Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ" / "МОТИВ" / "МЕХАНИЗМЫ АУДИРОВАНИЯ" / "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ" / "РЕЧЕВОСПРИЯТИЕ" / "УСТНАЯ РЕЧЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котелевская Антонина Сергеевна

В статье рассматриваются особенности когнитивного развития младших школьников, а также взгляды ученых на данную проблему. Л. С. Выготский, изучавший теорию развития ребенка, придавал значение социальному фактору в развитии ребенка и существованию тесной связи между усвоением языка и развитием мышления [1]. Как известно, главной целью изучения языка является умение говорить на иностранном языке, а аудирование это составляющая часть устной речи, понимание речи на слух. Аудирование взаимодействует с другими видами речевой деятельности, такими как говорение, письмо, чтение, однако имеет и свои характерные черты. Автор показывает механизмы аудирования, порядок развития видов речевой деятельности и условия формирования речевой деятельности у младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING SKILLS IN YOUNGER STUDENTS

The article discusses the features of cognitive development of younger schoolchildren, as well as the views of scientists on this problem. L. S. Vygotsky, who studied the theory of child development, attached importance to the social factor in child development and the existence of a close connection between language acquisition and the development of thinking [1]. As you know, the main goal of language learning is the ability to speak a foreign language, and listening is an integral part of oral speech, understanding speech by ear. Listening interacts with other types of speech activity, such as speaking, writing, reading, but it also has its own characteristic features. The author shows the mechanisms of listening, the order of development of types of speech activity and the conditions for the formation of speech activity in a younger student.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО АУДИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Психологические условия развития навыков иноязычного аудирования у младших школьников

Котелевская Антонина Сергеевна,

студент, ассистент, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: toncha0910@gmail.com.

В статье рассматриваются особенности когнитивного развития младших школьников, а также взгляды ученых на данную проблему. Л.С. Выготский, изучавший теорию развития ребенка, придавал значение социальному фактору в развитии ребенка и существованию тесной связи между усвоением языка и развитием мышления [1]. Как известно, главной целью изучения языка является умение говорить на иностранном языке, а аудирование это составляющая часть устной речи, понимание речи на слух. Аудирование взаимодействует с другими видами речевой деятельности, такими как говорение, письмо, чтение, однако имеет и свои характерные черты. Автор показывает механизмы аудирования, порядок развития видов речевой деятельности и условия формирования речевой деятельности у младшего школьника.

Ключевые слова: «когнитивное развитие», «мотив», «механизмы аудирования», «фонематический слух», «речевосприя-тие», «устная речь».

о с

U

см см о см

Одной из главных целей обучения иностранному языку в начальной школе является приобретение начальных умений устного иноязычного общения. Аудирование, также как и говорение, обеспечивает возможность общения.

Существуют различные трактовки данного термина. И.Л. Колесникова определяет «аудирование» как рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. Существуют различные трактовки данного термина. И.Л. Колесникова определяет «аудирование» как рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. Пассов Е.И. описывает «аудирование», как слушание с пониманием или понимание речи на слух [2]. Однако не стоит путать понятия «слушание» и «аудирование», так как слушание - лишь акустическое восприятие звукоряда, в отличие от аудирования - более сложного процесса, который включает в себя также понимание и интерпретацию получаемой информации.

В английском языке не представлен термин «аудирование». По мнению Е.Н. Солововой, «Listening comprehension», то есть восприятие и понимание со слуха, лучше всего передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности [3]. Выделяется непосредственное (диалог) и опосред-ственное аудирование (радио, телевидение).

Речевое общение - это двусторонний процесс, поэтому аудирование является важным аспектом обучения иностранным языкам. Стоит отметить, что ранее методисты мало уделяли внимание аудированию. Н.В. Елухина в своей статье середины 90-х годов пишет о том, что аудирование считалось достаточно простым умением, а понимание речи прививается стихийно, вместе с умением говорить [4]. Многие учителя до сих пор недостаточно уведомлены о психологических и лингвистических сложностях аудирования и способах преодоления трудностей [5]. Более того, обучение иностранному языку в школе базируется на зрительном анализаторе, а не на слуховом, и слуховая память у школьников развивается хуже зрительной. Теоретически и экспериментально было доказано, что необходимо использовать специальные дополнительные упражнения для развития понимания устной речи в различных условиях общения, тем самым развивая умения аудирования.

