СОЦИОЛОГИЯ
УДК 130.12 + 159. 923 © Л.И. Мазур
РОЛЬ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В статье дан анализ основных механизмов социализации личности, раскрыта их взаимосвязь и роль в достижении личностной самоидентичности на всех этапах жизненного пути человека. Рассматривается соотношение социализации и инкультурации на основе общего для них механизма личностной самоидентификации.
Ключевые слова: социализация, инкультурация, имитация, идентификация с иным, личностная самоидентификация.
L.I. Mazur
SELF-IDENTIFICATION ROLE IN THE SOCIALIZATION OF PERSONALITY
In the article the analysis of the main mechanisms of socialization of personality - imitation and identification as self-distinction from other and another has been made, their interrelation and role in attainment the personality’s selfidentity at all stages of life course have been revealed. The ratio between socialization and inculturation is considered on the basis of a general mechanism ofpersonal self-identification .
Keywords: socialization, inculturation, imitation, identification with the other, personal self-identification.
Процесс социализации является воспроизведением жизни, человек разворачивает ее по дорожке, проложенной самой природой, которая предусмотрела все, чтобы биологическое существо стало общественным. Согласно данным этологии, у животных, в поведении которых большую роль играет накопленный опыт, возрастает значение взаимодействия с себе подобными и развития у них таких способностей, как имитация и привязанность. Что же касается человека, то способность людей понимать друг друга на протяжении веков оставалась неразгаданной тайной, и только с последней трети ХХ в. стали появляться теории (прежде всего герменевтика), пытающиеся объяснить данный феномен. Удивительная способность человека копировать других (следовательно, учиться у них), разделять их чувства (а значит, понимать их) заложена в нашей природе. Но только недавно ученые выяснили, как и где она заложена. Эта революция в нейрофизиологии произошла после открытия особых клеток мозга, «зеркальных нейронов», ответственных за имитацию и эмпатию. Именно благодаря их работе мы можем жить в обществе, а расстройство «зеркально-нейронной» системы приводит к «провалу социализации» - аутизму.
Научные сообщения о нарушении имитации у аутичных детей стали появляться с 1950-х гг. Однако эти нарушения не считались важными для понимания глубинных причин аутизма:
главным образом из-за господства «теории теорий», согласно которой детям помогает понимать желания, представления, мысли других людей какой-то особый модуль в мозгу, конструирующий теории относительно других людей. Его дисфункция вызывает нарушения аутистического спектра. Только в середине 1990-х гг., плывя против сильного течения когнитивист-ских объяснений, С. Роджерс и Б. Пеннингтон из Центра медицинских наук университета Колорадо высказали мнение, что нарушение имитации у аутичных детей может иметь ключевое значение для связанных с аутизмом социальных нарушений [12]. Имитация, однако, имеет различные формы. П. Хобсон считает, что серьезнее нарушена эмоциональная форма имитации, а не когнитивная (хотя и она в определенной степени страдает), что и является основной причиной того, что аутисты не могут идентифицировать себя с другими людьми. Это объясняет их неспособность определять свои и чужие внутренние состояния (чувства, намерения, желания и т.п.), понимать, что внутреннее состояние другого человека может отличаться от твоего собственного. Следовательно, есть все основания утверждать, что самое важное нарушение у ау-тистов касается их способности к социальному зеркальному воспроизведению (идентификации с другим), которую обеспечивает взаимодействие между зеркальными нейронами и лимбической системой. Это, в свою очередь, требует пе-
ресмотра всей концепции коррекционной педагогики: переход от когнитивных рациональных методов обучения к имитационным.
Нарушение социализации у детей с аутизмом свидетельствует о единстве биологического и социального, аффективного и когнитивного в процессе социализации человеческого индивида. Учитывая эти моменты и опираясь на самые распространенные теории онтогенеза, мы обратили внимание на то, как в процессе социализации человеческого индивида происходит становление его личностной самоидентичности. Общим недостатком почти всех теорий является то, что они рассматривают становление личности вне процесса социализации. При таком подходе, во-первых, личностное развитие берется лишь как приспособление к жизни в обществе, во-вторых, ребенок, хоть и не отрывается от матери, но в целом рассматривается как изолированный индивид, для которого общество предстает лишь «окружающей средой», в-третьих, оказывается, что эта «окружающая среда» состоит из предметного мира и мира людей, механизмы адаптации к которым разные, в результате чего теряется целостность личности, без внимания остаются движущие силы ее развития. В определенной (но не полной) степени этих недостатков избежали, на наш взгляд, две концепции - советского психолога Д.Б. Эльконина и американского психотерапевта Э. Эриксона.
