Научная статья на тему 'Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике'

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1821
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Н. Г. Артемцева

Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике

Аля успешного выполнения поставленных перед высшей школой задач необходим качественно иной подход к обучению студентов, а также изменение мышления педагогов. Прежде всего, особенную значимость приобретает учет индивидуальных и типологических характеристик как обучаемых, так и обучающих. Чтобы грамотно осуществлять педагогический процесс, преподаватель должен адекватно соотносить особенности своих требований со спецификой личности студентов. Знания общей типологии качеств личности оказывают неоценимую поддержку при организации эффективного учебного процесса (в частности, в рамках авторских курсов «Психология искусства», «Визуальная диагностика»), а использование возможностей современных технологий может сделать процесс усвоения любого материала легким, интересным и увлекательным. В данной статье мы предлагаем к рассмотрению некоторые результаты эмпирических исследований, проведенных с целью оптимизации учебного процесса в курсе обучения визуальной диагностике, в том числе с помощью интернет-технологии.

Любая типологическая дифференциация психологических особенностей основывает-

ся на разнообразных характеристиках компонентов каждой сферы психики — познавательной, мотивационно-волевой, эмоциональной, самосознания — в их специфических проявлениях. В психологии имеется несколько типологических систем, построенных на основе выделения характеристик познавательной сферы человека, возможных особенностей ее состава, сочетаний компонентов и их функционирования (К. Юнг, И. П. Павлов, А. Аугустинавичуте, Л. Ливер, И. И. Ильясов и др.).

Обычно в познавательной сфере выделяют чувственное познание — ощущения, восприятия как построение образов наличных объектов, представление и воображение как работа с образами, их переструктурирова-ние и творческое построение, мышление как создание и работа с понятиями при использовании и без использования образов и знаков (языковых и других).

Чувственное познание и мышление составляют основные познавательные процессы. Кроме них к познанию относят также память, речь, внимание. Память не порождает нового знания, а запечатлевает, хранит и воспроизводит образы и мысли. Речь — обмен знаниями в процессе общения, является разновид-

ностью мышления. Внимание — направленность познания на разные объекты, определяется мотивами и целями.

Чувственное познание и мышление могут осуществляться осознанно, рефлексивно, или не осознаваемо. Неосознаваемые процессы восприятия и мышления или только мышления называют интуицией.

В философии и психологии познавательные процессы часто разделяют на две группы: рациональные и иррациональные, правда, не всегда однозначно. Исходно к рациональным относились сознательные и интуитивные процессы мышления, а к иррациональным — процессы чувственного познания. Затем рациональными стали называться только сознательные акты мышления, а иррациональными — интуитивные процессы восприятия и мышления.

Конечно, познавательные процессы связаны со всеми другими психическими функциями — мотивационными, волевыми, ценностными, эмоциональными, и, естественно, типы могут выделяться и по сочетанию познавательных характеристик с характеристиками компонентов любых других сфер психики. Например, можно выделить интеллектуально-волевой или образно-эмоциональный типы и т. д.

Система типов Н. Л. Нагибиной1 построена также на основе анализа состава и характеристик, прежде всего, познавательных процессов и их связей со сферой мотиваций, определяющей их направленность.

В данной системе типы выделяются по двум характеристикам познания рациональности — иррациональности и направленности на Мир — на Я. Напомним, что рациональным считается вербальное логическое познание и восприятия, большей частью осознаваемые по целям, условиям, операциям, результатам, а иррациональным — чувственное познание и мышление, оба интуитивные, сознательно мало контролируемые.

У конкретных людей могут преобладать в познании рациональность или иррациональность, что определяет их типы и основ-

ные особенности их познавательной и соответственно других видов деятельности.

Рациональные типы характеризуется систематичностью, плановостью, упорядоченностью, последовательностью, предсказуемостью, определенностью, произвольностью и контролируемостью познания и деятельности, преобладанием вербального и знаково-символического опосредования над чувственными образами.

