Научная статья на тему 'Психологический аспект работы референта'

Психологический аспект работы референта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
187
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНТ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КОНФЛИКТ / REFERENT / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL QUALITIES / CONFLICT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рябинко К. Г.

В статье рассматриваются личные и профессиональные качества, которыми должен обладать референт помощник руководителя, умение референта успешно проводить переговоры, обеспечивать в коллективе благоприятный климат и быстро и профессионально разрешать назревающие конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF WORKING REFERENT

The article considers of personal and professional qualities that should be possessed referent assistant director, the ability to successfully negotiate the referent, provide a favorable climate in the team, and quickly and professionally resolve emerging conflicts.

Текст научной работы на тему «Психологический аспект работы референта»

Литература

1. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2008. - 654 с.

2. Официальный сайт Всемирного банка: www.worldbank.org

3. Официальный сайт Свободной энциклопедии Википедия: www.wikipedia.org

4. Официальный сайт ФМС РФ: www.fms.govru

Рябинко К.Г.

Студент, Российский государственный университет туризма и сервиса ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАБОТЫ РЕФЕРЕНТА

Аннотация

В статье рассматриваются личные и профессиональные качества, которыми должен обладать референт - помощник руководителя, умение референта успешно проводить переговоры, обеспечивать в коллективе благоприятный климат и быстро и профессионально разрешать назревающие конфликты.

Ключевые слова: референт, личные качества, профессиональные качества, конфликт.

Ryabinko K.G.

Student "Moscow State University of Tourism and Service"

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF WORKING REFERENT

Abstract

The article considers of personal and professional qualities that should be possessed referent - assistant director, the ability to successfully negotiate the referent, provide a favorable climate in the team, and quickly and professionally resolve emerging conflicts.

Keywords: referent, personal qualities, professional qualities, conflict.

На современном этапе развития профессионального мира существует тенденция, характеризующаяся возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовать себя в постоянно меняющихся социальноэкономических условиях. В таких условиях ни один руководитель не может обойтись без референта - личного помощника руководителя, потому что как бы ни называлась его должность в штатном расписании, организацию неизбежно ждет «замедление» всех возможных процессов. Поэтому руководители желают видеть возле себя инициативных людей, способных принимать самостоятельные решения, не дожидаясь указания свыше. Помощник руководителя в любой сфере должен уметь быстро ориентироваться и находить решение любых проблем, также оперативно решать все поставленные перед ним задачи.

Профессия референт появилась довольно недавно, но уже широко освещена в литературных источниках. Какие обязанности должен выполнять, какими качествами должен обладать - все это уже описано довольно подробно многими авторами. Но помощники руководителя требуются на предприятия различных сфер деятельности, а каждая сфера деятельности уникальна и своеобразна, поэтому референт, как специалист, поступая на конкретную работу должен применяя знания и навыки, приобретенные ранее, адаптироваться к специфике конкретной сферы и условиям деятельности предприятия.

Профессия «референт» требует от человека высокой подготовленности, целого комплекса деловых и личных качеств, обусловленных спецификой его работы.

В современном мире работа референта отличается разнообразием выполняемых задач и потребностью их оперативного решения, быстроменяющейся ситуацией на рынке услуг и многообразием контактов, необходимостью часто вести параллельно несколько видов работ. Незаменимым является контакт референта не только с клиентами, но и с обществом в целом [1].

Работа референта - это очень важная и ответственная работа. В любой организации референт обеспечивает грамотно налаженную работу руководителя, создает условия, при которых руководитель занимается важными делами, не отвлекаясь на мелкие проблемы. Важной особенностью в работе референта является хороший деловой контакт с руководителем, умение работать в стиле руководителя [2].

Современный референт - это здравомыслящий и инициативный помощник руководителя, обладающий всеми профессиональными качествами, необходимыми для работы в офисе, принимающий решения в пределах своей компетенции и при необходимости берущий ответственность за свои решения [1].

Поэтому референт должен обладать определенными деловыми и личными качествами. К личным качествам относятся: вежливость, пунктуальность, корректность, тактичность, стрессоустойчивость, доброжелательность, инициативность, коммуникабельность.

