морально-психологическая
профессиональная подготовка и надежность
УДК 159
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
Д. Е. Алексеев
В статье проведен теоретический анализ научных подходов к проблеме психологических условий обеспечения функциональной надежности. Указанно на междисциплинарность рассматриваемой проблемы. Рассмотрены проблемы создания психологической модели обеспечения данного вида надежности и предложен авторский вариант модели психологических условий обеспечения функциональной надежности сотрудника ОВД.
Ключевые слова: надежность, функциональная надежность, психологические условия, психологическое обеспечение, когнитивный компонент, операциональный компонент, мотивационный компонент.
Модель психологических условий обеспечения функциональной надежности сотрудника органов внутренних дел еще не сформирована. Можно сказать, что не существует подобной психологической модели и в иных организациях, принявших концепции надежности за основу обеспечения деятельности персонала данных структур. Создание такой модели обосновано как указанием на наличие психологической компоненты в условиях обеспечения функциональной надежности специалиста в рамках ряда фундаментальных работ по проблеме надежности специалиста, так и практической необходимостью реализации данной компоненты в рамках программ обеспечения надежности.
В целях построения теоретической модели психологических условий обеспечения функциональной надежности сотрудника ОВД необходимо определить, что нами понимается под понятием «функциональная надежность».
Исходя из анализа теоретических подходов к рассмотрению проблемы функциональной надежности специалиста, а также некоторых программ ее обеспечения, можно сделать вывод, что центральными понятиями при определении функциональной надежности являются психологическое здоровье 1 и психофизическое благополучие 2. Общую идею данных двух понятий можно выразить, обратившись к понятию психического здоровья, сформулированному Всемирной организацией здравоохранения. Психическое здоровье определяется
как «состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество» 3.
Чтобы не отождествлялись понятия психического, психологического здоровья, психофизического благополучия и функциональной надежности, необходимо сделать несколько уточнений:
1) функциональная надежность характеризуется не только психическим и психологическим здоровьем специалиста, но и его психофизическим благополучием;
2) кроме того, при определении психического здоровья способность к деятельности оценивается в целом (т. е. способен ли индивид осуществлять деятельность эффективно в принципе, безотносительно его подготовленности к требованиям профессии);
— для функциональной надежности важна способность специалиста выполнять конкретную деятельность с наименьшими потерями для своего психического и физического здоровья.
Когда мы говорим о функциональной надежности, мы должны учитывать, что для некоторых профессий общий уровень психического и психологического здоровья не будет достаточным, чтобы делать вывод о его функциональной надежности.
Функциональная надежность — это способность специалиста, базирующаяся на психическом, психологическом здоровье и психофизическом благополучии, выражающаяся в объективных (функциональные состояния) и субъективных (самочувствие) компонентах, позволяющая организму сохранять данное здоровье в процессе конкретной деятельности, развитая в соответствии с требованиям данной деятельности.
В психологии при рассмотрении проблем психологического обеспечения деятельности принято выделять его психологические условия, под которыми принято понимать совокупность внешних и внутренних условий психологического характера, их выполнение необходимо для эффективного психологического обеспечения деятельности.
Согласно идеям А. А. Благинина 4, В. М. Крука, В. Д. Небылицина 5, Е. А. Сергиенко 6 среди прочих компонентов психологических условий обеспечения деятельности выделяется когнитивный. Значение его для надежности специалиста отмечено еще В. Д. Небылициным. Он указывал на такую сторону когнитивного компонента, как интеллектуальное развитие специалиста. Если счи-
тать интеллект врожденным качеством индивида, то его рассмотрение интересно в рамках вопроса отбора, но теряет свою значимость при работе с уже отобранными специалистами, так как не поддается никакому изменению. При понимании «кристаллизованной» части интеллекта (в рамках идей С. Барта и Д. Векслера) изучение когнитивной компоненты надежности наиболее целесообразно, так как данный вид интеллекта в большей степени обусловлен не генетическими, а культурными факторами, опирается на знания и умения 7. Полагаем, что при изучении когнитивной компоненты психологических условий обеспечения функциональной надежности целесообразно рассматривать не процессуальную сторону когнитивной сферы личности (мышление, память, восприятие и пр.), а ее результативную часть, выраженную в знаниях. Такое понимание когнитивного компонента психологических условий связано с представлением о том, что в настоящее время культура здоровьесберегающего поведения среди сотрудников ОВД мало развита, что является следствием недостаточной информированности данных сотрудников относительно сущности и методов сохранения функциональной надежности. Любая система, направленная на образование или развитие тех или иных психологических качеств, не может обойтись без формирования определенных знаний о сущности предмета формирования, развития и методах такого формирования.