Иррациональные типы, наоборот, имеют, в основном, импульсивное, не систематическое познание, с пробами и ошибками, на основе догадок, интуитивных невербализован-ных гипотез и озарений, при активном использовании вероятностных оценок и предсказаний, с участием чувственных образов.

Направленность познания на Мир в данной концепции означает объективность познавательной позиции в смысле важности познания объектов мира независимо от их связи с познающим, от его потребностей, интересов, от отношения объектов внешнего и внутреннего мира, других людей к познающему человеку и безотносительно к их значимости для него.

Направленность на Я, наоборот, имеет в качестве отличительной черты устремленность на познание объектов в их связи с познающим, в их отношении и значимости для него, для удовлетворения его потребностей, мотивов, целей.

Данные типы познавательной направленности определяют многие другие отношения, мотивации и ценности субъектов познания, также и некоторые особенности их мышления.

Так, при направленности на Мир, главная ценность познания — полнота, широта, правильность и строгость знаний, одним словом «истина», отношение и значение характеристик объектов и отношение других к себе здесь второстепенны. При направленности на Я преобладает важность как раз значения свойств объектов для познающего субъекта и отношений других людей к нему.

Кроме того, сам процесс познания протекает, а его результат оценивается с точки

В системе Н. Л. Нагибиной, как мы уже отмечали, типы образуются путем сочетания рациональности или иррациональности с направленностью познания на Мир или на Я. При этом доминирование рационального познания не означает, что иррациональное познание совсем отсутствует. Оно также имеется у человека, но как дополнительная, вторая функция. И, наоборот, при доминировании у человека иррационального познания, дополнительной функцией будет рациональное познание.

зрения того, как это будет принято и повлияет на отношение других людей к познающему.

Допускается возможность разной расстановки акцентов и имеет место нежелание противоречить мнению признанных авторитетов («Платон не может ошибаться»). При направленности на мир чрезмерная гибкость рассматривается как «дурная диалектика» и недостаточная принципиальность («Платон мне друг, но истина дороже»).

Так выделяются 8 познавательных типов: Доминирующие функции рациональное познание на Я иррациональное познание на Я иррациональное познание на Я рациональное познание на Мир рациональное познание на Мир иррациональное познание на Мир иррациональное познание на Мир рациональное познание на Я

Кроме того, рациональное и иррациональное познание могут быть равносильными, одинаково часто употребляемыми и развитыми. Так получаются еще 4 смешанных типа, переходных между доминантными:

+ иррациональное познание на Я — Тип АВ

+ иррациональное познание на Я — Тип СD

+ иррациональное познание на Мир — Тип ЕF

+ иррациональное познание на Мир — Тип GH

Дополнительные функции Тип

+ иррациональное познание на Я— Тип А

+ рациональное познание на Я — Тип В

+ рациональное познание на Мир — Тип С

+ иррациональное познание на Я— Тип D

+ иррациональное познание на Мир — Тип Е

+ иррациональное познание на Мир — Тип F

+ рациональное познание на Я — Тип G

+ иррациональное познание на Мир — Тип Н

рациональное познание на Я рациональное познание на Мир рациональное познание на Мир рациональное познание на Я

Предложенное нами описание модели механизма восприятия2 предполагает, что в качестве средства, позволяющего более точно распознавать внешние проявления человека, используется так называемый механизм «присканирования» (приглядывания, прислушивания и т. д.), детерминированный определенными установками. Каждый акт восприятия состоит из нескольких уровней получения и обработки информации. Уровни состоят из пассивной и активной стадий: активная — запрос информации, пассивная — просто поступление информации в виде энергетических потоков.

Уровней может быть много. Столько, сколько требуется для получения индивидуально-личностной информации. На каж-

дый уровень может быть несколько заходов, уточнений, потом воспринимаемый образ может уйти из осознанности в данный момент бытия, но остаться где-то в сознании, тогда субъект не работает с этим образом конкретно сейчас. На каком-то этапе этот образ превращается в эталон и сохраняется. Каждому уровню соответствуют свои эталоны. Само восприятие перестает работать, а образ, порожденный восприятием, остается где-то в базе данных как основной. Субъект работает с мысленным образом. Более того, этот мысленный образ часто здесь уже трансформируется, и оказывается, что субъект часто работает с другой, искаженной, картинкой, исходя из своих эталонов.

