Научная статья на тему 'Психологический портрет сотрудника ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации'

Психологический портрет сотрудника ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СТРЕСС / ПАМЯТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВНИМАНИЕ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / STRESS / MEMORY / INTERNALITY / ANXIETY / ATTENTION / TEMPERAMENT / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горохов Алексей Юрьевич, Макаров Юрий Васильевич

В статье описаны основные результаты изучения психологического портрета сотрудников ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. В современных условиях работа в ведомственной охране имеет ярко выраженный стрессогенный характер. В практической области применения психологических знаний это отражается, как задача формирования новой модели управления персоналом. Исследование выполнено для повышения эффективности труда сотрудников и создания возможностей для реализации нового подхода к профессиональному отбору кандидатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF A DEPARTMENTAL SECURITY OFFICER OF THE MINISTRY OF TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the main results of the study of the psychological portrait of the departmental security officers of the Ministry of Transport of the Russian Federation. In modern conditions, work in the departmental security has a pronounced stressor character. In the practical field of application of psychological knowledge, this is reflected as the task of forming a new model of personnel management. The study was carried out to increase the efficiency of employees' work and create opportunities for the implementation of a new approach to the professional selection of candidates.

Текст научной работы на тему «Психологический портрет сотрудника ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации»

практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 200-202.

3. Лемешко Т.Б. Цифровое пространство аграрного образования / В сборнике: Научное и творческое наследие А.В. Чаянова в аграрной экономике XXI века. Материалы международной научной конференции. 2018. С. 268-271.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.

5. Царапкина Ю.М. Информационные технологии в профессиональном самоопределении молодежи: Монография / Ю.М. Царапкина / Иркутск: ООО "Мегапринт", 2017. - 208 с.

6. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: Монография // М.: Из- во РГАУ-МСХА, 2011. - 202 с.

7. Царапкина Ю.М., Миронов А.Г. Применение инновационных технологий в профессиональном обучении как средство формирования коммуникативно-адаптаптивной компетенции обучающихся. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 1. С. 119-133.

8. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 102-104.

9. Шабунина В.А. Дунаева Н.В., Шабунина А.К., Миронов А.Г. Современные подходы в терминологии профессионального образования. Москва-Красноярск, 2017. - 562 с.

10. Шабунина В.А., Илларионова Л.П., Тимофеева С.В., Алдошина М.И., Нужный М.Ю., Сладкова О.Б., Миронов А.Г., Царапкина Ю.М. Теория и практика профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе / Коллективная монография / Москва, 2018. - 184 с.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Горохов Алексей Юрьевич

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Макаров Юрий Васильевич

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА

ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье описаны основные результаты изучения психологического портрета сотрудников ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. В современных условиях работа в ведомственной охране имеет ярко выраженный стрессогенный характер. В практической области применения психологических знаний это отражается, как задача формирования новой модели управления персоналом.

Исследование выполнено для повышения эффективности труда сотрудников и создания возможностей для реализации нового подхода к профессиональному отбору кандидатов.

Ключевые слова: психологический портрет, стресс, память, интернальность, тревожность, внимание, темперамент, профессиональная деятельность.

Annotation. The article describes the main results of the study of the psychological portrait of the departmental security officers of the Ministry of Transport of the Russian Federation. In modern conditions, work in the departmental security has a pronounced stressor character. In the practical field of application of psychological knowledge, this is reflected as the task of forming a new model of personnel management.

The study was carried out to increase the efficiency of employees' work and create opportunities for the implementation of a new approach to the professional selection of candidates.

Keywords: psychological portrait, stress, memory, internality, anxiety, attention, temperament, professional activity.

Введение. В настоящее время проблема повышения продуктивности труда специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни.

Проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении форм и факторов повышения эффективности трудовой деятельности обусловлены прежде всего богатым разнообразием последних, их многомерностью, многофункциональностью, дискретностью, непрерывностью, сложностью измерения.

