Научная статья на тему 'Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины'

Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1413
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ГИПОИДЕНТИЧНОСТЬ / ГИПЕРИДЕНТИЧНОСТЬ / HYPERIDENTITY / СОЦИАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / SOCIAL TENSION / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ETHNIC STEREOTYPES / ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ETHNIC IMAGES / АВТОСТЕРЕОТИПЫ / AUTOSTEREOTYPES / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ / HETEROSTEREOTYPES / HYPOIDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришина Анастасия Васильевна, Лунин Сергей Леонидович

В статье описывается проводимое в данный момент исследование типов этнической идентичности и этнических стереотипов российской молодежи и их влияния на отношения с вынужденными мигрантами из Украины. Во вступительной части статьи приводится актуальность проводимого исследования и дается краткая характеристика изменений в миграционной ситуации в РФ в 2014 г. В основной части статьи раскрываются понятия этнической идентичности и этнических стереотипов, которые описываются в контексте межэтнических отношений. Приводится классификация типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой: гипоидентичность, позитивная этническая идентичность и гиперидентичность. Далее раскрываются понятия этнический образ и этнический стереотип, дается описание типа личности, наиболее склонной к усвоению и распространению этнических предрассудков и формированию этнических стереотипов. Рассматриваются основные трудности, с которыми вынужденные переселенцы могут столкнуться в процессе социально-психологической адаптации на новом месте жительства. По мнению авторов, основа для успешной социальной и психологической интеграции у переселенцев из Украины есть, однако несмотря на это, уровень социального напряжения в отношении украинских мигрантов растет, межэтнические конфликты возникают все чаще. Для выявления основных причин этого противоречия было решено провести эмпирическое исследование отношения российских студентов к вынужденным мигрантам из Украины. Далее приводится описание организационного этапа исследования: сформулированы его цель, гипотезы и задачи, дано описание выборки и выбранного методического инструментария по сбору эмпирического материала, а также авторской анкеты. На основе полученных результатов планируется сделать выводы о зависимости готовности к позитивному принятию вынужденных мигрантов от типа этнической идентичности и уровня толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Identity Types of Russian Youth as an Indicator of a Positive Readiness to Accept the Forced Migrants from Ukraine

This article describes the currently conducted research of ethnic identity types and ethnic stereotypes of Russian youth and their influence on relations with the forced migrants from Ukraine. The introductory part of the paper is devoted to the relevance of the study, including a brief description of changes in the migration situation in Russia in 2014. The main part of the article reveals the concept of ethnic identity and ethnic stereotypes, which are described in the context of inter-ethnic relations. The following is a classification of types of ethnic identity by G.U. Soldatova and S.V. Ryzhova: hypoidentity, positive ethnic identity and hyperidentity. Further discloses the concepts of ethnic image and ethnic stereotype, describes the type of person most likely to mastering and distribution of ethnic prejudices and the formation of ethnic stereotypes. The article also gives a review of the main difficulties that displaced persons may face in the process of social and psychological adaptation to the new place of residence. According to the authors, Ukraine immigrants have the basis for successful social and psychological integration, however, the level of social tension in attitude to Ukrainian migrants is growing, ethnic conflicts occur more often. In order to identify the main causes of this contradiction, it was decided to carry out an empirical study of Russian students' relations to forced migrants from Ukraine. The following is a description of the organizational phase of the study: its goal, hypotheses and objectives, a description of the selected sample and methodological tools for collecting empirical data, and author profiles. As a result of the study it is planned to draw conclusions about the dependence of positive acceptance of forced migrants on the type of ethnic identity and the level of tolerance.

Текст научной работы на тему «Типы этнической идентичности российской молодежи как показатель позитивной готовности к принятию вынужденных мигрантов из Украины»

УДК 159.9.072.43

ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРИНЯТИЮ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ ИЗ УКРАИНЫ

Гришина Анастасия Васильевна Лунин Сергей Леонидович

В статье описывается проводимое в данный момент исследование типов этнической идентичности и этнических стереотипов российской молодежи и их влияния на отношения с вынужденными мигрантами из Украины. Во вступительной части статьи приводится актуальность проводимого исследования и дается краткая характеристика изменений в миграционной ситуации в РФ в 2014 г. В основной части статьи раскрываются понятия этнической идентичности и этнических стереотипов, которые описываются в контексте межэтнических отношений. Приводится классификация типов этнической идентичности Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой: гипоиден-тичность, позитивная этническая идентичность и гиперидентичность. Далее раскрываются понятия этнический образ и этнический стереотип, дается описание типа личности, наиболее склонной к усвоению и распространению этнических предрассудков и формированию этнических стереотипов.

