Научная статья на тему 'Социально-психологический аспект профилактики наркомании в студенческой среде'

Социально-психологический аспект профилактики наркомании в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
722
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хаярова Л. Р.

Разработана и реализована программа первичной профилактики наркомании в студенческой среде. Содержание программы направлено на развитие тех ресурсов личности молодого человека, дефицит которых способен привести к формированию наркозависимого поведения. Это: социальная компетентность, расширение представлений о себе, возможностях и ограничениях своей личности, осознание смысла и ценностей собственной жизни, развитие жизненных целей, умение принимать и оказывать психологическую поддержку, формирование навыков уверенного поведения, способного противостоять давлению среды. Работа проводилась со студентами первого и второго курсов КГТУ в форме социально-психологических тренингов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический аспект профилактики наркомании в студенческой среде»

Л. Р. Хаярова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Разработана и реализована программа первичной профилактики наркомании в студенческой среде. Содержание программы направлено на развитие тех ресурсов личности молодого человека, дефицит которых способен привести к формированию наркозависимого поведения. Это: социальная компетентность, расширение представлений о себе, возможностях и ограничениях своей личности, осознание смысла и ценностей собственной жизни, развитие жизненных целей, умение принимать и оказывать психологическую поддержку, формирование навыков уверенного поведения, способного противостоять давлению среды. Работа проводилась со студентами первого и второго курсов КГТУ в форме социально-психологических тренингов.

Бурные изменения, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, привели к тому, что молодое поколение России переживает кризисную социальнопсихологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормы и ценности жизни. Новые ценности не сформированы. В этих условиях молодежь утрачивает нравственные ориентиры, цели и ценности жизни и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы ей разрешать внешние и внутренние конфликты, не прибегая к алкоголю и наркотикам.

Студенческая молодежь, особенно первокурсники, представляют собой потенциальную группу риска. Новые условия жизни и обучения, новое социальное окружение, зачастую отрыв от родительской опеки и контроля, отсутствие в этой связи психологической поддержки, способны вызвать дезадаптацию и подтолкнуть молодых людей в сложных жизненных ситуациях к деструктивным формам поведения: к употреблению алкоголя и наркотиков.

На наш взгляд, предотвратить подобные явления можно мерами первичной профилактики, в частности, оказывая помощь молодым людям в осознании целей и ценностей собственной жизни, ответственности за собственные выборы, а также в приобретении жизненно важных умений и навыков, которые позволили бы им сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни. Существующая система образования и воспитания не обеспечивает молодое поколение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Все это приводит к необходимости разработки нового подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из направлений которого является разработка и внедрение профилактических программ нового поколения, направленных на обучение технике и искусству жизни.

С этой целью нами разработана и реализована программа содействия социальнопсихологической адаптации студенческой молодежи, которую мы рассматриваем как аспект первичной профилактики наркомании. Программа направлена на развитие тех ресурсов личности молодого человека, дефицит которых способен привести к формированию наркозависимого поведения. Это: социальная компетентность, умение выражать свои чувства и различать проявления чувств другого человека, умение находить, принимать и ока-

зывать психологическую поддержку; расширение представлений о себе, ресурсах и ограничениях своей личности; осознание целей и ценностей собственной жизни; умение ставить жизненные цели в соответствии со своими возможностями; умение принимать на себя ответственность за свою жизнь; формирование навыков уверенного поведения, способного противостоять давлению среды; формирование успешных стратегий преодоления проблемных и стрессовых ситуаций.

Работа проводилась в форме социально-психологических тренингов, в ходе которых происходит активное научение новым формам поведения, расширение представлений о себе, осознание барьеров личностного роста.

Профилактическая программа осуществлялась поэтапно. На первом этапе усилия тренеров были направлены на формирование социальной компетентности, развитие коммуникативных навыков, раскрытие творческого потенциала молодого человека, расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. На втором этапе осуществлялась работа с личностью молодого человека на уровне смысла и ценностей жизни и была направлена на развитие жизненных целей, осознание ценностей собственной жизни, формирование навыков уверенного поведения, умений разрешать проблемы, контролировать свою жизнь, нести за нее ответственность.

