Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ У ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ'

ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ У ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ / ИНОФОНЫ / ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУДИРОВАНИЯ / ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Железнякова Елена Алексеевна, Новикова Полина Васильевна

В статье раскрываются проблемы восприятия звучащей речи в иноязычной аудитории, в частности, школьниками-инофонами. Теоретическая часть представляет собой краткую характеристику аудирования как вида речевой деятельности: содержание термина, его внутренние компоненты - задействованные психофизиологические механизмы, связанные с ними трудности. В практической части авторы статьи демонстрируют упражнения, направленные на снятие трудностей восприятия звучащей речи у детей-инофонов среднего школьного возраста, заключающиеся в системной проработке механизмов аудирования. На основании анализа проведенного экспериментального урока предлагаются решения для системной и последовательной работы на занятиях в рамках дополнительного корректировочного курса по русскому языку с целью предупреждения ошибок и трудностей, а также облегчения процесса восприятия речи на слух.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF PERCEPTION OF SOUNDING SPEECH IN RUSSIAN BY SCHOOLCHILDREN-NON-NATIVE SPEAKERS

The article reveals the problems of listening comprehension in a foreign-language audience, in particular, by students who are non-native speakers. The theoretical part is a brief characteristic of listening as a type of speech activity: the content of the term, its internal components - the psychophysiological mechanisms involved, the difficulties associated with them. In the practical part the authors of the article demonstrate exercises from the purposefully developed lesson on the removal of difficulties in the perception of sounding speech in non-native speakers children of middle school age, consisting in the systematic development of mechanisms of listening comprehension. Based on the analysis of the experimental lesson, solutions for systematic and consistent work in the classes within the additional remedial course in the Russian language in order to prevent errors and difficulties, as well as to facilitate the process of listening comprehension are proposed.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ У ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ»

> <

UJ

S SÉ О ш

<

CI UJ

но предложить студентам пересказать содержание на родном языке.

В данной статье предложен алгоритм работы с техническим текстом в неязыковых вузах, который может быть дополнен, изменен в зависимости от текста, языкового уровня, учебной программы. При этом мы не отрицаем, что данный подход больше традиционный, чем инновационный, но проанализировав современные учебники по немецкому языку для технических специальностей, мы не увидели подобного подхода к работе с текстом, направленном на понимание смысла. В большинстве случаев используются упражнения на перевод, вопросы к тексту и грамматические задания, которые не связаны со смыслом текста. Это означает, что отсутствует общая методическая концепция, направленность на понимание прочитанного, что является целью чтения.

В современной науке ни одна отрасль не существует обособленно, а тесно связана с другими научными областями. Методика преподавания иностранного языка охватывает широкий спектр направлений. Междисциплинарный

подход к обучению дает возможность постоянно совершенствовать существующие методы, а также создавать новые.

Литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб. : Норинт, 1998. 1536 с.

2. Белянки В.П. Психолингвистика / В.П. Белянин. - М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с.

3. Алексеева И.С. Введение в пере во до ведение / И.С. Алексеева. - М.: Академия, 2004. - 323 с.

4. Reiß К. Grundlegung einer allgemeinen Trans-lationstheorie / К. Reiß, H.J. Vermeer. - Tübingen: Max Niemeyer, 1984. - 245 S.

5. Kwanka, Klaus. Der Einfluss von Labyrinthdichtungen auf die Dynamik von Turbomaschinen. Düsseldorf: VDi Verlag GmbH-2001. 1885.

6. Иванов A.B. Исследование влияния уплотнений на динамические характеристики высокооборотного ротора / A.B. Иванов // Вестник Самарского государственного аэрокосм и ческог о университета им. СП. Королева (национального исследовательского университета). - 2012 №3 1(345. Ч. 2. -С 303-308.

