Л. Р. Хаярова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: склонность к употреблению наркотиков, экспериментирование психоактивными веществами, социально-психологическая дезадаптация, популяционный скрининг, иммунохроматографический тест, медико-социальная реабилитация, социальнопсихологическая коррекция.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в вузе сегодня является профилактика наркозависимого поведения в среде студенческой молодежи. В предлагаемой статье рассматриваются психологические технологии профилактики, реализованные со студентами Казанского государственного технологического университета.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в вузе сегодня является профилактика наркозависимого поведения в студенческой среде. В этой связи важным направлением деятельности Социально-психологического центра Казанского государственного технологического университета является социально-педагогическая работа со студенческой молодежью, направленная на выявление факторов, негативно влияющих на нравственное, психологическое и физическое здоровье и проведение профилактических мероприятий, направленных на его сохранение. В соавторстве со специалистами Центра нами была разработана и реализована программа медико-социальных, социальнопедагогических и психологических мер по выявлению в среде студенческой молодежи КГТУ лиц, склонных, имеющих опыт экспериментирования и употребляющих наркотические вещества, с целью дальнейшей медико-социальной реабилитации и социальнопсихологической коррекции неадаптивных моделей поведения. Таким образом, разработанная программа включает в себя меры первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании и предполагает работу как со студентами, представляющими группу риска, так и со студентами, имеющими опыт употребления наркотических веществ.
Программа была составлена в соответствии с Программой профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи в Республике Татарстан на 20022005 гг. и была заявлена на Республиканский конкурс «Разработка и реализация программ и проектов, направленных на профилактику наркомании для различных групп населения, современных методов лечения и реабилитации больных наркоманией в РТ», организованный Управлением Госнаркоконтроля РФ по РТ. Разработанная в соавторстве Программа была признана одной из лучших и получила финансирование со стороны Управления Госнарко-контроля РФ по РТ. Профилактическая программа была реализована в работе со студентами Казанского государственного технологического университета в течение учебного года.
В мероприятиях по реализации профилактической программы приняли участие студенты, испытывающие трудности в социально-психологической адаптации. С этой целью из 300 студентов технических факультетов методом популяционного скрининга были отобраны:
• студенты с признаками социально-психологической дезадаптации (77 человек);
• студенты с признаками патологической адаптации (66 человек), среди них - 36
человек с соматическим компонентом, 30 - с поведенческим компонентом.
Патологическая адаптация выявлялась посредством известного теста «Клиническая шкала депрессивных проявлений». Результаты теста группируются в девять основных и три обобщенные шкалы, которые выявляют отдельные проявления личностной психопатологии:
1 шкала (SOM) - «Соматизация»;
2 шкала (OS) - «Обсессивная компульсивность»;
3 шкала (INT) - «Межличностная тревожность»;
4 шкала (DEP) - «Депрессивность»;
5 шкала (ANX) - «Тревожность»;
6 шкала (HOS) - «Враждебность»;
7 шкала (PHOB) - «Фобии»;
8 шкала (PAR) - «Паранойальность»;
9 шкала (PSY) - «Психотизм»;
Общий балл - индекс (GSI);
Индекс проявления симптоматики (PSI);
Индекс выраженности дистресса (PDSI).
На связь социально-психологической дезадаптации и склонности к употреблению наркотиков указывают многие авторы, исследующие проблемы наркозависимого поведения. В частности, в работе Г.И.Семикина высказывается мнение о том, что «обучение в вузе сопряжено с интеллектуальными и психосоматическими перегрузками, обусловленными обстоятельствами «образовательного прессинга» и дефицитом времени, что .... часто является причиной психосоциальной дезадаптации. Последняя, в свою очередь, может приводить к депрессивным состояниям, асоциальным поступкам (в том числе к алкоголизму и наркомании) и даже к суицидам».
Социально-психологическая дезадаптация, которую показали результаты скрининга (85 человек) представляет собой состояние астенизации, которое характеризуется ощущениями слабости, упадка сил, головными болями, нарушениями сна, болями и неприятными ощущениями в теле, раздражительностью, быстрой утомляемостью. Описанные состояния у студентов в начале учебного года носят, скорее всего, временный характер, так как в этот период студенты проходят через естественный процесс адаптации к студенческой жизни.
Поэтому акцент в работе был перенесен на группу студентов, показавших нарушения адаптационного механизма (66 человек). Эта группа разделилась на две подгруппы, в одну из которых вошли студенты с патологической адаптацией, протекающей с переходом на соматический уровень (36 человек). В другую группу вошли студенты, у которых были выявлены поведенческие нарушения (30 человек).
Всем студентам, у которых по результатам тестирования выявлены нарушения адаптации, были рекомендованы и созданы условия для прохождения курса поддерживающей терапии в студенческом профилактории КГТУ. Выполнение этих рекомендаций контролировалось Учебно-воспитательным управлением и деканатами факультетов, принимавших участие в профилактической работе.
