© ТЕППЕР Е. А., ТАРАНУШЕНКО Т. Е., ЛОГИНОВА И. О., КАСКАЕВА Д. С., ГРИШКЕВИЧ Н. Ю., КУСТОВА Т. В.
УДК 159.922.7-057.874
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ УЧАЩИХСЯ, НАЧАВШИХ ОБУЧЕНИЕ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Е. А. Теппер, Т. Е. Таранушенко, И. О. Логинова, Д. С. Каскаева, Н. Ю. Гришкевич, Т. В. Кустова ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов; кафедра поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО, зав. - д. м. н., проф. М. М. Петрова, кафедра педиатрии ИПО, зав. - д. м. н., проф. Т. Е. Таранушенко; кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ИПО, зав - д. псих. н., доцент И. О. Логинова; кафедра сестринского дела и клинического
ухода, зав. - к. м. н., доцент Ж. Е. Турчина.
Резюме. В представленной статье отражены особенности становления психической зрелости и показатели успеваемости у учащихся в течение десяти лет обучения в зависимости от возраста начала школьного образования. Уровень познавательных процессов (активность, самостоятельность в учебной работе, сформированность внутреннего плана действий, способность решать задачи в уме) у школьников, начавших образование с 6 лет, зафиксирован на высоком уровне, однако в ходе учебного процесса происходит снижение данного параметра. У детей 7- и 8 - летнего возраста при поступлении в школу превалировали средние значения указанных параметров с нарастанием их активности во время школьного обучения. Параметры произвольной сферы, уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия сосредоточение внимания на определенной задаче, объема логической памяти детей, уровень интеллектуального развития, функционального состояния и работоспособности у школьников, пришедших в школу в 6 лет, находился на низком уровне. В процессе обучения эти параметры нарастали, но по сравнению с одноклассниками, начавшими обучение с 7 и 8 лет, оставались на более низком уровне. Низкие показатели учебной мотивации выявлены у школьников, которые начали обучение с 6- летнего возраста на всем протяжении учебы в школе.
Ключевые слов а: школьники, возраст начала обучения, психическая зрелость, школьная успеваемость.
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности в последующей жизни.
Одним из фундаментальных основ возрастной физиологии является изучение становления психологических и двигательных функций. Анализ этих закономерностей, по мнению М.С. Авдеевой и О.В. Туляковой, имеет прямое отношение к пониманию особенностей становления основных систем мозга на разных этапах онтогенеза. С этих позиций представляет интерес исследования выше перечисленных функций в зависимости от возраста начала школьного обучения [1].
Поступление в первый класс - важный этап в жизни ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенное, поскольку согласно реформе общеобразовательной и профессиональной школы учениками первых классов все чаще становятся шестилетние дети. Современный 6-летний ребенок существенно отличается от своего сверстника нескольких десятилетий назад, прежде всего в том, что
достижение определенного этапа биологического развития и завершение формирования организма наступает в более раннем возрасте. Вместе с тем, до настоящего времени не ясно, насколько параллельны процессы биологического созревания (увеличение длины массы и тела, а также более ранняя смена молочных зубов) и умственного развитии (психическая акселерация) [6]. Однако, имеются тревожные указания о нарушении подобной гармонии и снижении показателей работоспособности при этом [3].
Среди важных психологических особенностей детей, находящихся на границе дошкольного и школьного возраста, психологи отмечают появление ориентации на социальные требования. Поведение ребенка 6 лет в значительной степени определяют эмоции. Так, дисциплина
6-летних детей на уроке, в отличие от сознательной дисциплины школьников более старшего возраста, базируется в основном на эмоциональной заинтересованности в уроке.
Развитие психики, моторики и речи в целом определяют уровень функциональной готовности детей к школе. Одним из критериев готовности первоклассника к обучению являются параметры психологического развития. К ним относятся сформированность мотивационной готовности к обучению, умение произвольно выполнять
требования учителя, владение ребенком простыми операциями обобщения и хорошим фонематическим слухом.