Рассматриваются основные трудности, с которыми вынужденные переселенцы могут столкнуться в процессе социально-психологической адаптации на новом месте жительства. По мнению авторов, основа для успешной социальной и психологической интеграции у переселенцев из Украины есть, однако несмотря на это, уровень социального напряжения в отношении украинских мигрантов растет, межэтнические конфликты возникают все чаще. Для выявления основных причин этого противоречия было решено провести эмпирическое исследование отношения российских студентов к вынужденным мигрантам из Украины. Далее приводится описание организационного этапа исследования: сформулированы его цель, гипотезы и задачи, дано описание выборки и выбранного методического инструментария по сбору эмпирического материала, а также авторской анкеты. На основе полученных результатов планируется сделать выводы о зависимости готовности к позитивному принятию вынужденных мигрантов от типа этнической идентичности и уровня толерантности.

Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2

Ключевые слова: толерантность, этническая идентичность, гипоидентичность, гиперидентичность, социальное напряжение, этнические стереотипы, этнические образы, автостереотипы, гетеростереотипы.

Актуальность исследования

Проблема миграции не теряет своей актуальности в современной России уже на протяжении нескольких десятилетий. Потоки вынужденных и трудовых мигрантов после распада СССР сменились вынужденными переселенцами с Северного Кавказа во время боевых действий в конце 90-х - начале 2000-х гг. За ними последовали потоки трудовых мигрантов из Средней Азии, численность которых значительно возросла в начале 2000-х и несколько снизилась в период экономического кризиса 2008 г. Политический конфликт в Украине в 2014 г. привел к очередному всплеску вынужденной миграции на территорию Российской Федерации.

По данным ФМС РФ увеличение численности населения за январь-октябрь 2014 г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 86 % от общего прироста населения: на территорию России въехали три миллиона мигрантов, что на 20 % больше, чем в 2013 г. (таблица 1, таблица 2).

Таблица 1.

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации

Январь-октябрь 2014 г. Справочно январь-октябрь 2013 г.

на 10 тыс. на 10 тыс.

человек человек населения человек человек населения

Миграция - всего

прибывшие 3833849 315,1 3727760 307,0

выбывшие 3606589 296,4 3476092 286,3

миграционный прирост (+), снижение (-) +227260 + 18,7 +251668 +20,7

в том числе:

международная миграция

с государствами-участниками СНГ

прибывшие 422080 34,7 358408 29,5

выбывшие 215806 17,7 126606 10,4

миграционный прирост (+), снижение (-) +206274 + 17,0 +231802 + 19,1

Таблица 2.

Показатели международной миграции (по данным ФМС РФ)

Январь-октябрь 2014 г. Справочно январь-октябрь 2013 г.

число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение (-) число прибывших число выбывших миграционный прирост (+), снижение (-)

Международная миграция 470333 257162 +213171 406994 157069 +249925

в том числе: с государствами-участниками СНГ 422080 215806 +206274 358408 126606 +231802

в том числе: Украина 89850 27293 +62557 54339 21169 +33170

Поговорим о социально-психологических последствиях вынужденной миграции из Украины как для самих переселенцев, так и для принимающего населения.

В самом общем виде выделяют четыре типа отношений между двумя этническими группами: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция. С точки зрения психологической науки, геноцид - это крайнее проявление интолерантности к иной «картине мира» и образу жизни, доходящее иногда до стремления уничтожить представителей иной этнической культуры. Ассимиляция является более мягким проявлением интолерантности, предполагающим «принуждение» малой этнической группы (мигрантов) жить в соответствии с социальными нормами, культурными обычаями и традициями доминирующей группы. Добровольная ассимиляция, цель которой - выжить среди «других» - это стремление психологически защититься от возможной агрессии путем вхождения в более массовое и сильное «Мы», тем самым усиливая его позитивный образ [9, с. 26]. Сегрегация рассматривается как независимое сосуществование разных этнических культур, представители каждой из которых сохраняют свою этническую культуру, допуская при этом существование других культур, но «на расстоянии». Наиболее психологически продуктивным и эффективным способом взаимодействия двух культур является интеграция: обе группы сохраняют свои культурные индивидуальности и объединяются в одну социальную общность на равных основаниях.

