Научная статья на тему 'Специфика мотивации интернет-пользователей'

Специфика мотивации интернет-пользователей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1601
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕНЦИЯ / MOTIVATION / INTERNET / INTERNET-USERS / NEEDS / SOCIALIZATION / REALIZATION / INTENTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична

Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальной и интернет-пространства; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве. Интернет-пространство способствует возникновению у пользователей специфических мотивов,которые могут быть отнесены к потребительским и творческим. Мотивы обозначенного присутствия и воплощения в роль предусматривают действия пользователя по известным правилам, которые заданы возможностями общения, условиями игры и не требуют личного творчества,что позволяет отнести их к потребительским мотивам. Мотивы взноса, репликации, личного пространства отнесены нами к творческим мотивам том, что их реализация предполагает создание новых форм взаимодействия, нового продукта. Указанные мотивы имеют нормативную и девиантную формы реализации. Нормативная форма реализации мотива предполагает деятельность пользователя в интернет-пространстве,не мешает жизнедеятельности пользователя и его окружения, как в виртуальном,так и в реальном пространствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific motivations of Internet users

Motivational components online socialization is characterized by three groups of motives: motives inherent in the real and online environment; motifs,which are difficult to meet outside the Internet space; motives inherent personality only in the Internet space. Internet space contributes to the users specific motifs that can be attributed to consumer and creative. Motifs highlight the presence and role in the Incarnation include user actions according to certain rules, which gives the communication conditions of the game and do not require personal creativity that can be attributed to their consumer motives. Motives contribution replication personal space allocated to us for creative reasons that their implementation involves the creation of new forms of interaction, a new product. These motifs are normative and deviant forms of implementation. Normative form of motive involves implementing user activity in the Internet space, does not interfere with vital user and his environment, both in the virtual and real spaces.

Текст научной работы на тему «Специфика мотивации интернет-пользователей»

УШ13Ш1!1Р101!1!14 6

А. И. Лучинкина Специфика мотивации интернет-пользователей

Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальной и интернет-пространства; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве. Интернет-пространство способствует возникновению у пользователей специфических мотивов,которые могут быть отнесены к потребительским и творческим. М-отивы обозначенного присутствия и воплощения в роль предусматривают действия пользователя по известным правилам , которые заданы возможностями общения, условиями игры и не требуют личного творчества ,что позволяет отнести их к потребительским мотивам. Мотивы взноса , репликации , личного пространства отнесены нами к творческим мотивам том, что их реализация предполагает создание новых форм взаимодействия , нового продукта. Указанные мотивы имеют нормативную и девиантную формы реализации. Нормативная форма реализации мотива предполагает деятельность пользователя в интернет-пространстве,не мешает жизнедеятельности пользователя и его окружения, как в виртуальном,так и в реальном пространствах.

Ключевые слова: мотивация, интернет-пространство, интернет-пользователи, потребности, социализация, реализация, интенция

А. I. Luchinkina

Jke specific motivations of Internet users

MMotivational components online socialization is characterized by three groups of motives: motives inherent in the real and online environment; motifs, which are difficult to meet outside the Internet space; motives inherent personality only in the Internet space. Internet space contributes to the users specific motifs that can be attributed to consumer and creative. M-otifs highlight the presence and role in the Incarnation include user actions according to certain rules, which gives the communication conditions of the game and do not require personal creativity that can be attributed to their consumer motives. .Motives contribution replication personal space allocated to us for creative reasons that their implementation involves the creation of new forms of interaction, a new product. These motifs are normative and deviant forms of implementation. Normative form of motive involves implementing user activity in the Internet space, does not interfere with vital user and his environment, both in the virtual and real spaces.

Keywords: motivation, Internet, Internet-users, Internet-users, needs, socialization, realization, intention

Постановка проблемы

асширение жизненного пространства за счет Интернета и нездоровый ажиотаж вОКРУг термина «интернет-зависимость» вызывает необходимость анализа, прежде всего мотивов, которые реализует пользователь в интер-рет-пространстве, а также определения формы Цх реализации — нормальной или девиантной. Проблема заключается в выявлении мотивов пользования и вхождения в интернет-пространство и их трансформаций в зависимости от формы реализации.

