Научная статья на тему 'Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми'

Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Н. И., Овсяникова Е. А.

В статье анализируются результаты изучения психологической культуры родителей, выбирающих разные модели взаимодействия с детьми. Психологическая культура изучается посредством измерения силы стремлений, возможностей и необходимости самопознания, определённых характеристик самоотношения и саморегуляции. Выделяются характеристики психологической культуры родителей, использующих дисциплинарную и личностно-ориентированную модели взаимодействия с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми»

УДК 159.922

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ МОДЕЛЯМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Н. И. Исаева Е. А. Овсяникова

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

isaeva3@mail.ru

ovsyannikova@bsu.edu.ru

В статье анализируются результаты изучения психологической культуры родителей, выбирающих разные модели взаимодействия с детьми. Психологическая культура изучается посредством измерения силы стремлений, возможностей и необходимости самопознания, определённых характеристик самоотношения и саморегуляции. Выделяются характеристики психологической культуры родителей, использующих дисциплинарную и личностно-ориентированную модели взаимодействия с детьми.

Ключевые слова: психологическая культура, модели взаимодействия с детьми, дисциплинарная модель, личностно-ориентированная модель, самопознание, самоотношение, саморегуляция.

Сегодня в стране происходит резкое увеличение количества психологически неблагополучных, так называемых проблемных детей, испытывающих трудности социализации.

Семья является не только фоном и контекстом индивидуального развития ребенка. Задача родителей, заботиться о состоянии психологического благополучия собственных детей, об их психологической безопасности в условиях семьи. Особое значение в данном аспекте занимает проблема межличностных отношений в семье.

Система «родитель-ребенок» является полисубъектом развития. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка (Л.С. Выготский). Отношения «родитель-ребенок» приобретают направляющее значение в реализации позитивных потенциалов развития ребенка тогда, когда они учитывают и согласуются с его переживаниями. Родительским фактором развития такой системы выступает психологическая культура, позволяющая проникнуть во внутренний мир ребенка, посмотреть на мир его, детскими, глазами и понять всю глубину детских переживаний.

Рассмотрим особенности психологической культуры родителей ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми.

Обратимся к процентному соотношению уодителей с различным состоянием психологической культуры в группах с ориентацией на личностную и дисциплинар-

• оптимальное состояние ПК

• неоптимальное состояние ПК

• промежуточное состояние ПК

Рис. 1. Распределение родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми по состоянию психологической культуры

Преобладающий процент (57,69 %) родителей, ориентированных на личностную модель взаимодействия с детьми имеет оптимальное состояние психологической культуры. Промежуточное состоянне психологической культуры отмечено у значительной (38,46 %) группы родителей и минимальный процент (3,85 %) родителей обладает неоптимальным состоянием психологической культуры.

Иначе выглядит распределение родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми.

Рис.2. Распределение родителей, ориентированных на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми по состоянию психологической культуры

Наибольший процент (65,52 %) родителей с дисциплинарной моделью имеет неоптимальное состояние психологической культуры, небольшой процент родителей (27,59 %) с промежуточным состоянием психологической культуры и наименьшее количество родителей (6,89 %) обладают оптимальным состоянием психологической культуры.

Таким образом, мы наблюдаем, кардинальное отличие в состоянии психологической культуры родителей, ориентированных на разные модели взаимодействия с детьми, которое заключается в том, что у большинства родителей с личностноориентированной моделью оптимальное состояние психологической культуры, а у родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми преобладает неоптимальное состояние психологической культуры личности.

Далее выделим особенности состояния психологической культуры родителей, выбирающих личностную, либо дисциплинарную модели взаимодействия с детьми.

Таблица 1

Распределение родителей с личностной моделью взаимодействия с детьми по состоянию культурно-психологических показателей в модальности «хочу» (в %)

Состояние ПК Модальность «Хочу»

Самопознание Самоотношение Саморегуляция Общий показа-тельПК

Сила стрем- ления Степень реализа- ции Сила стрем ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реализа- ции

Опти- мальное 78,84 75,96 74,65 72,11 79,81 78,84 77,77 75,64

Неопти- мальное - - - - - - - -

Проме- жуточное 21,16 24,04 25,35 27,89 20,19 21,16 22,23 24,36

В группе родителей с личносно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми в модальности «Хочу», связанной с желанием гармонизировать свой внутренний мир, большинство родителей (77,77 %) имеют оптимальное состояние общего по-

казателя по стремлению к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков, у остальных родителей (22,23 %) данные стремления находятся в промежуточном состоянии. Родители с неоптимальным состоянием психологической культуры в целом и по отдельным её составляющим в группе с личностно-ориентированной моделью взаимодействия отсутствуют. По степени реализации стремлений к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков так же преобладает доля родителей (75,64 %) с оптимальным состоянием психологической культуры и небольшое количество (24,36 %) родителей с промежуточным состоянием степени реализации желаний познавать себя, принимать и регулировать свои мысли, чувства и действия.

