Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1592
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ДЕТСКИЕ СТРАХИ / CHILDREN''S FEARS / СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА / FEAR OF LONELINESS / СТРАХ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ / FEAR OF FAIRY TALE CHARACTERS / ШКОЛЬНЫЕ СТРАХИ / SCHOOL FEARS / СТРАХ НАКАЗАНИЯ / FEAR OF PUNISHMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ / SOCIAL FEARS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочетова Ю.А.

Автором статьи представлен психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста - 5-6 и 6-7 лет. Эмпирическое исследование проводилось с использованием теста А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) и проективного рисуночного теста «Нарисуй свой страх». Выборку исследования составили 130 детей из старшей группы (от 5,1 - 6 лет) и 120 детей подготовительной группы (6,2 - 7 лет). Был проведен содержательный анализ страхов детей старшего дошкольного возраста - выявлены ведущие типы страхов, описана специфика и их содержание. Автор представил результаты свидетельствующие о том, что страхи современных детей имеют возрастные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества (снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению и прочее). Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению, следовательно, страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Кочетова Ю.А. ©

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология», ФГБОУ ВО Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Аннотация

Автором статьи представлен психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста - 5-6 и 6-7 лет. Эмпирическое исследование проводилось с использованием теста А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) и проективного рисуночного теста «Нарисуй свой страх». Выборку исследования составили 130 детей из старшей группы (от 5,1 - 6 лет) и 120 детей подготовительной группы (6,2 - 7 лет). Был проведен содержательный анализ страхов детей старшего дошкольного возраста - выявлены ведущие типы страхов, описана специфика и их содержание. Автор представил результаты свидетельствующие о том, что страхи современных детей имеют возрастные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества (снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению и прочее). Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению, следовательно, страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни.

Ключевые слова: дошкольный возраст, детские страхи, страх одиночества, страх сказочных персонажей, школьные страхи, страх наказания, социальные страхи.

Keywords: preschool age, children's fears, fear of loneliness, fear of fairy tale characters, school fears, fear of punishment, social fears.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова [7]. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены [1]. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений приходятся на середину XX века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду [3]. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов и прочее (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Лебединский и др.) [4; 8].

Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических страхов и фобий у взрослых, большое внимание уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж.Келли, Ч. Спилбергер, К. Хорни и др.) [11].

Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, 2009) [2]. Страхи чеченских детей, переживших военные действия, имеют специфические особенности, обусловленные социокультурной ситуацией (И.А. Бурлакова, Л.А. Ибахаджиева, 2009) [5].

© Кочетова Ю.А., 2016 г.

Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную жизнь, социальное неравенство в школе, вызывающее раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка [6].

Перечисленные причины обуславливают необходимость получения современных данных о содержании, форме проявления, возрастной динамике детских страхов.

В рамках данного исследования изучались особенности возникновения и содержания страхов у современных детей старшего дошкольного возраста, их сравнительный анализ.

Цель исследования: выявить особенности страхов современных детей шестого и седьмого года жизни.

В процессе исследования была поставлена задача выявления, а далее и сопоставления страхов у детей 5-6 лет и 6-7 лет (в том числе и их содержательные характеристики).

Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.

Общая гипотеза исследования: страхи современных детей имеют возрастные различия, обусловленные изменениями в социокультурной среде российского общества (снижение возраста начала обучения в школе, повышение требований к готовности ребенка к школьному обучению и прочее).

Частные гипотезы:

1. Существуют типы и виды страхов, которые у детей шестого и седьмого года жизни проявляются с различной частотой.

2. Дошкольный возраст воспринимается в настоящее время как этап подготовки ребенка к школьному обучению. Поэтому страхи, свойственные детям младшего школьного возраста, становятся актуальными для детей шестого и седьмого года жизни.

Методы исследования

Констатирующий эксперимент проводился с использованием теста А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) [9] и проективного рисуночного теста «Нарисуй свой страх», который позволяющий дать качественный анализ детских страхов. Также были использованы методы статистического анализа полученных данных с помощью статистического пакета SPSS.

