Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ / ФАЗЫ ДЕБРИФИНГА / ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ / ЭЛЕМЕНТЫ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ / YOUNGER SCHOOL AGE / ANXIETY PREVENTION / PSYCHOLOGICAL DEBRIEFING / DEBRIEFING PHASES / ART THERAPY TECHNIQUES / ELEMENTS OF COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазкова Татьяна Владимировна

Статья посвящена проблеме тревожности обучающихся младшего школьного возраста и возможности психологического дебрифинга как средства ее профилактики. На основе использования диагностического комплекса, включающего методику «CMAS» в адаптации А.М. Прихожан, Методику диагностики уровня школьной тревожности (Филлипс), проективные тесты «Кактус» (М.А. Панфилова) и «Выбери лицо» (Р. Тэммпл и др.), осуществлен анализ актуального состояния тревожности младших школьников и выявлено, что большинство обучающихся относятся к повышенному уровню тревожности и нуждаются в профилактической помощи психолога. Экспериментальная апробация и сравнительный анализ эффективности альтернативных программ дебрифинга профилактики тревожности у младших школьников позволил обосновать возможность использования дебрифинга как средства профилактики и сформулировать рекомендации, по организации пространства, режима работы и используемым методам в том числе: необходимость использования в качестве основы дебрифинга арт-терапии и проективных техник, а также элементов когнитивноповеденческой терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DEBRIEFING AS A MEANS OF PREVENTING ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the problem of anxiety in primary school students and the possibility of psychological debriefing as a means of its prevention. Based on the use of the diagnostic complex, the anxiety of younger schoolchildren was measured and it was revealed that most of them need special preventive help from a psychologist. Experimental testing and comparative analysis of the effectiveness of alternative programs for debriefing prevention of anxiety in primary school children allowed us to formulate recommendations on the organization of space, work mode and methods used, including: the need to use art therapy and projective techniques as the basis for debriefing, as well as elements of cognitive behavioral therapy.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Психологический дебрифинг как средство профилактики тревожности в младшем школьном возрасте

Глазкова Татьяна Владимировна,

канд. пед. наук, руководитель центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования» E-mail: t.glazkova@iro38.ru

Статья посвящена проблеме тревожности обучающихся младшего школьного возраста и возможности психологического дебрифинга как средства ее профилактики. На основе использования диагностического комплекса, включающего методику «CMAS» в адаптации А.М. Прихожан, Методику диагностики уровня школьной тревожности (Филлипс), проективные тесты «Кактус» (М.А. Панфилова) и «Выбери лицо» (Р. Тэммпл и др.), осуществлен анализ актуального состояния тревожности младших школьников и выявлено, что большинство обучающихся относятся к повышенному уровню тревожности и нуждаются в профилактической помощи психолога. Экспериментальная апробация и сравнительный анализ эффективности альтернативных программ дебрифинга профилактики тревожности у младших школьников позволил обосновать возможность использования дебрифинга как средства профилактики и сформулировать рекомендации, по организации пространства, режима работы и используемым методам в том числе: необходимость использования в качестве основы дебрифинга арт-терапии и проективных техник, а также элементов когнитивно-поведенческой терапии.

Ключевые слова. Младший школьный возраст, профилактика тревожности, психологический дебрифинг, фазы дебрифинга, техники арт-терапии, элементы когнитивно-поведенческой терапии.

о с

CJ

см о см

Одной из актуальных проблем современной педагогической психологии, требующих оперативного разрешения, является проблема тревожности в младшем школьном возрасте, что отмечается как в статистических отчетах, так и в исследованиях психологов [3], педагогов [2], медицинских работников [4] и других специалистов, связанных со школьным образованием. При этом тревожность школьника как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности» [11] выступает как многомерная проблема, оказывающая деструктивное влияние как на психическое, так и на соматическое здоровье ребенка; трансформирующая мотивы успеха, творчества, самораскрытия обучающегося в мотивы избегания неудач, вызывающая снижение самооценки и уровня притязаний; ухудшающая работу интеллектуальной сферы школьника, что в конечном итоге негативно влияет на эффективность учебной деятельности [4], [6], [12], [14].