Анализ последних исследований по проблеме

Вхождение личности в интернет-пространство связано с возникновением мотивов, которые нельзя или сложно удовлетворить вне Интернета. Часть указанных потребностей и мотивов отличается от мотивов и потребностей, существующих в реальном пространстве, легкостью или формой удовлетворения: быстрый поиск людей, секс и т.

После присоединения к мифологическому пространству Интернета за счет мифов, спле-

Ярн, сткйзШ^ че^Овек реШаЯ^кЖой целью ему Необходимо войти в интернет-среду. Выбор Щели полностью зависит от потребности личности, которую она стремится удовлетворить. Формирование мотивов, принятие решения о следующей деятельности в Интернете является содержанием мотивационной составляющей ин-Вернет-социализации личности.

Исследования, проведенные учеными Стэн-фордского университета, показали, что существует по меньшей мере 10 условий, когда люди пользуются Интернетом: получение информации; общения; развлечения; работа, учеба; профессиональное общение и быстрый поиск людей; секс; торговля; самовыражения; поиск помощи любого вида - от медицинской к финансовой. Эта классификация причин указывает на наличие определенных мотивов у пользователей. Причем несколько причин могут быть объединены одним мотивом, что было подтверждено аналогичным исследованием в течение 1992-1998 гг.. российскими психологами (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский).

Авторская концепция

Мы считаем, в интернет-пространстве у личности возникают три группы мотивов: мотивы, присущие реальной и интернет-пространства, например: деловые, познавательные, самореализации, рекреационные и т. д; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве [1].

Целью данной статьи является анализ новых мотивов, свойственных личности только в интернет-пространстве.

Характеристики выборки. В исследование были включены интернет-пользователи с разной интернет-активностью: пассивные пользователи (220 человек), время пребывания в интернет-пространстве у которых до 1:00 и не более двух раз в неделю. Эти пользователи крайне редко общаются в Интернете, самостоятельно не проявляют поисковую активность, не склонны к изменению деятельности, сайта. Реальное пространство для них важнее виртуального; ситуативные пользователи (260 человек), которые посещают интернет-пространство каждые сутки в течение 1-2 часов. Проявляют интернет-активность только при необходимости, общаются только, когда есть свободное время. Иногда могут заниматься в Интернете несколькими деятельностями; активные пользователи (300 человек) находятся в Интернете 3-7 часов в сутки, занимаются каким-то делом, путешествуют по поисковым сайтам, всегда ищут ¡новую интересную для себя информацию и / или заходят в социальной сети вместе с вхо-Цом в Интернет, часто / всегда у них открыто несколько вкладок по разным темам и направлениям деятельности; чрезмерно активные ВЁЙ&зователи (180 человек), которые проводят

в интернет-пространстве более 7:00, общаются одновременно с группой пользователей в различных социальных сетях или разных группах, путешествуют по поисковым сайтам, знают, где искать нужную информацию, у них всегда открыто несколько вкладок. Могут одновременно заниматься несколькими деятельностями. Интернет-пространство для них более приоритетно, чем реальное.

Ход исследования. Для исследования новых мотивов, возникающих у личности непосредственно в интернет-среде нами использовался метод интент-анализа мини-сочинений пользователей об Интернете. Тексты были проанализированы по их общей интенциональной направленности. Исчислялось отношение количества подсчитанных интенций определенного вида к сумме всех интенций соответствующего типа. Не останавливаясь на уже известных мотивах пользования Интернетом, мы обратили внимание на те мотивы, которые присущи личности только в интернет-пространстве (см. рис.1).

В группе коммуникативных и деловых мотивов: мотив обозначенного присутствия — мотив одновременного общения с пользователями из географически разных мест в режиме реального времени. Нормативная реализация указанного мотива предполагает экономию времени общения, коммуникации в режиме он-лайн конференции, избирательный подход к установлению контактов. Девиантная реализация указанного мотива предусматривает ситуацию чрезмерности, когда социальная сеть, чат становятся поглотителями времени; возникает хаотичность контактов.

Интенциональная категория: обозначенное присутствие.

Характеристики: время и место, здесь и сейчас, везде.

Указанный мотив присутствует в 46% сочинениях респондентов. Респонденты указывают на то, что в интернет-пространстве факторы времени и места не имеют значения.

