Научная статья на тему 'Методологические проблемы исследования коммуникативного поведения пользователей в интернет-пространстве'

Методологические проблемы исследования коммуникативного поведения пользователей в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / POSTNONCLASSICAL PARADIGM / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / ПОСТУПОК / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / THE ACT OF COMMUNICATIVE BEHAVIOR / ИНТЕРНЕТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Лучинкина Ирина Сергеевна

Троллинг, кибербуллинг свидетельствует о девиантном направлении интернет-социализации. Одна из групп пользователей с девиантным направлением интернет-социализации на основном этапе коммуникативные девианты. В статье проанализированы подходы к исследованию коммуникативного поведения личности в интернет-сети. Коммуникативное поведение рассмотрено с точки зрения постнеклассической парадигмы с применением субъектно-деятельностного подхода и положений психологии поступка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Problems of Investigating the Communicative Behavior of Users in the Internet Space

In the period of globalization of society, the emergence and spread of such phenomena as trolling, cyberbullying indicates the deviation direction of online socialization. One of the user groups with deviant direction of Internet socialization on the main stage communicative deviants. The article analyzes approaches to the study of communicative behavior of the individual in the Internet. Communicative behavior is considered from the point of view of postnonclassical paradigm with the use of subject-activity approach and psychology of the provisions of the act.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы исследования коммуникативного поведения пользователей в интернет-пространстве»

А. И. Лучинкина, И. С. Лучинкина

УДК 316.004.946

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

!> период глобализации общества, возрастания роли информационных технологий проблема интернет-социализации личности становится одной из приоритетных. Появление и распространение таких явлений, как троллинг, кибербуллинг, свидетельствует о девиантном направлении интернет-социализации пользователей и ставит проблему психологического анализа подобных феноменов.

Одна из групп пользователей с девиант-ным направлением интернет-социализации на основном этапе - коммуникативные девианты. По экспертным оценкам, выделяются тролли и коммуникативные девианты, которые переносят антисоциальную деятельность из виртуального пространства в реальное - мошенники, брачные аферисты, маньяки.

Несмотря на болезненность проявлений коммуникативных девиаций в интернет-пространстве, научная методология их исследования определена недостаточно, что может привести к фрагментарному изучению проблемы. Цель статьи заключается в исследовании методологических и методических проблем в изучении коммуникативных девиаций в интернет-пространстве.

Интернет как институт социализации удовлетворяет потребности личности, которые не всегда могут быть удовлетворены в других институтах социализации: потребность в получении больших потоков информации, потребность в увеличении социальных связей независимо от расстояния и времени.

В начале 2000-х годов началась эпоха всемирной интернетизации. Уже в 2003 году Ш. Курьеер, профессор Йельского университета, отметила необходимость пересмотра ранее существующих подходов к качественным и количественным исследованиям в современном мире в связи с обнаруженными сетевыми эффектами - совпадающими помехами для тестирования, механизмами самоотбора, электронными групповыми средами и культурными различиями [1]. Автор предложил систематический анализ теории, связанной с понятием внешней валидности и последствий для методологии исследования Интернета. С этого момента начинается новая эпоха в исследованиях реальных психологических феноменов, перенесенных в виртуальное пространство.

Проблема 1. Выбор парадигмы

Проблема описания и создания теоретической модели исследований, проводимых в интернет-пространстве, заключается не только в том, что для понимания самой сути этих исследований ученому необходимо отойти от понятий аналогичных феноменов реального пространства. Напрямую это относится и к феномену интернет-коммуникаций.

Так, по мнению С. В. Михайлова, интернет-коммуникация имеет несколько характерных особенностей: виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность, мозаичность [3]. И. А. Шевченко среди характеристик интернет-общения выделяет анонимность; добровольность; осложненную эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций; стремление к нетипичному, ненормативному поведению [8]. Подробно анализируются социально-психологические свойства интернет-коммуникации в исследованиях А. Е. Войскунского, А. Е. Жичкиной. Активно исследуется эта область общения социологами, философами, филологами (Н. Б. Рогачёва, А. И. Горошко) [2; 4].

Анализ исследований по проблеме различия интернет-коммуникации от коммуникации в реальной среде позволил выделить ее следующие характеристики: полифоничность,

20//А/

поликультурность; гипертекстовые и интерактивные возможности сети; анонимность и дистанцированность; заместительный характер общения.

