УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Исаев Евгений Иванович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики Столичной финансово-гуманитарной академии, ул. Шоссейная, д. 90, стр. 17. Москва 109383; e-mail: [email protected]
Галушкин Пётр Андреевич, аспирант Столичной финансово-гуманитарной академии, ул. Шоссейная, д. 90, стр. 17. Москва, 109383
АННОТАЦИЯ
Теоретико-эмпирическое исследование нацелено на выявление психологических особенностей и типов самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показано состояние проблемы самореализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Эмпирическое исследование проведено на выборке испытуемых с различной степенью выраженности дефекта зрения. Выделены и описаны продуктивный, адаптивный и определяющийся типы самореализации личности с ОВЗ. Ключевые слова. Самореализация, личность с ограниченными возможностями здоровья, субъективное отношение к физическому дефекту, субъектность, осмысленность жизни, жизненные планы; продуктивный, адаптивный, определяющийся типы самореализации личности.
В настоящее время всё большую актуальность приобретают исследования личностного потенциала человека и его самореализации. В последние годы по этой теме было проведено много исследований [1, 3, 8, 12]. Вместе с тем проблема самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья исследована недостаточно. И это при том, что количество таких людей составляет более 10% населения планеты, а психологические проблемы их самореализации требуют особого внимания. Практика социально-реабилитационной работы с инвалидами свидетельствует: если отсутствует стремление к самореализации у самого участника, то все усилия социальных работников сводятся на нет. Представляется необходимой разработка программ именно психологической реабилитации лиц с ОВЗ. Такая работа должна строиться на знании психологических особенностей самореализации лиц с ОВЗ, типов самореализации и индивидуальных траекторий.
Теоретический анализ проблемы самореализации личности в зарубежной и отечественной психологии позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, среди психологов нет единства взглядов на сущность самореализации личности. Самореализация рассматривается как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог жизненного пути. При этом в исследованиях имеется ряд схожих положений, во многом дополняющих друг друга.
Во-вторых, психологи расходятся в оценках природы самореализации. Западные учёные понимают самореализацию и самоактуализацию личности преимущественно как прирождённую тенденцию [9, 11, 13]. В отечественной психологии самореализация анализируется в контексте социокультурных, общественных, педагогических условий, способствующих или препятствующих её проявлению [2, 5, 6, 14].
В-третьих, существуют методологические и методические проблемы изучения самореализации личности. Самореализацию трудно измерить в силу её высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента из-за влияния большого числа факторов. Это значительно затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования. Проблема усугубляется при изучении самореализации лиц с ОВЗ.
Опираясь на проведённый нами анализ литературных источников и исходя из необходимости создать применимую в эмпирическом исследовании модель, отражающую сущность самореализации личности, мы можем предложить следующее определение. Самореализация — это процесс актуализации имеющихся потенциалов, реализации жизненных планов в общественно значимых формах жизнедеятельности на основе принятой личностью системы ценностных ориентаций и личностных смыслов. Самореализация — более общее понятие по отношению к самоактуализации, так как включает в себя ценностно-смысловую сферу личности как определяющую её течение, а также социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности как пространства её осуществления.
Основные позиции исследователей по проблеме самореализации личности с ОВЗ выявились при анализе получившего широкую известность прецедента поступления и успешного окончания факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова четырьмя воспитанниками интерната для слепоглухонемых детей. Один из важнейших выводов эксперимента состоит в том, что развитие личности зависит не столько от физической полноценности, сколько от активного её включения в общение и общественно значимую деятельность [7]. Руководитель эксперимента А.И. Мещеряков указывал, что становлению личности в условиях слепоглухоты мешает не сама по себе слепоглухота, а связанное с нею одиночество, то есть невозможность полноценно участвовать в жизни общества, приобщаться к человеческой сущности традиционными способами, рассчитанными на использование зрения и слуха [10].