Указанные компоненты психологической готовности к школе свидетельствуют о необходимом и достаточном уровне психического развития ребенка для начала обучения в школе по программе любой сложности, грамотной и адекватной возрасту первоклассника [7].
Целью настоящего исследования явилась динамическая оценка некоторых параметров психологического статуса в период школьного обучения у детей, начавших образование в разном возрасте.
Материалы и методы
В работе представлены результаты обследования 63 детей, которым проводилось определение психологического статуса в течение всего периода школьного обучения. Из них 26 человек начали школьное обучение с 6 лет (1-я группа), 23 ребенка - с 7-летнего возраста (2 группа) и 11 детей -с 8 лет (3-я группа); при этом детей в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев 29 дней относили к 6-летним; от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней - к 7-летним и от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней - к 8-летним. Обследование выполнялось в конце учебного года (апрель - май). Последующий анализ результатов выполнялся с учетом возрастных особенностей.
В работе выделены основные этапы наблюдения:
I - до поступления в школу;
II - после окончания первого года обучения;
III - после окончания начальной школы;
IV - завершение школьного обучения.
На каждого учащегося была заведена «Карта наблюдений», результаты которой явились основой для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьников, а также материалом для беседы с родителями ребенка.
В работе использованы информативные психодиагностические методики, опросники, тесты, которые являются стандартизированными и рекомендованы для всех возрастных групп детей школьного возраста.
С учетом выполненных методик проведена оценка следующих изученных параметров:
1. Определение уровня сформированности внутреннего плана действий и способности решать задачи (А.3. Зак);
2. Оценка произвольной сферы («Домик Н.И. Гутки-ной»);
3. Способность сосредоточения внимания на определенной задаче («Корректурная проба Ландольта»);
4. Диагностика объема логической памяти (методика А.Н. Леонтьева);
5. Измерение уровня интеллектуального развития (тест/шкала Векслера);
При оценке диагностических тестов использованы следующие критерии:
- 0 баллов (низкий уровень проявления признака) -ставится за отсутствие признака, либо очень редкое его проявление;
- 1 балл (средний уровень проявления признака) -периодическое проявление признака, либо недостаточно прочная сформированность;
- 2 балла (высокий уровень проявления признака) -явное присутствие признака, прочный навык.
Статистическая обработка материала выполнена с использованием программы Microsoft Office «Statisticа» v. 6.0. Описательная статистика для качественных признаков представлена в виде абсолютных значений, процентных долей и их стандартных ошибок. Статистическая значимость полученных различий в сравниваемых группах определена с помощью непараметрического критерия хи-квадрат и точного критерия Фишера. Критическое значение уровня значимости принималось равным 5% (р<0,05).
Результаты и обсуждение
1. Определение уровня сформированности внутреннего плана действий и способности решать задачи.
До начала обучения наибольший процент детей с высоким уровнем сформированности внутреннего плана действий выявлен в 1 группе учащихся. Среди 7-летних первоклассников отмечено 43,5%±10,3 детей с низким уровнем данного показателя, при этом в данной возрастной группе, так же как, и у их одноклассников, которые начали обучение с 8 лет, процент детей со средним и высоким уровнем сформированности внутреннего плана действий был примерно одинаков и не имел существенных различий внутри каждой возрастной группы и при сравнении между рассматриваемыми возрастными категориями. Таким образом, до начала обучения высокий уровень сформированности внутреннего плана действий отмечен у первоклассников, начавших обучение с 6 лет.
После первого года обучения показатели активности, сформированности внутреннего плана действий остались на прежнем уровне в группах первоклассников 6 и 8-летнего возраста. Среди 7-летних учащихся, процент детей со средним уровнем изучаемого показателя, вырос за счет перехода школьников с низким значениями, в группу со средними величинами этого признака.
Переход к предметному обучению обнаружил изменение распределения детей в зависимости от активности исследуемого признака. Так, в группе школьников, начавших обучение с 6 и 8 лет, почти в 2 раза сократилась доля детей с высоким уровнем сформированности внутреннего плана действий, а в группе школьников, которые поступили в школу с 7 лет, доля детей с высокими показателями данного параметра возросла.
