УДК 316.61:004.946
АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ
© 2015 А.И. Лучинкина
докт. психол. наук, завкафедрой психологии e-mail: aluch@ya.ru
Крымский инженерно-педагогический университет»
В статье анализируется девиантное направление интернет-социализации. Автор рассматривает психологические закономерности социализации на каждом из ее этапов: доинтернетном, начальном и основном, анализирует причины отклонений процесса интернетсоциализации от нормативного. В статье приведены результаты исследований интернетсоциализации коммуникативных девиантов, пользователей, у которых Интернет является главным институтом социализации.
Ключевые слова: интернет-социализация, девиантное направление, этап интернетсоциализации, представления и мифы, мотивы, виртуальность.
Одним из следствий развития постнеклассического общества является всеобщая интернетизация населения. Распространение Интернета на все сферы жизнедеятельности человека, создание особых виртуальных миров и личных кабинетов делают актуальной проблему социализации личности в интернетпространстве. Интернет, завоевав статус жизненного пространства личности, таит в себе риски и бонусы, недоступные в реальном пространстве, что привлекает к нему все возрастающее число пользователей. Проблема заключается в поиске причин отклонения социализации в интернет-пространстве от нормы, что позволит обеспечить психологическое сопровождение данному процессу.
Целью статьи является анализ причин возникновения отклонений в ходе интернет-социализации личности.
Как нами было показано в более ранних исследованиях, интернетсоциализация осуществляется в три этапа: доинтернетный, начальный и основной [Лучинкина 2014]. Доинтернетный этап интернет-социализации связан с получением человеком информации об интернет-среде, способствующей формированию его представлений о роли Интернета.
На начальном этапе интернет-социализации пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных, деловых, рекреационных и игровых, познавательных, которые легче удовлетворить в интернетпространстве, чем в реальной среде; представление о роли Интернета в жизни человека могут меняться. Пользователь на этом этапе выступает лишь потребителем информации, развлечений, услуг, которые предоставляются в интернет-пространстве.
Основной этап интернет-социализации связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг. В рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность.
Возникновение отклонений в процессе интернет-социализации происходит под влиянием ложных представлений о роли Интернета в жизни человека и девиантных мотивов пользования Интернетом. Ложные представления о роли Интернета в жизни человека и отсутствие мотивации к использованию интернет-пространства приводят к
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
торможению процесса интернет-социализации; на начальном этапе сочетание мифов об Интернете, девиантной формы реализации мотивов обозначенного присутствия, воплощения в роль приводят к отклонениям в процессе интернет-социализации на данном этапе, а в отдельных случаях и к интернет-зависимости; на основном этапе для пользователей с девиантным направлением интернет-социализации характерны заблуждения, девиантные потребительские и творческие мотивы.
Каждый этап интернет-социализации привносит свой вклад в развитие личности пользователя. Нормативность этого вклада может быть оценена при допущении определённых критериев нормы [Лучинкина 2013].
Р.М. Шамионов, классифицируя критерии социализации, выделяет интегральные линейные критерии. К интегральным критериям ученый относит сформированность системы общения, социальную адаптированность,
самоактуализацию, личностную зрелость, смысловое самоопределение. Личностная зрелость, сценарии личностного самоопределения, самоактуализация представляют собой, по мнению исследователя, сложные структурные образования, которые претерпевают существенные изменения в соответствии с закономерностями социального и индивидуального развития (гетерохронность, изменение оснований) [Шамионов 2002]. Однако мы считаем, что личностная зрелость и смысловое самоопределение являются показателями сформированности субъективной картины мира личности, центральным ядром которой выступает мировоззрение.Структуру мировоззрения, по мнению К. Ясперса, составляют установки личности (предметные, саморефлективные, самоформирования); мирообразы (чувственно-пространственный, метафизический) и сакральность (жизнь духа) [Ясперс, 2009].
В работах Д. А. Леонтьева отмечается, что на становление и развитие мировоззрения влияют теоретические и эмпирические знания субъекта о мире, особенности языка и других знаковых систем, личностные смыслы. В структуре мировоззрения ученый определяет четыре аспекта: содержательный, ценностный, структурный, функциональный. Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение исследователем мировоззрения как мифа и как деятельности. Фактически исследователь рассматривает мировоззрение в динамике, как деятельность. Он подчеркивает соответствие процесса формирования мировоззрения критериям внутренней деятельности [Василюк 1996; Леонтьев 1999].