Дж. Сулер [5] относит к этим характеристикам возможность выбора - остаться самим собой, говорить от имени дискретной части своей целостности, принять выдуманные индивидуальности или остаться полным анонимом, а в некоторых случаях при этом еще и сделаться человеком-невидимкой, выбрать различные ники, придумать аватар - создать другую визуальную личность. В сетевой коммуникации часто встречается «обман идентичности» - состояние, когда сетевая идентичность пользователя не соответствует его реальной идентичности. Однако свойство анонимности становится неактуальным при наличии веб-камеры.

В социологических исследованиях (А. И. Го-рошко, В. В. Жилкин, Н. Д. Чеботарева) рассматриваются коммуникативные аспекты взаимодействия пользователей. Гуманитарные исследования виртуальной социализации (С. В. Бондаренко, А. Б. Скуратов, А. В. Чистяков) касаются рассмотрения функционирования интернет-сообществ, характера взаимодействия между ними.

От личности реальной к личности виртуальной - вот суть процесса коммуникации в интернет-пространстве. Личность в Интернете - это та информация, которую она о себе представляет. Таким образом, на смену коммуникации физически представленных субъектов приходит интернет-коммуникация посредством знаков и символов, аваторов и ников.

Смена приоритетов приводит к смене парадигмы исследования: от неклассической к постнеклассической. Сущностью постнеклас-сической парадигмы является формирование языковой личности, представленной знаками и символами. Личность - то, что она о себе говорит. По мнению К. В. Черемных, речь заранее рисует определенную картину личности [6]. С точки зрения Н. В. Чепелевой, одним из главных критериев зрелости личности является способность к самоконструированию,

признание себя автором собственной жизни и объектом персональных наблюдений и трансформаций, то есть героем, персонажем жизненной истории [7]. Цель самоконструирования -формирование личностного проекта развития, предусматривающего создание жизненной стратегии, программы, избрание жизненной перспективы, а также усвоение способов обеспечения личностного роста и воплощения их как в личностном проекте, так и в проекте своей жизни. Исследовательница, анализируя работы М. Н. Эпштейна, отмечает, что различные жизненные события открывают человеку внутренние смысловые пространства, которые создают возможность для реализации ее внутреннего потенциала.

Проблема 2. Выбор подходов

Специфика Интернета и создаваемых в нем виртуальных личностей, их взаимодействие посредством информационных полей приводит к новому пониманию методологической категории субъекта деятельности. Изменения ценностно-временной логики личности определяют четыре типа регуляции жизни в интернет-пространстве, три из которых хотя и были определены К. А. Абульхановой, однако имели иной смысл, а четвертый, с нашей точки зрения, присущ личности только в интернет-среде.

1. Стихийно-обыденный тип регуляции времени жизни. Личность с таким типом регуляции жизни характеризуется ситуативностью поведения, текучестью жизни, отсутствием личностной инициативы, зависит от событий и обстоятельств жизни, не успевает по времени, не может организовать последовательность событий, программировать наступление, предотвратить совершение. Относительно интернет-среды данный тип регуляции жизни присущ обычным пользователям, которые посещают Интернет ситуативно. Их поведение характеризуется потерей цели посещения: зашел в Интернет с запросом информации для реферата, увидел новостные баннеры, начал путешествовать по новостным порталам, затем по разным сайтам, теряя время и первоначальную цель.

2. Функционально-действенный тип регуляции времени жизни. Пользователи тако-

го типа активны, организуют ход событий, направляют их ход, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только период хода событий, но не их объективные или субъективные последствия. Отсутствует ответственность как пролонгированная регуляция активности. Личность соотносится со временем события, а не следует временной логике развития внешних и внутренних тенденций. К таким пользователям могут быть отнесены собеседники социальных сетей.

3. Созерцательное отношение к времени жизни. Пользователи указанного типа не проявляют инициативы, следовательно, мало пользуются возможностями Интернета. Наибольшая активность проявляется в виде навешивания понравившейся информации на страницы других пользователей и предоставления ссылок. В целом активность таких пользователей низкая, так же как и ответственность за свои поступки. Проявляется в пассивной регуляции, отсутствии инициативы и ответственности. Для такого типа личности характерно восприятие сложности и противоречивости жизни. Но погруженность и тонкость понимания пролонгированных тенденций мешает найти адекватное время и место для проявления своей активности.