Весомый вклад в разработку этой проблемы внесли также А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, благодаря которым впервые решение вопроса о движущих силах психического развития было связано с принципами выделения отдельных стадий в психическом развитии детей. Роль связующего звена сыграл принцип ведущей деятельности. Но эти положения не привели к разработке желаемой теории развития личности и ее жизненных циклов. Основная причина, на наш взгляд, заключалась в том, что внимание ученых преимущественно было направлено на исследование структуры деятельности, на соотношение в ней мотивов и задач, действий и операций, а содержательно-предметная сторона деятельности игнорировалась. Значительным прорывом в этом направлении стали поздние исследования М.И. Лисиной, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина и других. Наконец-то было обращено внимание на то, что вещи, которые имеют определенные физические и пространственные свойства, открываются ребенку прежде всего как культурные предметы. На уровне простого восприятия способ действия с любым предметом не схватывается, на нем не обозначены способы его воспроизведения, поэтому овла-
дение предметом путем адаптации невозможно. И поэтому Д.Б. Эльконин был прав в том, что «деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность». На основе огромного эмпирического материала ему удалось осуществить периодизацию,
положив в ее основу изменения ведущей деятельности: непосредственное эмоциональное
общение - предметно-манипуляторная деятельность - ролевая игра - учебная деятельность -интимно-личностное общение - учебнопрофессиональная деятельность [10]. Итак, пусть и окольными путями, но все же отечественной науке удалось преодолеть разрыв между развитием мотивационной и интеллектуальнопознавательной сторон личности, раскрыть их противоречивое единство в процессе социализации на основе предметной деятельности.
Однако первым, кто связал становление личностной самоидентичности с процессом социализации индивида, был Эриксон. В отличие от Фрейда, он утверждал, что характер человека хотя и формируется в детстве, но сохраняет способность значительно изменяться на каждом этапе жизни. Внимание, которое он уделил проблеме юности и зрелости, помогло преодолеть односторонний взгляд на детство как на период необратимого формирования личности. Огромным достижением его теории стала идея, что становление личности, формирование ее самоидентичности не заканчивается в подростковом возрасте, но происходит на протяжении всей жизни. Это побудило по-новому взглянуть на сам процесс социализации, поскольку считалось, что она обеспечивает вхождение ребенка в социум, интеграцию с обществом, усвоение им социальных норм, и ее основными средствами является воспитание и обучение. Однако оказалось, что социализация имеет сложную природу, разнообразные формы и виды. Сейчас говорят о стадиях социализации, о видах - общей, профессиональной, интеллектуальной, сексуальной и т.п.; неполной и частичной, быстрой и медленной, неадекватной, развивающейся и затухающей и т.п.
Понятие социализации сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), и его содержание раскрывалось через понятие адаптации. В более строгом научном понимании этого термина социализация предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, что позволяет ему успешно функционировать в качестве его члена. В то же
время Херсковиц вводит термин «инкультура-ция», а Клакхон - «культурализация», мотивируя тем, что существующее понятие социализации не охватывает процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Однако содержательное и смысловое разграничение этих понятий до сих пор остается дискуссионным в науке. Д. Матсу-мото понимает под социализацией процессы и механизмы, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы, а инкультура-цией - продукты процесса социализации. Но практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкуль-турация - культурно-специфична.
На наш взгляд, эти процессы едины, поскольку в их основе заложен один и тот же механизм - самоидентификация индивида. Самоидентификация же начинается с первой улыбки младенца. Физиологической функции улыбка не имеет, но улыбаются даже слепорожденные дети. Она является тем пусковым механизмом, который запускает в действие эмоциональную систему человека с двумя амбивалентными психологическими силами: эйфорией, которая зависит от удовлетворения органических потребностей, и тревогой как проявлением эмпатии. Как отметил Винникотт [2], мать идентифицирует себя с ребенком, эмоционально реагируя на все его знаки: лепетанье, мимику, жесты. Ребенок тонко чувствует настроение матери, идентифицируя «хороший сосок» и «плохой сосок». По мнению М. Кляйн [5], полное удовлетворение от груди означает, что младенец чувствует, что получил от своего объекта исключительный дар, и это формирует основу благодарности, тесно связанной с верой в добро. В противоположной ситуации - жадной интернализации - ребенок чувствует, что он контролирует и истощает свой объект. Это приводит к тому, что в дальнейшем в его социализации негативную роль будет играть зависть. Здесь речь идет о развитии взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а затем к людям вообще, способствует эмоциональной причастности к человечеству.