Реализация первого этапа профилактической программы

Первый этап программы первичной профилактики наркомании был реализован в 2002г. В профилактической работе приняли участие студенты первого и второго курсов Казанского государственного технологического университета. По запросу администрации факультета легкой промышленности для участия в программе были отобраны студенты трех учебных групп: гр.7240, гр.7250, гр.7260, а также группа факультета управления и автоматизации 8251. Кроме того, в профилактической работе приняли участие студенты КГТУ, проживающие в общежитиях №3 и №4, с которыми работа проводилась во вне-учебное время. В целом на первом этапе профилактической работы было задействовано 100 человек.

С целью составления социально-психологического портрета студента первого курса и выявления отношения к наркотикам был проведен анкетный опрос названных групп. Результаты опроса показали, что студенты осознают всю серьезность проблемы, связанной с увеличением объема потребления наркотиков в молодежной среде, осознают, что наркотики представляет смертельную угрозу для жизни человека.

На первом этапе профилактической работы студенты приняли участие в тренингах развития коммуникативных навыков, креативности, управления стрессом. С целью изучения исходных личностных характеристик первокурсника, оказывающих влияние на успешность адаптации к новым условиям жизни и обучения в вузе, исследовались такие характеристики как:

1. эмоциональное состояние;

2. коммуникативные способности, организаторские способности;

3. тревожность;

4. творческие способности;

5. Я-концепция

Анализ результатов первичного тестирования студентов показал, что на момент начала профилактической работы эмоциональное состояние у 56% испытуемых от общего числа участников было зафиксировано как состояние стресса и дискомфорта. При этом 36% опрошенных показали повышенный и высокий уровень тревожности. В результате

участия в тренингах, эмоциональное состояние и показатели тревожности студентов претерпели позитивные изменения. Так, в целом эмоциональное состояние стало комфортным у 31% опрошенных, а показатели тревожности снизились у 40,4% участников.

Наиболее выраженные изменения претерпели показатели тревожности в сторону ее снижения. Это связано с тем, что работа в группе способствует внутреннему раскрепощению, снятию определенных комплексов и защит, расширяет представления о себе, ресурсах своей личности, делает отношения между участниками группы более доверительными. В конечном счете, это приводит к повышению стрессоустойчивости и адаптивности молодых людей к новым условиям жизни и требованиям системы обучения в вузе, что снижает риск деза-даптивных форм поведения, таких как ранний алкоголизм и употребление наркотиков.

Претерпели изменения в ходе психокоррекционной работы и показатели коммуникативных и организаторских способностей. Так, повышение уровня коммуникативных способностей показали 34% от общего числа участников эксперимента. Организаторские способности возросли у 58,5% опрошенных. Это может свидетельствовать, на наш взгляд, о произошедшем личностном росте, который находит свое выражение в умении контролировать свое поведение, самоорганизоваться «изнутри» с целью достижения поставленных целей. А это свидетельствует, в первую очередь, о более глубоком осознании целей и ценностей своей жизни. Менее выраженный рост показателей коммуникативных способностей наводит на размышления о том, что осознание коммуникативной компетентности требует более длительного времени и подтверждения на практике.

Выводы по результатам реализации первой ступени программы

1. В результате обучающей, психокоррекционной работы произошли следующие изменения в личности студента:

- организаторские способности возросли у 58,5% участников;

- коммуникативные умения улучшились у 34% участников;

- эмоциональное состояние стало комфортным у 31% участников;

- тревожность снизилась у 40,4% участников.

Это свидетельствует, на наш взгляд, о повышении стрессоустойчивости и адаптивности молодых людей к новым условиям жизни и обучения, что позволит снизить риск де-задаптивных форм поведения, проявляющихся, в частности, в употреблении наркотиков.

