Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоидентификация / идентификация человека / истинное самоощущение / механизмы самоидентификации / студент / обучаемый / студенческий возраст / динамическая система / движение и развитие личности / динамика становления идентичности личности.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саидов З.Х.

Статья посвящена исследованию психологических механизмов самоидентификации личности в студенческом возрасте. Приводятся различные мнения исследователей относительно изучаемого явления, раскрывается обобщённая позиции учёных, отражающие некое единство идентификации и идентичности, которые в совокупности вступают как социально-психологический механизм самоидентификации личности в студенческом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК: 159. 9. 075

Саидов З.Х. студент магистратуры Факультет психологии филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в городе Ташкент

Узбекистан

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию психологических механизмов самоидентификации личности в студенческом возрасте. Приводятся различные мнения исследователей относительно изучаемого явления, раскрывается обобщённая позиции учёных, отражающие некое единство идентификации и идентичности, которые в совокупности вступают как социально-психологический механизм самоидентификации личности в студенческом возрасте.

Ключевые слова: самоидентификация, идентификация человека, истинное самоощущение, механизмы самоидентификации, студент, обучаемый, студенческий возраст, динамическая система, движение и развитие личности, динамика становления идентичности личности.

Saidov Z.Kh. master's student Faculty of Psychology Branch of Moscow State University named after M. V. Lomonosov in the city of Tashkent

Uzbekistan

PSYCHOLOGICAL MECHANISM OF PERSONAL SELF-IDENTIFICATION IN STUDENT AGE

Abstract. The article is devoted to the study of psychological mechanisms of personal self-identification at student age. Various opinions of researchers regarding the phenomenon under study are presented, the generalized positions of scientists are revealed, reflecting a certain unity of identification and identity, which together act as a socio-psychological mechanism of self-identification of an individual at student age.

Key words: self-identification, human identification, true sense of self, mechanisms of self-identification, student, student, student age, dynamic system, movement and development of the individual, dynamics of the formation of personal identity.

Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что самоидентификация, как особый процесс, представляет собой психическую активность, которая направлена, прежде всего, на анализ внешнего мира, на дифференциацию значимого и незначимого, обобщение выявленных объектов. Личность, строя свой жизненный путь, руководствуется определенной системой представлений о своем прошлом, настоящем и будущем, которые лежат в основе длительной регуляции человеком своей жизнедеятельности. Внутренний мир личности находится в состоянии постоянных противоречий, которые проявляются в напряжении. Согласно классических психодинамических, а также психоаналитических подходов, источником такого напряжения вступает внутренняя борьба, противоречивые позиции и мысли, имеющие для

13

человека важные значения. 13

Многочисленные исследования свидетельствуют, что индивид часто не осознает своих внутренних противоречий, однако они вызывают у него чувство излишней тревожности, которое распространяется на другие сферы его жизнедеятельности и, как правило, оказывают деструктивное влияние на поведение. Подобные расстройства может устранить только сам человек через сопоставление позиций и принятия соответствующих решений. Такой подход способствует осознанию и выделению действующих социально -психологических механизмов, которые реализуют измененияя самоидентификации. 14

По своей сути, вышеизложенная позиция отражает процессный подход к исследованию самоидентификации, который охватывает понятия динамическая система и момент развития. Понятие динамическая система характеризует особенности существования явления самоидентификации как количественные и качественные изменения, как появление новых типов взаимоотношений личности и мира. Понятие момент развития отражает определенный этап развития самоидентификации, характеризующий преобразования личности. Самоидентификация как динамическая система отражена в понятии идентификация, которое, в большей степени означает движение личности, механизм становления ее идентичности. В понятии идентичность выражается момент движения, состояние, которое достигнуто личностью в процессе идентификации. 15

13 Шендрик И.Г. Кризис идентичности и образование в период взрослости. // Мир психологии. - 2004. - № 2 - С. 98-106.; Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности.

- Ярославль: Текст, 2003. - 256 с.; Фетодотова Н.Н. Изучение идентичности и контексты ее формирования.

- М.: Культурная Революция, 2012. - 200 с.

14 Шафоростов А.И. Вера как условие самоидентификации. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. - 248 с.; Емелин В.А. Самоидентификация как познание. К логическому и социопсихологическому контексту ментальных саморепрезентаций. // Эпистемология и философия науки. - 2011. - № 1. - С. 165-180.

15 Бушмакина О.Н. Самоидентификация субъекта в структурах социального дискурса. // Социум: социальная онтология (сборник научных статей). - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. - С. 9-12.; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен: Дис. ... док. философ. наук: 24.00.01 -Москва, 2008. - 421 с.