Сила стремления к чёткому осознанию и пониманию себя, своих желаний, своего характера; нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок; осознанию своего предназначения, жизненного пути у наибольшего числа родителей (78,84 %) находится в оптимальном состоянии и небольшой процент (21,16 %) с промежуточным состоянием данных стремлений. По степени реализации этих стремлений так же преобладает процент родителей (75,96 %) с оптимальным состоянием степени реализации стремлений к осознанию и пониманию себя, нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок и осознанию своего жизненного пути и небольшая часть родителей (24,04 %) с промежуточным состоянием степени реализации данных стремлений.

Сила стремления к принятию и одобрению своих планов, переживаний и действий так же у большинства родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия (74,65 %) в оптимальном состоянии, лишь у некоторых (25,35 %) в промежуточном. По степени реализации данных стремлений преобладает доля родителей (72,11 %) с оптимальным состоянием и небольшой процент родителей (27,89 %) с промежуточным.

Стремление к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения у преобладающего количества личностноориентированных родителей (79,81 %) в оптимальном состоянии и небольшой процент родителей (20,19 %) в промежуточном состоянии. Реализация этих стремлений у большинства родителей (78,84 %) в оптимальном состоянии и у некоторых (21,16 %) -в промежуточном.

Таким образом, в группе родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми отсутствуют родители с неоптимальным состоянием психологической культуры и приблизительно в равных пропорциях по всем составляющим психологической культуры распределились родители с оптимальным и промежуточным состоянием силы стремления и степени реализации самопознания, положительного самоотношения и саморегуляции.

Таблица 2

Распределение родителей с личностной моделью взаимодействия с детьми по состоянию культурно-психологических показателей в модальности «могу» (в%)

Состояние ПК Модальность «Могу»

Самопознание Самоотношение Саморегуляция Общий показа-тельПК

Сила стрем- ления Степень реализа- ции Сила стрем ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реализа- ции

Опти- мальное 74,65 72,11 78,84 70,19 81,73 79,81 78,41 74,04

Неопти- мальное

Проме- жуточное 25,35 27,89 21,16 29,81 18,27 20,19 21,59 25,96

В группе родителей с личносно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми в модальности «Могу», связанной с возможностью гармонизировать свой внутренний мир, большинство родителей (78,41 %) имеют оптимальное состояние стремления к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков, у остальных родителей (21,59 %) эти стремления находятся в промежуточном состоянии. По степени реализации выше указанных стремлений преобладают родители (74,04 %) с оптимальным состоянием способности к познанию и анализу, принятию и одобрению, а так же регуляции своих мыслей, чувств и поступков и небольшое количество (25,96 %) с промежуточным состоянием перечисленных возможностей.

Сила стремления к чёткому осознанию и пониманию себя, своих желаний, своего характера; нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок; осознанию своего предназначения, жизненного пути у наибольшего числа родителей (74,65 %) находится в оптимальном состоянии и небольшой процент (25,35 %) с промежуточным состоянием данных стремлений. По степени реализации этих стремлений так же преобладает процент родителей (72,11 %) с оптимальным состоянием степени реализации стремлений к осознанию и пониманию себя, нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок и осознанию своего жизненного пути и небольшая часть родителей (27,89 %) с промежуточным состоянием степени реализации данных стремлений.

Сила стремления к принятию и одобрению своих планов, переживаний и действий так же у большинства родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия (78,84 %) в оптимальном состоянии, лишь у некоторых (21,16 %) в промежуточном. По степени реализации данных стремлений преобладает доля родителей (70,19 %) с оптимальным состоянием и небольшой процент родителей (29,81 %) с промежуточным.

