Научная статья на тему 'Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке'

Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ОБРАЗ РЕБЕНКА / МОДЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ / ДИСЦИПЛИНАРНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ / PERCEPTION / NOTION / IMAGE OF CHILDREN / PATTERN / INTERACTION / INDIVIDUAL PATTERN OF INTERACTION WITH CHILD / DISCIPLINARY PATTERN OF INTERACTION WITH CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсяникова Елена Алексеевна

В статье представлен психологический анализ содержания представлений о ребенке у родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми. Рассматривается роль образа ребенка во взаимоотношениях родителей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological analysis of content of parents' conception about their child

The article deals with psychological analysis of the content of conception about the child in parents being oriented on different models of interaction with their children. The role of the child image in relations between parents and children is also considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О РЕБЕНКЕ

Е.А. Овсяникова

В статье представлен психологический анализ содержания представлений о ребенке у родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми. Рассматривается роль образа ребенка во взаимоотношениях родителей с детьми.

Ключевые слова: восприятие, представление, образ ребенка, модель, взаимодействие, личностноориентированная модель взаимодействия с детьми, дисциплинарно-ориентированная модель взаимодействия с детьми.

Современные учителя и родители часто сталкиваются с психологически неблагополучными, т. н. проблемными детьми, испытывающими трудности социализации.

Семья является не только фоном и контекстом индивидуального развития ребенка. По мнению Н.И. Исаевой, это специфическая микросоциальная и макропсихическая общность, одной из задач функционирования которой является обеспечение психологического здоровья ребенка. Задача родителей, отвечающих за состояние психологического благополучия собственных детей, - заботиться об их психологической безопасности в условиях семьи. Особое значение в данном аспекте занимает проблема межличностных отношений в семье, которая, в конечном итоге, оборачивается проблемой самоотноше-ния, личностной и ролевой идентичности как родителей, так и детей [1].

В процессе взаимодействия людей друг с другом важное место занимает межличностное восприятие. «Какую бы сферу реальных взаимодействий и взаимоотношений не взять, в ней четко определяется место межличностного восприятия» [2].

Восприятие понимается как познание не только физических характеристик объекта, но и личностных, поведенческих. А.А. Бодалев, Г.М. Андреева в содержание этого понятия включают формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия [3, 4].

Важная роль в процессе взаимодействия родителей с детьми отводится образу ребенка у родителя, т. к. именно этот образ способствует выбору модели взаимодействия, ориентированной на дисциплину (социальные нормы) либо личностное развитие. В данной статье мы остановимся на анализе

особенностей образа ребенка глазами родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми.

Образ ребенка, т. е. представление о его характерных личностных особенностях, дает возможность родителю прогнозировать его чувства и поступки, обусловливая, таким образом, выбор способов взаимодействия с ребенком. Термин «родительские представления» включает целый ряд разнообразных понятий, таких как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

Родительские представления включают оценку того, что ребенок может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся объяснения детского поведения [5].

Теоретический анализ различных подходов к моделированию в целом и конкретно -к моделям взаимодействия с детьми позволил выделить два типа моделей взаимодействия с детьми: личностно-ориентированный и дисциплинарный. Дисциплинарная модель взаимодействия с детьми основана на различных формах поощрения и наказания за

выполнение либо нарушение норм и правил поведения, заданных социумом или родителями. Личностная модель взаимодействия с детьми предполагает уважительное, гибкое отношение к ребенку с учетом его потребностей и чувств.

Для понимания того, каким способом формируется образ и каков он, важно изучение самого процесса восприятия. Межличностное восприятие предполагает «достраивание» образа другого человека на основе наличной информации о нем, восприятие качеств человека и восприятие человека во взаимоотношениях с другими людьми [6].

Выделяются такие функции образа, как смыслообразующая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая. То есть образ ребенка у родителей с разными моделями взаимодействия наполнен своим специфическим смыслом, мотивирует выбор стилей взаимодействия с ребенком, позволяет родителю предполагать, какие чувства испытывает ребенок в той или иной ситуации и как реагирует на то или иное воздействие со стороны родителя, а так же позволяет в соответствии с этим регулировать либо корректировать способы взаимодействия с ребенком.