На IV этапе к окончанию школы сохранялась тенденция, отмеченная на III этапе, и получены статистически значимые различия со значимо большим процентом детей с высоким уровнем сформированности внутреннего плана действий среди 7-летних учащихся (р = 0,03). Интересно, что среди школьников, начавших обучение с 6 лет, доля детей с низким уровнем проявления данного признака во все периоды обследования постепенно возрастала и достигла наибольших значений на данном этапе наблюдения (р = 0,005).
2. Оценка произвольной сферы.
Рассматриваемые умения предполагают определенный
уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
К началу обучения в школе наибольший процент детей с высоким уровнем произвольного внимания диагностирован в группе учащихся, которые начали обучение с 6-летнего возраста. В группе 7-летних первоклассников отмечено 8,7%±5,9 детей с низким уровнем данного показателя. Однако, в этой возрастной группе, так же как и у их одноклассников, которые начали обучение с 8 лет процент детей со средним и высоким уровнем произвольного внимания был примерно одинаков как при сравнении внутри каждой из указанных возрастных групп, так и между рассматриваемыми возрастными категориями.
После первого года обучения доля школьников со средним уровнем произвольного внимания осталась на прежнем уровне у учащихся 6- и 8- летнего возраста. Интересно, что у 7-летних учащихся, процент таких детей увеличился за счет перехода школьников с низкими показателями данного признака в группу со средними значениями.
Переход к предметному обучению выявил следующие изменения произвольного внимания: в группе школьников, начавших обучение с 6 и 8 лет, почти в 2 раза уменьшилась доля детей с высоким уровнем сформированности произвольного внимания, а среди школьников, которые пошли в школу с 7 лет, процент детей с высокими показателями данного параметра возрос (р = 0,005).
К окончанию обучения в школе сохранилась выше изложенная тенденция. На данном этапе выявлено статистически значимое превалирование числа детей с высоким уровнем сформированности произвольного внимания в группе подростков, которые пошли в школу с 7 лет по сравнению с их одноклассниками, начавшими обучение в
6 и 8 лет (р = 0,03).
3. Способность сосредоточения внимания на определенной задаче.
Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности
и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
При поступлении в школу наибольшая доля детей с высоким уровнем произвольного внимания и темпа психомоторной деятельности выявлена среди 8-летних учащихся. Средние значения данного показателя преобладали и регистрировались с примерно одинаковой частотой у 6 и
7-летних первоклассников. Вместе с тем, особого внимания заслуживает группа первоклассников, которые начали обучение с 6-летнего возраста и имели низкие значения произвольного внимания психомоторной деятельности в 19,2%±7,7 случаев.
После окончания первого года занятий показатели психомоторной деятельности исследуемых группах остались на прежнем уровне.
На III этапе наблюдения наибольшая доля детей с высоким уровнем показателей психомоторной деятельности диагностирована среди 7 и 8-летних школьников. Низкие значения исследуемого параметра отмечены лишь у школьников, которые начали обучение с 6 лет.
К окончанию школы наибольший процент учащихся с высокими значениями произвольного внимания и темпа психомоторной деятельности зарегистрирован в группе школьников, пришедших в школу с 7 лет. Низкие значения показателя выявлены только у школьников, которые начали систематическое обучение с 6 лет.
По данным ряда исследователей, 6-летние дети отличаются от 7-летних по ряду показателей высшей нервной деятельности. Так, формирование системы условных словесных реакций (отражающих функциональное состояние коры головного мозга ребенка), имеющей большое значение для обучения, у детей 7 лет происходит относительно быстро (после 1-4 повторений словесной инструкции). Для большинства 6-летних детей, напротив, свойственен более низкий уровень функциональной активности коры головного мозга. Главная особенность морфофункционального развития 6-летних детей состоит в незавершенности структурного и функционального развития коры головного мозга. Известно, что деятельность коры больших полушарий головного мозга определяется двумя основными процессами: возбуждением и торможением, от соотношения которых зависит работоспособность. Чем младше ребенок, тем сильнее выражено преобладание процессов возбуждения над торможением. К 6 годам значительное развитие получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако все эти реакции характеризуются неустойчивостью. Процессы возбуждения и торможения легко распространяются на большие участки коры. Указанные особенности нервной системы детей обусловливают малую устойчивость внимания, быструю истощаемость нервной
системы и, следовательно, утомляемость ребенка. Быстро развивающееся «охранительное возбуждение» проявляется в нарастании двигательного беспокойства, отвлечениях во время занятий. Важно, что эти изменения поведения детей младшего возраста считаются первыми признаками утомления.
