Научная статья на тему 'Семантика понятия «Развитие»: общее, типологическое, индивидуальное'

Семантика понятия «Развитие»: общее, типологическое, индивидуальное Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика понятия «Развитие»: общее, типологическое, индивидуальное»

Т. Н. ГРЕКОВА

Семантика понятия «развитие»: общее, типологическое, индивидуальное

Индивидуальное в человеке признается современной наукой одним из ведущих факторов личностного развития. В наших исследованиях впервые в психологии индивидуальные особенности развития были рассмотрены в контексте семантики этого понятия с учетом общего и типологического в составе психики. Система психологических типов Н. Л. Нагибиной, в рамках которой в течение уже более десяти лет проводятся наши исследования, дает возможность органично объединить все три уровня. «Сложность методического решения проблемы заключается в поиске адекватных средств для высвечивания возможных вариантов личностных смыслов человека, которые с очевидностью содержали бы в себе общечеловеческие, типологические и индивидуальные контексты. Изучение этого вопроса показывает, что для его решения наибольшими возможностями обладают проективные техники»1.

С помощью проективной методики «Субъективные стратегии развития» — ССР (Н. Л. Нагибина, Т. Н. Грекова, 2002) и метода субъективного шкалирования «Личност-

ные установки развития» — ЛУР (Т. Н. Грекова, 2006) нам удалось выявить особенности индивидуальных значений и смыслов понятия «развитие» у различных психологических типов.

Наше обращение к семантике понятия «развитие», как объекту исследования, — это попытка расширить научные представления не только по проблеме психологических типов. Это также попытка показать, что помимо общих стадий, ступеней и этапов развития у каждого человека есть своя уникальная «формула развития».

Тестовый материал проективной методики ССР был получен эмпирическим путем с помощью метода направленных ассоциаций. Мы предлагали нарисовать на бумаге первую ассоциацию на слово «развитие». Среди полученных изображений было много рисунков с кружковой символикой в сочетании с прямыми линиями со стрелками к центру круга и из центра, лестниц в виде ступеней одинаковой и разной величины, пирамид, башен; спиралевидная символика, стрелы, зигзагообразное движение, деревья, разви-

тие от маленького человека к большому, от зерна к цветку и плоду, различные рисунки солнца, космоса, книги и т. д.

Стимульный материал был отобран из наиболее встречающихся и повторяющихся символов, которые составили 2 ряда карточек — логический ряд: № 1 — лестница, №2 — спираль вверх, №3 — расходящиеся от центра прямые в круге, №4 — раскручивающаяся спираль, №5 — зигзагообразное движение, №6 — стрела вверх, №7 — по-уровневое развитие, №8 — сходящиеся к центру прямые в круге; образный ряд: №1 — онтогенез человека, №2 — онтогенез в природе, №3 — дерево, №4 — восход(за-кат) солнца, №5 — книга, №6 — космос, №7 — развитие плода, №8 — филогенез.

Согласно инструкции респондент выкладывал ряд в порядке предпочтения от наиболее предпочитаемых и значимых для себя к отвергаемым или наименее предпочитаемым.

В серии пилотажных исследований решались следующие задачи:

1. Проверялись доступность и понимание инструкции и процедуры новой методики на разных возрастных и профессиональных выборках.

2. Выделение частотных распределений символов в обоих рядах.

Результаты анализа по общей выборке показали, что существуют среднестатистические нормы выборов предпочитаемых и отвергаемых символов для обоих рядов. Среди предпочитаемых символов выделились: восход-закат солнца, от зерна к цветку, спираль вверх, лестница. Среди отвергаемых первые места заняли: филогенез, онтогенез, книга, зигзаг, сходящиеся к центру стрелы. При этом выделились амбивалентные символы, которые в количественном отношении были равнозначны — как принимались, так и отвергались.

Что стояло за этими вариантами выборов?

Ранговое выкладывание не давало ответа на этот вопрос. Нужна была индивидуальная интерпретация каждого символа. Расширив инструкцию, мы стали проводить методику индивидуально.

