Научная статья на тему 'Психологические варианты отношения личности к проблеме возраста'

Психологические варианты отношения личности к проблеме возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водинчар Екатерина Александровна, Качина Елена Михайловна

Results of research of variants of the individual attitude to a problem of age are presented In clause. Such personal characteristics are put in a basis of typology of the person's attitude of to age, as features of semantic sphere of the person, a level of subjective well-being, the individual attitude of the person to time prospect of a life. In work the basic types of the attitude of the person to age are allocated: adequate (mature) and inadequate (infantile).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of research of variants of the individual attitude to a problem of age are presented In clause. Such personal characteristics are put in a basis of typology of the person's attitude of to age, as features of semantic sphere of the person, a level of subjective well-being, the individual attitude of the person to time prospect of a life. In work the basic types of the attitude of the person to age are allocated: adequate (mature) and inadequate (infantile).

Текст научной работы на тему «Психологические варианты отношения личности к проблеме возраста»

2001. - 256 с.

30. Соловьев, В.С. Избранные произведения [Текст] / В.С. Соловьев - Ростов-на-Д., 1998. - 540с.

31. Старовойтова, Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей (по материалам опроса трех городов Татарской АССР) / Г.В. Старовойтова // Советская этнография. - 1976. - № 3. - С. 45-56.

32. Хонигман, Дж. Понятия / Дж. Хонигман // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А.А. Белика. - М.: Смысл, 2001.

- С. 51-80.

33. Хонигман, Дж. Подходы / Дж. Хонигман // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей

ред. А.А. Белика. - М.: Смысл, 2001.

- С. 80-103.

34. Хотинец, В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе /

В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 31-43.

35. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание [Текст] / В.Ю. Хотинец. - СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с. -Библиогр.: С. 108-148.

36. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. -Ростов-н-Д.: Изд-во «Феникс», 1998.

- 544 с.

37. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию [Текст] / Г.Г. Шпет Психология социального бытия. - М. - Воронеж, 1996. - С. 261372.

Психологические варианты отношения личности к проблеме возраста

Водинчар Е.А.

Качина Е.М.

Psychological variants of the person's attitude to a problem of age

Vodinchar E.A.

Kachina E.M.

УДК 159.922

Abstract

Results of research of variants of the individual attitude to a problem of age are presented In clause. Such personal characteristics are put in a basis of typology of the person's attitude of to age, as features of semantic sphere of the person, a level of subjective well-being, the individual attitude of the person to time prospect of a life. In work the basic types of the attitude of the person to age are allocated: adequate (mature) and inadequate (infantile).

Проблема отношения личности к возрасту является частной в общей проблематике жизненного пути личности как категории, имеющей отношение ко времени (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ас-молов, Т.Н. Березина, С.Л. Рубинштейн и др.). Возраст как временная идентичность рассматривается современной психологией в качестве одной из базовых структур самосознания личности, которая опреде-

ляет субъектность самоизменения, саморазвития личности (Т.С. Белинская, Е.И. Головаха, В.В. Иванова, А.А. Кроник и др.).

В современной науке весьма востребованным становится исследование личности в постоянной про-цессуальности своей жизни. Ее формирование, развитие, актуализация «сущностных сил» (Д.А. Леонтьев) в динамике открывает проблему личностного времени в науке

(Б.Г. Ананьев, Р.А. Ахмеров, Д. Гер-бетте, Ю.М. Забродин, Ф.Е. Иванов, Р. Кастенбаум, Р. Кнапп, А.А. Кро-ник, К. Левин, Ж. Ньюттен, Д.И. Фельдштейн и др.), которое выступает важным основанием осознания собственной идентичности личности.

Понятием «возраст» обозначена также объективная фиксация временных границ того или иного этапа развития или жизни личности.

Вместе с тем, в науке недостаточно разработанной остается проблема типологии отношений личности к возрасту. Индивидуальное восприятие и, соответственно, отношение личности к данной категории имеет субъективную специфику, зависящую от многих факторов. Определяющими в формировании отношения к миру и конструировании своей жизни выступают особенности ценностно-смысловой сферы личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, О.С. Васильева, Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, Т.Е. Резник, М.С. Яницкий и др.), задающие и особенности восприятия личностью временных диапазонов жизни.

Таким образом, актуальным становится изучение типов отношения личности к возрасту, определяемых ее ценностно-смысловой спецификой, в контексте индивидуального, внутренне переживаемого времени.

Актуальность проблемы определила выбор цель нашего исследования -выявление психологических типов отношения личности к проблеме возраста.

Объект исследования - отношение личности к проблеме возраста.

Предмет исследования - психологические типы отношения личности к проблеме возраста.

В работе: мы исходили из предположения о том, что типологизация отношения личности к проблеме

возраста основывается на специфических особенностях смысловой сферы личности, ее психологического благополучия и отношения к временной перспективе жизни.

