Научная статья на тему 'Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе'

Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
962
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОСОБЛЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИЗОЛИРОВАННОСТЬ / КСЕНОФОБИЯ / ETHNIC CONFLICTS / SOCIAL DISTANCE / ETHNIC IDENTITY / NATIONAL ISOLATION / XENOPHOBIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богуславская В. Ф., Гришина А. В.

В статье описывается проводимое в данный момент исследование уровня социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов (на примере Чеченской Республики и Ростовской области). В современном мире миграционные потоки приобретают все большие масштабы. Это порождает множество межнациональных конфликтов. Многообразие различных типов мигрантов, исходя из их социокультурных характеристик, увеличение количества нелегальных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев вызывают социальную напряженность среди принимающего населения и развивают мигрантофобию. Во вступительной части статьи приводится актуальность проводимого исследования, дается характеристика межнациональных отношений на Юге России, приводятся основные проблемы в сфере межэтнических взаимодействий. В основной части статьи раскрывается понятие социальной дистанции, которое описывается в контексте межэтнических отношений. Дано описание организационного этапа исследования: сформулированы его цель, гипотезы и задачи, дано описание выборки и выбранного методического инструментария по сбору эмпирического материала. Далее авторы представляют основные результаты, полученные при исследовании социальной дистанции в молодежной среде, и приводят основные подходы к интерпретации результатов по методике «Шкала социальной дистанции». На основе полученных результатов сделан следующий вывод: уровень социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов находится на уровне открытости, что может говорить как об истинном сближении отношений между изучаемыми этническими группами, так и о направленном воздействии СМИ и государственных структур в изучаемых регионах в области развития взаимно толерантных отношений. С целью уточнения полученных результатов планируется проводить дальнейшие исследования толерантности, этнической идентичности и взаимных этнических стереотипов в молодежной среде постконфликтных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Analysis of Social Distance in the Post-Conflict Region

The article describes the study of the social distance level among the youth in post-conflict areas (for example, the Chechen Republic and Rostov region). In today''s world migration flows are becoming more and more intense. It creates a lot of interethnic conflicts. A variety of different migrant types in terms of their social-cultural characteristics, the increasing number of illegal migrants, internally displaced persons and refugees cause social tension among the host population and migrants and even leads to migrant-phobia. The introduction of the article includes the relevance of the study, description of the inter-ethnic relations in the South of Russia and of the main problems in the sphere of inter-ethnic interactions. The main part of the article reveals the concept of social distance, which is described in the context of inter-ethnic relation. A description of the organizational phase of the study followed by: its stated goal, hypotheses and objectives, a description of the sample and the selected methodological tools for the collection of empirical data. Further on, the authors present the main results obtained in the study of social distance among young people and basic approaches to the interpretation of the results by the method of "social distance scale". On the basis of these results the following conclusions: the level of social distance among the youth in postconflict areas is at a level of openness that can speak as a true rapprochement between the studied ethnic groups, and of targeting the media and government agencies in the studied regions in the development of mutually tolerant relations. In order to clarify these results it is planned to carry out further studies of tolerance, ethnic identity and mutual ethnic stereotypes among young people of the post-conflict areas.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, _ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ_

УДК 159.9.072.43

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ РЕГИОНЕ

Богуславская Виктория Федоровна Гришина Анастасия Васильевна

Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи»

В статье описывается проводимое в данный момент исследование уровня социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов (на примере Чеченской Республики и Ростовской области). В современном мире миграционные потоки приобретают все большие масштабы. Это порождает множество межнациональных конфликтов. Многообразие различных типов мигрантов, исходя из их социокультурных характеристик, увеличение количества нелегальных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев вызывают социальную напряженность среди принимающего населения и развивают мигрантофобию. Во вступительной части статьи приводится актуальность проводимого исследования, дается характеристика межнациональных отношений на Юге России, приводятся основные проблемы в сфере межэтнических взаимодействий. В основной части статьи раскрывается понятие социальной дистанции, которое описывается в контексте межэтнических отношений.

Дано описание организационного этапа исследования: сформулированы его цель, гипотезы и задачи, дано описание выборки и выбранного методического инструментария по сбору эмпирического материала.