Итак, в онтогенезе овладение способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстериорная идентификация) и способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а также переживать их как свои (интериорная идентификация) ведут к формированию механизмов социального поведения и навыков общения с людьми. Ребенку свойственно переносить свой эмоциональный опыт на других людей и даже на неодушевлен-
ные предметы, поэтому он очень легко идентифицируется с игрушками. В отношениях со взрослыми и сверстниками он принимает на себя роль другого, идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, его чувства и мотивы. Самоидентификация обеспечивает усвоение ролей, норм и правил поведения, развивает способность распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонными, нормативными.
Как видим, уже первые шаги усвоения культуры ребенком основываются на различении себя от иного. Так же как способность к подражанию (мимесис по Аристотелю) лежит в основе культуры, так врожденная способность к имитации является пусковым механизмом ин-культурации. Сфера участия культурных форм в жизни человека универсальна, она охватывает все: и восприятие, и мышление, и поведение. Даже простой акт зрительного восприятия опосредован усилиями, направленными на имитацию иного: движения глаз имитируют движения руки.
Подражание создает эффект узнавания, которое, в свою очередь, связано со схватыванием существенного, идеального. «В узнавании заложено, - пишет Г.-Г. Гадамер, - что мы осознаем увиденное в свете того пребывающего, существенного в нем, что уже не затуманивается случайными обстоятельствами его первого и его второго явления. Этим создается узнавание. И оно-то оказывается причиной радости, доставляемой подражанием. При подражании приоткрывается, стало быть, подлинное существо вещи» [4, с. 237]. Однако узнавание дает нам нечто более значимое: имитация не только вытаскивает наружу общее, освобожденное от случайностей явление, но предоставляет возможность узнать еще и самих себя. Ведь узнавая, мы одновременно нацеливаемся и на иное, и на себя, поскольку делать что-то узнаваемым означает постоянно иметь себя в виду: с одной стороны, отличать себя от того иного, которое ты воссоздаешь (это воспроизводится мной и принадлежит мне), а с другой стороны, - от другого, чем Я (потому что другой такой же, как Я, поэтому он узнает таким же образом, как Я и, следовательно, понимает меня). Итак, узнавать иное можно только отличая в нем себя от самого себя, потому имитация (подражание) является средством саморазличения. Узнавание как акт возложения иного в форме идеального означает, что человеку присуще понимание. А понимание, словами А.Ю. Шеманова, - это акт, от которого зависит сохранение индивида во времени, оно «фундаментально принадлежит самоидентифи-
кации, которая опирается в достижении идентичности с собой на способ идентификации иного» [9, с. 210-211].
Отсюда становится понятным, почему самоидентификация у людей разных культур и субкультур будет сильно отличаться по содержанию. Поскольку способы и приемы приготовления и потребления пищи, воспитания детей, гигиены и досуга и т.д. заданы в символической (неопределенной) форме, постольку каждый индивид изобретает свой собственный способ их применения, но в общей форме, так, чтоб это было узнаваемо для других. Так как предмет культуры является продуктом подражания, следующего логике самого предмета, то отсюда следует, что общественный опыт зафиксирован в нем не непосредственно, а через сферу значений и смысла. Усвоение запечатленного в знаках опыта возможно через общение в процессе совместной деятельности, но не в непосредственном единстве с деятельными актами, а через собственные средства общения, то есть язык, который актуализирует значения и смыслы, общие для всех участников общения. Становление человека означает вхождение индивида в мир культуры, где всегда есть дистанция между знаком и значением, которая все время требует от человека усилия ее преодолеть путем понимания. Таким образом, инкультурация как процесс взаимопонимания, пронизывает все каналы человеческого общения, охватывает все сферы жизнедеятельности индивида, определяет особенности формирования всех его навыков и привычек, интеллектуальных способностей и личностных качеств.
Способность человека усваивать культурный опыт и применять его в конкретной жизненной ситуации (ее можно назвать разуниверсализаци-ей) является основным механизмом социализации. Благодаря этой способности человек становится соразмерным содержанию любой культуры. Отсюда следует, что понимание как процесс инкультурации и раз-универсализация как механизм социализации идут как бы по кругу: продукт одного является условием функционирования другого, поскольку в их основе лежит единый механизм самоидентификации индивида -различение себя в себе через идентификацию с иным.