Эмпирическую базу исследования составили мужчины и женщины в возрасте от 25 до 50 лет в количестве 80 человек. Выборка исследования сформирована методом рандомизации и отвечает требованиям однородности состава. Исследование предполагало индивидуальную форму проведения.

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики:

1. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева для диагностики осмысленности жизни.

2. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия.

3. Тест «Шкала временных установок» (ШВУ) Ж. Ньюттена для измерения отношения к личному прошлому, настоящему и будущему.

Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу при использовании программы БРББ 13.0. По всем шкалам используемых методик был проведен кластерный анализ, в результате которого четко определились три группы, обладающие внутритипичными показателями группового сходства. Первая группа - численностью в 31 человек, вторая группа - 38 человек, третья группа - 9 человек. В дальнейшем ходе исследования к рассмотрению не была принята третья группа ввиду ее малочисленности.

С помощью ^ критерия Стьюдента были выявлены различия в особенностях отношения к возрасту респондентами групп 1 и 2, образовавшихся в результате кластеризации данных (таблица 1).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа особенностей отношения, к возрасту между респондентами групп 1 и 2

Шкалы методик Среднее значение (группа 1) Среднее значение (группа 2) 1эюп (1/2), при р<0,01 1эмп (1/2), при р<0,05

О В Цель жизни 39,19 33,35 3,58

Интерес жизни 35,93 31,2 4,26

Процесс жизни 29,96 26,02 4,46

Локус контроля - Я 24,93 20,89 5,85

Локус контроля - Жизнь 37,16 30,61 4,07

Осмысленность жизни 121,9 103,17 6,72

И е В Положительные отношения с другими 69,45 61,38 4,042

Управление окружением 69,06 60 6,43

Личностный рост 69,58 64,43 2,92

Цель в жизни 74,58 64 7,39

ШВУ Самопринятие 69,83 58,12 5,9

Прошлое 95,64 90,53 2,01

Настоящее 110,03 102,25 2,57

Будущее 114,22 107,2 2,4

Особенности отношения к возрасту респондентов первой группы.

Для респондентов первой группы в сравнении со второй характерна большая степень значимости прошлого (зона прошлого, ШВУ, ^=2,01, при р<0,05)), что может свидетельствовать о значимости прошлого опыта в картине жизни. Рефлексия прошлого опыта жизни выступает формирующим условием осознания личностью собственной зрелости, состоятельности.

Респонденты первой группы характеризуются внутренним локусом контроля, позволяющим формировать о себе представление как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле (локус контро-ля-Я, СЖО, ^=5,85, при р<0,01)). Респондентам группы свойственен контроль своей жизни, свободна в принятии решений и их воплощении (локус контроля-Жизнь, СЖО,

^=4,07, при р<0,01)). Управляемость жизнью обеспечивает развитие про-гностичности как характерной черты самоосуществления личности во времени.

Особенностями респондентов первой группы выступают: открытость во взаимоотношениях, способность к установлению удовлетворительных доверительных, близких отношений с окружающими, к сопереживанию, к заботе о благополучии других, ориентированность во взаимоотношениях на сотрудничество и компромисс (положительные отношения с другими, ШПБ,

^=4,04, при р<0,01)). Подобное отношение к окружающим возможно при адекватном самоотношении, принятии себя. Респондентам данной группы свойственно позитивное самоотношение, осведомленность о своих индивидуальных особенностях (и субъективно положительных, и субъективно отрицательных) и их принятие (самопринятие, ШПБ,

^=5,9, при р<0,01)). Адекватное са-

мовосприятие неизбежно влечет за собой умение конструктивно выстраивать взаимоотношения с окружающими, которые, в свою очередь, выступают основаниями для дальнейших достижений личности, ее самоосуществления.

Результаты критериального анализа свидетельствуют о том, что респонденты первой группы обладают большими ресурсами и компетенцией в управлении окружением, они способны контролировать внешнюю деятельность, эффективно использовать предоставляющиеся возможности, а также улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей (управление окружением, ШПБ, ^=6,43, при р<0,01)).

Адекватное самоощущение, конструктивные взаимоотношения с окружающими, умение управлять условиями, обстоятельствами жизни и извлекать из них пользу, в совокупности определяют ощущение субъективного благополучия личности, которое выступает и как результат жизненного опыта, и как основание и мотивирующая сила для дальнейшего целеполагания в личностном самоосуществлении.

Статистические различия между группами обнаружены и в составляющем психологическое благополучие личности показателе самореализации (личностный рост, ШПБ, ^=2,92, при р<0,01)). Для респондентов первой группы естественно чувство непрекращающегося развития, самореализации. Для респондентов данной группы вполне реальны желаемые достижения и вершинные переживания в самореализации. Открытость новому опыту личности предопределяет ее непрекращающиеся тенденции к самоизменению, самосовершенствованию сообразно собственным познаниям и успехам. Можно гово-

рить о личностном развитии респондентов группы как о постоянной характеристике. Жизнь предоставляет возможности для реализации своего потенциала, осуществляя который личность обретает смысл. Именно смысл придает жизни личности интерес, эмоциональную наполненность и способствует новому витку активности в самоосуществлении.

