Научная статья на тему 'Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития'

Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2491
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головей Л. А., Манукян В. Р.

Classification and interconnection of crises occurring in the course of a person''s adult life are given on the basis of their main features determined. Crises experienced by adults in the 27-42 age group were examined to show the way the persons perceived and estimated their course of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-biographical study of crises in adult''s zevelopment

Classification and interconnection of crises occurring in the course of a person''s adult life are given on the basis of their main features determined. Crises experienced by adults in the 27-42 age group were examined to show the way the persons perceived and estimated their course of life.

Текст научной работы на тему «Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития»

2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Сер. 6. Вып. 4 (№30)

ПСИХОЛОГИЯ

Л. А. Головей, В. Р. Манукян

ПСИХОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

Психическое развитие человека рассматривается современной наукой как сложный и неоднородный процесс, характеризующийся чередованием периодов подъемов и спадов в развитии, а также наличием сенситивных и критических периодов. Критические периоды развития сопровождаются снижением уровня функционирования многих показателей, захватывающих разные уровни индивидуальности (морфофункциональ-ный, психофизиологический, психологический, социально-психологический, социальный). В развитии человека появляются рассогласования и противоречия, порождающие новые тенденции развития. Возрастные кризисы — переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития. От того, как человек проживает определенный период, какова ситуация его развития и собственная позиция, зависит, будет ли выход из кризиса продуктивным, перейдет ли развитие на новый уровень, закрепятся в нем положительные тенденции, обеспечивающие успешную самореализацию и удовлетворенность, или появятся моменты застоя, инволюции, потери ориентиров и закрепятся негативные тенденции, что в конечном счете может привести к нарушению личностной целостности и адаптированности в среде.

Следует отметить, что критические периоды присутствуют в развитии человека на протяжении всего онтогенеза. Наиболее полно они изучены применительно к детскому и подростковому возрастам. Что же касается периода взрослости, то наряду с малой его изученностью существует неоднозначность взглядов ученых на характер развития взрослых —от полного отрицания кризисов в этом возрасте, рассмотрение его как периода расцвета творческих сил человека до трактовки взрослости и старости как периодов, в которых обостряются все проблемы и противоречия развития. Именно этим обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы. Целью настоящей статьи является изучение жизненных кризисов в период взрослости.

Взрослый период — наиболее продолжительный и продуктивный в жизни человека. Индивидуальное развитие взрослого человека — продолжение онтогенеза с заложенной в нем генетической программой. После ранней юности развитие индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости.

Существенными трудностями изучения взрослости является сама ее специфика. Так, в период взрослости значительно усиливается действие закона гетерохронности. Б. Г. Ананьев писал о гетерохронности зрелости — разновременности наступления зрелости человека как индивида (общесоматическая и половая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная) и труда (трудоспособность) — и в связи с

© Л. А. Головей, В. Р. Манукян, 2003

этим предлагал различать понятия взрослости и зрелости1, где первое означает этап развития, а второе —его качество. Б.Г.Ананьев показал, что структура развития во 'взрослости «значительно сложнее, чем любая однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения»2.

В период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, принимает качественно новую форму. Важную роль в развитии взрослого человека играют процессы самосознания и рефлексии3. Взрослый, в отличие от ребенка, подростка или юноши, занят решением прежде всего жизненных задач. В этом смысле процессы самосознания и рефлексии выступают как способность человека многоуровнево и многопланово отражать свою жизнедеятельность как одно из главных оснований и условий определения направлений собственной жизни 4.

Указанные особенности свидетельствуют о тесной взаимосвязи онтогенеза и жизненного пути в период взрослости. Роль жизненного пути как истории развития личности и субъекта деятельности во взрослом периоде возрастает, так как жизнь взрослого индивидуализируется, биографический аспект приобретает особое значение. Онтогенез с его последовательностью фаз выступает объективным фактором жизненного пути. «История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и им определяется», — писал Б. Г. Ананьев5. Взрослый, в отличие от ребенка, имеет возможность самостоятельно определять направление собственной жизни, т.е. быть ее субъектом. В то же время объективная, общественная и субъективная, личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути не могут происходить без учета естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Сама возможность субъективной регуляции возникает не сразу, а по мере созревания функций мозга, а также по мере становления в процессах социализации самосознания, характера и интеллекта6.