В учебном процессе аудирование является как целью, так и средством обучения иностранному языку. Аудирование как средство обучения помогает овладеть звуковой стороной иностранного языка, его фонемным составом, ударением, ритмом, интонацией, что непосредственно играет важную роль на начальном этапе изучения языка. Безусловно, с помощью аудирования отрабатываются лексические и грамматические навыки. Школьники знакомятся с новым языковым и речевым материалом в интересной для них форме. Но, как уже упоминалось ранее, главная цель аудирования - понимать речь других людей, а на уроке английского языка в младших классах учащимся необходимо понимать речь учителя и одноклассников. Ведь понимать речь - значит понимать грамматическую структуру предложения, акцент говорящего, лексический запас. С самых первых уроков иностранного языка младший школьник должен учиться понимать аутентичную иностранную речь носителя языка и отвечать ему связно и понятно. Учитель, в свою очередь, должен создавать все условия для этого.

Под «когнитивным развитием» понимается развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, формирование понятий, воображение и логика, память, решение задач. Когнитивное развитие тесно связано и с развитием иноязычной речи. Теорию когнитивного развития разработал швейцарский философ и психолог Жан Пиаже, впоследствии она положила начало множеству понятий в области психологии развития [6]. Он рассматривал интеллект человека как образец адаптации к требованиям внешней среды. Выяснилось, что действия людей в окружающей среде конструируют их собственные когнитивные способности. А на развитие интеллекта ребенка влияют такие факторы, как созревание, опыт, обучение и воспитание. Жан Пиаже считал, что в возрасте до 15 лет легче всего вложить в сознание ребенка те знания и навыки, которые он сможет использовать во взрослой жизни, что и послужило основой для разработки метода совершенствования когнитивных способностей.

Отечественный психолог Л.С. Выготский также сделал большой вклад в обоснование теории развития ребенка, его мышления и речи [1 ]. Он придавал значение социальному фактору в развитии ребенка и существованию тесной связи между усвоением языка и развитием мышления.

Е.И. Пассов также рассматривал данную проблему [2]. Когнитивный подход он представлял синонимом познавательного подхода, то есть слово «когнитивный» является синонимом «познавательного». «Познавательное развитие, в свою очередь, обеспечивается когнитивными процессами - речью, восприятием, вниманием, памятью и пр.» [2]

Такие ученые, как И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.М. Румянцева доказали, что речь - это психический процесс, составляющим которого являются все психические процессы, как когнитивные, так

и эмоциональные. Как известно, речь бывает устная и письменная. Аудирование - это составляющая часть устной речи, как двустороннего процесса - принятия информации реагирования на нее. Установлено, что применительно к младшему школьному возрасту приоритетное значение имеет формирование следующей совокупности когнитивных способностей [7]:

• способность к фонологическому осознанию иноязычной речи, облегающая освоение письма и чтение на неродном языке;

• оперативная память, сохраняющая речевые цепочки различной протяженности;

• слуховое и зрительное внимание;

• способность к вероятностному прогнозированию

Знание механизмов аудирования необходимо для формирования умений аудирования. Н.И. Жинкин, психолог, языковед, автор трудов о механизмах и процессах речеобразования, сделал большой вклад в развитие данной темы [34]. Он сформулировал закономерности различия и узнавания при слуховом восприятии, которые помогли методистам в дальнейшем определить основные механизмы аудирования.

Отечественные психологи Н.И. Жинкин и И.А. Зимняя выделили основные четыре механизма аудирования: память, речевой слух, вероятностное прогнозирование и механизм артикулирования [8]. Более того Е.Н. Соловова описала каждый из механизмов в своей книге по методике обучения иностранным языкам [9].