В целом результаты повторной психодиагностики показывают позитивные изменения, произошедшие в самосознании, самоощущении и практических навыках участников проведенного эксперимента и позволяют рассчитывать на еще более выраженные положительные результаты в ходе осуществления второго этапа программы.

2. С целью оценки эффективности проведенной работы, студентам было предложено ответить на следующие вопросы.

1) «Что Вы ожидали получить в результате тренинга?», на который большинство студентов ответили, что:

• «Рассчитывали больше узнать о себе»;

• «Хотели пообщаться, больше узнать о своих одногруппниках»;

• «Хотели узнать о том, что -хорошо, а что- плохо» и т. п.

2) «Что Вы получили в результате тренинга?», на который большинство участников ответили:

• «Стал лучше понимать себя»

• «Узнал отношение своих одногруппников к серьезным и важным жизненным вопросам»

• «Стал больше доверять своим товарищам»;

• «Увидел, что в группе есть много интересных людей» и т. п.

3) Отвечая на вопрос «Чему Вы хотели бы еще научиться в тренинге?», большинство студентов, кроме всего прочего, отметили, что им не достает умений:

• правильно организовать свое время;

• ставить перед собой правильные цели;

• разрешать сложные жизненные ситуации;

• вести себя уверенно;

• как ответить «Нет» и не потерять друзей.

По завершении тренингов большинство участников выразили надежду и желание на продолжение совместной работы.

Реализация второго этапа профилактической программы

Второй этап профилактической программы был реализован весной 2004г. Для участия в программе были приглашены студенты первого курса: факультета автоматизации и управления (гр. 8321, 8331), первого и второго курсов факультета социальной работы (гр.9321, 9322, 9222). На данном этапе была продолжена работа со студенческими группами второго курса факультета автоматизации и управления (гр.8251), факультета легкой промышленности (гр.7250), В целом на втором этапе профилактической работой было охвачено 80 человек.

Для того, чтобы оценить изменения, произошедшие со студентами в результате участия в психологических тренингах, были использованы методы психодиагностики до и по окончании проведенной работы, а также проведен анкетный опрос. Диагностировались такие характеристики личности:

• Уровень субъективного контроля

• Ассертивность (напористость, настойчивость в поведении)

• Мотивация на достижения

• Самооценка

• Тревожность

• Я-концепция (система представлений о себе)

На втором этапе работа была направлена на осознание целей и ценностей собственной жизни, осознание ответственности за жизненные выборы, а также на развитие таких качеств, которые позволили бы молодым людям стать более уверенными, целеустремленными, успешными в самореализации (самоактуализации). Успешную, самоактуализирую-щуюся личность отличают такие качества как:

• независимость

• активность

• умение противостоять внешнему давлению

• умение ставить трудные и далекие жизненные цели и намечать пути для их достижения

• умение конструктивно разрешать возникающие жизненные трудности

• осознание ответственности за собственные выборы и в целом - за свою жизнь.

На развитие этих качеств была нацелена работа в тренинговых гтуппах

Анализ результатов психодиагностики

Одна из важных характеристик успешной, самореализующейся личности - наличие высокого уровня субъективного контроля (УСК). Человек с высоким уровнем субъективного контроля склонен ощущать себя субъектом собственной жизни и деятельности, принимать на себя ответственность за свои поступки и в целом - за свою жизнь. Первичная диагностика уровня субъективного контроля обнаружила, что 56%от общего числа участников тренингов изначально имеют высокий, 31% - средний, и 11% - очень высокий уровень субъективного контроля (УСК). Низкий уровень субъективного контроля показал лишь 1 студент.