Характеристика выборки исследования. В исследовании принимали участие 130 детей ДОУ г. Москвы из старшей группы (от 5,1 - 6 лет) и 120 детей подготовительной группы (6,2 - 7 лет). Для формирования выборки испытуемых использовалась процедура случайного выбора. В результате анализа выяснилось, что две выборки (дети 5-6 и 6-7 лет) равнозначны по соотношению мальчиков и девочек (ф*эмп = 1,62 ф*кр. £ 1,64 (р < 0,05), возрастной критерий можно использовать в качестве независимой переменной при разделении выборки на группы 0омп= 25,9, ^р=1.96 при p<0,05 и ^р=2,58 при p<0,01).

Описание результатов исследования

Теоретический анализ литературы, а также полученные теоретические данные позволили выделить типы и виды страхов:

• «Архаические страхи» (огня, животных, темноты, воды, стихии и др.),

• «Пространственные страхи» (открытых площадей, замкнутых пространств, глубины, высоты).

• «Социальные страхи» (нападения, войны, уколов, врачей, заболеть и др.).

• «Витальные страхи» (боли, крови, неожиданных звуков, смерти, смерти родителей и

др.).

• «Школьные страхи» (опоздания в школу или д/сад, наказания, получить плохую оценку, страх не выполнить задание).

• «Магические страхи» (одиночества (в том числе психологического), чужих людей, сказочных персонажей, страх перед засыпанием, страшных снов и др.).

Анализ всей выборки детей показал, что ведущими страхами современных старших дошкольников можно считать «магические страхи» (31,74%). Такие результаты совпадают с данными в исследованиях детских страхов А.И. Захарова. Следующие по частоте встречаемости - «школьные страхи» (18,93%) и «социальные страхи» (17, 61%), которые не являются типичными для детей дошкольного возраста. С точки зрения многих авторов, такие страхи распространены среди детей младшего и старшего школьного возраста (А. И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.)

Анализ особенностей страхов в выборке детей 5-6 лет В результате проведения методики А.И. Захарова «Страхи в домиках» дети 5-6 лет поделились на две группы - с нормативным (группа 1) и повышенным (группа 2) уровнем страха. Распределение средних значений и среднего квадратичного отклонения представлено в таблице (рис. 1).

Группа Уровень страха Количество детей (%)

Группа 1 возрастная норма (46,9%)

Группа 2 повышенный уровень страха (53,1%).

Рис. 1. Количество детей 5-6 лет с нормативным и повышенным уровнями страха

Анализ данных показал, что из всей выборки более половины детей имеют повышенный уровень страхов. Данный факт свидетельствует, что для современных детей старшего дошкольного характерен повышенный уровень тревожности и страхов [10]. Как известно, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических, семейных и многих других факторов (А.И. Захаров, Л.А. Ибахаджиева) [3; 5]. Современная социальная обстановка характеризуется наличием большого числа травмирующих факторов, что, безусловно, не может не сказаться на ребенке как на самой чувствительной части социума [2].

Далее был проведен содержательный анализ страхов детей 5-6 лет с использованием проективной методики «Нарисуй свой страх». Полученные были соотнесены с данными методики А.И. Захарова «Страхи в домиках».

Рисуночный тест проводился с целью углубить понимание страхов и возможные причины их возникновения у ребенка, а также с целью дополнить качественными выводами методику А.И. Захарова «Страхи в домиках».

Данный метод использовался как наиболее информативный, так как рисование -наиболее характерная, привычная деятельность детей дошкольного возраста. В данном возрасте рисуночные методики наиболее показательны с точки зрения диагностики и интерпретации результатов. Рисунок сопровождался комментариями ребенка. Дополнительно для интерпретации использовался сводный список тестовых показателей А. Л. Венгера, предлагаемый для интерпретации проективных методик. Данные оценивались по двум параметрам: формальные показатели рисунка и пострисуночный опрос (беседа с ребенком на тему содержания рисунка).

Качественный анализ данных проективной методики «Нарисуй свой страх» позволил понять особенности и специфику страхов детей. Ниже приведена интерпретация рисунков детей 5-6 лет с повышенным уровнем страха.

Артем М. (5 лет 8 месяцев). Нажим карандаша сильно варьирует, рисунок увеличен в размере, видна небрежность в рисунке, использовал в основном темные тона, рисунок небрежно заштрихован, его формальные показатели свидетельствуют о повышенной эмоциональной лабильности, импульсивности. Нарисовал страх сказочных персонажей, страшных снов, описав его следующим образом: «Это злые монстры. Они заберут меня в пещеру и убьют. Мне это снится часто» (рис. 2).