Исследования прошлых лет доказали, что сформированный фонематический слух (речевой слух) и хорошо функционирующая система слухового восприятия являются основой для развития устной и письменной речью.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Он формируется при восприятии устной речи и собственном проговаривание слов. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различение, а значит, и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха [9]. Если у школьника не сформирован фонетический слух, это приведет к нарушениям в письме и чтении, к проблемам понимания текстов. Ребенок начинает путать фонемы близкие по звучанию при их проговаривании, а значит ему становится труднее воспринимать иностранные слова на слух и правильно их произносит.

Специалист в области лингводидактики М. Тем-плин (Templin M.C.) в конце 50-х годов проводил тестирование, которое показало, что речевой слух наиболее активно развивается в возрасте до 8 лет (на пропедевтическом этапе школьного иноязычного образования, 1-2 класс), что совпадает с пе-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

риодом нарастания разговорчивости. В этом возрасте дети отличаются природной любознательностью, отсутствием «языкового барьера», высокой пластичностью природного механизма усвоения языка и имитационных способностей. Далее речевой слух продолжает совершенствоваться, но уже без резких скачков в развитии.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. Упражнения проводятся в определенной последовательности и состоят из трех этапов:

1. выделение из слов отдельных звуков;

2. анализ простейших односложных слов;

3. овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов.

Человеку недостаточно просто понять речь на слух, так как ее надо еще и запомнить. Вторым основным механизмом аудирования выступает память. Психологи выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Третий вид памяти - оперативная. Это кратковременная память, но удерживает информации дольше 10 секунд.

Третьим механизмом аудирования выступает вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозированием понимается порождение гипотез, предвосхищение хода событий. Контекст, компенсаторные умения, которые позволяют понимать речь в условиях помех, недоговоренностей, недостатка внимания - все это тесно связано с механизмом вероятностного прогнозирования. Оно основывается на механизме памяти и существенно облегчает процессы восприятия и понимания текста и речи.

В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование. Смысловое прогнозирование включает в себя знание контекста, происходящей ситуации, и предвосхищать на уровне содержания то, что еще не предъявлено для непосредственного восприятия. А лингвистическое прогнозирование позволяет на основе лингвистического опыта, знания системы языка и правил речевого общения строить гипотезы использования последующих слов в предложении.

Последним механизмом является артикулирование. Е.Н. Соловова пишет, что во время прослушивания мы дополнительно проговариваем речь, то есть происходит процесс артикулирования [9]. Отмечается повышение уровня аудирования от повышения четкости проговаривания. Ученик, который имеет привычку проговаривать «про себя» информацию, лучше ее поймет и зафиксирует в памяти.

Согласно З.Н. Никитенко, аудированию и развитию слуховых сенсорных функций необходимо уделять особое внимание в начальной школе и особенно на первом году освоения нового языка, 5 поскольку именно развитые умения аудирования о создают надежную ориентировочную основу, пой зволяющую ученику не пугаться иноязычной речи, ° а ориентироваться в ней и, самое главное, понизь мать ее.

Успешность освоения начального иноязычного образования во многом зависит от правильного выстраивания процесса овладения иностранным языком и соотношения различных видов речевой деятельности. Так, в первый год обучения закладывается основа, которая в дальнейшем способствует развитию навыков и умений для изучения иностранного языка. Поэтому именно в это время так важна последовательность развития сначала умений устной речи, а затем уже чтения и письма. О замедлении продвижения учащихся в изучении иностранного языка при одновременном овладении сразу устной и письменной формой речи на первом году обучения писала Г.В. Рогова еще в конце 70-х годов прошлого века. В дальнейшем, И.Н. Верещагина также доказала значимость вводного курса устной речи, однако делала акцент на проговаривание и имитацию речевых образцов [10].

Курс устного иноязычного общения помогает развить слуховое восприятие на первом году обучения, и аудирование играет важную роль и как цель, и как средство овладения иностранным языком. Курс устного иноязычного общения позволяет сделать слуховой анализатор надежным каналом связи, поскольку младшие школьники его постоянно тренируют без опоры на чтение и письмо, но с опорой на речь учителя и различные средства наглядности. Стоит отметить, что основу этого пути не должна составлять имитация речевых образцов, так как это самая явная «опора», за которую хватается младший школьник, не умеющий самостоятельно строить речевые высказывания, но имеющий хорошо развитую механическую память. Именно память, как один из главных механизмов аудирования, позволяет ученику запоминать целые фразы, но она не помогает развивать речевую способность.