Далее авторы представляют основные результаты, полученные при исследовании социальной дистанции в молодежной среде, и приводят основные подходы к интерпретации результатов по методике «Шкала социальной дистанции». На основе полученных результатов сделан следующий вывод: уровень социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов находится на уровне открытости, что может говорить как об

истинном сближении отношений между изучаемыми этническими группами, так и о направленном воздействии СМИ и государственных структур в изучаемых регионах в области развития взаимно толерантных отношений. С целью уточнения полученных результатов планируется проводить дальнейшие исследования толерантности, этнической идентичности и взаимных этнических стереотипов в молодежной среде постконфликтных регионов.

Ключевые слова: межэтнические конфликты, социальная дистанция, этническая идентичность, национальная обособленность, национальная изолированность, ксенофобия.

Актуальность исследования

Основные последствия локальных военных конфликтов можно разделить на политические, экономические, социальные и психологические. К наиболее важным социально-психологическим последствиям можно отнести не только психологическую взаимную адаптацию вынужденных переселенцев из зон локальных военных конфликтов и населения принимающих их территорий, но и более долговременные, а значит, и более глобальные с точки зрения истории межнациональных отношений двух народов последствия, а именно - возникающие после окончания военного конфликта отношения с трансформированными взаимными этническими стереотипами, установками и изменившимся уровнем социальной дистанции.

В современном мире миграционные потоки приобретают все большие масштабы. Это порождает множество межнациональных конфликтов. Многообразие различных типов мигрантов, исходя из их социокультурных характеристик, увеличение количества нелегальных мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев вызывают социальную напряженность среди принимающего населения и развивают мигрантофобию [4].

Считается, что конфликты порождают мигранты, но чаще всего конфликтную ситуацию создает именно местное население. Представители принимающей стороны считают, что поток мигрантов создает для них дополнительные проблемы. Это касается рынка труда и жилья, влияет в худшую сторону на условия и качество жизни большинства россиян. Этнических мигрантов обвиняют в «захвате» целых отраслей хозяйствования (строительство, транспорт), что повышает уровень безработицы местного населения. Однако, согласно опросу, проведенному в рамках социологического проекта анализа отношения населения к мигрантским сообществам в июне-августе 2010 года, волнение по поводу того, что мигранты могут отнять работу у местного населения, выразили только около 20 % россиян. Большинство работников сферы услуг считают, что миграцию надо оставить на прежнем

уровне, а 75 % респондентов, задействованных в сельскохозяйственной сфере, считают, что работы и земли хватит на всех [1, 5, 14].

Важную роль в конфликтах между мигрантами и принимающим сообществом занимает социальная дистанция, обусловленная этнокультурным взаимодействием. Мигранты, прибывшие на территорию принимающей страны из одного региона и обладающие общей культурой, представляют собой социальную этническую общность, члены которой осознают себя целостным самостоятельным субъектом социального действия и поведения. Местное население принимающего общества тоже представляет собой общность. И общность принимающего населения, и этнические общности обладают самоидентификацией и чувством групповой солидарности [6]. Любое внутреннее или внешнее воздействие, грозящее нарушить целостность этой общности, ведет к противодействию, а именно к конфликту.

В представлении местного населения все мигранты выступают в роли «чужих», «иных». Местное население в южных регионах РФ чаще всего не дифференцирует представителей разных этнических общин (Средняя Азия, Закавказье и т. д.) и даже внутренних мигрантов, приехавших из других южных регионов России, и поэтому объединяет их в одно сообщество, определяющими факторами которого являются «неславянская» («кавказская») внешность и непонятный язык. Используемая зачастую мигрантами из Средней Азии, Закавказья и Кавказа стратегия сегрегации в процессе адаптации увеличивает социальную дистанцию и развивает интолерантное отношение принимающего общества к мигрантам и наоборот [8].

Социальная дистанция

Автором понятия «социальная дистанция» является американский социолог Э. Богардус. Он ввел данное понятие в начале XX в. для характеристики близости (отчужденности) социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей.

Э. Богардус первым предложил шкалу социальной дистанции (или шкалу Богардуса), с помощью которой можно оценивать степень социально-психологического принятия людьми друг друга, поэтому ее часто называют шкалой социальной приемлемости. Она используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия [12].