Важной доминантой субъективного благополучия респондентов первой группы выступает целостность восприятия временного диапазона жизни (зона прошлого, ШВУ, ^=2,01, при р<0,05), зона настоящего, ШВУ, (1э=2,57, при р<0,01), зона будущего, ШВУ, ^=2,4, при р<0,01), цели в жизни, ШПБ, ^=7,39, при р<0,01)). Прошлое, настоящее и будущее воспринимаются целостным спектром, где прошлое - есть неизменный опыт, основание для дальнейшей жизни, настоящее - актуальный момент переживания жизни, предоставляющий возможность испытать смысловую и эмоциональную наполненность жизни «здесь и сейчас». Прошлое и настоящее в совокупности - источники цели жизни в будущем. Респондентам данной группы свойственно чувство направленности, цели в жизни, придающие жизни смысл (цели в жизни, СЖО, ^=3,58, при р<0,01), осмысленность жизни, СЖО, ^=6,72, при р<0,01). Таким людям жить интересно, поскольку жизнь для них -непрерывный процесс, эмоционально и содержательно наполненный (процесс жизни, или интерес, СЖО, ^э=4,26, при р<0,01).

Особенностями респондентов второй группы, согласно статистическим результатам, выступают полярные характеристики по шкалам используемых методик.

Итак, сравнительный анализ данных показал, что респонденты второй группы отличаются от респон-

дентов первой группы по совокупности личностных характеристик и характеризуются:

- внешним локусом контроля, определяющим внешнюю детерминацию личности в событийности жизни, т.е. человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил -случая, других людей, а его доля выборов в жизни и ответственности за них минимальна;

- сложностями в организации повседневной деятельности, неспособностью изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, неконструктивным подходом к предоставляющимся возможностям;

- неадекватностью самопринятия, проявляющейся в недовольстве собой, желании быть не тем, кем является, в разочарованности событиями своего прошлого;

- неадекватностью восприятия окружающих и отношения к ним, выражающейся в низкой степени эмпатии, открытости другим, в ограниченном количестве доверительных отношений с окружающими, часто сопровождающихся личностной изолированностью, фрустриро-ванностью;

- выбором не всегда успешных и конструктивных стратегий взаимодействия, основывающихся на нежелании или неумении уступать, идти на компромисс, учитывать точки зрения других, а также неспособностью устанавливать новые отношения или изменять свое поведение для развития уже существующих отношений;

- часто - отсутствием стремления

к самореализации, что приводит к дефицитарности смысла жизни и чувству неудовлетворенности достигнутым; жизнь представляется лишенной интереса и скучной;

- смещённостью временных перспектив, т.е. отсутствием целостного восприятия временного диапазона собственной жизни; возможны смещения как в сторону прошлого, так и в сторону будущего («феномен отложенной жизни»);

представителям данной группы трудно находить радость в настоящем ввиду низкой степени осмысленности себя и своей жизни в рамках той или иной временной зоньщизкой степенью чувства направленности в жизни; испытуемым данной группы свойственно ограниченное количество намерений и целей в будущем, рефлексия прошлого опыта затруднена, и, как следствие, характерным оказывается отсутствие перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.

Отношение личности к временным диапазонам жизни исследовалось с помощью методики ШВУ Ж. Ньюттена, данные которой были подвергнуты факторному анализу. Анализ группировки переменных по факторам позволил интерпретировать доминанты отношения респондентов групп к временным диапазонам жизни. Полученные результаты факторизации определили структуру семантического пространства, в котором отразилось качественное своеобразие отношения респондентов групп к прошлому, настоящему и будущему (таблица 2).

Таблица 2

Факторная структура отношений респондентов 1 и 2 групп к ________________временным, диапазонам жизни_______________________

Прошлое Настоящее Будущее

1 группа 1. Успешность, 31% 2. Удовлетворенность, 11% 3. Субъективная длительность, 9% 4. Субъективная завершенность, 8% 5.Субъектность, 8% 6. Изменчивость, 8% 1. Открытость жизни, 26% 2. Безопасная актуальность, 20% 3. Индивидуальная мотивация, 13% 4. Прогностичная динамичность, 10% 1. Позитивная содержательная перспектива, 37% 2. Стремительная интегрированность, 12% 3. Комфортность, 10% 4. Субъектная определенность, 9%

2 группа 1. Противоречивость, 16% 2. Псевдонезначимости, 13% 3. Пренебрегаемой опасности, 13% 4. Неоправданные надежды, 10% 5. Свершившийся факт, 10% 6. Стремительности, 8% 1. Перспектив, 28% 2. Вовлеченности, 15% 3. Надежд, 9% 4. Внешняя детерминированность, 9% 5. Иллюзорная нереа-листичность, 8% 1. Светлое будущее, 25% 2. Долговременные перспективы, 12% 3. Успешность, 12% 4. Иллюзорность, 10% 5. Управляемость, 8% 6. Вариативность, 7%

В исследовании отношения к прошлому в первой группе респондентов факторизация методом главных компонент и вращения с нормализацией Кайзера выявила 6 факторов, объясняющих 76% дис-

персии.