С целью изучения представлений о ребенке у родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми, родителям была дана инструкция ответить на несколько вопросов и выбрать по три характеристики ребенка в каждой конкретной ситуации, изображенной на картинке (всего 9 картинок). При этом некоторые родители указывали по три характеристики, некоторые - одну, две либо более трех.

Общее количество характеристик в группе родителей с ориентацией на личностную модель взаимодействия с детьми составило 94,15 % от возможных 100 %. В группе родителей, ориентированных на дисциплинарную модель, общее количество характеристик составило 82,07 %. То есть представление родителей о собственных детях более разработано в группе личностно-ориентированных родителей, по сравнению с группой дисциплинарно-ориентированных родителей. Кроме того, в группе родителей, выбирающих личностную модель, 72,52 % приходится на положительные характеристики детей и 21,63 % - на отрицательные. Родители с дис-

циплинарной моделью взаимодействия с детьми назвали 42,18 % положительных качеств и 39,89 % отрицательных. Сравнение процентного соотношения положительных и отрицательных характеристик в группах родителей с ориентацией на разные модели взаимодействия с детьми показывает, что родители с личностно-ориентированной моделью с большим преобладанием выбирают позитивные характеристики детей и намного реже - негативные, чем дисциплинарно ориентированные родители.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся характеристики детей, которые выбирали родители, предпочитающие разные модели взаимодействия с детьми. Родители с личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми чаще характеризуют своих детей следующими качествами: любимый, радостный, активный, хороший, самостоятельный, спокойный. Родители, ориентированные на дисциплинарную модель, видят своих детей с преобладанием таких характеристик как обиженный, любимый, спокойный, самостоятельный, упрямый, одинокий. Интересно посмотреть на сочетание качеств, присутствующих в образах детей у родителей с разной ориентацией на модель взаимодействия с детьми.

Личностно-ориентированные родители называют прилагательные «любимый» и «хороший» в сочетании с такими характеристиками, как «активный, радостный, самостоятельный», в то же время, прилагательное «любимый» у дисциплинарно-ориентированных родителей сочетается с прилагательным «одинокий», а прилагательное «самостоятельный» названо наряду с такими характеристиками, как «спокойный, упрямый, обиженный». Таким образом, у родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми образ ребенка содержит взаимоисключающие черты. Это показывает ориентацию на способы взаимодействия, оценочное поощрение и наказание, а не на личность ребенка, организацию его жизни и деятельности с учетом потребностей ребенка. Если обратим внимание на содержание характеристик образа ребенка, то прилагательное «любимый» не относится конкретно к характеристике ребенка, а отражает отношение к нему родителя, прилагательные «хороший, спокойный, одинокий» так же отражают пред-

ставление родителей о ребенке, характеризующее отношение родителей к ребенку, а не его самого и отражают состояние ребенка, его чувства.

Выделим по три наиболее часто выбираемых характеристики образа ребенка, которые отражают качества, проявляющиеся в отношении к себе и людям, и в деятельности. В группе родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, это «радостный, активный, самостоятельный», в группе родителей с дисциплинарной моделью: «обиженный, самостоя-

тельный, упрямый». Следует отметить, что выбираемые характеристики отличаются большим разнообразием в группе дисциплинарно-ориентированных родителей, что говорит о более четком представлении образа ребенка у личностно-ориентированных родителей, т. к. они в различных ситуациях часто называют одни и те же качества, являющиеся стойкими личностными характеристиками ребенка, и слабом представлении об устойчивых характеристиках ребенка, т. е. отсутствии четкого образа своего ребенка, у родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия.

Образ ребенка помимо его личностных характеристик включает представление о переживаниях ребенка. Анализ такой составляющей образа ребенка, как его эмоциональный мир, показывает, что 81,62 % родителей с личностной моделью и 84,29 % дисциплинарно-ориентированных родителей затруднились в вербализации и определении эмоций своих детей. Вместо называния конкретного чувства, переживаемого ребенком в конкретной ситуации, они описывали свои мысли относительно предложенной ситуации (72,21 % в группе личностно-ориентированных родителей и 43,16 % в группе родителей с дисциплинарной моделью) либо ставили прочерк (9,41 % в группе родителей с личностной моделью и 41,13 % в группе дисциплинарно ориентированных родителей).

