ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1/159.9
ББК 88 © Ю.В. Трошина, 2018
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СИМПТОМОКОМПЛЕКСА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И РИСКОВ ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ КУРСАНТА (СЛУШАТЕЛЯ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Юлия Владимировна Трошина, адъюнкт кафедры психологии УНК ПСД
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор В.М. Крук
Аннотация. Проанализированы основные результаты проведения констатирующего эксперимента по изучению основных положений теоретической модели психологических условий обеспечения личностной надежности курсанта (слушателя) образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: личностная надежность сотрудника органов внутренних дел, симптомокомплекс психофизического благополучия, риски личностной надежности, взаимосвязь показателей личностной надежности, курсант образовательных организаций МВД России.
ANALYSIS OF EXPERIMENT RESEARCHING SYMPTOM COMPLEX OF PSYCHOPHYSICAL WELL-BEING AND RISKS OF PERSONAL RELIABILITY OF CADET OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Troshina V. Yulia, adjunct of the Department of Psychology of the Educational and scientific complex of Psychology of performance
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) Е-mail: [email protected]
Scientific adviser: doctor of psychology, professor V.M. Kruk
Annotation. The article analyzes the main results of the experiment of the developed the theoretical model of psychological conditions for ensuring the personal reliability of a cadet (a listener) in educational organizations of the ministry of internal Affairs of Russia.
Keywords: the personal reliability of an interior enforcement officer, symptom complex of psychophysical well-being, risks of personal reliability, interrelation of indicators of personal reliability, cadet of educational organizations of the ministry of internal Affairs of Russia.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Трошина Ю.В. Анализ констатирующего эксперимента по исследованию симптомокомплекса психофизического благополучия и рисков личностной надежности курсанта (слушателя) образовательных организаций МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):284-287.
Теоретическая модель психологических условий констатирующий эксперимент на базе Московского
обеспечения личностной надежности курсанта (слуша- университета МВД России имени В .Я. Кикотя. теля) образовательных организаций МВД России ос- На первом этапе эксперимента решены следую-
новывается на методологически выверенных положе- щие задачи:
ниях о трансформации основных психологических ♦ изучены показатели симптомокомплекса пси-
проблем профессиональной деятельности специалиста хофизического благополучия курсантов (слушате-
в психологические условия их разрешения [2; 3]. Она лей) Московского университета МВД России име-
образует собой целостную систему, представленную ни В.Я. Кикотя;
несколькими взаимосвязанными элементами (рис. 1). ♦ исследована выраженность рисков личностной
Для апробирования основных положений теоре- надежности курсантов (слушателей) Московского
тической модели психологических условий обеспече- университета МВД России имени В.Я. Кикотя; ния личностной надежности курсанта (слушателя) ♦ проверено предположение о взаимосвязи симп-
образовательных организаций МВД России проведен томокомплекса психофизического благополучия и
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
-^рг-
рисков личностной надежности курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Для реализации первой задачи данного этапа констатирующего эксперимента учитывалось то обстоятельство, что симптомокомплекс психофизического благополучия оценивается в данном исследовании по результатам профессионального психологического отбора при поступлении в образовательные учреждения МВД России [1; 5; 7].
При определении категорий профессиональной пригодности психологом оцениваются личные и деловые качества кандидатов, среди которых особое внимание обращается на уровень общего интеллектуального развития; особенности эмоциональной сферы личности; уровень волевой регуляции поведения, уровень правосознания и нравственных убеждений, соблюдение норм общественной морали; самооценку, особенности мотивационной сферы личности и др., а также наличие или отсутствие факторов риска [6]. Именно эти учитываемые характеристики относятся в данном исследовании к объективным показателям симптомокомплекса психофизического благополучия курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
На данном этапе констатирующего эксперимента проведен экспертный опрос с участием сотрудников отдела психологической работы (п = 4), кафедры психологии УНК ПСД (п = 2), начальников факультетов, курсов, (их заместителей) (п = 4). В основу отбора экспертов был положен подход об учете таких характеристик эксперта, как уровень квалификации в данной узкой области специализации; уровень теоретической подготовки; практический опыт; широта кругозора [4].