Также термин широко использовался представителями Чикагской школы прикладной социологии (Э. Берджесом и Р. Э. Парком) в рамках программы изучения локальных сообществ в городском пространстве Чикаго. Следует

заметить, что сам Э. Богардус говорил о том, что в основе его подхода положена идея Роберта Парка, изложенная в статье «Применение понятия "социальное расстояние" в исследовании расовых установок и отношений» (R. Park, 1924): «Понятие расстояния в применении к людям, в отличие от пространственных отношений, становится употребительным среди социологов в попытке свести его к чему-то похожему на измеряемые параметры уровней и степеней понимания и близости, которые характеризуют межличностные и социальные отношения в широком смысле». И далее: «Тот факт, что мы можем легко различить степень близости, позволяет предположить, что мы сможем в конечном итоге измерять "расстояние" в том смысле, в каком это слово используется здесь, аналогично тому, как мы теперь измеряем интеллект, хотя мы и не знаем все факторы, которые определяют интеллект, но мы знаем все факторы, которые определяют близость» [9].

Социолог К. Манхейм, исследуя феномен понятия социальной дистанции, использует его для распределения социальных групп, вследствие чего это понятие приобретает универсальный характер в современной социологии.

Таким образом, изучение феномена социальной дистанции сегодня является достаточно актуальным в свете ситуации с миграционными процессами, происходящими в мире и в нашей стране в частности.

Эмпирическое исследование: цели, задачи, методы, гипотезы

Для изучения установок в сфере межнациональных отношений молодежи из постконфликтных регионов (Ростовская область, Россия и Чеченская республика, Россия) проводится эмпирическое исследование.

Цель: исследование социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов.

Основные гипотезы исследования:

1. Уровень социальной дистанции представителей различных этнических групп может трансформироваться в случае локального военного конфликта.

2. В постконфликтных регионах уровень социальной дистанции может быть снижен под направленным воздействием СМИ и различных государственных институтов.

Для реализации указанных задач и подтверждения выдвинутых гипотез нами была выбрана методика «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус) -это шкала для измерения степени близости или отчужденности между двумя группами людей, включающая список различных этнических групп (мы составили список из 25 этносов, наиболее часто упоминаемых в СМИ, а также наиболее многочисленных на Юге России).

Эмпирической базой исследования выступают крупные вузы Ростовской области и Чеченской Республики:

- Южный федеральный университет (ЮФУ);

- Чеченский государственный педагогический институт (ЧГПУ).

Субъектом исследования выбраны студенты указанных вузов.

Исследование проводилось в течение 1 года и в четыре этапа: научно-теоретический, организационный, психодиагностический и констатирующий.

На первом этапе (июль - сентябрь 2014 г.) - научно-теоретическом - были изучены представления о социальной дистанции и ее трансформациях у молодого поколения под влиянием различных социально-политических факторов.

Второй этап (октябрь - декабрь 2014 г.) - организационный - на этом этапе осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала, разработаны и апробированы анкеты.

Третий этап (январь - май 2015 г.) - психодиагностический - предполагал психологическое изучение студентов выбранных вузов по выбранному нами методическому инструментарию.

Четвертый этап (июнь 2015 г. - январь 2016 г.) - констатирующий - предполагает обобщение полученных результатов. На этом этапе работы делаются выводы и формулируются предложения по снижению межэтнической напряженности в молодежной среде.

Основные результаты

Анализ существующих классификаций этнических групп позволил нам разделить используемый в нашем исследовании список этнических групп на три подгруппы:

1) славянские национальности (белорусы, молдаване, поляки, русские, украинцы);

2) народы Северного Кавказа (чеченцы, даргинцы);

3) все остальные этнические группы.

При обработке результатов мы опирались на подход к интерпретации результатов по шкале Богардуса, предложенный сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Украины (ИС НАНУ) (Н. Панина): «...Измерение же ощущения социальной дистанции в сознании индивида позволяет обнаружить скрытые интенции к формированию и проявлению толерантного (или нетолерантного) отношения людей к представителям других национальностей. Числовое значение интегрального индекса национальной дистанцированности (ИИНД) по характеру ответов позволяет

интерпретировать величину дистанцированности как предпосылку формирования определенного уровня национальной толерантности: идентичность -толерантность - обособленность - изолированность - ксенофобия» [9].

Полученные с использованием данного подхода результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень социальной дистанции молодежи постконфликтных регионов

Этнические группы, с которыми выбран соответствующий уровень социальной дистанции

Ответы в группе «Русские» Ответы в группе «Чеченцы»

Идентичность До 2,5 русские арабы чеченцы

Открытость До 4 абхазы арабы американцы армяне афроамериканцы белорусы грузины евреи казахи китайцы корейцы молдаване немцы поляки чеченцы украинцы русские даргинцы

Национальная изолированность 5-6 азербайджанцы даргинцы таджики татары турки узбеки абхазы азербайджанцы американцы грузины казахи турки узбеки французы

Ксенофобия Выше 6 цыгане армяне афроамериканцы белорусы евреи молдаване немцы поляки таджики татары украинцы цыгане

Выводы

Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов:

1. В российской молодежной среде преобладает этническая открытость, что означает ту или иную степень открытости к непосредственным контактам (семейным, дружеским, соседским, производственным) и может расцениваться как показатель определенного уровня толерантности [9].