1 фактор «Успешность» (при объяснительной дисперсии 31%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица

3).

Таблица 3

Категориальные характеристики 1 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Интересное ,849

Теплое ,800

Привлекательное ,748

Важное ,743

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершенное ,707

Светлое ,705

Легкое ,670

Полное ,621

Стремительное ,611

Прекрасное ,608

Высокие факторные нагрузки заключены в характеристиках «интерес ное», «теплое»,

привлекательное», «важное»,

«завершенное»/успешное, «светлое», «легкое», «полное», «прекрасное».

красное». Сочетание данных характеристик говорит о том, что прошлое для респондентов группы выступает в качестве завершенного этапа жизни, интересного, полезно-

го и успешного. То есть прошлое для респондентов группы имеет положительный эмоциональный и когнитивный (в плане результативности) смысл.

2 фактор «Удовлетворенность» (при объяснительной дисперсии 11%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 4).

Таблица 4

Категориальные характеристики 2 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Открытое ,908

Приятное ,537

Генеральные характеристики второго фактора - «открытое» и «приятное» - указывают на общую удовлетворенность респондентов своим прошлым.

3 фактор «Субъективная длительность» (при объяснительной дисперсии 9%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 5).

Таблица 5

Категориальные характеристики 3 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Отдаленное ,825

Долгое ,734

Характеристика фактора «отдаленное» позволяет интерпретировать отношение респондентов группы к прошлому как объективно воспринимаемому этапу жизни в общем временном континууме; характеристика «долгое» может указывать на

субъективную длительность пережитых жизненных этапов.

4 фактор «Субъективная завершенность» (при объяснительной дисперсии 8 %) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 6).

Таблица 6

Категориальные характеристики 4 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Полное надежд ,926

Полное ,492

Характеристики «полное надежд» и «полное» позволяют интерпретировать отношение к прошлому респондентов группы как к завершенному этапу своей жизни, в рамках которого достигнуто осуществление

целей и надежд.

5 фактор «Субъектность» (при объяснительной дисперсии 8%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 7).

Таблица 7

Категориальные характеристики 5 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Мое личное ,845

Единственная генеральная характеристика «моё личное» свидетельствует о принятии прошлого респондентами группы и, возможно, об исключительном субъектном отношении к нему, т.е. «моё прошлое» - это

«результат моего личного творения».

6 фактор «Изменчивость» (при объяснительной дисперсии 8%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 8).

Таблица 8

Категориальные характеристики 6 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Постоянно меняющееся ,865

Характеристика фактора «постоянно меняющееся» указывает на динамичность прошлого в восприятии респондентов, что отражает объективное восприятие времени в целом, где прошлое есть непрерывная результирующая настоящего и будущего.

В исследовании отношения к настоящему в первой группе респон-

дентов факторизация методом главных компонент и вращения с нормализацией Кайзера выявила 4 фактора, объясняющих 70% дисперсии.

1 фактор «Открытость жизни» (при объяснительной дисперсии 26%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 9).

Таблица 9

Категориальные характеристики 1 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Стремительное ,825

Приятное ,811

Полное ,808

Светлое ,687

Завершенное ,631

Открытое ,619

Прекрасное ,543

Интересное ,520

Генеральные характеристики первого фактора указывают на позитивное отношение респондентов группы к своей жизни в настоящем времени. Настоящее характеризуется такими динамическими признаками, как «стремительное» и «завершенное», что указывает на активную включенность респондентов в процесс жизни, видение собственной реализации как некоей целостности, а потому и актуальной становится характеристика завершенности по отношению к настоящему.

Отношение к настоящему у респондентов группы характеризуется также содержательной полнотой («интересное», «полное»), широкими границами возможностей («открытое», «стремительное»), позитивностью в целом («прекрасное», «светлое», «приятное», «завершен-ное»/успешное).

2 фактор «Безопасная актуальность» (при объяснительной дисперсии 20%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 10).

Таблица 10

Категориальные характеристики 2 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Легкое ,815

Теплое ,799

Интересное ,742

Важное ,674

Прекрасное ,627

Настоящее респондентами группы видится как безопасное, близкое («легкое», «теплое»), а также расценивается как важное и интересное, а значит, актуальное в построении своей жизни.

3 фактор «Индивидуальная мотивация» (при объяснительной дисперсии 13%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 11).