Изложение основного материала статьи. В отечественной психологии большинством ученых (Б.Г. Ананьев, А.Ц. Пуни, Н.Б. Стамбулова, С.Л. Рубинштейн) [1, 3, 5, 10] признается, что психические свойства личности формируются и закрепляются в двух вариантах. В первом случае, это общее, что помогает для разных сфер жизни и деятельности. Во втором случае, специфичное, определяемое конкретными условиями разных видов деятельности и выражающееся в специфичных свойствах, состояниях и процессах, способствующих успешности данной деятельности. Объединение общего и специфического направлений является основой для гармоничного формирования психических свойств личности. А.Ю. Горохов, Ю.В. Макаров обращали внимание на возможности использования психологического тренинга в качестве инструмента повышения эффективности труда [4].

Таким образом, любое качество в деятельности получает свое общее и специальное развитие. Необходимость изучения профессионально-значимых качеств подчеркивал В.Л. Марищук [8].

По мнению некоторых авторов (А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А. А. Смирнов, В.Н. Скворцова) [6, 7, 9 12], к общим качествам следует относить некоторые генетически обусловленные морфологические особенности, а также формируемые в процессе воспитания и становления профессионала

свой области такие качества личности, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, самостоятельность и др.

Аллахвердиев Ф.А. дал одно из современных определений психологического портрета личности звучит, как «описание личности, включающее в себя темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальные показатели, эмоциональность, волевые качества, самооценку и т.д.» [2].

В нашем исследовании мы изучали не только личность и ее структуру, но и отдельные, наиболее важные, с точки зрения конкретной профессиональной деятельности, психические процессы. Нам представляется, что наиболее существенным из них являются: темперамент, память, особенности личности, связанные с конкретной деятельностью, уровень субъективного контроля, уровень тревожности.

Исследование проводилось в феврале-мае 2018 года. Все испытуемые получили подробные инструкции по заполнению предложенного психодиагностического материала. Заполнение батареи методик проходило под наблюдением психолога. Исследования проводилось на базе ведомственной охраны и двух охранных предприятий «Арекс», без отрыва от производства.

В качестве испытуемых выступили 32 человека, работающих в системе ведомственной охраны на протяжении 7-12 лет и не имеющих взысканий от руководства. Средний возраст испытуемых составил 33 года. Все испытуемые мужчины. В качестве контрольной группы выступили охранники ОП «Арекс» в количестве 31 человека. Средний возраст испытуемых 35 лет. Все испытуемые мужчины.

Перечень расчетных параметров включал:

• Темперамент.

• Память.

• Особенности личности, связанные с порядком несения службы на объектах.

• Уровень субъективного контроля.

• Уровень тревожности.

Исходя из выбранных направлений, мы использовали для исследования следующий психодиагностический инструментарий [13].

1. Методика исследования личности Кеттэлла (187 вопросов).

2. Методика исследования темперамента Айзенка.

3. Методика изучения уровня субъективного контроля (Разработана на основе шкалы Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева и опубликована Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиным, Л. М. Эткиндом в 1984 году) [11].

4. Авторская методика для исследования памяти на образы и внимания.

5. Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера).

Для обработки результатов исследования были использованы следующие методы: описательная статистика, корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, Т-Критерий Стьюдента для сравнения двух независимых выборок.

Обратимся к основным результатам исследования:

Анализ результатов реактивной и личностной тревожности у сотрудников ведомственной охраны Минтранса и охранников показал, что абсолютное большинство из группы сотрудников охраны Минтранса находятся в пределах умеренной ситуативной тревожности. Из 32 испытуемых - у семнадцати сотрудников Х- 27,4 Что касается охранников «Арес», то умеренной тревожностью обладают тринадцать человек из 31, среднее значение Х-23,5.

Мы видим, что напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью характеризуются в большей степени сотрудники ведомственной охраны Минтранса. Это состояние возникает у них как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

Анализ результатов личностной тревожности свидетельствует о том, что из общего числа испытуемых, 6 человек из охраны Минтранса вошли в группу высокой личностной тревожности Х - 54,2. У охранников «Арес» таких было только 2 человека со значением Х-46,5.