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Она является естественной формой взаимодействия младших школьников, и овладение иностранным языком должно строится на именно на диалогическом общении. В ходе диалога формируются языковые способности, а также способности к речетворче-ству и речепорождению - умению самостоятельно строить высказывания на иностранном языке. Важно также отметить, что диалогическая речь участвует в формировании психических процессов, таких как внимание, память, воображение, слуховое и зрительное восприятие.

Следующим условием овладения младшим школьником иноязычным аудированием является наличие мотива слушать и говорить. В реальной жизни ребенок редко это делает просто так, ведь речь всегда естественно мотивирована. А когда младший школьник попадает на урок иностранного языка, у него нет естественной мотивации, он может использовать хорошо ему знакомый родной язык. А.А. Леонтьев пришел к выводу, что мотив, побуждающий речь, скорее всего находится вне речевой деятельности. Мотив - внутреннее,

субъективно-личностное побуждение к речевому действию, осознанная заинтересованность в его совершении. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы [11].

Создать естественную внутреннюю мотивацию иноязычной речевой деятельности в младших классах помогает игра. Л.С. Выготский в своей работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» пишет о неопровержимой связи игры с трудовой и учебной деятельностью, а развитие и самореализацию видит основным назначением игры. Ребенку необходимо видеть результат собственно практического применения иностранного языка. И.А. Зимняя об игре писала так: «Игра является для ребенка психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда естественной потребности в этом языке нет»

Однако использование игры на уроках иностранного языка не должно быть эпизодическим упражнением по типу «съедобное-несъедобное», в котором отсутствует важнейший компонент деятельности - ее мотив. Игра должна содержать в себе речемыслительную задачу, у которой есть мотив и цель речевого действия, она должна быть интересна ребенку. Учитывая быструю утомляемость и неустойчивое внимание, младшие школьники быстро теряют интерес к заданиям во время урока. Важно поддерживать этот интерес игровой деятельностью. Игра - это естественное состояние младших школьников, поэтому необходимо, чтобы привычный мир игрушек, животных, кукол и машин продолжал его окружать на уроках иностранного языка.

Перечислим основные способы мотивации младших школьников в ходе игр:

• мотивы общения: решая игровые задачи, ребята взаимодействуют друг с другом и укрепляют взаимоотношения между собой;

• мотивы морали: в процессе игры дети стремятся отстаивать свою точку зрения;

• мотивы к победе (достижению цели): в игре учащийся стремится к победе и осознает пути достижения цели;

• мотивы ответственности: несмотря на принцип равенства в игре, результат зависит от каждого игрока индивидуально и от его личностных качеств;

• мотивы личностной значимости: обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость;

• познавательные мотивы: ситуация успеха стимулирует учащихся к познавательной деятельности, кроме того, в игре присутствует нечто, неопознанное учениками, что активизирует их мыслительную деятельность, толкает на поиск ответа.

Важно также заметить, что ученые Ф. Шиллер и Г. Спенсер, исследуя феномен игры, пришли к выводу, что она снимает дискомфорт и оздо-равливает психику, выступает средством поддержания бодрости и сил. Поэтому педагогу следует

использовать основное преимущество учащихся в возрасте 6-8 лет, которое заключается в глобально действующей на них игровой мотивации, позволяющей строить процесс овладения иностранным языком как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка [7].

Е.И. Негневицкая говорила о том, что учитель должен предлагать ученикам игровые ре-чемыслительные задачи, у которых есть мотив и цель речевого действия [12]. Важно дополнить, что на пропедевтическом этапе речевые задачи, в которые мы прячем мотив, должны формулироваться на родном языке. Младший школьник еще не имеет достаточного словарного запаса для понимания задания на иностранном языке, а без понимания пропадает интерес к выполнению.