Незавершенность развития коры головного мозга сопровождается целым рядом и других психологических особенностей. У детей 6-летнего возраста непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным, активным, а именно последнее необходимо для усвоения знаний. Непроизвольное внимание основывается на эмоциональной активности ребенка. Внимание дошкольника концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, интересует новизной, необычностью, яркостью. Формированию произвольного, волевого внимания ребенка способствует участие в занятиях, играх, предполагающих наличие замысла, составление плана. Это сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация и др.
В дошкольном возрасте выполнение требований ребенком в значительной степени основывается на эмоциональном отношении к конкретному человеку, предъявляющему эти требования, из-за боязни наказания или в ожидании награды.
4. Диагностика объема логической памяти.
Методика направлена на исследование способности запоминания и припоминания.
При поступлении в школу высокие показатели объема логической памяти зарегистрированы у дошкольников 3-й группы, а низкие у их одноклассников 1-й группы. У детей 2-й группы результаты тестирования выявили примерно одинаковые доли ответов на тесты со средними и высокими параметрами логической памяти.
После первого года обучения объем логической памяти в исследуемых группах остался на прежнем уровне.
При переходе на предметное обучение произошли значительные изменения данного показателя. Так, в 1-й группе уменьшилась доля детей с низкими параметрами объема логической памяти, во 2-й группе возрос удельный вес детей с высокими параметрами логической памяти, а в 3-й группе дети со средними и высокими значениями исследуемого признака распределились практически равномерно.
К окончанию школы в определении объема логической памяти наиболее существенные изменения выявлены в 1-й группе: в 3 раза увеличилась доля детей с низким значением этого параметра. Во 2-й и 3-й группах сохранилась тенденция предыдущего этапа.
Современное образование на этапе поступления в школу требует от ребенка активации познавательной деятельности, так как ее формирование и эффективность
обеспечивают успешность обучения. Многие исследователи отмечают неуклонный рост неуспевающих детей, хотя в дошкольном учреждении и при тестировании при поступлении в школу они показывали неплохой уровень интеллектуального и познавательного развития. По мнению В.А. Дубских, причина этих нарушений кроется в недостаточной мотивации к учебной деятельности, то есть активности в учебной деятельности, осуществлении самоконтроля, развитии произвольного внимания, определенного объема логической памяти [4]. Таким образом, несмотря на хорошие стартовые возможности в активности учебной деятельности у 6-летних первоклассников, видимо, эти предпосылки недостаточно сформированы, так как на последующих этапах обучения происходит снижение этого показателя.
5. Измерение уровня интеллектуального развития.
Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и оценивает общий интеллект, а также его составляющие (вербальный и невербальный интеллекты).
При поступлении в школу у первоклассников, которые начали учиться с 6 лет, нами выявлены низкие параметры интеллектуального развития в 19,2 %±7,7 случаев. Самый высокий процент 45,4%±15,0 интеллектуального развития зарегистрирован среди первоклассников, которые пошли в школу с 8 лет. Семилетние учащиеся ответили на тест со средними и высокими баллами в 78,3%±9,2 и 21,7% ±8,6 случаях соответственно.
После первого года обучения ответы на тест в исследуемых группах остались на прежнем уровне.
При переходе на предметное обучение изменения в интеллектуальном развитии произошли в двух обследуемых возрастных группах. Так в группе 6 и 7-летних учащихся доля детей с высокими ответами на тест выросла в 2 раза, в группе 8-летних учеников ответы на тест остались на прежнем уровне.