Инструкция

Методика ССР «Субъективные стратегии развития» проводится индивидуально и предназначена для диагностики личностных смыслов на понятие «развитие». Возрастные рамки — от 10 лет и старше. Процедура включает в себя следующие этапы:

1. «Вам предлагается поработать с карточками, изображающими понятие «развитие». Восемь карточек изображают развитие в схемах-символах, другие восемь карточек — более конкретные образы развития. Попытайтесь выложить свои ряды карточек-схем и карточек-образов от наиболее предпочитаемых и значимых для вас к отвергаемым или наименее предпочитаемым».

2. Дается неограниченное время для решения предлагаемой в инструкции задачи.

3. Респондент дает характеристику каждому символу, соотносимую с субъективным представлением о развитии.

4. Процесс рефлексии и осознания своего субъективного выбора предпочитаемых и отвергаемых символов развития проводится совместно с психологом и является диагностической и терапевтической процедурой, в ходе которой прорабатываются проблемы и комплексы респондента.

В результате ряда исследований нами был получен обширный эмпирический материал содержательных трактовок символов развития и многовариантность стилей выкладывания рядов. Предлагая расширенную инструкцию, мы ожидали, что испытуемые будут выкладывать свое собственное развитие, однако они часто переформулировали для себя задачу. Они выкладывали карточки, личностный смысл которых был связан не только со своим развитием, а также с развитием общества, с развитием научной идеи, с проблемой отношений в социуме, с вопросами воспитания, с духовным развитием и т. д.

Попытка понять организацию этого семантического пространства и упорядочить массив полученных данных привела к созданию двух классификаций — стилистической и содержательной.

Восемь вариантов стилистической классификации выявили определенные тенденции в особенностях самого выкладывания (деление на группы, попытка привести символы в некую систему), в лингвистических особенностях языка (развернутые суждения или краткие афористические высказывания), в особенностях восприятия и мышления (сюжетное выкладывание, интуитивный выбор, отсутствие связи между символами, характеристики символов передают состояние на момент тестирования, носят эмоциональный характер, передают энергетику). Восемь вариантов содержательной классификации выявили индивидуальные особенности мотивации в развитии, его направленность на цель или процесс, нагру-женность трактовок социокультурными эталонами, приоритет личных достижений и стремление к признанию в обществе, подчиненность идее или конкретно-практическим задачам.

Субъективные трактовки содержали не только индивидуальные смыслы, но и общие универсальные, объективно существующие в сознании смыслы развития. Каждый раз, проводя тестирование на новой выборке, мы получали первые ассоциации все тех же лестниц, кругов, стрел, деревьев, космоса и т. д. Эта устойчивая повторяемость и однозначность рисунков привела нас к объяснительной гипотезе об архетипичности этих символов.

Сравнительный анализ современных характеристик символов полученного тестового набора и их мифологических аналогов стал основным методом в проверке этой гипотезы. В качестве примера приведем общие смыслы развития, заложенные в символе Лестница.

В мифологии символ «лестница» связывается со ступенчатым восхождением к просветлению, к тайнам знания или к небесам. Количество ступеней имеет самостоятельный смысл, в разных культурах оно различно и связано с жизненным циклом.

Многие исследователи представляли развитие (цивилизации, филогенеза, онтогене-

за, идеи) в виде лестницы. Основным принципом развития у Аристотеля была «Лестница существ». Для Гегеля каждое истинное знание должно быть обосновано и достигнуто через ряд необходимых ступеней. Нужна некая лестница для восхождения к истине. Его главный труд «Феноменология духа» прорисовывает ступени этой лестницы. Гете тоже высказывал мысль о ступенчатом становлении.

Как сочетаются общие и индивидуальные смыслы в трактовках наших респондентов?

«Постепенный путь: детский сад, школа, институт, замужество, ребенок, внуки, старость» (44 года, кассир);

«Обычный путь развития, неинтересно» (22 года, студент-дизайнер);

«Взросление человека: из младенца в мужчину» (19 лет, студент-культуролог);

«Детерминированность. Последовательное однообразное развитие. Нетворческое» (21 год, студентка-психолог);

«Иерархия чинов, восхождение по службе. Перескочить невозможно» (40 лет, военнослужащий-музыкант);

«Обычный заурядный путь развития. Как у всех» (19 лет, студент-экономист);

«В лестнице — этапность, последовательность. Мне не свойственно по ступеням. Но это то, к чему я стараюсь стремиться, хотя у меня не получается» (28 лет, программист);