Сказанное относится к когнитивной компоненте внутренних условий психологического обеспечения функциональной надежности, она проявляет себя в качестве внешнего условия.
Внешней стороной условий функциональной надежности (в плане ее когнитивной компоненты) являются знания лиц, осуществляющих психологическое обеспечение надежности, о сущности и методах обеспечения функциональной надежности сотрудника. Для осуществления какой-либо целенаправленной деятельности по психологическому обеспечению деятельности, в том числе по психологическому обеспечению надежности, специалисты и лица, осуществляющие и организующие эту деятельность, должны иметь достаточные знания о ее сущности и о методах такого обеспечения. Это согласуется с идеями В. М. Крука об организационно-процессуальных закономерностях обеспечения надежности, в том числе проявляющихся в подготовленности лиц, проводящих работу по психологическому обеспечению надежности сотрудника, в рациональном использовании собственных полномочий руководителями ОВД.
По мнению А. Ю. Федотова, существует явный разрыв в знаниях разработчиков программы надежности и исполнителей этой программы на местах 8. На проблему необу-ченности психологов адекватным методам психологического обеспечения надежности также указывается в работе 9.
В настоящее время в МВД России активно проводится обучение специалистов-психологов методам обеспечения надежности специалиста. В связи с тем, что психологическая сторона функциональной надежности недостаточно разработана, говорить о полноценной подготовке психологов по направлению обеспечения функциональной надежности в полной мере пока нельзя.
Полагаем, наиболее целесообразно при исследовании детерминации функциональной надежности сотрудника когнитивной компонентой рассматривать знания в качестве ее основной репрезентанты. Это обусловлено и тем фактом, что (в отличие от интеллекта и познавательных психических процессов) данное психическое образование является наиболее динамичным и податливым для психологического воздействия, что позволяет достаточно эффективно его развивать.
Согласно идеям одного из основных представителей теории деятельности, А. Н. Леонтьева, любая деятельность мотивирована. Понятие «немотивированная деятельность» является бессмысленным 10. В. П. Зин-ченко, дополняя структуру деятельности, выделенную А. Н. Леонтьевым, функциональным блоком, подчеркивает значение изучения микроструктуры деятельности, проявляющейся в рамках конкретных ситуаций, что позволяет более предметно изучить деятельность и ее конкретные мотивы 11. Таким образом подчеркивается высокая роль учета ситуации при анализе деятельности и ее мотивов. Можно предполагать, что мотивированность сотрудника зависит не только от состояния компонентов макроструктуры деятельности, но и от состояния ее микроструктуры, которая связана с конкретными ситуациями деятельности при выполнении конкретных задач.
Мотивационная компонента надежности отмечается рядом исследователей, но не всегда раскрывается ими. Так, М. А. Котик, говоря о важности мотивов при рассмотрении надежности оператора, сознательно в своем исследовании не делал мотивы предметом рассмотрения, указывая, что деятельность операторов априори считается мотивированной, т. е. оператор использует все свои ресурсы для достижения целей работы 12. Г. С. Никифоров, исследуя самоконтроль как механизм надежности, отмечал, что мотивация является ключевым компонентом данного самоконтроля 13.
Согласно В. А. Бодрову для функциональной надежности большее значение имеет не безошибочность деятельности, а сохранение психофизического ресурса в процессе деятельности 14, что позволяет говорить о необходимости мотивации, связанной с достижением именно данной цели.
Мотивационная компонента психологических условий функциональной надежности (как и когнитивная) имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.
Внутренняя сторона мотивационной компоненты психологических условий функциональной надежности проявляется в наличии у сотрудников ОВД мотива на сохранение и развитие у себя функциональной надежности. Такая мотивированость должна проявляться не только в декларативном желании сохранения и развития функциональной надежности, но и в мотиве на освоение конкретных методов, способствующих такому сохранению и развитию.
Внешняя сторона заключается в наличии у сотрудников, осуществляющих обеспечение функциональной надежности специалиста, мотивов к освоению методов данного обеспечения. Отсутствие такой мотивации сво-
дит эффективность любой работы по психологическому обеспечению к нулю.