230

DIFFICULTIES OF PERCEPTION OF SOUNDING SPEECH IN RUSSIAN BYSCHOOLCHILDREN-NON-NATIVESPEAKERS* Zhelezniakova Elena Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Intercultural Communication

Novikova Po/rna Vasilevna, Postgraduate student, Department of intercultural Communication, Junior Researcher of the Inter university Center for Bilingual and Multicultural Education Russian State Pedagogical University named after A. /. Herzen, St. Petersburg

The article reveals the problems of listening comprehension in a foreign-language audience, in particular, by students who are non-native speakers. The theoretical part is a brief characteristic of listening as a type of speech activity: the content of the term, its internal components - the psychophysiological mechanisms involved, the difficulties associated with them. In the practical part the authors of the article demonstrate exercises from the purposefully developed lesson on the removal of difficulties in the perception of sounding speech in non-native speakers children of middle school age, consisting in the systematic development of mechanisms of listening comprehension. Based on the analysis of the experimental lesson, solutions for systematic and consistent work in the classes within the additional remedial course in the Russian language in order to prevent errors and difficulties, as well as to facilitate the process of listening comprehension are proposed.

Keywords; Russian as a foreign language; non-native speakers; listening speech; psychophysiological mechanisms of listening; difficulties in teaching listening.

DOI 10.24923/2222-243X.:

УДК372.881,161,1 ВАК РФ 13,00.02

ЪЖелезнякова FA, 2021 ? Новикова П.В., 2021

-38.47

ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕУШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ **

В статье раскрываются проблемы восприятия звучащей речи в иноязычной аудитории, в частности, шкопьниками-инофонами. Теоретическая часть пред-

* The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 19-013-00213 "Ethnocognitive approach to teaching children Russian as a foreign language and as a non-native language" (2019-2021).

** Исследоеание выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00213 "Зтнокогнитиеный подход к обучению детей русскому языку как иностранному и как неродному" (2019-2021 г.).

ставляет собой краткую характеристику аудирования как вида речевой деятельности: содержание термина, его внутренние компоненты - задействован ные психофизиологические механизмы, связанные с ними трудности, В практической части авторы статьи демонстрируют упражнения, направленные на снятие трудностей восприятия звучащей речи у детей-инофоиов среднего школьного возраста, заключающиеся в системной проработке механизмов аудирования. На основании анализа проведенного экспериментального уро ка предлагаются решения для системной и последовательной работы на заня тиях в рамках дополнительного корректировочного курса по русскому языку с целью предупреждения ошибок и трудностей, а также облегчения процесса восприятия речи на слух.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; русский язык как неродной; инофоны; звучащая речь; психофизиологические механизмы аудирования; трудности обучения аудированию.

Изучение процесса восприятия звучащей речи на иностранном языке остается актуальным и востребованным. Методика русского языка как иностранного изменяется и совершенствуется, появляются новые формы взаимодействия, технологии и практики, которые направлены на преодоление возникающих трудностей овладения языком в той или иной форме. 8 данной статье фокус нашего исследования направлен на звучащую речь и трудности, с которыми непосредственно сталкиваются школьники-инофоны при восприятии речи на слух.

В связи с господством коммуникативного подхода в преподавании русского языка как иностранного аудирование как вид речевой деятельности и способ общения является особенно востребованным, поскольку непосредственно связано с говорением. Коммуникация, прежде всего, обеспечивается умением построить успешный диалог - услышать, понять и сказать. При этом аудирование является даже более актуальным, чем говорение: по статистическим данным, на слушание приходится 45% времени, в то время как говорение занимает всего 30% [4]. Между тем, именно аудирование вызывает наибольшие трудности у изучающих иностранный язык. В частности, обучающиеся в российских школах дети мигрантов во многом из-за проблем с аудированием не могут освоить школьную программу. Основа обучения - это восприятие речи учителей, в том числе учителей-предметников, которые, как правило, не учитывают иноязычность отдельных учащихся. Соответственно, изучение трудностей аудирования у школьников-инофонов и дальнейшая разработка методики обучения таких детей слушанию русской речи является актуальной задачей.

Предваряя практическую часть исследования, затронем теоретические аспекты обучения аудированию. Под аудированием, вслед за И,А. Гончар, мы понимаем "специально организованную, сложную, многоуровневую деятельность обучаемого, в основе которой лежат психофизиологические процессы восприятия последовательности речевых сигналов, синтезирования их в слова, декодирования и осмысления звучащего текста, обеспечиваемые функционированием речеслуховых анализаторов и механизмов рефлексии" [2]. Такое понимание обеспечивает учет лингвистических, психолингвистических и методических аспектов, влияющих на процесс слухового восприятия речи.