В группе рекреационных и игровых мотивов: мотив воплощения в роль — идентификация себя с образом уже существующего персонажа игры. В норме этот мотив реализуется в играх-онлайн, привлечение к которым не мешает жизнедеятельности в реальном пространстве. Девиантное проявление этого мотива выражается в подмене реально существующих персонажей и ведения от их имени агрессивной или компрометирующей переписки, другой социально не одобренной деятельности; чрезмерном привлечении к играм-онлайн, что мешает жизнедеятельности в реальном пространстве.

Интенциональная категория: воплощение в роль.

Характеристики: герой, чужая жизнь, анонимность, отсутствие ответственности. Интен-

300

250

200

150

100

50

"Ж7"

пассивные ситуативные

^ мотив обозначенного присутствия норма я мотив воплощения в роль норма Ф мотив взноса норма

.....мотив репликации норма

мотив личного пространства норма

активные чрезмерно активные

мотив обозначенного присутствия девиантный ■ мотив вопощения в роль девиантный

мотив взноса девиантный Ш мотив репликации девиантный ш мотив личного пространства девиантный

Рис. 1. Новые мотивы интернет-пользователей

циональная категория несущественно определена у пассивных пользователей, в основном, следующими интенциями: анонимность и отсутствие ответственности. Пользователь не создает новые образы, а наделяет новыми характеристиками уже существующих персонажей. В большинстве это относится к игрокам в ролевые игры онлайн. Из сочинения: «... я с удовольствием играю своего персонажа. У меня он получает другой характер...» (Парень, 14 лет, активный пользователь). «Мне больше нравится придумывать новый характер игровым героям, чем создавать новых ... Бывает, я думаю над изменением их характера достаточно долго ... а потом переживаю за своих героев ...» (парень, 19 лет, игрок он-лайн, активный пользователь).

Мотивы обозначенного присутствия и воплощения в роль предусматривают действия пользователя по известным правилам, которые заданы возможностями общения, условиями игры и не требуют личного творчества, что позволяет отнести их к потребительским мотивам.

В группе коммуникативных и познаватель-н|1х мотивов: мотив взноса — это мотив распространения информации, представляющей интерес для пользователя, на собственной стене в социальных сетях и стенах или личных сообще-йиях другим пользователям. Нормативная реализация этого мотива предполагает привлечение внимания других пользователей на новую ин-

формацию. Девиантная реализация этого мотива предполагает умышленную рассылку спама.

Интенциональная категория: взнос

Характеристики: перепост объявлений, музыки, навеска интересующих пользователя файлов на страницы других пользователей, спам, распространение порно, рассылка интересной информации. Присутствуют в произведениях ситуативных, активных, чрезмерно активных пользователей. Могут иметь нормативный или девиантный характер.

В качестве примера, рассмотрим отдельные сочинения: «Я захожу в Интернет каждый день. Не представляю, чтобы я делала, если бы Интернета не было. ... Мне нравится рассылать своим друзьям интересную информацию, песни или просто вывешивать новые файлы на свою страницу ... я чувствую себя так, если бы я хорошо выполнила сложную работу ... » (женщина, 21 год, активный пользователь).

Во втором сочинении «... я люблю делиться интересной информацией с другими. Иногда я рассылаю ее своим друзьям на стену, но чаще вешаю на свою. Если люди комментируют и ставят лайки — значит, информация действительно нужна ... » (мужчина, 27 лет, активный пользователь).

«Сегодня разослал всем друзьям в контакте видео Д. Пусть по отдельным частям тела догадаются, кто занимается сексом с А.» (чрезмерно активный пользователь, 16 лет.)

В группе рекреационных и игровых мотивов: мртив личного пространства — мотив создания личных кабинетов онлайн, ограничения для других пользователей сообщений на собственной стене в социальной сети, создание своего собственного мира. Нормативная реализация данного мотива предусматривает выделение личного пространства в Интернете, в который можно иногда погружаться. Девиантная реализация этого мотива выражается в превосходстве личного пространства в Интернете над личным пространством в реальной среде, глубоком погружении в интернет-пространство

Интенциональная категория: личное пространство

Характеристики: территория, своя, чужая.

Указанный мотив появляется у ситуативных, активных и чрезмерно активных пользователей: «Я выхожу в интернет-пространство, когда мне нужно побыть наедине. Я там нахожусь как бы в личном пространстве, отдельной комнате и т.д. ... И если я не хочу, меня никто не сможет достать ... Это единственное пространство, которое является моим ... » (женщина, 27 лет, активный пользователь).