Таблица 11

Категориальные характеристики 3 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Мое личное ,852

Полное надежд ,724

Привлекательное ,623

Отношение респондентов группы к настоящему определяют следующие базовые характеристики третьего фактора: «моё личное»,

«полное надежд», «привлекательное». Сочетание данных характеристик указывает на наличие мощного мотивирующего импульса, индивиду-

альных целей самоосуществления личности в данный временной промежуток жизни.

4 фактор «Прогностичная динамичность» (при объяснительной дисперсии 10%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 12).

Таблица 12

Категориальные характеристики 4 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Долгое ,814

Постоянно меняющееся ,590

Генеральные характеристики четвертого фактора «долгое» и «постоянно меняющееся» отражают динамичный характер отношения личности к временной перспективе, в частности, настоящее рассматривается респондентами группы в категориях активности, изменчивости, определенной продолжительности. Признак «долгое» может характеризовать настоящее с точки зрения необходимого резерва времени для осуществления планируемого, что отражает некую жизненную прогно-

стичность личности.

В исследовании отношения к будущему в первой группе респондентов факторизация методом главных компонент и вращения с нормализацией Кайзера выявила 4 фактора, объясняющих 70% дисперсии.

1 фактор «Позитивная содержательная перспектива» (при объяснительной дисперсии 37%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 13).

Таблица 13

Категориальные характеристики 1 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Интересное ,956

Светлое ,923

Прекрасное ,864

Полное надежд ,817

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлекательное ,757

Важное ,750

Полное ,749

Отношение к будущему респондентов группы характеризуется открытостью новому опыту («полное надежд», «полное»), воспринимаемому в качестве позитивно прогнозируемого («светлое», «прекрасное») и интересного («интересное», «привлекательное»), а также необходимого в

непрерывности конструирования жизненных смыслов и в самоосуще-ствлении («важное»).

2 фактор «Стремительная интегрированность» (при объяснительной дисперсии 12%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 14).

Таблица 14

Категориальные характеристики 2 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Краткое ,770

Теплое ,738

Стремительное ,726

Генеральные характеристики краткости и стремительности в отношении к будущему респондентами группы указывают на субъективное восприятие «наступления» будущего как стремительного процесса временной интеграции, свидетельствующего об отсутствии у респондентов смещений во времен-

ных перспективах. Общее эмоциональное отношение к будущему позитивно воспринимается как безопасное («теплое»).

3 фактор «Комфортность» (при объяснительной дисперсии 10%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 15).

Таблица 15

Категориальные характеристики 3 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Легкое ,867

Приятное ,733

Генеральные характеристики третьего фактора отражают отношение респондентов группы к будущему как комфортному и желательному («легкое», «приятное»).

4 фактор «Субъектная определенность» (при объяснительной дисперсии 9%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 16).

Таблица 16

Категориальные характеристики 4 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Близкое ,737

Неизменное ,622

Мое личное ,507

Характеристики четвертого фактора подтверждают тенденцию стремительной интеграции будущего в общей временной перспективе личности («близкое») и придают отношению к будущему респондентами оттенок субъектности («мое личное»). Характеристика неизменности может быть интерпретирована как константа настоящей (временной) «несвершенности» целей жизни.

Таким образом, отношение респондентов первой группы к временному диапазону своей жизни характеризуется системностью, взаи-моопределяющими тенденциями временных эпох жизни. Прошлое, настоящее и будущее рассматриваются респондентами в целостности, каждый последующий этап жизни связан с предыдущим, что характеризует отношение к жизни в целом как непрерывному процессу.

Прошлое для респондентов группы выступает значимым, обусловленным собственной результативностью этапом жизни. Субъективной характеристикой восприятия прошлого как временной категории выступает длительная временная протяженность периода, что может указывать на объективное оценивание индивидуальных затрат собственного конструирования жизни.

Настоящее представляется респондентам группы в характеристи-

ках непосредственной динамичности и актуальной значимости. Особенностью отношения к настоящему выступает субъектная включенность в построение собственной жизни, предполагающая индивидуальную заинтересованность и внутреннюю мотивацию самоосуществления респондентов. Восприятие данного временного отрезка характеризуется субъективной длительностью, отражающей объективную прогно-стичность в постановке целей и процессе достижения необходимой результативности.

В отношении к будущему респонденты группы характеризуются открытостью, общей мотивацией успеха, задаваемой содержательной наполненностью. Реалистичность будущего основывается на четкой связанности его с прошлым и настоящим респондентов.

В исследовании отношения к прошлому во второй группе респондентов факторизация методом главных компонент и вращения с нормализацией Кайзера выявила 6 факторов, объясняющих 72% дисперсии.

1 фактор «Противоречивость» (при объяснительной дисперсии 16%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 17).

Таблица 17

Категориальные характеристики 1 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Неприятное ,830

Прекрасное ,731

Разочаровывающее ,712

Интересное ,558

Сочетание генеральных характеристик фактора указывает на доминанту общей негативности в отношении к прошлому у респондентов группы («разочаровывающее», «неприятное»). Данные характеристики отражают результаты рефлексии относительно уже произошедших событий в жизни как не оправдавших субъективные ожидания личности. Хотя у респондентов группы отсутствует тенденция пол-

ного обесценивания пройденного отрезка жизни, все же прошлое рассматривается как интересное и прекрасное, что позволяет констатировать определенную степень амбивалентности в оценивании прошлого.