Задачей обучения визуальной диагностике психотипа, таким образом, становится накопление учащимися визуальных эталонов каждого конкретного типа. Под визуальным эталоном мы понимаем характерные очертания, нюансы взгляда и типичное выражение лица. Для этого сначала предлагается знакомство учащегося с типологией, предложенной Н. Л. Нагибиной Следующий шаг учащегося — просмотр видеороликов или фотопортретов представителей различных типов. Для более тщательного создания обучающего материала был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было изучить особенности восприятия психотипа по лицу человека. Анализ существующих ис-следований3 показал, что ученые склонны связывать рациональность и иррациональность с ассиметрией лица человека. Действительно, наше собственное исследование показывает, что правая и левая половины лица воспринимаются по-разному4. Гипотеза предлагаемого исследования: правая половина лица человека любого психотипа воспринимается как рациональная, а левая — как иррациональная.

Испытуемые: 162 человека: мужчины и женщины от 19 до 65 лет. Среди них большинство — студенты психологического факультета МосГУ и Института психоанализа г. Москвы, студенты различных факультетов Нижегородского университета.

Стимульный материал: с помощью компьютерной программы были созданы «химерные» (зеркальное отображение левой и правой половин лица) изображения лица одного и того же персонажа. Всего предъявлялось по три изображения десяти персонажей.

Условия проведения. Для проведения эксперимента используется программа п^урез, специально созданная для этого экспериментального исследования сотрудником лаборатории системных исследований психики Института психологии РАН, кандидатом психологических наук А. В. Жегалло. Испытуемый сидит перед монитором компьютера. На экране монитора возникает лицо целое (составленное либо из двух правых полови-

нок, либо из двух левых половинок, либо нормальное, обычное лицо). Типы предъявляемых персонажей были определены ранее автором типологической системы Н. Г. Нагибиной. Рядом с фотопортретом на мониторе высвечиваются сначала три картинки, сопровождающих текст, потом две и потом еще две. Картинки и текст являются авторским экспресс-диагностическим тестом на определение психотипа по системе психологических типов Н. Л. Нагибиной. Первые три — на определение рациональности, иррациональности или переходности (когда рациональность и иррациональность находятся в равновесии); вторые две определяют позицию в мире по шкале рациональности «Я в МИРЕ» и «Я и МИР»; третьи — объективность и субъективность в познании мира.

Инструкция: с помощью «мышки» выбрать одну картинку, содержание которой наиболее соответствует предъявленному лицу.

Задания выполняются строго индивидуально. Время не ограничено.

Обработка и обсуждение результатов. В специальной директории сохраняются результаты каждого испытуемого, где представлена информация о выборах на каждом из трех этапов экспресс-теста и по каждому предъявленному лицу, а также зафиксировано время, потраченное на каждый выбор. Мы получили 145 таблиц. Далее было подсчитано общее количество отнесений каждого персонажа к каждому из 12 типов. Таким образом, было получено еще 10 таблиц. Например, персонаж «kris» путем различных диагностик был отнесен к типу G. Это иррациональный тип, с позицией «Я в МИРЕ» и объективным способом познания мира, с очень развитой интуицией. Как показало исследование, большинство испытуемых отнесли «kris» именно к этому типу по всем вариантам изображений (одно обычное, два «химерных» — из правых половин и из левых).

