Научная статья на тему 'Лиминальность как важнейшая составляющая личности современного педагога высшей школы'

Лиминальность как важнейшая составляющая личности современного педагога высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИМИНАЛЬНОСТЬ / ЛИМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / LIMINALITY / LIMINAL STATE / HIGHER SCHOOL / HIGHER SCHOOL TEACHER / PROFESSIONAL DEFORMATION / EMOTIONAL BURNOUT / CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Ирина Алексеевна

В статье рассмотрено состояние личности современного педагога высшей школы с позиций лиминальности. Выявлено, что ли-минальность личности педагога обусловлена начавшимися в 90-х годах прошлого века реформами высшей школы и продолжающимся до настоящего времени переходом от образования старого типа к образованию нового, европейского образца. Лиминальное состояние это переходное, «пороговое» состояние, которое обязательно для личности в условиях значительных социальных и индивидуальных изменений. Лиминальное состояние казывает благотворное влияние на личность, стимулирует саморазвитие и раскрытие ее потенциала. Однако в условиях современного высшего образования состояние лиминальности является затянувшимся, а его кризисность провоцирует такие негативные последствия для личности педагога, как профессиональная деформация, эмоциональное выгорание и кризис профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liminality as the Most Important Component of the Contemporary Higher School Teacher’s Identity

The article considers the personality of a contemporary teacher of higher school from the standpoint of liminality. It has been revealed that the liminality of a teacher’s personality is conditioned by the reforms of the higher school which began in the 90s of the last century and continue to the present time. There has been a transition from the formation of the old type to the new European pattern. The liminal state is a transitional, “threshold” state, which is indispensable for the individual in conditions of significant social and individual changes. The liminal state has a beneficial effect on the individual, stimulates self-development and the disclosure of its potential. How ever, in conditions of modern higher education, the state of liminality is protracted, and its crisis provokes such negative consequences for the teacher’s personality as professional deformation, emotional burnout and a crisis of professional identity.

Текст научной работы на тему «Лиминальность как важнейшая составляющая личности современного педагога высшей школы»

УДК 371.8: 316.6 ББК 74.58: 88.5

ЛИМИНАЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

| И.А. Остапенко

Аннотация. В статье рассмотрено состояние личности современного педагога высшей школы с позиций лиминальности. Выявлено, что ли-минальность личности педагога обусловлена начавшимися в 90-х годах прошлого века реформами высшей школы и продолжающимся до настоящего времени переходом от образования старого типа к образованию нового, европейского образца. Лиминальное состояние — это переходное, «пороговое» состояние, которое обязательно для личности в условиях значительных социальных и индивидуальных изменений. Лиминальное состояние казывает благотворное влияние на личность, стимулирует саморазвитие и раскрытие ее потенциала. Однако в условиях современного высшего образования состояние лиминальности является затянувшимся, а его кризисность провоцирует такие негативные последствия для личности педагога, как профессиональная деформация, эмоциональное выгорание и кризис профессиональной идентичности.

Ключевые слова: лиминальность, лиминальное состояние, высшая школа, педагог высшей школы, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, кризис профессиональной идентичности.

35

LIMINALITY AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT

OF THE CONTEMPORARY HIGHER SCHOOL TEACHER'S IDENTITY

| I.A. Ostapenko

Abstract. The article considers the personality of a contemporary teacher of higher school from the standpoint of liminality. It has been revealed that the liminality of a teacher's personality is conditioned by the reforms of the higher school which began in the 90s of the last century and continue to the present time. There has been a transition from the formation of the old type to the new European pattern. The liminal state is a transitional, "threshold" state, which is indispensable for the individual in conditions of significant social and individual changes. The liminal state has a beneficial effect on the individual, stimulates self-development and the disclosure of its potential. How-

ever, in conditions of modern higher education, the state of liminality is protracted, and its crisis provokes such negative consequences for the teacher's personality as professional deformation, emotional burnout and a crisis of professional identity.

Keywords: liminality, liminal state, higher school, higher school teacher, professional deformation, emotional burnout, crisis of professional identity.