Стремление к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения у преобладающего количества личностноориентированных родителей (81,73 %) в оптимальном состоянии и небольшой процент родителей (18,27 %) в промежуточном состоянии. Реализация этих стремлений у большинства родителей (79,81 %) в оптимальном состоянии и у некоторых (20,19 %) -в промежуточном.

В группе родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми отсутствуют родители с неоптимальным состоянием психологической культуры и приблизительно в равных пропорциях по всем составляющим психологической культуры распределились родители с оптимальным и промежуточным состоянием силы стремления и степени реализации самопознания, положительного самоотношения и саморегуляции. Можно сказать, что большинство испытуемых в группе родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми имеют стремления и возможности гармонизации собственной личности, то есть чётко осознавать и понимать себя, свои желаний, свой характер, находить психологические причины своего настроения, своих ошибок, осознавать своё предназначение, жизненный путь познавать и анализировать свои желания; одобрять свои планы и поступки, принимать свои достоинства и недостатки, ценить и уважать себя, свой внутренний мир; гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями, культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции, быстро реагировать на своё плохое состояние и находить способы его улучшения.

В группе родителей с личносно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми в модальности «Надо», связанной с необходимостью гармонизировать свой внутренний мир, большинство родителей (75,35 %) имеют оптимальное состояние стремления к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию соб-

ственных мыслей, эмоций и поступков, у остальных родителей (24,65 %) данные стремления находятся в промежуточном состоянии. По степени реализации выше указанных стремлений преобладает число родителей (73,58 %) с оптимальным состоянием способности к познанию и анализу, принятию и одобрению, а так же регуляции своих мыслей, чувств и поступков и небольшое количество (26,42 %) с промежуточным состоянием перечисленных возможностей.

Таблица 3

Распределение родителей с личностной моделью взаимодействия с детьми по состоянию культурно-психологических показателей в модальности «надо» (в %)

Состояние ПК Модальность «Надо»

Самопознание Самоотношение Саморегуляция Общий показа-тельПК

Сила стрем- ления Степень реализа- ции Сила стрем ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реализа- ции

Опти- мальное 76,16 74,65 72,11 70,19 77,77 75,96 75,35 73,58

Неопти- мальное

Проме- жуточное 23,84 25,35 27,89 29,81 22,23 24,04 24,65 26,42

Сила стремления к чёткому осознанию и пониманию себя, своих желаний, своего характера; нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок; осознанию своего предназначения, жизненного пути у наибольшего числа родителей (76,16 %) находится в оптимальном состоянии и небольшой процент (23,84 %) с промежуточным состоянием данных стремлений. По степени реализации этих стремлений так же преобладает процент родителей (74,65 %) с оптимальным состоянием степени реализации стремлений к осознанию и пониманию себя, нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок и осознанию своего жизненного пути и небольшая часть родителей (25,35 %) имеет промежуточное состояние степени реализации данных стремлений.

Сила стремления к принятию и одобрению своих планов, переживаний и действий так же у большинства родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия (72,11 %) в оптимальном состоянии, лишь у некоторых (27,89 %) в промежуточном. По степени реализации данных стремлений преобладает доля родителей (70,19 %) с оптимальным состоянием и небольшой процент родителей (29,81 %) с промежуточным.

Сила стремления к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения у преобладающего количества личностноориентированных родителей (77,77 %) в оптимальном состоянии и небольшой процент родителей (22,23 %) в промежуточном состоянии. Реализация этих стремлений у большинства родителей (75,96 %) в оптимальном состоянии и у некоторых (24,04 %) -в промежуточном.

Следует заметить, что в группе родителей с личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми отсутствуют родители с неоптимальным состоянием психологической культуры и приблизительно в равных пропорциях по всем составляющим психологической культуры распределились родители с оптимальным и промежуточным состоянием силы стремления и степени реализации самопознания, положительного самоотношения и саморегуляции. У большинства испытуемых в группе родителей с

личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми существует необходимость стремления и реализации гармонии собственной личности, то есть чётко осознавать и пониманию себя, свои желаний, свой характер, находить психологические причины своего настроения, своих ошибок, осознавать своё предназначение, жизненный путь познавать и анализировать свои желания; одобрять свои планы и поступки, принимать свои достоинства и недостатки, ценить и уважать себя, свой внутренний мир; гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями, культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции, быстро реагировать на своё плохое состояние и находить способы его улучшения.