Рис. 2. Изображение страха сказочных персонажей, Артем М. (5,8).

Анжела С. (5 лет 5 месяцев). Сильный нажим на карандаш, закрашенные глаза, агрессивное выражение лица на рисунке. Девочка изобразила доминантную фигуру мамы и в низу листа значительно уменьшенную свою фигуру. Можно констатировать страх наказания, психологического одиночества, страх не соответствовать требованиям родителя. Девочка описала рисунок следующим образом: «Я боюсь, когда меня мама ругает, когда она злая, накажет меня, когда я делаю все не так» (рис. 3).

Г\

Рис. 3. Изображение страха не соответствовать требованиям родителей, Анжела С. (5,5).

Анализ высказываний детей показывает, что дети из группы с нормальным уровнем страхов описывают свой страх односложно, констатируя его наличие, в их описании отсутствует повышенная эмоциональность и оживленность.

У детей из группы с повышенным уровнем страха в описаниях страхов присутствуют подробности, наблюдается высокая эмоциональная реакция на собственный рисунок, эти дети захвачены своим страхом и постоянно переживают его. Описание затрагивают не один

страх, а множественный, как правило, это сочетание страхов - наказания и психологического одиночества, смерти и наказания, высоты и одиночества и прочее.

Анализ рисунков детей, а также результаты методики А.И. Захарова «Страхи в домиках» позволили выделить страхи, преобладающие в группе детей 5-6 лет.

Были выделены типы и виды страхов: «архаические страхи» (огня, животных, темноты, воды, стихии и др.), «пространственные страхи» (открытых площадей, замкнутых пространств, глубины, высоты и др.), «социальные страхи» (нападения, войны, уколов, врачей, заболеть и др.), «витальные страхи» (боли, крови, неожиданных звуков, смерти, смерти родителей и др.), «школьные страхи» (опоздания в школу или д/сад, наказания, получить плохую оценку, страх не выполнить задание), «магические страхи» (одиночества -в том числе психологического, чужих людей, сказочных персонажей, страх перед засыпанием, страшных снов и др.).

Таким образом, в группе детей 5-6 лет с повышенным уровнем страхов характерно наличие следующих страхов:

• «магические страхи» (одиночества, в том числе и психологического, страх сказочных персонажей) - 47,6 %;

• «школьные страхи» (наказания, опоздания, страх не соответствовать требованиям родителей) - 20,3 %;

• «социальные страхи» (нападения, террористов, войны, врачей и др.) - 13%.

Следует отметить, что в исследованиях страхов детей данного возраста А.И. Захаров

выделяет типичную триаду страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства [1]. На основании данных, полученных в нашем исследовании, можно констатировать, что у современных старших дошкольников сохраняются типичные для данного возраста страхи психологического одиночества и сказочных персонажей. Страх темноты встречается, но у небольшого числа детей, страх замкнутых пространств у детей данного возраста не обнаружен. Появляются новые страхи, не типичные для данного возраста и не выделяемые А.И. Захаровым. К ним относятся страх наказания, страх не соответствовать требованиям родителей, страх опоздания, а также «социальные страхи» - нападения, войны.

Такие результаты весьма показательны с точки зрения развития современного общества. В дошкольном возрасте на первый план выступает необходимость подготовки ребенка к школьному обучению. Родители проявляют по отношению к ребенку сверхтребовательность в занятиях, при этом не оставляя времени на игру. Большое значение имеет родительское внимание, которым обделены многие дети, проводящие большее количество времени с нянями, в образовательных учреждениях для дошкольников. Все эти факторы формируют для ребенка ситуацию стресса, формирую страх не соответствовать требованиям родителей, страх наказания и др.

Социально провоцируемые страхи (нападения, войны, терроризма, врачей и др.) часто являются результатом влияния СМИ: просмотра определенных передач, новостных сюжетов, фильмов ужасов и др. В случае, когда родитель позволяет просмотр таких телепередач, у ребенка формируются социальные страхи. Поэтому важно то, как родители опосредуют информацию из окружающей среды, предупреждая или усиливая страхи социокультурного характера. Также имеют значение те события, которые происходят в самой семье и то, как родитель сообщает о них ребенку. Например, смерть близкого человека - тяжелое событие в жизни ребенка, и при неверном подходе к этой ситуации со стороны родителей у ребенка могут возникнуть страхи разного характера.