К окончанию школы статистически значимые изменения данного показателя не выявлены, но необходимо отметить, что самая большая доля детей с высоким уровнем интеллектуального развития зарегистрирована в группе школьников, начавших обучение с 7 лет.
Установлено, что высокий уровень поисковой активности (поиск неизвестного с помощью вопросов) обнаруживали лишь отдельные дети 6-7 лет, то есть очень малая часть первоклассников. В то же время в третьем классе школы дети способны задавать концептуальные вопросы по предметному содержанию урока. Оказалось, что детям дошкольного и младшего школьного возраста доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в старшем детском возрасте ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе,
Таблица 1
Распределение детей с учетом результатов успеваемости на различных этапах 10-летнего наблюдения
Группы Уровень проявления признака Этапы обследования
После окончания 1 класса II После окончания 5 класса III После окончания 10 класса IV
абс. % абс. % абс. %
1. Блок «Гуманитарные науки»
1 группа (п=26) удовлетворительно 4 15,4±7,1 10 38,5±9,5 4 15,4±7,1
хорошо 16 61,5±9,5 14 53,8±9,8 16 61,5±9,5
отлично 6 23,1±8,3 2 7,7±5,2 6 23,1±8,3
2 группа (п=23) удовлетворительно 2 8,7±5,9 3 13,0±7,0 2 8,7±5,9
хорошо 7 30,4±9,6 10 43,5±10,3 14 30,4±10,2
отлично 14 р1,2<0,05 60,9±10,2 10 р1,2<0,05 43,5±10,3 7 60,9±9,6
3 группа (п=11) удовлетворительно 2 18,2±11,6 2 18,2±11,6 2 18,2±11,6
хорошо 6 54,5±15,0 6 54,5±15,0 7 63,6±14,5
отлично 3 27,3±13,4 3 27,3±13,4 2 18,2±11,6
2. Блок «Точные науки»
1 группа (п=26) удовлетворительно 4 15,4±7,1 4 15,4±7,1 4 15,4±7,1
хорошо 17 65,4±9,3 17 65,4±9,3 16 61,5±9,5
отлично 5 19,2±7,7 5 19,2±7,7 6 23,1±8,3
2 группа (п=23) удовлетворительно 3 13,0± 3 13,0±7,0 2 8,7±5,2
хорошо 10 43,5± 10 43,5±10,3 6 26,1±9,2
отлично 10 43,5± 15 р1,2<0,05 43,5±10,3 15 р1,2<0,05 65,2±9,9
3 группа (п=11) удовлетворительно 4 36,4±14,5 2 18,2±11,6 2 18,2±11,6
хорошо 6 54,5±15,0 6 54,5±15,0 6 54,5±15,0
отлично 1 9,1±8,7 3 27,3±13,4 3 27,3±13,4
3. Блок науки «Естествознание»
1 группа (п=26) удовлетворительно - - 4 15,4±7,1 5 19,2±7,7
хорошо - - 16 61,5±9,5 19 73,1±8,7
отлично - - 6 23,1±8,3 2 7,7±5,2
2 группа (п=23) удовлетворительно - - 2 8,7± 2 8,7±5,9
хорошо - - 6 26,1± 6 26,1±9,2
отлично - - 15 р1,2<0,05 65,2± 15 р1,2=0,000 65,2±9,9
3 группа (п=11) удовлетворительно - - 1 9,1±8,7 1 9,1±8,7
хорошо - - 7 63,6±14,5 7 63,6±14,5
отлично - - 3 27,3±13,4 3 27,3±13,4
4. Блок «Эстетическое образование»
1 группа (п=26) удовлетворительно 1 3,8±3,8 1 3,8±3,8 1 3,8±3,8
хорошо 19 73,1±8,7 19 73,1±8,7 18 69,2±9,1
отлично 6 23,1±8,3 6 23,1±8,3 7 26,9±8,7
2 группа (п=23) удовлетворительно - - 2 8,7±5,9 2 8,7±5,9
хорошо 6 26,1±9,2 6 26,1±9,2 7 30,4±9,6
отлично 17 р=0,001 73,9±9,2 15 р1,2<0,05 65,2±9,9 14 р1,2<0,05 60,9±10,2
3 группа (п=11) удовлетворительно 1 9,1±8,7 - - - -
хорошо 6 54,5±15,0 5 45,4±15,0 5 45,4±15,0
отлично 4 36,4±14,5 6 54,6±15,0 6 54,6±15,0
но и знание о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, строением и поведением. Старший дошкольник может многое, но не следует переоценивать умственные возможности шестилеток. Логическая форма мышления еще не характерна для этого возраста. Тип мышления шестилетнего ребенка специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития ребенка [2]. Последние исследования мышления шестилетних детей показывают, что сформированность образного мышления имеет наибольшее значение для обучения в школе. Уровень же развития логического мышления менее значим (при высоком уровне успешность практически не выше, чем при среднем) [5]. Дополнительно проведен анализ успеваемости по годовым оценкам в соответствии с требованиями школьной программы. Итоги успеваемости представлены по блокам (табл. 1).