Это означает выраженную предрасположенность наших испытуемых к тревоге и предполагает наличие у них тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций в межличностном общении как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Анализ достоверно значимых различий по результатам методики многофакторного исследования личности Кетелла показал, что сотрудники охраны Минтранса, в отличие от охранников ОП «Арис», в меньшей степени открыты по отношению к окружающим.

Люди, работающие в охранном предприятии, напротив - готовы к сотрудничеству, легче идут на контакт и быстрее адаптируются в коллективе. Люди работающие в ведомственной охране, в отличие от охранников охранного предприятия более сдержаны во взаимоотношениях с окружающими.

Самый выраженный показатель у представителей ведомственной охраны - социальная робость, что может быть обусловлено профессиональной деятельностью. Они, в отличие от охранников ОП «Арис» испытывают робость в социальном взаимодействии.

Люди, работающие в Минтрансе, в отличие от охранников, менее чувствительны.

Достоверно значимое различие обнаружилось также по шкале практичность - воображение. Представители охраны Минтранса более практичны, у них не столь развито воображение. Они более конкретны в своих действиях.

Последний показатель, по которому были получены достоверно значимые различия, уверенность в себе - тревожность. Сотрудники ведомственной охраны испытывают большую уверенность в себе. Охранники из ОП «Арис», напротив, более общительны и экспрессивны в межличностных взаимодействиях.

Средние значения по методике Кетелла

№ признака Среднее ведомственная охрана Минтранс Среднее Охранники ОП «Арис» Уровень значимости Р-уровень

Эмоциональная устойчивость -неустойчивость. 7,2 6,3 1%

Сдержанность -экспрессивность. 6,8 4,5 1%

Робость - смелость. 8,3 5,1 1%

Практичность -воображение. 7,1 6,3 5%

Уверенность в себе -тревожность. 8,5 5,5 1%

Общительность -замкнутость. 4,2 6,3 1%

По другим переменным, достоверно значимых различий не обнаружено.

Мы видим, что успешно работающие сотрудники ведомственной охраны отличаются некоторой закрытостью в общении, они, по сравнению с охранниками из ОП «Арис» более сдержаны во взаимоотношениях с окружающими, испытывают робость в социальном взаимодействии и при этом они менее чувствительны, чем сотрудники охраны.

При этом, они уверенны в себе и стремятся к конкретности в своих действиях.

Анализ достоверно значимых различий по результатам обследования по методике Айзенка (см. таблицу 2) показал, что сотрудники ведомственной охраны, по своим индивидуально-психологическим качествам, характеризуются, в большей степени, интровертированным типом личности. Они, в отличие от охранников, менее общительны, и не испытывают необходимости в новых социальных контактах. Сотрудники охраны охранного предприятия «Арис» напротив, иногда действует под влиянием момента, могут быть импульсивными.

По показателю стабильность - нейротизм, выявлено, что люди, работающие в ведомственной охране более устойчивы, они не склонны к излишним переживаниям. У них доминируют процессы торможения. Они реже выходят из состояния нервно-психического равновесия.

Представители коллектива охранников более импульсивны, менее сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, склонны к переживаниям, у них явно доминирует процесс возбуждения над торможением.

Таблица 2

Средние значения по методике Айзенка

№ признака Среднее значение ведомственная охрана Среднее значение Охранники ОП «Арис» Уровень значимости.

Экстраверсия -интроверсия 8,3 12,6 1%

Стабильность -нейротизм 8,2 13,8 1%

Исследование показало, что сотрудники ведомственной охраны в абсолютном большинстве являются флегматиками, а сотрудники работающие в охранном предприятии в большинстве оказались холерики.

Анализ достоверно значимых различий по результатам определения уровня субъективного контроля (см. таблицу 3) показал, что сотрудники ведомственной охраны, в большей степени, склонны возлагать ответственность за происходящие с ними события на самих себя, в то время как охранники ОП «Арис», склонны возлагать ответственность за происходящие с ними события на других людей или на обстоятельства. Стоит отметить, что люди, работающие в охране, в отношении отрицательных событий и неудач, случающимися с ними, чаще видят причину произошедшего в окружающих их внешних обстоятельствах, и считают их результатом невезения.

