Научная статья на тему 'Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих'

Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
809
109
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ТЕЛЕВЕДУЩИЙ / ПСИХОТИП / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / TV PRESENTER/ANCHOR

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Нагибина Наталья Львовна, Огаркова (Дубинская) Юлия Леонидовна

В статье рассмотрены особенности связи психотипа ведущего телевизионного эфира с коммуникативным стилем ведения телевизионного эфира. Исследование, проведенное по данной проблеме, включало в себя два этапа. Первый этап состоял в проверке гипотезы о наличии связи психотипа ведущего телеэфира с коммуникативным стилем. В качестве испытуемых выступили 30 студентов факультета телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова со стажем работы телеведущих. Для диагностики коммуникативных стилей использовались методики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) А. В. Барташева и методика оценки целостной структуры индивидуальности (ОСЦИ) Т. Ф. Базылевич. Второй этап имел целью исследование качественных особенностей стиля ведения эфира для ведущих 12 психотипов, различающихся соотношением и направленностью осознаваемого (рационального) и неосознаваемого (иррационального) компонентов в познании, а также направленностью каждого из видов познания на Я (субъектцентрированного) или на мир (объектцентрированного). Для диагностики направленности рационального познания применялась проективная методика «Тело и душа». Установлено, что уровень коммуникативных способностей и показатель «интегральный индекс индивидуальности» статистически значимо выше для группы ведущих телевизионного эфира с рациональной составляющей познания, направленной на Я, чем на мир. Приводится модифицированный алгоритм создания психологического портрета исторического лица (основанный на системно-биографическом методе Н. Л. Нагибиной и В. А. Барабанщикова) с учетом специфики такой деятельности, как ведение телевизионного эфира. С помощью данного алгоритма продиагностированы 47 известных телеведущих России, выявлены особенности их коммуникативного стиля, полученные данные приведены в сводной таблице. Сделан вывод о том, что индивидуальный стиль ведения телевизионного эфира можно описать как индивидуальный коммуникативный стиль. Направленность рациональной функции на Я или на мир определяет преимущественные стратегии коммуникативного поведения в различных жанрах. Способности к ведению телевизионного эфира в различных жанрах слабо описываются общепсихологическими методиками, однако типологический анализ и качественные методы (например, метод создания психологического портрета исторического лица) позволяют описать преимущественные коммуникативные стратегии для каждого типа. Полученный результат важен также с точки зрения методологии исследования творческой деятельности.

Psychotypes and Their Influence on the Individual Communicative Style of TV Presenters

The article addresses the problems of influence of a TV presenter’s psychotype on the communicative style of television presentation in various genres. Our research consisted of two stages. First, we had to verify the hypothesis that there was a link between a TV presenter’s psychotype and communications style. 30 students of the School of television, Lomonosov Moscow State University with an experience of TV presenting were involved. For our diagnostics, we used two methods of communication style evaluations: “Communicational and organizational inclinations” (COI-2) by A.V. Bartashev and “Estimation of the integral individuality structure” (EIIS) by T.P. Bazylevich. The purpose of the second stage was to investigate the qualitative features of TV presenting communication style of 12 psychotypes differing by the relationship and orientation of identifiable (rational) and non-identifiable (irrational) components of cognition, and by the orientation of each cognition type towards Me (subject-centered) and the World (object-centered). We used the “Body and soul” projective technique to diagnose the orientation of rational cognition. The outcomes helped us determine that the level of communication skills and the “integral individuality index” was significantly higher for the group of TV presenters with their rational component of knowledge aimed at ME rather than at the WORLD (in accordance with the typology suggested by N.L. Nagibina). We have developed a modified algorithm for creating a psychological portrait of the historical person (based on the systemic-biographical method by N.L. Nagibina and V.A. Barabanshchikov), with regard to TV presenting. The modified algorithm was used to conduct a single-valued differential diagnosis of the presenter as a personality. 47 famous TV presenters were diagnosed and specific characteristics of their communicative style revealed. The obtained data are presented in Table 2. We have thus arrived at the following conclusions: 1) Individual television broadcasting style can be described as an individual communicative style. 2) The focus of the rational function on ME or the WORLD determines the primary strategies of the communicative behavior in different genres. 3) The ability to anchor television programs in various genres is poorly described by general psychological techniques. However, typological analysis and qualitative methods (e.g., a method of creating a psychological portrait of the historical person) allow us to describe primary communication strategies for each type; the outcome is important for developing a methodology of researching creative activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих»

