Научная статья на тему 'Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования'

Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ПЕДАГОГ / TEACHER / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION REFORM / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ / PROFESSION PRESTIGE / HIGHER SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Ирина Алексеевна

В статье проанализированы психологические и социальные проблемы, которые связаны с профессиональной идентичностью педагога высшей школы (ВШ). Выделены объективные факторы, затрудняющие профессиональную идентичность педагога ВШ: сочетание в структуре данной профессии составляющих нескольких профессий учёного, педагога и воспитателя, из которых педагогом ВШ признаётся первичной роль учёного, а роли педагога и воспитателя чаще всего игнорируются; наличие конкурирующей профессиональной идентичности специалиста экономиста, юриста, историка, инженера и т. п. Кроме того, профессиональную идентичность педагога ВШ затрудняет снижение престижности данной профессии в современной России, связанное с отрицательными следствиями реформ высшей школы. В результате профессия педагога высшей школы относится сегодня к одной из наиболее сложных с точки зрения профессиональной идентичности. Затрудняется восприятие педагогами себя как общности, как «мы», увеличивается желание педагогов выйти из данной общности. Всё это отрицательно влияет на систему высшего образования, лишает её стабильности, расшатывает изнутри. В статье подчёркивается важность психологического подхода к изменениям, планируемым и проводимым в системе высшего образования, важность учёта психологических факторов формирования профессиональной идентичности педагога ВШ как одного из условий эффективности работы учреждений высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL IDENTITY PROBLEM OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER AT THE PRESENT STAGE OF EDUCATION DEVELOPMENT

The article analyzes the psychological and social problems that are associated with the professional identity of the higher education teacher (HS). The objective factors obstructing the professional identity of the higher education teacher are identified: the combination of several occupations in the structure of this profession the scientist, the teacher and the educator, from which the primary role of the scientist is recognized, and the role of the teacher and educator is most often ignored; The presence of a competing professional identity of specialist economist, lawyer, historian, engineer. Moreover, the professional identity of the higher school teacher makes it difficult because of reducing the prestige of this profession in modern Russia, associated with the negative consequences of higher school reforms. As a result, the profession of the higher education teacher is today one of the most difficult in terms of identity. It is difficult for teachers to perceive themselves as a community, as "we", the desire of teachers to withdraw from this community increases. All this negatively affects the system of higher education, deprives it of stability, shakes it from within. The article emphasizes the importance of the psychological approach to the changes planned and conducted in the system of higher education, the importance of taking into account the psychological factors shaping the professional identity of the higher school teacher as one of the conditions for the effectiveness of the institutions of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования»

Ostapenko Irina Alekseevna PSYCHOLOGICAL ANALYSIS .

pedagogical sciences

УДК 371.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Остапенко Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Донской государственный аграрный университет (347740, Россия, Зерноград, ул. Свердлова, 44, e-mail: kppostapenko@rambler.ru)

Аннотация. В статье проанализированы психологические и социальные проблемы, которые связаны с профессиональной идентичностью педагога высшей школы (ВШ). Выделены объективные факторы, затрудняющие профессиональную идентичность педагога ВШ: сочетание в структуре данной профессии составляющих нескольких профессий - учёного, педагога и воспитателя, из которых педагогом ВШ признаётся первичной роль учёного, а роли педагога и воспитателя чаще всего игнорируются; наличие конкурирующей профессиональной идентичности специалиста - экономиста, юриста, историка, инженера и т. п. Кроме того, профессиональную идентичность педагога ВШ затрудняет снижение престижности данной профессии в современной России, связанное с отрицательными следствиями реформ высшей школы. В результате профессия педагога высшей школы относится сегодня к одной из наиболее сложных с точки зрения профессиональной идентичности. Затрудняется восприятие педагогами себя как общности, как «мы», увеличивается желание педагогов выйти из данной общности. Всё это отрицательно влияет на систему высшего образования, лишает её стабильности, расшатывает изнутри. В статье подчёркивается важность психологического подхода к изменениям, планируемым и проводимым в системе высшего образования, важность учёта психологических факторов формирования профессиональной идентичности педагога ВШ как одного из условий эффективности работы учреждений высшего образования России.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, психология, педагог, педагог высшей школы, высшая школа, реформы образования, профессия, престижность профессии.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL IDENTITY PROBLEM OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER AT THE PRESENT STAGE OF EDUCATION DEVELOPMENT