Чтобы соответствовать современным требованиям, обозначим наиболее значимые профессиональные качества, которые необходимы для работы референту:

• иметь профессиональный имидж;

• иметь развитый интеллект;

• хорошо владеть речью и письмом;

• обладать неплохой памятью;

• знать профессиональные особенности своей профессии;

• содержать в порядке документацию, уметь правильно оформлять документы;

• соблюдать этические нормы поведения;

• квалифицированно пользоваться оргтехникой;

• уметь находить взаимопонимание с руководством, коллегами и клиентами;

• проявлять осторожность и осмотрительность в конфиденциальных вопросах[1,3].

Не маловажной является и доброжелательная атмосфера в коллективе, так как это залог успеха фирмы. Доброжелательная атмосфера создает в коллективе обстановку, способствующую работе персонала, привлекающую клиентов и партнеров. И зависит эта обстановка от референта. Естественно, что настроение и поведение референта отражаются на всех, с кем ему приходится иметь контакт. Чтобы создать благоприятный климат в коллективе необходимо соединить работу и удовольствие, почувствовать и найти те моменты, которые интересны, научиться подходить к выполнению рутинной работы с юмором. Также благоприятный климат зависит от быстрого разрешения конфликтов в коллективе. Конфликт - это наиболее острый, эмоциональный, категоричный способ разрешения противоречий. Референт должен уметь тонко подойти к проблеме и уладить ее, уметь управлять конфликтами в организации. Работа в дружественной атмосфере приносит значительно больше отдачи, чем работа в деловой, но «угрюмой» обстановке [4].

Психологический аспект имеет огромное значение в работе референта. Любая организация будет успешно выполнять поставленные ею задачи, если референт будет обладать необходимыми личными и профессиональными качествами, осуществляться свою деятельность, применяя все свои знания и навыки, полученные ранее.

Литература

1. Референт руководителя / под. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: Ось-89, 2008. - С. 16, 30.

103

2. Паблик рилейшенз. Теория и практика / Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. / под ред. С.М. Катлипа. - 8-е изд. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. - С. 44.

3. Психологические аспекты выбора секретаря-референта для современной фирмы. [Электронный ресурс] URL: http://hrm.ru/db/hrm/fd87169014e1f860c3256aab0041929b/print.html (дата обращения: 24.03.2014).

4. Энговатова О. 500 советов секретарю. - М.: Бизнес, 2006. - С. 30.

Субочева А.Д.1, Субочева О.Н.2

'Профессор, доктор социологических наук, «МАТИ» - Российский государственный Технологический Университет имени К.Э. Циолковского (Ступинский филиал); 2Профессор, доктор социологических наук, «МАТИ» - Российский государственный Технологический Университет имени К.Э. Циолковского (Ступинский филиал)

СУБЪЕКТНОСТЬ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности социологического подхода к анализу межличностных отношений, позволяющего раскрыть их управленческий потенциал в производственной организации посредством выделения ценностно-мотивационной и нормативно-регуляционной функций. Предпринято исследование влияния субъектности трудового коллектива на формирование межличностных отношений.

Ключевые слова: межличностные отношения, ценностно-мотивационная и нормативно-регуляционная функции

межличностных отношений, субъектность трудового коллектива и ее структура, управленческий потенциал межличностных отношений.

Subocheva A.D.1 , Subocheva O.N.2

'Professor, the doctor of sociological sciences, "MATT - the Russian state Technological University of name K.E. Tsiolkovsky (Stupinsky branch); 2Professor, the doctor of sociological sciences, "MATI" - the Russian state Technological University of name K.E.

Tsiolkovsky (Stupinsky branch)

SUBJECTIVITY OF LABOUR COLLECTIVE AS THE FACTOR OF FORMATION OF THE INTERPERSONAL RELATIONS IN THE PRODUCTION ORGANIZATION

Abstract

In article features of sociological approach to the analysis of the interpersonal relations, allowing to open their administrative potential in the production organization by means of allocation of valuable and motivational and standard and regulatory functions are considered. Research of influence of subjectivity of labor collective on formation of the interpersonal relations is undertaken.

