УДК 159.9
Л. Р. Хаярова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, психокоррекционные группы, психодиагностика, психологический тренинг, устойчивость к употреблению наркотиков, идентичность, Я-концепция, развитие личности, личностный рост.
Одной из важных задач высшего профессионального образования является всестороннее развитие личности студента, предполагающего развитие таких качеств, которые позволят стать ему активным и полноценным членом общества. В статье описывается опыт работы социально-психологического отдела УВЦ Казанского национального исследовательского технологического университета по развитию личностных качеств будущих специалистов инженерных профессий в рамках реализации антинаркотических программ.
Key words: socio-psychological adaptation, psychocorrectional group,psychodiagnostics, psychological training, resistance to drug
use, identity, self-concept, personality development, personal growth.
One of the important task sof higher education is the comprehensive development of the individual student, involving the developmen tof such qualities that allow him to become active and full member of society. The article describes the experience of the educational center of the Kazan State Technological University to develop the personal qualities of future professional engineering professions as a part of the anti-drug programs.
Важной задачей высшего профессионального образования является всестороннее развитие личности студента, как объекта и субъекта образовательного процесса. Развитие личности
студента в значительной степени происходит в ходе учебного процесса, специфика которого требует от студента развития его способностей, воли, характера, самостоятельности, стремления к самореализации, профессиональному становлению.
Но не только в ходе учебного процесса формируется личность студента. Это происходит благодаря активному включению студента, уже на первых курсах вуза, в общественную, научноисследовательскую, профессионально-трудовую,
культурно-воспитательную, гражданско-правовую,
военно-патриотическую деятельность. Благодаря активной включенности в жизнь вуза, студент чувствует себя полноправным членом студенческого и гражданского сообщества, достойным признания и уважения.
Ведущая роль в воспитании и развитии гармонично развитой личности студента, сочетающей качества научной и профессиональной добросовестности, высокой гражданственности, патриотизма, следования духовно-нравственным и культурным ценностям гражданского общества, содействии самоопределению, принадлежит Учебновоспитательному управлению Казанского государственного технологического университета.
Неотъемлемой составляющей работы Центра является деятельность социально-психологического отдела (СПО), содержание которого направлено на психологическое, психогигиеническое сопровождение учебного процесса. С этой целью специалисты СПО выявляют наиболее травмирующие факторы студенческой жизни, особенно в период адаптации к условиям обучения в вузе и осуществляют консультативно-диагностическую помощь при
возникновении трудных и конфликтных жизненных ситуаций на протяжении всего периода обучения.
Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности социально-психологического отдела (СПО) является работа по профилактике наркозависимого поведения в студенческой среде. С этой целью специалисты СПО в соавторстве разрабатывают и реализуют профилактические программы, в которых принимают участие студенты, в основном, младших курсов университета. Содержание этих программ направлено на развитие коммуникативной компетентности, креативности, самостоятельности, активности, способности к целеполаганию, разрешению трудных жизненных ситуаций, уверенности и настойчивости в достижении поставленных целей. Развитие подобных умений, навыков и качеств личности способствует, на наш взгляд, личностному росту и развитию, что позволит молодым людям справляться с жизненными трудностями, не прибегая к алкоголю и наркотикам.
Эта работа осуществляется в форме тренингов, которые многие специалисты в этой области считают «творческой лабораторией», где акцент делается на экспериментировании,
апробировании новых форм поведения, которые используются для выявления жизненных ценностей индивидуума, усиления чувства самоидентичности, для обучения участников межличностному поведению, развитию умений для более эффективной жизнедеятельности»[2.8.10].
Во многих работах отечественных и зарубежных авторов отмечаются преимущества тренинга как эффективной формы профилактики наркозависимого поведения среди подростков и юношества. С.В. Березин, А.Э. Березовский, К.С. Лисецкая [1] отмечают, что специфика групповой психотерапии состоит в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, то есть всей совокупности
взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.
Особую значимость в групповой работе приобретают такие факторы как групповая сплоченность и поддержка, получение информации, межличностное научение, реализация
альтруистической потребности, имитация поведения, развитие социальных навыков и другие.
Кроме того, группа представляет собой модель реальной жизни, а отношения, складывающиеся в группе, являются моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми из своего окружения. В этих условиях каждый может попробовать себя в новом качестве, не опасаясь за собственную жизнь и благополучие, получая при этом обратную связь [1].
В литературе высказывается мнение, что большинство эффективных изменений и установок личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, и для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя таким, каким его видят другие [11]. Обратная связь позволяет увидеть реакцию других людей на собственные проявления, в результате чего может измениться представление о самом себе. Возможно, это представление изменится в худшую сторону, но в любом случае будет способствовать развитию личности и изменению поведения в сторону большей адаптации [1].
