Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕНИРОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPORT / PHYSICAL CULTURE / TRAINING / PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якунин Н.И.

В статье рассматриваются вопросы связанные с психологией спорта и ее технологиями. Современные спортсмены очень загружены, ведь они выполняют большой объём работы: нужно развивать силу, быстроту и выносливость, совершенствовать технику, тактику, и по этой причине кажется, что просто нет возможности уделять внимание ещё и психологической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якунин Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN SPORT

In article the questions connected with psychology of sport and its technologies are considered. Modern athletes are very loaded, they carry out the large volume of work: it is necessary to develop force, speed and endurance, to improve the equipment, tactics, and for this reason it seems that just there is no opportunity to pay attention also psychological preparation.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ»

УДК 796

Якунин Н.И. преподаватель кафедра физической подготовки

Ярославское высшее военного училище противовоздушной обороны»

Министерство обороны Российской Федерации

Россия, г. Ярославль ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы связанные с психологией спорта и ее технологиями. Современные спортсмены очень загружены, ведь они выполняют большой объём работы: нужно развивать силу, быстроту и выносливость, совершенствовать технику, тактику, и по этой причине кажется, что просто нет возможности уделять внимание ещё и психологической подготовке.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, тренировка, психологические технологии.

Yakunin N.I.

teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of

the Russian Federation Russia, Yaroslavl PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN SPORT

Summary:

In article the questions connected with psychology of sport and its technologies are considered. Modern athletes are very loaded, they carry out the large volume of work: it is necessary to develop force, speed and endurance, to improve the equipment, tactics, and for this reason it seems that just there is no opportunity to pay attention also psychological preparation.

Keywords: sport, physical culture, training, psychological technologies.

Не достаточно только подготовиться к соревнованию, и быть в наилучшей форме, нужно ещё и суметь реализовать свои силы и достичь поставленных целей, то есть - важно победить. А для этого нужны не только выносливость, сила и быстрота, но и уверенность в своих силах, способность сконцентрироваться на том, что действительно важно, умение регулировать уровень напряжения, сохранять самообладание в сложных ситуациях, готовность бороться до самого финиша. Конечно, все эти качества и развиваются в спортивной деятельности - например, напряжённые тренировки способствуют формированию спортивного характера, а набранная хорошая спортивная форма вселяет уверенность. Тем не менее, не всегда этого достаточно (по нескольким причинам):

• На соревнованиях всегда выше ответственность

• Обстановка соревнований отличается от обстановки на тренировках

• Что-то может пойти не по плану, всегда есть неопределённость

• Существуют и другие причины (каждый раз разные)

Однако, основная причина: В любой тренировке важно знать цель,

понимать, чего хочешь добиться и какими средствами. То же относится и к психологической подготовке - если нет целенаправленной подготовки, то и результат будет случайным.

Чтобы результаты упорных тренировок были реализованы на соревнованиях, нужно знать, что делать в каждом конкретном случае:

Что делать, если перед стартом мешает излишнее волнение?

На чём концентрироваться перед стартом?

Как сохранять уверенность, когда соревнуешься с сильными спортсменами?

Было бы очень просто, если бы на эти и подобные вопросы были ответы, которые подошли бы всем. Однако, все люди разные, кроме того, ситуации в спорте тоже отличаются, и то, что работает в одной ситуации для одного человека, может не подойти другому (или для его ситуации). Но не стоит отчаиваться [2]. Также, как каждый спортсмен осваивает спортивную технику, и затем использует ее, учитывая стоящие перед ним задачи и свои сильные стороны, можно поступать и с психологическими навыками и способностями.

Психологи, специализирующиеся в области «спортивная психология», большое внимание уделяют разработке системы психологического обеспечения тренировочного и соревновательного процессов. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований осуществляется специалистами-психологами, а при их отсутствии - непосредственно тренерами. Надо различать психологическое обеспечение тренировочного процесса и соревновательного, как две различные, но - друг друга дополняющие, составные части единого процесса [4]. Причём, психологическое обеспечение может быть рассчитано не только на работу со спортсменами, но и с тренерами, а также - с командами в целом.