Упоминая определенные характеристики аудирования, стоит отметить работу психолингвиста И.А. Зимней "Лингвопсихология речевой деятельности", в которой указывается, что аудирование реализует устное и непосредственное общение, оно является реак-

о] о си

к

о_ <

СО

со .1

%

Ё 231

ЖЕЛЕЗНЯКОВА Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук; доцент, кафедра Межкультурной коммуникации

НОВИКОВА Полина Васильевна, аспирант кафедры Межкуль турной коммуникации, младший научный со трудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург

тивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения; основная форма протекания аудирования - внутренняя, неравномерная [3]. И,А. Зимняя, характеризуя аудирование, связывает психофизиологические процессы с теорией речевой деятельности, Аудирование составляет основу общения, так как является отправной точкой в овладении речевой деятельностью. Оно включает умение различать воспринимаемые звуки, преобразовывать их в сочетания, имеющие смысловой характер, сохранять их в памяти во время восприятия, заранее планировать смысл предстоящей воспринимаемой информации и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую информацию [5]. Процесс восприятия речи проходит в темпе, характерном для данного языка со свойственными помехами речевого и неречевого происхождения. Аудирование дает возможность внимательно вслушиваться s звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания [1].

Важно сказать о психофизиологических механизмах, лежащих в основе аудирования как процесса познания, так как с опорой на них в большей степени будет строиться экспериментальный урок, апробированный впоследствии на шкояьниках-инофонах. Об этом написано много трудов (Л.С. Выготский, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Н.И. Жинкин, H.A. Зимняя, В.П. Зинченко, Я.Ф. Комков, A.A. Леонтьев, Л.Р. Мошинская, Е.И. Пассов, E.H. Соколов, Е.Н, Соловова, P.M. Фрумкина, Н.С. Харламова и др.}, поэтому, выделив главное, перечислим механизмы с их краткой характеристикой для удобства последующего оперирования (последние два выделяют не все ученые);

- механизмы восприятия речи (речевой слух)

Посредством хорошо развитого (тренированного) речевого слуха обучающийся способен воспринимать информацию, поступающую из звучащего речевого потока, - сначала через вычленение отдельных слов, словосочетаний, синтагм, затем - целыми блоками, благодаря этому механизму происходит узнавание ранее известных образов в потоке речи;

- механизмы внутреннего проговаривания (артикулирование)

Характер внутреннего проговаривания напрямую зависит от уровня речевой практики слушающего - чем выше уровень, тем механизм более свернут, чем ниже - тем более развернут, На начальном этапе является одним из ключевых - внутренняя речь протекает осо-

бенно интенсивно, на продвинутом же этапе активно включается в моменты восприятия нового, трудного материала;

- механизмы памяти

Выделяют два вида памяти, задействованных в процессе восприятия звучащей речи, -кратковременная (некоторые ученые в качестве аналога используют термин "оперативная") и долговременная. В первой удерживается только что поступившая информация для выполнения определенной задачи, также она служит проводником для сличения нового с уже имеющимися речевыми эталонами в долговременной памяти. Последняя формируется всем предшествующим опытом обучающегося;

- механизм антиципации (вероятностного прогнозирования)

Данный механизм позволяет обучающемуся при прослушивании начала слова предугадывать конец. Также это работает и шире - на уровне словосочетаний, предложений, фраз и даже ситуаций в целом. Во многом развитость антиципации зависит не только от богатого спектра речевых образцов в хранилище долговременной памяти, но и от жизненного опыта обучающегося;

- механизмы осмысления

После распознавания слов и предложений, удержания их и формирования гипотезы относительно услышанного, наступает момент осознания - посредством а на лит и ко-синтетической деятельности мозга отбрасывается второстепенная информация и остается только главная, содержащая смысловые вехи;

- механизмы сличения (узнавания)

Завершается процесс восприятия звучащего текста сличением поступающих речевых сигналов с теми образцами, которые содержатся в долговременной памяти. При наличии похожего речевого опыта происходит осмысленное узнавание.