2 фактор «Псевдонезначимость» (при объяснительной дисперсии 13%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 18).

Категориальные характеристики 2 фактора

Таблица 18

Характеристики Факторные нагрузки

Закрытое ,883

Легкое ,676

Холодное ,571

Сочетание характеристик фактора «закрытое», «легкое», «холодное» позволяет интерпретировать отношение респондентов группы к прошлому как не вполне комфортному, не вызывающему приятных воспоминаний. Прошлое для респондентов группы - «пере-листнутая страница», к которой не возвращаются («закрытое»), возможно, потому, что оно исчерпало свою значимость или не обогатило человека конструктивным опытом жизни. Более того, прошлое не тя-

готит («легкое»), несмотря на выраженное отрицательное значения для личности, и это может быть объяснено актуальной работой защитных механизмов личности (например, вытеснением), обеспечивающих снижение психической напряженности и негативных психологических состояний.

3 фактор «Пренебрегаемая опасность» (при объяснительной дисперсии 13%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 19).

Таблица 19

Категориальные характеристики 3 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Мое личное ,855

Угрожающее ,675

Неважное ,614

Стремительное ,521

Генеральные характеристики фактора отражают негативное отношение респондентов группы к прошлому или его аспектам («угрожающее»). Нужно отметить, что восприятие прошлого на эмоциональном и когнитивном уровне у респондентов имеет полярные доми-

нанты: «угрожающее» - эмоциональная характеристика отношения, «неважное» - когнитивная характеристика отношения, свидетельствует о низкой степени значимости прошлого опыта для респондентов. Характеристика «моё личное» может указывать на определенную закры-

тость доступа окружающим к своему прошлому. Динамическая характеристика фактора «стремительное» в совокупности с остальными указывает на субъективно редуцированную перспективу временного диапазона негативно или фрустри-

рованно воспринимающегося прошлого для респондентов.

4 фактор «Неоправданные надежды» (при объяснительной дисперсии 10%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 20).

Таблица 20

Категориальные характеристики 4 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Полное надежд ,835

Холодное ,570

Генеральные характеристики фактора «полное надежд» и «холодное» свидетельствуют об отношении к прошлому респондентами группы как к не оправдавшему их надежды и ожидания.

5 фактор «Свершившийся факт» (при объяснительной дисперсии 10%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 21).

Таблица 21

Категориальные характеристики 5 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Отдаленное ,794

Неизменное ,731

Генеральные характеристики фактора «отдаленное» и «неизменное» в своем сочетании отражают расценивание прошлого респондентами группы как некоего неизменного «образования» своей жизни, находящегося за пределами настоя-

щей актуальности.

6 фактор «Стремительность» (при объяснительной дисперсии 8%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 22).

Таблица 22

Категориальные характеристики 6 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Краткое ,855

Стремительное ,542

Базовые характеристики фактора «краткое» и «стремительное» позволяют интерпретировать отношение респондентов группы к прошлому в динамических категориях. Время субъективно быстротечно, и все, что остается позади настоящего, уже не имеет характеристик длительной процессуальное™, поскольку прошлое - уже свершившийся факт

жизни, уже результат, а результат во временном континууме имеет весьма ограниченный диапазон реализации (в сравнении с процессом, например).

В исследовании отношения к настоящему во второй группе респондентов факторизация методом главных компонент и вращения с нормализацией Кайзера выявила 5

факторов, объясняющих 71% дис- ставляют следующие категориаль-персии. ные характеристики ШВУ (таблица

1 фактор «Перспективы» (при 23). объяснительной дисперсии 28%) со-

Таблица 23

Категориальные характеристики 1 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Привлекательное ,880

Приятное ,867

Легкое ,765

Прекрасное ,722

Полное ,702

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теплое ,698

Светлое ,582

Завершенное ,580

Интересное ,513

В целом конфигурация характеристик фактора отражает позитивное отношение респондентов группы к своему настоящему: «привлекательное», «приятное», «прекрасное», «светлое», «теплое», «легкое». Настоящее время видится респондентами как интересное, успешное («завершенное»), содержательное («полное»). Подобное распределение

характеристик в отношении к настоящему может говорить о том, что респондентам группы

свойственна классическая

тенденция жизни в режиме «здесь и сейчафактор «Вовлеченность» (при объяснительной дисперсии 15%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 24).

Таблица 24

Категориальные характеристики 2 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Стремительное ,789

Открытое ,656

Постоянно меняющееся ,597

Важное ,595

Генеральные характеристики фактора («стремительное», «открытое», «постоянно меняющееся», «важное») указывают на наличие в отношении к настоящему у респондентов группы аспектов значимости событий настоящего момента и тен-

денции к стремительной динамике в их осуществлении.