В некоторых случаях может оказаться достаточным любое сочетание следующих методов: психологическая консультация, непосредственно консультирование, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, обучение психологическому самоконтролю, обучение психологической саморегуляции и т.д. Комплекс всех этих методов в их оптимальном соотношении и индивидуальности в каждом конкретном случае как раз и представляет собой диапазон психологического взаимодействия.

В случае работы со спортсменами этот диапазон базируется на личностно-субъективных компонентах структуры конкретной личности, а в случае работы с командой - на знании исторических, ролевых, лидерских и других базисных составляющих существования и возможностей роста этой

команды.

Спортивная психология выделяет следующие задачи психологического обеспечения, как тренировочного, так и соревновательного процесса (психологическое консультирование спортсменов):

• повышение и поддержание мотивационного фона, с целью улучшения результатов спортивных выступлений.

• усиление психологической устойчивости, как отдельных индивидуумов, так и связей в цепочках «тренер-спортсмен», «тренер-команда», «тренер-лидер» и т.д.

• формирование устойчивых навыков в научении спортсменов и тренеров достигать максимального возможного результата на тренировках, и приведение себя в состояние готовности (как на тренировке) во время соревновательных действий.

Становится очевидной цель психологического обеспечения тренировочно-соревновательной деятельности в психологии спорта, а именно: повышение положительной стабильности, повышение максимально высоких результатов. Формой конструктива психологического обеспечения может стать: отвлечение, концентрация, торможение, погашение и др.

Специалисты в области «спортивная психология» выделяют следующие функции процесса психологического обеспечения: образовательная, стимулирующая, поддерживающая, нейтрализующая, коммуникативная, защищающая, нормализующая, провоцирующая, адаптационная [1].

Направленность психологического обеспечения тренировочного и соревновательного процесса ориентирована в первую очередь на оптимизацию соотношения психологических качеств, физических качеств, тактической подготовки и командных действий.

Можно предположить, что многократное моделирование экстремальных ситуаций соревновательного характера является одним из способов психологического обеспечения. Более того, целенаправленное планирование психологического обеспечения в целом спортивной деятельности и отдельных его временных элементов (например, УТС, сборы, межсезонный период, предсоревновательный, соревновательный этапы), -является важнейшей составной частью учебных и учебно-тренировочных планов, и - подлежит включению в календарные графики как в виде отдельных, так и комплексных мероприятий [3]. Большое значение в процессе психологического обеспечения приобретает диагностирование. Его могут проводить специалисты последующим направлениям: при непосредственной беседе, с помощью тестирования, с помощью контроля за психоэмоциональным состоянием (АД, ЧСС, тремор, проба Ромберга и др.).

В настоящее время на помощь специалистам в области «спортивная психология» в этом вопросе смогут прийти специальные приборы,

сигнализирующие о готовности-неготовности к старту. Этот вопрос, наряду с работой антидопинговых лабораторий, стоит на первых рубежах технологического и информационного уровня развития спортивной деятельности в мире. Именно этим обусловливается широкое привлечение медиков и психологов в комплексные научные группы по подготовке команд и спортсменов, а также передачу всей спортивно-медицинской науки в Федеральное медико-биологическое Агентство РФ (ФМБА России), которое обеспечивает прохождение членами сборных команд углубленного медицинского обследования (УМО) и текущий контроль за состоянием спортсменов. Во время УМО проводятся, в том числе, и - психотестирующие обследования, позволяющие косвенно контролировать психоэмоциональное состояние спортсмена, и - вовремя его корректировать.