Охрана Минтранса напротив, отличается большей интернальностью, то есть приписывают всю ответственность за происходящие с ними события самим себе.

Были обнаружены достоверно значимые различия по показателю интернальность в производственных отношениях.

У сотрудников ведомственной охраны, был выявлен высокий показатель Ип, что свидетельствует о том, что эти люди считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своём продвижении и т.д. У сотрудников охранного предприятия, напротив, был выявлен низкий Ип, указывающий на то, что они склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

Средние значения по методике изучения уровня субъективного контроля

№ признака Среднее значение ведомственная охрана Среднее значение охранники «Арис» Уровень значимости р

Шкала общей интернальности 4,5 3,3 5%

Шкала интернальности в производственных отношениях 4,7 3,4 5%

Исследование уровня субъективного контроля показало, что сотрудники ведомственной охраны, в большей степени, склонны возлагать ответственность за происходящие с ними события на самих себя. У сотрудников ведомственной охраны, был выявлен высокий показатель Ип, что свидетельствует о том, что эти люди считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе и в своём продвижении по службе.

Мы проанализировали результаты исследования памяти и внимания у представителей ОП «Арис» и охранников их ведомственной охраны Минтранса и отобразили основные результаты в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ средних значений характеристик внимания и образной памяти между выборками ведомственной охраны и охранниками «Арис»

Параметры Ведомственная охрана Охранники ОП «Арис» Значение ^ Стьюдента Уровень Значим. (Р)

(М) (о) (М) (о)

Образная память 6,7 1,5 5,23 1,52 3,821 1%

Объем внимания 826,3 111,3 727,6 122,04 2,732 1%

Устойчивость Внимания 0 0,2 0,005 0,23 0,801 -

Концентрация Внимания 8,1 2,9 4,3 2,8 5,241 1%

Переключение Внимания 35 6,3 32,6 7,6 3,262 1%

Интеллектуальная Лабильность 3,7 1,8 5,5 2,4 3,105 1%

Мы видим, что работа в ведомственной охране Минтраса способствует развитую способности к образной памяти. Эти люди имеют развитый объём и переключение внимания. Данный факт свидетельствует о достоверно большей способности у представителей ведомственной охраны воспринимать одновременно несколько независимых сигналов из внешней среды, удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов одновременно, совершать сразу несколько действий, а также большей способности к переходу внимания с одного объекта на другой.

В данной группе достоверно выше показатели образной (зрительной памяти), что вероятно связано со спецификой профессиональной деятельности: необходимости запоминания цифр номеров автомобилей и большого количества информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели концентрации внимания достоверно выше в группе охранников. Меньшее количество ошибок у них связано со спецификой работы (они стоят в многолюдных объектах и наблюдают за порядком).

Выводы. Полученное исследование позволило составить психологический портрет сотрудников.

Психологический портрет сотрудника ведомственной охраны Министерства Транспорта Российской Федерации:

Нервно-психическую устойчивость, как основное профессионально важное качество для данного вида деятельности. Высокий самоконтроль, который необходим при работе в длительном напряжении.

Общую интернальность, как показатель личностной автономности и определённой самодостаточности.

Работающие в ведомственной охране Минтраса характеризуются развитой способностью к образной памяти.

Сотрудники имеют развитый объём и переключение внимания. Данный факт свидетельствует о достоверно большей способности у представителей ведомственной охраны воспринимать одновременно несколько независимых сигналов из внешней среды, удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов одновременно, совершать сразу несколько действий, а также большей способности к переходу внимания с одного объекта на другой.

В данной группе высокие показатели образной (зрительной памяти), что вероятно связано со спецификой профессиональной деятельности: необходимости запоминания цифр номеров автомобилей и большого количества информации.

Уверенность в себе, невысокий уровень социальной смелости, эмоциональная устойчивость, практичность, сдержанность и замкнутость. При проявлении социальной активности, сотрудники ведомственной охраны не всегда сохраняют нервно-психическую устойчивость.

