическая и этнофункциональная психология и психотерапия, ценностно-ориентированный подход в психологии и психодиагностике внутренних конфликтов личности.

Основным эмпирическим методом исследования являлся опрос, включающий в себя диагностическую методику «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [19], направленную на выявление рассогласований и дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере; методику выявления выраженности эмоционального отношения к группам этнических признаков [16], позволяющую выявить степень этнофункциональной согласованности субьекта в отношении ланд-шафтно-климатических признаков, а также авторский опросник по психологическому туризму, в котором ключевыми аспектами выступили - выбор региона проведения и концепции психологического тура. Для оценки достоверности результатов исследования были применены непараметрические критерии и нелинейная корреляция. Выборку исследования составили 125 человек. В опросе участвовали 67 женщин, и 58 мужчин.

Результаты и обсуждение

На основании аддитивной проективной методики выявления выраженности эмоционального отношения к группам этнических

признаков были выделены две группы испытуемых, у которых наблюдалось либо эмоционально-позитивное отношение, либо эмоционально-отрицательное отношение к комплексу климато-географических характеристик места проживания. Отнесенность к одной из групп основывалась на анализе открытых ответов испытуемых, представляющих завершение предложений (например: Я думаю, что местность, в которой я живу...; Думаю, что климат, в котором я живу.. .и т.д.) У представителей первой группы, этнофункционально-согласо-ванных респондентов, преобладали эмоционально-положительные ответы (например: «Я думаю, что местность, в которой я живу. оптимальна; «Думаю, что климат, в котором я живу.. .мне подходит»). Эта группа испытуемых составила 66 человек. У респондентов второй группы, 59 опрошенных, наблюдалось в той или иной мере негативное эмоциональное отношение к ландшафтно-климатическим характеристикам собственного места проживания («Я думаю, что местность, в которой я живу мне не по душе...»; «Думаю, что климат, в котором я живу - резок, неблагоприятен.). Анализ соотношения ответов этнофункционально-согласованных и этнофункционально-рассогласованных респондентов относительно климато-географиче-скогорегиона проведения психологического тура выявил значимые различия в их предпочтениях (ф*эмп= 3.98при р<0.01) (Таблица 1). Испытуемые с согласованным этноидом в отношении климато-гео-графических характеристик в качестве места проведения психологического тура чаще предпочитали ландшафт и климат исконного места проживания - России. Напротив, для большинства испытуемых с рассогласованным в отношении климато-географических характеристик этноидом, выбор экзотического ландшафта и климата оказался предпочтительным.

С позиции этнофункциональной психодиагностики и психотерапии, рассогласование социокультурных и антропо-биологических этнических признаков человека с ландшафтно-климатическими условиями его рождения и проживания является маркером углубления нозологической отнесенности депрессивных расстройств [16, с. 176]. Поскольку суть этнофункциональной психотерапии состо-

ит в повышении степени согласованности этноида личности (субъективно-предпочитаемого образа этнической идентификации), то очевидно, что терапевтической задачей психотуризма у лиц с эт-нофункциональными рассогласованиями выступает проработка их отношения к природной среде для осознания нарушенных связей с климато-географическими и ландшафтными условиями «родного» региона обитания.

Таблица 1.

Предпочтения в выборе региона для прохождения психологического тура у испытуемых с согласованной и рассогласованной в отношении климато-географических характеристик идентичностью

Место проведения психологического тура Этнофункциональ-но-согласованные в отношении клима-то-географических характеристик испытуемые Этнофункциональ-но-рассогласован-ные в отношении климато-географи-ческих характеристик испытуемые

Один из регионов России, с предпочтением традиционного умеренного климата среднерусской полосы 37 (67,3%) 18 (32,7%)

Одна из зарубежных стран, азиатского, африканского, южно-американского региона, с субтропическим и тропическим климатом 17 (30,4%) 39 (69,9%)

Анализ рынка туристских услуг в секторе психологического туризма показал, что наиболее часто в категорию психологических туров попадают следующие виды туризма:эко-туризм, агро-туризм, джайлоо-туризм, экстремальный туризм, туризм с постижением инокультурных духовных практик [11, 13, 14, 20]. Обнаружена значимая взаимосвязь между этнофункциональной рассогласованностью и выбором инокультурных духовных практик и экстремальных видов туризма (коэффициент Крамера равен 0,37 при р<0.01) (см.Таблица 2).