Психологические типы: влияние на коммуникативный стиль телеведущих

Н. Л. Нагибина

(Московский институт психоанализа, Московский гуманитарный университет),

Ю. Л. Огаркова (Дубинская)

(Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский институт психоанализа, Московский гуманитарный университет)

В статье рассмотрены особенности связи психотипа ведущего телевизионного эфира с коммуникативным стилем ведения телевизионного эфира. Исследование, проведенное по данной проблеме, включало в себя два этапа.

Первый этап состоял в проверке гипотезы о наличии связи психотипа ведущего телеэфира с коммуникативным стилем. В качестве испытуемых выступили 30 студентов факультета телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова со стажем работы телеведущих. Для диагностики коммуникативных стилей использовались методики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) А. В. Барташева и методика оценки целостной структуры индивидуальности (ОСЦИ) Т. Ф. Базылевич.

Второй этап имел целью исследование качественных особенностей стиля ведения эфира для ведущих 12 психотипов, различающихся соотношением и направленностью осознаваемого (рационального) и неосознаваемого (иррационального) компонентов в познании, а также направленностью каждого из видов познания на Я (субъектцентриро-ванного) или на мир (объектцентрированного). Для диагностики направленности рационального познания применялась проективная методика «Тело и душа». Установлено, что уровень коммуникативных способностей и показатель «интегральный индекс индивидуальности» статистически значимо выше для группы ведущих телевизионного эфира с рациональной составляющей познания, направленной на Я, чем на мир.

Приводится модифицированный алгоритм создания психологического портрета исторического лица (основанный на системно-биографическом методе Н. Л. Нагибиной и В. А. Барабанщикова) с учетом специфики такой деятельности, как ведение телевизионного эфира. С помощью данного алгоритма продиагностированы 47 известных телеведущих России, выявлены особенности их коммуникативного стиля, полученные данные приведены в сводной таблице.

Сделан вывод о том, что индивидуальный стиль ведения телевизионного эфира можно описать как индивидуальный коммуникативный стиль. Направленность рациональной функции на Я или на мир определяет преимущественные стратегии коммуникативного поведения в различных жанрах. Способности к ведению телевизионного эфира в различных жанрах слабо описываются общепсихологическими методиками, однако типологический анализ и качественные методы (например, метод создания психологического портрета исторического лица) позволяют описать преимущественные коммуникативные стратегии для каждого типа. Полученный результат важен также с точки зрения методологии исследования творческой деятельности.

Ключевые слова: телевидение, психология телевидение, телеведущий, психотип, индивидуальный коммуникативный стиль, индивидуальный стиль деятельности, системнобиографический метод.

ВВЕДЕНИЕ

Ведение телевизионного эфира — одна из самых востребованных на сегодняшний день профессий (Матвеева и др., 2004; Огаркова (Дубинская), 2012abcd; Огаркова, 2013a: Электр. ресурс). По нашему мнению, в число трех самых необходимых способностей для ведения телевизионного эфира вне зависимости от жанровой специфики включены речевые навыки (Нагибина, Огаркова (Дубинская), 2013; 2014; Огаркова (Дубинская), 2013Ь), тем самым индивидуальный стиль ведения телевизионного эфира можно рассматривать как индивидуальный коммуникативный стиль.