Если при анализе детского развития наука опирается на четкие физические маркеры (как, например, показатели развития костной системы, гормональные сдвиги, наступление пубертата) или на психофизиологические критерии (функционирование конкретных операций, зрелость мозговых структур), которые свидетельствуют о завершении одной стадии и начале следующей, то ход развития взрослых отмечен ориентирами, определяемыми культурой, социальными отношениями и ролями. Социальное и эмоциональное развитие сочетается с постепенными физическими изменениями, происходящими в эти годы, и с увеличивающимся объемом знаний, навыков и опыта человека. Стилевые особенности, выработанные личностью в процессе жизненного пути, активность человека как субъекта деятельности все больше обусловливают индивидуально-личностные и индивидные характеристики, влияют на процесс развития. В свою очередь, это затрудняет выделение фаз жизненного пути и переходных, т.е. критических, периодов. Б. Г. Ананьев довольно четко обозначил фазы жизненного пути субъекта деятельности: подготовительная — старт — кульминация — финиш, каждая из которых характеризует структурное изменение субъекта деятельности. Определение фаз в истории развития человека как личности возможно только при сопоставлении статусно-ролевых, ценностных и других социально-психологических характеристик, в развитии человека как личности и субъекта деятельности совпадают только подготовительные фазы (период обучения, формирования знаний, умений, навыков и определенных личностных черт)7.

Итак, во взрослом периоде взаимовлияние онтогенеза и жизненного пути увеличи-

вается, большее значение приобретают биографический и субъектно-личностный факторы. Этим объясняется трудность установления хронологических границ и фаз взрослости, а также однозначное решение вопроса о нормативности кризисов взрослого периода.

На основе анализа исследований, касающихся кризисов взрослости и возрастных периодизаций, можно говорить о том, что во взрослом периоде выделяют:

1) возрастные кризисы юности и ранней взрослости (юношеский кризис самоопределения, «кризис первокурсника», кризис профессиональных экспектаций);

2) возрастные кризисы средней взрослости (кризис достижений 30-летних, экзистенциальный кризис 40-летних, или «кризис середины жизни»);

3) кризис поздней взрослости.

При этом отмечается существенное отличие кризисов взрослости от кризисов детства8. Анализ проблемы позволил выделить специфические особенности кризисов периода взрослости по сравнению с нормативными кризисами детства. Перечислим их.

Возрастные кризисы взрослого периода развития 1) достаточно осознанны и более скрыты, интериоризированны, чем во многом обусловлена их малая изученность;

2) возникают реже и с большим временным разрывом (около 10 лет)9;

3) не столь строго привязаны к хронологическому возрасту, так как за порогом школьной жизни наряду с возрастной линией развития появляется «индивидуальная линия жизни», собственно жизненный путь, которая может по-разному соотноситься с онтогенетическим развитием10. Поэтому хронологический возраст взрослого малоинформативен, его необходимо рассматривать в связи с другими парциальными характеристиками возраста: биологическим, интеллектуальным, социальным и психологическим возрастом;

4) во многом зависят от стилей совпадающего поведения, которые использует взрослый, от того, как он организует свои внутренние и внешние ресурсы, реагируя на жизненно важные события11.

Выделенные нами специфические особенности кризисов взрослости соответствуют представлениям о нарастании вариативности развития в этом периоде. К.Н.Поливанова отмечает, что постепенное построение и перестраивание социального понимания и поведения трудно отнести к особенностям взрослого развития —не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу12. Некоторые эмпирические исследования приводят к выводу о том, что нормативные кризисы взрослого периода развития не обязательны для индивидов13. Нам представляется, что преодолеть трудности изучения кризисов развития взрослого человека с учетом их специфики можно, если изучать их в рамках жизненного пути, с учетом закономерностей онтогенетического развития.

Кризисы в структуре жизненного пути можно рассматривать как «генетические переходы» между его фазами, которые «могут выделяться как дискретные величины, имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла (критические точки развития)»14. Подобное понимание предлагает Ф.Е. Василюк, определяя кризис как «разрыв жизни» и подчеркивая дискретность момента, нарушающего целостность жизнедеятельности15. В структуре жизненного пути находят свое место как кризисы развития, так и критические жизненные ситуации (события). Критическая жизненная ситуация (КЖС) определяется как событие жизненного пути личности, связанное с изменением жизненной ситуации и соответствующим приспособлением личности к этому изменению. КЖС —это стадия неравновесия, неконгруэнтности между личностью и окружающей средой, когда у индивидуума нет готовой программы поведения16. Если

критическая ситуация —в большей степени фактор среды, то кризис — реакция личности на критическую ситуацию, требующая от нее определенных психологических изменений.

Таким образом, анализируя кризис в структуре жизненного пути, мы имеем в виду некоторую фазу жизни, в течение которой происходят изменения на различных уровнях жизнедеятельности человека, меняющие направление развития, жизни в целом. Сам кризис определяется как критический уровень развития социально-психоло-гического противоречия, приводящего к невозможности реализации самых значимых сторон жизни и в связи с этим активизирующего процессы формирования новообразований. Рассмотрим кратко изменения, происходящие с человеком в период кризиса.