Диагностика по окончании тренингов свидетельствует о повышении уровня субъективного контроля со среднего на высокий и с высокого на очень высокий у 63% студентов, что говорит об укреплении и развитии у студентов в ходе тренингов чувства активности, самостоятельности и ответственности

Следующая важная характеристика самоактуализирующейся личности - наличие мотивации на достижения, которая свидетельствует о потребности человека добиваться совершенства в каком-то деле. Мотивация на достижения бывает значимой, когда она средняя или умеренно высокая - такие люди склонны переживать средний уровень риска. Те, кто чрезмерно мотивирован на достижения, имеют высокую готовность к риску, либо избегают риска вообще. У такого человека высокий уровень тревожности и он чаще попадает в травматические и стрессовые ситуации. Первичная диагностика уровня мотивация на достижения показала, что 30% студентов имеют средний уровень и 44% - умеренно высокий уровень мотивации достижений, что свидетельствует о наличии потребности добиваться совершенства в деле.. 25% студентов показали чрезмерно высокий уровень мотивации.

Повторная диагностика мотивации на достижения показала повышение уровня мотивации достижений со среднего уровня до умеренно высокого - у 51%.студентов. Это означает, что приобретенные в ходе тренингов знания, умения и навыки помогут большинству студентов выбирать для себя такой стиль поведения, который позволит им добиваться значительных успехов, воздерживаясь при этом от безрассудного риска. Повторная диагностика показала также, что чрезмерно высокая мотивация достижений снизилась, то есть устремилась к норме. у 25% участников.

Еще одно важное качество успешной личности - ассертивность, проявляющаяся в настойчивом, напористом поведении. Ассертивное поведение отличается ясностью, прямотой, искренностью. Развитие способности к ассертивному поведению - важная сторона формирования самоактуализирующейся личности. Первичная диагностика уровня ассер-тивности выявила среднюю выраженность этого качества у 48% студентов и лишь у 6% студентов представлены крайние варианты выраженности этого качества - агрессивность и неуверенность.

В результате участия в профилактической программе показатели ассертивности повысилась у 33% испытуемых, что свидетельствует о развитии способности к уверенному, независимому поведению, не склонному подчиняться давлению других, способному сопротивляться манипулированию, направленному на достижение поставленных целей. Интересно отметить, что уровень агрессии снизился до нормы во всех случаях агрессивного поведения, что объясняется высокой эффективностью психокоррекционного воздействия тренинговой группы.

Самооценка - важная характеристика личности, влияющая на уровень достижений человека, на его активность и самостоятельность. Высокая самооценка стимулирует развитие личности. Низкая самооценка приводит к формированию комплекса неполноценности,

блокирует саморазвитие личности и делает невозможным постановку и достижений трудных и далеких жизненных целей. Первичная диагностика самооценки выявила сниженный и низкий уровни самооценки у 19% испытуемых, 44% студентов продемонстрировали средний и завышенный уровни самооценки, 26% студентов показали неадекватно высокий уровень самооценки.

Участие в профилактической программе привело к тому, что показатели самооценки повысились у 46% студентов. Неадекватно высокая самооценка снизилась, то есть устремилась к норме у 31% участников, в большей степени, за счет рефлексии и обратной связи, которые характерны для тренинговой группы.

Тревожность - еще одно свойство личности, оказывающее влияние на поведение и возможности развития. Это свойство проявляется в форме беспокойства, тревоги, неуверенности в себе, беспричинного страха. Людям с высокой тревожностью свойственны низкая самооценка, неверие в свои силы и способности, страх перед возможными трудностями в достижении намеченных целей. Первичная диагностика обнаружила у 24% студентов повышенный и высокий уровень тревожности, 22% студентов показали средний уровень и 35% продемонстрировали сниженный и низкий и уровни тревожности.

В результате участия в профилактической программе тревожность снизилась (то есть пришла в норму) у 65% студентов, что также объясняется выраженным корригирующим воздействием группы на каждого из ее участников: ослабляется внутреннее напряжение, снимаются защиты, каждый участник группы понимает, что окружающих волнуют такие же проблемы, что и его самого, он узнает, как к нему относятся члены группы -отношения между молодыми людьми становятся более доверительными.