В современной гуманитарной науке все больше внимание начинает уделяться исследованиям ли-минальности и лиминальных состояний. В справочной литературе лими-нальность трактуется как «промежуточная, в определенном смысле переходная социальная ситуация развития личности в системе общественных отношений, характеризующаяся потерей прежнего социального положения и сопряженной с ним статусно-ролевой позиции в условиях невступления в новую социальную роль» [1]. Изучение лиминальности восходит к исследованиям французского антрополога Арнольда ван Геннепа, посвященным ритуалам перехода, которые проходит в своем 36 существовании индивид. По А. ван Геннепу, вся жизнь человека представляет собой последовательность состояний (рождение, взросление, половое созревание, брак, смерть), каждое из которых не наступает сразу, а предусматривает состояние лиминальности. Находясь в данном состоянии, человек уже избавляется от связи с предыдущим состоянием, но еще не переходит в следующее [2].

Лиминальное состояние — это пороговое состояние, являющееся по своей природе кризисным и служащее развитию личности индивида. В современной гуманитарной науке лими-нальность является предметом иссле-

дования философии, культурологии, социологии, педагогики, психологии, медицины и других наук. А.И. Бобков анализирует с позиций лиминально-сти кризис в духовном развитии современного общества [3]. Д.С. Мартьянов заявляет о лиминальности науки и профессионализма, состоящей в изменении института профессии [4]. Н.Г. Щербинина характеризует как лиминальный феномен современной российской политики, существующей в условиях «недостаточной легитимности» российской власти [5]. Ряд исследований посвящен проявлению лими-нальности в художественном тексте, в изображении писателями состояний своих героев [6; 7], а также в кинематографе [8]. Л.И. Фусу рассматривает состояния лиминальности, важные с точки зрения психологии и формирования социальной структуры общества — переходный возраст, состояния болезни, вступление в брак и др. [9]. В то же время проблема лиминально-сти применительно к современному высшему образованию, его состоянию и к личности педагога ВШ в научных исследованиях является недостаточно изученной.

Цель статьи — выявить признаки лиминальности как составляющие элементы личности педагога современной высшей школы; определить значение лиминального состояния для личности педагога.

У состояния лиминальности есть масса положительных моментов. Оно вызывает у личности необходимость активного саморазвития, стимулирует саморефлексию, вызывает потребность осознания своего места в социуме, построения перспектив собственной профессиональной деятельности на ближайшее и более длительное время. Лиминальность становится важной категорией психологии саморазвития — «современной динамично развивающейся области психологии, призванной раскрыть возможности человека в самоорганизации и самоуправлении с помощью имеющихся у него психических ресурсов для самореализации и воплощения его личностного и интеллектуального потенциала» [10, с. 45]. Состояние лиминальности заставляет человека пересмотреть представления о себе, сложившиеся у него на предыдущем этапе развития личности, и обнаружить скрытый потенциал — интеллектуальный, эмоциональный, ментальный. Именно пребывая в состоянии лиминальности, педагог начинает стремиться к повышению своего профессионального уровня, овладению активными и интерактивными способами и приемами обучения [11], развитию высшего образования, например, его гуманитаризации [12].

При этом кризисный характер лиминальности вызывает у личности необходимость в выходе из состояния лиминальности и переходу к новому состоянию личности. Индивидуум понимает, что постоянно находиться в состоянии кризиса невозможно, и необходим переход к более стабильному и менее напряженному для психики состоянию.

В условиях затянувшейся реформе высшей школы (ВШ), лиминальность стала неотъемлемым компонентом существования современного педагога ВШ. Как отмечает Л.И. Фу-су, важнейшими этапами лиминаль-ности являются «пограничность, кризис и его преодоление» [9, с. 153]. Реформа высшей школы была начата еще в 90-х годах прошлого века, когда была создана ситуация погра-ничности, приведшая к кризису. Педагоги были поставлены в условия, когда им пришлось переосмыслить суть своей работы в высшей школе. Очень быстро ушло в прошлое представление о важности системы высшего образования для государства, адекватной замены этому представлению не найдено до сих пор. Современные исследователи все чаще заявляют о негативных последствиях реформы высшего образования. К примеру, В.Г. Макаренко отмечает такие отрицательные результаты реформ, как «присоединение России к Болонской конвенции (2003), платность высшего образования, текучесть, миграция и эмиграция специалистов, низкая заработная плата научно-педагогических кадров» [13, с. 53]. Хочется отметить, что у реформ ВШ есть негативные последствия и на психологическом уровне, связанные с личностью педагога.