Абсолютное большинство сотрудников ведомственной охраны Минтранса выраженные интроверты, обладающие флегматическим темпераментом.

В своём большинстве, работающие в ведомственной охране закрыты по отношению к окружающим, и стремятся к внутригрупповому общению. При этом они придают своей работе особую значимость.

Литература:

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2. Аллахвердиев Ф.А. Психологическая подготовка охранников: Учебное пособие. — СПб., 2011. — 103 с.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Водалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

4. Горохов А.Ю., Макаров Ю.В. Технологический тренинг как инструмент повышения эффективности труда / Символ науки. 2017. № 5. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Омега сайнс". Уфа.

5. Лазутина Л.В. Личность и темперамент в профессиональной подготовке педагога в вузе. Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 4 (72). С. 90-91

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд-во политической литературы; М., 1975.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

8. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. Учебное пособие. 2-е изд. М. Просвещение. 1990 г. 258 с.

9. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

11. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности 2007 г. Издательство: Прайм-Еврознак 128 с.

12. Скворцов В.Н. Классическая охрана. Специфика подготовки и тактика действий сотрудников охраны при проведении мероприятий по обеспечению безопасности физических лиц и грузов при транспортировке. М., 1998.

13. Толочек В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты для кадровых служб ЧОП и СБ. Учебное пособие. - М., Мир безопасности, 2001.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Жукова Татьяна Вячеславовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХЗОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В связи с существующими противоречиями между требованиями, предъявляемыми вузами к уровню знаний выпускников средних образовательных школ, и реальной степенью их психологической готовности к вузовскому обучению, проведено исследование сформированности психологической готовности к вузовскому обучению студентов и выпускников средней общеобразовательной школы (СОШ). В качестве основы исследования выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева). Качественной (внутренней) основой готовности к деятельности выступающего в качестве интегрального свойства индивидуальности выступают учебно-важные качества учащегося, их психологическая структура. Для изучения особенностей сформированности готовности к вузовскому обучению применялась методика «КДГс». Представлены показатели развития учебно-важных качеств, их структуры у студентов педагогического вуза (первый курс) и выпускников СОШ. Установлено, что и в конечный период школьного обучения, и в начале вузовского обучения структура учебно-важных качеств соответствует учебной деятельности развитой формы, при этом степень организации психологической структуры учебно-важных качеств выше у студентов.

Ключевые слова: школьники, студенты, учебно-важные качества, психологическая структура учебно-важных качеств, психологическая готовность к обучению, методика «КДГс», базовые и ведущие качества.

Annotation. In connection with the existing contradictions between the requirements of higher education institutions for the level of knowledge of graduates of secondary schools and the real degree of their psychological readiness for university education, a study was conducted of the formation of psychological readiness for university education of students and graduates of secondary general schools. As a basis for the research, the system-genetic concept of learning activity and readiness for learning (NV Nizhegorodtseva) was made. Qualitative (internal) basis of readiness for acting as an integral property of individuality is the learner-important qualities of the student, their psychological structure. To study the features of the formation of readiness for higher education, the methodology "CDRs" was used. The indicators of the development of educational and important qualities, their structure in the students of the pedagogical university (the first year) and the graduates of the school are presented. It is established that in the final period of school education, and at the beginning of university education, the structure of educationally important qualities corresponds to the educational activity of the developed form, while the degree of organization of the psychological structure of the learning-important qualities is higher for students.

Keywords: schoolchildren, students, educational-important qualities, the psychological structure of learning-important qualities, psychological readiness for teaching, the methodology of "CDRs", basic and leading qualities.

Введение. Предоставление качества образования на основании сохранения его фундаментальности, согласно современным и перспективным личностным, общественным и государственным потребностям выступает одной из главных задач Российской образовательной политики [4]. Для обеспечения должного уровня образования учащихся психологической и педагогической наукой ведутся поиски в различных направлениях. Значительное место уделяется совершенствованию содержания образования: уточняется перечень материала, его объем для усвоения; устраняются перегрузки программ и учебников; определяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.