Любая творческая деятельность связана с познанием человека, и стиль ее зависит от соотношения и направленности рационального и иррационального компонентов в познании. С древнейших времен известна дихотомия в качественной оценке человеческого познания как рационального и иррационального. Рациональное познание связывается с рефлексией, логикой, мышлением человека, осознаваемыми операциями анализа и синтеза. Иррациональное познание связывается с интуицией, ощущениями, неосознаваемыми операциями обработки информации. И. П. Павлов связывал эти два вида познания с работой первой и второй сигнальных систем. Стиль познания конкретного человека зависит от соотношения использования осознаваемых и неосознаваемых компонентов обработки информации о себе и мире. Как показывают многочисленные исследования (К. Юнг, Н. Л. Нагибина и др.), соотношение рационального и иррационального компонентов для каждого человека очень устойчиво. Эта стабильность лежит в основе классификации людей на тех, у кого доминируют осознаваемые операции анализа и синтеза в обработке информации о себе и мире (рационалов) (1), тех, у кого доминируют неосознаваемые операции анализа и синтеза (иррационалов) (2), и смешанных (3). Кроме того, каждый вид познания имеет ориентированность, направленность либо на Я, либо на мир. Так, человек, у которого рациональная функция направлена на Я, обрабатывает информацию сквозь призму отношений к себе и своей позиции в обществе, его оценки эмоционально окрашены и часто зависят от мнения референтной группы. Человек, у которого рациональная функция направлена на мир, исследует реальность как бы со стороны, достаточно отстраненно и объективно. В. Штерн называет первых — субъ-ектцентрированные, вторых — объектцентрированные. К. Юнг дает название первым «эмоциональные», имея в виду рациональную эмоцию, вторым — «мыслители». Его ученица А. Аугустинавичюте первых называет этиками, а вторых — логиками.

Подобная дихотомия познавательных особенностей лежит в основе нашего рассмотрения особенностей коммуникативного стиля ведения телевизионного эфира телеведущими различных психологических типов.

ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Для диагностики коммуникативных стилей были выбраны методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) А. В. Барташева (Барташев, 1999) и методика ОСЦИ (оценки целостной структуры индивидуальности) Т. Ф. Базылевич (Базылевич, 2006). Проективная методика «Тело и душа» (Нагибина, 1995; 2000; Нагибина, Миронычева, 2002) применялась для диагностики направленности рационального познания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследованиях всеми тремя методами принимали участие одни и те же испытуемые — студенты 3-го курса факультета телевидения (ВШТ) МГУ им. М. В. Ломоносова, изучающие практический предмет «Мастерство телеведущего» и имеющие возможности вести телевизионный эфир в разных жанрах. Общее количество испытуемых — 30 чел.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ Целью первого этапа нашего исследования стало исследование коммуникативного стиля в связи с направленностью рационального познания на Я и на мир.

Гипотеза исследования состоит в следующем: коммуникативный стиль телеведущих с направленностью рациональной функции на Я отличается от коммуникативного стиля телеведущих с направленностью рациональной функции на мир.

Таблица 1

СВОДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ШКАЛАМ ОПРОСНИКОВ КОС-2 И ОСЦИ

Table 1

AGGREGATE RESULTS FOR COI-2 (COMMUNICATIONAL AND ORGANIZATIONAL ABILITIES) AND EIIS (ESTIMATION OF INTEGRAL INDIVIDUALITY STRUCTURE) METHODS

Шкалы Значения Q Значимость, вероятность ошибки р < 0,05

Коммуникативные способности (опросник КОС-2) 8 Различия значимы

Организаторские способности (опросник КОС-2) 1 Различия нельзя считать значимыми

Интегральный индекс индивидуальности (опросник ОСЦИ) 11 Различия значимы

Лабильность, подвижность (опросник ОСЦИ) 2 Различия нельзя считать значимыми

Планирование деятельности (опросник ОСЦИ) 4 Различия нельзя считать значимыми

Импульсивность (опросник ОСЦИ) 2 Различия нельзя считать значимыми

Функциональная выносливость (предметная) (опросник ОСЦИ) 1 Различия нельзя считать значимыми

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональная выносливость к общению (опросник ОСЦИ) 3 Различия нельзя считать значимыми

Социальная желательность (опросник ОСЦИ) 1 Различия нельзя считать значимыми

Результаты исследования были сведены в таблицу (табл. 1) по трем методикам. Общее количество данных по опроснику КОС — 1200 показателей, по опроснику ОСЦИ — 3600 показателей. По результатам методики «Тело и душа» испытуемые разделились на две группы: с направленностью рациональной функции на Я и с направленностью рациональной функции на мир. Оценки по каждой из шкал КОС и ОСЦИ и по общим показателям сравнивались для испытуемых обеих групп. Для статистической значимости различий был использован Q-критерий Розенбаума.