В связи с этим в психологии ведется поиск эффективных психолого-педагогических средств профилактики и коррекции тревожности в младшем школьном возрасте [2], [3], [7], [8], однако наработанная методическая база пока еще не достаточна и требует поиска, обоснования и апробации новых разработок в этой области.

Как показал анализ психолого-педагогических исследований на современном этапе для решения психолого-педагогических проблем в образовании все более активно используется дебрифинг, изначально возникший как метод экстренной психологической помощи группам людей, совместно пережившим экстремальные условия [1], [13]. Психологический дебрифинг - это кризисное вмешательство для ослабления и предупреждения у людей, которые находятся в экстремальной ситуации, стрессовой реакции [10]. Психологическая эффективность дебрифинга вызвала широкое распространение этого метода в разных сферах практической психологии, в том числе и в образовании [5], [6]. С учетом того, что дебрифинг, с одной стороны, конструктивно ориентирован на снижение тревожности как симптом психологической травмы и показал свою эффективность; с другой стороны, не имеет возрастных ограничений (легко адаптируется для детского возраста), можно предположить, что дебрифинг применим для профи-

лактики тревожности в младшем школьном возрасте.

В связи с этим в течение 2015-2019 гг. на базе кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Иркутского университета было проведено исследование, направленное на разрешение проблемы профилактики тревожности в младшем школьном возрасте. Объектом и предметом исследования соответственно выступили тревожность младшего школьника и дебри-финг как средство ее профилактики; цель исследования заключалась в обоснование эффективности дебрифинга, адаптированного для профилактики тревожности в младшем школьном возрасте. Диагностический инструментарий включал в качестве базовых методику «Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS)» в адаптации А.М. Прихожан и тест «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)»; дополнительно для выборочной детализации результатов использовались «Методика «Кактус» (М.А. Панфилова)» и Тест «Выбери лицо» (Р. Тэммпл и др.). К проведению исследования привлекались психологи и учителя из школ г. Иркутска, всего было обследовано 428 обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет. Исследование традиционно включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностика тревожности на выборке младших школьников для получения репрезентативной кар-тинны и эмпирического обоснования актуальности проблемы тревожности младших школьников. В целом диагностические картины, полученные с помощью разных методик, не имели значимых рассогласований, что повышает достоверность результатов.

При анализе результатов, полученных с помощью Шкалы явной тревожности (CMAS) не учитывались результаты с высокими показателями по шкале социальной желательности (более 9 баллов). Таких ответов было 2,8% от общей выборки. Этих детей также можно отнести к «тревожным», но так как балл этой тревожности был искажен, то для «чистоты» исследования эти данные не учитывались. По уровням тревожности обучающиеся распределились следующим образом: обучающихся с низким уровнем тревожности выявилось 2% от общей выборки; обучающихся с высоким уровне тревожности - 7,4%. Большая часть школьников демонстрировала средний уровень тревожности - 90,6%, однако детальный анализ группы средних значений показал, что около 70% этих значений занимают пограничные положения с высоким уровнем тревожности и периодически ситуационно смещаться на высокий уровень, что позволяет оценить эту группу как группу риска.

Для детализации значений использовалась методика Филлипса, так как в этой методике можно оценить не только высокий, но и повышенный уровень тревожности. Были получены следующие

результаты: количество испытуемых, не имеющих завышенных значений по тревожности - 3,9%, что соизмеримо с результатами предыдущей методики; значения по уровню высокой тревожности совпали с результатами предыдущей методики -7,4%; при этом 88% выборки отнесены к повышенному уровню тревожности. Таким образом методика Филлипса подтвердила, что большинство обучающихся, с одной стороны, относимы к норме, с другой стороны, имеют пограничные завышенные значения тревожности. Кроме того, сравнение результатов методики Филлипса (школьная тревожность) и Шкалы явной тревожности (тревожность как устойчивое свойство школьника) дают основание констатировать, что большая часть тревожности школьников (условно 88% из 90,6%) связана именно со школьным стрессом. Выборочно были использованы «Методика «Кактус» (М.А. Панфилова)» и «Выбери лицо» (Р. Тэммпл и др.) для детей, испытавших сложности при работе с базовыми тестами, что позволило дополнить результаты.