© 2017

Ostapenko Irina Alekseevna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the chair of humanitarian disciplines and foreign languages Don State Agrarian University (347740, Russia, Zernograd, st. Sverdlov, 44, e-mail: kppostapenko@rambler.ru)

Abstract. The article analyzes the psychological and social problems that are associated with the professional identity of the higher education teacher (HS). The objective factors obstructing the professional identity of the higher education teacher are identified: the combination of several occupations in the structure of this profession - the scientist, the teacher and the educator, from which the primary role of the scientist is recognized, and the role of the teacher and educator is most often ignored; The presence of a competing professional identity of specialist - economist, lawyer, historian, engineer. Moreover, the professional identity of the higher school teacher makes it difficult because of reducing the prestige of this profession in modern Russia, associated with the negative consequences of higher school reforms. As a result, the profession of the higher education teacher is today one of the most difficult in terms of identity. It is difficult for teachers to perceive themselves as a community, as "we", the desire of teachers to withdraw from this community increases. All this negatively affects the system of higher education, deprives it of stability, shakes it from within. The article emphasizes the importance of the psychological approach to the changes planned and conducted in the system of higher education, the importance of taking into account the psychological factors shaping the professional identity of the higher school teacher as one of the conditions for the effectiveness of the institutions of higher education in Russia.

Keywords: identity, professional identity, psychology, teacher, higher school teacher, higher school, education reform, profession, profession prestige.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проходящий в Российской Федерации процесс глубокого реформирования всех сфер общественной жизни неизбежно коснулся и системы образования как одного из важнейших факторов стабильного развития общества. В системе образования наблюдается тенденция к психологизации, то есть к повышению важности психологического осмысления роли педагога, выяснению психологических оснований эффективности педагогической деятельности.

Проблема профессиональной идентичности - одна из центральных проблем такого уровня. От того, насколько комфортно ощущает себя педагог в рамках своей профессиональной идентичности, во многом зависит эффективность его профессиональной деятельности, общение с коллегами, психологическая и стрессоустойчивость. Идентичность представляет собой свойство психики человека, поэтому требует именно психологической трактовки и обоснования.

Идентичность можно воспринимать сегодня как факт, как стабильную психологическую особенность личности и как проблему. В связи с последним аспектом в науке появляются новые понятия - «кризис идентичности» [1], «негативная идентичность» [2], «нестабильная идентичность» [3], «эволюция идентичности» [4] и

т. п. Как отмечает М.Л. Магидович, научные работы с проблемной трактовкой идентичности «отражают не пессимистическую позицию авторов, а реальное положение дел, зафиксированное авторитетными социологическими исследованиями» [5, с. 3]. Данные понятия показывают, что в формировании и развитии идентич-ностей существуют сложности, и целью исследователей является не только выявление данных проблем, но и обсуждение путей их решения, способов стабилизации идентичности, от которой во многом зависит сегодня стабильность общества, его социальной организации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема профессиональной идентичности привлекает внимание представителей различных отраслей гуманитарного знания. Наибольший интерес к идентичности проявляют сегодня социологи, так как социология предполагает изучение социальной группы, а профессиональное сообщество является именно социальной группой. Однако истоки исследования идентичности заложены философией, которая рассмотрела идентичность в рамках соотношения «Я» и «Другого». По мнению И. Нойманна, для того чтобы идентифицировать себя с группой, нужно знать отличительные свойства «своих» и «чужих». Идентификация

педагогические науки

Остапенко Ирина Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ...

