А. И. Лучинкина
УДК 316.61:004.946
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
и нтернет-технологии значительно расширили жизненное пространство личности, давая выигрыш во времени и игнорируя расстояния. Появление личных кабинетов, перенесение филиалов организаций разного плана, дистанционное обучение, многочисленные интернет-музеи и библиотеки, виртуальные кинотеатры и многое другое позволяют рассматривать интернет как пространство для жизни личности. Вместе с тем в интернет-пространство активно переносятся и различные виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая. Сказанное акцентирует внимание исследователя на том, что Интернет из техногенной среды превращается в среду обитания, которая обладает фантастическими возможностями по сравнению с реальным пространством. Очевидно, что процесс социализации личности недостаточно рассматривать только в реальной среде. Вхождение личности в интернет-пространство влечет за собой не только адаптацию к новой среде, но и социализацию в ней. Игнорирование особенностей интернет-социализации может привести к девиации личности пользователя, что будет выражаться в его асоциальном и антисоциальном поведении в сети.
Проблема заключается в том, что исследований девиантного направления социализации личности в интернет-пространстве крайне мало. Между тем понимание закономерностей этого процесса, ведущих к девиант-ной социализации личности в сети, необходимо для ранней профилактики подобных явлений.
Целью статьи является анализ результатов эмпирического исследования процесса интернет-социализации личности.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме социализации личности в интернет-пространстве позволил сделать вывод о том, что процесс интернет-социализации разворачивается по мотивационной, мифологической и инструментальной составляющим. Инструментальная составляющая характеризуется уровнем инструментальной компетентности (умением целенаправленно работать с информацией, скоростью навигации, т. е. умением ориентироваться в интернет-пространстве, поисковой стратегией (пассивной, отбора, динамичной) [4]. Мотиваци-онная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальному и интернет-пространству; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве [2]. Последняя группа делится на две подгруппы: потребительские мотивы (пользователь только пользуется возможностями, но сам в сети ничего не производит) и творческие (пользователь преображает интернет-пространство).
Мифологическая составляющая характеризуется представлениями личности о роли Интернета в жизни человека и личными мифологемами пользователей. Представления личности о роли Интернета в жизни человека могут быть конструктивными, т. е. такими, которые не мешают входу личности в интернет-пространство, и деструктивными, основанными на социальных мифах об Интернете [3; 5].
Интернет-социализация осуществляется в три этапа: доинтернетный, начальный и основной. Доинтернетный этап связан с получением человеком информации об интернет-среде, способствующей формированию его представлений о роли Интернета. Нормативная интернет-социализация на данном этапе предусматривает наличие конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека, которые в дальнейшем способ-
ствуют формированию социально одобренных мотивов личности к вхождению в интернет-среду и стремлению к повышению инструментальной компетентности.
На начальном этапе интернет-социализации пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных; деловых; рекреационных и игровых; познавательных, которые легче удовлетворить в интернет-пространстве, чем в реальной среде. Представление о роли Интернета в жизни человека могут меняться. Пользователь на этом этапе выступает лишь потребителем информации, развлечений, услуг, которые предоставляются в интернет-пространстве. Нормативность интернет-социализации на начальном этапе определяется сочетанием конструктивных представлений о роли Интернета, сформированных на предыдущем этапе; социально одобренных потребительских мотивов и достаточной для реализации этих мотивов инструментальной компетентностью.
Основной этап интернет-социализации связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг. В рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность. Нормативная интернет-социализация, с нашей точки зрения, на этом этапе предполагает наличие конструктивных представлений об Интернете, социально одобряемые потребительские и творческие мотивы, средний и высокий уровень инструментальной компетентности [1].