Таким образом, родители, ориентированные на личностную модель взаимодействия с детьми, чаще определяли эмоции детей или размысливали ситуацию, в то время как родители с дисциплинарной моделью чаще затруднялись вербализовать чувства и отказывались что-либо отвечать на вопрос, касающийся эмоционального образа ребенка.

Кроме того, в группе родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, общее количество названных чувств ребенка составило 18,38 %, из них 12,78 % положительно окрашенные и 5,59 % отрицательные. В группе родителей с дисциплинарной моделью общее количество вербализованных эмоций составило 15,71 %, из которых 4,06 % позитивные и 11,65 % негативные. Из чего следует, что у родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, в образе эмоционального мира ребенка преобладают позитивные чувства, у дисциплинарно-ориентированных родителей - негативные. Это говорит о том, что родители с личностной моделью ориентированы на переживания своих детей и стремятся создать им эмоциональный комфорт, в то время как родители с дисциплинарной моделью стараются не вникать в переживания своих детей, требуя четкого соответствия социальным и своим собственным установкам.

Рассмотрим подробнее образ эмоционального мира ребенка у родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми. Родители с личностной моделью взаимодействия чаще всего называют такие чувства детей как радость, обида, любовь, удовольствие, удовлетворение. Родители, ориентированные на дисциплинарную модель, часто называют следующие эмоции своих детей: обида, радость, одиночество, боль, грусть. Образ эмоционального мира ребенка у родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, отличается большей разработанностью, т. к. включает позитивные и негативные, довольно разнообразные, эмоциональные состояния, в то время как дисциплинарно-ориентированные родители показали преобладание негативных переживаний в образе эмоционального мира ребенка, что свидетельствует о более тонкой ориентации в эмоциональном мире ребенка родителей с личностной моделью взаимодействия.

Взаимодействие родителей с детьми предполагает обмен эмоциями. Поэтому чувства родителей также определяют особенности взаимодействия с детьми родителей, ориентированных на различные модели. Анализ эмоций, переживаемых родителями в конкретных ситуациях в ответ на действия ре-

бенка, показывает, что 82,07 % родителей с личностной моделью и 86,62 % дисциплинарно-ориентированных родителей затруднились в определении собственных эмоций. Вместо называния конкретного чувства, переживаемого в конкретной ситуации, они описывали свои мысли относительно предложенной ситуации (69,93 % в группе личностно-ориентированных родителей и 40,51 % в группе родителей с дисциплинарной моделью) или ставили прочерк (12,14 % в группе родителей с личностной моделью и 46,11 % в группе дисциплинарно ориентированных родителей).

Родители, ориентированные на личностную модель взаимодействия с детьми, чаще определяли свои эмоции или осмысливали ситуацию, родители с дисциплинарной моделью чаще затруднялись вербализовать чувства и отказывались что-либо отвечать на вопрос, касающийся своего эмоционального состояния в той или иной ситуации. В группе родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, общее количество названных чувств составило 17,93 %, из них 10,91 % положительные и 7,02 % отрицательные. В группе родителей с дисциплинарной моделью общее количество вербализованных эмоций составило 13,38 %, из которых 3,16 % позитивные и 10,22 % негативные. Из этого следует, что у родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми, преобладают позитивные чувства, у дисциплинарно-ориентированных родителей - негативные. Это свидетельствует о том, что родители с личностной моделью обращают внимание на переживания своих детей и часто их чувства совпадают, в то время как родители с дисциплинарной моделью стараются не анализировать свои чувства.

Родители с личностной моделью взаимодействия чаще всего называют такие чувства в адрес собственных детей, как: радость, любовь, спокойствие, нежность, удовлетворение, беспокойство, счастье, сочувствие. Родители, ориентированные на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми описали следующие чувства к своим детям: раздражение, радость, удовлетворение, неудовольствие, гордость, сочувствие, усталость, обида, беспокойство. Эмоциональный мир родителей, ориентированных на личностную

модель взаимодействия с детьми отличается большей разработанностью, т. к. включает позитивные и негативные, разнообразные эмоциональные состояния, у дисциплинарно -ориентированных родителей преобладают негативные переживания в адрес детей, что свидетельствует о более точной ориентации в собственном эмоциональном мире родителей с личностной моделью взаимодействия.