Полученные данные говорят о том, что мы имеем статистически значимые отличия по категориям «коммуникативные способности» и «интегральный индекс индивидуальности» с вероятностью p < 0,05 и p < 0,01 соответственно для представителей с рациональной функцией, направленной на Я и на мир. С помощью Q-критерия Розенбаума подтверждается гипотеза о том, что представители психотипов с рациональной функцией, направленной на Я, в среднем обладают более высоким уровнем коммуникативных способностей, а также более высоким индексом интегральной индивидуальности.

ВТОРОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ На втором этапе исследования ставилась задача описать коммуникативный стиль телеведущих разных психологических типов.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: психотип определяет предпочитаемый коммуникативный стиль телеведущего.

Система типов «Псикосмология» (Нагибина, 2000) была взята за основу типиро-вания.

Для качественного анализа коммуникативного стиля был разработан оригинальный вариант системно-биографического метода (Нагибина, 1995), в который включен пункт, содержащий основные реперные (опорные) точки процесса ведения телевизионного эфира:

1) ознакомиться с основными продуктами творчества, произведениями (записи телепередач), в идеале — присутствовать на процессе съемок или отсмотреть записи процесса съемок;

2) выбрать наиболее психологически значительные документы (мемуары, интервью, отзывы коллег);

3) выписать из документов две-три центральные мысли (в цитатах), касающиеся смысла жизни и цели творчества;

4) прочитать весь документальный материал, выписывая цитаты по рубрикам п. 5. (см. ниже);

5) согласно отсмотренному и прочитанному материалу ответить на вопросы по темам:

— ценностно-смысловая сфера (зачем человек выходит в эфир — его сверхзадача как профессионала и как личности; по его словам и по тому впечатлению, которое он оставляет);

— отношение к зрителю, роль зрителя в «картине мира» телеведущего (кто для него зритель: друг, собеседник, низшее существо, ученик, фанат и пр.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— телевизионный стиль (жанр работы, стиль вещания (монолог, диалог, полилог);

— присутствие в программе собеседника, стиль взаимодействия (вопросы, беседа), стиль реакции на вопросы и стиль формулировки собственных вопросов и реплик;

— коммуникативные характеристики (голосовые, артикуляционно-дикционные и др.);

— количество точек внимания (только камеры и суфлер, камеры и собеседник, камеры и собеседники, камеры, собеседники и зал; позиция в студии (статическая или динамическая); съемки преимущественно выездные или преимущественно студийные);

6) обозначить основные линии и цели творчества как совокупность исследованных факторов.

Модифицированный алгоритм авторы применяли для создания психологического портрета ведущих телевизионного эфира различных психотипов.

В качестве испытуемых были отобраны известные представители телевизионного эфира, всего — 47 чел. Исследование проводилось в 2012-2014 гг.

На основании экспертных оценок и результатов системно-биографического метода каждый телеведущий был отнесен к определенному психотипу. В рамках психотипа был описан коммуникативный стиль через цели и средства коммуникации (табл. 2).

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

Индивидуальный стиль ведения телевизионного эфира можно описать как индивидуальный коммуникативный стиль, что подтверждается теоретическим анализом и эмпирическим исследованием схемы способностей к ведению телевизионного эфира в разных жанрах.

Таблица 2

ПСИХОТИП И КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ

Table 2

PSYCHOTYPE AND COMMUNICATE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип Представители Цели телеведущего и средства коммуникации

А Рациональное познание направлено на Я. Иррациональное познание направлено на Я. Доминирует рациональность Виталий Вульф, Максим Галкин, Андрей Малахов, Эдвард Радзинский Цель — вызвать интерес, заинтриговать, сообщить информацию, удивить, показать самого себя. Средства: антураж, юмор, эксцентрика, создание ситуации, в которой зритель становится соучастником событий, о которых идет рассказ

АВ Рациональное познание направлено на Я. Иррациональное познание направлено на Я. Оба вида познания равносильны Дмитрий Нагиев, Владимир Соловьев, Иван Ургант, Леонид Якубович Цель — вызвать интерес, заинтриговать, сообщить информацию, удивить, показать самого себя. Средства: клоунада, юмор, эксцентрика, высокая энергетика и динамизм, сталкивание позиций, игра на публику с целью поразить оригинальностью