Для индивидуума, находящегося в состоянии лиминальности, несомненно, что это именно «пороговое», переходное состояние, в которое он вошел и из которого в ближайшем будущем выйдет. Индивид осознает, что являлось «точкой входа» в лими-нальность (для педагога ВШ ясно, что это — начало реформ высшей школы и перестройки всей системы

37

ВЕК

38

высшего образования), а вот «точка выхода» является вариативной. Индивид понимает, что возможны различные способы его перехода в новое состояние. Сравним: в ситуации с таким лиминальным состоянием, как гражданский брак, возможные выходы — заключение официального брака и прекращение сожительства; в ситуации полового созревания возможные выходы — гетеросексуальная или гомосексуальная ориентация личности. Если говорить о лиминаль-ности современного педагога ВШ, то он тоже представляет себе несколько вариантов выхода из затянувшегося лиминального состояния. Во-первых, педагог ВШ предполагает, что только его выход из системы российского высшего образования станет нормальным завершением его собственной лиминальности. Во-вторых, педагог ожидает, что реформы, наконец, завершатся, положение высшего образования в России определится, угроза увольнения будет устранена. В то же время длительность лими-нального состояния может вызвать у педагога уверенность в том, что оно будет всегда, что это состояние не ли-минальное, а обычное, и поэтому следует смириться и осуществлять педагогическую деятельность в состоянии сильнейшего личностного кризиса. Последний выход приводит к наиболее разрушительным последствиям для личности педагога, способствует профессиональной деформации, эмоциональному выгоранию и кризису профессиональной идентичности педагога.

М.С. Голубь определяет профессиональную деформацию как «деструкции, возникающие в процессе выполнения профессиональной дея-

тельности, негативно влияющие на ее продуктивность» [14, с. 48]. Применительно к профессии педагога профессиональная деформация приводит к усложнению педагогического общения, склонности педагога к агрессии в общении с коллегами и студентами, к конфронтации. Естественно, в результате профессиональной деформации снижается эффективность педагогической деятельности. Уровень образования студентов, степень их воспитания и развития перестают быть для педагога первичными целями работы.

Эмоциональное выгорание педагога относится к проблемам психологического благополучия личности. В.В. Бойко определяет его как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмиру-ющие воздействия» [15, с. 64]. Эмоциональное выгорание влияет «на психофизическое здоровье, снижает эффективность деятельности педагогов» [16, с. 52]. Оно может выражаться в снижении любви к профессии; в равнодушном отношении к студентам (а ведь ни для кого не секрет, что педагог должен быть неравнодушным), к перспективам своего карьерного роста, к повышению собственной профессиональной квалификации; в появлении нервных реакций на различные раздражители, провоцировании педагогом конфликтов с коллегами, студентами и администрацией и т. д.

Профессиональная идентичность современного педагога ВШ имеет определенные сложности и отражает воздействие лиминальности на лич-

ность преподавателя. Рассматривая ранее проблему профессиональной идентичности педагога ВШ, мы выявили, что ее затрудняют такие факторы, как «сочетание в структуре данной профессии составляющих нескольких профессий — ученого, педагога и воспитателя, из которых педагогом ВШ признается первичной роль ученого, а роли педагога и воспитателя чаще всего игнорируются; наличие конкурирующей профессиональной идентичности специалиста — экономиста, юриста, историка, инженера и т.п.», а также «снижение престижности данной профессии в современной России, связанное с отрицательными следствиями реформ высшей школы» [17, с. 132]. К числу таких факторов относится и лими-нальность педагога ВШ, нахождение его личности в условиях затянувшегося «порогового», кризисного состояния. Лиминальность становится фактором, подрывающим стабильность педагогической профессии, расшатывающим восприятие ее как престижной и важной для общества.

Итак, в условиях современного высшего образования сложилась ситуация лиминальности. Начавшиеся в 90-х годах прошлого века реформы высшей школы привели к тому, что педагог ВШ оказался в ситуации кризиса. Он вышел из прежней системы высшей школы, но не обрел прочного места в новой системе, так как реформы продолжаются и не во всем стали позитивными для высшего образования. В настоящее время лиминальность перестала быть фактором, стимулирующим развитие личности педагога. Позитивные факторы лиминальности (стимуляция личностного развития, раскры-

тие потенциала личности, переосмысление человеком своих взглядов и поступков, самоопределение индивида) перестают действовать, если лиминальное состояние затягивается. Кризисность, свойственная лиминальности и ставшая для современного педагога ВШ обыденным явлением, стимулирует негативные изменения в его личности: появление профессиональной деформации, профессионального выгорания, кризис профессиональной идентичности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://translate.academic. га/Энциклопедический%20словарь%20 по%20психологии%20и%20педагогаке% 202013/ru/ (дата обращения: 08.04.2018).

2. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов [Текст] / А. ван Геннеп; пер. с франц. — М.: Восточная литература РАН, 1999. — 198 с.

3. Бобков, А.И. Социальная лиминальность и сконструированная этноархаика: различие смыслов [Текст] / А.И. Бобков // Вестник Томского государственного универси- 39 тета. — 2015. — № 394. — С. 74-78.

4. Мартьянов, Д.С. Лиминальность науки и профессионализма в политологии и социологии [Текст] / Д.С. Мартьянов // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. — Тамбов: Юком, 2015. — С. 82-83.

5. Щербинина, Н.Г. Лиминальность как феномен современной российской политики [Текст] / Н.Г. Щербинина // Тоталитаризм и тоталитарное сознание: Мат. 18-й регион. ежегод. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.С. Шутов. — Томск: Кит, 2016. — С. 146-150.

6. Колмакова, О.А. Лиминальность как принцип поэтики романа А. Королева «Эрон» [Текст] / О.А. Колмакова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 10. — С. 193-197.

40

7. Седов, А.Ф. Топос «Сибирь» в художественном мире Ф.М. Достоевского («Записки из мертвого дома») [Текст] / А.Ф. Седов // Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сб. научн. тр. Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Д. Беловой. — Саратов: Саратовский источник, 2017. — С. 57-60.

8. Гамзатова, П.Р. Лиминальность как архетип в творчестве Ф. Феллини [Текст] / П.Р. Гамзатова // Обсерватория культуры.

— 2015. — № 3. — С. 70-78.

9. Фусу, Л.И. Переходные состояния личности и общества: пограничность, кризис и его преодоление [Текст] / Л.И. Фусу // Фундаментальные аспекты психического здоровья. — 2017. — № 2. — С. 153-155.

10. Щукина, М.А. Стадия лиминальности в саморазвитии личности [Текст] / М.А. Щукина // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2017. — № 1 (27). — С. 45-51.

11. Крылова, М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Текст] / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования. — 2016. — № 4 (22). — С. 39-46.

12. Магомедова, Е.В. Гуманитаризация высшего образования как обязательное условие профессиональной мобильности [Текст] / Е.В. Магомедова, И.А. Остапенко // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — Т. 23. — С. 51-54.

13. Макаренко, В.Г. Высшее образование в России (1992-2016 гг.): к оценке последствий реформ [Текст] / В.Г. Макаренко // Образовательный потенциал Тихоокеанской России. ХУШ-ХХ1 вв.: Мат. Восьмых Крушановских чтений (2016 г.). — Владивосток: Дальнаука, 2017. — С. 53-59.

14. Голубь, М.С. Профессиональная деформация педагога высшей школы [Текст] / М.С. Голубь // Вестник Академии знаний.

— 2015. — № 13 (2). — С. 47-50.

15. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие [Текст] /В.В. Бойко. — М.: Наука, 2003. — 154 с.

16. Кроливецкая, И.Е. К вопросу об эмоциональном выгорании педагогов (на приме-

ЕК

ре ГБПОУ РО Зерноградский техникум агротехнологий) [Текст] / И.Е. Кроливецкая, А.Н. Романюк // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2017. — Т. 23. — С. 52-56.

17. Остапенко, И.А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования [Текст] / И.А. Остапенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 132-135.