Так как первый этап исследования показал, что подавляющее большинство детей относимы к норме, но имеют пограничные значения и, соответственно, риск перехода в категорию «критически тревожных», то на втором, формирующем, этапе исследования осуществлялась адаптация метода дебрифинга как средства именно профилактики тревожности у младших школьников.

Суть дебрифинга заключается в получении адаптивной реакции от школьников в условиях конфиденциальности и безопасности, то есть дать возможность поделиться впечатлениями, связанными с событиями, повлекшими стресс. Получая возможность почувствовать сопричастность к одноклассникам, пережившим ту же ситуацию, у школьников снижается внутреннее напряжение, так как снижается ощущение ненормальности и уникальности собственной реакции, чувств и мыслей ([10], [13]). В режиме групповой работы, учащиеся получают поддержку от других членов группы.

Целью и итогом дебрифинга является снижение вероятности осложнений после пережитого стресса [13]. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- «проработка» впечатлений, реакций и чувств;

- когнитивная организация переживаемого опыта посредством понимания структуры и смысла происшедших событий, реакций на них;

- уменьшение индивидуального и группового напряжения;

- уменьшение ощущения уникальности и ненормальности собственных реакций;

- мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания;

- подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем;

- определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости [10].

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

К проведению дебрифинга нет жестких инструкций, но есть рекомендации, которые обязательно выполнялись в нашем исследовании. Важно, чтобы дебрифинг проводился в комфортном месте и не вызывал ассоциаций со стрессорами, это может быть кабинет психологической разгрузки, актовый зал, ряд встреч проводились на природе; важно равнозначное расположение участников (тренинговый круг, круглый стол), при этом желательно, чтобы центр круга не оставался пустым, а был занят объектом, вызывающим положительные эмоции (цветы, большие игрушки), так как пустота в центре круга повышает тревожность участников; оптимальной является группа от 10 до 16 человек, продолжительность соотносима с продолжительностью школьного урока, количество встреч 1 или 2 раза в неделю, желательно в конце недели.

Дебрифинг включает три части и семь отчетливо выраженных фаз:

- часть I - проработка чувств и оценка интенсивности стресса у участников (вводная фаза, фаза фактов, фаза мыслей и фаза реагирования);

- часть II - обсуждение симптомов, обеспечение поддержки (фаза симптомов и фаза завершения).

- часть III - мобилизация ресурсов, информирование и прогнозирование (фаза реадаптации). На втором этапе были сформированы 12 групп

численностью от 12 до 16 человек, из них 6 групп -контрольные и 6 - экспериментальные, в них реа-лизовывались альтернативные программы дебрифинга, отличающиеся конструктивными особенностями для выявления наиболее эффективных из них. В результате на основе сравнения эффективности этих программ была подготовлена итоговая эффективная модель дебрифинга. В целом дебрифинг строился в соответствии с традиционными правилами, которые широко представлены в литературе. Далее будут описаны только те особенности дебрифинга, которые не являются традиционными и оказались наиболее значимыми для профилактических целей.

Прежде всего, было установлено, что общую основу дебрифинга для младших школьников должны составлять технологии арт-терапевтические[9] и проективные, так как работа непосредственно со стрессовыми ситуациями часто дает обратный результат, усиливая негативные эмоциональные переживания. Например, на фазе фактов ведущий не обращается непосредственно к реальными стрессовым ситуациям детей, а задает арт-те-рапевтический образ, например, ситуацию взаимодействия Буратино с Мальвина - учителем. Используя традиционные для дебрифинга приемы, но «сказочную» ситуацию ведущий решает задачи профилактики тревожности, но в виртуальной ска-5 зочной, безопасной для школьника среде. В про-о цессе работы дети проецируют собственные нега-^ тивные переживания, понимают, что аналогичные S ситуации происходили и с Буратино и - это нор-Ü мально, вербализуют свои переживания и таким

образом принимают их, что снижает вероятность травм, моделируют собственное продуктивное поведение и защиты. Механизмы арт-терапии при этом снижают тревожные состояния школьников. Фрагмент из сказки Буратино, может быть просмотрен в форме видео, прочитан ведущим, представлен в виде театрализованного действия и др. На перовом и втором этапах дебрифинга можно рекомендовать элементы когнитивно-поведенческой терапии, адаптированные к возрасту, в частности технику «Ресинтез критических жизненных событий», но применительно к арт-образу и при этом важно пройти по всем этапам ресинтеза.