Сущность идентификации и идентичности, с одной стороны, заключается в их единстве, а с другой - в противоречии. Единство проявляется в том, что идентификация и идентичность составляют две относительно самостоятельные стороны единого процесса социализации личности и не существуют друг без друга. Идентичность отражает момент в процессе идентификации и не существует без него, а идентификация как процесс не существует без моментов как единиц развития. Идентичность невозможна без идентификации с другими. Идентичность и идентификация это, прежде всего, проявление самоидентификации как целостного социально-психологического явления. Каждый человек социализируется через идентификацию с сообществом, которое предоставляет ему возможность для усвоения соответствующего социального опыта. Стремление личности к идентификации с группой связано с его стремлением к обособлению, к идентичности. Потребность индивида в общении неотделима от его потребности быть личностью, потому что только в обществе, только в общении с себе подобными, человек может обособляться. В связи с этим, идентификация неотъемлемо связана с идентичностью. 16

Противоречие идентификации и идентичности заключается в том, что в сознании индивида всегда остается четко осознанная граница между «Я» и «Они». Решение противоречия между идентификацией и идентичностью, которое предопределяет социально-психологический механизм самоидентификации, осуществляется по средствам того, что самоидентификация не дает личности сосредоточиться, замкнуться на собственном «Я», а движет его к «Другому» и воплощается в другом «Я», реализуется в других «Мы», обеспечивая тем самым существование и развитие идентичности и идентификации как единой системы самоидентификации личности. Противоречивое соотношение идентификации и идентичности находится в состоянии подвижного равновесия, которое постоянно нарушается и стремится снова к ее установке. Благодаря этой динамике происходит развитие личности, становления новой стадии самоидентификации. В связи с этим, на сегодняшний день весьма актуализируется проблема в установлении степени соответствия идентификации и идентичности как важного условия осуществления самоидентификации личности и гармоничного её развития. В процессе развития личности и в результате появления новых объективных условий, а также требований жизнедеятельности происходит изменение устаревших внешних и внутренних ее связей. Каждое сообщество, с которым человек идентифицируется, сначала предоставляет ему возможности для самореализации, но на следующих этапах накладывает

16 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. - 763 с.; Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности. // Психология самосознания / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2000. - С. 174-207.

ограничения, сковывает развитие свободной индивидуальности. Устаревшие формы сообществ, с которыми идентифицирует себя человек, должны меняться новыми, которые разворачивают новые возможности для социализации личности. Наблюдение связей между этапами развития дает возможность понять динамику этого процесса, а особенности взаимозависимости между этими этапами, предполагают развертывание главных моментов, образующих движение самоидентификации личности. 17 Самоидентификация вступает важным в формировании черт и качеств личности, соответствующих включению индивида в сообщество, поскольку она означает степень осознания человеком желательности и возможности, приобщения к определенной общности. В связи с этим самоидентификация представляется как момент и как ценностно-мотивационный инструмент социализации. Социализация, включая самоидентификацию, начинается с первых дней жизни индивида и представляет собой беспрерывный процесс, в котором человек постоянно усовершенствует свои взаимосвязи, коммуникации с окружающим миром. Источниками социализации являются система воспитания, образования, семья, образовательные учреждения, литература, искусство, СМИ и пр. В процессе первичной социализации в качестве воздействующего фактора на формирование личности выступает семья и ближайшее окружение. Процесс вторичной социализации предполагает участие человека в процессе самоидентификации, в той мере, в какой общество представляет возможность выбора типов социального поведения. У личности появляется шанс творить собственный образ по своему усмотрению, в зависимости от нравственно-эстетической ценностной ориентации. С развитием процесса социализации роль идентификации по сравнению с другими механизмами (например - имитацией) возрастает. Соответственно изменяется ее глубина, т. е. от вербального зачисления к профессиональной группе (на этапе адаптации) к сознательной деятельности согласно интересам этой группы, принятие ее целей и норм как своих собственных. 18

Представления индивида о себе, о своем «Я» складываются под влиянием мнений окружающих и включают три основных компонента: то, что, как мы думаем, видят в нас другие; то, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят; то, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Данный подход опирается на то, как мы интерпретируем мысли и чувства людей, которые как нам кажется, оценивают нас. Но мы можем и ошибаться в своих интерпретациях чужого

17 Труфанова Е.О. Идентичность и Я // Вопросы философии. - 2008. - №6. -С. 95-105.; Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 2004. - №10. - С. 113-123.; Самойлик Н.А. Типология подходов к выделению дефиниций кризиса идентичности // Молодой ученый. -2010. - №12. Т.2. - С. 70-73.

18 Батанина Л.С. Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 - Улан-Удэ, 2004 - 162 с.; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен: Дис. ... док. философ. наук: 24.00.01 - Москва, 2008. - 421 с.