Видимо, следует вернуться к постановке темы статьи о тренировочной и соревновательной основах психологического обеспечения спортивной деятельности в рамках направления «психология спорта». Говоря о тренировочной составляющей процесса, можно определить основные отличительные его составляющие: регулярность, подготовительный характер, необходимость мотивирования и поддержки в случаях отрицательных эмоциональных проявлений, необходимость показывать максимальный результат, даже не находясь на «пике формы».

В этой связи возникает необходимость психокоррекционной работы - и до, и после, и - во время тренировок, и даже - между ними. Сложность задачи спортивного психолога определяет плотность графика психологического обеспечения. А конкретные сбои и сиюминутные слабости - добавляют в этот режим необходимость дополнительной психологической работы, чтобы не просмотреть моменты надрыва, чтобы вовремя его нейтрализовать, скорректировать, а также дать возможность - его отодвинуть и - забыть [6].

Большой опыт работы в качестве тренера подсказывает мне: ещё в самом начале работы со спортсменом: что получится из этого мальчика или девочки - стабильный, или - психологически неустойчивый спортсмен. Причём, в обоих случаях - можно добиться улучшения работы, только методы работы нужно применять разные. Более того, сформировался определённый взгляд на целесообразность занятий этим видом спорта с этим конкретным человеком, обладающим этим типом темперамента (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики и смежные), и - конкретными чертами характера. Речь не идёт о массовом спорте, т.к. здесь - места хватит всем. Эти рассуждения применимы для спорта высших достижений, когда речь идёт о биатлонистке А. Богамей-Титовец, отлично стреляющей, но - бегущей на лыжах чуть медленнее остальных. Можно привести примеры, когда Чемпион Мира по скалолазанию, Салават Ахметов (г. Уфа) стал абсолютно лучшим в одном из видов скалолазания, соответствующем его характеру. Существуют объективные реалии современного спортивного мира, где не только набор красных и белых мышечных волокон - определяет вид спорта, в котором можно стать лидером, но и набор личностных эмоционально-

психологических качеств может стать либо трамплином, либо - барьером, для того, или иного спортсмена.

Спортивные психологи (специалисты в области «спортивная психология») утверждают, что основой диагностики психоэмоционального состояния спортсмена (и - на тренировках, и - во время соревнований) может стать пульсометрия и контроль за ЧСС. Для каждого человека имеется определённый диапазон максимальных возможностей. В зависимости от вида спорта и типа темперамента (характера) ЧСС предельного максимума может различаться от 140 до 180 ударов в минуту. Самоконтроль спортсменов и контроль за ЧСС, за тремором, за АД, - могут дать дополнительные «козыри» в работе тренеров и психологов. Из этого следует, что необходимость получения первичных знаний по обозначенной тематике тренерами -очевидна [5]. Хотя, «винегрет», каковым является тренер, должен быть «вкусным», и - не важно - какой ингредиент в нём является основным.

Таким образом, бесспорным является условие активного сотрудничества тренера со специалистами по спортивной медицине, спортивному обеспечению и спортивными психологами, которых необходимо профессионально готовить в специализированных учебных заведениях, постоянно внося актуальные коррективы в их подготовку.

Использованные источники:

1. Закономерности психологии физического воспитания / Н.А. Воронов // Молодежный научный вестник. 2018. № 7 (32). С. 30-32.

2. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, Инфра-М. 2010. - 336 с.

3. Использование психологических технологий в спорте / Н.А. Воронов // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 13 (54). С. 27-28.

4. Методические аспекты формирования специальных физических качеств у студентов / Ю.П. Шарков, А.В. Борисов, А.В. Буриков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). С. 176-178

5. Специфика психологии спорта: Учебно-методическое пособие / Л.К. Серова // СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб. 2003. - 49 с.

6. Формирование психологической устойчивости к действиям в экстремальных условиях / А.В. Буриков // Международный научный журнал. Педагогика & Психология. Теория и практика. № 3 (17). Волгоград. 2018. С. 56-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.