Таблица 2.

Предпочтения в выборе вида психологического тура у испытуемых с согласованной и рассогласованной идентичностью в отношении климато-географическихпризнаков (частота распределения)

Вид психологического туризма Этнофункцио-нально-согла-сованные Этнофункцио-нально-рассо-гласованные

Туризм с постижением инокультурных духовных практик (йога-туризм и др.) 14 (21,2%) 50 (84,7%)

Агро-туризм 2 (3%) 0

Джайлоо-туризм (проживание в племени, или удаленной от цивилизации местности, с возможностью пожить жизнью традиционного общества) 11 (16,6%) 18 (30,5%)

Эко-туризм 63 (95,4%) 36 (61,6%)

Анимало-туризм 17 (25,75%) 23 (38,9%)

Экстремальный туризм 11 (16,6%) 32 (54,2%)

У этнофункционально-рассогласованных испытуемых был отмечен высокий процент предпочтений в области выбора психологического тура, связанного с постижением инокультурных духовных практик. Тяга к инокультурной среде, к чужим традициям, особенно в сфере духовности, является характерным признаком кризисной этнической идентичности личности, сопутствующей нравственной маргинальности субъекта в условиях этнокультурной неопределенности, отчасти деструктивному поведению и различному спектру депрессивных расстройств.

Этнофункционально-рассогласованные испытуемые значимо чаще выбирали для себя и концепцию экстремального тура. Для специалистов по психологическому туризму, проявления тяги к экстремальной концепции организации тура, как погоне за острыми впечатлениями, может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов личности, связанных с неосознанными рассогласованиями в области этнической идентификации.

Выявленные нами различия в предпочтениях вида психологического туризма у двух категорий испытуемых свидетельствуют о необходимости анализа потенциальных внутренних конфликтов у

этнофункционально-рассогласованных субъектов при организации психологических туров.

Испытуемые, имеющие этнофункциональныерассогласования по комплексу ландшафтно-климатических признаков, подтверждают своим выбором психологической туристской практики наличие кризиса в этнической идентификации, бессознательных внутренних конфликтов, связанных с культурной и географической средой региона проживания.

Задачей психологических туров является также восстановление внутренней аксиологической согласованности личности. Именно поэтому в план исследования была включена методика Е.Б. Фан-таловой, позволяющая анализировать как удовлетворенность жизненной ситуацией, так и блокады основных потребностей, а также потенциальные возможности самореализации, интегрированности, гармонии. Методика Фанталовой построена на анализе динамики соотношения между двумя плоскостями «сознания мотивацион-но-личностной сферы личности - ведущих жизненных ценностей личности и непосредственно доступных целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости» [18]. В таблице 3 представлены результаты ранжирования ценностей по показателям их субъективной значимости и доступности для опрошенных.

Таблица 3.

Ранговое распределение ценностей по показателю их значимости

и доступности в мотивационно-личностной сфере опрошенных

Ценность Значимость Доступность

Активная, деятельная жизнь 3 5

Здоровье (физическое и психическое) 10 8

Интересная работа 7 3

Красота природы и искусства 1 6

Любовь (духовная и физическая близость любимым человеком) 11 10

Материально обеспеченная жизнь 6 2

Наличие верных и преданных друзей 9 9

Уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий) 8 11

Окончание табл. 3.

Познание нового в мире, природе, человеке расширение кругозора) 4 12

Свобода (независимость в поступках и действиях 5 4

Счастливая семейная жизнь 12 7

Творчество 2 1

Анализ полученных результатов показал, что наиболее ценными и актуальными для всех респондентов являются сферы счастливой семейной жизни, и любви. Наиболее низкий ранг получили такие ценности как красота природы и искусства, творчество, познание нового, активная деятельная жизнь.

Анализ доступности ценностей, возможности их реализации в жизни наших респондентов показал несколько иную картину, которая обнажила проблему наличия внутренних конфликтов и ценностных вакуумов в отдельных сферах личностных мотиваций. Наибольший интерес представляет анализ противоречий, связанных с доступностью, но низкой значимостью таких ценностей как красота природы и искусства, творчество, познание нового в мире и природе, активная, деятельная жизнь. По данным видам ценностей наши испытуемые демонстрировали наличие внутреннего вакуума, который в методологии Е.Б. Фанталовой интерпретируется как состояние, когда доступный объект не представляет интереса, и сопровождается ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужности, внутренней пустоты. Данные результаты, в аспекте сравнения с результатами предпочтений высказанных нашими респондентами при выборе концепции и программы психологического тура, демонстрируют несовместимость отдельных тенденций. Так одно из ведущих мест (80%), в предпочтении вида психологической практики, у наших респондентов отдается эко-туризму, предполагающему посещение уникальных природных мест. Однако значимость красоты природы,по методике Е.Б. Фанталовой, была оценена участниками опроса низко, что указывает, на отрицание этой мотивации при выборе данной психологической туристской практики на бессознательном уровне. Дан-

ные результаты, показывают необходимость тщательного изучения потенциала экологического подхода в такой прикладной области, как психологический туризм, и дальнейший анализ условий природной среды как мощного ресурса для восстановления человеческой психики [21, 23, 24, 25, 26]. Наличествующие противоречия в мотивационной сфере при выборе психологической туристской практики, по нашему мнению, могут стать существенным предметом для анализа психотерапевтической составляющей программы психологического тура.

Выводы:

1) Установлено, чтопсихологический туризм может выступить инструментом разрешения внутренних конфликтов личности, фактором консолидации этнической, ландшафтно-географи-ческой, и культурной идентичности человека.

2) Эмпирически доказана значимость методологии этнофункци-ональной психотерапевтической практики и необходимость ее применения в системе организации психотуров.

3) Выявлены неосознаваемые клиентами противоречия в аспекте сознательного мотивационного выбора познавательной и эко-ориентированной практики психологического туризмаи его бессознательного отрицания.

В совокупности полученные результаты открывают новые возможности для стратегии и тактики психотерапевтической работы в психологическом туризме.

Список литературы

1. Буряк Л.Г., Духовная Л.Л. К вопросу об инновациях в туризме // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-ob-innovatsiyah-v-turizme (дата обращения: 22.11.2017).

2. Въездной и внутренний туризм в республике Татарстан: опыт муль-тинаучного исследования: коллективная монография / Н.З. Аппакова-Шогина, А.В. Гут, Э.Н.Евстафьев [и др]; отв. ред. А.З. Хурамшина. Казань: Центр инновационных технологий, 2014.296 с.

3. Волков В.Н. Туризм в эпоху постмодерна // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2012, № 1. С. 77-86.

4. Елисеев О.П. Гештальт-психология личности: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 289 с.

5. Знаков В.В. XXI век: изменения в мире человека и новый этап развития психологии субъекта//Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 5-14.

6. Ибрагимова З.З. Овладение человеком своей природой как возможность выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. /Материалы Всероссийской научной конференции, 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва). В 3-х т. / Общ. ред. М.С. Киселевой. М.: Научная мысль, 2015. Т. 1. С. 86-91.

7. Козуб А.А. Гештальт-психология и современность // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 декабря 2016 г., г. Волгоград). Уфа: АЭТЕРНА. С. 215-219.

8. Кружалин В.И., Аршинова В.В., Кузнецова Н.В. Наукометрия в «Психологии туризма» // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды VIII Международной научно-практической конференции. Тольятти, 25-26 апреля 2013. Самара: Изд-во ООО «Медиа-книга», 2013. С. 43-50.

9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию (интервью) // Вестник высшей школы, 1989, № 2. С. 80-87.

10. Минина О.Ю. Философско-культурологическое осмысление туризма // Ярославский педагогический вестник,2016, № 3. С. 334-340.

11. Митракова А.И. Современные направления в туризме. Разработка психологического тура на территории Калининградской области // Научный альманах, 2016, №10-2(24). С. 461-463. http://ucom.ru/ doc/na.2016.10.02.pdf

12. Новиков В.С. Инновации в туризме. М., ИЦ: «Академия», 2007. 208 с.

13. Пайгунова Ю.В. Психологический туризм: перспективы развития в России за рубежом // Наука и технологии XXI века: возможности и ри-

ски [Электронный источник]: сборник статей Международной научно-практической конференции (23 ноября 2017 г., г. Костанай, Республика Казахстан). Западный: Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2017. 204 с. http://socis.ru/wp-content/uploads/Наука-и-технологии-XXI-века.-Возможности-и-риски.pdf(дата обращения: 22.04.2018).

14. Подмаркова И.Т. Анализ опыта и перспектив психологического туризма на Украине // Вюник Д1ТБ. 2013. №17. С. 168-173.

15. Сухарев А.В. О роли отношения к природе в процессе этнофунк-циональной психодиагностики и психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1999, №3-4. C. 75-97.

16. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. 269 с.

17. Фаерман М.И. Психологический туризм как направление инте-гративной психологии. http://xn--80aao2agpz.xn--p1ai/index.php/ psikhologicheskie-stati/167-psikhologicheskij-turizm(дата обращения: 29.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология, 2013, №1. http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/

19. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: Теория, методология, диагностика. Saarbrücken: LAP LAMBERT AcademicPublishing, 2012. 184 с.

20. Хуснутдинова С.Р., Сафонова М.В. Образование через путешествие как одно из направлений городского туризма // Фундаментальные исследования. 2014. №5-5. С. 1037-1040.

21. Burls A. (2007). People and green spaces: Promoting public health and mental well-being through eco-therapy. Journal of Public Mental Health. 6(3), рр. 24-39.

22. Clinebell H. (1996). Ecotherapy: healing ourselves, healing the earth: a guide to ecologically grounded personality theory, spirituality, therapy and education. Minneapolis: Fortress.

23. De Young R. (2013). Environmental psychology overview. In S.R. Klein, A.H. Huffman (Eds.), Green organizations: Driving change with IO psychology (рр. 17-33). New York: Routledge.

24. Gifford R. (2007). Environmental psychology: Principles and practice (4th ed.). Colville, WA: Optimal Books.

25. Joye Y., & Van den Berg A. (2011). Is love for green in our genes? A critical analysis of evolutionary assumptions in restorative environments research. Urban Forest. Urban Green, 10, pp. 261-268.

26. Lopukhova O. Mental health and psychological well-being: development of environmental approach in psychology and education // International Journal of Sciences and Research Vol. 74. No. 2/1/ Feb 2018, pp. 15-27.

27. Simkova E. Psychology and its application in tourism // 4th World Conference on Psychology, Counselling and Guidance WCPCG-2013, Procedia - Social and Behavioral Sciences 114 ( 2014), pp. 317-321. DOI: 10.1016/j.sbspro. 2013.12.704

References

1. Buryak L.G., Dukhovnaya L.L. Servis v Rossii i za rubezhom. 2011. № 6. http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-innovatsiyah-v-turizme

2. Appakova-Shogina N.Z., Gut A.V., Evstaf'ev E.N. et al. Vezdnoy i vnu-trenniy turizm v respublike Tatarstan: opyt mul 'tinauchnogo issledovaniya [Inbound and domestic tourism in the Republic of Tatarstan: a multi-scientific research experience]; ed. A.Z. Khuramshina. Kazan, 2014. 296 p.

3. Volkov V.N. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke, 2012, № 1, pp. 77-86.

4. Eliseev O.P. Geshtal 't-psikhologiya lichnosti: uchebnik dlya bakalavri-ata i magistratury [Gestalt psychology of personality: a textbook for undergraduate and graduate]. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2018. 289 p.

5. Znakov V.V. Lichnost' i bytie: chelovek kak subekt sotsiokul 'turnoy re-al'nosti: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality and being: man as a subject of sociocultural reality: materials of All-Russia. scientific-practical conf.] / Ed. Z.I. Ryabikina, V.V. Znakov. Krasnodar, 2016, pp. 5-14.

6. Ibragimova Z.Z. Chelovekperedvyborom v sovremennom mire:proble-my, vozmozhnosti, resheniya. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konfer-entsii, 27-28 oktyabrya 2015 g., IF RAN (Moskva) [Man before a choice

in the modern world: problems, opportunities, solutions / Proceedings of the All-Russian Scientific Conference, October 27-28, 2015, IPh RAS (Moscow)] / Ed. M.S. Kiseleva. M., 2015. V. 1, pp. 86-91.

7. Kozub A.A. Rol'innovatsiy v transformatsii sovremennoy nauki: sbornik stat-eyMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (5 dekabrya 2016 g., g. Volgograd) [The role of innovation in the transformation of modern science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (December 5, 2016, Volgograd)]. Ufa, 2016, pp. 215-219.

8. Kruzhalin V.I., Arshinova V.V., Kuznetsova N.V. Turizm i rekreatsiya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: Trudy VIIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tol'yatti, 25-26 aprelya 2013 [Tourism and recreation: basic and applied research: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. Togliatti, April 25-26, 2013]. Samara: Izd-vo OOO «Media-kniga», 2013, pp. 43-50.