Существуют два важных параметра принимающего общества, облегчающих или затрудняющих адаптацию мигрантов [11, с. 197]. Это - культурная дистанция и отчетливость различительных признаков (раса, культура, язык, религия) между принимающим обществом и культурами мигрировавших этнических групп, степень внутренней гомогенности принимающего общества.

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

Считается, что в культурно и этнически однородных обществах (например, странах, таких как Япония), которые состоят из людей, имеющих преимущественно одинаковую этническую идентичность, больше препятствий для мигрантов на пути адаптации. В поликультурных странах, таких как, например, США, в которых этническая мозаичность общества - его важная характеристика, и где у людей развивается высокая чувствительность к их собственной и чужой культурной принадлежности, адаптация мигрантов проходит менее болезненно.

Таким образом, основа для успешной социальной и психологической интеграции у переселенцев из Украины есть: украинским мигрантам не требуется серьезная адаптация и интеграционная подготовка, поскольку у наших стран общая система культурно-исторических ценностей, симметричных подходов к образованию и профессиональной квалификации; украинцы владеют русским языком.

Однако несмотря на это, уровень социального напряжения в отношении украинских мигрантов растет, межэтнические конфликты возникают все чаще и по целому ряду причин. Во-первых, в данный момент миграция носит вынужденный характер, однако совсем скоро она может трансформироваться в миграцию трудовую, а приток трудоспособного населения разного уровня квалификации, несомненно, приведет к росту конкуренции на рынке труда, что, в свою очередь, вызовет социальное напряжение между мигрантами и принимающим населением. Первые проявления этого напряжения мы видим уже сейчас в связи с введением социальных льгот для мигрантов из Украины при приеме на работу и поступлении в вузы.

Во-вторых, на наш взгляд, существенную роль в этом играют СМИ в Украине и РФ и применяемые ими приемы «информационной пропаганды», направленные на создание образов «Мы» и «Они» (т. е. формирование образа Врага и консолидацию общества внутри страны) и трансформацию таким образом этнической идентичности представителей обоих народов.

Этническая идентичность и этнические стереотипы

Рассмотрим понятие этнической идентичности более подробно. Этническая идентичность - это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. Таким образом субъект определяет свое место в многонациональном обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы [9, с. 35].

Г. У. Солдатова и С. В. Рыжова выделяют следующие типы этнической идентичности:

1. Гипоидентичность проявляется в негативном или индифферентном отношении к собственной этнической группе:

Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

2. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

3. Гиперидентичность проявляется в межэтническом взаимодействии в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида:

Этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями; признание приоритета этнических прав народа над правами человека; оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа [8, с. 511].

Этническая идентичность является величиной переменной: под влиянием внешних и внутренних факторов она может актуализироваться и претерпевать определенные трансформации. Если позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантного отношения к своей и другим этническим группам, являющийся важным условием самостоятельного стабильного

Ви$Б!АЫ Р$УСН010в!СА1 JOURNAL • 2015 У01_. 12 # 2

существования этнической общности в полиэтническом окружении, то изменения этнической идентичности (относительно позитивной этнической идентичности) могут происходить в направлении как ее ослабления, так и усиления. Индивиды стремятся повышать свою позитивную идентичность и защищать ее. В напряженной социально-политической ситуации этническая идентичность выступает психологической основой этнополитической мобилизации как готовности людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации национальных интересов.

Главное содержание этнической идентичности составляют этнические образы своей и других этнических групп. Структура этих образов отражает этнические установочные образования (стереотипы, предубеждения, предрассудки), ценности и ценностные ориентации, психологические универсалии.

Этнические образы формируются в результате трех независимых процессов:

- отождествление личности с этнической группой и ее самоопределение через этническую группу;

- дифференциация собственной и других этнических групп и осознание межэтнических различий;

- осознание отношения к собственной и другим этническим группам.