Учитывая эти моменты, мы можем определить значение наиболее влиятельных теорий эпигенезиса личности. Что касается теории Э. Эриксона [11], то осознание связи между процессом социализации и формированием самоидентичности личности пришло к нему во время полевых исследований жизни индейцев
племени сиу в резервации штата Южная Дакота, направленных на выяснение причины низкой эффективности образования индейской молодежи. Подрастающее поколение этого племени не воспринимало тех жизненных принципов, которые пытались привить им «белые» воспитатели. Они находились в апатии и были склонны к пьянству и воровству. Официальные круги поддержали мнение психологов, которые объясняли эти факты инфантильной стадией развития общества племени сиу и невротическим складом личности его членов. Э. Эриксон решительно выступил против такого утверждения, заявив, что ни одно общество, каким бы примитивным оно не было, не позволит культивировать инфантильность и невротичность. Причины такого положения он видел в другом: индейцы культивировали свою этническую идентичность - самоидентичность воинов и охотников за бизонами. Когда прерии захватили белые американцы, земли распахали, а бизонов истребили, то остатки племени, тех, кто уцелел после кровопролитных войн, поместили в резервации. Изменение образа жизни произошло очень резко, корни существования целого народа были подорваны. Условия для формирования новых ценностей, новых идентичностей не были созданы, и движимые инстинктом самосохранения сиу продолжали поддерживать исконную самоидентичность, поэтому все знания, умения, ценности, формы поведения, не связанные с ней, отвергались.
Это был неординарный случай формирования неадаптированных личностей по причине того, что именно общество оказалось неадаптированным к новым социальным условиям. Но, согласно признанию самого Э. Эриксона, исключительное значение феномена личностной самоидентичности ему открылось во время психотерапевтической практики после Второй мировой войны. Его пациентами стали бывшие солдаты, вернувшиеся к мирной обыденной жизни. Они жаловались на то, что «потеряли себя», «не знают, кто они», «утрачена цель жизни», «нет ориентиров». Такие глубокие переживания потери своей самоидентичности были вызваны резким изменением привычного образа жизни, но уже индивидуального, а не общественного. Это натолкнуло Эриксона на изучение кризисов самоидентичности, которые, по его мнению, лежат в основе личностного роста.
Согласно его теории, каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, и на каждой из них ему предъявляются определенные социальные требования, создающие кризисную ситуацию. Выход из кризиса будет зави-
сеть от того, насколько успешно индивид сможет адаптироваться к социальной среде и установить баланс между собственными потребностями и социальными требованиями. По мнению Эриксона, в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивида и его социальным окружением: общество предоставляет помощь и поддерживает развитие личности именно тогда, когда она больше всего в этом нуждается. Так, ребенок нуждается в опеке со стороны родителей, и в то же время у самих родителей есть потребность заботиться. Следовательно, потребности и возможности поколений являются симметричными.
Кризис - это поворотный момент развития, с которого человек может выйти более адекватным, сильным, а возможно, не справившись с конфликтом, ослабленным. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые способны принимать положительные и отрицательные значения. Так, базовыми параметрами первой стадии является доверие против недоверия, на второй - автономия против стыда и печали, на последующих - инициатива против чувства вины, трудолюбие против чувства неполноценности, идентичность против смешения ролей, близость против изоляции, генератив-ность против стагнации, и уже на последней (8-й) стадии - зрелости - целостность эго против отчаяния. Успешное преодоление кризиса связано с достижением определенного компромисса между крайностями, баланса в пользу положительного компонента. В результате благоприятного решения конфликта в Я-идентичность включаются новые положительные качества (например, базовое доверие, автономия, инициатива, трудолюбие), неудачный исход привносит в структуру Я негативные компоненты (базовое недоверие, стыд и сомнение, вину, чувство неполноценности). Невыполненное задание переносится на следующую стадию, где справиться с ним можно, но для этого нужно будет приложить больше усилий.
Анализ кризисных состояний, которые испытывает человек при переходе от одной возрастной стадии к следующей, дает возможность по-новому взглянуть на проблему соотношения и взаимодействия социализации и индивидуализации в процессе становления личности. Она уже не раз поднималась в исследованиях отечественных ученых, но на ее решение влияла общая научная установка на преувеличение роли социализации. Такой подход не только мешал осмыслению взаимоотношения между этими процессами, но и усложнял понимание сущности индивидуализации и самой индивидуально-
сти как ее результата. Если человеческий индивид изначально социально детерминированный, то какой смысл говорить о его вхождении в социум. Если новорожденный младенец еще не является человеческим существом и ему еще предстоит стать им, разве это не означает, что процесс социализации отождествляется с гоми-низацией. Социализация не является пассивным процессом «усвоения», «вхождения», «приспособления» - это двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных связей, с другой - активное воспроизводство социального опыта через деятельность. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, применяет его, что предполагает активность со стороны субъекта и такой прирост опыта, который не приложение к уже существующему, а качественно новая ступень развития.