В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики: анкетирование и интервьюирование - для выявления мотивов пользования Интернетом, срока и времени пребывания в Интернете; авторский опросник «Институты социализации» -для определения ведущих институтов и механизмов социализации; методика незакончен-
Таблица 1
Распределение пользователей на этапах интернет-социализации
Этап интернет-социализации (количество пользователей) Тип социализации Составляющие
Инструментальная компетентность Мифологическая (представления о роли Интернета в жизни человека) Мотивационная
Доинтернетный (400) Нормативная (255) Отсутствует Конструктивные представленияо роли Интернета в жизни человека Нормативная
Девиантная (145) Отсутствует Социальные мифы Отсутствует
Начальный (412) Нормативная (329) Начальный или достаточный уровни Конструктивные представления о роли Интернета в жизни человека Нормативная потребительская
Девиантная (183) Начальный или достаточный уровни Социальные мифы Девиантная потребительская
Основной (548) Нормативная (404) Достаточный или высокий уровни Конструктивные представления о роли Интернета в жизни человека Нормативная потребительская и творческая
Девиантная (144) Достаточный или высокий уровни Социальные мифы Девиантные потребительская и творческая
ных предложений, методика парных сравнений (Л. В. Скворцов), контент-анализ текстов произведений пользователей и их страниц в социальных сетях, методика мотивационных тенденций Ж. Нюттена - для определения потребностей и мотивов личности; интент-анализ самоотчетов пользователей - для исследования мифологической составляющей интернет-социализации.
В исследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 12 до 65 лет (1360 человек), из них: пользователи (960) и непользователи (400 человек) Интернета. Эмпирическая часть исследования проходила следующим образом: 640 человек участвовали непосредственно, а с другими исследуемыми (720 человек) проводилась работа в режиме онлайн, то есть методики исследования
предоставлялись на личных страницах автора в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», «ГасеЬоок».
Результаты дисперсионного анализа подтвердили распределение полученных в исследовании показателей направленности мотивации, уровня инструментальной компетентности, культурных стереотипов относительно Интернета по этапам интернет-социализации (см. табл. 1).
Учитывая, что нормативные интернет-пользователи на всех этапах имеют конструктивные представления об Интернете, социально одобряемые потребительские и творческие мотивы, средний и высокий уровень инструментальной компетентности, отметим, что девиантный тип интернет-социализации констатирован у 472 респондентов.
Доинтернетный этап. Девиантное направление интернет-социализации на доинтернет-ном этапе предполагает сформированный у пользователей миф «Интернет - зло», который на фоне отсутствующей инструментальной грамотности, тормозит процесс интернет-социализации и вызывает негативную мотивацию пользования Интернетом. Ведущим механизмом социализации выступает механизм внушения, что выражается в присоединении ко всем негативным мифам об Интернете, ощущении собственной беззащитности перед виртуальным пространством Интернета, страхе посещения нового пространства; проявляется в демонстрации негативного отношения к интернет-пространству.
Ассоциативный ряд со словом Интернет у данной группы респондентов в 61 % случаев имеет негативную окраску, например: Интернет - бесполезное время препровождение - опасность - психи - потеря - бездельники - глупость - кража.
Неудовлетворенными потребностями в реальном пространстве являются потребности в безопасности. Контент-анализ произведений пользователей этой группы обнаружил, что основной мотив относительно Интернета - мотив самосохранения (х2 = 38,4).
Начальный этап интернет-социализации. Интернет-социализация на начальном этапе предполагает отношение пользователей к интернет-пространству как к одному из ведущих институтов социализации. Так что на этом уровне могут находиться пассивные (190 человек), ситуативные (214 человек), активные пользователи (108 человек).
Девиантное направление интернет-социализации на этом этапе предполагает наличие мифов о роли Интернета в жизни человека, например: «В Интернете существует вседозволенность», в частности «В Интернете можно повернуть время», «Только в Интернете можно жить». Подобные мифы в сочетании с девиантными игровыми мотивами на фоне достаточного уровня инструментальной компетентности характерны для группы пользователей, которые проводят большую часть времени на игровых порталах. Респонденты
использовали следующие ассоциации со словом Интернет: игра, друзья, счастье, удовлетворение, хорошее настроение, герой, победа. В ассоциативном ряде присутствовали фамилии героев, названия игр, преобладала положительная оценка интернет-пространства. Исследование развертывания мифологической составляющей интернет-социализации у игроков выявило высокий уровень присоединения к мифологеме «герой», что проявляется в выборе игровых сюжетов и персонажей игры, которые совершают героические поступки: побеждают врага в борьбе, проходят все уровни сложности в игровых ситуациях. Доинтернетные установки, с которыми коррелирует указанные мифологемы: метафоры, приобретенные респондентами в подростковом возрасте, в частности: «герои всегда побеждают», «герои всегда хорошие люди», «вся жизнь - игра». Такое сочетание установок доинтернетной социализации также способствует созданию волшебной картины мира указанной группы пользователей. Только 15% аватаров игроков представлены реальными фотографиями и никами, в остальных случаях - героями игры, в которую играет пользователь; аватарами, никами, которые также имеют мифологический характер.