К линейным критериям относятся социальные потребности, установки, стереотипы, мотивы, социально-ролевые композиции, убеждения и ценностные ориентации [Шамионов 2002; Шамионов 2009]. С нашей точки зрения, социальные потребности, установки, стереотипы, мотивы, социально-ролевые композиции, убеждения и ценностные ориентации выступают не критериями, а результатами социализации, объединяются в субъективной картине мира личности.
Другая группа исследователей к критериям социализации относит такие показатели, как изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей. Указанные показатели определены как объективные. Субъективным критерием является идентичность личности (Э. Эриксон, Дж. Тернер, Х. Тэшфел).
Однако идентичность, по Э. Эриксону, определяется как субъективное ощущение личной идентичности и непрерывности (устойчивости) в сочетании с определенной верой в тождество и непрерывность некоторой картины мира, разделяется с другими людьми. Такое определение идентичности позволяет трактовать ее не как критерий, а как результат социализации [Эриксон 1996].
Выбирая постнеклассическую конструктивистскую парадигму основным направлением своего исследования, мы считаем, что в отношении интернетсоциализации результатомна каждом этапе может выступать виртуальная личность,
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 4 (36)
Лучинкина А. И. Анализ девиантного направления интернет-социализации
сконструированная пользователем и его мировоззрение как центральный элемент субъективной картины мира или образа мира.
Таким образом, нормативная интернет-социализация на доинтернетном этапе предусматривает наличие конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека, которые в дальнейшем способствуют формированию социально одобренных мотивов личности к вхождению в интернет-среду и стремлению к повышению инструментальной компетентности. Виртуальная личность пользователя не отличается от реальной личности.
Нормативность интернет-социализации на начальном этапе определяется сочетанием конструктивных представлений о роли Интернета, сформированных на предыдущем этапе; социально одобренных потребительских мотивов и достаточной для реализации этих мотивов инструментальной компетентностью.
Нормативная интернет-социализация, с нашей точки зрения, на основном этапе предполагает наличие конструктивных представлений об Интернете, социально одобряемые потребительские и творческие мотивы, средний и высокий уровень инструментальной компетентности. По нашему мнению, возникновение творческих мотивов связано на этом этапе интернет-социализации с повышением творческого потенциала личности.
На начальном и основном этапах интернет-социализации происходит изменение показателей виртуальности и вовлеченности личности пользователя, но это не препятствует нормальной социализации в реальном пространстве, меняются установки о пространстве и времени, расширятся границы социального опыта личности.
В ходе эмпирического исследованияиспользовались следующие методики: анкетирование и интервьюирование - для выявления мотивов пользования Интернетом, срока и времени пребывания в Интернете; интент-анализ самоотчетов пользователей, шкала базовых убеждений о мире (Р. Янов-Бульман), методика СЖО Д. Леонтьева, авторский исследовательский опросник «Личность в виртуальном пространстве» - для исследования результатов интернет-социализации и определения ее этапа.
В исследовании приняли участие пользователи Интернета в возрасте от 12 до 65 лет (1360 человек), из них: пользователи (960) и непользователи (400 человек) Интернета. Эмпирическая часть исследования проходила следующим образом: 640 человек участвовали непосредственно, а с другими исследуемыми (720 человек) проводилась работа в режиме онлайн, то есть методики исследования предоставлялись на личных страницах автора в социальных сетях «В Контакте», «Одноклассники», «Facebook».
Доинтернетный этап социализации. В ходе статистического анализа данных исследования на этом этапе интернет-социализации были выявлены группы пользователей с нормативным (255 человек) и девиантным направлением интернетсоциализации (145 человек).
Анализ результатов у респондентов с девиантным направлением интернетсоциализации показал, что они в 78% случаев не могут планировать свою жизнь, ссылаясь на внешние обстоятельства (х2=37,9). Преимущественно низкие баллы по шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» свидетельствуют о недовольстве респондентов указанной группы своей жизнью в настоящем. Исследование базовых убеждений выявило низкие баллы по шкалам «Доброта окружающего мира и людей» и «Контролируемость событий». Обнаружили, что респонденты указанной группы не верят в доброту и доброжелательность мира и окружающих людей, для них не является достоверным тот факт, что распределение событий, происходящих с людьми, осуществляется по принципу справедливости, то
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
есть каждый получает то, что заслуживает. Однако большинство респондентов указанной группы считают, что соответствуют представлениям о себе как о человеке достойном любви и уважения, и убеждены в том, что могут контролировать свою жизнь.