Основными факторами становления личностной самоидентичности являются деятельность, общение и развитие Я-концепции, которые расширяют социальные связи с внешним миром. В процессе социализации индивид все время пополняет «каталог» деятельности, осваивая новые ее виды. Это способствует усвоению новых смыслов, ориентации в системе связей, что дает возможность осуществлять личностный выбор. Усвоение в ходе реализации деятельности ролей, «идентификация с ...» также расширяет возможности индивида как субъекта деятельности. Общение в контексте социализации означает приумножение контактов с другими людьми, углубление его содержания, переход от монолога к диалогу, умение ориентироваться на партнера. Наконец, третья сфера социализации -становление образа Я - это динамичный процесс, который включает три компонента: самопознание, самооценку и отношение к себе.
Такое расширение содержания социализации позволило пересмотреть содержательное наполнение всего жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн [7] подчеркивал, что историю жизни человека составляет прежде всего то, что он усвоил из наследия предшествующего исторического развития человечества и сам внес в это развитие. То есть человек настолько личность, насколько он имеет свою историю. Последняя определяется событиями, поступками - теми узловыми моментами, поворотными пунктами, когда вследствие важных решений, жизненных выборов происходит дальнейшее становление его Я. Именно в эти моменты происходит «пе-
реплавка» опыта и определения вектора дальнейшего развития.
Распространяя процесс формирования личности на весь ее жизненный цикл, Э. Эриксон утверждает, что любому возрасту, в том числе зрелому и пожилому, присущи свои эмоциональные и экзистенциальные кризисы. В связи с этим большое значение приобретает антиципа-торная социализация, позволяющая заменить модель нормативного кризиса моделью перехода. И здесь нельзя не согласиться с мнением С. Хантер и М. Сандел [3], которые утверждают, что знание о неизбежности кризиса значительно уменьшает негативные состояния в этот период.
Одним из первых, кто высказал мнение о том, что социализация происходит в течение всей жизни, был О. Брим. Он указал на различия между социализацией детей и взрослых. Также стоит обратить внимание на мнение российского социолога Л.Я. Аверьянова [1], который считает, что человек может достигать такого уровня общей культуры и личностного роста, что начинает самостоятельно двигаться вперед без помощи социальной среды, опережать ее и вести за собой. Этот процесс он называет самосоциа-лизацией: при высокой социализации наступают такие количественные изменения в уровне образования и культуры, которые в определенной критической точке переходят в совершенно иное качество. Так личность переступает порог социализации. К таким людям относится очень узкий круг интеллигенции, преимущественно те, кто занимается творческой работой.
Следовательно, принцип, согласно которому развитие личности идет по восходящей линии и состоит в консолидации пройденного, не является неоспоримым. На протяжении всей жизни происходит усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо устаревших и вышедших. Поэтому социологи все чаще употребляют понятие ресоциализации. Рассмотренные нами особенности социализации во взрослом возрасте дают основания говорить о том, что социализация -это довольно сложный процесс, который не только нельзя свести к адаптации, но даже представление о нем как о двустороннем активном взаимодействии между индивидом и социумом становится уже недостаточным, поскольку в свете новых фактов можно говорить о трехстороннем характере взаимоотношения биологического, социокультурного и личностного. То есть, к традиционным двум факторам социализации добавляется третий - личностный. Личностный потенциал, который развивается в процессе социализации, является ее причиной и результатом, включается в сам процесс социализа-
ции как мощное опосредствующее звено между природным и социальным.
Самоидентификация - это не только механизм усвоения культуры, но и обособления, через который происходит присвоение высших психических функций, ценностных ориентаций и т.п. Последнее предполагает не только само-различение иного, но и обособление от других. Как очень метко замечает психолог В. Мухина [6], мать выступает посредником между социальным бытием человечества и психическим бытием своего ребенка. Она растит ребенка через уподобление человеку вообще, и первой же видит в нем индивидуальность, лелеет ее. С одной стороны, она погружает его в свою самоидентичность, которая обеспечивает ему социальное созревание и чувство доверия к миру, с другой - не поощряет инфантильное существование, все время провоцируя его «само»: «сам одевайся», «сам возьми», «сам ешь». На что ребенок радостно откликается, чувствуя ответственность за свое «само». Неудачи его не останавливают, он продолжает формировать свою внутреннюю позицию. Обособление является механизмом установления отношений с другими людьми на социально приемлемых началах, что дает возможность каждому сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства, реализовывать свои притязания на признание.
