Научная статья на тему 'Психологический отбор и сопровождение абитуриентов'

Психологический отбор и сопровождение абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический отбор и сопровождение абитуриентов»

Таким образом, учет рекомендаций ЦПД при приеме кандидатов на службу и учебу приведет к существенному повышению качества отбора личного состава органов внутренних дел.

В таблице представлен прогноз изменения показателей работы с кадрами при различных вариантах организации взаимодействия ЦПД и кадровых подразделений.

ствие уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для формирования возможности выбора на рынке труда потенциальных кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Специалисты по трудовым ресурсам прогнозируют, что в результате перехода к рыночной экономике в стране может оказаться более 10 миллионов безработных. Предполагается, что основную их часть составят пред-

Таблица

Показатели Вариант 1 По факту Вариант 2 Вариант 3

Число уволенных на первом году службы (на 10 тыс. принятых) более 215* около 170 около 145 около 90

Число сотрудников, взятых на учет или уволенных по психопатологии (на 10 тыс. принятых) более 5,2* около 4,5 около 3,9 около 3,0

* Реально это значение должно быть больше, так как не учтено участие ЦПД в выявлении и отсеве негодных по психической патологии в военно-врачебных комиссиях.

Во второй графе (Вариант 1) рассматривается ситуация, если бы прием на службу осуществлялся без участия ЦПД.

В третьей графе (По факту) представлена реальная ситуация по Российской Федерации в 1996-1997 гг.

В четвертой графе (Вариант 2) рассматривается ситуация, если бы на службу полностью не принимались нерекомендованные и принималось бы 50% рекомендованных условно. В этом случае для сохранения укомплектованности подразделений органов внутренних дел на уровне прошедшего года потребовалось бы увеличения количества кандидатов на службу на 10%.

В пятой графе (Вариант 3) рассматривается ситуация, если бы на службу не принимались нерекомендованные, а рекомендованные условно принимались только в виде исключения. В этом случае для сохранения укомплектованности штатов на уровне прошлого года потребовалось бы увеличение числа рассматриваемых кандидатов на 25%.

Дальнейшее улучшение показателей работы с кадрами (по сравнению с Вариантом 3) возможно лишь за счет совершенствования методов профессионального психологического отбора и широкого внедрения вычислительной техники и автоматизированных информационно-аналитических систем.

Необходимость увеличения количества кандидатов на службу для повышения качества профессионального отбора совпадает с тенденциями в формировании рынка труда в России.

Безработица в ряде промышленных регионов страны, низкий материальный уровень населения, социальная нестабильность, отсуг-

ставители молодежи без специальности либо со специальностью, не имеющей спроса. Именно из их числа можно будет найти необходимое количество кандидатов для решения проблемы полного и качественного комплектования органов внутренних дел.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И СОПРОВОЖДЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ

Психолог Е.А.Васильева

Самарский филиал Саратовского юридического института МВД России

Становление специалиста в сложных ви дах профессиональной деятельности — труд-ный и длительный процесс.

Важнейшим источником комплектования органов внутренних дел специалистами являются высшие учебные заведения МВД России.

Психологический отбор кандидатов на учебу в высшие образовательные учреждения системы МВД — это комплекс мероприятий, направленный на качественное комплектование вузов Министерства внутренних дел в соответствии с требованиями обучения и последующей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Среди основных направлений работы практического психолога в системе высшего

образования системы МВД следует выделить, как наиболее важную часть работы, психологический отбор кандидатов на обучение.

Одним из важнейших элементов отбора абитуриентов в высшие учебные заведения МВД России является разработка, апробация и внедрение психологических методик, используемых на этапе отбора кандидатов на обучение.

С октября 1997 г. в Самарском филиале Саратовского юридического института осуществляется работа с курсантами (слушателями) и сотрудниками филиала по проведению профессионального психологического отбора.

Из существующего спектра методик в процессе нашей деятельности эффективно зарекомендовал себя следующий набор методик : краткий отборочный тест (КОТ), стандартизованный метод исследования личности (С МИЛ), личностный опросник Кетгелла, интеллектуальный тест "прогрессивные матрицы Равена".

Как показывают результаты исследования, контингент поступающих весьма неоднороден и разнопланов.

Часть будущих сотрудников органов внутренних дел имеет явно выраженные дезадап-тивные механизмы в поведении и общении в гомогенном коллективе. Наблюдаются частые случаи невротических расстройств и нарушения соматического плана, явно выражены некоторые типы акцентуаций.

Первый этап отбора при прохождении психологического обследования в Центре психологической диагностики Управления внутренних дел администрации Самарской области выявляются многие негативные тенден-ции.Однако данные этих обследований не всегда являются достаточным основанием при отказе в поступлении. Поэтому на втором этапе психологического отбора (группа психологической поддержки Самарского филиала Саратовского юридического института ) проводится дополнительная работа по выявлению поведенческих отклонений с учетом специфики деятельности и специализации учебного заведения.

Еще одной не менее важной задачей психологической службы филиала является психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом деятельность сопровождения понимается нами как "...система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития в ситуации обучаемости". (М.Р.Битянова).

Основными направлениями деятельности службы психологической поддержки Самарского филиала Саратовского юридического института являются;

1. Просветительская работа с курсантами (слушателями ): беседы, тренинга (совместно с преподавательским составом), лекции.

2. Коррекция психологических состояний по направлениям:

■ когнитивные процессы;

■ межличностные отношения;

■ межгрупповые отношения.

3. Профилактические беседы по направлениям:

■ слушатели;

■ строевые офицеры;

■ профессор ко-преподататслъский состав.

4. Консультационная работа с курсантами (слушателями) по направлениям:

■ личностный рост;

■ рекомендации по улучшению психического состояния личности;

■ проблемы в сфере социальных взаимоотношений;

■ конфликтные ситуации (социометрия);

■ рекомендации по улучшению микроклимата в коллективе.

Кроме того, разработана и принята к исполнению "Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в Самарском филиале Саратовского юридического института". Программа содержит следующие разделы:

1. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса профориентации и профессионально-психологического отбора.

2. Психологическое обеспечение на этапе адаптации курсантов (слушателей) к условиям учебной и служебной деятельности.

3. Психологическое обеспечение на этапе развития профессионально значимых личностных качеств курсантов (слушателей).

4. Психологическое обеспечение на этапе подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Конечной целью по всем направлениям работы является создание системы дифференцированного подхода при отборе и обучении будущих сотрудников органов внутренних дел, с учетом индивидуальных личностных психологических характеристик, специфики когнитивных процессов, особенностей общения в социуме, а также возможность использования данных тестирования при должностных перемещениях на курсах, во взводах.

На каждого курсанта создается листок индивидуального психологического учета, в котором отражаются психологические особенности будущих сотрудников органов внутренних дел с момента поступления в учебное заведение до завершения обучения. Таким образом, в течение всего срока обучения создается психологический портрет личности поэтапно: абитуриент, курсант, выпускник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.