Протекание кризиса развития человека как личности включает в себя изменения:

— в эмоционально-волевой сфере —в чувствах, которые испытываются по отношению к своей жизни (психологический дискомфорт, повышение тревожности, снижение способности к волевым действиям, перераспределение значимости удельного веса некоторых раздражителей);

— на познавательном уровне — снижение познавательных способностей (память, внимание, мышление), изменения в восприятии себя и своей жизни;

— в подструктуре опыта —могут разрушаться старые привычки, навыки, на смену которым приходят новые, нередко формирующиеся в самом процессе кризиса. Изменяются также подструктура направленности (ценности, интересы, идеалы, убеждения); отношение к будущему, смысл и целостность жизни;

— нарушение смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Восстановление этого соответствия возможно только с помощью процессов смыслостроительства, деятельности сознания, направленной на пересмотр отношений субъекта с миром17. Ф. Е. Василюк вводит понятие «переживание», которое проявляется «как особая дея-„ тельность по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которого является повышение осмысленности жизни»18;

— перестройку самосознания, и «Я-концепции» личности. Л. Ф.Бурлачук и Е. Ю. Коржова анализируют протекание кризиса с точки зрения его воздействия на «Я-концепцию» и работу самосознания в целом и выделяют 3 типа такого протекания: кризис приводит к интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания «Я-концепции» субъекта; кризис ведет к усилению прежней «Я-концепции», на которую не влияют объективная действительность и новый жизненный опыт; кризис приводит к разрушению существовавшего представления о себе и мешает способности действовать19.

Изменения в структуре субъекта деятельности происходят на личностном уровне и связаны с деятельностью. Происходят перестройка смысловых структур профессионального самосознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции; изменения в самой деятельности — в занятиях, средствах труда,

20

видах труда, условиях труда .

Таким образом, особенностью кризиса является то, что в результате его разрешения личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности.

Рассмотрение кризиса в структуре жизненного пути дает основания для классификации различных кризисных явлений, которые не исчерпываются только кризисами

развития. Полагаем, что понятие психологического кризиса может стать исходным основанием для классификации кризисов, имеющих место в жизни взрослого на различных этапах жизненного пути. Общим признаком психологических кризисов является, как уже было сказано, критический уровень социально-психологического противоречия, приводящего к невозможности реализации самых значимых сторон жизни.

Все психологические кризисы можно разделить на два больших класса: нормативных й ненормативных кризисов. Нормативные кризисы включают в себя все возрастные кризисы, ненормативные — кризисы, которые обладают общим свойством психологических кризисов, но в отличие от нормативных в них отсутствует привязка к возрасту. Жизненные кризисы могут быть биографическими (субъективное переживание непродуктивности жизненного пути: кризисы нереализованности, бесперспективности и опустошенности)21 и травматическими (связаны с внезапными жизненными событиями). В первом случае мы имеем социально-психологическое противоречие между реальным и субъективно осознаваемым временем жизни, а во втором противоречие обусловлено резкой сменой жизненной ситуации, требующей многоуровневой адаптации. Отдельно стоит класс профессионально обусловленных кризисов. Они рассматриваются и как самостоятельные кризисы, и в качестве психологических составляющих 11

других типов кризисов .

Можно предположить, что во взрослом периоде в результате наложения биографического и онтогенетических контекстов развития и влияния личностных факторов интегрированность кризисных явлений повышается и наблюдается смешанная симптоматика. Во-первых, возрастные кризисы взрослости всегда связаны с субъективной оценкой своего жизненного пути, т. е. содержат биографический компонент. Во-вторых, развитие взрослого человека всегда протекает в рамках профессиональной деятельности, поэтому любое кризисное явление может вызвать изменения в структуре субъекта деятельности. Взаимосвязь возрастного и травматического кризисов во взрослом периоде проявляется при их совпадении во времени, что, по данным многих авторов, происходит нередко, так как сам по себе возрастной кризис инициирует изменение жизненной ситуации и повышает чувствительность к различным жизненным событиям.

Данные позиции явились основанием для разработки психобиографического подхода к изучению кризисов взрослого. Для каждого типа кризиса, нашедшего место в нашей классификации, были отобраны (по литературным источникам) наиболее характерные феноменологические признаки и сведены в психобиографическую анкету23. С точки зрения биографического подхода феноменологические проявления могут быть представлены в качестве событий трех видов: события среды, события поведения (поступки), события внутреннего мира (переживания)24, которые в психобиографическом плане составляют структуру и содержание кризиса развития. Испытуемый оценивал наличие перечисленных в ней признаков три раза: сначала —свое настоящее, затем — прошлое и, наконец, прогнозировал появление некоторых признаков в будущем. Анкета имела целью уточнение психологического содержания кризисов взрослого периода развития.