Начальный этап интернет-социализации. Интернет-социализация на
начальном этапе предполагает отношение пользователей к интернет-пространству как к одному из ведущих институтов социализации. Так что на этом уровне могут находиться пассивные, ситуативные, активные пользователи. Среди пользователей с девиантным направлением интернет-социализации особенно выделяются игроки -респонденты с чрезмерно выраженной игровой мотивацией, склонностью к мифу «В Интернете возможно все», мифологемой «герой».
У игроков достоверно изменяются пространственные и временные представления, в частности, об одновременном общении с пользователями из разных городов, по разным темам. Возникает ощущение обратимости времени (U эксп = 695,000, Цгеор = 628 при р = 0,05; итеор= 557 при р = 0,01). Интент-анализ интернетстраниц игроков в социальных сетях выявил следующие особенности: 58%
пользователей не менее одного раза в год удаляли свои страницы в социальных сетях, а затем их восстанавливали; 43% удаляли друзей из своих контактов, а 38% потом восстанавливали удаленные аккаунты; 48% пользователей отмечают, что сделать это в реальном пространстве не смогли бы; 24% пользователей переводят друзей в социальной сети в категорию «подписчики» с целью удовлетворения комплекса власти. Игроки уверены, что временем можно оперировать по собственному желанию личности. Смерть своего героя переживают эмоционально, пытаются остановить время (игру) и восстановить события. Увлекаются мифологическим сюжетом, переносят на реальное пространство свое отношение к игровым событиям.
Выборка стремится к увеличению времени жизни в виртуальном пространстве по сравнению с реальной средой, считает виртуальное пространство более надежным, чем реальное, что влияет на расширение социального опыта пользователей этой группы.
Следует отметить, что уровни виртуальности и вовлеченности у «игроков» выше среднего по выборке (U эксп. = 676, при р = 0,05), «вовлеченность» (U эксп. = 677, при р = 0,05).
Для исследования представляет интерес группа респондентов, у которой Интернет является первым в иерархии институтов социализации (1,5 % выборки). Указанную группу можно разделить на две подгруппы:
1) пользователи, которые проводят в интернет-пространстве все свободное время, но работают или учатся, и высокий уровень вовлеченности может быть связан с личностными качествами. Эти респонденты вовлечены в нормативную интернетсоциализацию;
2) пользователи, которые игнорируют реальное пространство и связанные с ним потребности (не работают, не учатся, не выполняют санитарно-гигиенические нормы относительно своего тела). Указанные пользователи имеют достаточный и высокий уровень инструментальной грамотности, могут изменять виртуальное пространство самостоятельно, но придерживаются мифа о том, что Интернет является особой страной со своими законами, а они в ней живут. Основными потребностями, которые удовлетворяются в интернет-пространстве указанной группой пользователей, является информационный голод, потребность личного пространства.
Учитывая экспертные оценки, по которым пользователи второй подгруппы были отнесены к группе респондентов с девиантной интернет-социализацией, можно отнести высокий уровень виртуальности (91% из исследуемых имеют высокий уровень виртуальности) к косвенным признакам интернет-зависимости. По сравнению
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 4 (36)
Лучинкина А. И. Анализ девиантного направления интернет-социализации
со средними показателями нормативных пользователей существуют достоверные различия по шкале «виртуальность» (U эксп. = 656,000, итеор = 628 при р = 0,05; Цтеор = 557 при р = 0,01), «вовлеченность» (U эксп. = 656,000, итеор = 628 при р = 0,05; итеор = 557 при р = 0,01).
Как выяснилось в процессе исследования, пользователи указанной группы имеют высокий уровень вовлеченности в интернет-пространство, что выражается в высоком уровне сформированности инструментальных навыков, высоком уровне внутренней мотивации. Для респондентов этой группы важное значение имеет принадлежность к сетевой культуре, возможность конструировать в виртуальной среде новое социальное пространство.
У пользователей этой группы достоверно изменяются пространственные и временные представления, что выражается в мотивации обозначенных присутствия, репликации, воплощении в роль (U эксп. = 697,000, итеор = 628 при р = 0,05; Ц^р = 557при р = 0, 01). Время в представлениях пользователей указанных групп перестает быть линейным и направленным из прошлого в будущее, приобретет обратимость, что выражается в репликации образов, удалении и восстановлении личных страниц, личных кабинетов, друзей из социальных контактов в сети, отношении к виртуальной смерти. Интернет-пространство для них является культурой, где присутствует социальное неравенство: пользователи делятся на хакеров - продвинутых и лузеров.