В Рациональное познание направлено на Я. Иррациональное познание направлено на Я. Доминирует иррациональность Марина Голуб, Лолита Милявская, Сергей Светлаков, Татьяна Толстая Цель — вызвать интерес, заинтриговать, сообщить информацию, удивить, показать самого себя. Средства: искрометный юмор, соревнование с собеседником, эксцентрика, земная чувственность, ехидство и скептицизм

С Рациональное познание направлено на мир. Иррациональное познание направлено на Я. Доминирует иррациональность Борис Новодержкин, Оксана Пушкина, Савик Шустер Цель — эмоционально взорвать, освободить от устоявшихся канонов, «расковырять» ситуацию и человека. Средства: эрудиция, внимание к деталям, умение управлять и играть эмоциями собеседника, умение творить ситуацию

СБ Рациональное познание направлено на мир. Иррациональное познание направлено на Я. Оба вида познания равносильны Лариса Гузеева, Сати Спивакова, Артемий Троицкий, Михаил Леонтьев Цель — заинтриговать, расшевелить чувства, сообщить информацию, удивить, показать самого себя и раскрыть карты партнера. Средства: энергетический напор, неожиданность поворотов мысли и действа, интеллектуальная и эмоциональная задиристость

Б Рациональное познание направлено на мир. Иррациональное познание направлено на Я. Тина Канделаки, Андрей Караулов, Татьяна Миткова, Игорь Угольников Цель — сообщить информацию, потрясти, показать самого себя, навязать свою точку зрения. Средства: создание ситуации, в которой

Тип Представители Цели телеведущего и средства коммуникации

Доминирует рациональность зритель не может оставаться равнодушным, донесение информации в наиболее действенных форматах с привлечением различных доказательств

Е Рациональное познание направлено на мир. Иррациональное познание направлено на мир. Доминирует рациональность Михаил Зеленский, Игорь Кириллов, Ирина Хакамада, Аркадий Мамонтов Цель — сообщить информацию, проанализировать причины событий, заставить задуматься, навязать свою точку зрения. Средства: привлечение объективных доказательств, сопоставление различных точек зрения

EF Рациональное познание направлено на мир. Иррациональное познание направлено на мир. Оба вида познания равносильны Владимир Винокур, Александр Гордон, Владимир Познер, Мария Ситтель Цель — заинтриговать, сообщить информацию, высказать свою позицию, заставить размышлять. Средства: сталкивание точек зрения, логический анализ ситуации, мягкое «выворачивание наизнанку» партнеров по диалогу

F Рациональное познание направлено на мир. Иррациональное познание направлено на мир. Доминирует иррациональность Борис Корчевников, Дмитрий Певцов, Виктор Шендерович, Роман Бабаян Цель — сообщить информацию, взорвать зрителя эмоцией, заставить размышлять и действовать. Средства: эрудиция, эмоциональный напор, чувство партнера, открытость и естественность в поведении

О Рациональное познание направлено на Я. Иррациональное познание направлено на мир. Доминирует иррациональность Валентина Леонтьева, Александр Масляков, Кира Прошутинская, Михаил Швыдкой Цель — вызвать интерес, сообщить информацию, заразить зрителя эмоцией, разбудить нравственную и гражданскую позицию. Средства: интерес и внимание к мнениям и настроениям собеседников, интонационная сложность при динамичном движении к кульминационной точке, в которой эмоции переходят в концентрированный вывод — «заключительный мажорно-нравственный аккорд»

ОН Рациональное познание направлено на Я. Иррациональное познание направлено на мир. Оба вида познания равносильны Анастасия Заворот-нюк, Александр Любимов, Авдотья Смирнова, Владислав Флярковский Цель — вызвать интерес, сообщить информацию, показать самого себя, «растрясти мысли и чувства» зрителя, заставить посмотреть по сторонам и наверх. Средства: умение видеть разные планы, мягко играя атмосферой действа, легкая задиристость, уважение к мнениям собеседников, интерес к окружающим и их возможностям

Тип Представители Цели телеведущего и средства коммуникации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н Рациональное познание направлено на Я. Иррациональное познание направлено на мир. Доминирует рациональность Святослав Бэлза, Андрей Максимов, Юрий Николаев, Алексей Пушков Цель — вызвать интерес, сообщить информацию, показать самого себя, заразить зрителя эмоцией. Средства: эрудиция, внимание к зрителям и улавливание зрительского настроения, мягкий юмор, позитивная эмоциональность, демонстрация уважения к собеседникам

Направленность рациональной функции на Я или на мир определяет преимущественные стратегии коммуникативного поведения в различных жанрах.