В качестве методов исследования также были использованы методики СЖО Леонтьева, «Оценивание пятилетних интервалов» («График жизни») Кроника и Головахи, методика Гинзбурга на изучение эмоционального отношения к будущему (адаптированная нами для изучения отношения к настоящему и прошлому), ранжирование списка терминальных ценностей (Рокич), методика неоконченных предложений Сакса и Ле-ви, где были отобраны шкалы жизненных целей, отношения к прошлому, будущему, и включена шкала особенностей самоотношения. Респонденты также заполняли анкету

общих сведений, которая наряду с объективными данными о жизненном пути испытуемого содержала субъективную оценку реализованности, удовлетворенности и значимости различных сфер жизни: профессиональной, социальной, семейной, материальной и психологической. Все методы по сути психобиографические, так как направлены на изучение восприятия человеком своего жизненного пути.

В исследовании приняли участие 125 взрослых (42 мужчины и 83 женщины) в возрасте 27-42 лет с различным уровнем образования, семейным и материальным положением, стажем работы.

Для ответа на вопрос о психологическом содержании кризисов взрослого рассмотрим полученные данные. Первичный статистический анализ данных позволяет получить общую характеристику психологического содержания кризисных моментов жизни взрослого по следующим направлениям: актуальная и ретроспективная оценки кризисных событий, прогнозирование кризисных явлений в будущем. В целом можно сказать, что актуальное состояние испытуемых в большей степени характеризуется такими переживаниями, как «ощущение сильной усталости, отсутствие энергии для активной деятельности» (его отметило максимальное количество человек —64%), «неопределенность, непредсказуемость будущего», «невозможность реализовать самый значимый на данный момент замысел, план» и «переживание отставания от большинства ровесников в уровне материального обеспечения» (58%). Ретроспективная оценка событий показала, что в юношеском и ранне-взрослом периоде (18-23 года) наиболее часто упоминаются такие признаки, как «переживание ситуации выбора профессии» и «переживание своего „образа-Я"» (62%), в периоде от 23 до 26 лет значительно увеличивается число биографических переживаний, среди которых наиболее часто отмечаются «неопределенность, непредсказуемость будущего» (66%) и «сожаление по поводу упущенных возможностей» (50%), также возрастает круг фрустрированных потребностей. Возрастной диапазон прогнозирования охватывает период от 30 до 63 лет. Среди наиболее предсказуемых событий — усталость, отсутствие энергии (66%), «переживание убывания физических сил и привлекательности» (58%), «обесценивание прошлых успехов» и «отсутствие заметно привлекающих целей в будущем» (48%) и «потеря близких» (44%). Наиболее часто события прогнозируются на десятилетие 40-50 лет, где ожидаются переживания нереализованности и сожаления о прошлом, переживание своего «образа-Я», желание изменить жизненные цели и приоритеты. На данный период также прогнозируется фрустрация потребностей в уважении, признании и самовыражении.

Нами был проведен факторный анализ данных психобиографической анкеты по методу вращения главных компонент.

Факторный анализ данных, полученных при оценке взрослыми своего актуального состояния («это есть в моей жизни сейчас»), выделил три фактора, качественно отличающихся друг от друга. Так, 1-й фактор (табл. 1) включил в себя биографические переживания (пункты 1-4), признаки кризисов взрослости, связанные с осознанием возраста (пункты 9-16), а также ряд признаков, связанных с трудностями профессионального развития субъекта деятельности (пункты 5-8). Поэтому 1-й фактор был назван нами «кризис достижений в связи с профессиональной нереализованностью».

Во 2-й фактор (табл. 2) вошли различные травматические события (все включенные нами в анкету, пункты 4-10), а также показатели, акцентирующие трудности адаптации (пункты 1-3). С наибольшим весом вошли такие признаки, как «развод», «потеря работы», «болезненный отрыв от семьи, поддержки близких и переход к самоподдержке», что свидетельствует о их значимости в данной структуре. 2-й фактор был назван нами «трудности адаптации в связи с изменением жизненной ситуации».

Таблица 1. Кризис достижений в связи с профессиональной нереализованностью

(фактор 1)

№ п/п Переменные (главные компоненты после варимакс-вращения) Факторные нагрузки

1 Обесценивание прошлых успехов 0,559

2 Невозможность быстро перестроиться в связи с резкими изменениями в развитии общества 0,617

3 Неопределенность, непредсказуемость будущего 0,520

4 Сожаление по поводу упущенных возможностей 0,669

5 Переживание отставания от большинства ровесников в профессиональной сфере 0,555

6 Переживание ситуации выбора профессии 0,571

7 Разочарование в выбранной профессии 0,626

8 Трудности адаптации, связанные с началом обучения (в вузе, колледже, аспирантуре) 0,630

9 Разочарование, возникающее при сравнении планов юности и реальных достижений 0,789

10 Страх приближения к середине жизни 0,677

11 Желание заняться чем-то более значимым, изменить жизненные цели и приоритеты 0,585