Сравнительный анализ двух групп детей 5-6 летнего возраста позволил констатировать, что среди детей с нормативным уровнем страха ведущими являются: «архаические страхи» (темноты, животных, стихии, огня, воды); «социальные страхи» (нападения, войны, уколов, врачей, заболеть и др.); «магические страхи» (сказочных персонажей, страшных снов, психологического одиночества и др.); выделяются рисунки, на которых отсутствует предмет страха, а среди детей с повышенным уровнем страхов характерно наличие следующих ведущих страхов: «магические страхи» (одиночества, в том

числе и психологического, страх сказочных персонажей); «школьные страхи» (наказания, опоздания, страх не соответствовать требованиям родителей); «социальные страхи» (нападения, террористов, войны, врачей и др.).

Анализ особенностей страхов в выборке детей 6-7 лет Следуя логике исследования, также были проанализированы страхи детей 6-7 лет. На первом этапе была проведена методика А.И. Захарова «Страхи в домиках».

В группу 3 входят дети седьмого года жизни, уровень страха которых не превышает нормативный, в группу 4 входят дети 6-7 лет, уровень страха которых превышает нормативный. Количество детей с разным уровнем страха в выборке детей 6-7 лет представлено в таблице (рис. 4)

Группа Уровень страха Количество детей (%)

Группа 3 возрастная норма (40%)

Группа 4 повышенный уровень страха (60%).

Рис. 4. Количество детей 6-7 лет с нормативными и повышенным уровнями страха

Использование критерия Стьюдента для определения статистической достоверности полученных внутри выборки различий по уровню страха позволило сделать вывод, что дети 6-7 лет в группе 3 и группе 4 достоверно различаются по уровню страха (1;эмп = 28,2 при р<0,01).

Таким образом, результаты анализа данных показали, что среди детей 6-7 лет чаще встречаются дети с повышенным уровнем страха. По-видимому, такие результаты связаны с тем, что психика ребенка очень чувствительна к воздействию внешней среды. Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности.

Далее был проведен содержательный анализ страхов детей седьмого года жизни благодаря интерпретации методики «Нарисуй свой страх». Полученные данные были соотнесены с результатами методики А.И. Захарова «Страхи в домиках». Анализ данных показал, что те группы страхов, которые были выделены в методике А.И. Захарова в качестве ведущих, нашли свое отражение в проективном рисунке, раскрыв содержание ведущего страха. В результате интерпретации рисунков удалось провести качественный анализ детских страхов, сравнить страхи детей 6-7 лет из группы 3 и группы 4.

В группе детей седьмого года жизни с повышенным уровнем страха, были сделаны следующие рисунки и их описания:

Лиза Н. (6 лет 9 месяцев). На рисунке наблюдается большое количество разнообразных деталей, сильный нажим на карандаш, наличие множественной штриховки. Ребенок дал следующее описание рисунка: «Это взрывы и война. Все бегут в укрытие, но все равно их убьет бомба, я такое уже видела по телевизору». Присутствует страх войны и нападения, страх смерти (рис 5).

Рис.5. Изображение страха смерти, нападения, Лиза Н. (6,9).

Марьям Е. (6 лет 6 месяцев). В целом на рисунке девочки мы можем выделить два типа страхов: страх не соответствовать требованием родителей (страх получить плохую оценку); страх смерти (страх бездомных собак, страх быть сбитой машиной). Страх не соответствовать требованиям родителей в данном случае является ведущим (рис. 6).

Рис. 6. Изображение страха получить плохую оценку, не соответсвовать требованиям

родителей, Марьям Е. (6,6).

Анализ рисунков детей с нормативным уровнем страха показал, что на них практически отсутствуют признаки тревожности, неблагополучия в эмоциональной сфере. Дети изображают в качестве предмета страха типичные для данного возраста объекты, связанные с недавними событиями в жизни ребенка (страх врачей, уколов, страшных снов и др).