3 фактор «Надежды» (при объяснительной дисперсии 9%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 25).

Таблица 25

Категориальные характеристики 3 фа.ктора., 9 %

Характеристики Факторные нагрузки

Полное надежд ,502

Характеристика «полное надежд» отражает пересечение временных перспектив у респондентов группы, т.е. «полное надежд» предусматривает целеполагание - прерогативу будущего времени, которое начинает осуществляться в настоящем. Данный факт может быть интер-

претирован как выраженное стремление респондентов к «сиюминутной» результативности.

4 фактор «Внешняя детерминированность» (при объяснительной дисперсии 9%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 26).

Таблица 26

Категориальные характеристики 4 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Определяемое извне ,904

Данный фактор отражает отношение к настоящему респондентами группы как внешне детерминированному, то есть во многом определяемому обстоятельствами.

5 фактор «Иллюзорная нереали-стичность» (при объяснительной дисперсии 8%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 27).

Таблица 27

Категориальные характеристики 5 фактора, 8 %

Характеристики Факторные нагрузки

Важное ,521

Отдаленное ,874

Сочетание генеральных характеристик фактора «важное» и «отдалённое» в отношении к настоящему указывает на некоторую субъектную абстрагированность в самоосущест-влении респондентами группы. Можно предположить значимость для респондентов важности данного этапа жизни, его целей и недостаточность собственной активности или отсутствие веры в свои возможности.

В исследовании отношения к будущему во второй группе респондентов факторизация методом главных компонент и вращения с нормализацией Кайзера выявила 6 факторов, объясняющих 76% дисперсии.

1 фактор «Светлое будущее» (при объяснительной дисперсии 25%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 28).

Таблица 28

Категориальные характеристики 1 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Приятное ,847

Светлое ,779

Полное ,756

Интересное ,745

Теплое ,735

Полное надежд ,678

Генеральные характеристики фактора указывают на отношение к будущему респондентами группы как полному ожиданий, надежд, в целом, как к позитивному периоду своей жизни («приятное», «светлое», «теплое»). С будущим связывается полная реализация своих намерений

(«полное») и определенная новизна в достижениях («интересное»).

2 фактор «Долговременные перспективы» (при объяснительной

дисперсии 12%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица 29).

Таблица 29

Категориальные характеристики 2 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Легкое ,836

Медленное ,778

Привлекательное ,764

Генеральные характеристики фактора «лёгкое» и «привлекательное» свидетельствуют о притягательности будущего для респондентов группы, не отягощенного препятствиями, необходимостью приложения адекватных усилий в их преодолении. Характеристика «медленное» привносит в восприятие будущего усиление его положительного эффекта. Будущее - это конструи-

рование идеальной реальности, это добрая сказка, где итог размыт во времени ввиду доминанты желательности - «...и жили они долго и счастливо».

3 фактор «Успешность» (при объяснительной дисперсии 12%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица

30).

Таблица 30

Категориальные характеристики 3 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Завершенное ,917

Прекрасное ,809

Генеральные характеристики фактора «завершенное»/успешное и «прекрасное» определяют доминанту успешности в отношении к будущему у респондентов группы. С будущим связывается изменение жизни к лучшему, общая успешность на-

ступающего жизненного этапа личности.

4 фактор «Иллюзорность» (при объяснительной дисперсии 10%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица

31).

Таблица 31

Категориальные характеристики 4 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Открытое ,682

Отдаленное ,780

Генеральные характеристики ность в восприятии будущего рес-фактора «отдаленное» и «открытое» пондентами группы. Открытость отражают определенную иллюзор- может предполагать доступность,

возможность, а характеристика отдаленности ей противоречит, поскольку отбрасывает возможность в неопределенную временную перспективу. На данном основании можно предположить аспект иллюзорности в восприятии своего буду-

щего респондентами группы.

5 фактор «Управляемость» (при объяснительной дисперсии 8%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица

32).

Таблица 32

Категориальные характеристики 5 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Мое личное ,884

Долгое ,570

Генеральные характеристики фактора «мое личное» и «долгое» позволяют пояснить отношение к будущему респондентами группы как к субъектно детерминированному процессу конструирования своей жизни. В представлении респондентов будущее определяется их лич-

ными вкладами, то есть ими управляемо.

6 фактор «Вариативность» (при объяснительной дисперсии 7%) составляют следующие категориальные характеристики ШВУ (таблица

33).

Таблица 33

Категориальные характеристики 6 фактора

Характеристики Факторные нагрузки

Постоянно меняющееся ,923

Генеральной в факторе выступает характеристика «постоянно меняющееся» и указывает на тенденцию к вариативному моделированию будущего респондентами группы.