Следовательно, идентификация и обособление - равнозначные элементы в едином диалектическом процессе развития личности, пара единого механизма ее социализации и индивидуализации. Общее направление социализации такое, что в индивидуальном развитии сначала возникает готовность к идентификации с другим человеком, обособление начинает проявляться в социальной ситуации, провоцирующей отстаивание своего Я.
Подводя итоги, можно констатировать, что социализация индивида, усвоение им культуры происходит через различение себя и иного, отделение себя от другого, то есть представляет собой опыт самоидентификации. Становление человека, то есть личности, по сути является процессом формирования ее самоидентичности. Концепт самоидентичности дает возможность избежать статичности и односторонности, которыми страдают рассмотренные концепции онтогенеза: одни считают, что первична врожденная психическая активность, на базе которой возникают когнитивные механизмы, адекватные для дальнейшего социального познания (Ж. Пиаже и его последователи), другие убеждены в том, что первичными являются аффективные механизмы,
которые формируются прижизненно в процессе социального взаимодействия (Л.С. Выготский, Н.И. Лисина). Мы считаем, что развитие личности основано на врожденных аффективных механизмах (имитации и эмпатии), функционирование которых возможно только при условии задействованной системы знаков культуры, самоидентификации (аффективно-когнитивной) с иным. В отличие от Э. Эриксона, который рассматривал консолидацию Я-идентичности как происходящую бессознательно в процессе общения, мы считаем, что она охватывает все уровни психики и все компоненты человеческой личности. Механизм самоидентификации в процессе социализации/инкультурации можно представить так: подражание/эмпатия - различение себя с иным/обособление от других - узнавание/идеализация - понимание/применение универсального в конкретной жизненной ситуации.
Литература
1. Аверьянов Л.Я. Порог социализации. [Электронный ресурс]. - ЦРТ: http://sbiblio.com/biblio/archive/ ауег_роп^/ poisk5_10.aspx.
2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / пер. с англ. Н.М. Падалко. - М.: Класс, 1998. - 80 с.
3. Волынская Л.Б. Динамика социокультурной адаптации личности: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2009. - 36 с.
4. Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
5. Кляйн М. Ненависть, зависть, любовь, сочувствие. -М.: Астер-Х, 2012. - 116 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. -456 с.
7. Рубинштейн С.Л. Жизненный путь личности. -СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
8. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
9. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический Проект, 2007. - 479 с.
10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С. 172-181.
11. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.
12. Якобони М. Отражаясь в людях: почему мы понимаем друг друга / пер. с англ. Л. Мотылев. - М.: Юнайтед Пресс, 2011. - 366 с.
Мазур Любовь Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов, e-mail: lyubovmazur@mail.ru.
Mazur Lyubov Ivanovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of philosophy, National University «Lvov Polytechnic», Lvov, e-mail: lyubovmazur@ mail.ru.
УДК 316.752 © М.К. Гайдай, Ю.Р. Герасимова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
В статье рассмотрено мнение осужденных к лишению свободы по вопросам ценности человеческих качеств, смысла жизни и его слагаемых, взглядов на будущее.
Ключевые слова: ценности, осужденные, пенитенциарное учреждение, смысл жизни.
M.K. Gaidai, Yu.R. Gerasimova
THE VALUE SYSTEM OF CONVICTS
The article discusses the opinions of convicts concerning the issues ofpersonal features ’ value, sense of life and its components and their views on future life.
Keywords: values, convicts, penitentiary institution, sense of life.
Одним из важных средств социальной регуляции человеческой деятельности выступают ценности - основные принципы, которые определяют отношение индивида и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления. Ценности являются ориентирами человека в его жизнедеятельности. Однако социальная действительность, а также и сам человек подвержены постоянному развитию, изменению. С течением времени изменяется и цен-
ностная направленность человека. Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в конце прошлого - начале нынешнего тысячелетия: смена политической власти, переориентация экономики на рыночные отношения, разгосударствление и приватизация, повлекли за собой новые ценностные ориентиры. Однако адаптироваться к новым социальным реалиям смогли далеко не все, что вызвало расслоение населения страны по доходам, резкое различие в