На втором этапе исследования в блок «гуманитарные дисциплины» вошли оценки по русскомуязыку и литературному чтению; блок «точные науки» представлен годовыми результатами знаний по математике; отметки по изобразительному искусству и музыке отражены в блоке «эстетическое образование». После первого года обучения (второй этап исследования) в группе школьников, начавших обучение с 7 лет, установлено статистически значимое увеличение доли учащихся, получивших оценку «отлично» по «гуманитарным» дисциплинам и «эстетическому образованию».
На третьем этапе исследования в блок «гуманитарные дисциплины» вошли оценки по литературе, истории, русскому и иностранному языкам; блок «точные науки» представлен годовыми результатами знаний по математике; в блок «естественные науки» вошли оценки по природоведению, отметки по изобразительному искусству и музыке отражены в блоке «эстетическое образование». В группе учащихся, пришедших в школу с 7-летнего возраста, вновь статистически значимо превалировала доля «отличников» по всем анализируемым дисциплинам.
К окончанию школьного обучения блок «гуманитарные дисциплины» представлен оценками по литературе, истории, обществознанию, русскому и иностранному языкам; в блоке «точные науки» отражены годовые результаты знаний по математике, информатике, физике, химии; в блок «естественные науки» вошли оценки по биологии, географии; отметки по изобразительному искусству нашли свое отражение в блоке «эстетическое образование». Полученные результаты на предыдущих этапах исследования, вновь подтверждены: статистически значимо большая доля « отличников» по «точным» наукам, блоку «естествознания» и «эстетического» образования зарегистирована в группе учащихся, начавших образование с 7 лет.
Важным этапом в получении образования является поступление в высшие учебные заведения. По нашим данным среди обследованных выпускников из первой группы студентами бюджетной формы профессионального образования стали 30,4%±9,б учащихся, во второй и в третьей - 92,3%±% и 45,4%± 15,0 соответственно.
Таким образом, на всех этапах исследования нами прослежены особенности становления, уровни психической зрелости и успехи обучения учащихся, начавших обучение в разном возрасте. Результаты наблюдения показали следующее.
Уровень познавательных процессов (активность, самостоятельность в учебной работе, сформированность внутреннего плана действий, способность решать задачи в уме) у школьников, начавших образование с б лет, зафиксирован на высоком уровне, однако в ходе учебного процесса происходит снижение данного параметра. У детей 7 и 8-летнего возраста при поступлении в школу превалировали средние значения указанных параметров с нарастанием их активности во время школьного обучения.
Параметры произвольной сферы, уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия сосредоточение внимания на определенной задаче, объема логической памяти детей, уровень интеллектуального развития, функционального состояния и работоспособности у школьников, пришедших в школу в б лет, находился на низком уровне. В процессе обучения эти параметры нарастали, но по сравнению с одноклассниками, начавшими обучение с 7 и 8 лет, оставались на более низком уровне.
Низкие показатели учебной мотивации выявлены у школьников, которые начали обучение с б-летнего возраста на всем протяжении учебы в школе. Учащиеся 7- и 8 -летнего возраста при поступлении в школу показывали преимущественно средние значения указанных параметров с нарастанием их уровня во время школьного обучения.
