Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ФЕНОМЕН, ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ФЕНОМЕН, ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гиперактивность / гиперактивный ребенок

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И.В. Абрамовская, Е.В. Малыхина

В данной статье раскрыта сущность понятия гиперактивность с позиции разных авторов, представлены причины такого поведения, дана характеристика непосредственно формы проявления гиперактивности ребенка. Представлены методики изучения конкретных особенностей проявления феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ФЕНОМЕН, ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ»

И.В. Абрамовская, Е.В. Малыхнна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ФЕНОМЕН, ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

В данной статье раскрыта сущность понятия гиперактивность с позиции разных авторов, представлены причины такого поведения, дана характеристика непосредственно формы проявления гиперактивности ребенка. Представлены методики изучения конкретных особенностей проявления феномена.

Ключевые слова: гиперактивность, гиперактивный ребенок.

В настоящее время в учреждениях, которые организуют образовательный процесс, наиболее остро стоит проблема гармоничного развития ребенка. Зачастую проблемы в поведении младших школьников являются достаточно серьезной преградой для получения качественного образования, а также для становления самого ребенка как полноценного участника процесса обучения.

Актуальность изучения детей с признаками гиперактивности в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что в настоящее время специалисты образовательных организаций испытывают сложности с организацией образовательного процесса с данной категорией детей. В тоже время наблюдается рост количества гиперактивных детей, обучающихся в начальной школе. Вследствие этого проведение коррек-ционной работы с гиперактивным школьником одно из важных условий для устранения проблем в учебе, а также адаптации к школе и обществу, которое его окружает. В комплексе необходимо провести совместную работу, как со стороны классного руководителя, психолога, социального педагога школы, так и родителей гиперактивного ребенка. Поэтому необходимо хорошо знать особенности проявления поведения таких детей.

Исследованием гиперактивного поведения занимались как зарубежные, так и отечественные психологи: Е.Д. Белоусова, Н.М. Пылаева, Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко (теоретико-эмпирические исследования детей с двигательной расторможенностью), И.П. Брязгунов, Р.Р. Иванов (теоретико -эмпирические исследования проблемы минимальных мозговых дисфункций), Ю.Б. Дормашев, Н.М. Пылаева, Т.В. Аху-тина (психолого-педагогический подход коррекции гиперактивного поведения), Н.К. Корсакова, А.В. Семенович, А.В. Меньшикова (нейропсихологический подход) и другие.

Обратимся к толкованиям понятия «гиперактивность» различных авторов. В словаре практического психолога С.Ю. Головин определяет детскую гиперактивность «как отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального» [1, с. 142]. Чистякова М.И. считает, что «гиперактивность - это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушении концентрации» [6, с.59]. Матвеев В.Ф. полагает, «что наряду с двигательной расторможенностью (гиперактивностью) нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам» [5]. Жмуров В.А. утверждает, что гиперактивность - это нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью [2, с. 102].

Далее обратимся к факторам возникновения гиперактивности у детей. На развитие этого синдрома влияет комплексное взаимодействие различных механизмов и звеньев патогенеза СДВГ, а именно нейро-морфологических, генетических, биохимических, нейрофизиологических и социально-психологических факторов. Заваденко Н.Н. считает, что в основе формирования СДВГ лежат биологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС, которые часто сочетаются друг с другом. Такое сочетание и провоцирует изменение в центральной нервной системе, вследствие которого нарушаются высшие психические функции и поведения, которые соответствуют представлению СДВГ [3]. Также стоит отметить, что немаловажным фактором развития синдрома гиперактивности детей является различные негативные социально-психологические, складывающиеся прежде всего в семье ребенка (внутрисемейные).

© И.В. Абрамовская, Е.В. Малыхина, 2022.

В связи с приходом популярности термина «гиперактивность» педагоги, родители или близкое окружение ребёнка всё чаще приписывают ему такой синдром, то есть происходит необоснованная постановки диагноза, хотя на самом деле, такой ребенок всего лишь имеет свои отличительные особенности от остальных детей. У специалистов, работающих с гиперактивными детьми, существует мнение, что в настоящее время с доступностью получения информации, взрослым необходимо уметь тщательно разграничивать синдром дефицита внимания с гиперактивностью и широкий круг состояний сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся от СДВГ по своим причинам и методам коррекции. Также Н.Н. Заваденко отмечает, «что существует заблуждение в том, что диагностика СДВГ не представляет собой значительных трудностей» [3].