Исследование развертывания инструментальной составляющей интернет-социализации группы игроков выявило высокий уровень виртуальной грамотности в 65 % случаев. Такие результаты свидетельствовали о свободной ориентации пользователей в интернет-пространстве.
Сравнение мотивов игроков в реальном и виртуальном пространстве выявило, что в интернет-пространстве у игроков достоверно возрастает мотивация достижения (хемп2 = 37,9). В игровой деятельности несущественно снижаются мотивы аффилиации и помощи. Достоверные изменения происходят с мотивами достижения (х емп2 = 37,3). Стоит отметить, что агрессивные мотивы у игроков также снижаются в ходе игровой деятельности в интернет-пространстве.
Сочетание мифологемы «путешественник» с мифом «в Интернете все можно де-
лать безнаказанно» на фоне девиантной формы реализации мотива взноса [2] присущи группе ситуативных пользователей, которые распространяют спам. Среди мотивов, присущих личности только в интернет-пространстве, следует отметить мотивы взноса, обозначенного присутствия, воплощения в роль, которые отнесены нами к группе потребительских мотивов [2].
Таким образом, пользователь с девиант-ным направлением интернет-социализации на начальном этапе отличается от нормативного, во-первых, направленностью потребительской мотивации [1]; во-вторых, деструктивными представлениями о роли Интернета в жизни человека. Стоит отметить, что игровая мотивация в пользователе в интернет-пространстве усиливается, что в отдельных случаях приводит к возникновению игровой зависимости.
Основной этап интернет-социализации сопровождается личным вкладом пользователей в развитие интернет-пространства. В ходе исследования были определены несколько групп пользователей, процесс интернет-социализации которых имел отклонения от нормативного течения: пользователи, у которых Интернет занимает первое место в иерархии институтов социализации; игроки -пользователи с чрезмерно выраженными игровыми мотивами; коммуникативные девианты.
Рассмотрение хода процесса интернет-социализации в институциональной парадигме позволяет определить группу пользователей, для которых Интернет занимает первую позицию в иерархии институтов социализации (1,5 % выборки). Указанную группу можно разделить на две подгруппы: пользователи, которые проводят в интернет-пространстве все свободное время, но работают или учатся и высокий уровень вовлеченности может быть связан с личностными качествами; пользователи, которые игнорируют реальное пространство и связанные с ним потребности (не работают, не учатся, не выполняют санитарно-гигиенические нормы относительно своего тела). Следовательно, ука-
занные пользователи имеют достаточный и высокий уровень инструментальной грамотности, могут изменять виртуальное пространство самостоятельно, но придерживаются мифа о том, что Интернет является особой страной со своими законами, а они в ней живут. Основными потребностями, которые удовлетворяются в интернет-пространстве указанной группой пользователей, является информационный голод, потребность личного пространства.
Исследование развертывания инструментальной составляющей интернет-социализации группы пользователей, для которых Интернет является первым в иерархии институтов социализации, выявило высокий и достаточный уровни виртуальной грамотности в 100 % случаев. Такие результаты свидетельствовали о свободной ориентации пользователей в интернет-пространстве. Ассоциативный ряд относительно понятия «Интернет» для респондентов этой группы показал, что Интернет воспринимается ими как особая страна со своими законами. Респонденты использовали следующие ассоциации: страна, жизнь, счастье, удовольствие, «то, что мне надо», наркотик.
По экспертным заключениям членов семьи, педагогов, друзей указанная группа пользователей проводит все свободное время в Интернете, практически не общается со своим окружением в реальной жизни.
Исследования развертывания мифологической составляющей интернет-социализации у таких пользователей выявило высокий уровень следования мифологеме «Интернет -вселенское благо». Доинтернетные установки, с которыми коррелирует указанные мифологемы: метафоры и приказы, которые были приобретены респондентами в подростковом возрасте. Такое сочетание установок до-интернетной социализации способствует созданию волшебной картины мира указанной группы пользователей. Пользователи активно создают мифологический контент в сети: придумывают сложные пароли, представляют себя путешественниками по Вселенной, 49 % из них верит в интернет-приметы, например:
если нет коннекта - надо постучать по системному блоку.