12 Желание начать что-то новое, исправить прошлые ошибки 0,556

13 Переживание убывания физических сил и привлекательности 0,521

14 Осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и действительностью 0,714

15 Переживание невозможности что-то изменить в жизни, так как время уходит 0,636

16 Страх не успеть реализоваться, проявить себя в полную силу (в семье, профессии, обществ, деят-ти) 0,515

Общая дисперсия 9,056

Доля общей дисперсии 0,189

Таблица 2. Трудности адаптации в связи с изменением жизненной ситуации (фактор 2)

№ п/п Переменные (главные компоненты после варимакс-вращения) Факторные нагрузки

1 Трудности адаптации, связанные с началом обучения (в ВУЗе, колледже, аспирантуре) 0,512

2 Болезненный отрыв от семьи, поддержки близких и переход к самоподдержке 0,717

3 Страх выходить во взрослый мир на последних курсах обучения 0,587

4 Потеря близких 0,618

5 Смена места жительства 0,641

6 Развод 0,770

7 Потеря работы 0,762

8 Банкротство 0,642

9 Обнаружение ранее неизвестных жизненных обстоятельств 0,533

10 Другое 0,567

Общая дисперсия 6,270

Доля общей дисперсии 0,131

Фактор 3-й (табл. 3) включает в себя в основном общепсихологические признаки кризиса, такие, как фрустрация потребностей разного уровня (пункты 1-4), конфликт целей или фрустрация их достижения (пункты 5-6), признаки, указывающие на трудно-

сти ролевой идентификации и построения зрелой формы идентичности (пункты 8-10), а также проблемы в сфере семьи, брака и сексуальных отношений (пункт 7). С наибольшим весом в этот фактор вошли следующие признаки: «трудности самовыражения», «трудности в общении», «сложности с завоевыванием эмоциональной независимости от родителей». Это позволяет говорить о том, что внутренние, личностные характеристики имеют наибольшее значение и являются источниками психологического кризиса. На наш взгляд, факторная структура свидетельствует о внутриличностном конфликте, связанном с несформированностью или дезинтеграцией различных сторон самосознания, а также о том, что основные задачи развития периода юности и ранней взрослости в настоящее время не решены и препятствуют развитию.

Таблица 3. Внутриличностный конфликт (фактор 3)

№ п/п Переменные (главные компоненты после варимакс-вращения) Факторные нагрузки

1 Трудности, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (в пище, убежище, отдыхе, сексе) 0,658

2 Трудности в общении: в привязанности, поддержке, принадлежности кому-либо или группе, коллективу 0,738

3 Переживания, связанные с недостаточностью уважения и признания окружающих, а также самоуважения 0,614

4 Трудности самовыражения 0,701

5 Ситуация конфликта (невозможности совмещения) двух одинаково важных потребностей, целей 0,621

6 Невозможность реализовать самый значимый на данный момент замысел, план 0,553

7 Переживание отставания от большинства ровесников в вопросах, касающихся семьи, брака, сексуальных отношений 0,568

8 Сложности с завоевыванием эмоциональной независимости от родителей и других взрослых 0,691

9 Переживания своего «образа-Я» 0,557

10 Трудности, связанные с принятием профессиональных норм 0,535

Общая дисперсия 7,380

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля общей дисперсии 0,153

Итак, у взрослых в возрасте 27-42 лет, можно выделить три типа кризисов, имеющих различную структуру и психологическое содержание. Причем кризис 1-го типа—«кризис достижений в связи с профессиональной нереализованностью» — содержит в себе основные признаки, которыми в литературе описываются возрастные кризисы взрослости (кризис достижений 30-летних и экзистенциальный кризис 40-летних, или «кризис середины жизни»), а также биографические переживания. Важно, что психологическое содержание кризиса данного типа наряду с указанными признаками составляют признаки, имеющие отношение только к профессиональной деятельности. Таким образом, мы можем заключить, что кризис данного типа носит четко выраженный возрастной характер и обостряется осознанием собственной профессиональной нереализованности.

Кризис 2-го типа связан с переживанием определенной травматической ситуации или критического жизненного события и скорее всего не имеет возрастной специфики, хотя и описывает актуальное состояние части испытуемых.

Кризис 3-го типа имеет внутренние психологические источники и определен нераз-решенностью кризисных противоречий периода юности и ранней взрослости.