Исследование смысложизненных ориентаций респондентов указанной группы выявило крайне высокие баллы по шкалам «Процесс жизни» или «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (хемп2 = 37,1) и низкие баллы по другим шкалам.
Таким образом, пользователи, у которых Интернет является ведущим институтом социализации, направлены не на достижение результата деятельности, а на процесс деятельности в Интернете с получением от него положительных эмоций. Исследования мирообразов показало, что базовые убеждения пользователей с ведущим институтом социализации Интернет достоверно отличаются от показателей нормативного пользователя. Базовые убеждения указанной группы ниже нормы по всем показателям, что свидетельствует о базовом недоверии к миру вообще, невозможности контролировать события, негативном отношении к собственной ценности. Эти пользователи чувствуют себя в интернет-пространстве значительно лучше, чем в реальной среде.
Социальный опыт респондентов этой группы расширяется благодаря отношению к виртуальному пространству как к особой жизненной среде, меняется отношение к жизни и смерти: представители указанного типа эмоционально воспринимают удаления аккаунтов, стремятся к их немедленному восстановлению. Время воспринимают скорее линейным, направленным из прошлого в будущее, чем обратимым. В рамках интернет-пространства чувствуют себя значимыми, могущественными. Однако на реальное пространство такая оценка не переносится. Указанная группа пользователей считает интернет-пространство своей личной средой, направлена не на достижение результата деятельности, а именно на процесс деятельности в Интернете с получением от него положительных эмоций (хемп2 = 37,1). Исследования мирообразов выявило, что респонденты этой группы демонстрируют базовое недоверие к миру вообще, невозможность контролировать события. Виртуальная личность указанных пользователей характеризуется преимущественно (х2 = 11,2) высокой виртуальностью, высоким уровнем вовлеченности (х2 = 10,2) и социальной или асоциальной направленностью (сравнение с нормативным пользователем).
Следующая группа пользователей с девиантным направлением интернетсоциализации на основном этапе - коммуникативные девианты. По экспертным
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
оценкам выделяются тролли и другие коммуникативные девианты, которые переносят антисоциальную деятельность из виртуального пространства в реальное.
Группу пользователей, которая направлена в интернет-пространстве на вербальную агрессию в отношении других пользователей, определяют как троллей. Эту группу составляют активные и чрезмерно активные пользователи с чрезмерно выраженной коммуникативной мотивацией в интернет-пространстве. Интернет входит для этой группы пользователей в тройку ведущих институтов социализации личности, а первым в иерархии механизмов социализации становится механизм самовыражения. Мы считаем, что этим механизмом инициируются провокационные сообщения в интернет-пространстве с целью вызвать флейм (ругательства), конфликты между участниками, оскорбления. По сравнению с нормативными пользователями, тролли имеют высокую виртуальность, которая выражается в репликации образов, признании приоритета виртуала над реалом. Необходимость репликации образов диктуется тем, что тролль скрывает свое настоящее имя, чтобы не быть признанным в группе. 76% троллей имеют высокий уровень вовлеченности в интернет-пространство, однако, в отличие от нормативных пользователей, показатель вовлеченности троллей поддерживается высокой внутренней мотивацией.
Интернет-тролли - единственная группа с девиантными намерениями, которая одновременно направлена и на процесс жизни, и на достижение результата. Такие результаты позволяют характеризовать коммуникативного девианта как человека, который получает положительные эмоции от негативного поступка - ссоры, например. По другим показателям респонденты указанной группы несущественно отличаются от нормы. Анализ базовых установок коммуникативных девиантов позволил определить, что для троллей присуще недоверие к окружающему миру. На фоне низких баллов по шкалам «Доброта окружающего мира» и «Собственная ценность» респонденты этой группы показывают высокие баллы по шкале «Контролируемость событий». Такие результаты могут свидетельствовать об отношении к своей деятельности как к установлению справедливости, принятию на себя роли судьи.
Оценка возможности общаться одновременно по разным темам с друзьями из разных городов в виртуальном пространстве достаточна высока, в среднем 8,9 баллов. В то же время для реального пространства 33 % пользователей этой группы также дали высокую оценку - 6,8 баллов. Мы считаем, что эти пользователи склонны к вербальной агрессии и в реальной среде, однако реализация девиантных мотивов вследствие анонимности, физической непредставленности более возможна в интернет-пространстве.
