Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Э.М. Александровская, Н.Г. Лусканова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of psychological factors in children’s adaptation to school is shown. The data of psycho-diagnostic examination carried out in 100 first-graders are presented. Beneficial changes due to adaptation were determined by behavior observations over time and analysis of the school progress in the first-graders. Intellectual disturbances associated with disharmonic personality development were shown to be factors hindering adaptation. It was shown that the defects observed in psychic development could be attributed to unfavorable social and biological conditions affecting the child during ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

УДК 371.71:612.821-053.5

Э. М. Александровская, Н. Г. Лусканова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЕ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Приспособление растущего организма к различным социальным воздействиям в связи с факторами экзогенного и эндогенного изучения еще недостаточно. Между тем такого рода исследования имеют значение для дальнейшего повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья учащихся.

Поступление в школу — важный этап в жизни ребенка. От того, как он справится со своими первыми серьезными обязанностями, насколько успешно сумеет выполнить все предъявляемые к нему требования, будет зависеть и его внутренняя позиция, и эмоциональное состояние, и здоровье. Поэтому при переходе к школьному обучению решающее значение приобретает со-циально-психологическая адаптация, содержанием которой является «выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды» (Тонкова-Ям-польская Р. В. и др., 1979). Далеко не у всех детей семилетнего возраста этот процесс протекает безболезненно. Успешность социально-пси-хологической адаптации зависит от уровня развития ребенка и его психологической готовности к школьному обучению.

Среди тех задач, которые ставит перед учащимися школа, в первую очередь необходимо выделить усвоение ими определенной суммы знаний, овладение навыками учебной деятельности. Непременным условием выполнения этой задачи является достаточный уровень интеллектуального развития ребенка (Шванцара И. и др., 1978). Несоответствие его умственных возможностей объему поступающей информации создает для него самые большие трудности, осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Однако психологическая готовность основывается не только на уровне интеллектуального развития, она характеризуется и рядом других параметров, среди которых следует выделить мотивацию (Божович Л. И., 1968). Доминирование мотива, побуждающего успешно выполнять предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны, познавательные интересы вызывают у ученика активность в отборе и запоминании необходимой информации. Несфор-мнрованность мотивационной сферы свидетельствует о социальной незрелости учащихся.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым

он может быстро приобщиться к группе сверстников (Петровский А. В., 1973). Неблагоприятные отношения, установившиеся между учеником и одноклассниками, нередко становятся причиной возникновения у него негативной реакции на учебную ситуацию и тем самым осложняет адаптацию к новой среде.

Школьные затруднения могут выступать как психотравмирующий фактор, что сказывается в изменении эмоционального состояния ученика. Неудовлетворенность в любой сфере школьной жизни незамедлительно отражается на успеваемости и вызывает ухудшение нервно-психического здоровья.

Предупредить подобные нарушения возможно лишь при своевременном выявлении всех индивидуальных особенностей психического развития детей, которые послужили причиной их затруднений в обучении и адаптации к школе. С этой целью нами было предпринято психодиагностическое исследование учащихся трех 1-х классов общеобразовательной школы (100 человек). В качестве основных методов использовались динамическое наблюдение, позволяющее путем изучения изменений поведенческих реакций и анализа учебной деятельности школьников судить о процессе адаптации; методика Д. Векс-лера (адаптированный вариант ABM — WISC; Панасюк А. Ю., 1973), с помощью которой можно не только оценить общий уровень развития интеллекта, но и определить его 12 структурных компонентов: 6 из них отражают вертебральный показатель (словарный запас, понимание общественных норм жизни, способность к аналогии, классификации, обобщению, объем кратковременной и оперативной памяти и т. д.), 6других субтестов дают представление о невербальном интеллектуальном показателе, который включает такие способности, как конструктивное мышление, переключение внимания, зрительно-моторная координация и т. д.; личностный опросник Р. Кэттелла, позволяющий судить о 12 особенностях индивидуальности младшего школьника (адаптированный вариант; Э. М. Александровская, Гильяшева И. Н., 1978); социометрия; анализ детских рисунков на свободную и заданную тему; индивидуальный опрос учащихся. Кроме того, на всех первоклассников были собраны анамнестические сведения и составлены педагогические характеристики. Большинство обследуемых школьников осмотрены психоневрологом.

Наиболее отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу обнаруживаются в поведении, поэтому для изучения процесса адаптации использовали метод направленного наблюдения. С этой целью была разработана схема •наблюдения, отражающая различные аспекты деятельности ребенка в школе: учебную активность, усвоение знаний, поведение на уроке и перемене, взаимоотношения с одноклассниками и учителем, эмоциональные проявления. Эффективность приспособления выражалась в достижении соответствия поведения первоклассника требованиям новой среды, что и обусловливало сроки адаптации.