4. Творческо-преобразующий тип регуляции времени жизни. Такой тип жизни присущ хакерам, создателям ролевой пользовательской игры (РПГ), творческим личностям. Личность данного типа характеризуется оптимальным сочетанием глубокого проникновения в общественные тенденции, длительной жизненной перспективой, четкой жизненной концепцией и позицией, последовательно реализуется. Здесь имеет место овладение личностью временем жизни, его сознательная практическая творческая регуляция. К указанному типу регуляции жизни принадлежат личности, которые в интернет-среде проживают не одну, а несколько жизней за счет конструирования новых виртуальных идентичностей и их социального пространства. Основная характеристика указанного типа регуляции жизни -виртуальность. Личность указанного типа может одновременно конструировать несколько идентичностей, которые могут иметь различ-

ные стратегии поведения, жизненные перспективы, гендерную, политическую или другие принадлежности. Для конструирования и дальнейшего активного существования созданной виртуальной идентичности уже недостаточно одной жизненной стратегии. Именно поэтому одной из характеристик личности этого типа является способность удерживать одновременно в сознании несколько стратегий поведения.

Проблема 3. Выбор направления

Логика предыдущих исследований в области коммуникативных взаимодействий в интернет-пространстве приводит нас к трактовке личности как творца собственных жизней, именно во множественном числе, поскольку виртуальная личность не одинока в мире таких же виртуальных личностей, созданных одним творцом. Декларируя свободу главным смыслом создания виртуальной личности коммуниканта, мы тем самым наделяем ее (виртуальную личность) способностью к выбору нормального или девиантного общения в интернет-пространстве. Выбор реальной личности становится главным условием существования виртуальной личности, определяя направление ее поступков в Интернете.

Таким образом, постнеклассическая парадигма, субъектно-деятельностный подход и концепция поступка становятся ведущими в исследовании коммуникаций в виртуальном пространстве.

Рис. 1. Логика исследования коммуникативного поведения в сети

Проанализируем коммуникативное поведение в интернет-пространстве с заявленных выше позиций. Прежде всего, для коммуни-

20//А/

кативного поведения в интернет-пространстве характерно вживание в новую культурную среду. Личность перестраивает свою картину мира согласно новым языковым требованиям. Например, фразы «бросай на мыло» или «хакни разок», «лайкни», «перепости» непонятны для посторонних. Кроме того, существуют понятные только пользователям сокращения, использование транслитерации и транскрипции, например ГМИО (по моему скромному мнению) - пример сокращения; погуглить реферат - транскрипция. Еще одной особенностью интернет-речи является ее насыщенность графическими символами, заменяющими невербальные проявления эмоций. Кроме того, невозможно не отметить большое количество грамматических ошибок при написании текстов. С точки зрения исследователей, такая безграмотность может быть вызвана еще рядом причин, кроме тотальной безграмотности населения. Во-первых, ошибки могут выступать, по мнению В. Баоянь и М. Маклюэна, как неофициальные знаки принадлежности к сети Интернет или интернет-сообщества, во-вторых, ошибки могут быть частью виртуального образа, усилением его (карнавальное общение), в-третьих, ошибки - это лишь средство выражения отношения к собеседнику. Информационная представленность личности приводит к ее неопределенности и размытости границ. Д. Вайнберг указывает на то, что в Интернете за счет привлечения к решению проблемы большого количества людей с разным уровнем знаний и опытом, возникает новый тип знаний. Интернет сохраняет каждое слово, генерируя новые знания в режиме реального времени. Каждый пользователь может принять участие в формировании новых знаний, задать вопрос, дать ответ, выдвинуть свою теорию. Итак, граница между индивидным и надиндивидным размывается. Кроме того, Интернет одинаковый для одного пользователя и для многих, демонстрирует функцию «безграничного масштабирования».

Критерием смыслового развития личности, по мнению Б. С. Братуся, является отношение к другому человеку. Мы считаем, что в пространстве Интернета феномен взаимо-

отношений приобретает новые формы за счет возможности находиться в режиме онлайн и оффлайн, коллективного существования вообще.

Субъектность личности интернет-пользователя приводит к пониманию его направленности в виртуальном пространстве и позволяет ввести категорию поступка. Так, интернет-коммуникант может выбрать нормативное или девиантное общение, выстраивая свой новый жизненный мир в Интернете или переконструируя уже имеющийся.