себя с определённой группой «своих» прежде всего связана с противопоставлением группе «Других» [6, с. 101]. Для большинства современных философов очевидно сочетание философских и социальных оснований рассмотрения идентичности: идентичность как категорию социальной философии рассматривает Э.Р. Гатиатуллина [7], социокультурные основания идентичности как философской проблемы - И.А. Зверева [8].

В настоящий момент в науке, в частности, в кандидатских диссертациях, рассмотрена профессиональная идентичность представителей самых разных профессий: П.С. Пухно анализирует формирование профессиональной идентичности сотрудников МВД [9], А.В. Акопян - адвокатов [10], Я.С. Рочева посчитала необходимым описать социально-профессиональную идентичность муниципальных служащих [11]. М.Л. Магидович посвящает анализу профессиональной идентичности художника докторскую диссертацию; она выделяет социокультурные механизмы формирования данной идентичности, в том числе представление об оппозиционной сущности культуры, идентичность культуры, этнокультурную составляющую и т. д. [5, с. 11-12].

Становится предметом исследования и профессиональная идентичность педагогов. На примере профессии учителя её рассматривает в докторской диссертации А.В. Шакурова, по мнению которой основная функция профессиональной идентичности учителя - обеспечивать «успешную реализацию образовательных задач в условиях модернизации отечественного образования» [12, с. 10]. З.В. Ермакова в кандидатской диссертации по психологии рассматривает профессиональную идентичность социального педагога [13]. Анализируются также отдельные компоненты профессиональной идентичности педагога, например, эмпатия [14], психоэмоциональный компонент [15], рефлексия [16]. Исследователи нередко обращают внимание на кризисные явления в сфере профессиональной идентичности педагога и их зависимость от процесса модернизации образовательной системы [17].

Профессиональная идентичность преподавателей вузов также попала в сферу внимания специалистов. Е.Р. Ахметшина рассматривает её особенности в условиях стратификации высших учебных заведений [18], Л.Н. Молчанова выясняет её зависимость от удовлетворённости педагога профессиональной деятельностью [19], С.В. Сильченкова и Е.Б. Ермолаева выявляют зависимость профессиональной идентичности от учёной степени педагога ВШ [20].

Формирование целей статьи. Цель статьи - проанализировать проблемы, существующие в профессиональной идентичности педагога ВШ, выявить причины сложности данной профессиональной идентичности и наметить пути решения данной проблемы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Профессиональная идентичность понимается нами как «результат соотнесения группы с профессией, который выражает внутреннее и внешнее представление о своем месте в профессиональной общности, сопровождается принятием определенных ценностей и смыслов через отношение к профессиональной деятельности, с учетом объективных и субъективных характеристик» [11, с. 10]. Как отмечает П.С. Пухно, «в сознании зрелого человека присутствует целый пакет идентичностей, который в условиях стабильной общественной системы определяет ценностно-смысловую направленность развития личности» [9, с. 3]. Профессиональная идентичность - лишь одна из идентичностей, важных в сознании индивида. Она определяется в числе последних, когда сознание уже в основных чертах сформировалось, и в нём присутствуют физиологическая, гендерная, расовая, этническая, возрастная, классовая, гражданская, политическая, региональная, идеологическая и другие идентичности. В соответствии с каждой из идентичностей, человек

входит в определённые социальные группы, например, относится, к примеру, к женщинам, среднего возраста, русским, семейным людям, представителям среднего класса, интеллигенции и т. п. Сущность идентичности состоит в том, что в каждой из этих социальных групп индивид должен ощущать себя естественно и комфортно.

Логично предположить, что состав профессиональных идентичностей в современном обществе соответствует составу профессий и видов деятельности, то есть весьма велик. Несомненно, существуют профессиональные идентичности грузчика, уборщицы, проститутки, вора и представителей других малопрестижных и сложных в социальном и этическом отношении профессий. Однако наиболее значимы для науки идентичности тех профессиональных групп, которые определяют развитие общества, способствуют его динамике или, наоборот, статике. К числу таких идентичностей относится и профессиональная идентичность педагога.