Краткая характеристика психофизиологических механизмов аудирования нам необходима для того, чтобы, отталкиваясь от них, объяснить трудности, с которыми сталкивается инофон при прослушивании.

Традиционно трудности аудирования объясняются такими факторами, как качество материала, предлагаемого для слухового восприятия, однократность, невозможность повторного предъявления (если это не учебная ситуация); внешними факторами, не зависящими от говорящего - посторонними шумами, помехами, звуками; индивидуальными характеристиками речи говорящего-темпом, темб-

ром, особенностями говорения, В другую группу помещаются лингвистические особенности - несоответствие уровня языкового развития обучающегося с языковыми особенностями предлагаемого материала для прослушивания, перенасыщенность новой лексикой, сложность грамматических конструкций, содержание большого количества идиом и других категорий лексики. Наконец, самым сложным считаются сами психофизиологические механизмы, задействованные в данном виде речевой деятельности [6,160].

Акцентируя внимание на работе с психофизиологическими механизмами, мы разработали урок на тему 'Транспортный мир Петербурга", который апробировали 24 декабря 2019 года в средней образовательной школе №5 Василеостровского района города Санкт-Пе-тербурга.

Логика построения урока основывалась на учете последовательности механизмов восприятия звучащей речи, задания разрабатывались как в соответствии с выработкой аудитив-ных навыков и умений (от имитативных до репродуктивных, от языковых до речевых упражнений), так и с направленностью на развитие каждого из механизмов. По словам H.H. Самчик, успешность формирования у инофо-нов аудитивной компетенции складывается, с одной стороны, из системной, последовательной и методически выстроенной работы над аудированием, а с другой - из учета сложностей психофизиологических механизмов при разработке упражнений и заданий по преодо-лениютрудностей восприятия звучащей речи. Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, механизма внутреннего проговаривания ("задания на повторение лексем и словосочетаний, смысловое различение близких по звучанию слое, вычленение из речевого потока определенной информации" [6,161]), расширение объема кратковременной и долговременной памяти, развитие механизма сегментации речи, прослушивание разнородныхтекстовсизменени-ем установок и целей (на глобальное понимание, детальное, поиск ответов на вопросы и пр.), будет иметь преимущество в более успешном овладении способностью воспринимать и понимать речь на слух, а также может стать базой в аспекте развития коммуникативной компетенции, что поможет школьникам-ино-фонам легко выстраивать коммуникацию в иноязычной среде [6,161].

Аналитические данные:

Время урока - 45 минут.

Количество участников - 9,

Возраст - 5-7 класс.

Страны/города, из которых приехали обучающиеся,-Узбекистан (Самарканд), Таджикистан.

Основным компонентом урока являлась обязательная работа с механизмами восприятия речи на слух через упражнения, чтобы проследить, на каких этапах появляются трудности и чему надо уделять больше внимания, какие механизмы сформированы лучше, а какие -хуже. Так, на уроке были выполнены следующие предтекстовые упражнения:

1. Совершенствование слуха и логики

Прослушайте и повторите несколько пар

слов. Подумайте, почему эти слова стоят в паре:

Автобус - авто - автомобиль

Трамвай - троллейбус - трактор

Мотоцикл - мопед

Мотоциклист - велосипедист - машинист

2. Формирование механизма вероятностного прогнозирования

Прослушайте начало предложения и закончите его.

1. Каждый водитель должен знать...

2. Чтобы добраться до центра города, мне нужно воспользоваться...

3. Проезд в автобусе...

4 В школу я иду/еду...

5. Все пассажиры в общественном транспорте обязаны...

6, Люди ждут автобус...

3. Формирование слух о ■ произноси тельных навыков

Посмотрите на картинку. Обучающийся выходит к доске, учитель называет вид транспорта - обучающийся его повторяет, используя конструкцию "Это ..." и указывает на картинку (см. рис.1).