Далее рассмотрим состояние культурно-психологических стремлений и их реализации в разных модальностях у родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми.

Таблица 4

Распределение родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми по состоянию культурно-психологических показателей в модальности «хочу» (в %)

Состояние ПК Модальность «Хочу»

Самопознание Самоотношение Саморегуляция Общий показа-тельПК

Сила стрем- ления Степень реализа- ции Сила стрем ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реализа- ции

Опти- мальное

Неопти- мальное 62,82 64,42 56,73 52,88 69,29 63,46 62,82 60,25

Проме- жуточное 37,18 35,58 43,27 47,12 30,77 36,54 37,18 39,75

В группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми в модальности «Хочу», связанной с желанием гармонизировать свой внутренний мир, большинство родителей (62,82 %) имеют неоптимальное состояние общего показателя по стремлению к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков, у остальных родителей (37,18 %) данные стремления находятся в промежуточном состоянии. Родители с оптимальным состоянием психологической культуры в целом и по отдельным её составляющим в группе с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия отсутствуют. По степени реализации стремлений к самопознанию, позитивному самоотно-шению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков так же преобладает доля родителей (60,25 %) с неоптимальным состоянием психологической культуры и небольшое количество (39,75 %) родителей с промежуточным состоянием степени реализации желаний познавать себя, принимать и регулировать свои мысли, чувства и действия.

Сила стремления к чёткому осознанию и пониманию себя, своих желаний, своего характера; нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок; осознанию своего предназначения, жизненного пути у наибольшего числа родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми (62,82 %) находится в неоптимальном состоянии и небольшой процент (37,18 %) с промежуточным состоянием данных стремлений. По степени реализации этих стремлений так же преобладает процент родителей (64,42 %) с неоптимальным состоянием степени реализации стремлений к осознанию и пониманию себя, нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок и осознанию своего жизненного пути и небольшая

часть родителей (35,58 %) с промежуточным состоянием степени реализации данных стремлений.

Сила стремления к принятию и одобрению своих планов, переживаний и действий так же у большинства родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия (56,73 %) в неоптимальном состоянии, лишь у некоторых (43,27 %) в промежуточном. По степени реализации данных стремлений преобладает доля родителей (52,88 %) с неоптимальным состоянием и небольшой процент родителей (47,12 %) с промежуточным.

Стремление к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения у преобладающего количества дисциплинарноориентированных родителей (69,29 %) в оптимальном состоянии и небольшой процент родителей (30,77 %) в промежуточном состоянии. Реализация этих стремлений у большинства родителей (63,46 %) в неоптимальном состоянии и у некоторых (36,54 %) - в промежуточном.

Таким образом, в группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми отсутствуют родители с оптимальным состоянием психологической культуры и приблизительно в равных пропорциях по всем составляющим психологической культуры распределились родители с неоптимальным и промежуточным состоянием силы стремления и степени реализации самопознания, положительного самоотношения и саморегуляции.

Таблица 5

Распределение родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми по состоянию культурно-психологических показателей

в модальности «могу» (в %)

Состояние ПК Модальность «Могу»

Самопознание Самоотношение Саморегуляция Общий показа-тельПК

Сила стрем- ления Степень реализа- ции Сила стрем ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реализа- ции

Опти- мальное

Неопти- мальное 54,81 52,88 55,77 50,14 70,19 67,31 60,26 56,73

Проме- жуточное 45,19 47,12 44,23 49,86 29,81 32,69 39,74 43,27

В группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми в модальности «Могу», связанной с возможностью гармонизировать свой внутренний мир, большинство родителей (60,26 %) имеют неоптимальное состояние стремления к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков, у остальных родителей (39,74 %) эти стремления находятся в промежуточном состоянии. По степени реализации выше указанных стремлений несколько преобладают родители (56,73 %) с неоптимальным состоянием способности к познанию и анализу, принятию и одобрению, а так же регуляции своих мыслей, чувств и поступков и оставшееся количество (43,27 %) с промежуточным состоянием перечисленных возможностей.