Рисунки детей с повышенным уровнем страхов сопровождаются признаками повышенной эмоциональной напряженностью, импульсивностью, высоким уровнем тревоги. Также встречаются признаки эмоциональной лабильности, недостаточной уверенности в

себе, низкого психомоторного тонуса и астении. В рисунках встречается изображение страха наказания, опоздания, страха не соответствовать требованиям родителей, страха смерти и смерти родителей, психологического одиночества. Также (в отличие от рисунков детей 5-7 лет) встречаются рисунки с изображением страха несоответствия требованиям воспитателя, а также страха отвержения сверстниками.

На протяжении периода 6-7 лет остаются актуальными «социальные страхи». Детьми изображаются бандиты, война, нападения. Данный страх не является типичным для данного возраста, но является актуальным для современных детей старшего дошкольного возраста. Детские комментарии рисунков с изображением «социальных страхов», свидетельствуют о том, что расширение списка страшных объектов, изображаемых на рисунках, обусловлено широким распространением и доступностью средств массовой информации: дошкольникам доступны игры на компьютере, носящие агрессивный характер, дети не ограничены от просмотра страшных телепередач и фильмов ужасов.

Анализ рисунков детей, а также результаты методики А.И. Захарова «Страхи в домиках» позволили выделить страхи, преобладающие в группе детей седьмого года жизни:

• «Школьные страхи» (опоздания, наказания, нападения, страх отвержения со стороны сверстников) - 31,69 %;

• «Витальные страхи» (страх смерти, крови, смерти родителей) - 25,3 %;

• «Магические страхи» (страх психологического одиночества, сказочных персонажей, страшных снов и др.) - 20,25%.

Для сравнения полученных данных с результатами, приведенными в исследованиях детских страхов А.И. Захарова, обратимся к некоторым данным, касающимся возрастных особенностей страхов детей 6-7 лет [1]. В исследованиях А.И. Захарова центральное место у детей этого возраста занимает страх смерти. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей. Максимально представлен страх животных, сказочных персонажей, страх глубины, страх огня, пожара, войны.

По результатам нашего исследования центральное место у современных детей старшего дошкольного возраста занимают «школьные страхи» - страх не соответствовать требованиям родителей, страх наказания, опоздания. Совпадают данные, касающиеся наличия страха смерти и смерти родителей, страха сказочных персонажей.

Для определения статистической достоверности в разнице частоты встречаемости ведущего типа страхов у детей седьмого года жизни с нормативным и повышенным уровнями страха использовался критерий Фишера. Можно сделать вывод, что среди детей седьмого года жизни с повышенным уровнем страха чаще встречаются «школьные страхи» и «витальные страхи», нежели у детей с нормативным уровнем страха. Для детей седьмого года жизни с нормативным уровнем страха наиболее характерны «архаические страхи» и «социальные страхи».

Сравнительный анализ страхов детей 5-6 лет и детей 6-7 лет

Проводя сравнительный анализ уровня и содержания страхов среди детей старшего дошкольного возраста, было исследовано содержание страхов во всей выборке дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различия в содержании страхов у детей шестого и седьмого года жизни в зависимости от уровня страхов:

• для детей 5-6 лет с нормативным уровнем страхов свойственны «социальные страхи», в отличие от такой же группы детей 6-7 лет;

• «магические страхи» чаще встречаются у детей шестого года жизни с повышенным уровнем страхов по сравнению с детьми 6-7 лет с повышенным уровнем страхов;

• группа детей 6-7 лет с повышенным уровнем страхов характеризуется большей частотой встречаемости «витальных страхов» по сравнению с детьми 5-6 лет с таким же уровнем страхов.

Результаты исследования имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы для создания коррекционных и развивающих программ, направленных на

преодоление страхов у детей дошкольного возраста, а также с целью подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов в области психологии и педагогики.

Литература

1. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей.- М.: Педагогика, 1985.- 185 с.

2. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии. - В.: Транзит-ИКС, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2005.

4. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Медицина, 1982.- 164 с.

5. Ибахаджиева Л.А. Эмоциональные образы страха у дошкольников // Дошкольное воспитание. -2009. - № 8.

6. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77-87.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010. 488 с.

8. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баянская Е.Г., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. - М.: МГУ, 1990.- 196 с.

9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: ГНОМиД, 2001. -160 с.

10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, 1993.- 483 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.