Чтобы исследование профессиональной идентичности педагога было более объективным, мы провели анкетирование, в котором участвовали 53 преподавателя Азово-Черноморского института. Вопросы анкеты:

1. С точки зрения профессиональной идентичности я считаю себя:

1) учёным;

2) педагогом;

3) воспитателем;

4) другое (экономистом, филологом, автомобилистом, физиком и т. п.).

2. Профессия педагога ВШ в современной России:

1) престижна;

2) не престижна;

3) другое.

3. Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я:

1) снова стал(а) бы педагогом ВШ;

2) ни в коем случае не стал(а) бы педагогом ВШ;

3) получил(а) бы дополнительно другую профессию.

Результаты данного анкетирования мы использовали

в дальнейшей работе.

Профессиональная идентичность педагога высшей школы затруднена ввиду нескольких объективных обстоятельств. Во-первых, педагог ВШ сочетает несколько профессиональных ролей (учёного, педагога и воспитателя), среди которых, в соответствии со спецификой высшей школы, превалирует роль учёного. Педагоги ВШ защищают кандидатские и докторских диссертации, руководят научными работами студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, пишут научные статьи и монографии, являются членами и главами научных школ, разрабатывают новые научные концепции и т. п. 40 % проанкетированных нами педагогов ВШ заявили, что они в первую очередь учёные. Роль педагога (по сути учителя) в иерархии профессиональных идентичностей педагога ВШ занимает, как правило, вторую позицию (в процессе нашего анкетирования педагогами назвали себя 22 % опрошенных). Наши многолетние наблюдения показывают, что педагоги ВШ не празднуют День учителя (5 октября), так как не идентифицируют себя с учителями; в то же время День науки (8 февраля) они считают своим праздником. Роль воспитателя в восприятии педагога ВШ вообще является маргинальной (идентифицируются себя как воспитатели не более 5 % опрошенных). Для педагогики несомненно, что без воспитания и развития нет обучения, что образовательный процесс имеет обязательную воспитательную компоненту. Это ясно любому школьному учителю, но это не признаётся педагогом ВШ. Большинство преподавателей нацелены только на то, чтобы передать студентам знания, и не задумываются о том, что попутно воспитывают у них активную жизненную позицию, толерантность, милосердие, патриотизм, добросовестность, самостоятельность, аккуратность и многие другие качества.

Ostapenko Irina Alekseevna PSYCHOLOGICAL ANALYSIS .

pedagogical sciences

Во-вторых, профессиональная идентичность педагогов ВШ затруднена в силу того, что почти каждый из них имеет, помимо педагогической, ещё одну профессию (специальность) - психолога, филолога, энергетика, автомобилиста, юриста, экономиста и т. д. 33 % опрошенных нами педагогов ВШ идентифицируют себя не как учёных, педагогов, воспитателей, а как экономистов, инженеров, физиков, биологов и т. д. Эта идентичность у педагогов ВШ гораздо выше, чем у школьных учителей, что способствует, с одной стороны, большей разобщённости коллектива педагогов одного образовательного учреждения ВО, с другой - консолидации связей между членами микрогрупп, которая, как правило, имеет практическую реализацию в ходе работы кафедр. Как практическое отражение данной особенности профессиональной идентичности в вузах широко празднуются такие профессиональные праздники, как День энергетика (22 декабря), День автомобилиста (последнее воскресенье октября), День филолога (25 мая) и др. При этом далеко не каждый педагог ВШ способен после нескольких лет работы в вузе безболезненно сменить вид деятельности (например, в связи с сокращением) и стать, в соответствии со своей специальностью, экономистом, инженером, агрономом, юристом.