На втором месте по количеству отнесения к какому-либо типу находится отнесенность к типу В. Поскольку в данном исследовании речь идет об исследовании диагностических возможностей распознавания рационально-

сти — иррациональности человека по его лицу, то отнесение к типу В тоже можно отнести к адекватному оцениванию, так как тип В также является иррациональным, с позицией «Я в МИРЕ», только познание мира происходит субъективно, непосредственно через себя. Другими словами, тип G и тип В являются зеркальными относительно оси рациональности. Для проверки статистической значимости различий отнесения к рациональному или иррациональному типу по всем трем вариантам лиц был использован критерий X2, рассчитанный с помощью компьютерной программы «Статистика 6.0». Для этого было посчитано общее количество соотнесений к рациональному типу и к иррациональному типу по всем трем вариантам предъявляемого лица. В результате получено Chi-Squa-^ = 197,0600 при df = 2 и уровне значимости р < 0,0000001, что значительно превышает критическое значение при таких условиях, взятое из таблицы критических значений X2.

Такой результат говорит о том, что на самом деле для определения рациональной — иррациональной направленности человека по его лицу не имеет значения, что предъявлено зрителю — правая половина, левая половина лица или целое лицо. Как показывает проведенное исследование, гипотеза об асимметрии лица с позиции рациональности — иррациональности не подтвердилась.

Однако эксперимент показал, что не все лица оцениваются с одинаковой точностью. Так, из десяти персонажей адекватно были оценены всего пять. Они были отнесены к своему психотипу преимущественным большинством испытуемых по всем трем вариантам предъявляемых изображений лиц. У остальных пяти с высокой вероятностью угадывалась либо направленность рациональной, либо направленность иррациональной функции. Смешанные типы воспринимались сложнее всего.

Таким образом, результаты исследования показывают, что: восприятие психологического типа легко осуществляется по лицу и его половинам; рациональность и иррациональность оценивается адекватно; сущест-

вуют когнитивно сложные и когнитивно простые лица для диагностики психотипа. Сделанные выводы повлияли на структуру учебной программы авторского курса «Психология искусства». Так, например, в процессе обучения визуальной диагностике психотипа (в рамках курса «Психология искусства») для промежуточного контроля успешности усвоения теоретического материала и количества накопленных эталонов учащимся предлагается создать обобщенный фоторобот конкретного психотипа. Причем учащиеся с доминирующей рациональной компонентой успешней справляются с созданием близкого себе типа (рационального), а учащиеся с иррациональной компонентой предпочитают составление фоторобота иррационального типа. Такую работу можно проводить неоднократно, достигая максимальной эффективности. Самые удачные фотороботы рациональных и иррациональных типов, составленные нашими учащимися в рамках курсов «Экспериментальная психология» и «Психология искусства», были предъявлены экспертам (автору типологии Н. Л. Нагибиной и выпускникам Международного института дифференциальной психологии в Берлине, освоившим предлагаемую систему психотипов). Все они единогласно сошлись во мнении, что наши студенты, прослушав курс «Психология искусства», основанный на типологическом подходе к изучению творческой личности, просмотрев массу учебного видеоматериала, в котором были представлены различные психологические типы деятелей искусства и культуры, сумели уловить основное психологическое содержание человека, отраженное на его лице.

Для итогового контроля учащимся предлагается фотогаллерея изображений лиц, по которым они должны определить психологический тип личности.

Проведенная работа подтверждает актуальность обращения к проблематике дифференциального подхода к обучению визуальной диагностике, учитывая типологические особенности учащихся, делает обучение учащихся интересным и увлекательным,

а также открывает новые горизонты успешного обучения предлагаемой системе психологических типов дистанционно, через Интернет.

1 Нагибина Н. Л. Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке. Дис. ... доктора пси-хол. наук. М. : МГУ, 2002. 345 с.

2 Артемцева Н. Г., Нагибина Н. Л. Познание, детерминированное психологическим ти-

пом // Общение и познание / под ред. В. А. Барабанщикова и Е. С. Самойленко. М. : ИП-РАН, 2007.

3 Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Мироны-чева А. В., Нагибина Н. Л., Фивейский В. Ю. Познание и личность: Типологический подход. М. : Книга и бизнес, 2004. 304 с.

4 Артемцева Н. Г. Восприятие психологических характеристик человека по «разделенному лицу». Дис. . канд. психол. Наук. М. : ИПРАН, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.