Сила стремления к чёткому осознанию и пониманию себя, своих желаний, своего характера; нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок; осознанию своего предназначения, жизненного пути у наибольшего числа родителей (54,81 %) находится в неоптимальном состоянии и несколько меньший процент

(45,19 %) с промежуточным состоянием данных стремлений. По степени реализации этих стремлений так же преобладает процент родителей (52,88 %) с неоптимальным состоянием степени реализации стремлений к осознанию и пониманию себя, нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок и осознанию своего жизненного пути и оставшаяся часть родителей (47,12 %) с промежуточным состоянием степени реализации данных стремлений.

Сила стремления к принятию и одобрению своих планов, переживаний и действий так же у большинства родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия (55,77 %) в неоптимальном состоянии, у остальных (44,23 %) в промежуточном. По степени реализации данных стремлений приблизительно в равных долях распределились родители с неоптимальным (50,14 %) и промежуточным (49,86 %) состоянием.

Стремление к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения у преобладающего количества дисциплинарноориентированных родителей (70,19 %) в неоптимальном состоянии и небольшой процент родителей (29,81 %) в промежуточном состоянии. Реализация этих стремлений у большинства родителей (67,31 %) в неоптимальном состоянии и у некоторых (32,69 %) - в промежуточном.

В группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми отсутствуют родители с оптимальным состоянием психологической культуры и приблизительно в равных пропорциях по всем составляющим психологической культуры распределились родители с неоптимальным и промежуточным состоянием силы стремления и степени реализации самопознания, положительного са-моотношения, лишь по саморегуляции процент родителей с неоптимальным состоянием преобладает по силе стремления к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения.

Можно сказать, что у большинства испытуемых в группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми стремления и возможности гармонизации собственной личности находятся в неоптимальном состоянии, то есть им сложно чётко осознавать и пониманию себя, свои желаний, свой характер, находить психологические причины своего настроения, своих ошибок, осознавать своё предназначение, жизненный путь познавать и анализировать свои желания; одобрять свои планы и поступки, принимать свои достоинства и недостатки, ценить и уважать себя, свой внутренний мир; гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями, культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции, быстро реагировать на своё плохое состояние и находить способы его улучшения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми в модальности «Надо», связанной с необходимостью гармонизировать свой внутренний мир, большинство родителей (59,69 %) имеют неоптимальное состояние стремления к самопознанию, позитивному самоотношению и регулированию собственных мыслей, эмоций и поступков, у остальных родителей (40,31 %) данные стремления находятся в промежуточном состоянии. По степени реализации выше указанных стремлений преобладает число родителей (58,66 %) с неоптимальным состоянием способности к познанию и анализу, принятию и одобрению, а так же регуляции своих мыслей, чувств и поступков и небольшое количество (41,34 %) с промежуточным состоянием перечисленных возможностей.

Сила стремления к чёткому осознанию и пониманию себя, своих желаний, своего характера; нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок; осознанию своего предназначения, жизненного пути у наибольшего числа родителей (65,38 %) находится в неоптимальном состоянии и небольшой процент (34,62 %)

с промежуточным состоянием данных стремлений. По степени реализации этих стремлений так же преобладает процент родителей (64,42 %) с неоптимальным состоянием степени реализации стремлений к осознанию и пониманию себя, нахождению психологических причин своего настроения, своих ошибок и осознанию своего жизненного пути и небольшая часть родителей (35,58 %) имеет промежуточное состояние степени реализации данных стремлений.

Таблица 6

Распределение родителей с дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми по состоянию культурно-психологических показателей в модальности «надо» (в %)

Состояние ПК Модальность «Надо»

Самопознание Самоотношение Саморегуляция Общий показа-тельПК

Сила стрем- ления Степень реализа- ции Сила стрем ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реали- зации Сила стрем- ления Степень реализа- ции

Опти- мальное - - - - - - - -

Неопти- мальное 65,38 64,42 54,81 52,88 59,69 58,66 59,69 58,66

Проме- жуточное 34,62 35,58 45,19 47,12 40,31 41,34 40,31 41,34

Сила стремления к принятию и одобрению своих планов, переживаний и действий так же у большинства родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия (54,81 %) в неоптимальном состоянии, у некоторых (45,19 %) в промежуточном. По степени реализации данных стремлений несколько преобладает доля родителей (52,88 %) с неоптимальным состоянием и чуть меньший процент родителей (47,12 %) с промежуточным.