Важный с точки зрения проблемы самореализации личности с ОВЗ психологический материал содержится в работах одного из четырёх участников эксперимента А.В. Суворова. Он выделяет феномен самореабилитации в противоположность социореабилитации. Самореабилитация предполагает высокий уровень духовного здоровья, позволяющего не только адекватно реагировать на наличие — отсутствие поддержки со стороны окружающих, но и вполне сознательно, целенаправленно создавать необходимую поддержку, вызывая у окружающих острый интерес к себе и к своей деятельности [15].
Для выявления психологических особенностей самореализации личности с ОВЗ мы разработали теоретическую модель, описывающую внутренние и внешние факторы этого процесса. Модель включает внешние условия, оказывающие влияние на процесс самореализации на трёх уровнях — макро-, мезо-, микро-, наиболее значимым из которых представляется микроуровень, включающий семейное воспитание, влияние референтных групп и коллективов.
В качестве внутренних детерминант самореализации были определены такие предпосылки, как:
1) физическое ограничение и отношение к нему;
2) субъектность личности;
3) осмысленность жизни;
4) жизненные планы.
Основными формами самореализации человека выступают деятельностная, социальная и личностная сферы [4].
На основе разработанной теоретической модели мы провели эмпирическое исследование психологических особенностей самореализации лиц с ОВЗ. В исследовании приняли участие 32 испытуемых с различной степенью выраженности дефекта зрения. Исследование проводилось в 2009-2010 гг.
В исследовании был использован следующий методический инструментарий: краткая форма опросника личностной ориентации (А. Джоунс, Р. Крэндалл), тест смысложизнен-ных ориентаций (Д.А. Леонтьев), методика «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Ба-жин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).
Основной задачей эмпирического исследования стало выделение и описание типов самореализации личности с ОВЗ. В результате анализа собранной психологической информации с применением методов математической обработки данных (критерий ф* — угловое преобразование Фишера, Н — критерий Крускала — Уоллиса) нами были выделены три типа самореализации личности с ОВЗ: продуктивный, адаптивный и определяющийся.
Представителям продуктивного типа свойственно адекватное отношение к своему физическому дефекту, что выражается в высоком уровне самоотношения и самопринятия. Такие люди позитивно принимают и высоко оценивают поддержку со стороны друзей и близких, для них не является затруднением обратиться за помощью к окружающим людям или принять предложенную помощь без ощущения эмоционального дискомфорта и угрозы собственной самооценке.
Продуктивный тип самореализации личности характеризуется преобладанием интер-нального типа субъективного контроля. Преобладание интернального типа субъективного контроля было выявлено в сфере достижений, неудач и межличностных отношений. Было установлено, что таким людям свойственна активная и ответственная позиция в сфере построения отношений с окружающими, что проявляется в способности инвалидов интегрироваться в общество.
Рассматриваемая группа характеризуется высокими показателями общей осмысленности жизни. Респонденты чётко осознают свои цели, которые предопределяют их направленность на реализацию своих потенциалов в профессиональной сфере, на создание семьи, которую они воспринимают как фактор поддержки. В процессе целеполагания они адекватно оценивают свои возможности и на основании этого выбирают наиболее эффективные пути решения поставленных задач. Это выражается в выборе профессии, в совершенствовании навыков бытовой адаптации и самостоятельности и ориентировке на гармоничное взаимодействие с окружающими.
Для испытуемых, входящих в эту группу, характерно позитивное отношение к собственной жизни, что позволяет им субъективно оценивать себя как полноценных людей, способных преодолевать встречающиеся на их жизненном пути трудности. Испытуемые продемонстрировали высокую оценку пройденного отрезка жизни. Они отмечают продуктивность своей деятельности, наполненность своей жизни смыслом, что, в свою очередь, позволяет им субъективно оценивать себя как компетентных, значимых для окружающих, успешных личностей.
Типичный представитель продуктивного типа самореализации личности при построении жизненных планов осознаёт собственную значимость и влияние субъективно принятых жизненных целей и планов на объективные достижения и результаты. При планировании собственной жизни он адекватно оценивает свои потенциалы и ограничения, вследствие чего выбирает доступную профессию, которая сможет максимально раскрыть его способности и задатки и обеспечить удовлетворение его потребностей.