Способности к ведению телевизионного эфира в различных жанрах слабо описываются общепсихологическими методиками, однако типологический анализ и качественные методы (например, метод создания психологического портрета исторического лица) позволяют описать преимущественные коммуникативные стратегии для каждого типа; полученный результат важен также с точки зрения методологии исследования творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базылевич, Т. Ф. (2006) Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии. М. : Изд-во РАГС. 96 с.

Барташев, А. В. (1999) Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М. : ВЛАДОС. 176 с.

Матвеева, Л. В., Аникеева, Т. Я., Мочалова, Ю. В. (2004) Психология телевизионной коммуникации. 2-е изд., испр. М. : РИП-холдинг. 316 с.

Нагибина, Н. Л. (1995) Стратегии восприятия музыки : дис. ... канд. психол. наук. М. 171 с.

Нагибина, Н. Л. (2000) Психология типов. Системный подход : в 4 ч. М. : Институт молодежи. Ч. 1: Психодиагностические методики. 150 с.

Нагибина, Н. Л., Миронычева, А. В. (2002) Психология типов. Системный подход : в 4 ч. М. : МГСА. Ч. 2: Тело и душа. 154 с.

Нагибина, Н. Л., Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013) Речевые навыки как основа специальных способностей телеведущих // Голос и речь. №2 (10). С. 59-69.

Нагибина, Н. Л., Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2014) Качественный и количественный анализ структуры профессиональных качеств телеведущих информационного, аналитического и художественного жанров // Психологические и психоаналитические исследования : ежегодник 2014. М. : Моск. ин-т психоанализа. 448 с. С. 179-204.

Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012а) Пирамида публичности в контексте использования «психофизических» тренингов русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Современная психология: теория и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 9-10 октября 2012 г. М. : Спецкнига. 156 с. С. 98-102.

Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012Ь) Использование психофизических тренингов русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Материалы Всероссийской научной конференции «Человек в экономических и социальных отношениях». Москва, 4-5 октября 2012 г. М. : Институт психологии РАН. 415 с. С. 185-187.

Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012c) Психология эфира через призму актерских «психофизических» тренингов // Междунар. науч.-практ. конф. «Эволюция психотерапии. Взгляд из XXI века». Москва, 22-23 декабря 2012 г. : сб. докладов. М. : Моск. ин-т психоанализа ; Издатель Воробьев А. В. 120 с. С. 72-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2012d) Методики предметов «Мастерство актера» и «Сценическая речь» русской психологической театральной школы для повышения успешности профессиональной самореализации личности // Психология и искусствознание: исследование творчества и творческой личности : материалы Междунар. конф. Берлин ; М. : International Institute of Differential Psychology. 292 c. C. 207-216.

Огаркова, Ю. Л. (2013a) Использование инновационных технологий в процессе публичного и эфирного выступления : практические рекомендации [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 6. URL: http://www.online-science.ru/ m/products/filologicheskie-nauki/gid778/pg9/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.03.2013).

Огаркова (Дубинская), Ю. Л. (2013b) Профессионально важные качества ведущих телевизионного эфира различных жанров // Научные труды Московского гуманитарного университета. №12. C. 44-55.

Дата поступления: 30.05.2014 г.

PSYCHOTYPES AND THEIR INFLUENCE ON THE INDIVIDUAL COMMUNICATIVE STYLE OF TV PRESENTERS N. L. Nagibina

(Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow University for the Humanities),

Yu. L. Ogarkova (Dubinskaya)

(Lomonosov Moscow State University, Moscow Institute of Psychoanalysis,

Moscow University for the Humanities)

The article addresses the problems of influence of a TV presenter’s psychotype on the communicative style of television presentation in various genres. Our research consisted of two stages.

First, we had to verify the hypothesis that there was a link between a TV presenter’s psychotype and communications style. 30 students of the School of television, Lomonosov Moscow State University with an experience of TV presenting were involved. For our diagnostics, we used two methods of communication style evaluations: “Communicational and organizational inclinations” (COI-2) by A.V. Bartashev and “Estimation of the integral individuality structure” (EIIS) by T.P. Bazylevich.