В этнонапряженных ситуациях этническое самоопределение и осознание межэтнических различий происходят именно через дифференциацию отношения к наиболее значимым этническим группам. В условиях изучаемой нами ситуации межэтнической напряженности между русским и украинским народами особенно ярко, по нашему мнению, проявляется развитие гиперидентичности с обеих сторон в сочетании с негативным отношением к другому народу, а также распространение этнических стереотипов.

Этнические стереотипы являются чрезвычайно важной категорией в анализе межнациональных отношений. Первые психологические работы в области изучения этнических стереотипов были опубликованы в середине 30-х гг. XX в. О. Клайнбергом и Дж. Доллардом в рамках их «гипотезы фрустрации и агрессии». Однако наибольшее влияние на понимание этнических стереотипов оказали работы Т. Адорно «Авторитарная личность» и «О природе предрассудка», где было показано, что индивиды одной и той же этнической группы имеют значительные различия по степени подверженности этнической стереотипизации. Т. Адорно описал тип личности, наиболее склонной к усвоению и распространению этнических предрассудков, и назвал его «авторитарная личность». Для авторитарной личности, согласно мнению Т. Адорно, характерны: ригидность мышления, конформизм в принятии

ценностей, нетерпимость к любым проявлениям слабости и эмпатии, склонность к репрессиям, выраженная подозрительность, преклонение перед авторитетом [2, с. 55].

Т. Петтигрю полагал, что в основе формирования социальных стереотипов в целом и этнических стереотипов в частности, лежит конформизм как безусловное подчинение сложившимся общественным нормам.

В отечественной психологии проблема этнических стереотипов разрабатывалась И. С. Коном, Б. А. Душковым, В. П. Левковичем, Н. Г. Панковой, А. Г. Асмоловым, Е. И. Шлягиной, В. Ф. Петренко, Г. У. Солдатовой. В рамках психосемантического подхода В. Ф. Петренко проводились исследования этнических авто- и гетеростереотипов российских студентов, восприятия и отношения различных социальных групп российских граждан к зарубежным странам и различным национальностям, показавшие, что при восприятии молодежной аудиторией типичных представителей различных национальностей (включая свою) преобладает психологический механизм групповой дифференциации в форме не противопоставления, а сопоставления групп, что ведет к созданию взаимодополняющих образов. При этом ни одно из качеств не только не повторяется, но все они принадлежат к разным биполярным оппозициям.

Эмпирическое исследование: цели, задачи, методы, гипотезы

Для изучения отношения российской молодежи к вынужденным мигрантам из Украины и к вводимым социальным льготам для переселенцев нами проводится эмпирическое исследование.

Цель: исследование взаимосвязи типа этнической идентичности и уровня этнической и социальной толерантности к вынужденным мигрантам из Украины в молодежной среде.

К основным задачам исследования относятся:

- определение уровня толерантности и типов этнической идентичности российской молодежи;

- выявление этнических авто- и гетеростереотипов в молодежной среде;

- изучение уровня социальной дистанции между принимающим населением и беженцами из Украины, а также представителями других этнических групп.

Основные гипотезы исследования:

1. В условиях политической и социальной стабильности этническая идентичность российской молодежи находится на уровне гипоидентичности (этнонигилизма или индифферентности). Однако при росте социального напряжения внутри страны или ужесточении внешнеполитической ситуации, этническая идентичность молодежи переходит к полюсу этнической

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2015 V0L. 12 # 2

гиперидентичности наряду со снижением уровня этнической, социальной и личностной толерантности.

2. Этническая гиперидентичность проявляется в возникновении позитивных этнических автостереотипов и негативных этнических гетеростереотипов в молодежной среде.

3. Этническая идентичность и этнические стереотипы российской молодежи могут формироваться и трансформироваться под влиянием СМИ.

4. В ситуации усложнения внешнеполитической обстановки уровень социальной дистанции с представителями других этнических групп (особенно с представителями конфликтных сторон) увеличивается.

5. Высокий уровень эмпатии к вынужденным переселенцам может сочетаться с непринятием вводимых для них социальных льгот и отсутствием готовности к оказанию им реальной помощи.

Для реализации указанных задач и подтверждения выдвинутых гипотез нами были выбраны следующие методики:

1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) помогает определить уровень этнической, социальной и личностной толерантности респондента.

2. Опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности.

3. «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус) - это шкала для измерения степени близости или отчужденности между двумя группами людей, включающая список различных этнических групп (мы составили список из 25 этносов, наиболее часто упоминаемых в СМИ, а также наиболее многочисленных на территории Ростовской области).

4. «Анкета биполярных профилей» позволяет выявить этнические авто-и гетеростереотипы респондентов путем приписывания качеств представителям этнических групп. Мы предложили студентам описать образы типичного русского и типичного украинца, а также включили в исследование образ типичного американца как представителя наиболее часто употребляемой в СМИ страны - стороны политического конфликта.

5. Авторская анкета «Отношение к вынужденным переселенцам из Украины» позволяет выявить отношение респондентов к ситуации в Украине в целом (преимущественно эмоциональный компонент), а также к социальным льготам, вводимым для вынужденных переселенцев.

Эмпирической базой исследования выступают крупнейшие вузы Ростовской области:

- Южный федеральный университет (ЮФУ);

- Донской государственный технический университет (ДГТУ);

- Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС);

- Ростовский государственный строительный университет (РГСУ). Субъектом исследования выбраны студенты указанных вузов Ростовской

области.

Исследование планируется провести в течение 1 года и в четыре этапа: научно-теоретический, организационный, психодиагностический и констатирующий.

На первом этапе (июль-август 2014 г.) - научно-теоретическом - были изучены представления об этнической идентичности и этнических стереотипах и их трансформациях у молодого поколения под влиянием различных социально-политических факторов.

Второй этап (сентябрь 2014 г.) - организационный. На этом этапе осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала, разработаны и апробированы анкеты.

Третий этап (октябрь-декабрь 2014 г.) - психодиагностический - предполагал психологическое изучение студентов выбранных вузов по выбранному нами методическому инструментарию.

Четвертый этап (январь-июнь 2015 г.) - констатирующий - предполагает обобщение полученных результатов, выявление уровня толерантности и типа этнической идентичности российской молодежи, а также этнических стереотипов, сформированных у студентов. На этом этапе работы будут сделаны выводы, сформулированы предложения по снижению межэтнической напряженности и формированию позитивной этнической идентичности в молодежной среде.

Полученные результаты планируется сравнить с результатами подобных исследований других социальных групп, что позволит сделать обобщенные выводы о зависимости готовности к принятию вынужденных мигрантов от типа этнической идентичности и уровня толерантности.

Литература

1. Абакумова И. В., Гришина А. В. Отношение студентов к мигрантам как фактор и показатель этноконфессиональных установок современной молодежи // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. -№ 3. - С. 22-28.

2. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / Пер. с нем. - Х.: Гуманитарный центр, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 2

4. Гришина А. В. Психологические особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 5-6. - С. 62-66.

5. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Караваева Л. П. Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 2 (14). - С. 5-12.

6. Евгеньева Т. В. Установки и стереотипы массового сознания // URL: http://www.elitarium.ru/2007/03/27/ustanovki_i_stereotipy_massovogo_ soznanija.html

7. Звездина Г. П. Проблема формирования мировоззренческой безопасности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 6. - С. 76-80.

8. СолдатоваГ. У. Диагностика типов этнической идентичности // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бо-далева. - М., Когито-центр, 2011. - С. 511.

9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.

10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2006.

11. ФернхемА., Бочнер С. Культурный шок // Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Калиненко В. К., Кравцова О. А. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культур, кризис идентичности. - М., 2002. - С. 193-200.

12. Aleksieva M. The sociocultural role of media and school in transferring information and forming values // Education Sciences and Psychology. -

2012. - no. 1. - pp. 38-45.

13. Domke D. Racial cues and political ideology. An examination of associative priming // Communication Research. - 2011. - V. 28. - no. 6. - pp. 772-801.

14. Dunas D. V. The effect of the "last drop": On the question of the media's ability to have a harmful impact on the audience // Psychology in Russia: State of the Art. - 2013. - V. 6 (1). - pp. 144-152.

15. Gladkova A. A. The role of television in cultivating the values of pluralism and cultural diversity in children // Psychology in Russia: State of the Art. -

2013. - V. 6 (1). - pp. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.