мнения. Вследствие того, что самоидентификация происходит вкупе с направленными извне ожиданиями, это заставляет индивида быть неискренним. Человек может скрывать свои истинные чувства и выдавать желаемое за действительное или лживое за истинное. Так, к примеру, лесть и лицемерие по отношению к начальству со стороны подчиненных с целью продвижения вверх по служебной лестнице либо под угрозой увольнения, может стать поводом для того, что у начальника сложится о себе мнение как об умном и справедливом человеке, хотя это не соответствует действительности. Скрывание своих истинных мыслей и чувств под какой -то маской характерно для человека. И мотивация, оправдывающая такое поведение, различная. Это и желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле, и стремление быть со всеми в хороших отношениях, и соответствие своему месту в обществе и т. д. Основная цель всех этих действий — это быть признанным в обществе. Поиск своего «Я» не может ограничиваться лишь интерпретацией мнения окружающих, так как не только субъективная интерпретация, но и само поведение окружающих не может быть абсолютным источником истины. С другой стороны, самоидентификация является в какой-то мере, навязанной со стороны окружающих и тогда она превращается в стигматизацию (т. е. социальные ярлыки). Если окружение считает человека, например, малоэффективным и пр., то вскоре он и сам в это поверит. Но это не значит, что индивид полностью зависит от мнения социального окружения. Ведь у него есть свои врожденные характеристики, которые могут стать главной силой, способной заставить его изменяться, развиваться. Для того, чтобы процесс усвоения мнения других о себе не был столь болезненным, мнение окружающих может воспроизводиться личностью избирательно в зависимости от того, насколько влиятельным является окружение. Не обязательно просто механически усваивать все, что думают о тебе окружающие, а подходить к этому вопросу осмысленно, избирательно, пытаясь выделить наиболее рациональное, объективное. 19

В современном мире существуют статусы родителей, преподавателей, руководителей и пр. В соответствии с занимаемым положением в обществе от людей и ожидаются определенные типы действий, роли. Индивиды учатся играть эти роли. Через закрепление деятельности в определенной социальной роли индивид обретает свое «Я», становится «Своим» в обществе, отождествляя с ним, идентифицируется в нем. Таким образом, «Я» индивида детерминируется статусом-местом, которое он занимает. Согласно этого, индивид исполняет свою роль не столько из-за стремления к наградам или с целью избегания наказания, а в результате более тонких механизмов социализации. В детском возрасте индивид в игровой форме

19 Первин Л. Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М. «Аспект Пресс», 2000 - 607 с.; Коверга А.О. Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу. // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 799803.

примеряет различные значимые для него и для его близких роли. Позднее он понимает, что роли, которые он играет, важны не только для его близкого окружения, но и в целом для общества. Так формируется определенный социокультурный, поведенческий стандарт, в форме которого общество осуществляет контроль за поведением своих членов, а также определенным образом регулирует поведение человека. Необходимость действовать соответственно своей роли предполагает адекватное этой роли поведение, т. е., как правило, индивид становится тем, кем хотят его видеть другие, его «Я» приобретает новые характеристики, отражающие социальные ожидания. Но человек имеет не одну роль, его репертуар многообразен, поэтому его «Я» изменяется соответственно каждой роли. 20

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно заключить, что самоидентификация реализуется через некое единство идентификации и идентичности, которые в совокупности вступают как социально-психологический механизм изучаемого явления. Это объясняется тем, что само понятие идентификация отражается в самоидентификации как динамическая система, как движение и развитие личности, как динамика становления ее идентичности. В свою очередь, понятие идентичность отражает определенный момент движения, состояние, которое достигнуто личностью в процессе идентификации. Динамика, а также взаимосвязь идентификации и идентичности заключаются в том, что результатом процесса идентификации является достижение определенного уровня идентичности, который обуславливает движущую силу идентификации. Кроме того, взаимообусловленность этих элементов объясняется тем, что стремление индивида к обособлению может осуществляться только через идентификацию с другими, соответствующим социумом.

Использованные источники:

1. Батанина Л. С. Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества: Дис.... канд. филос. наук: 09. 00. 11 - Улан-Удэ, 2004 -162 с.

2. Бушмакина О. Н. Самоидентификация субъекта в структурах социального дискурса. // Социум: социальная онтология (сборник научных статей). - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. - С. 9-12.

3. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. - 763 с.

4. Емелин В. А. Самоидентификация как познание. К логическому и социопсихологическому контексту ментальных саморепрезентаций. // Эпистемология и философия науки. - 2011. - № 1. - С. 165-180.

5. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль: Текст, 2003. - 256 с.

20 Сидоренков А.В., Козлова О.Н. Личность - граница и безграничность социального / О.Н. Козлова //Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №4. - С. 81-97.

6. Коверга А. О. Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу. // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 799-803.

7. Первин Л. Джон О. Психология личности: Теория и исследования. / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна - М. «Аспект Пресс», 2000 -607 с.

8. Самойлик Н. А. Типология подходов к выделению дефиниций кризиса идентичности. // Молодой ученый. - 2010. - №12. Т. 2. - С. 70-73.

9. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности. // Психология самосознания / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара, 2000. - С. 174-207.

10. Сидоренков А. В., Козлова О. Н. Личность - граница и безграничность социального. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №4. - С. 81-97.

11. Труфанова Е. О. Идентичность и Я. // Вопросы философии. - 2008. - №6. -С. 95-105.

12. Фетодотова Н. Н. Изучение идентичности и контексты ее формирования. - М.: Культурная Революция, 2012. - 200 с.

13. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 2004. - №10. - С. 113-123.

14. Шафоростов А. И. Вера как условие самоидентификации. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. - 248 с.

15. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека как антропогенетический феномен: Дис.... док. философ. наук: 24. 00. 01 - Москва, 2008. - 421 с.

16. Шендрик И. Г. Кризис идентичности и образование в период взрослости. // Мир психологии. - 2004. - № 2 - С. 98-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.