Проведен также факторный анализ ретроспективной оценки жизненного пути и

прогнозирования представленных в анкете событий. Однако здесь признаки, объединенные в факторы, не дают какой-либо четкой картины психологического содержания кризисов, пережитых испытуемыми в прошлом или ожидаемых в будущем. Это связано с субъективным характером восприятия жизни, образ прошлого и образ будущего опосредуются актуальным состоянием и, по-видимому, искажаются. Образ будущего, к тому же, может иметь различную степень структурированности. Кроме того, согласно нашим наблюдениям, в процессе проведения исследования испытуемые затрудняются в прогнозировании негативных событий в будущем. Однако факторный анализ ретроспективной оценки кризисных событий все же выделил фактор с четкой и взаимосвязанной структурой. Этот фактор объединил признаки, характерные для юношеского кризиса самоопределения, «кризиса первокурсника» и кризиса молодого специалиста (табл. 4). Объединение основных признаков кризисов ранней взрослости в один фактор, названный нами «трудности начала профессионализации», может свидетельствовать о его нормативности.

Таблица 4■ Трудности начала профессионализации (фактор 4)

№ п/п Переменные (главные компоненты после варимакс-вращения) Факторные нагрузки

1 Переживание ситуации выбора профессии 0,567

2 Трудности адаптации, связанные с началом обучения в вузе (колледже, аспирантуре) 0,721

3 Трудности привыкания к новой манере обучения, преподавания 0,657

4 Отрыв от друзей детства 0,535

5 Страх выходить во взрослый мир на последних курсах обучения 0,670

6 Страх начала работы по выбранной специальности 0,722

7 Трудности адаптации в трудовом коллективе 0,573

Общая дисперсия 5,770

Доля общей дисперсии 0,120

Таким образом, во взрослом периоде кризисные явления носят интегрированный характер. Интегрированность означает, что психологическое содержание кризиса взрослого представляет собой определенную индивидуальную структуру признаков кризисов различных типов (общепсихологических, возрастных, биографических, травматических). В психологическом содержании кризиса всегда выделяются ведущие признаки, обусловливающие характер переживания.

Большой интерес для психологии развития представляет анализ возрастных особенностей восприятия взрослыми собственного жизненного пути. В ходе исследования были выделены две возрастные группы: 27-34 года—1-я группа (78 человек, 47 женщин и 31 мужчина), средний возраст 30 лет и 35-42 года —2-я группа (47 человек, 37 женщин и 10 мужчин), средний возраст 38 лет. Такое деление было предпринято с целью изучения особенностей восприятия жизненного пути 30-летними (1-я группа ближе к этому полюсу) и 40-летними (к этому полюсу приближается 2-я группа).

Восприятие жизненного пути предполагает наличие в сознании субъекта образа прошлого, настоящего и будущего, которые обладают протяженностью — насколько далекое прошлое и будущее личность способна удерживать в сознании. В нашем исследовании получены достоверные различия по параметрам протяженности субъективно воспринимаемых модусов жизненного пути (табл. 5). Так, мы видим, что в старшей возрастной группе психологическое настоящее сужается, а психологическое прошлое и психологическое будущее значимо увеличиваются. В связи с этим можно сделать вывод

об увеличении способности к рефлексии собственного жизненного пути в более зрелом возрасте, увеличении значимости прошлого и будущего и, по-видимому, о большей целостности субъективной картины жизненного пути.

Таблица 5. Возрастные различия протяженности составляющих субъективной картины жизненного пути

Признак (в годах) М, М, Т-критерий

1-я группа 2-я группа

Ретроспектива 11,6 14,4 Р < 0,05

Перспектива 9,4 15,7 Р< 0,01

Психологическое настоящее 1,8 1,2

Достоверные различия между группами обнаружились также по параметрам оценки взрослыми реализованности, удовлетворенности и значимости основных жизненных сфер. Параметр реализованности относится больше к когнитивной оценке прожитой части жизни, удовлетворенность является когнитивно-эмоциональным, а значимость — мотивационно-смысловым показателем, таким образом, охватываются различные уровни восприятия жизненного пути. Данные свидетельствуют о том, что оценки по всем выделенным показателям значимо выше у 1-й группы: испытуемые в возрасте 27-34 лет оценивают себя как более реализованных — достоверно в психологической и финансовой сферах, в плане тенденций — в социальной и семейной. Они также достоверно более удовлетворены результатами самореализации в профессиональной, социальной и финансовой сферах по сравнению с группой 35-42 лет. Кроме того, молодые более высоко оценивают значимость достижений: в настоящем —в профессиональной и психологической сферах, (достижения здесь понимаются как важные и желаемые изменения в характере, привычках и психологическом состоянии), в будущем — в профессиональной и социальной сферах, и отмечают большую значимость психологической сферы в прошлом. Таким образом, с переходом к зрелости резко снижаются субъективные оценки реализованности, удовлетворенности и значимости различных жизненных сфер.

Значимо снижаются во 2-й группе и показатели осмысленности жизни (табл. 6): «цели в жизни», «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «локус контроля—жизнь или управляемость жизни» (ЛК-Ж) и общий показатель осмысленности жизни (ОЖ). При этом не изменяется смыслообразующая направленность на (будущее (цели) — сохраняется доминирование этой шкалы и большая выраженность среди показателей локуса контроля шкалы ЛК-Ж, отражающей мировоззренческую убежденность личности в возможности управлять собственной жизнью.