В-третьих, профессиональная идентичность педагога ВШ, которая, как видно из аргументов, приведённых выше, и без того объективно затруднена, проходит сегодня сложный период испытаний. Снижается авторитет педагога ВШ, уменьшается престижность этой профессии. В процессе проведённого анкетирования всего 32 % опрошенных педагогов ВШ сказали, что данная профессия в современной России престижна; 35 % заявили, что непрестижна; остальные указали, что её престижность относительна - зависит от политики государства и вуза. Немаловажным фактором здесь является небольшая заработная плата преподавателя вуза (для кандидата наук, доцента при полной ставке это около 16 тысяч в месяц; сравните, в советское время месячная зарплата доцента составляла около 300 рублей - огромная в те времена сумма!). Ещё один фактор - миф о коррумпированности педагогов ВШ. Конечно, отдельные факты коррупции в вузах страны присутствуют (хотя эти взятки в 500-2000 рублей выглядят странно в сопоставлении с миллионными «барашками в бумажке» высшего чиновничества), но обывательское представление о преподавателе ВШ распространяет маску взяточника на каждого, что подвергает профессиональную идентичность педагога испытанию. Кроме того, нельзя не упомянуть, что профессия педагога ВШ проходит сегодня ряд трансформаций, основная из которых состоит в том, что повышается необходимость оформления невероятного количества документов. Педагог становится писарем, от него требуется в первую очередь продуктивность на этом фронте, и никого по большому счёту уже не волнует, как он ведёт занятия и ведёт ли он их вообще.

Педагогическая деятельность становится для педагога ВШ всё менее комфортной, что особенно ярко проявляется в вузах, не относящихся к «элитным». Как отмечает Е.Р. Ахметшина, «неравенство возможностей вузов формирует неопределенность будущего и критический характер идентификации преподавателей, поскольку стратификация учебных заведений осуществляется не естественным путем (на основе успехов), а административным - "сверху"» [18, с. 10]. Постоянная угроза сокращения служит распространению лицемерия, угодничества перед начальством, подсиживания коллег. Скрытое сокращение и завуалированное уменьшение зарплаты (например, с помощью увеличения количества рабочих часов на одну ставку) служат угнетающими факторами, так как педагог понимает, что сегодня, работая на 0,6 ставки, он делает тот же объём работы, что вчера на полную ставку. И педагоги вынуждены работать на неполные ставки. Кроме того, во многих вузах педагоги сталкиваются со снижением образовательного уровня

студентов, их удручает и подавляет незнание теми элементарных фактов истории, литературы, техники. Всё это - факторы, затрудняющие профессиональную идентичность педагога, которые связаны с проводимыми в России реформами системы образования. Только 20 % опрошенных нами педагогов заявили, что, если бы у них была возможность вернуться в прошлое, они снова стали бы педагогами ВШ; 33 % указали, что ни в коем случае не выбрали бы снова эту профессию; остальные близки ко второму ответу, они заявили, что использовали бы в качестве профессии свою основную специальность - инженера, экономиста, бухгалтера и т. п.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Профессиональная идентичность педагога ВШ сегодня является одной из самых сложных в системе профессиональных идентич-ностей российского общества. Она затруднена в силу сочетания педагогом ВШ нескольких ролей (учёного, педагога и воспитателя), из которых большинство педагогов признают только роль учёного; в силу формирования в сознании педагога ВШ идентичности в рамках ещё одной профессии (соответствующей специальности педагога), а также в силу критического уменьшения престижности профессии педагога в современном обществе. Естественно, данная ситуация не может не отразиться негативно на состоянии высшего образования в России. От педагога зависит очень многое в системе высшего образования: организация научной, учебной и воспитательной работы, установление деловых и доверительных взаимоотношений со студентами - будущими коллегами, в итоге - качество обучения, уровень овладения студентами общими и профессиональными компетенциями и в целом - успешность функционирования образовательного учреждения. В случае трудностей в профессиональной идентификации эффективность каждого из названных компонентов снижается.

Профессиональная идентичность предполагает полное признание личностью себя принадлежащей к определённой профессии, закреплённость в сознании основных содержательных и эмоциональных компонентов, которые характерны для представителей этой профессии. Профессиональная идентичность даёт личности покой, осознание важности собственной деятельности, а значит, и собственной жизни. Человек чувствует себя самодостаточным, понимает, что он на своём месте, что его жизнь проходит продуктивно и плодотворно. В условиях кризиса профессиональной идентичности наблюдаются прямо противоположные явления, ведущие к эмоциональной нестабильности личности, формированию представления о собственной ненужности, неэффективности своей работы, к эмоциональному выгоранию педагога. Дисгармония в сфере профессиональной идентичности может воздействовать на другие идентичности личности - семейную, гражданскую, политическую, идеологическую и др.