«Для меня Интернет — это возможность перейти в другой мир, где я могу быть хозяйкой. Я играю в Симс ... у меня есть огромная комната, в которую хочется заглядывать чаще ... » (женщина, 38 лет, активный пользователь).

К личному пространству стремятся и мужчины: «Интернет дает мне возможность побыть независимым от семьи, создает мой особое пространство ... » (23 года, чрезмерно активный пользователь).

Мотив репликации — это мотив повторения себя путем создания новых страниц, героев, проживание нескольких жизней одновременно. Нормативная реализация этого мотива предусматривает создание новых страниц в социальных сетях, новых электронных адресов, собственных игровых героев, дополняет насыщенность реальной жизни интересными событиями в виртуальном пространстве и не мешает нормальной жизнедеятельности пользователя. Девиантная реализация мотива репликации выражается в чрезмерном стремлении к созданию новых образов себя, что приводит к нарушению нормального течения жизни пользователя в реальном пространстве или чрезмерном привлечении к ролевым играм онлайн.

Интенциональная категория: репликация

Характеристики: воспроизведение себя в новых ролях, возможность прожить несколько жизней, размножение, виртуальное рождения, виртуальная смерть.

Интенциональная категория практически не выражена у пассивных пользователей. У ситуативных пользователей преобладает мотивация регистрации в нескольких социальных сетях, ¡цескольких электронных адресов (21%). Интен-

ция создания новой роли присуща 44%Р^тктий-ным пользователям и 48% чрезмерно активных пользователей: «... для меня выход в Интернет — это, прежде всего, прогулка по страницам, которые я создала в социальных сетях. Я зарегистрировалась «ВКонтакте», на «Фейсбуке», в «Одноклассниках», «Моем мире» ... В некоторых случаях я меняю легенду. Так в «Моем мире» я — молодая женщина, которая только хочет познакомиться с мужчиной для серьезных отношений ... А в игре, в которую я играю с особым удовольствием, у меня есть муж и любовник. И мы с ними, бывает, ссоримся ... » (женщина, 65 лет, одинокая, активный пользователь).

«Если тебе предоставлена возможность прожить несколько жизней — глупо не использовать ее. Я придумываю себе истории и создаю образы, а потом с удовольствием наблюдаю, как развиваются события. Бывает, мне приходится уничтожать свои страницы ... это как убийство себя ... » (мужчина, 31 год, активный пользователь).

Мотивы взноса, репликации, личного пространства отнесены нами к творческим мотивам потому, что их реализация предполагает создание новых форм взаимодействия, нового продукта.

Среди пассивных пользователей с нормативной мотивацией 10% определяют в качестве нового мотива пользования интернет-пространством, мотив обозначенного присутствия в нормативной форме его реализации, другие пассивные пользователи нормативной мотивацией указывают на такие мотивы, которые могут быть реализованы и в реальной среде: послушать музыку, найти материал для работы, скачать фильм или игру. Из выше приведенного можно сделать вывод об отсутствии мотивов к пользованию Интернетом у основного количества пассивных пользователей. У ситуативных пользователей также наличествует мотивация обозначенного присутствия. Кроме того, по результатам исследования эти пользователи указывают на мотив взноса в нормативной и девиантной формах реализации. В общем, в указанной группе большинство пользователей являются нормативно мотивированными, что объясняется ростом интереса к возможностям интернет-пространства.

Количество активных пользователей с нормативной мотивацией составляет 72%, а чрезмерно активных — 78%. Такое распределение свидетельствует о том, что с ростом интернет-активности пользователей приоритетность интернет-пространства для них растет. В группе активных и чрезмерно активных пользователей 23% респондентов указывают, что их активность вызвана необходимостью: условиями труда, например. У активных и чрезмерно активных пользователей, кроме уже определенного

мотива ЗДШШачЙнного присутствия, возникЗезт ряд мотивов, присущих только пользователям в интернет-пространстве, в частности: мотив взноса, мотив репликации, мотив воплощения в ¡роль, мотив личного пространства. Количество пользователей с девиантной мотивацией среди Цктивных пользователей составляет 28%, а среди чрезмерно активных — 22% респондентов. Такое распределение свидетельствует о том, что активные пользователи прорабатывают все возможные средства взаимодействия с другими в виртуальной среде, в том числе и девиантные, что способствует росту девиантной мотивации. У чрезмерно активных пользователей наступает пресыщенность отдельными видами деятельности в Интернете, что приводит к угасанию интереса и возвращению к нормативной мотивации.