Другой предпосылкой продуктивной самореализации личности является его активная позиция, которая позволяет оставить необоснованные надежды на льготы и социальную поддержку и обеспечивать свои насущные потребности самостоятельно. Это может выражаться в самостоятельном выборе учебного заведения, места работы, расширения своих профессиональных знаний и умений и т.д. При этом индивид осознаёт собственную от-
ветственность за свой выбор и за результаты такого выбора. Неудачи воспринимаются им как стимул для самосовершенствования и переоценки окружающей ситуации, своего места в ней, своих способностей, ограничений и способов эти ограничения преодолевать.
Адаптивный тип самореализации личности характеризуется негативным отношением к своему физическому дефекту. Представителям этого типа свойственны более низкие уровни самоотношения и самооценки. Для них инвалидность представляется определяющим препятствием на пути к достижению высоких целей, поэтому их жизненные цели локальны и не удалены во времени. Им свойственна ориентация на внешние факторы, мнения окружающих, сложившиеся стереотипы поведения. Было установлено, что представители этого типа самореализации стараются избегать решения проблем, встающих на их жизненном пути, в том числе и проблем, вызванных их инвалидностью. Они нуждаются в социальной защите, они склонны переносить локус принятия решений на своих близких или социальные службы. При планировании собственной жизни они преимущественно ориентируются на мнения референтного окружения и принимают такие мнения без критики и оценки с позиции собственной системы ценностей.
Другая черта представителей этой группы — склонность к фатализму, что на поведенческом уровне выражается в пассивности и замкнутости. По результатам исследования была выявлена общая экстернальность, свойственная всем участникам этой группы. Преобладание экстернального типа субъективного контроля было выявлено в сфере достижений и неудач. Волевой контроль собственных действий вызывает у них существенные затруднения: они не способны самостоятельно контролировать свои действия, принимать ответственные решения, ставить значимые цели и достигать их. Таким людям свойственно занижать ценность собственного вклада в ту или иную деятельность.
Выраженность у испытуемых этой группы экстернального типа субъективного контроля в сфере производственных отношений объясняется тем, что такие люди склонны придавать значение внешним обстоятельствам — стилю руководства, отношениям в коллективе, случайным факторам, а также социально-экономическим условиям, которые значительно ограничивают возможность инвалида реально контролировать собственную производственную деятельность и карьерный рост.
Рассматриваемая группа характеризуется низкими показателями, определяющими общий уровень осмысленности жизни. Испытуемые не имеют чётких жизненных целей, что мешает им строить осознанные жизненные планы и реализовывать свои потенциалы. По результатам интервью выяснилось, что испытуемые оценивают как наиболее благоприятный отрезок жизни детство или школьные годы. Эта группа характеризуется низкими показателями процесса осмысленности жизни, её представители не испытывают эмоционального удовлетворения от своей жизни в настоящем и часто находят смысл в воспоминаниях о прошлом.
Анализ показателей «Локус контроля — Я» и «Локус контроля — жизнь» показал, что респонденты не верят в собственные силы и не могут контролировать событийную сферу своей жизни. Они убеждены, что в целом жизненный путь человека не поддаётся сознательному и осмысленному волевому контролю.
Анализ жизненных планов представителей адаптивного типа самореализации личности свидетельствует об их локальности и зависимости от мнения референтной группы. Также из-за сниженной личностной активности они не предпринимают действий, направленных на самостоятельную реализацию своих планов.
Определяющийся тип включает в себя испытуемых со средними и низкими показателями по факторам субъектности и осмысленности жизни, а также с сочетанием высоких значений общего показателя осмысленности жизни с экстернальным типом субъективного контроля и низких значений общего показателя осмысленности жизни с интернальным типом субъективного контроля. Другие базовые показатели самореализации у представителей данного типа варьируются.
Этот тип самореализации личности, на наш взгляд, является переходным, и в дальнейшем его представители могут пополнить ряды как продуктивного, так и адаптивного
типов. Наш опыт психологической работы с незрячими и слабовидящими показывает, что активное включение их в реабилитационную программу существенно повышает возможности самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. АгаповВ.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3. С. 26-30.