Кроме того, часто переживания родителей и их образ эмоционального мира ребенка совпадают как минимум по модальности (позитив - негатив), и чаще это явление наблюдается у личностно ориентированных родителей.

Родители, ориентированные на разные модели взаимодействия, имеют свои особенности представлений ребенка о них как родителях. По мнению родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия, дети думают о них как о любимых, любящих своего ребенка, заботливых, самых лучших, хороших, понимающих, добрых. Родители, ориентированные на дисциплинарную модель взаимодействия, чаще называют такие характеристики: всегда заняты, любят своего ребенка, надоедливые, равнодушные, упрямые, не любят ребенка, не хотят ему уступать, «достали» своим воспитанием.

В группе родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия, преобладают позитивные представления о них как о родителях; в группе родителей, ориентированных на дисциплинарную модель взаимодействия преобладают негативные характеристики. Естественно, такое представление о дисциплинарно-ориентированных родителях предполагает желание детей общаться с ними на формальном уровне, не посвящая их в свои переживания во избежание негативных родительских реакций. Большое количество родителей затруднилось с определением представлений ребенка о них как о родителях (27,13 % родителей, ориентированных на личностную модель, и 59,78 % родителей с дисциплинарной моделью). Возможно, такой большой процент дисциплинарно ориентированных родителей, имеющих проблемы с отражением представлений ребенка о них как о родителях, говорит о том, что все же родители с дисциплинарной моделью на каком-то уровне своего

сознания улавливают информацию ребенка о том, что он нуждается в поддержке, ласке, нежности, понимании и сочувствии, а не в директивном руководстве.

Анализ значений /-критерия (при р = 0,05 и числе степеней свободы 25, критическое значение 2,06) по всем исследуемым нами показателям свидетельствует о наличии статистически значимых различий между данными, полученными в группах родителей с ориентацией на личностную и дисциплинарную модели взаимодействия с детьми. То есть группы родителей с разной ориентацией на модель взаимодействия с детьми не являются однородными выборками и действительно различаются по анализируемым показателям.

Таким образом, во взаимоотношениях родителей с детьми важное место занимает образ ребенка. Родители, позитивно воспринимающие собственных детей, чаще ориентированы на личностную модель взаимодействия, учитывающую чувства и потребности ребенка, способствующую развитию его личности. В свою очередь, родители, приписывающие своим детям негативные качества, чаще выбирают дисциплинарно-ориентированные способы взаимодействия с детьми, требующие «послушания» и соответствия общепринятым нормам, независимо от его

собственных личностных особенностей, переживаний и мотивов.

1. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. М.; Белгород, 2002.

2. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965. С. 10-11.

3. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. С. 26-48.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

5. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М., 2003.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

Поступила в редакцию 3.05.2008 г.

Ovsyanikova E.A. Psychological analysis of content of parents’ conception about their child. The article deals with psychological analysis of the content of conception about the child in parents being oriented on different models of interaction with their children. The role of the child image in relations between parents and children is also considered in the paper.

Key words: perception, notion, image of children, pattern, interaction, individual pattern of interaction with child, disciplinary pattern of interaction with child.

ДИАГНОСТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ

Л.И. Манина

Критерии рассматриваются как стандарты, по степени приближения к которым дается оценка педагогической деятельности. В соответствии со структурой патриотизма как элемента нравственнополитической культуры личности разработаны три группы критериев: когнитивные, эмотивно-мотивационные, поведенческие. Содержание критериев раскрыто с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Ключевые слова: патриотизм, нравственно-политическая культура, воспитание младших школьников.

Воспитание патриотизма - одна из самых актуальных проблем современного российского общества. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения мы не сможем уверенно двигаться вперед ни в экономике, ни в

культуре, ни в политике, т. к. наше будущее должно иметь свой нравственный стержень -любовь к Родине, служение Отечеству.

В настоящее время в научной литературе патриотизм интерпретируется как нравственно-политическое качество личности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.