В аспекте организации дебрифинга было установлено следующее: эффективность профилактики тревожности повышается, если участники группы уже заранее знакомы и относятся друг к другу позитивно (уровень референтности группы не менее 60-70%). Кроме того, для школьников, демонстрирующих симптомы острых стрессовых реакций, необходимы индивидуальные встречи и возможно переход на коррекцию тревожности, а в особых случаях ПТСР.

На третьем, контрольном, этапе подводились итоги апробации программ дебрифинга. С использованием тех же диагностических методик было установлено, что в экспериментальных группах наблюдается снижение тревожности, увеличивается «дистанция» между показателями тревожности и пограничными показателями уровня высокой тревожности, т.е. оставаясь в границах среднего уровня тревожности обучающиеся выходили из группы риска; таких учащихся по разным программам дебрифинга было от 42 до 68%. В то же время в контрольных группах около 3% обучающихся группы риска перешло на уровень высокой тревожности. Количество обучающихся, относимых к высокому и низкому уровню тревожности, в экспериментальных группах в среднем не изменилось, в то время как в контрольной высокотревожных детей стало на 3% больше, а детей с низкой тревожностью на 2,4% меньше. Это говорит, с одной стороны, о том, что программы профилактического дебрифинга дают хорошие результаты, с другой стороны, дети, не получившие помощи психолога (контрольные группы) демонстрируют негативную динамику показателей тревожности, особенно это было заметно в конце учебного года.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Большинство детей младшего школьного возраста находится в группе риска критического повышения тревожности и нуждается в профилактической поддержке психолога.

Психологический дебрифинг является эффективным средством профилактики тревожности в младшем школьном возрасте при выполнении ряда условий:

- содержанием работы в рамках дебрифинга должны быть не реальные стрессы школьников, а игровые ситуации и образы, позволяющие обсуждать реальные стрессы опосредо-

ванно по принципам психологическом проекции;

- технологически в основу психологической деятельности в рамках дибрифинга должны быть положены принципы и техники арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии;

- организационно работа должна проводится в группах с высоким уровнем референтности, в количестве 10-16 человек, не реже 1 или 2 раз в неделю и желательно в конце недели (возможно усиление частоты встреч к концу учебного года).

В настоящее время продолжается тематика данного исследования по следующим направлениям: расширение технологического арсенала работы психолога, включение родителей младших школьников в работу дебрифинга, поиск онлайн методов исследования с учетом режима пандемии.

Литература

1. Арпентьева М.Р. Дебрифинг в работе с военным стрессом // Инвалиды и общество. 2015. № 2 (15). С. 42-49.

2. Балашова Н.А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности младшего школьника во взаимодействии с семьей. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 3. С. 249252.

3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: автореф. дис... канд. психол. наук: 13.00.07. Томск. 1996. 36 с.

4. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4 (82). С. 56-60.

5. Евсюкова Т.А., Козлова Н.А. Дебрифинг на уроках в начальной школе - основа для активного обучения // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее / сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Ярославль. 2018. С. 119-122.

6. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук: 13.00.07. М. 2005. 22 с.

7. Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников // Северо-кавказский психологический вестник. 2009. Т. 7. № 2. С. 42-46.

8. Ибрагимова Э.С. Предупреждение тревожности младших школьников в условиях дагестанских школ // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. № 2 (15). С. 61-64.

9. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Сочинение сказки как диагностический прием исследования уровня тревожности младших школьни-

ков // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 118-123.

10. Конторович В.А. Психологический дебрифинг как одна из форм помощи вскоре после участия в кризисной ситуации. Особенности проявления посттравматического стрессоового расстройства у военнослужащих - участников боевых действий и членов их семей. // Стратегия психологической помощи: Сборник статей. - г. Ростов- на-Дону, 2001. - 97 с.

11. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. с 120.

12. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 39-51.