CU О OJ

к

Q_ <

X

со со

S

233

Рисунок 1 - Виды транспорта

Источник: http;//www.engIiäfr-na tal i.ru/fü/polezriie/ p a g e TOO/i nd e x .h t tn!

ЪС >

<

UJ

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SÉ O

LU

<

CI UJ

с

234

4. Формирование механизма вероятностного прогнозирования

Прослушайте опорные слова и словосочетания и назовите тему текста:

Ехать на метро, троллейбус, железная дорога, лодки на реке Неве, пересечь Невский проспект, водители-женщины, строительство метрополитена

5. Развитие оперативной памяти

Перед тем, как прослушать текст, прочитайте вопросы, запишите их в тетради.

1} Были ли названы виды транспорта, которые сегодня не упоминались?

2} Какой особый вид транспорта есть в Петербурге?

3} Какой был первый вид транспорта в XIX веке?

4) О каких видах транспорта говорилось в тексте?

5) Что нового вы узнали?

Системное формирование механизмов слушания на предтекстовом этапе органично интегрируется в логику комплексного урока, отвечающего текстоцентричному, с одной стороны, и тематическому- сдругой, подходу. Б средней школе детям-инофонам в меньшей степени требуется отдельное обучение аудированию как виду речевой деятельности, но это не снижает важности и обязательности отведения времени на работу с восприятием звучащей речи ежеурочно.

После проведения занятия и анализа его результатов, мы пришли к следующим выводам:

- Слуховые навыки необходимо чаще тренировать (задание 1}, так как не с первого раза обучающиеся могли выполнить требуемое -услышать ряды слов и понять, почему они стоят вместе. Следует уделять совершенствованию речевого слуха особое внимание, потому что это первый механизм, который запускает процесс восприятия речи, нарушение в его работе влечет нарушения в последующих этапах. У обучающихся наблюдалась путаница с сочетаниями букв, что затрудняло процесс распознавания знакомых слов.

Задание выходило за рамки развития фонематического слуха, оно также имело лингвистические интенции - развитие умений определять морфемный состав слова и способы словообразования. В процессе беседы становилось понятно, что неразличение частей слова - корней, суффиксов, приставок - осложняет выполнение первоначальной установки к заданию - ответить на вопрос "Почему слова

стоят в одном ряду?", наряду с этим отмечалось лингвистически неосознанное понимание суффиксального способа словообразования, в частности, значение "наименование человека, управляющего транспортным средством" - заметна предыдущая работа на уроке с учителем, в следствие чего можно сделать вывод, что это имеет эффект и результат.

- Задание 2 на вероятностное прогнозирование было успешно выполнено - начало фразы было понятно, поэтому окончание придумывалось быстро - оно было верным грамматически и по смыслу. Полученный результат хотелось бы в дальнейшем проверить на более сложных грамматических конструкциях/новой лексике/больших по объему фрагментах, чтобы проверить работу механизма вероятностного прогнозирования и выстроить будущую учебную деятельность для его совершенствования.

- Следующее упражнение (задание 3} выполняла ученица, изучающая русский язык всего несколько месяцев, поэтому возникли трудности с повторением конструкции 'Это...1', наблюдались фонетические ошибки и лексические затруднения (некоторые виды транспорта не были знакомы школьнице). Остальные ученики подсказывали с мест верно, что говорит о развитых слухо-произноситель-ных навыках при условии употребления лексических единиц, знакомых отвечающим. Грамматическая конструкция была также хорошо известна, поэтому трудностей не возникло. Посредством данного упражнения можно вводить в активную речь обучающихся новый материал более сложного уровня - комплексность задания обеспечит предвосхищение, но не снизит мотивацию, т.к. содержит имитзтив-ный компонент.

- Предположения о теме текста по услышанным опорным словам были скудными (задание 4), что, на наш взгляд, связано со следующими причинами:

1) непонимание (новые слова, быстрый темп);

2) недостаточное количество знакомых слов в тексте, что не позволяло сделать предположение;

3) имеющийся словарный запас не был достаточен для выражения собственной мысли.