Изменения в самосознании студентов, произошедшие в ходе социальнопсихологических тренингов, диагностировались с помощью методики «Кто Я?». Самосознание - это система направленностей и чувств человека относительно себя самого, которая находит свое выражение в первую очередь, в Я-концепции. Я- концепция определяет не только то, что собой представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Первичная диагностика Я-концепции показала, что студенты первых курсов в структуре Я-концепции чаще выделяют:

• Я-рефлексивное (красивая, веселая, добрый)

• Я-физическое (девушка, женщина, мужчина)

• Я-социальное (жена,сестра, дочь, сын, друг, подруга, староста) и реже:

• Я- профессиональное (электронщик, программист)

• Я- трудовое (трудолюбивый, старательный, целеустремленный)

причем девушки чаще выделяют рефлексивную, физическую и социальную состоавляю-щую Я-концепции. Юноши чаще осознают себя как будущих профессионалов, носителей тех или иных трудовых, профессиональных качеств.

Повторная диагностика Я-концепции свидетельствует о том, что: а) среди студентов увеличилось количество положительных высказываний в свой адрес ( привлекательная, аккуратная, счастливая, умная,, смелый, оптимист), что свидетельствует о повышении уровня самоуважения и самопринятия;

а) молодые люди стали чаще осознавать себя в качестве студентов, что, безусловно, должно повлиять на их успеваемость в сторону ее повышения и в целом - на уровень достижений.

Выводы по реализации второго этапа профилактической программы

Обучающая, коррекционная работа в студенческих группах, реализованная в форме тренингов, дала следующие результаты.

1). Статистический анализ позволил выявить следующую динамику показателей свойств личности участников эксперимента:

• уровень субъективного контроля повысился у 63% студентов;

• мотивация достижений возросла у 44% студентов ;

• 33% студентов стали более уверенными;

• самооценка повысилась у 46% студентов;

• тревожность снизилась у 65% студентов.

Эти данные свидетельствуют о произошедших позитивных изменениях в личности участников эксперимента, направленных на развитие самостоятельности, активности, уверенности, настойчивости в достижении поставленных целей, способности справляться с жизненными трудностями, не прибегая при этом к алкоголю и наркотикам.

2). Опрос, произведенный с помощью анкеты, свидетельствует о высокой степени субъективной удовлетворенности студентами работой в тренинговом режиме. Многие из участников выражают благодарность и признательность тренерам и организаторам, отмечают произошедшие позитивные изменения в мировоззрении, поведении и выражают надежду на продолжение подобной работы в будущем.

Общие выводы по результатам реализации программы первичной профилактики наркомании в студенческой среде

Работа по профилактике наркомании со студентами первых курсов КГТУ началась в 2002г и завершилась весной 2004г. В результате обучающей, психокоррекционной работы, проведенной в форме социально-психологических тренингов, произошли следующие изменения в личности студентов:

• эмоциональное состояние стало комфортным у 31% участников;.

• организаторские способности возросли у 58,5% участников;

• коммуникативные умения улучшились у 34% участников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уровень субъективного контроля повысился у 63% студентов;

• мотивация достижений возросла у 44% студентов ;

• 33% студентов стали более уверенными;

• самооценка повысилась у 46% студентов;

• тревожность снизилась у 65% студентов.

Эти данные свидетельствуют о произошедших позитивных изменениях в личности участников профилактической программы, направленных на осознание ценностей собственной жизни, развитие жизненных целей, коммуникативной компетентности, креативности, самостоятельности, активности, уверенности и настойчивости в достижении поставленных целей. Результаты свидетельствуют о повышении стрессоустойчивости и адаптивности молодых людей к новым условиям жизни и обучения, что позволит им справляться с жизненными трудностями, не прибегая к алкоголю и наркотикам.

© Л. Р. Хаярова - ст. преп. каф. социальной педагогики и психологии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.