По результатам экспертного опроса, а также анализа документов все курсанты (слушатели), вошедшие в выборку эксперимента (п = 132), были разделены на две группы в зависимости от категории их профессиональной пригодности:
♦ первая группа (рекомендованы — 80 человек);
♦ вторая группа (условно рекомендованы — 52 человека).
Рекомендованных в первую очередь и не рекомендованных не оказалось (рис. 2).
Для реализации второй задачи данного этапа констатирующего эксперимента исследована выраженность рисков личностной надежности курсантов
Рис. 1 Теоретическая модель психологических условий обеспечения личностной надежности сотрудника органов внутренних дел
(слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. При оценке рисков личностной надежности тому же составу экспертов предложена анкета, в которой ими выбраны наиболее часто встречающиеся среди курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя риски личностной надежности [6].
В результате оценки частоты представленности данных рисков личностной надежности получены следующие результаты (табл. 1).
Как следует из таблицы наибольшую представленность имеют такие риски, как служебная халат-
Рис. 2. Оценка показателей личностной надежности
курсанта (слушателя) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на основе изучения симптомокомплекса психофизического благополучия
-^рг-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Табл. 1. Ранговое распределение рисков личностной надежности курсанта (слушателя) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
п/п Риски личностной надежности Ср. значение Ранги
1. Потребление алкоголя 8,7 3
2. Наркопотребление 5,1 6
3. Потребление без назначения врача медицинских препаратов 5,2 5
4. Признаки нервно-психической неустойчивости, провоцирующие на нарушения 8,8 2
5. Участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ 2,2 8
6. Противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость 1 15
7. Участие в незаконном обороте оружия 1 14
8. Участие в деятельности запрещенных общественных объединений 1 13
9. Совершение уголовно наказуемых деяний 1,9 10
10. Сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера 1,1 11
11. Попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций 1,1 12
12. Склонность к злоупотреблению должностными полномочиями 2 9
13. Склонность к совершению суицидальных действий 3,5 7
14. Трудная (с позиции установленных норм поведения) жизненная ситуация, провоцирующая на нарушения 6 4
15. Служебная халатность 9,2 1
ность; признаки нервно-психическои неустойчивости, провоцирующие на нарушения; потребление алкоголя; трудная (с позиции установленных норм поведения) жизненная ситуация, провоцирующая на нарушения; потребление без назначения врача медицинских препаратов. В связи с невозможностью рассмотрения всех рисков личностной надежности курсанта (слушателя) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в силу их многочисленности, в данном исследовании будут рассмотрены только риски, имеющие наиболее высокий ранг.
По результатам методов и методик, направленных на оценку рисков личностной надежности, получены данные, которые в соответствии с методическим замыслом констатирующего эксперимента отнесены
Рис. 3. Распределение значений по рискам личностной надежности курсанта (слушателя) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
к высокому (1—3), среднему (4—6) и низкому (7—9) значениям выраженности рисков личностной надежности (рис. 3).
Рисунок иллюстрирует, что предположение о преобладании среди курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя средних и низких критериальных значений по рискам личностной надежности подтвердились в соответствии с методическим замыслом констатирующего эксперимента.
Для реализации третьей задачи констатирующего эксперимента, оценки достоверности различий между несвязанными выборками по выраженности рисков личностной надежности курсанта (слушателя) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя использовался критерий и (Вилкоксона-Манна-Уитни) (табл. 2).
Как видно из данных таблицы 2, из пяти представленных рисков личностной надежности курсанта (слушателя) только по рискам «служебная халатность» и «признаки нервно-психической неустойчивости» в исследуемой выборке отмечаются достоверные статистические различия (р < 0,05) в пользу курсантов (слушателей), имеющих третью категорию профессиональной пригодности (условно рекомендованные).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
jjiiL.