«Лестница — какая-то карьерная поступь. Хотя здесь ничего плохого и нет, но почему-то мне не нравится лестница, какая-то бескомпромиссность в ней. Возможно, из-за острых углов» (37 лет, пианистка);

«Постепенно, упорно вверх» (35 лет, женщина-юрист);

«Лестница — какой-то карьеризм, скучно, топаешь, топаешь — тоска» (45 лет, психотерапевт);

«Эта карточка мне приятна. Лестница — подъем куда-то, хотя бы по ступенечкам, пусть медленно, делая иногда вздох, перерыв какой-то. Наверно, это более свойственно моему характеру. Я не могу бесконечно взлетать, для меня совершенно необходимо

сделать какой-то шаг, остановиться и оглядеться — где я, что со мной, правильно ли я сделала. Потом сделать еще один подъем» (42 года, женщина-кинорежиссер).

Во всех приведенных трактовках наряду с субъективными смыслами проступает общий архетипический смысл — универсальная стратегия ступенчатого восхождения, поэтапности развития, постепенности становления, заложенная изначально в символе «лестница». Каждому символу тестового набора был найден мифологический аналог. Параллели между современными трактовками символов и их мифологическими аналогами указывают на существующий в структуре сознания уровень общих и индивидуальных смыслов, связанных с представлением о развитии. Как в символе, так и в значении понятия (в нашем случае — «развитие») заложена универсальная функция обобщения, благодаря которой значение представляет собой объективно сложившуюся систему связей, одинаковую для всех носителей языка и отражающую совокупный культурно-исторический опыт всего человечества. Под личностным смыслом в психологии понимается индивидуальное значение, выделенное из этой объективной системы связей, по известному выражению А. Н. Леонтьева, «значение значений». Общие и индивидуальные смыслы, связанные с представлением о развитии, составляют единое семантическое пространство понятия «развитие». В контексте нашего исследования понятие «стратегия развития» отражает общий смысл, заложенный в идее каждого символа развития: в символе «лестница» — идея ступенчатого становления; в символе «стрела» — целенаправленность, динамизм, необратимость времени и изменений; в символе «спираль вверх» — идея диалектического развития, в символе «круг с расходящимися стрелами из центра» — идея разнонаправленного развития и т. д. Каждая идея содержит свой набор качеств, отражающих процесс развития, — направленность (прямолинейность, зигзагообразность, восходящее, раскручивающееся движение); форму

(лестница, стрела, уровни, спираль, круг), характер изменений (количественные и качественные), динамику изменений (медленно, стремительно, постепенно, скачками). Эти характеристики раскрывают содержательный спектр объективной семантики понятия «развитие», являются фундаментальным основанием в смысловой иерархии семантического поля этого понятия. Субъективные смыслы расширяют стержневой семантический спектр каждой идеи развития и образуют индивидуальный уровень в иерархической структуре смыслов, связанных с понятием «развитие». Выбирая предпочтительный символ развития, человек неосознанно или сознательно выделяет доминирующую стратегию развития как ориентир в личностном процессе развития, наиболее адекватный его когнитивным и ценностномотивационным особенностям, его Я-кон-цепции и субъективному опыту.

Перед нами встала задача создать методику, которая, с одной стороны, могла бы диагностировать стратегии развития, при этом максимально учитывая индивидуальность испытуемого. С другой стороны, эта методика должна быть психометрически выдержана в традициях стандартных современных тестов.

Создание такой методики — это вопрос методологии современной науки. «Любая стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования снижает тонкую диагностику личностных характеристик. Если исследователю интересна личность и он пытается ухватить все индивидуальные особенности этой личности, весь их спектр — в этом случае он обращается к методам, гарантирующим полную свободу творческих проявлений этой личности. К сожалению, научиться работать со столь многообразным и хаотичным материалом очень непросто. Число переменных увеличивается многократно, а их связи не всегда предсказуемы. Вся тестология на уровне опросников — это в большей степени обращение к сознательному слою психики, когда на конкретный вопрос надо ответить — да или

нет. Для диагностики бессознательного и сознательного в психике нужен некий средний путь, который бы в равной мере выявлял как бессознательные смыслы глубинных семантических структур, так и сознательные личностные смыслы в структуре индивидуального сознания»2.