[2]. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл, 2007.
[3]. Вахтель Л.В., Юрьев А.Н. Исследование духовно-нравственной сферы студентов с разным уровнем самоактуализации // Акмеология. 2014. № 1. С. 145-154.
[4]. Галушкин П.А. Модель самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 84-92.
[5]. Деркач А.А. Установки и принципы акмеориентированной педагогики // Акмеология. 2009. № 2. С. 10-13
[6]. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. — М.: Изд-во ПСТГУ,
2013
[7]. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
[8]. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997.
[9]. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 2011.
[10]. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования их поведения. — М.: Педагогика, 1974.
[11]. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. — М.: Смысл, 2002.
[12]. Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Ко-ростелевой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
[13]. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. — М.: Рефл-бук, 1997.
[14]. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Изд-во ПСТГУ,
2013
[15]. Суворов А.В. Нравственное саморазвитие в условиях инвалидности //В кн.: Технологии интеграции молодых инвалидов в обществе. — М.: АНО ЦСА, 2007. С. 6-16
PSYCOLOGICAL TYPES SELF-REALIZATION OF PERSONALTY WITH DISABILITES
Evgenii I. Isaev, Doctor of Psychology, Professor, the Head of the Chair of Pedagogical Psychology and Pedagogic in Metropolitan Academy of Finance and Humanity, Shosseynaya Street, 90, Building 17, Moscow 109383, e-mail: [email protected]
Peter A. Galushkin, postgraduate student of Metropolitan Academy of Finance and Humanity, Shosseynaya Street, 90, Building 17, Moscow 109383
ABSTRACT
Theoretical empirical research aims for revelation of psychological peculiarities and types of self-realization of personality with disabilities. The state of problem of self-realization of personality with disabilities in foreign and home psychology is shown. During the empirical research people with different visual deficiency degrees were put to test. Based on the results productive, adaptive determinant types of self-realization of personality with disabilities were picked out.
Key-words. Self-realization, personality with disabilities, subjective attitude to physical defect, subjectivity, sensibleness of life, life plans, productive, adaptive and determinant types of self-realization of personality.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Kontseptsiya Ya i samorealizatsiya sub»ekta: problemnoe pole nauchnykh issledo-vaniy // Akmeologiya. 2012. № 3. S.26-30.
[2]. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe poni-manie razvitiya chelove-ka. — M.: Smysl, 2007.
[3]. Vakhtel' L.V., Yur'ev A.N. Issledovanie dukhovno-nravstvennoy sfery studentov s raznym urovnem samoaktualizatsii // Akmeologiya. 2014. № 1. S.145-154.
[4]. Galushkin P.A. Model' samorealizatsii lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. 2014. № 1. S.84-92.
[5]. Derkach A.A. Ustanovki i printsipy akmeorientirovannoy pedago-giki // Akmeologiya. 2009. № 2. S.10-13
[6]. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psikhologiya obrazovaniya cheloveka. — M.: Izd-vo PSTGU,
2013
[7]. Leont'evA.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. M.: Politizdat, 1975.
[8]. Leont'evD.A. Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka // Psikhologiya s cheloveches-kim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoy psikhologii. — M.: Smysl, 1997.
[9]. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody. — M.: Smysl, 2011.
[10]. MeshcheryakovA.I. Slepoglukhonemye deti. Razvitie psikhiki v pro-tsesse formirovaniya ikh povedeniya. — M.: Pedagogika, 1974.
[11]. Olport G. Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy. — M.: Smysl, 2002.
[12]. Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti / Pod. red. A.A.Krylova, L.A.Korostelevoy. — SPb.: Izd-vo SPbGU, 1997.
[13]. Rodzhers K. Klientotsentrirovannaya terapiya. — M.: Refl-buk, 1997.
[14]. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. — M.: Izd-vo PSTGU, 2013
[15]. SuvorovA.V. Nravstvennoe samorazvitie v usloviyakh invalidno-sti //V kn.: Tekhnologii inte-gratsii molodykh invalidov v obshchestve. — M.: ANO TsSA, 2007. S. 6-16