Анализ полученного материала позволил разделить детей на 3 группы. 1-ю группу составили 34 школьника, у которых адаптация протекала в более короткий срок и с наименьшим напряжением. Для них характерно хорошее развитие интеллектуальной деятельности и быстрое усвоение школьных норм поведения. Большинству детей этой группы был свойствен устойчивый тип личности, характеризующийся общительностью, добросовестностью, эмоциональной стабильностью и высокой степенью самоконтроля. Во 2-ю группу вошло 38 детей с задержкой адаптации. При психологическом обследовании у них были выявлены неблагоприятные личностные свойства: тревожность, напряженность, низкий уровень самоконтроля. Около половины детей этой группы имели нарушения динамики интеллектуальной деятельности. В 3-ю группу включены 28 детей, которые не адаптировались к школе до конца учебного года. У них отмечалась низкая успеваемость, плохая работоспособность, потеря уверенности в себе, тревожность, напряженность, т. е. эмоциональный дискомфорт. Часть школьников этой группы характеризовались повышенной моторной возбудимостью, низкими познавательными интересами. У большинства неадаптировавшихся учащихся имелись существенные недостатки развития интеллектуальной сферы.

Основное внимание было уделено первоклассникам, испытывающим трудности при адаптации к школе (дети 2-й и 3-й групп). Исследование показало, что причиной различного рода затруднений чаше всего являются недостатки психического развития, которые обусловлены наличием неблагоприятных биологических и социальных факторов, влияющих на ребенка в процессе онтогенеза. Наиболее частой причиной возникновения трудностей в период адаптации к школе является такой фактор, как социально-педагогическая запущенность ребенка. Степень этой запущенности может быть различной и зависит от психологического климата в семье. При низком образовательном уровне родителей в первую очередь у ребенка страдает формирование познавательной сферы. Такие дети обладают малым запасом знаний, узким кругозором. Они не справляются с заданиями по методике Д. Векслера, требующи-

ми умения сравнивать, обобщать, ориентироваться в различных жизненных ситуациях и давать точные определения предметам и явлениям, т. е. основной недостаток этих детей — несформиро-ванность вербальной сферы. При этом они старательны, добросовестны, хорошо выполняют школьные правила, эмоционально устойчивы. Главный пробел в воспитании этих учащихся, как выяснилось из анамнестических данных, заключается в том, что в дошкольном возрасте они имели мало стимулов для интеллектуального развития. Для них была характерна такая организация жизни, при которой положительно оценивалось прежде всего практическая деятельность (например, помощь в выполнении домашней работы). Высокая оценка, даваемая им родителями, повлияла на формирование у них уверенности в себе, исполнительности, добросовестности, но такая важная сфера, как познавательная, осталась нереализованной.

Задержка психического развития ребенка из-за низкого культурного уровня семьи приводит к тому, что в школе эти дети неизбежно попадают в группу неуспевающих учеников. Возникающие трудности в усвоении учебного материала становятся препятствием на пути их полноценной адаптации к школе. Следует подчеркнуть, что обычно такие дети, приходя в школу, проявляют большой интерес к учебным занятиям, внимательно слушают учителя, стараются усвоить необходимые знания, т. е. обладают высокой школьной мотивацией. Чуткое и доброжелательное отношение к ним учителя помогает справляться с возникающими трудностями, и постепенно они адаптируются к школе, хотя сроки адаптации у них более длительны, чем у большинства первоклассников. По нашим данным, эти дети чаше всего входят в группу с задержанной адаптацией (2-я группа).

В некоторых случаях низкий образовательный уровень родителей сочетается с такими неблагоприятными социальными факторами, как алкоголизм родителей, внутрисемейные конфликты и полная безнадзорность ребенка. Детям из таких семей не привиты элементарные навыки поведения, у них не сформированы познавательные мотивы и умение самостоятельно организовать свой труд; к интеллектуальной задержке присоединяется дисгармоничное развитие личности. Интересно отметить, что, как правило, девочки из подобных семей имеют инфантильный тип личности: они не уверены в себе, но не проявляют тревожности при неудачах в связи с отсутствием понимания своих обязанностей и низкой школьной мотивацией. Им труднее, чем кому-либо, ответить на вопросы: «С кем ты дружишь в классе?», «Кем бы ты хотел стать, когда вырастишь?» и т. д. В рисунках на школьную тему у них преобладают игровые сюжеты. По нашим данным, у этих девочек в 1-м классе адаптации не происходит. У мальчиков чаше всего обнаруживается мотор-но-возбудимый тип личности: высокая двигатель-

ная активность сочетается у них с низким уровнем самоконтроля, они не умеют управлять собой, что проявляется в негативных формах поведения. Рисунки этих детей отличает небрежность исполнения, независимо от предлагаемой темы они рисуют те предметы, которые их больше всего интересуют (машины, самолеты и т. п.). К недостаткам вербальной сферы у них присоединяются нарушения динамики интеллектуальной деятельности по типу расторможенности. На протяжении первого года обучения они не усваивают школьные нормы и требования. По данным нашего исследования, такие дети относятся к группе неадаптировавшихся учащихся (3-я группа).