Нормативное коммуникативное поведение предполагает соблюдение в общении сетевых норм, нетикета. Каждая виртуальная группа имеет свою систему санкций - бан, минусование.

Девиантное коммуникативное поведение предполагает нарушение сетевых норм и часто сводится к вербальной агрессии в отношении других пользователей. Группу пользователей, демонстрирующих такое поведение, определяют как троллей. Главной целью троллинга является подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений пользователя для того, чтобы склонить других пользователей к пустой конфронтации. Чаще всего целями троллинга выступают трата времени других, изменения во взглядах всей группы, проверка работы системы контроля, в частности, модераторов.

Логика исследования коммуникативного поведения в сети отличается от логики исследования коммуникативного поведения в реальном пространстве, прежде всего, самой личностью коммуниканта. Личность коммуниканта в виртуальном пространстве есть информация, облеченная в виртуальный образ, что делает необходимым рассмотрение данного процесса в постнеклассической парадигме.

Коммуникативное поведение в личности в Интернете предполагает наличие как субъекта коммуникации, так и самого коммуникативного акта. Анализ коммуникативного акта через категорию «поступок» выводит на первый план субъектно-деятельностный подход в исследовании.

АННОТАЦИЯ

В период глобализации общества появление и распространение таких явлений, как троллинг, кибербуллинг свидетельствует о девиантном направлении интернет-социализации. Одна из групп пользователей с деви-антным направлением интернет-социализации на основном этапе - коммуникативные девианты. В статье проанализированы подходы к исследованию коммуникативного поведения личности в интернет-сети. Коммуникативное поведение рассмотрено с точки зрения постнеклассической парадигмы с применением субъектно-деятельностного подхода и положений психологии поступка.

Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, субъектно-деятельностный поход, поступок, коммуникативное поведение, Интернет.

SUMMARY

In the period of globalization of society, the emergence and spread of such phenomena as trolling, cyberbullying indicates the deviation direction of online socialization. One of the user groups with deviant direction of Internet socialization on the main stage - communicative deviants. The article analyzes approaches to the study of communicative behavior of the individual in the Internet. Communicative behavior is considered from the point of view of postnonclassical paradigm with the use of subject-activity approach and psychology of the provisions of the act.

Key words: postnonclassical paradigm, subject-activity approach, the act of communicative behavior, Internet.

ЛИТЕРАТУРА

1. LaCoursiere Research Methodology for the Internet: External Validity (Generalizability) / LaCoursiere - Advances in Nursing Science. -October/November/December 2003. - Volume 26. - Issue 4. - P. 257-273.

2. Горошко О. И. Интернет-коммуникация в гендерном измерении // Вестник пермского университета. - 2006. - Вып. 3 «Язык - культура - цивилизация». - С. 219-299.

3. Михайлов С. В. Интернет как социальное явление: дис. ... канд. филос. наук. -Ульяновск, 2003. - 169 c.

4. Рогачёва Н. Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации: на материале русского и английского языков. - Саратов, 2011. - 256 с.

5. Сулер Дж. Компьютерная и Интернет-зависимость [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. А. Щепилина. - иКЬ: Шр://ЪаЫе1ш 2. narod.ru/77314.htm.

6. Черемних К. О. Життя як дiалог: пози-щювання i детериторизащя: зб. статей НАПН Укра!ни, 1н-т сощально! та политично! психологи // редакцшна рада: М. М. Слюсаревський (голова), В. Г. Кремень, С. Д. Максименко та ш. - К.: Мшешум, 2012. - Вип. 31 (34). -С. 29.

7. Чепелева Н. В. Самопроектирование личности в дискурсивном пространстве: зб. статей НАПН Украгни, 1н-т сощально! та полгтично! психологи // редакцшна рада: М. М. Слюсаревський (голова), В. Г. Кремень, С. Д. Максименко та ш. - К.: Мшетум, 2012. -Вип. 31 (34). - С. 12.

8. Шевченко И. А. «Я» в дискурсе виртуальности // Критика и семиотика. - 2000. -Вып. 1-2. - С. 19-25.

О. Н. Усатенко

УДК: 159.964

НАУЧНАЯ ШКОЛА

Т. С. ЯЦЕНКО: ДОСТИЖЕНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

I аука - специфическая отрасль человеческой деятельности, перспективы которой в значительной степени определяются достиже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.