Сила стремления к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями, культурному, приемлемому для других людей, выражению «отрицательных» стремлений и эмоций, быстрому реагированию на своё плохое состояние и нахождению способов его улучшения у преобладающего количества дисциплинарноориентированных родителей (59,69 %) в неоптимальном состоянии и несколько меньший процент родителей (40,31 %) в промежуточном состоянии. Реализация этих стремлений у большинства родителей (58,66 %) в неоптимальном состоянии и у некоторых (41,34 %) - в промежуточном.

Следует заметить, что в группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми отсутствуют родители с оптимальным состоянием психологической культуры и приблизительно в равных пропорциях по всем составляющим психологической культуры распределились родители с неоптимальным и промежуточным состоянием силы стремления и степени реализации самопознания, положительного самоотношения и саморегуляции. То есть у большинства испытуемых в группе родителей с дисциплинарно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми существует низкая необходимость стремления и возможности гармонизации собственной личности, то есть чётко осознавать и пониманию себя, свои желаний, свой характер, находить психологические причины своего настроения, своих ошибок, осознавать своё предназначение, жизненный путь познавать и анализировать свои желания; одобрять свои планы и поступки, принимать свои достоинства и недостатки, ценить и уважать себя, свой внутренний мир; гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями, культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции, быстро реагировать на своё плохое состояние и находить способы его улучшения.

Полученные с помощью ^критерия Стьюдента данные позволяют проследить преобладание средних значений в группе родителей с оптимальным состоянием пси-

хологической культуры по всем показателям, характеризующим личностноориентированную модель взаимодействия с детьми и состояние психологической культуры в разных модальностях (восприятие личности, действий и чувств ребёнка, позитивные реакции и чувства родителя, представления о родителях, восприятие прошлого настоящего и будущего, покорно-застенчивый, зависимый, сотрудничающий и альтруистический стили межличностных отношений, состояние психологической культуры в модальностях «Хочу», «Могу», «Надо», «Родитель», «Я как родитель») и более высокие средние значения в группе родителей с несформированной психологической культурой по показателям, характеризующим ориентацию на дисциплинарную модель взаимодействия (негативные реакции родителя, авторитарный, независимо-доминирующий, агрессивный и недоверчиво-скептический стили межличностных отношений).

Анализ значений t - критерия (при p = 0,05 и числе степеней свободы 47, критическое значение 2,01) по всем исследуемым нами показателям, свидетельствует о наличии статистически значимых различий между данными, полученными в группах родителей с оптимальным и неоптимальным состоянием психологической культуры. Соотношение значений t - критерия и t - статистики (в соответствии с правилом принятия решения при использовании модифицированного критерия Стьюдента, если значение t - критерия (t - статистика) > или = t - критического двустороннего (t -критерий), то существует различие между результатами измерений, существенное и систематическое) позволяет утверждать, что по всем показателям существуют статистически значимые различия, кроме стажа родительства, показателя, который не имеет прямого отношения к характеристике модели, либо состояния психологической культуры родителей.

Таким образом, можно утверждать, что по всем основным показателям существуют статистически значимые различия в группах родителей с оптимальным и неоптимальным состоянием психологической культуры.

Список литературы

1. Исаева Н. И. Профессиональная культура психолога образования. - Москва - Белгород, 2002. - 235 с.

2. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.83 - 91.

3. Миллер Д. Планы и структура поведения. - М., 1965. - 232 с.

4. Мотков О. И. Психология самопознания личности: практ. пособие. - Москва, 1993.

5. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Изд. Центр «Академия», 2005. - 368 с.

6. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, коррекции, практики: пособие для студентов психол. ф-тов. - М.: Логос, 1995.

7. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной,

Е. О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 230 с.

CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF PARENTS WITH DIFFERENT MODELS OF INTERACTION WITH CHILDREN

This article analyzes the results of studying of psychological culture of parents choosing different models of interaction with children. Psychological culture is studied by measuring the strength of the urge, opportunity and need for self-knowledge, certain characteristics of self-relation and self-regulation. We identify some characteristics of psychological culture of parents using disciplinary and personality-based model of interaction with the children.

Keywords: psychological culture, patterns of interaction with the children, the disciplinary model, personality-based model, self-knowledge, self-attitude, self-regulation.

N. I. Isaeva E. A. Ovsyanikova

Belgorod National Research University

e-mail:

isaeva3@mail.ru

ovsyannikova@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.