Таблица 6. Возрастные особенности смысложизненных ориентаций

Признак (в годах) ОЖ Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Ж

27-35 лет 103,7 32,5 30,0 26,6 29,1 30,5

36-42 лет 95,8 30,7 26,7 24,3 25,4 27,4

Т-критерий Р < 0,01 Р < 0,01 Р < 0,01 Р < 0,01

Анализ результатов по методике незаконченных предложений согласуется с уже приведенными данными. В категории «отношение к будущему» с помощью процедуры контент-анализа были выделены подкатегории: положительное, отрицательное, нейтральное, активное и пассивное отношения. Достоверные различия между группами

получены в подкатегории «отрицательное отношение к будущему» (р < 0,05) — число высказываний значимо преобладает в старшей возрастной группе. Значимые отличия между группами получены также по параметру «самоотношения» — в подкатегории «отрицательное отношение к собственным способностям и возможностям самореализации» (р < 0,01) высказываний значимо выше у старшей группы. Все это позволяет говорить о наличии кризисных переживаний в старшей возрастной группе.

Анализ возрастного изменения восприятия жизненного пути проводился нами также на основании изменения структуры связей психологического возраста (ПВ) с другими исследуемыми показателями. Психологический возраст можно считать интегральным показателем, отражающим степень адекватности восприятия и оценки жизненного пути, поскольку его численное значение отражает соотношение насыщенности значимыми событиями прошлого и будущего испытуемого относительно к его ожидаемой продолжительности жизни. Структура его взаимосвязей в 1-й и 2-й возрастных группах значительно различается. В младшей возрастной группе психологический возраст образует 5 связей, причем уровень значимости не достигает 0,001. В старшей возрастной группе ПВ образует 20 корреляционных связей, из которых 2 при р < 0,001. Это свидетельствует о том, что в средней взрослости оценка своего жизненного пути, биографический фактор в целом приобретают все большее значение для полноценного функционирования личности.

Рассмотрим корреляционные плеяды подробнее.

В группе взрослых 27-34 лет ПВ положительно связан с отрицательной оценкой собственных способностей и возможностей самореализации (р < 0,01), целевой направленностью на поиск интересной работы (р < 0,01) и нейтральным отношением к прошлому (р < 0,05). Отрицательные связи имеются с оценкой насыщенности периода жизни от 45 до 75 лет (прогнозирование) и оценкой результативности жизни, по сути, удовлетворенностью прошлым (р < 0,05). Интересно, что в младшей возрастной группе ПВ не образует взаимосвязей с хронологическим возрастом (ХВ). Это свидетельствует о том, что в возрасте 27-34 лет более вероятен разброс показателей ХВ и ПВ, следовательно, более молодые в меньшей степени склонны к адекватной оценке жизненного пути. Действительно, в младшей группе взрослых ХВ не совпадает с ПВ в 44,9% (35 случаев из 78), тогда как в старшей группе процент несовпадений составляет 14,9% (7 из 47 случаев). За несовпадение мы считали разницу в показателях более 5 лет (по данным А. А. Кроника).

В возрастной группе 35-42-летних взрослых ПВ связан с ХВ (р < 0,01), что свидетельствует об адекватности восприятия жизненного пути. ПВ положительно связан с отрицательными эмоциональными аспектами отношения к жизни: он повышается при увеличении страха и тревоги по отношению к настоящему и будущему, индифферентности по отношению к настоящему (р < 0,01). Интересно отметить, что в этой возрастной группе появляются связи ПВ с отношением к будущему: положительное отношение к будущему уменьшается при увеличении ПВ (р < 0,01), отрицательное отношение к будущему увеличивается при увеличении ПВ (р < 0,01).

ПВ отрицательно связан практически со всеми показателями направленности смысложизненных ориентаций (цели, процесс, результат) и с общим интегральным показателем осмысленности жизни, т.е. с повышением психологического возраста смысложизненные показатели снижаются. Наиболее тесная связь образуется с общим показателем осмысленности жизни (р < 0,01), имеющем смысл энергетической характеристики смысловой сферы. Тесная отрицательная связь образуется с прогнозированием значимости профессиональной сферы в будущем (р < 0,01), т.е. чем большая

значимость профессиональной сферы прогнозируется, тем меньше показатель психологического возраста. Имеются связи с ценностными ориентациями: сохранению психологической молодости способствует ориентация на такие ценности, как развитие и продуктивная жизнь, и, наоборот, мешает ориентация на развлечение, отсутствие обязанностей и спокойную, комфортную жизнь.