Аудирование - это интегративная часть устной речи, а вместе с развитием иноязычной речи идет когнитивное развитие ребенка. Л.С. Выготский, изучавший теорию развития ребенка, придавал значение социальному фактору в развитии ребенка и существованию тесной связи между усвоением языка и развитием мышления [1]. Как нам известно, главной целью изучения языка является умение говорить на иностранном языке, а аудирование это составляющая часть устной речи, понимание речи на слух. Мы пришли к выводу, что очень важно начать уделять достаточно внимания развитию аудирования у младших школьников с первых уроков иностранного языка и выделили психологические условия овладения иноязычным аудированием младшими школьниками: создание мотивации слушать и понимать иноязычную речь посредством речемыслительных задач; применение курса устного иноязычного общения, потому что он не только запустит развитие механизмов аудирования и речевого слуха, но и поможет младшему школьнику не бояться устной речи и начать ориентироваться в языке; развитие когнитивных механизмов аудирования: память, речевой слух, механизм артикулирования и вероятностное прогнозирование.

Литература

1. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / [Под ред. и со вступ. статьей, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия]. - Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. - М.: Русский язык. Курсы, 2010.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2008.

4. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 5. - С. 20-24.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2006

6. Piaget J. Speech and thinking of the child, 1994.

7. Никитенко З.Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика -4-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2019

8. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. - 1958.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2008.

10. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку в 1-4 классах / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2008.

11. Леонтьев А.А. Психология восприятия и восприятие речи //Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1975. - N1.

12. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. // Межвузовский сборник. - М.: «Наука» - 1981

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING SKILLS IN YOUNGER STUDENTS

Kotelevskaya A.S.

Financial University under Government of the Russian Federation

The article discusses the features of cognitive development of younger schoolchildren, as well as the views of scientists on this problem. L.S. Vygotsky, who studied the theory of child development, attached importance to the social factor in child development and the existence of a close connection between language acquisi-

tion and the development of thinking [1]. As you know, the main goal of language learning is the ability to speak a foreign language, and listening is an integral part of oral speech, understanding speech by ear. Listening interacts with other types of speech activity, such as speaking, writing, reading, but it also has its own characteristic features. The author shows the mechanisms of listening, the order of development of types of speech activity and the conditions for the formation of speech activity in a younger student.

Keywords: "cognitive development", "motive", "listening mechanisms", "phonemic hearing", "speech perception", "oral speech".

References

1. Vygotsky, L.S. Selected psychological studies [Text]: Thinking and speech. Problems of psychological development of a child / [Ed. and with the intro. article, A.N. Leontieva, A.R. Luria]. -Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1956.

2. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education. - M.: Russian language. Courses, 2010.

3. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages. Basic course of lectures. - M.: Enlightenment, 2008.

4. Elukhina N.V. Learning to listen to foreign language speech / N.V. Elukhina // Foreign languages at school. - 1996. - No. 5. -pp. 20-24.

5. Galskova, N.D. Theory of teaching foreign languages: linguodi-dactics and methodology [Text]: textbook for students studying in the specialty "Theory and methodology of teaching foreign languages and cultures" / N.D. Galskova, N.I. Gez. - 3rd ed., erased. - Moscow: Academy, 2006

6. Piaget J. Speech and thinking of the child, 1994.

7. Nikitenko Z.N. Foreign language in elementary school: theory and practice -4th ed. - Moscow: FLINT, 2019

8. Zhinkin, N.I. Mechanisms of speech [Text] / N.I. Zhinkin. - Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. Institute of Psychology. - Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. - 1958.

9. Solovova E.N. Methods of teaching foreign languages. Basic course of lectures. - M.: Enlightenment, 2008.

10. Rogova G.V. Methods of teaching English in grades 1-4 / G.V. Rogova, I.N. Vereshchagina, N.V. Yazykova. - 4th ed., dorab. - M.: Enlightenment, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Leontiev A.A. Psychology of perception and perception of speech //Foreign languages at school. M.: Enlightenment, 1975. - N1.

12. Negnevitskaya E. I., Shakhnarovich A.M. Language and children. // Interuniversity collection. - M.: "Science" - 1981

о с

u

см л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.