В связи с этим рассмотрим варианты форм проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей, по которым проводится дифференциальный диагноз наличия СДВГ: «индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший; тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действие психотравмирующих факторов; резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации (церебрастенический синдром); астенический синдром при соматических заболеваниях; эндокринные заболевания (патология щитовидной железы); расстройства развития школьных навыков: дислексия, дистрафия, дискалькулия; сенсоневраль-ная тугоухость; психические расстройства: нарушение поведения; аффективные расстройства (нарушения); умственная отсталость; аутизм; шизофрения» [3].

Также стоить раскрыть непосредственно формы проявления гиперактивности ребенка, которые мы можем наблюдать в повседневной жизни, но не всегда являющиеся поводом обращения к специалисту. К ним относятся:

-высокая двигательная активность;

-беспокойные, посторонние движения во время выполнения заданий, которые требуют усидчивости;

-деструктивное поведение (выражается в привлечении внимания со стороны как взрослых, так и сверстников);

-импульсивность;

-несоответствие уровня навыков чтения и письма сверстникам;

-слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах или избегание их;

-болтливость;

-в коллективе служит источникам постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим;

-недисциплинированность, непослушность, эмоциональная лабильность, навязчивость; -отказ в помощи родителям в мелких повседневных поручениях, неаккуратность; -отвлекаемость, вспыльчивость, задиристость.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие три критерия выявления гиперактивности у ребенка, то есть некоторую схему наблюдений за ним: «дефицит активного внимания, которому свойственны следующие симптомы: ребенок непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание, не слушает, когда к нему обращаются, с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его, часто теряет вещи, забывчив, избегает скучных и требующих усилий умственных заданий; двигательная расторможенность выражается в чрезмерной говорливости, проявлении признаков беспокойства, ребёнок спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве, постоянно ёрзает; импульсивность свидетельствует о плохом сосредоточении внимания ребенка, он начинает отвечать, не дослушав вопроса, не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, не может контролировать и регулировать свои действия, при выполнении заданий ведет себя по-разному и также показывает разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет)» [4, с.49].

Далее приведем конкретные особенности проявления гиперактивности у младших школьников и методики их изучения.

Школьная дезадаптация: Проективная методика для диагностики школьной тревожности (19801982 гг. А.М. Прихожан); Изучение направленности на приобретение знаний (Е. П. Ильин и Н.А. Курдю-кова); Тест школьной тревожности Филлипса; Методика практической психодиагностики по выявлению мотивов учения (М. В. Матюхина).

Трудности поведения: Методика «Лесенка» (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина); Методика «ДА и НЕТ» (Н.И. Гуткина); «Найди и вычеркни» (адаптация Е. В. Доценко); Исследование подвижности нервной системы (на основе методики структуры темперамента Я. Стреляу); Методика «Вежливость»; Методика «Обведение контура».

Осложнение взаимоотношений с окружающими людьми: Цветовой тест отношений (А. М. Эт-кинд); Опросник социализации для школьников «Моя семья»; Тест неоконченных предложений; «Измерение родительских установок и реакций» (Опросник PARY); Психотерапевтическая программа тренинга родителей Р. Баркли.

Благодаря данному диагностическому инструментарию становится возможным своевременное выявление существующих предпосылок проявлений синдрома гиперактивности, а также определение степени выраженности той или иной особенности. По результатам проведения методики определяется дальнейшая работа с ребенком.

Таким образом, сделав анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, можно сделать вывод о том, что существует множество различных подходов к изучению понятия сущности «гиперактивность» как феномена, также имеются разные классификации факторов его возникновения и форм проявления. Гиперактивность - это очень сложный и многоаспектный процесс, который включает в себя необходимость просвещения родителей по воспитанию гиперактивного ребенка в семье, педагогов по организации учебного процесса с гиперактивными детьми, вовлечение специалистов для предотвращения синдрома или назначения корректного лечения.

Библиографический список:

1.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]: С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 626 с.

2.Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / В. А. Жмуров. - 2-е изд. - Москва: Джангар, 2012. - 864 с.

3.3аваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 274 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/473144/, (дата обращения: 28.01.2022).

4.Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - Санкт-Петербург: «Речь», 2007. - 136 с.

5.Методическая разработка «Особенности педагогического сопровождения гиперактивных детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-osobennosti-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-giperaktivnih-detey/ (дата обращения : 28.01.2022).

6.Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]; М.И. Буянова. - 2-е изд. - Москва: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. - 160 с.

АБРАМОВСКАЯ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - студентка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

МАЛЬХИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.