Работа такого характера была новой для обучающихся, поэтому сначала дезориентировала их, но по мере понимания того, что требуется сделать, возникал интерес к выполнению, осуществить которое не позволяли вышеперечисленные факторы. Внедрение похожего типа упражнений в регулярную ра-

боту по обучению аудированию дао возможность обучающимся не терять концентрацию при восприятии звучащей речи с элементами нового, сопоставлять услышанное, делать выводы и предположения.

- 6 ходе прослушивания текста внимание обучающихся рассеивалось, сложно было сконцентрироваться, но в целом текст был понят. Вопросы (задание 5}, услышанные до прочтения самого текста, облегчили его восприятие, помогли расставить акценты, дали некоторые смысловые точки для общего понимания. Можно сказать, что работа с оперативной памятью продуктивна, ее можно расширить с помощью задействования долговременной памяти.

Эксперимента л ьно- и ссл едовател ьское занятие выявило проблемные места в восприятии звучащей речи, которые легче обнаруживались и классифицировались благодаря включению определенных типов заданий в соответствии с работой того или иного психофизиологического механизма аудирования. Это позволило наметить совершенствования отстающих механизмов, которые впоследствии должны улучшиться ввиду целенаправленной работы с ними.

Урок комбинированного типа с включением заданий на обучение аудированию более эффективен как с точки зрения общего подхода к овладению языком, так и с позиций интег-

рированного взаимодеиствия всех видов речевой деятельности и /ровней языка, так как при этом происходит работа над преодолением языкового барьера, более системно и последовательно развиваются психофизиологические механизмы, становится легче выявить отстающий компонент при восприятии звучащей речи, появляется возможность эффективно преодолевать трудности аудирования.

Литература:

1. Ьогин Г.И. Типология понимания текста : учеб. пособие. - Калинин : КГУ, 1986.

2. Гончар И,А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики [Электрон ный ресурс] // Вестник СПбГУ, 2011. Сер. 9. Вып. 4, 2011. URL: hUps://docpiayer.rn/65308880-Opredelenie termina-audirovanie.fvtrnl (дата обра щения: 09.12.2020).

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой дея тельности [Электронный ресурс]. - М. i Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2001. URL: http^/psydi ¡ib.ru/mgppu/zlp/zlp-001-.htm#$p1 (дата обращения: 14.12.2020).

4. Костомаров Ö.I ., Митрофанова О.Д. Методичес кое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. - М.: Р.яз., 1984.

5. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. - М. : Знание, 1979.

6. Самчик H.H. Учет психофизиологических механизмов аудирования в процессе формирования аудит йен ой компетенции на занятиях по РКИ // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. Т. 9. N- 2 (31). - С. 159-162.

Ш О OJ

К

Q_ <

со со

S

235

METHODOLOGICAL FEA TURES OF THE PREPARA TfON OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS FOR ALL RUSSIAN TEST WORKS IN THE MAIN A CADEMIC SUBJECTS

Zhutavleva Vera Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor Strelnlkova Lyudtnila Nfko/aema, PhD of Philological sciences, Associate Professor

Department of Primary Education, Stavropol Regional Institute for the Development ofEducation, Advanced Training and Retraining of Educational Workers, Stavropol

The article deals with the organization and implementation of the assessment of educational achievements of primary school students as a component of the overall system for assessing the quality of education. The issues of evaluation ofmetasuhject results in the framework of VPR, including the level of formation of universal educational actions and mastery ofintersuhject concepts, are considered. It is pointed out that at the present stage of development of the education system, monitoring studies are considered as a mechanism for providing feedback, which allows to obtain data on the compliance of the actual results of the pedagogical system with its final goals. The analysis of the performed works of students of the fourth grades is given and ways of realization of the arisen difficulties are offered,

Keywords; quality of education; evaluation system; results analysis; methodological recommendations. DO! 10.24923/2222-243X.2021 -38.48

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ ПО ОСНОВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

В Статье говорится об организации И осуществлении оценки образовательных достижений младших школьников как составляющей общей системы оцен

УДК 37

ВАК РФ 13.00.02

? Журавлева В.В., 2021 ? Стрельникова Л.Н, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.