Таким образом, исследование мотивацион-ной составляющей позволило выявить мотивы пользователей интернет-пространства, присущие пользователям только в Интернете.

Интересным для нашего исследования является выявление связей между уровнем удовлетворенности потребностей личности в реальном пространстве и возникновением новых мотивов в интернет-среде. Исследование выявило, что существует достоверная статистическая связь между возникновением мотива взноса и неудовлетворенностью биологических потребностей (р = 0,458 **), социальных потребностей (р =

1. 2. 3.

Информация об авторе

Лучинкина Анжелика Ильинична

(Россия, Симферополь) Доктор психологических наук Заведующая кафедрой психологии Крымский инженерно-педагогический университет E-mail: aluch@ya.ru

0,39э':**)7чотршности в признании (р = 0,415 **). Такие результаты могут свидетельствовать о некоторых социальных потребностях, одностороннем уменьшении социальной дистанции. Существует весомая статистическая связь между возникновением мотива репликации и неудовлетворенностью в реальной среде социальных потребностей (р = 0,626 **) и потребностей в признании (р = 0,636 **). А вот мотив обозначенного присутствия связан с частичным неудовлетворением всех групп потребностей, однако, наиболее выраженная связь указанного мотива с неудовлетворенной потребностью в самореализации.

Мотив воплощения в роль возникает на почве неудовлетворенной потребности в безопасности: проще видеть мир глазами другого героя, чем своими собственными (р = 0,503 **). Кроме того, значительное влияние на формирование указанного мотива оказывает неудовлетворенность социальных потребностей (р = 0,462 **). Мотив личного пространства также возникает при неудовлетворенной потребности в безопасности (р = 0,333 **) и неудовлетворенности социальных потребностей (р = 0,291 **).

Таким образом, не только особые условия интернет-пространства, но и неудовлетворенность отдельных потребностей личности в реальном пространстве приводят к возникновению новых мотивов деятельности.

Information about the author

Luchinkina Anzhelika Il'inichna

(Russia, Simferopol) Doctor of Psychological Sciences Head of the Department of Psychology Crimean Engineering and Pedagogical University E-mail: aluch@ya.ru

ЛИТЕРАТУРА

Лучинкша А. I. Психолоия iнтернет-сощалiзащi особистосп : монографiя / А. I. Лучинкша. Омферополь : ВД «АР1АЛ», 2013. 356 с.

Лучинкша А. I. Психолоия людини в 1нтернеп : навч. поаб. / А. I. Лучинкша. К. : ООО «Информационные системы», 2013. 200 с.

Лучинкша А. I. Дослвдження потребово-мотивацшно! сфери особистосп у iнтернет-середовищi / А. I. Лучинкша // М1жнародш Челпашвсью психолого-педагоичш читання : зб. наук. пр. гуманиарний вкник ДВНЗ Переяслав-Хмельницький держ. пед. ун-т. Т. 1. К. : Гнозис, 2013. С. 262-270.

REFERENCES

Luchinkina A. I. Psikhologiia internet-sotsializatsti osobistosti : monografiia / A. I. Luchinkina [Psychology of the Internet socialisation : monograph]. Simferopol, VD «ARIAL» Publ., 2013. 356 p.

Luchinkina A. I. Psikhologiia liudini v Interneti: navch. posib. / A. I. Luchinkina [Human psychology on the Internet : textbook]. Kiev, Informatsionnye sistemy Publ., 2013. 200 p.

Luchinkina A. I. Doslidzhennia potrebovo-motivatsiino'isferi osobistosti u internet-seredovishchi / A. I. Luchinkina // Mizhnarodni Chelpanivs'ki psikhologo-pedagogichni chitannia : zb. nauk. pr. gumanitarnii visnik DVNZ Pereiaslav-Khmel'nits'kii derzh. ped. un-t. T. 1 [Research need-motivational sphere of personality in the Internet-environment // International Chelpanivs'ky psycho-pedagogical readings]. Kiev, Gnozis Publ., 2013. pp. 262-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.