Другим фактором, приводящим к возникновению трудностей при адаптации ребенка к школе, служит неправильный подход к его воспитанию, который проявляется прежде всего в формировании отрицательных личностных качеств. Родители этих детей могут иметь высокий образовательный уровень, заниматься развитием познавательной сферы ребенка и уделять ему много внимания. Однако между самими родителями могут существовать конфликтные отношения, которые так или иначе отражаются на ребенке. Постоянное пребывание детей в стрессовой ситуации приводит к формированию у них эмоционально-неустойчивого типа личности: им свойственны такие качества, как тревожность, напряженность, социальная робость, неуверенность в себе. Они обладают повышенной возбудимостью, что влияет и на их интеллектуальную деятельность. При выполнении заданий по методике Д. Векслера эти школьники проявляют излишнюю торопливость, допускают большое количество ошибок, плохо контролируют себя. Эти недостатки неизбежно влияют на выполнение школьных заданий, излишнее волнение затрудняет их ответы. Отсутствие успеха в эмоционально значимой для них учебной деятельности нередко приводит к срывам, отказам от нее, что, безусловно, осложняет адаптацию. Те же личностные качества мешают им и при вхождении в классный коллектив. Эти дети — типичные представители группы с задержанной адаптацией (2-я группа).

В ряде случаев отрицательные воспитательные воздействия проявляются в виде гиперопеки детей со стороны родителей. При этом у ребенка формируются либо инфантильные черты личности, либо завышенная самооценка и склонность к доминированию. Инфантильные дети, как правило, отличаются робостью, замкнутостью и в классе попадают в группу «изолированных». По социометрическим данным, они не только не выбираются одноклассниками, но и сами не стремятся к общению. Дети с повышенной самооценкой, приходя в новый коллектив, обычно требуют к себе особого внимания со стороны окружающих, стремятся занять лидирующие позиции и поэтому постоянно конфликтуют со сверстниками. Другие ученики чаще всего их отвергают, и неудовлетво-

ренность своим положением приводит к возникновению у них отрицательных эмоций, агрессивности по отношению к одноклассникам. Эти школьники долго не адаптируются в социальном плане, испытывают трудности в установлении взаимоотношений с коллективом.

Как известно, социальная среда, с которой активно взаимодействует ребенок, служит источником его психического развития. Индивидуально-типологические особенности, характер морфо-функционального созревания, генетические задатки — все это условия этого развития. Бывают дети, у которых неблагоприятными оказываются биологические предпосылки. Общая ослаблен-ность организма ребенка, перенесенная им родовая травма, тяжелые заболевания в раннем возрасте и другие отрицательные биологические факторы нередко приводят к задержке интеллектуального развития, что сказывается на его адаптации. Так, в результате проведенного исследования у 75 % школьников, соматически ослабленных и имеющих астеническую симптоматику, установлен замедленный темп интеллектуальной деятельности. У детей с симптомами микроорганического поражения центральной нервной системы, перенесших родовую травму или сотрясение мозга в дошкольном возрасте, в 69 % случаев обнаруживаются нарушения кратковременной памяти, пространственных операций, повышенная отвлекаемость, недостатки моторики. Родители этих детей не всегда этому придавали значения, не обращались к врачу, не проводили с ребенком специальных корригирующих занятий, не уделяли должного внимания режиму, организации его труда и отдыха, вследствие чего эти дети столкнулись с серьезными трудностями в учебе и адаптации к школе. У многих из них участились заболевания, появились невротические жалобы и отклонения в поведении, повысилась утомляемость. Возник своеобразный порочный круг, когда болезнь влечет за собой психическое недоразвитие, которое затрудняет выполнение той или иной деятельности, а возникающие трудности и эмоциональный стресс приводят к новой болезни и к дальнейшему отставанию в развитии.

Безусловно, что при сочетании всех перечисленных выше неблагоприятных биологических и социальных факторов у детей не имеется резервов для адаптации и выполнения тех требований, которые предъявляет к первоклассникам общеобразовательная школа.