2. Для чеченской молодежи характерна, напротив, распространенность открытых ксенофобических установок, т. е. открытое нежелание вообще допускать в свою страну представителей какой-либо национальности отражает восприятие представителей этой национальности как «совершенно чужих» и является показателем открытой ксенофобии.

3. Уровень взаимной социальной дистанции представителей обеих групп находится на уровне «Открытость», что, по нашему мнению, может быть показателем направленной трансляции в СМИ обоих регионов идей взаимной толерантности.

4. В группе «Чеченцы» уровень социальной дистанции со всеми народами Северного Кавказа находится на уровне национальной открытости, а со славянскими национальностями (кроме русских) - на уровне ксенофобических установок.

5. В группе «Русские» уровень социальной дистанции со славянскими национальностями соответствует национальной открытости, а с народами Северного Кавказа - национальной открытости и национальной изолированности. На уровне ксенофобии находится лишь социальная дистанция с группой «Цыгане».

Проведенное исследование показало, что уровень социальной дистанции в молодежной среде постконфликтных регионов находится на уровне открытости, что может говорить как об истинном сближении отношений между изучаемыми этническими группами, так и о направленном воздействии СМИ и государственных структур в изучаемых регионах в области развития взаимно толерантных отношений. Следует отметить, что при интерпретации результатов необходимо учитывать, в какой степени выраженные (высказанные) установки предполагают определенное поведение. Парадокс Ла Пьера определяет несоответствие установки и поведения. Таким образом, поведение людей в конкретных ситуациях определяется многими конкретными обстоятельствами и лишь в некоторой степени установками [9]. В этой связи большие оценки, полученные по шкале Богардуса, не представляется удовлетворительным интерпретировать как выражение ксенофобии при отсутствии аналогичных результатов исследования по другим методикам. Поэтому с целью уточнения полученных результатов планируется проводить дальнейшие исследования толерантности, этнической

идентичности и взаимных этнических стереотипов в молодежной среде

постконфликтных регионов.

Литература

1. Абакумова И. В., Гришина А. В. Отношение студентов к мигрантам как фактор и показатель этноконфессиональных установок современной молодежи // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. -№ 3. - С. 22-28.

2. Богуславская В. Ф., Гришина А. В. Трансформация ценностной картины и образа мира при манипулятивном давлении // Материалы Второй Международной конференции по «Когнитивному моделированию». -Словения, 2014.

3. Гришина А. В. Влияние СМИ на ценностно-смысловую сферу молодежи / Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник под ред. И. В. Абакумовой, П. Н. Ермакова. - М.: КРЕДО, 2013. - С. 182-204.

4. Гришина А. В., Лунин С. Л. Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 2. - С. 46-55.

5. ДикунН.А. Социологический анализ отношения населения России и Республики Беларусь к мигрантским сообществам // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-5. - С. 1247-1249.

6. Дмитриев А. В. Миграции: конфликтное измерение. - М.: Альфа-М, 2007. - 416 с.

7. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Караваева Л. П. Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 2 (14). - С. 5-12.

8. Мукомель В. И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социальные исследования. - 2005. - № 2.

9. Сергеев В. Социальная дистанция и национальные установки // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2008. -№ 2. - С. 57-61.

10. Солдатова Г. У. Практикум по диагностике и исследованию толерантности личности. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

11. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1997.

12. Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004.

13. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. - М: Аспект Пресс, 2006.

14. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2010 году // Статистический бюллетень. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011.

15. Abakumova I. V., Kruteleva L. Ju. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic Characteristic of a Person // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 86. - pp. 35-41.

16. Aleksieva M. The sociocultural role of media and school in transferring information and forming values // Education Sciences and Psychology. -

2012. - no. 1. - pp. 38-45.

17. Domke D. Racial cues and political ideology. An examination of associative priming // Communication Research. - 2011. - V. 28. - no. 6. -pp. 772-801.

18. Gladkova A. A. The role of television in cultivating the values of pluralism and cultural diversity in children // Psychology in Russia: State of the Art. -

2013. - V. 6 (1). - pp. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.