FEATURES OF FORMATION AND LEVELS OF MENTAL
MATURITY OF SCHOOLCHILDREN WHO STARTED LEARNING AT DIFFERENT AGES
E. A. Tepper, T. E. Taranushenko, I. O. Loginova,
D. S. Kaskaeva, N. Yu. Grishkevich, T. V. Kustova Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky
Abstract. In the present article are given with the peculiarities of mental maturity and indicators of academic achievements in students within ten years of study, depending on the age of beginning the study at school. The level of cognitive processes (activity, independence in the classroom, the formation of the internal plan of activity, the ability to solve problems in the mind) in students who began the education at the age б years old, was recorded at a high level, but during the training process
this parameter was decreasing. At the children of 7 and 8 years old at the moment of school entry were prevailed average values of these parameters with the increase of their activity during school education. The parameters of arbitrary sphere, the level of voluntary attention, spatial perception, focusing on the task, the amount of logical memory of the children, the level of intellectual development, functional status and operability of schoolchildren who come to school at age of 6 years old, was on the lower level. In the process of learning these options grew, but compared with classmates who began training with
7 and 8 years old, remained at a lower level. Low levels of educational motivation were identified in schoolchildren who have started training with 6 years old age during their study at school.
Key words: schoolchildren, age of beginning the education, mental maturity, educational achievement.
Литература
1. Авдеева М.С, Тулякова О.В. Влияние перинатальных факторов на развитие двигательных функций первоклассников // Педиатрия. - 2012. - Т. 91, № 2. - С. 133-135.
2. Беспанская-Павленко Е.Д. Развитие ведущих психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте. - Минск: БГУ, 2008. - 200 с.
3. Гаврилычев Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13-19.
4. Дубских В.А. Современные подходы в организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. - 2010, № 6. - С. 234-239.
5. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка
к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. - СПб.: Речь, 2007. - 119 с
6. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 2001. - 384 с.
7. Микадзе Ю. В. М59 Нейропсихология детского возраста. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
Сведения об авторах
Теппер Елена Александровна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 221777; е-шаИ: [email protected].
Таранушенко Татьяна Евгеньевна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии ИПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2201572; е-шай: [email protected].
Логинова Ирина Олеговна - доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ИПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2201357; е-шаіі: [email protected].
Каскаева Дарья Сергеевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом ПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2280068; е-mail: [email protected].
Гришкевич Наталья Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2201357; е-mail: [email protected].
Кустова Татьяна Владимировна - очный аспирант кафедры педиатрии ИПО ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел.: 8(391) 2201357,2280821; е-mail: [email protected].
Случаи из практики
© ТЕРЕЩЕНКО Ю. А., МОСКОВ В. И., ЛАВРОВА Г. Д., ЗАМЯТИНА В. И., ТЕРЕЩЕНКО С. Ю.
УДК 616.1155.294
ТРОМБОТИЧЕСКАЯ ТРОМБОЦИТОПЕНИЧЕСКАЯ ПУРПУРА (БОЛЕЗНЬ МОШКОВИЦА)
Ю. А. Терещенко 1, В. И. Москов 2, Г. Д. Лаврова 2, В. И. Замятина 1,2, С. Ю. Терещенко 3 1 ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов; кафедра внутренних болезней № 2 с курсом ПО, зав. - д. м. н., проф. И. В. Демко; 2 КГБУЗ Красноярская краевая клиническая больница, гл. врач -
Е. Е. Корчагин; 3 ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, директор - член-корр. РАМН В. Т. Манчук.
Резюме. Тромботическая тромбоцитопеническая пурпура (ТТП) - редко встречающееся, тяжело протекающее заболевание с трудным прижизненным распознаванием и нередко с неблагоприятным исходом. Описан случай прижизненной диагностики ТТП. Несмотря на своевременную диагностику и адекватное лечение, заболевание оказалось рефрактерным к проводимой терапии и привело к летальному исходу.
Ключевые слов а: тромботическая тромбоцитопеническая пурпура, диагностика, лечение, исходы.