Keywords: interpersonal relations, valuable and motivational and standard and regulatory functions of the interpersonal relations, subjectivity of labor collective and its structure, administrative potential of the interpersonal relations.

Проблема межличностных отношений людей на работе так или иначе волнует всех участников производства. Раскрывая содержание статусных характеристик рабочих России, Голенкова З.Т. и Игитханян Е.Д. отмечают, что «немаловажное значение в сфере трудовой деятельности респондентов имеют социальные связи, корпоративное общение («возможность быть в коллективе»). Работа рассматривается как возможность устанавливать деловые и социальные связи, совмещая выполнение служебных обязанностей с неформальным общением с людьми, объединенными родом и сферой деятельности, общим или близким образовательным статусом, схожими личными и профессиональными взглядами и интересами» [1].

В социологии накоплен определенный опыт исследования межличностных отношений. За рубежом мощным импульсом социологического изучения межличностных связей в трудовых группах послужила теория и практика «человеческих отношений» в промышленности. Историческая заслуга концепции «человеческих отношений» состоит в преодолении технократического и узкоэкономического подхода к промышленной организации и открытии социальных и психологических факторов в управлении трудовой деятельностью работников. В нашей стране глубокий пласт теоретических, методических и прикладных проблем, связанных с межличностными отношениями в обществе и в первичных трудовых коллективах, был поднят под влиянием активного применения в социологии социометрии. В результате сближения исследований в области «человеческих отношений в промышленности» и микросоциологии возникла социометрия - направление, развивающее количественный подход к внутригрупповым процессам. Социометрический метод исследования межличностных отношений людей в малых группах, разработанный известным американским ученым Дж. Морено, позволил получить ценные эмпирические данные о характере складывающихся внутри малой группы системы межличностных отношений, выявить ее структурные и динамические характеристики, определить достаточно точно положение каждого члена группы в этой системе, а также установить влияние скрытых факторов на процессы и результаты групповой деятельности. В результате социометрических исследований и рекомендаций, сделанных на их основе, удавалось в большинстве случаев улучшить социальное самочувствие работников, повысить эффективность групповой деятельности, выявить неформальных лидеров, оптимизировать социально-психологический климат.

В отечественной социологии социометрический метод дал мощный импульс к исследованию межличностных отношений в трудовых коллективах. Главной целью и ведущим мотивом таких исследований, проводившихся на основе марксисткой теории, являлась идея о коллективе как такой общности людей, которая создает условия для гармонического развития человека.

В 90-х годах отечественные исследователи обращают внимание на повышение роли и значения межличностных отношений в управленческой деятельности. Практически все, кто следил за развитием производственных отношений, отмечали гипертрофированную роль межличностных отношений в формировании институтов собственности. Ведущие политтехнологи признали, что итогом макросоциальных и макроэкономических преобразований стало десятилетнее господство неформальных связей над правовыми институтами. В производственных организациях межличностные отношения становились связующим звеном между разочаровавшимися людьми и в тоже время были катализаторами мощных трудовых конфликтов. Такая ситуация объяснялась тем, что в условиях нарушения прежних социальных отношений, деформирования структуры социально-правовых норм, существенно возрастает роль межличностных отношений в качестве регулятора общественной жизни, рычагов воздействия на общественные отношения.

Социология в силу комплексного, системного характера своих исследований открывает широкие возможности для изучения межличностных отношений, их места и роли в социальных системах разного уровня: для определения влияния на них различных факторов. Наиболее плодотворной, на наш взгляд, является социологический подход в исследовании межличностных отношений в трудовых коллективах, в соответствии с которым они рассматриваются как связи между членами коллектива как личностями, выполняющие ценностно-мотивационную и нормативно-регуляционную функции. Первая функция раскрывает значение этих отношений как ценностей, овладение которыми позволяет людям удовлетворять социальные потребности в общении, признании и уважении, в принадлежности к группе, в персонализации. Вторая функция характеризует межличностные отношения как социальное явление, которое наряду с другими социальными институтами задает определенные нормы общения и деятельности и таким образом регулирует жизнедеятельность коллектива и его членов. Применение такого подхода к

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.