Со студентами, показавшими нарушения адаптации (66 человек), был проведен им-мунохроматографический тест (с использованием стрип-полосок), выявляющий наличие в моче продуктов распада психоактивных веществ. Тестирование с помощью стрип-полосок не выявило среди студентов лиц, употребляющих наркотики. Поэтому запланированные реабилитационные мероприятия со студентами, употребляющими наркотики, потеряли свою актуальность.
Однако индивидуальные консультации психолога, проведенные с представителями
экспериментальной группы студентов, показали, что отдельные студенты имеют опыт «разового» употребления наркотиков. Основываясь на этих данных и данных клинического теста, мы сочли необходимым провести с данной группой студентов профилактическую психокоррекционную работу.
Все студенты, испытывающие нарушения адаптации, приняли участие в тренинге по телесноориентированной терапии (66 человек). В дальнейшем, в соответствии со спецификой проявления дезадаптации, студенты с соматическими нарушениями (36 человек) приняли участие в экзистенциальном (смысложизненном) тренинге, а студенты с поведенческими нарушениями (30 человек) были привлечены к участию в тренинге прогнозирования поведения. Эти тренинги рекомендованы специалистами как эффективные мероприятия по профилактике наркомании в молодежной среде.
По окончании профилактических мероприятий, с целью оценки эффективности проведенной работы, студенты вновь были продиагностированы с помощью теста «Клиническая шкала депрессивных проявлений». Между 1-м и 2-м тестированиями прошел ровно год. В тестировании приняли участие 66 человек.
По результатам диагностики экспериментальной группы наибольшие изменения в сторону снижения (улучшения результатов) претерпели показатели следующих шкал:
• соматизации (SOM) - у 85,4% студентов;
• тревожности (INT) - у 89,6% студентов;
• депрессивности (DEP) - у 87,5% студентов;
• враждебности (HOS) - у 77,0% студентов;
• психотизма (PSY) - у 85,4% студентов.
В обобщенном виде изменения выраженности симптомов нашли отражение в снижении индекса проявления симптоматики (PSI) - у 86,9% студентов, индекса выраженности дистресса (PDSI) - у 93,7% участников. Результаты тестирования исследуемой группы представлены в графическом виде (рис. 1).
'Зкспержнентальнаа гр уппл
■ +
*
/
—«— X ср. до ■ -X ср.после
^ v /ч * *
Ч V /
4 V
I 1 1 1 1 I I 1 1 1
Рис. 1 - Результаты диагностики экспериментальной группы до и после тренингов
Достоверность произошедших изменений проверялась с использованием ^критерия Стьюдента. Оказалось, что изменения на уровне достоверности в сторону улучшения произошли по всем шкалам.
По результатам проведенной профилактической работы можно сделать следующие выводы. Использование иммунохроматографического метода диагностики не позволило выявить студентов, экспериментирующих с наркотиками. Однако, благодаря опроснику «Клиническая шкала депрессивных проявлений», была выявлена группа риска - студенты, показавшие признаки патологической адаптации (66 человек), из них 36 человек - с соматическим компонентом, 30 - с поведенческим. Это означает, что при определенных жизненных обстоятельствах студенты, входящие в эту группу, могут использовать наркотики как средство для разрешения жизненных и внутриличностных проблем.
Таблица 1 - Сравнение значений по результатам 1-го и 2-го тестирования в экспериментальной группе
БОМ СО О н ББР лкх НОБ РНОВ РАЯ РБУ нч 00 о РББТ нч 00 Рч
Хср.
до тренинга 0,68 0,86 0,95 0,76 0,66 0,8 0,38 0,9 0,49 0,7 1,55 39,2
Хср. после тренинга Уровень 0,26 0,31 0,34 0,28 0,17 0,34 0,1 0,33 0,11 0,24 1,02 16,3
достовер- Р= Р= Р= Р= Р= Р= Р= Р= Р= Р= Р= Р=
ности изменений 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Психокоррекционная работа со студентами осуществлялась в форме социальнопсихологического тренинга. В ходе психокоррекционной работы студенты приобрели умения ставить жизненные цели, прогнозировать свое поведение, справляться со стрессами. Тренинговые занятия способствовали также размышлениям о смысле жизни, смерти и ценности собственной жизни. Результаты повторной психодиагностики у студентов данной группы выявили снижение показателей по всем шкалам опросника, что свидетельствует о повышении уровня социально-психологической адаптации, об улучшении психологического самочувствия участников профилактической деятельности.
Таким образом, результаты разработанной и реализованной программы медикосоциальных, социально-педагогических и психологических мер по выявлению в среде студенческой молодежи КГТУ лиц, склонных, имеющих опыт экспериментирования и употребляющих наркотические вещества, с целью дальнейшей медико-социальной реабилитации и социально-психологической коррекции моделей поведения, позволяют говорить об эффективности проделанной работы, направленной на профилактику и повышение устойчивости к употреблению наркотических веществ, снижение риска формирования наркоза-висимого поведения в среде студенческой молодежи.
© Л. Р. Хаярова - ст. препод. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected].