Научная статья на тему 'Психологический потенциал повседневности'

Психологический потенциал повседневности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический потенциал повседневности»

Дмитрий Колесов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Психология должна быть жизненной

Проблема

интерпретации

интерпретаций

Психология должна быть жизненной, и поэтому психологам надо учиться «читать» реальную, повседневную жизнь: любая жизненная ситуация психологически содержательна. Другой источник психологического знания - разговорная речь, а также фольклор и произведения художественной литературы: их тоже надо уметь «читать» с психологической точки зрения. При этом всегда у психолога должен быть баланс между первичной и вторичной информационной средой.

Первичная информационная среда - то, что непредвзято с профессиональной точки зрения и жизненно-актуально, вторичная - тексты коллег, которые, несомненно, воплощают их интеллектуальные достижения, но с другой стороны - порою несут на себе влияние излишне идеологизированных концепций, замкнутых сами на себя и далеких от реальной, полнокровной жизни.

Полагающийся только на профессиональные тексты психолог вынужденно занимается интерпретацией чужих интерпретаций, вместо интерпретации реальной, живой, полнокровной жизни. А если каждый из поколения в поколение психологов интерпретирует только тексты предыдущих, то возникает негативная эстафета интерпретаций чужого. И все вместе психоло-

Психологическое содержание повседневной ситуации

Психические

факторы

ситуации

Семантический аспект ситуации

ги отдаляются от истины, которой в реальной жизни всегда больше, чем в отражающих ее с теми или иными неточностями и предвзятостью текстах.

О том, насколько психологически содержательной может быть повседневная, знакомая и привычная всем ситуация, свидетельствует следующий пример.

Мне нужно попасть в определенное место к определенному времени, но отправиться туда загодя возможности не было. На остановке в нужном мне направлении стоит троллейбус: вот-вот отойдет. Но поскольку сразу он не отошел, а продолжает стоять, у меня (как и у каждого в таком положении) возникает надежда: а вдруг он постоит еще, и тогда я на него, быть может, успею. Одновременно возникает обращенное к нему желание: чтобы он постоял еще немного.

Таким образом, здесь сразу два психических фактора: желание и эмоция (надежда). Последняя имеет два компонента, один из которых ориентирован на себя, а другой - на троллейбус: «Быть может, он еще постоит?! Быть может, я в него попаду?!» Обратим внимание: если моя надежда оправдается, то и мое желание окажется удовлетворенным, а если мое желание будет удовлетворено, то оправдается и моя надежда. Это возможно потому, что здесь эмоция и желание имеют одинаковую направленность. В случае же разной их направленности (к примеру, я хотел, чтобы троллейбус постоял, но в этом сомневался), удовлетворение желания приведет не к оправданию сомнения, а к его угасанию, да еще и с дополнительной оценкой: «Зря я сомневался».

Обратим внимание и на семантический аспект: если бы моя надежда была более масштабной и охватывающей более продолжительный отрезок времени, мы бы сказали: «сбудется», «сбылась», а для подобных мимолетно-ситуационных надежд достаточно и слова «оправдается». Заодно делаем вывод: надежда может быть и установочного плана, и ситуационно-рабочего. А также и на то, что содержанием надежды становится образ потребного результата, который надежда заимствует у желания.

Какие побуждения могут быть связаны с моим указанным выше желанием? В той части, которая относится к троллейбусу, никакие: ведь его «поведение» от меня не зависит. Но в том, что возможность повысить вероятность удовлетворения ведущего в данный момент желания - попасть в троллейбус - зависит и от меня, побуждение возникает: ускорить шаги и, быть может, по-

Желания и побуждения

Источник надежды

Вера в чудо

бежать (в зависимости от самочувствия и того, сколько времени остается в моем распоряжении). В целом же, данная ситуация возникает вследствие взаимодействия двух активных элементов: троллейбуса (водителя) и меня - потенциального пассажира.

Какой вывод мы делаем из этого? Очевидно, что мое желание может относиться ко всему, в том числе и к проявлениям активности других индивидов и объектов, а побуждение - только к моим собственным действиям. Следовательно, между желанием и побуждением есть некий психический «промежуток», который может заполняться различной информацией. И в зависимости от этого, побуждение формируется или нет. Отсюда ясно, что побуждение возникает не автоматически, просто вытекая из желания. Тем не менее, если уж оно возникнет, энергию ему дает именно желание. В данном примере оно черпает свою энергию из более весомого источника: моего желания попасть в троллейбус, а последнее - непосредственно связано с моей нуждой попасть в определенное место к определенному времени.

Надежда тоже черпает энергию из этого же источника, но «распоряжается» ею самостоятельно: усиливая переживание желаемого и прибавляя сил для его удовлетворения. Здесь желание дает мне силы бежать, а надежда порождает энтузиазм, с которым я бегу, что тоже эти силы увеличивает. Кстати, подобным образом, по-видимому, формируется и настрой спортсмена на результат: иногда он есть, а иногда и нет. Так что спортивная «форма» имеет и психические основания.

Тот факт, что между желанием и возможным формированием на его основании побуждения (в данном случае - побежать) есть некий психический «промежуток», в чем мы удостоверились на основании различий в адресации желания (и на себя, и на действия других индивидов и объектов), позволяет понять, как формируется вера в чудо. Она свойственна многим индивидам и играет весьма значительную роль в общественных событиях.

Что такое вера в чудо? Это желание действия неких посторонних сил, результат которого, однако, нужен именно мне. Ведь и обращенное к себе желание - успеть, и обращенное к троллейбусу желание - чтобы он постоял, имеют один и тот же необходимый мне результат. Действительно, самому-то троллейбусу безразлично, успею ли на него. Но тем не менее я хочу, чтобы постоял он.

Следовательно, чудо - это необходимый и желаемый нами очень значимый результат, достижение которого мы связываем не со своими действиями, а с действиями кого-либо другого. Но поскольку хотим мы многого, то и силы эти полагаются могущественными. А в условиях неясности того, как именно наше желание будет ими удовлетворяться, они полагаются еще и таинственными.

Еще один существенный момент, связанный с тем, что мое желание может относиться не только ко мне, но и к действиям других (индивидов, объектов, явлений) -слова из песни: «Я хочу, чтобы лето не кончалось!» Какое мое побуждение может возникнуть на основании этого желания? Да никакого: от меня результат никак не зависит. Поэтому и побуждения к каким-либо действиям не возникает. Но зато - очень интересный момент: место побуждения может занять эмоция: вопреки всему я могу надеяться, что лето, вдруг, действительно все же не кончится. Как разум (мотивация) мне не твердит: «Этого не может быть», я ему (же) отвечаю: «А я так хочу!», «Я на это надеюсь!»

Следовательно, желание и эмоция всегда относятся к одному и тому же, но проявляют себя по-разному. Первичным является желание: без него эмоция не возникнет. По ходу действий, направленных на удовлетворение одного и того же желания, могут быть различные эмоции: в зависимости от возрастания или снижения вероятности достижения потребного результата. Семантический момент: если желание мы удовлетворяем своими действиями, то это именно «удовлетворение», если же наше желание удовлетворяется действиями кого-то другого, то мы говорим: «Сбылось».

Эмоция радости Но вернемся к нашему троллейбусу: пока мы нахо-

димся в описанной выше ситуации, это именно «наш троллейбус». После же завершения ситуации он для нас становится неотличим от любого другого. Итак, мое желание оказаться в этом троллейбусе оказалось удовлетворенным - благодаря двум факторам: он стоял, а я быстро к нему шел/бежал. Вскочив в троллейбус и осознав, что успел и, следовательно, мое желание удовлетворено, а надежда оправдалась, в течение нескольких мгновений я испытываю радость (удачи): эмоция надежды «конвертировалась» в эмоцию радости.

Радости тем больше, чем важнее дело, которое мне предстоит сделать, попав в нужное место к нужному времени. Если же дело небольшое, то и мера радости невелика. Семантический момент: если все решают мои

«Могу, хочу, надеюсь»

Желание и эмоции

От позитивных эмоций к негативным

Перемена желания

усилия, то это успех, если результат от меня не зависит или зависит мало, то это удача, хотя «удачным» могут считаться и действия, которые привели к успеху.

Итак, у меня небольшая, но радость: «Успел!» Но что это? Троллейбус почему-то продолжает стоять и после того, как я в него вскочил (или вошел: последнее зависит как от уровня спешки, так и от моего темперамента). Теперь этот благоприятный для меня поначалу факт меняет свой знак: ведь продолжение стояния троллейбуса входит в противоречие с главным для меня -доехать до определенного места к определенному времени. И тогда на место радости, постепенно нарастая, приходит досада: «И чего это он так долго стоит?!» Характерно: имеется в виду не весь период стояния троллейбуса, а только время после того, как я в нем оказался: в этом проявляет себя моя субъективность.

Сначала досада небольшая, но троллейбус все стоит, и ее интенсивность нарастает. Досада тем более велика, что теперь-то ничего от меня не зависит, ничего своими усилиями сделать я не могу: остается только терпеливо ждать. Это ожидание требует терпения и выдержки, а они - в свою очередь - заметного психического усилия. Здесь ведь необходимо еще и переключение: с программы быстрейшего сближения на программу ожидания, и это тоже не всегда легко или безразлично.

Кроме того, приходится еще и сдерживать себя: то ли от интуитивного побуждения (куда-то) бежать, то ли от разрядочной реакции - выругаться. И к тому же, стояние троллейбуса обесценивает предыдущие мои желания, эмоции и усилия: они как бы девальвируются, и мой успех оказывается под сомнением! Действительно, если он простоит долго, я опоздаю прибыть вовремя в нужное мне место. Так что здесь возникает еще одна -негативная - эмоция: опасение.

Действительно, чего было переживать и бежать, если он «все равно стоит»?! Следовательно, только что я хотел, чтобы он постоял еще, но оказавшись внутри, я хочу противоположного. Очевидно, что здесь имеет место феномен перемены знака желания, связанного с одним и тем же объектом и одним и тем же его действием. Энергетическая насыщенность ситуации активирует мышление, а ситуация определяет содержание мыслей, подвигая меня даже на «обобщение». Отсюда -мысль: «так я вообще никуда не доеду!» В то же время мои переживания немного умиряет пробудившаяся совесть: «Ты же только что хотел, чтобы он стоял, так хотя бы не ругай его за то, что он стоять продолжает, ведь

Множественность желаний в жизненном эпизоде

«Эстафета» эмоций

не тебя же одного он должен слушать!»

Еще один семантический момент: мое желание успеть попасть в троллейбус до его отхода удовлетворяется «путем» - путем моих и троллейбуса действий: я шел/бежал, а он стоял. Надежда же не удовлетворяется, а «оправдывается», причем не «путем», а «благодаря» (этим нашим совместно с троллейбусом) действиям. И еще: желая, чтобы троллейбус еще постоял, я одновременно и ожидал от него этого: здесь «ожидание» имеет фактуру надежды. Оказавшись внутри, я тоже начал ожидать, но в другом смысле: «терпеливо ждать». Следовательно, слово «ожидание» имеет два вектора смысла: смысл надежды (проекции в будущее) и смысл терпения, выдержки, самообладания.

Итак, по ходу этого жизненного эпизода у меня было несколько желаний:

• доминирующее во всей этой ситуации - приехать вовремя в нужное место;

• промежуточное (рабочее) - успеть попасть на первый же троллейбус;

• ситуационное - чтобы он постоял, пока я к нему приближаюсь;

• дополнительное - чтобы он тронулся сразу, как только я в нем окажусь;

• относимое к себе (успеть внутрь троллейбуса и успеть в нужное мне место);

• относимое к троллейбусу - чтобы он постоял и тем самым меня как бы подождал: а вдруг водитель заметил, как я бегу и решил подождать; но когда он стоять продолжает, выясняется, что ему до меня нет никакого дела, а это даже обидно...

Что же касается эмоций, то здесь их целая эстафета: одна сменяет другую, способствуя достижению потребного результата: надежда ^ радость ^ досада. Именно досада, а не «разочарование», поскольку «очаровываться» здесь было нечем. Досада - относительно низкая эмоция, тогда как разочарование - относительно возвышенная, хотя обе имеют один знак - отрицательный.

Если же ситуация повторяется (а описанная относится к этой категории), то эмоции становятся привычными: привычная надежда поначалу, привычный энтузиазм по ходу, привычная радость в случае успеха, привычная досада, если этот успех чем-либо омрачается или девальвируется. Или же разочарование: когда надежды были большими, а успеха - (почти) никакого.

Психологическое содержание фольклорного сюжета сказки

Векторы смысла одного сюжета

Подлинные смыслы сказки

Следующая ситуация - фольклорная: русская народная сказка о Курочке Рябе. Напоминаем сюжет. Снесла Курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил, баба била-била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком зацепила, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба - я еще снесу вам яичко, да не простое, а золотое!» Попробуем добраться до смысла сказки.

На первый взгляд, главным здесь является действие, относящееся к разбиванию яйца: дел бил-бил, баба била-била, мышка бежала, хвостиком зацепила, яичко упало и разбилось, Курочка обещает снести новое. Но если принять данный вектор смысла в качестве главного (доминирующего), то возникает сразу два недоуменных вопроса. Первый: с чего же это дед и баба заплакали, когда яичко разбилось? Ведь они и сами старались его разбить («бил-бил», «била-била»), так что спасибо мышке: в этом она им помогла? Второй: как их может успокоить обещание Курочки снести золотое яйцо: ведь его тем более не разбить? Очевидно, что народная сказка, в отличие от литературной, не может быть глупой, и, следовательно, смысл ее не в содержании действий, или по крайней мере - не всех, а наиболее демонстративных, выступающих на первый план.

Обратимся ко второму вектору смысла: потребительской ценности яйца. Если его разбить, держа в руке, то потом его можно использовать. Если же оно упадет на пол и разобьется, то разольется, и съесть его уже будет нельзя, разве что отдать кошке. Этот смысл вполне оправдывает переживания деда и бабы: полезный предмет они утратили. Но этот вектор смысла не объясняет того, как и почему их может утешить вместо обычного золотое яйцо: оно ведь несъедобно?

Обращаемся к третьему вектору смысла - не столь очевидному: о ценном предмете как таковом, независимо от конкретных его черт (простое ли яйцо, золотое ли). Тогда объяснимым становится и утешительный смысл обещания Курочки снести золотое яйцо: ведь это более ценный предмет, чем то, что было утрачено. Следовательно, подлинный смысл этой сказки таков: компенсация потери (утраты) с избытком. Действительно, если отпадает цель разбить, чтобы съесть яичко, и мы воспринимаем его именно как ценный объект, то все понятно, и никаких противоречий: вместо утраченного дед и баба получают более ценное.

Но есть еще один вектор смысла: сказка-то называется «Курочка Ряба»! Значит, сказка о самой Курочке?

Да, это так: сказка демонстрирует именно ее положительные черты:

• покладистость (не обиделась, что дед и баба так старались разбить ее творение - яйцо);

• отзывчивость (увидела, как они расстроились, посочувствовала и решила их утешить);

• трудолюбие (взялась снести золотое яичко, а это, надо полагать, более трудно, чем снести обычное).

Тот же факт, что взялась она снести золотое яичко -дело житейски нереальное, - вполне оправдывается тем, что Курочка-то была сказочной. И быть может, сказка явилась модификацией известного межэтнического блуждающего сюжета - о чуде природы - курице, которая «несет золотые яйца». Наша Курочка как раз такой и была, но применительно к повседневной житейской ситуации: т.е. чудо здесь «вписано» в обыденную жизнь. Мышка же играет только вспомогательную роль: поскольку она бежала и хвостиком зацепила, то яичко упало на пол с размаху, и ясно, что разбилось настолько, что есть его было уже нельзя. О различии смысла Семантическое дополнение: о различии смысла по-

нятий «потеря» и «утрата». Первое относится к обыденному или же к какой-либо неотрывной своей ценности: «потерял кошелек», «потерял память», «потерял руку». «Утрата» же относится к более самостоятельным объектам, связанным с другими людьми: «утратил доверие окружающих», «утратил близкого человека».

Еще одна фольклорная ситуация: русская народная песня. Напоминаем текст: «Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла. Люли-люли стояла, люли-люли стояла. Я пойду погуляю, белую березу заломаю. Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю!» Попробуем раскрыть и ее смысл.

Начнем со слов «заломаю». Во-первых, это действие явно не прагматическое, а эгоцентрическое: «герой» сказки тешит себя своевольными действиями в отношении беззащитного объекта, и другой «пользы» для него в этом, как очевидно, нет. И к тому же, эти действия становятся содержанием его намерения: «погулять». Следовательно, «погулять» для него - это где-либо что-либо «заломать»! Не из-за таких ли индивидов возникла деревенская традиция регулярных кулачных боев село на село, стенка на стенку? Хоть и физиономия вся в крови, а все равно на душе радостно: «погулял»-то вволю! В соответствии с известным принципом: «раззудись плечо, размахнись рука!». Но наш-то «герой», видимо, трус: избрал целью своего «гулянья» беззащит-

понятий «потеря» и «утрата»

Ситуация фольклорного сюжета песни

«Полукультура» хуже бескультурья

Обогащение психологии жизненностью

ный объект. Уж если он такой «крутой», то пошел бы лучше в лес, набил бы морду медведю!

Но есть здесь и еще один вектор смысла, связанный с характеристикой березки: «кудрявая». Очевидно, что это положительный эпитет, и тогда выясняется, что «полукультура» хуже бескультурья. Действительно, герой понимает, что березка-то красивая: этим она и привлекает его внимание. Следовательно, начало эстетического чувства у него есть, но культуры поведения -никакой: ничего иного, кроме «заломать», связать для себя с этим объектом в своих действиях он не способен. Да еще и эгоцентризм: самодурство.

В общем, получается: «так хороша березка» (эстетический момент), что трудно удержаться, чтобы ее не заломать (момент дурного самоутверждения). Здесь и основание вандализма: объект для индивида не безразличный (что в данном случае было бы лучше для этого объекта), а именно привлекательный. Но проявить себя индивид не умеет иначе, как насильственными, разрушительными действиями, устраняющими этот раздражитель. Его психическая энергия не разряжается в положительных эмоциях (восхищение, умиление), а направляется сразу в двигательную сферу, в соответствии с намерением (установкой) «пойти» и «погулять». «Пойти» для него - это не столько погулять, сколько получить возможность именно «заломать».

Наконец, последний, обобщенный смысл текста этой песни: возможность индивида проявить себя активными действиями, демонстративно. Причем эту демонстративность он еще и обещает, о ней предупреждает. Поэтому его действия не случайны, а идут «от души»?! Об этом говорит откровенность его слов: «Я пойду погуляю, белую березку заломаю». И никакого стыда при мысли об этом у него нет: он просто не знаком с этим переживанием и не понимает, что задумано им плохое.

Очевидно, что каждый, кто хочет стать психологом жизненным и полноценным, должен вырабатывать у себя привычку анализировать происходящее с психологической точки зрения, овладевать методами препаративной психологии, строить модели того, что происходит и в его собственной психике, и во внутреннем мире окружающих. В сферу его внимания обязательно должны входить также проблемы, которые ставили и решали специалисты широкого культурологического профиля Н.Я. Марри, В.Я. Пропп. Это будет обогащать психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.