REFERENCES

1. Bobkov A.I., Sotsialnaya liminalnost i skonstru-irovannaya etnoarkhaika: razlichie smyslov, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2015, No. 394, рр. 74-78. (in Russian)

2. Boiko V.V., Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh: uchebnoe poso-bie, Moscow, Nauka, 2003, 154 р. (in Russian)

3. Entsiklopedicheskii slovar po psikhologii i pedagogike. 2013, available at: https://trans-late.academic.ru/Entsiklopedicheskii%20sl-ovar%20po%20psikhologii%20i%20peda-gogike%202013/ru/ (accessed: 08.04.2018). (in Russian)

4. Fusu L.I., Perekhodnye sostoyaniya lichnosti i obshchestva: pogranichnost, krizis i ego preodolenie, Fundamentalnye aspekty psikh-icheskogo zdorovya, 2017, No. 2, рр. 153155. (in Russian)

5. Gamzatova P.R., Liminalnost kak arkhetip v tvorchestve F. Fellini, Observatoriya kultu-ry, 2015, No. 3, рр. 70-78. (in Russian)

6. Gennep A. van. Obryady perekhoda. Siste-maticheskoe izuchenie obryadov; Per. s frants. Moscow, Vostochnaya literatura RAN, 1999, 198 р. (in Russian)

7. Golub M.S., Professionalnaya deformatsiya pedagoga vysshei shkoly, Vestnik Akademii zna-nii, 2015, No. 13 (2), рр. 47-50. (in Russian)

8. Kolmakova O.A., Liminalnost kak printsip poetiki romana A. Koroleva "Eron", Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, No. 10, рр. 193-197. (in Russian)

9. Krolivetskaya I.E., Romanyuk A.N., K vo-prosu ob emotsionalnom vygoranii peda-gogov (na primere GBPOU RO Zernograd-skii tekhnikum agrotekhnologii), Nauchno-

metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2017, Vol. 23, pp. 52-56. (in Russian)

10. Krylova M.N., Interaktivnye metody v sisteme prepodavaniya gumanitarnykh distsip-lin v tekhnicheskom vuze, Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2016, No. 4 (22), pp. 39-46. (in Russian)

11. Magomedova E.V., Ostapenko I.A., Guman-itarizatsiya vysshego obrazovaniya kak oby-azatelnoe uslovie professionalnoi mobilnos-ti, Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept, 2016, Vol. 23, pp. 51-54. (in Russian)

12. Makarenko V.G., "Vysshee obrazovanie v Rossii (1992-2016 gg.): k otsenke posledst-vii reform", In: Obrazovatelnyi potentsial Tikhookeanskoi Rossii. XVIII - XXI vv.: Collection of scientific papers Vosmykh Krusha-novskikh chtenii (2016 g.), Vladivostok, Dal-nauka, 2017, pp. 53-59. (in Russian)

13. Martyanov D.S., "Liminalnost nauki i profes-sionalizma v politologii i sotsiologii", in: Ak-tualnye voprosy v nauchnoi rabote i obrazo-vatelnoi deyatelnosti: Collection of scientific papers of the International Conference, Tambov, Yukom, 2015, pp. 82-83. (in Russian)

14. Ostapenko I.A., Psikhologicheskii analiz problemy professionalnoi identichnosti ped-agoga vysshei shkoly na sovremennom etape razvitiya obrazovaniya, Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya, 2017, Vol. 6, No. 4 (21), pp. 132-135. (in Russian)

15. Sedov A.F., "Topos 'Sibir' v khudozhestven-nom mire F.M. Dostoevskogo ("Zapiski iz mertvogo doma")", in: Mezhdistsiplinarnye svyazi pri izuchenii literatury: Collection of scientific papers, Proceedings of the VlIrd International Conference , ed. T.D. Belovoi, Saratov, Saratovskii istochnik, 2017, pp. 5760. (in Russian)

16. Shcherbinina N.G., "Liminalnost kak fenomen sovremennoi rossiiskoi politiki", In: Totalitarizm i totalitarnoe soznanie, Proceedings of the XVIIIrd Conference, ed. V.S. Shutov, Tomsk, Kit, 2016, pp. 146-150. (in Russian)

17. Shchukina M.A., Stadiya liminalnosti v samorazvitii lichnosti, Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo in-stituta psikhologii i sotsialnoi raboty, 2017, No. 1 (27), pp. 45-51. (in Russian)

Остапенко Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Азово-Черноморский инженерный институт, филиал Донского государственного аграрного университета, г Зерноград, kppostapenko@rambler.ru Ostapenko I.A., PhD in Philosophy, Associate Professor, Humanitarian Disciplines and Foreign Languages Department, Azov-Black Sea Engineering Institute, Branch of the Don State Agrarian University, Zernograd, kppostapenko@rambler.ru

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.