В соответствии с этой задачей мы решили использовать метод субъективного шкалирования, который лег в основу создания методики «Личностные установки развития» (ЛУР). Шкалы были выделены из массива данных, полученных на материале исследований по методике ССР. В качестве стимулов были взяты символы логического ряда, которые оценивались испытуемыми в отношении доминантности шкал. Вся корреляционная матрица данных по каждой из восьми шкал списка была подвергнута процедуре факторного анализа, который показал наличие двух факторов. Первый фактор мы назвали иррациональным, когда оценивание символов происходит на чувственно-интуитивном уровне, связано со своим внутренним Я, самооценкой, с эмоциональным фоном, отражающими коннотативный аспект значения понятия «развитие». Второй фактор мы назвали рациональным, оценивание связано с интеллектуальным рассуждением, социальными мотивами, соотнесением символа с картиной развития современного общества и отражает денотативный аспект значения понятия «развитие».

Наличие амбивалентных отношений к одним и тем же символам и распадение на классы (класс, который принимает этот символ, класс, который не принимает) указывало на существование типологических структур, которые стоят над общестатистическими средними нормами. Учет и выделение этих структур был осуществлен в рамках Системы психологических типов Н. Л. Нагибиной, которая строится на тех же факторах — рациональность и иррациональность.

Выделенные рациональные, иррациональные и смешанные (рационально-иррациональные) стратегии развития подтверждают основное положение Системы психологиче-

ских типов Н. Нагибиной о том, что существуют три способа познания мира — с доминантной рациональностью, с доминантной иррациональностью и равносильной рациональностью — иррациональностью.

Выделенные особенности ценностно-мотивационной сферы, связанной с представлением о развитии, соответствуют доминирующим ценностям в Системе Н. Л. Нагибиной.

1-я группа — любовь, единение с миром, обращенность к человеку с его возможностями, к обществу, проповедничество гражданских идей. Социокультурные эталоны через научение и воспитание становятся доминирующими в развитии.

2-я группа — игра, удовольствие, авантюризм. Все развитие рассматривается в свете собственных достижений и положения в обществе.

3-я группа — лидерство, власть, стремление к общности. Доминирующий принцип развития — стремление к совершенной ис-полненности, Абсолюту — через борьбу и преодоление.

4-я группа — познание устройства вселенной и законов ее развития, мировая гармония. В развитии важны перспектива, вера в абсолютные ценности, учет всех составляющих, опора на базовые знания и уровни.

Описание связи когнитивных и ценностно-мотивационных характеристик с индивидуальными значениями и смыслами, связанными с представлением о развитии, подтверждало основную гипотезу исследования: существует связь особенностей семантики понятия «развитие» с психологическим типом личности.

Заключение

К. Юнг писал: «Попытки человеческого духа создать типологию и тем самым внести порядок в хаос индивидуального — можно сказать с уверенностью — уходят корнями в древность. Наши современные попытки создания типологии отнюдь не есть что-то новое и небывалое, если уж совесть ученого не позволяет нам вернуться на эти старые, интуитивные пути. Мы должны найти

свое собственное решение этой проблемы, решение, которое удовлетворяло бы запросам науки»3. Через систему индивидуальных значений и смыслов конкретного человека нам удалось выявить семантические связи основных элементов смыслового пространства понятия «развитие», установить иерархию общего, типологического, индивидуального в структуре современного сознания, связанную с представлением о развитии, показать наличие двух ключевых факторов — рационального и иррационального, описать особенности семантики понятия «развитие» у различных психологических типов личности на основании соотношения и направленности (на мир или на Я) рационального и иррационального компонентов психики.

Двенадцать типологических вариантов особенностей семантики понятия «развитие» указывают на то, что именно типологическое в иерарархической структуре семантического пространства понятия «развитие» служит своеобразным мостом между общим и индивидуальным, помогает упорядочить «хаос индивидуального», опираясь на универсальное общечеловеческое.

1 Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. М., 2000. С. 57.

2 Нагибина Н. Л., Грекова Т. Н. Психологические типы. Системный подход. Стратегии развития. М., 2002. С. 103.

3 Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.