Мотивационная компонента психологических условий обеспечения надежности соотносится с предметно-содержательными закономерностями ее обеспечения (по В. М. Круку), которые заключаются в обусловленности системы обеспечения надежности сотрудника ее значимостью для руководителей и специалистов. Эта компонента связана с подчинением мероприятий данного обеспечения мотивированности специалистов.
Необходимо определить, имеют ли специалисты-психологи и руководители представление о сущности и методах обеспечения функциональной надежности, хотят ли они владеть этими знаниями и методами, а также реализовывать их в практической деятельности.
Безусловно, важным компонентом условий обеспечения функциональной надежности (наряду с когнитивным и мотивационным компонентом) является операциональный компонент. Сущность его заключается в овладении специальными умениями и навыками, направленными на сохранение и развитие функциональной надежности сотрудника ОВД. Он соотносится с инструментально-методическими закономерностями обеспечения надежности (по В. М. Круку) и связан с необходимостью многократного использования экономически целесообразного специализированного диагностического инструментария, который бы позволял детализировать показатели, подвергающиеся исследованию, обеспечивал возможность перепроверки получаемых данных, требовал специальной подготовки и организации работы.
Данный компонент, как и предыдущие два, содержит внешнюю и внутреннюю сторону.
Внутренняя сторона операциональной компоненты психологических условий обеспечения функциональной надежности сотрудника ОВД заключается в наличии специальных умений и навыков, направленных на сохранение и развитие функциональной надежности у самих сотрудников. С точки зрения внутренних условий, интересны идеи М. А. Котика, Г. С. Никифорова и В. Ю. Рыбникова 15, рассматривающих проблему саморегуляции в качестве механизма обеспечения надежности специалиста. Согласно взглядам данных авторов, механизмы произвольной и непроизвольной саморегуляции являются необходимым фактором для обеспечения надежности специалиста, оказывающим влияние как на эффективность деятельности, так и на психофизическое благополучие самого специалиста, выполняющего деятельность.
Внешняя сторона опирается на наличие специальных умений и навыков у руководителей, организующих мероприятия по обеспечению надежности, у специалистов, осуществляющих психологическое обеспечение надежности сотрудников, специальных навыков, позволяющих выполнять работу по такому обеспечению.
Руководствуясь содержанием описанных инструментально-методических закономерностей, необходимо сопоставлять целесообразность использования тех или иных методов при обеспечении функциональной надежности, исходя из адекватности затрат на такое обеспечение его результатам. Это справедливо как для внутренней,
так и для внешней стороны операциональной компоненты психологических условий функциональной надежности.
Можно сделать ряд выводов относительно содержания теоретической модели психологических условий обеспечения функциональной надежности сотрудника ОВД:
— функциональная надежность является видом надежности, базирующимся на психологическом здоровье и психофизическом благополучии, отражает способность организма сохранять собственный психофизический ресурс на протяжении выполнения деятельности;
— в МВД РФ функциональная надежность заявлена как часть цели по реализации надежности сотрудника органов внутренних дел, однако модели обеспечения данной надежности не существует;
— на основе анализа исследований надежности можно предположить, что функциональная надежность детерминирована тремя основными психологическими компонентами (условиями): когнитивным, мотивацион-ным и операциональным, каждый из которых имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.
1 Секач М. Ф. Психология здоровья : учеб. пособие для высшей школы. М., 2003. 192 с.
2 Крук В. М. Психология обеспечения личностной надёжности специалиста : монография. М., 2012. 404 с.
3 URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru (дата обращения: 02.09.2015).
4 Благинин А. А. Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2005. 350 с.
5 Небылицин В. Д. К надёжности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С. 9-18.
6 Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъективная регуляция. М., 2010. 352 с.
7 Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2006. С. 153-155.
8 Федотов А. Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях // Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути их решения : сб. ст. науч.-практич. конф. МВД России (18-19 сентября 2013 г.). М., 2014. С. 68-78.
9 Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 106-113.
10 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
11 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994. 304 с.
12 Котик М. А. Зависимость надежности работы человека-оператора от технических и психофизиологических ограничений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1974. 40 с.
13 Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л., 1977. 112 с.
14 Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., 1998. 176 с.
15 Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля : монография. СПб., 2000. 205 с.