9. Mamardashvili M.K. Vestnik vysshey shkoly, 1989, № 2, pp. 80-87.

10. Minina O.Yu. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2016, № 3, pp. 334-340.

11. Mitrakova A.I. Nauchnyy al'manakh, 2016, №10-2(24), pp. 461-463. http://ucom.ru/doc/na.2016.10.02.pdf

12.Novikov V.S. Innovatsii v turizme [Innovation in tourism]. M., ITs: «Ak-ademiya», 2007. 208 p.

13. Paygunova Yu.V. Nauka i tekhnologii XXI veka: vozmozhnosti i riski: sbornik stateyMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23 noyabrya 2017 g., g. Kostanay, Respublika Kazakhstan) [Science and technologies of the XXI century: opportunities and risks: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (November 23, 2017, Kostanay, Republic of Kazakhstan)]. 2017. 204 p. http:// socis.ru/wp-content/uploads/Nauka-i-tekhnologii-XXI-veka.-Vozmozh-nosti-i-riski.pdf

14. Podmarkova I.T. VisnikDITB. 2013. №17, pp. 168-173.

15. Sukharev A.V. Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal, 1999, №3-4, pp. 75-97.

16. Sukharev A.V. Etnofunktsional'nayapsikhologiya: issledovaniya, psik-hoterapiya [Ethnofunctional psychology: research, psychotherapy]. M.: Institut etnologii i antropologii RAN, 1997. 269 p.

17. Faerman M.I. Psikhologicheskiy turizm kak napravlenie integrativnoy psikhologii [Psychological tourism as a direction of integrative psychology]. http://xn--80aao2agpz.xn--p1ai/index.php/psikhologiches-kie-stati/167-psikhologicheskij-turizm

18. Fantalova E.B. Klinicheskaya i spetsial'nayapsikhologiya, 2013, №1. http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/

19. Fantalova E.B. Tsennosti i vnutrennie konflikty: Teoriya, metodologiya, diagnostika [Values and internal conflicts: Theory, methodology, diagnostic]. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 184 p.

20. Khusnutdinova S.R., Safonova M.V. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. №5-5, pp. 1037-1040.

21. Burls A. (2007). People and green spaces: Promoting public health and mental well-being through eco-therapy. Journal of Public Mental Health. 6(3), pp. 24-39.

22. Clinebell H. (1996). Ecotherapy: healing ourselves, healing the earth: a guide to ecologically grounded personality theory, spirituality, therapy and education. Minneapolis: Fortress.

23. De Young R. (2013). Environmental psychology overview. In S.R. Klein, A.H. Huffman (Eds.), Green organizations: Driving change with IO psychology (rr. 17-33). New York: Routledge.

24. Gifford R. (2007). Environmental psychology: Principles and practice (4th ed.). Colville, WA: Optimal Books.

25. Joye Y., & Van den Berg A. (2011). Is love for green in our genes? A critical analysis of evolutionary assumptions in restorative environments research. Urban Forest. Urban Green, 10, pp. 261-268.

26. Lopukhova O., Mental health and psychological well-being: development of environmental approach in psychology and education.Inter-national Journal of Sciences and Research Vol. 74. No. 2/1/ Feb 2018, pp. 15-27.

27. Simkova E. Psychology and its application in tourism. 4th World Conference on Psychology, Counselling and Guidance WCPCG-2013, Procedia - Social and Behavioral Sciences 114 (2014), pp. 317-321. DOI: 10.1016/j.sbspro. 2013.12.704.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Пайгунова Юлия Викторовна, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, кандидат психологических наук

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Деревня универсиады, 35, г. Казань, 420138, Российская Федерация

paigunova@yandex.ru

Лопухова Ольга Геннадьевна, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, кандидат психологических наук, доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, г. Казань,420008, Российская Федерация olopuhova@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS PaigunovaYuliaVictorovna, PhD, Associate Professor in Department of Socio-Economic and Humanities

Volga RegionState Academy of Physical Culture, Sport and Tourism 35, Universiade Village, Kazan, 420138, Russian Federation paigunova@yandex.ru

Lopukhova Olga Gennadevna, PhD, Associate Professor in the Institute of Psychology and Education

Kazan Federal University

18, Kremlyovskaya str., Kazan 420008, Russia Federation olopuhova@rambler. ru SPIN-кодавтора: 7372-0389

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.