Аватары указанной группы пользователей имеют абстрактный характер. В некоторых случаях - метафорический. При контент-анализе произведений пользователей указывается на отсутствие дома при отсутствии коннекта: «Интернет мне нужен как воздух. Если мне приходится быть там, где нет Интернета, я чувствую себя бомжом, обычным бомжем. У меня же ничего нет, кроме моей страницы и моего кабинета в сети». Склонность к метафорическому мышлению пользователей приводит к изменениям аватаров: они могут взрослеть, обрастать атрибутикой.
Исследование мотивационной составляющей интернет-социализации указанных респондентов показало, что основной потребностью, которая побуждает их к выходу в сеть, выступает информационный голод. Указанные пользователи стремятся к ежеминутному пополнению информации любого рода.
Сравнение мотиваций в реальном и виртуальном пространствах для указанной группы пользователей выявило следующие особенности:
1. В интернет-пространстве достоверно возрастает роль мотивации достижения для указанной группы пользователей (и эксп. = 656,000, Итеор= 628 при р = 0,05; Итеор = 557 при р = 0,01).
2. В интернет-пространстве мотивация влияния, доминирования существенно возрастает по сравнению с реальным пространством (И эксп. = 656,000, Итеор = 628 при р = 0,05; Итеор= 557 при р = 0,01). Пользователи указывают, что получают удовольствие от осознания собственных возможностей.
3. Достоверно растет мотивация саморазвития (И эксп. = 656,000, Итеор= 628 при р = 0,05; Итеор = 557 при р = 0,01).
4. Существенно уменьшается агрессивная мотивация пользователей по сравнению с реальным пространством (И эксп. = 638,000, Итеор= 628 при р = 0,05; Итеор= 557 при р = 0,01).
5. Растет мотив аффилиации (И эксп. = 609,000, Итеор= 557 при р = 0,01). Социальные
взаимодействия очень характерны для хакеров и представляют для них ценность: хакеры довольно активно взаимодействуют между собой, а также объединяются в группы, стремятся быть узнанным другими, поделиться опытом.
Основным мотивом, возникающим под влиянием Интернета, является мотив личного пространства. Пользователи указывают на желание иметь что-то свое, куда другие не имели бы возможности заходить, стремятся «все время проверять пределы расширения возможностей» компьютерных систем, что может быть вызвано неуверенностью в собственных способностях, стремлением к самоутверждению.
Основной этап интернет-социализации. Исследование основного этапа интернет-социализации пользователей выявило их склонность к репликации себя в интернет-пространстве с помощью одного или нескольких образов, регистрации в социальных сетях, активного участия на всевозможных форумах
Следующая группа пользователей с деви-антным направлением интернет-социализации на основном этапе - коммуникативные девианты. По экспертным оценкам выделяются тролли и коммуникативные девианты, которые переносят антисоциальную деятельность из виртуального пространства в реальное.
Группу пользователей, которая направлена в интернет-пространстве на вербальную агрессию в отношении других пользователей, определяют, как троллей. Эту группу составляют активные и чрезмерно активные пользователи, с чрезмерно выраженной коммуникативной мотивацией в интернет-пространстве. Интернет входит для этой группы пользователей в тройку ведущих институтов социализации личности, а первым в иерархии механизмом социализации становится механизм самовыражения.
Анализ развертывания мифологической составляющей интернет-социализации обнаружил, что тролли чаще всего присоединяются к мифологеме «преследователь» или «охотник», имеют не один, а несколько ников и аватаров. Аватары троллей могут быть
различными, однако в 88,6 % случаев они не отражают реальную личность пользователя (по материалам исследования).
Интент-анализ произведений пользователей с коммуникативными девиациями в интернет-пространстве выявил основные мотивы, которые появляются у пользователей указанной группы: мотив репликации (х2 = 37,9), что иллюстрируется созданием новых образов, новых страниц, входом в одну и ту же тему неоднократно после запрета модератора под другим ником; мотив взноса (х2 = 36,8). Тролли указывают, что должны оставить за собой какой-то след в интернет-пространстве.
К коммуникативным девиантам также могут быть отнесены брачные аферисты, интернет-мошенники. Надо определить, что их чрезмерная коммуникативная активность в сети имеет целью вымогательство денег у выбранной жертвы. Разница между троллями и указанной группой коммуникативных девиантов в том, что тролли удовлетворяют свои потребности в доминировании только в виртуальном пространстве, а мошенники и брачные аферисты выбирают Интернет в качестве посредника для удовлетворения своих потребностей в реальном пространстве. Существует достоверная разница в материальной мотивации нормативных пользователей и мошеннической группы - высокий показатель по материальным мотивам в мошеннической группе (х2 = 39,9).
Жертвы троллей и мошенников присоединены к мифологеме «Жертва» в треугольнике «охотник - жертва - спаситель», основные установки реальной социализации: «за всё надо платить», «сам виноват». Мотивация троллей, мошенников и жертв в виртуальном пространстве отличается от мотивации нормативных пользователей, наиболее выраженными являются мотивы помощи.
Сравнительный анализ мотивации указанной группы пользователей в реальном и виртуальном пространствах обнаружил две группы троллей: первая группа - тролли, которые в реальном пространстве имеют чрезмерно выраженные мотивы доминирования, агрессии, достижения. При сравнении моти-
ваций в реальном и виртуальном пространствах значение по данным показателям несущественно растет. Вторая группа троллей -пользователи, которые имеют гармоничный мотивационный профиль в реальном пространстве. Однако в виртуальном пространстве происходят существенные изменения мотивации достижения: интернет-пространство указанные респонденты считают наилучшей средой для самореализации (х2 = 39,9). В то же время существенно меняется мотивация аффилиации (х2 = 38,7): если в реальном пространстве указанная мотивация была выраженной, в Интернете респонденты данной группы не нуждаются в поддержке. Существенно по сравнению с пространством увеличивается мотивация доминирования (х2 = 40,1) и агрессивные мотивы (х2 = 37,9).
Мы считаем, что мотивы доминирования, власти и достижения являются ведущими для группы пользователей с девиант-ным направлением интернет-социализации.
Таким образом, проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Интернет-социализация - процесс расширения социального опыта личности в социально-культурном пространстве Интернета, происходящий благодаря поэтапному развертыванию инструментальной, мотива-ционной и мифологической составляющих данного процесса, ведущего к конструированию социального пространства субъектом.
2. Согласно этапу интернет-социализации у пользователей возникает определенная группа мотивов к пользованию интернет-пространством, формируются представления о роли Интернета в жизни человека, нарабатывается определенный уровень инструментальной компетентности.
3. Возникновение отклонений в процессе интернет-социализации происходит под влиянием ложных представлений о роли Интернета в жизни человека и девиантных мотивов пользования Интернетом. Ложные представления о роли Интернета в жизни человека и отсутствие мотивации к использованию интернет-пространства приводят к торможению процесса интернет-социализации; на началь-
ном этапе сочетание мифов об Интернете, девиантной формы реализации мотивов обозначенного присутствия, воплощения в роль приводят к отклонениям в процессе интернет-социализации, а в отдельных случаях и к интернет-зависимости; на основном этапе для пользователей с девиантным направлением интернет-социализации характерны заблуждения, девиантные потребительские и творческие мотивы.
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются результаты эмпирического исследования процесса интернет-социализации личности. Автор рассматривает развертывание мифологической, инструментальной и мотивационной составляющих интернет-социализации на каждом из ее этапов. В статье акцентируется внимание на группах пользователей с девиант-ным направлением интернет-социализации. Согласно этапу интернет-социализации у пользователей возникает определенная группа мотивов к пользованию интернет-пространством, формируются представления о роли Интернета в жизни человека, нарабатывается определенный уровень инструментальной компетентности. Автор отмечает, что возникновение отклонений в процессе интернет-социализации происходит под влиянием ложных представлений о роли Интернета в жизни человека и девиантных мотивов пользования Интернетом. Ложные представления о роли Интернета в жизни человека и отсутствие мотивации к пользованию интернет-пространством приводят к торможению процесса интернет-социализации на доинтернетном этапе; на начальном этапе приводят к отклонениям, а в отдельных случаях и к интернет-зависимости, сочетание мифов об Интернете, девиантной формы реализации мотивов обозначенного присутствия, воплощения в роль; на основном этапе для пользователей с деви-антным направлением интернет-социализации характерны заблуждения, девиантные потребительские и творческие мотивы.
Ключевые слова: интернет-социализация, мотивация, мифы, инструментальная составляющая, девианты.