13. Ремеева А.Ф., Голубева С.Н. Дебрифинг стресса критического инцидента как метод работы с последствиями коллективной психической травмы // Взаимодействие науки и бизнеса. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. М. 2015. С. 202-205.

14. Соболева Л. Г., Новак Т.М., Шаршако-ва Т.М. Оценка уровня тревожности детей школьного возраста г. Гомеля // Проблемы здоровья и экологии. 2013. № 5. С. 123-128.

PSYCHOLOGICAL DEBRIEFING AS A MEANS OF PREVENTING ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL AGE

Glazkova T.V.

Institute of education development

The article is devoted to the problem of anxiety in primary school students and the possibility of psychological debriefing as a means of its prevention. Based on the use of the diagnostic complex, the anxiety of younger schoolchildren was measured and it was revealed that most of them need special preventive help from a psychologist. Experimental testing and comparative analysis of the effectiveness of alternative programs for debriefing prevention of anxiety in primary school children allowed us to formulate recommendations on the organization of space, work mode and methods used, including: the need to use art therapy and projective techniques as the basis for debriefing, as well as elements of cognitive behavioral therapy.

Keywords: younger school age, anxiety prevention, psychological debriefing, debriefing phases, art therapy techniques, elements of cognitive-behavioral therapy.

References

1. Arpentiev M.R. Debriefing in dealing with military stress // the Disabled and society. 2015. No. 2 (15). P. 42-49.

2. Balashova N.A. The content of the activity of a teacher on the correction of anxiety of a younger schoolchild in interaction with the family. // Bulletin of the Pyatigorsk State Linguistic University. 2010. No. 3. P. 249-252.

3. Brel E. Yu. Socio-psychological factors of anxiety formation in younger schoolchildren and ways of its prevention and correction: author's thesis. the course of studies. Sciences: 13.00.07. Tomsk. 1996. 36 p.

4. Gurov V.A. Anxiety and health of younger schoolchildren / / Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2009. No. 4 (82). P. 56-60.

5. Evsyukova T. A., Kozlova N.A. Debriefing at lessons in primary school - the basis for active learning // Science and education: preserving the past, creating the future / collection of articles of the XIV International scientific and practical Conference. Yaroslavl. 2018. P. 119-122.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

6. Zinovieva E.V. School anxiety and its connection with cognitive and personal characteristics of younger schoolchildren: author's abstract. the course of studies. Sciences: 13.00.07. M. 2005. 22 p.

7. Zinchenko E.V. The use of art therapy in the correction of anxiety in younger schoolchildren / / North Caucasian psychological Bulletin. 2009. Vol. 7. No. 2. P. 42-46.

8. Ibragimova E.S. Prevention of anxiety of younger schoolchildren in the conditions of Dagestan schools / / Izvestiya Dag-estanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta. Psychological and pedagogical sciences. 2011. No. 2 (15). P. 61-64.

9. lovleva T. E., Rudomazina V.M. Composing a fairy tale as a diagnostic method for studying the level of anxiety in younger schoolchildren. Series 2: Humanities. 2012. No. 6. P. 118-123.

10. Kontorovich V.A. Psychological debriefing as one of the forms of assistance soon after participation in a crisis situation. Fea-

o d

u

CM

o

CM

tures of the manifestation of post-traumatic stress disorder in military personnel-participants of military operations and members of their families. // Strategy of psychological assistance: Collection of articles. - Rostov-on-Don, 2001. - 97 p.

11. Prikhozhan A.M. Psychology of anxiety: preschool and school age. St. Petersburg: Piter, 2009. p. 120.

12. Ratanova T. A., Likhacheva E.V. Svyaz shkolnoy anxiety with cognitive features of younger schoolchildren. 2009. Vol. 30. No. 3. P. 39-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Remeeva A. F., Golubeva S.N. Debriefing the stress of a critical incident as a method of working with the consequences of collective mental trauma. Collection of scientific articles based on the materials of the international scientific and practical conference. M. 2015. P. 202-205.

14. Soboleva L. G., Novak T.M., Sharshakova T.M. Assessment of the level of anxiety of school-age children in Gomel // Problems of health and ecology. 2013. No. 5. P. 123-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.