Учитывая, что значительный процент учащихся испытывает затруднения в процессе приспособления к школе, необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на их предупреждение: своевременно выявлять детей, имеющих задержку психического развития, осуществление мер по укреплению их здоровья, особенно в раннем возрасте. Большое внимание следует обращать на детей из семей с плохими микросоциальными условиями. Проведение необходимых ле-

чебно-педагогических мероприятий на всех этапах развития ребенка будет способствовать профилактике возможных нарушений.

Литература. Александровская Э. М., Гильяше-ва И. Н. — В кн.: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978, с. 70—76. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском

возрасте. М., 1968. Панасюк А. С. Адаптированный вариант методики

Д. Векслера. М., 1973. Петровский А. В. — В кн.: Возрастная и педагогическая

психология. М., 1973, с. 112. Тонкова-Ямпольская Р. В., Голубева Л. Г.. Мыш-кис А. И. — Педиатрия, 1979, № 10, с. 6—10.

Диагностика психического развития. Под ред. И. Шван-цара. Прага, 1978.

Поступила 02.11.83

Summary. The importance of psychological factors in children's adaptation to school is shown. The data of psy-chodiagnostic examination carried out in 100 first-graders are presented. Beneficial changes due to adaptation were determined by behavior observations over time and analysis of the school progress in the first-graders. Intellectual disturbances associated with disharmonic personality development were shown to be factors hindering adaptation. It was shown that the defects observed in psychic development could be attributed to unfavorable social and biological conditions affecting the child during ontogenesis.

УД К 616-053.4-036.3/.4-02:в 14.7] -07

Т. С. Хачатрян, А. В. Мнацаканян

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОТБОРУ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА

Ереванский институт усовершенствования врачей

Целью настоящей работы явилось установление наиболее неблагоприятных сочетаний антропогенных и социально обусловленных факторов по их влиянию на здоровье детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы как первичный скрининг для определения повышенного риска развития заболеваний и комплекса показателей функциональных изменений сердечно-сосудистой и дыхательной систем (вторичный скрининг), свидетельствующих об изменениях состояния здоровья детей, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды.

Для выполнения намеченной цели нами обследовано состояние здоровья около 6000 детей в возрасте 3—7 лет, постоянно проживающих и посещающих детские дошкольные учреждения пяти различных микрорайонов одного промышленного города. Наряду с интенсивными и экстенсивными показателями общей заболеваемости и структуры заболеваемости и с такими, как индекс здоровья, физическое состояние, средняя продолжительность отдельных болезней, ряд показателей развития ребенка на первом году жизни и др., при оценке состояния здоровья детей учитывали результаты углубленных медицинских исследований, проведенных по методике Института гигиены детей и подростков (методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста». М., 1982). Приводился также ряд функциональных исследований сердечно-сосудистой и дыхательной систем (электрокардиография в 12 отведениях, фонокардиография с 5 стандартных точек в Н, С,, С2, В, частотных диапазонах, измерение артериального давления., дифференцированная функциональная проба по Н. А. Шалкову, пневмотахометрия и др.).

Для оценки окружающей среды в результате детализированного анализа многолетних дан-

ных, характеризующих состояние среды определенного населенного пункта, выявлены факторы, по которым имелись количественные различия по избранным микрорайонам (по загрязненности атмосферного воздуха и почвы, ряду планировочных и климатических факторов и др.). Наряду с этим проводились направленные со-циально-гигиенические исследования методом опроса родителей, результаты которых сделали возможным осуществить углубленный разносторонний анализ условий жизни обследуемых детей, здоровья родителей, наличия у родителей вредных привычек, жилищных и социально-экономических условий семьи и т. д. Выделено около 30 факторов.

Изолированное и сочетанное влияние факторов среды на состояние здоровья детей оценивали с помощью следующих математических методов статистического анализа: дисперсионного, позволившего оценить вклад в формирование того или иного показателя здоровья ребенка как отдельных факторов, так и их сочетаний; корреляционного — с определением парных и множественных коэффициентов корреляции и регрессионного — путем построения системы од-нофакторных и двухфакторных регрессионных моделей1.

В результате оценки изолированного влияния факторов среды на состояние здоровья детей выявлен ряд факторов риска возникновения заболевания и ухудшения физического состояния детей в дошкольном возрасте, например осложненное течение беременности и родов, преждевременные роды, наличие у родителей хронически* заболеваний, раннее поступление ребенка в детские дошкольные учреждения, возраст матери при рождении ребенка и др., а также за»

Обработка проводилась на ЭВМ ЕС-1022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.