The purpose of the second stage was to investigate the qualitative features of TV presenting communication style of 12 psychotypes differing by the relationship and orientation of identifiable (rational) and non-identifiable (irrational) components of cognition, and by the orientation of each cognition type towards Me (subject-centered) and the World (object-centered). We used the “Body and soul” projective technique to diagnose the orientation of rational cognition. The outcomes helped us determine that the level of communication skills and the “integral individuality index” was significantly higher for the group of TV presenters with their rational component ofknowledge aimed at ME rather than at the WORLD (in accordance with the typology suggested by N.L. Nagibina).

We have developed a modified algorithm for creating a psychological portrait ofthe historical person (based on the systemic-biographical method by N.L. Nagibina and V.A. Barabanshchikov), with regard to TV presenting. The modified algorithm was used to conduct a single-valued differential diagnosis of the presenter as a personality. 47 famous TV presenters were diagnosed and specific characteristics of their communicative style revealed. The obtained data are presented in Table 2.

We have thus arrived at the following conclusions:

1) Individual television broadcasting style can be described as an individual communicative style.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) The focus of the rational function on ME or the WORLD determines the primary strategies of the communicative behavior in different genres.

3) The ability to anchor television programs in various genres is poorly described by general psychological techniques. However, typological analysis and qualitative methods (e.g., a method of creating a psychological portrait of the historical person) allow us to describe primary communication strategies for each type; the outcome is important for developing a methodology of researching creative activity.

Keywords: television, psychology of television, TV presenter/anchor, psychotype, individual communicative style, individual activity style, systematic and biographical method.

REFERENCES

Bazylevich, T. P. (2006) Problema testov v psikhologii i differentsial’noi akmeologii [The Problem of Testing in Psychology and Differential Akmeology]. Moscow, The Russian Academy of Public Administration Press. 96 p. (In Russ.).

Bartashev, A. V. (1999) Psikhodiagnostika sposobnosti k obshcheniiu, ili kak opredelit’ organi-zatorskie i kommunikativnye kachestva lichnosti [Psychodiagnostics of Communication Ability, or How to Determine Managerial and Communicative Traits of a Person]. Moscow, VLADOS Publ. 176 p. (In Russ.).

Matveeva, L. V., Anikeeva, T. Yu. and Mochalova, Y. V. (2004) Psikhologiia televizionnoi kom-munikatsii [Psychology of the Television Communication]. 2nd edn., revised. Moscow, RIP Holding Publ. 316 p. (In Russ.).

Nagibina, N. L. (1995) Strategii vospriiatiia muzyki [Strategies of Music Perception] : diss. ... Candidate of Psychology. Moscow. 171 p. (In Russ.).

Nagibina, N. L. (2000) Psikhologiia tipov. Sistemnyi podkhod [The Psychology of Types. The System Approach] : in 4 parts. Moscow, Institute of Youth Press. Part 1: Psikhodiagnosticheskie metodiki [Psychodiagnostic Methods]. 150 p. (In Russ.).

Nagibina, N. L. and Mironicheva, A. V. (2002) Psikhologiia tipov. Sistemnii podkhod. [The Psychology of Types. The System Approach] : in 4 parts. Moscow, Moscow Humanitarian and Social Academy Press. Part 2: Telo i dusha [Body and Soul]. 154 p. (In Russ.).

Nagibina, N. L. and Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2013) Rechevye navyki kak osnova spetsial’-nykh sposobnostei televedushchikh [Speech Skills as Basis for Special Abilities of the Television Anchormen]. Golos i rech’, no. 2, pp. 59-69. (In Russ.).

Nagibina, N. L. and Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2014) Kachestvennyi i kolichestvennyi analiz struktury professional’nykh kachestv televedushchikh informatsionnogo, analiticheskogo i khudozh-estvennogo zhanrov [Quantitative and Qualitative Analysis of the Professional Qualities Structure of the TV Presenters in the Information, Analytical and Artistic Genre]. In: Psikhologicheskie i psikho-analiticheskie issledovaniia [Psychological and Psychoanalytical Studies] : Yearbook 2014. Moscow, Moscow Institute of Psychoanalysis Press. 448 p. Pp. 179-204. (In Russ.).

Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2012a) Piramida publichnosti v kontekste ispol’zovaniia “psikhofizicheskikh” treningov russkoi psikhologicheskoi teatralnoi shkoly dlia povysheniia uspesh-nosti professional’noi samorealizatsii lichnosti [Publicity Pyramid in the Context of Usage of “Psychophysical” Trainings of the Russian Psychological Theater School for Enhancing and Promoting Professional Self-Realization]. In: Sovremennaia psikhologiia: teoriia i praktika [Modern Psychology: Theory and Practice] : Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference. Moscow, October 9-10, 2012]. Moscow, Spetskniga Publ. 156 p. Pp. 98-102. (In Russ.).

Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2012b) Ispol’zovanie psikhofizicheskikh treningov russkoi psikhologicheskoi teatral’noi shkoly dlia povysheniia uspeshnosti professional’noi samorealizatsii lichno-sti [Using Psychophysical Trainings of the Russian Psychological Theater School for Enhancing and Promoting Professional Self-Realization]. In: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferent-sii “Chelovek v ekonomicheskikh i sotsialnykh otnosheniiakh” [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference “The Person in Economic and Social Relations”]. Moscow, October 4-5, 2012. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 415 p. Pp. 185-187. (In Russ.).

Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2012c) Psikhologiia efira cherez prizmu akterskikh “psikhofizich-eskikh” treningov [The Psychology of Broadcast through the Prism of Dramatic “Psychophysical” Trainings]. In: Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsia “Evoliutsiia psikhoterapii. Vzgliad iz XXI veka” [International Scientific and Practical Conference “Evolution of Psychotherapy. A View from the 21st Century”]. Moscow, December 22-23, 2012]. Moscow, Moscow Institute of Psychoanalysis, A.V. Vorobiev’s Publ. 120 p. Pp. 72-81. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2012d) Metodiki predmetov “Masterstvo aktera” i “Stsenicheskaia rech’” russkoi psikhologicheskoi teatral’noi shkoly dlia povysheniia uspeshnosti professional’noi sa-morealizatsii lichnosti [Methodology of “Acting Skills” and “Stage Speech” Subjects for a Successful Professional Self-Realization Promotion]. In: Psikhologiia i iskusstvoznanie: issledovanie tvorchest-va i tvorcheskoi lichnosti [Psychology and Art Studies: Research of Art and Creative Personality] : Proceedings of International Conference. Berlin ; Moscow, International Institute of Differential Psychology Press. 292 p. Pp. 207-216. (In Russ.).

Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2013a) Ispol’zovanie innovatsionnykh tekhnologii v protsesse pub-lichnogo i efirnogo vystupleniia: prakticheskie rekomendatsii [Using Innovative Technologies at Public Talks and Broadcasts: Practical Recommendations]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomiche-skie i obshchestvennye nauki, no. 6 [online] Available at: http:||www.online-science.ru|m|pro-ducts|filologicheskie-nauki|gid778|pg9| [archived in WebCite] (accessed 12.03.2013). (In Russ.).

Ogarkova (Dubinskaya), Y. L. (2013b) Professionalno-vazhnye kachestva vedushchikh tele-vizionnogo efira razlichnykh zhanrov [Professionally Important Characteristics of TV Presenters in Various Genres]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 12, pp. 44-55. (In Russ.).

Submission date: 30.05.2014.

Нагибина Наталья Львовна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психологии личности Московского института психоанализа, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: nagibina@inpsycho.ru

Огаркова (Дубинская) Юлия Леонидовна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры журналистики и телевидения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: j.dubinskaya@gmail.com

Nagibina Natalia L’vovna, Doctor ofPsychology, Professor, Chair, Department of Differential Psychology and Psychology of Personality, Moscow Institute of Psychoanalysis; Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: nagi-bina@inpsycho.ru

Ogarkova (Dubinskaya) Yulia Leonidovna, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Department of Journalism and Television, Lomonosov Moscow State University; Associate Professor, Department of Psychotherapy and Psychological Counselling, Moscow Institute of Psychoanalysis; Postgraduate Student, Department of General Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. Email: j.dubinskaya@gmail.com