К коммуникативным девиантам также могут быть отнесены брачные аферисты, интернет-мошенники. Следует отметить, что их чрезмерная коммуникативная активность в сети имеет целью вымогательство денег с выбранной жертвы. Разница между троллями и указанной группой коммуникативных девиантов в том, что тролли удовлетворяют свои потребности в доминировании только в виртуальном пространстве, а мошенники и брачные аферисты выбирают Интернет в качестве посредника для удовлетворения своих потребностей в реальном пространстве. Существует достоверная разница в материальной мотивации нормативных пользователей и мошеннической группы - высокий показатель по материальным мотивам в группе интернет-мошенников (х2 = 39,9).
Виртуальная личность респондентов этой группы отличается от виртуальной личности нормативных пользователей и коммуникативных девиантов других групп антисоциальной направленностью. Анализ базовых установок о мире троллей, интернет-мошенников и их жертв обнаружил, что наибольшие различия в них происходят в базовых установках о мире.!
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.
№ 4 (36)
Лучинкина А. И. Анализ девиантного направления интернет-социализации
Окружающий мир тролли и мошенники воспринимают недоверчиво. А их жертвы, наоборот, имеют высокие показатели по вере в доброту мира. Нет существенной разницы между показателями контролируемости событий в парах нормативный пользователь - тролль (X = 37,1), однако по сравнению с нормативными пользователями мошенники имеют более высокие показатели по этой шкале (X = 39,2).
По показателю «Собственная ценность» низкий уровень имеют жертвы, что свидетельствует о негативном отношении к себе, уменьшении своих добродетелей.
Жертвы троллей и мошенников присоединены к мифологеме «Жертва» в треугольнике «охотник - жертва - спаситель», основные установки реальной социализации: «за все надо платить», «сам виноват».
Виртуальная личность жертвы в 53,6 % случаев совпадает с реальной личностью. Указанные респонденты имеют средний уровень виртуальности и вовлеченности, чаще всего про социально направленность. Вызывают интерес мировоззренческие установки жертвы в виртуальном пространстве. Существенные различия выявлены при сравнении результатов оценки возможностей одновременного представления в разных городах, прожить несколько жизней одновременно (р<0,05).
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Возникновение отклонений в процессе интернет-социализации происходит под влиянием ложных представлений о роли Интернета в жизни человека и девиантных мотивов пользования Интернетом.
2. Нормативность интернет-социализации определяется конструктивными представлениями относительно интернет-пространства, которые обеспечивают личности целенаправленное вхождение вИнтернет нормативными мотивами интернет-социализации, инструментальной компетентностью.
3. Возникновение нормативного и девиантного направлений интернетсоциализации возможно на каждом из ее этапов. Нормативная интернет-социализация на доинтернетном этапе предполагает сформированность конструктивных культурных стереотипов личности относительно интернет-среды, что способствует формированию нормативной потребительской мотивации. Ложные представления о роли Интернета в жизни человека и отсутствие мотивации к использованию Интернета приводят к торможению процесса интернет-социализации; на начальном этапе нормативно интернет-социализированный пользователь имеет конструктивные культурные стереотипы, нормативную потребительскую мотивацию, начальный или достаточный уровень инструментальной компетентности. Сочетание мифов об Интернете, девиантной формы реализации мотивов обозначенного присутствия, воплощения в роль приводят к отклонениям в процессе интернет-социализации на данном этапе, а в отдельных случаях и к интернет-зависимости; на основном этапе нормативная интернет-социализация предполагает конструктивные представления о роли Интернета в жизни человека, нормативную потребительскую и творческую мотивацию, достаточный и высокий уровень инструментальной компетентности.
Библиографический список
Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии, 1996. № 6. С. 25-40.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1999. 40 с.
Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/stat.php - №13 (дата обращения: 02.10.2014).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Лучинкина А.И. Психолопя штернет-сощалiзащi особистосп. Сiмферополь: ВД «АР1АЛ», 2013. 356 с.
Шамионов Р.М. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: дис. ... докт. психол. наук. Саратов, 2002. 362 с.
Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности. Саратов: Источник, 2009. 185 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Ясперс К. Психолопя свiтоглядiв / пер. з шмецько! Олександр Кислюк, Роман Осадчук. К.: Юшверс, 2009. 564 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)