-^pr-
Табл. 2. Распределение рисков личностной надежности курсанта (слушателя) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя на основе изучения симптомокомплекса психофизического благополучия
№ п/п Риски личностной надежности Сумма рангов (группа 1 — рекомендованные) Сумма рангов (группа 2 — условно рекомендованные) иэмп. Z*
1 Служебная халатность 4544 4234 1304** -3,61
2 Признаки нервно-психической неустойчивости 4426 4351 1186** -4,16
3 Трудная жизненная ситуация 4922 3856 1682 -1,85
4 Потребление алкоголя 5250 3528 2010 -0,33
5 Потребление без назначения врача медицинских препаратов 5332 3446 2068 0,06
* Положительное значение Z свидетельствует о выраженности (сумма баллов) изучаемой переменной в первой группе, отрицательное -наоборот. * при р < 0,05.
Преобладание именно данных рисков обусловлено тем, что курсанты, вошедшие в группу условно рекомендованных, на определенном этапе нуждались (нуждаются по настоящее время) в повышенном психолого-педагогическом внимании и, как правило, характеризуются средним или низким уровнем мотива-ционной зрелости, интеллектуального развития, нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков;. низкими адаптационными способностями к условиям учебно-служебной деятельности; ориентацией на избегание неудач; склонностью к отрицательным эмоциям, тревожностью и др.
Таким образом, установлена статистическая взаимосвязь между симптомокомплексом психофизического благополучия и рисками личностной надежности курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Курсанты, вошедшие в группу условно рекомендованных, отличаются большей выраженностью рисков, нежели рекомендованные. Это подтверждает рабочую гипотезу о том, что симптомокомплекс психофизического благополучия связан с некоторой особенностью проявления рисков надежности курсантов (слушателей) университета в процессе обучения; необходимо учитывать данный показатель, но не считать симптомокомплекс психофизического благополучия детерминирующим фактором личностной надежности курсанта (слушателя).
Литература
1. Алексеев Д.Е. Психологические условия обеспечения функциональной надежности сотрудника органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2017.
2. Крук В.М. Психологическое обеспечение личностной надежности специалиста силовых структур: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 2013.
3. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста: Моногр. М., 2012.
4. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика. Психологический отбор персонала. М., 2009.
5. Олейникова А.С. Психологические условия укрепления психического здоровья военнослужащих, проходящих службу по призыву: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2016.
6. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ».
7. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб., 2000.
References
1. Alekseev D.E. Psikhologicheskie usloviya obes-pecheniya funktsional'noy nadezhnosti sotrudnika or-ganov vnutrennikh del: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2017.
2. Kruk V.M. Psikhologicheskoe obespechenie lich-nostnoy nadezhnosti spetsialista silovykh struktur: Avtoref. diss. ... dokt. psikhol. nauk. M., 2013.
3. Kruk V.M. Psikhologiya obespecheniya lichnost-noy nadezhnosti spetsialista: Monogr. M., 2012.
4. Noss I.N. Professional'naya psikhodiagnostika. Psikhologicheskiy otbor personala. M., 2009.
5. Oleynikova A.S. Psikhologicheskie usloviya ukrep-leniya psikhicheskogo zdorov'ya voennosluzhashchikh, prokhodyashchikh sluzhbu po prizyvu: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2016.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 6 dekabrya 2012 g. № 1259 «Ob utverzhdenii Pravil professional'nogo psik-hologicheskogo otbora na sluzhbu v OVD RFi».
7. Rybnikov V.Yu. Psikhologicheskoe prognozirovanie nadezhnosti deyatel'nosti spetsialistov ekstremal'nogo pro-filya: Avtoref. diss. ... dokt. psikhol. nauk. SPb., 2000.