SUMMARY
In the article the results of empirical research of process of Internet socialization of the personality are analyzed. The author considers the deployment of mythological, instrumental and motivational components of Internet socializing at each of its stages. The paper focuses on the user groups with deviant trend of online socialization. The author notes that emergence of deviations in the course of Internet socialization happens under the influence of false ideas of the Internet role in human life and deviant motives of use of the Internet. According to the stage of Internet socialization of users there is a certain group of motives to use the Internet space to form a view about the role of the Internet in life, work enough certain level of instrumental competence. False ideas of the Internet role in human lives and absence of motivation to use of Internet space lead to breaking of process of Internet socialization at a stage to internet; at the initial stage set myths about the Internet, a deviant form of realization of motives of the designated presence, embodiments in a role influence deviations in the course of Internet socialization, and in some cases emergence of Internet dependence; at the main stage for users with the deviant direction of Internet socialization are characteristic delusions, deviant consumer and creative motives.
Key words: online socialization, motivation, myths, instrumental component, deviants.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лучинкина А. И. Модель интернет-социализации личности. - 2014. - № 13 (сентябрь). [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/stat.php= 1410699460.
2. Лучинкина А. И. Специфика мотива-ции интернет-пользователей // Перспективы науки и образования [Электронный ресурс]. -URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive 14/14-06/6-2014-pdf_1406163.
3. Лучинкина А. И. Змютовний аналiз Mi-фолопчного етапу Iнтернет-соцiалiзацií // Горизонты образования. - Севастополь, 2012. -Вип. 3. - С. 231-240.
4. Лучинкина А. И. Анатз когштивно-шструментально! складово! 1нтернет-сощаль зацп // Вюник тслядипломно! освiти: зб. наук. пр. / Ун-т менеджменту освгга НАПН Укра!ни. - К.: Атопол, 2012. - Вип. 7 (20). -С. 312-319.
5. Лучинкина А. И. Мiфологiчний етап Iнтернет-соцiалiзацil / Проблеми полггачно! психологи та !! роль у становленш грома-дянина укра!нсько1 держави: зб. наук. пр. асощацп полiтичних психологiв Укра!ни, 1н-ту сощально! та полкичношсихологл НАПН Укра!ни. - К.: Золота ворота, 2012. - Вип. 13. -С. 330-338.
Е. С. Вакарев
УДК: 159.946
ИНДИВИДУАЛЬНО-
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
РАЗЛИЧИЯ В ПАРАМЕТРАХ
ТОЧНОСТИ
ПСИХОМОТОРНОГО
ДЕЙСТВИЯ
Несмотря на вековую историю исследований психомоторики, до сих пор отсутствует общепринятое понимание психологических основ двигательной активности человека, диагностики и формирования психомоторных свойств личности, механизмов психомоторной саморегуляции. Продуктивность психомоторных действий человека во многом определяется индивидуальными характеристиками субъекта и в наибольшей степени физическими и нейродинамическими факторами. Однако необходимо учитывать, в пер-
вую очередь, психологическую специфику психомоторики, в отличие от двигательной активности как более широкой формы проявления субъектности индивида. Как показано в результатах многочисленных экспериментальных исследований, наряду с другими психологическими факторами, качественное своеобразие функционирования механизмов психомоторики определяется существованием принципиально различных способов приема, обработки и реализации информации (в том числе и психомоторной), обусловленных уровнем функциональной асимметрии мозга, что отражается в предпочтении человеком в деятельности левой или правой конечности, органа чувств или половины тела, а также в разных стилях мышления.
О наличии взаимосвязи межполушарной асимметрии и движений свидетельствует ряд экспериментальных исследований в сфере медицины (Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова [2], А. П. Чуприков [11], М. Алле! [12]), физиологии и педагогике спорта (Е. С. Вакарев [4], В. В. Клименко [6]), гигиены труда (В. А. Бодров [1]), дифференциальной психофизиологии (П. М. Ермаков [5]). В психологической науке представленный вопрос рассматривается чаще относительно категории «психомоторное действие», а не «движение», что дает возможность анализировать психомоторику как деятельность, опосредованную спецификой мозговой организации регулятивных процессов.
Мы предприняли попытку экспериментально проверить гипотезу о том, что регуляция движений у лиц с левополушарным, пра-вополушарным и амбилатеральным типами межполушарной асимметрии достоверно различается и влияет на продуктивность психомоторных действий. В качестве индивидуально-типологических свойств мы рассматриваем тип межполушарной асимметрии. К основным параметрам точности психомоторного действия мы отнесли способность человека дифференцировать усилия, совершаемые правой и левой рукой, а также способность регулировать движения в пределах заданных пространственных параметров. Та-