Таким образом, для респондентов второй группы прошлое, настоящее и будущее выступают четко отделенными друг от друга, замкнутыми периодами жизни. Отношение к прошлому детерминировано общей тенденцией неудовлетворенности. Прошлое воспринимается респондентами группы как период неоправданных надежд, нереализованных целей по причинам, в наименьшей степени зависящих от собственных вкладов. Настоящее буквально захватывает респондентов группы своей временной актуальностью, позволяя в настоящей динамике самоосуществления ставить желаемые цели и планировать опре-

деленные жизненные перспективы. Однако для процесса целеполагания респондентов характерна некоторая неадекватность, выражающаяся в центрированности на внешних факторах и условиях, которые, на их взгляд, могут обеспечить успешность и результативность жизни на данном этапе. Вклад собственных усилий в конструирование жизни рассматривается как сопутствующий, не определяющий успешного самоосуществления.

Отношение к будущему характеризуется тенденцией к моделированию вариантов будущего. На фоне внешней детерминированности прошлого и настоящего отношение к будущему как внутренне детерминированному свидетельствует о компенсации отсутствия собственного управления жизнью в актуальной перспективе. Отношение к бу-

дущему респондентами группы характеризуется также общей доминантной благополучия и успешности.

Обобщение результатов критериального и факторного анализов отношения респондентов обеих групп к проблеме возраста, в контекст которого включены временные диапазоны жизни личности: прошлое, настоящее, будущее, - обнаруживает полярные тенденции в отношении к возрасту в группах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к возрасту респондентов первой группы можно рассматривать как адекватное, или лично-стно зрелое, основывающееся на целостном восприятии временного диапазона жизни (прошлое, настоящее, будущее), смысловой наполненности, интересе к жизни, активной реализации своих потенциалов в самоосуществлении, направленности на достижения, на успех, адекватности в самооценке и оценке окружающих, открытости в межличностных взаимодействиях. В то время, как отношение к возрасту респондентов второй группы можно характеризовать как неадекватное или инфантильное, имеющее в своей основе смещения в восприятии временного диапазона жизни, неадекватность в самооценке и оценке окружающих, отсутствие активности как целенаправленной результативности, отсутствие четко выраженной личностной позиции относительно смысла собственной жизни, а также инерционность в само-осуществлении и восприятие жизни как внешне детерминированное (рис.1).

Отношение личности к возрасту представляется нам синтезом интегральных личностных характеристик (личностных достижений, личностной зрелости, осмысленности жизни, психологического благополучия личности и пр.), выступающих условиями формирования того или

иного его вектора. В зависимости от характера их сочетания и степени выраженности их отдельных компонентов можно выделить два основных типа отношений личности к возрасту - адекватный и неадекватный.

Адекватный, или личностно зрелый, тип отношения личности к возрасту обусловлен следующими характерными чертами: личностной зрелостью, целостностью восприятия временного диапазона жизни, внутренней детерминированностью самоосуществления в жизни, осмысленностью, интересом к жизни, целенаправленностью и результативностью в достижениях, высокой степенью субъективного благополучия личности.

Неадекватный, или инфантильный, тип отношения личности к возрасту характеризуется следующими особенностями: смещенно-

стью восприятия временного диапазона жизни, внешней детерминированностью, инерционностью само-осуществдения в жизни, низкой степенью осмысленности жизни и интереса к ней, инфантильностью, отсутствием личностной зрелости, а также низкой степенью субъективного благополучия личности.

Библиография

1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алтея, 2001. - 304с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. - М., 1990. - С. 114-129.

3. Абульханова-Славская, К.А.

Проблема активности личности. Методология и стратегии

исследования // Активность и жизненная позиция личности. - М., 1988. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жиз-

недеятельности // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. - С. 19-45.

5. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульхано-ва-Славская. - М., 1991.

6. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. - (Серия «Мастера психологии»).

7. Ананьев, Б.Г. Психология и проблема человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

8. Асмолов, А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгар-ник, В.А. Петровский, Е.В. Суббот-ский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова // Вопросы психологии. - 1979. - № 4.

- С. 35- 46.

9. Асмолов, А.Г. Психология

личности: культурно-историческое

понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл: Издательский центр

«Академия», 2007. - 528 с.

10. Березина, Т.Н. Интрапсихи-ческий пространственно-временной образный континуум как субъективная реальность. Психология личности. Новые исследования / Т.Н. Березина. - М.: 1998. - С. 192-209.

11. Березина, Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал. -1999. - № 5. - Т. 20. - С. 27-37.

12. Головаха, Е.И. Психологический возраст личности / Е.И. Голо-ваха, А.А. Кроник // Психологический журнал. - 1983. - №5. - С. 5765.

13. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Голова-ха, А. А. Кроник. - Киев: Наукова думка. - 1984.

14. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2003. -284с.

15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487с.

16. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992. - 16 с.

17. Пергаменщик, Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации / Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский // Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. -

С. 73-96.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999.

19. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

20. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 263 с.

21. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн.

- М.: Флинта, 1997. - 160 с.

22. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс // Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.