Проявились достаточно выраженные возрастные различия в восприятии и оценке жизненного пути. В старшей возрастной группе достоверно снижаются удовлетворенность жизнью и смысловые показатели. В эмоциональном плане усиливается индифферентность по отношению к настоящему, наряду с чем увеличивается способность к рефлексии жизненного пути, его целостной оценке. В возрастной группе 27-34-летних более высока значимость достижений, что придает жизни большую осмысленность, направленность в будущее, увлеченность настоящим моментом. Здесь достоверно выше удовлетворенность жизнью, более выражено позитивное самоотношение. Во 2-й фазе взрослости (35-42 года) влияние биографического фактора резко увеличивается. Во-первых, ПВ приобретает свое собственно биографическое значение через взаимосвязи с различными аспектами отношения к настоящему, прошлому и будущему (в 1-й возрастной группе эти связи бедны), во-вторых, мы наблюдаем взаимосвязи ПВ с ценностями, целями, смысложизненными ориентациями, возможно, поэтому оценка жизненного пути становится более адекватной..

Итак, проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы относительно психологического содержания кризисов взрослости в структуре жизненного пути.

1. Психобиографический подход к изучению кризисов взрослого и факторный анализ данных позволил экспериментально изучить нормативные кризисы взрослого периода. Среди них: «кризис начала профессионализации» ранней взрослости, связанный с переходом к новой социальной позиции взрослого, кризисы 30-летия и 40-летия, имеющие общую факторную структуру («кризис достижений в связи с профессиональной нереализованностью»), и кризисы, носящие в основном биографический характер. Полученные результаты о психологическом содержании кризисов взрослого и их нормативности дополняются обнаруженными различиями в восприятии жизненного пути между группами 30-летних и 40-летних взрослых. У 30-летних ощущение нереализован-ности способствует проявлению активности, придает жизни большую осмысленность и направленность на цели. У 40-летних биографические переживания нереализованно-сти активизируют процессы осмысления себя и своей жизни, в результате чего оценка жизненного пути становится более сдержанной и адекватной, снижаются параметры осмысленности, оптимистичности и удовлетворенности жизнью. В целом данные свидетельствуют о переходе индивида в средней фазе взрослости к рефлексивному типу отношения к жизни. Таким образом, наше исследование вносит вклад в рассмотрение вопроса о существовании кризиса середины жизни и его нормативности, так как полученные данные уточняют содержание экзистенциального кризиса в группе взрослых 35-42 лет.

2. Кризисы в структуре жизненного пути не ограничиваются только кризисами развития. Актуальное состояние взрослых может быть описано травматическими кризисами, вызванными критическими событиями жизненного пути и требующими чрезмерных усилий адаптации, а также кризисами скорее невротического характера, связанных с накоплением нерешенных возрастных задач.

3. Психологическое содержание кризиса взрослого представляет собой определенную индивидуальную структуру признаков кризисов различных типов (общепсихологических, возрастных, биографических, травматических). В психологическом содер-

жании кризиса всегда можно выделить ведущие признаки, которые обусловливают характер его переживания. В зависимости от того, какие признаки окажутся ведущими, можно определить и тип кризиса, и направление психологической помощи. Такой подход позволит квалифицированно подойти и к вопросу о психологической помощи взрослому, находящемуся в кризисе.

Summary

Classification and interconnection of crises occurring in the course of a person's adult life are given on the basis of their main features determined. Crises experienced by adults in the 27-42 age group were examined to show the way the persons perceived and estimated their course of life.

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2 Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых// Психология развития. СПб., 2001. С.314.

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

4 Минигалиева М.Р. Взрослость: типы и контексты анализа// Психология зрелости и старения. 2000. №1 (9). С. 5-17.

5 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. С. 7.

6 Логинова Н. А. Жизненный путь как проблема психологии// Вопросы психологии. 1985. №1.

7 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания..

8 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. ¡

9 Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. моек, ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №2.

10 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.-

11 Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психол. журнал. 1994. Т. 15. № 1.

12 Поливанова К. Н. Указ. соч.

13 Troll L. Е. Early and middle adulthood: The best is yet to come —maybe. Monterey, CA, 1985.

14 Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.

15 Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.

16 Манинев С. А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание// Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JT. А. Коростылевой. СПб., 2001.

17 Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999.

18 Василюк Ф. Е. Указ. соч. С. 30.

19 Бурлачук Л. Ф., КоржоваЕ. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учеб. пособие. М., 1998.

20 Сыманюк Э. Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 1999.

21 Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Автореф. канд. дис. М., 1994.

22 Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1997.

23 Манукян В. Р. Классификация и психологическое содержание кризисов во взрослом периоде развития СПб., 2002. Деп. в ИНИОН РАН 26.11.02. №57613.

24 Логинова H.A. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. канд. дис. Л., 1975.

Статья поступила в редакцию 25 июня 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.