Одним из серьёзных упущений, которые произошли в системе современного высшего образования и подействовали на расшатывание профессиональной идентичности педагога ВШ, стало непонимание или недопонимания важности психологического подхода к любым изменениям, планируемым и осуществляемым в системе образования. Психологизм предлагает постоянный внимательный учёт психологических особенностей личности, прогнозирование с точки зрения психологии следствий тех или иных трансформаций (реформ). Психологизм является технологией будущего, пока он не начнёт превалировать в восприятии социальных явлений, реформы не станут эффективными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крылов А.Н. К вопросу о кризисе идентичностей // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 95-104.

2. Даутова А.Р. Негативная идентичность как фактор усиления экстремизма // Профилактика экстремизма в молодежной среде: Сб. мат. Республ. науч.-практ.

педагогические науки

Остапенко Ирина Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ...

конф. Уфа: Башк. акад. гос. службы, 2016. С. 80-85.

3. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27-30.

4. Алаудинов А.А. Предпосылки возникновения и основные направления эволюции региональной идентичности // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2014. № 3 (24). С. 56-61.

5. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей; научн. ред. А. Миллер; перс. с англ. В. Литвинова, И. Пильщикова. М.: Новое издательство, 2004. 336 с.

6. Гатиатуллина Э.Р. Идентичность как категория социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Нальчик, 2012. 18 с.

7. Зверева И.А. Идентичность как философская проблема (социокультурные основания): автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2010. 27 с.

8. Пухно П.С. Формирование профессиональной идентичности сотрудников МВД: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.04. Новочеркасск, 2005. 20 с.

9. Акопян А.В. Управление процессом формирования профессиональной идентичности адвокатов как социально-профессиональной группы: социально-технологические аспекты: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.08. СПб., 2009. 24 с.

10. Рочева Я.С. Социально-профессиональная идентичность муниципальных служащих: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. СПб., 2010. 24 с.

11. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06. СПб., 2005. 45 с.

12. Шакурова А.В. Профессиональная идентичность учителей как субъектов трудовой деятельности: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. Нижний Новгород, 2014. 51 с.

13. Ермакова З.В. Профессиональная идентичность социального педагога: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.03. Хабаровск, 2007. 23 с.

14. Месникович С.А. Эмпатия как компонент профессиональной идентичности педагога // Актуальные проблемы психологии в образовании: Сб. научн. ст. по итогам раб. межрегион. науч.-практ. семинара с меж-дунар. участ. / Научн. ред. И.А. Синкевич. Мурманск: Мурманск. аркт. гос. ун-т, 2016. С. 132-136.

15. Богданова Т.В. Психоэмоциональный компонент профессиональной идентичности современного педагога: задачи для эдологии // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели: коллективная монография / Отв. ред., введ. М.Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. С. 139151.

16. Кузнецова О.В. Рефлексия как необходимое условие становления профессиональной идентичности педагога-психолога // Горизонты зрелости: Сб. тезисов участников Пятой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития / Ред. Л.Ф. Обухова и др. М.: МГППУ, 2015. С. 68-73.

17. Краева М.Ю. Кризис профессиональной идентичности педагога в условиях модернизации образовательной системы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 103-108.

18. Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей вузов в условиях стратификации высших учебных заведений: автореф. дис. . канд. со-циол. наук: 22.00.04. Ульяновск, 2013. 28 с.

19. Молчанова Л.Н. Критериально-функциональное содержание профессионально-личностной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347. С. 142-146.

20. Сильченкова С.В., Ермолаева Е.Б. Профессио-

нальная идентичность педагога высшей школы Смоленска и Риги: различия по ученой степени // Известия Смоленского государственного университета. 2016. № 3 (35). С. 355-362.

Статья поступила в редакцию 10.10.2017 Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.