Роль обратной связи в тренинге, по мнению С.В. Березина, А.Э. Березовского, К.С.Лисецкой [1,7], заключается, прежде всего, в том, что она является главным источником знаний человека о себе, побуждает к процессу активного самопознания. Этим обусловлена возможность изменения личности в процессе групповых занятий.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что групповая форма работы обладает значительно большими возможностями в сравнении с индивидуальной в плане развития личности, формирования умений и качеств, освоения новых моделей поведения, проявления скрытых качеств личности, хотя, в свою очередь, требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод [2],что в ходе групповой работы у участников происходят следующие изменения:
• проявляется большая способность и умение приспосабливаться к социальному окружению и его требованиям;
• обнаруживается большее умение устанавливать удовлетворительные отношения с другими людьми;
• улучшаются умения разрешать проблемы и жизненные задачи;
• происходит изменение установок;
• проявляется большая способность к эмоциональным реакциям, адекватным ситуации;
• происходит рост творческой
самореализации и саморазвития.
Таким образом, становится очевидным, что сама форма групповых занятий влияет на развитие многих качеств личности, обеспечивающих еепсихологическую устойчивость к наркотикам.
Особо следует отметить мнение К.Рудестама о том, что метод групповой работы, в первую очередь, направлен на создание непосредственного жизненного опыта не только для обучения, но и для личностного роста. К.Рудестам указывает, что совершенствование опыта, внутреннего и внешнего, включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося, наличного потенциала, и именно этот необходимый момент акцентируется в названии «психокоррекционные» группы [6]. Все вышеперечисленное дает основание считать тренинг наиболее эффективной формой работы со студенческой аудиторией, направленной на развитие личности, формированиеновых умений и качеств, освоение новых моделей поведения, проявление скрытых качеств личности, развитие коммуникативных навыков, способности адаптироваться к новым условиям жизни и обучения.
Подобная работа проводилась специалистами СПО в рамках реализации программ по социальнопсихологической адаптации студентов к условиям вуза и программы, направленной на профилактику и коррекцию поведения лиц, склонных к употреблению наркотиков. Обе программы выиграли республиканский конкурс, объявленный Управлением по контролю за оборотом наркотиков РФ по РТ. В профилактической работе принимали участие студенты младших курсов факультетов
автоматизации и управления, легкой промышленности, нефти и нефтехимии,
механического и других факультетов [9].
Необходимо отметить, что в ходе социальнопсихологических тренингов, в первую очередь, происходят изменения в самосознании участников профилактической работы, которые диагностируются с помощью методики «Кто Я?». Так, первичная диагностика содержания и качества представлений студентов о себе показывает, что молодые люди в структуре Я-концепции чаще выделяют:
• Я-рефлексивное (красивая, веселая, добрый);
• Я-физическое (девушка, женщина, мужчина);
• Я-социальное (жена, сестра, дочь, сын, друг, подруга, староста)
и реже:
• Я- профессиональное (электронщик, программист);
• Я- трудовое (трудолюбивый,
старательный, целеустремленный),
причем девушки чаще выделяют рефлексивную, физическую и социальную составляющую Я-концепции. Юноши чаще осознают себя как будущих профессионалов, носителей тех или иных трудовых, профессиональных качеств.
В результате тренинговых занятий Я-концепция участников тренинга претерпевает
определенные изменения:
а) среди студентов увеличивается количество
позитивных высказываний в свой адрес
(привлекательная, аккуратная, счастливая, умная,
смелый, оптимист), что свидетельствует о повышении уровня самоуважения и самопринятия;
б) молодые люди начинают чаще осознавать себя студентами, что, безусловно, влияет на их успеваемость в сторону ее повышения и в целом - на уровень достижений.
Эффективность проведенной работы и степень удовлетворенности студентов работой в тренинговом режиме оценивалась также с помощью анкеты, содержащей ряд вопросов.
Так, на вопрос «Что Вы ожидали от тренинга?» большинство участников отвечают:
• общения;
• возможности больше узнать о себе, сблизиться с группой;
• раскрыть свой внутренний мир, увидеть себя со стороны;
• стать более уверенным;
• научиться достигать целей;
• самоутвердиться и т.п.
Большинство участников отмечают, что тренинги превзошли все их ожидания. Особенно часто студенты отмечают профессионализм тренеров и продуманную программу групповых занятий.
Среди сильных сторон тренинга студенты чаще всего отмечают следующие:
• после тренинга у меня всегда поднималось настроение;
• после тренинга я чувствую себя более уверенно, ощущаю духовную полноту;
• понравилось говорить об окружающих, как и в каких случаях вести себя правильно;
• понравилась раскованность
присутствующих;
• что нас учили преодолевать проблемы, проявлять творческие способности и т.п.
Многие студенты отмечают, что уже сейчас они могут назвать те внутренние изменения, которые произошли с ними в результате участия в тренингах. Например:
• я стала более спокойно ко всему относиться;
• учусь принимать людей такими, какие они
есть;
• для меня открылись другие черты, мои «зоны роста», достоинства;
• начала более глубоко анализировать свою
жизнь;
• стала более вдумчивой;
• я узнал много нового, интересного для себя, сделал много выводов, и, скорее всего, стал другим, стал по-другому смотреть на вещи;
• стал более уверенным в себе, более адекватно реагирую;
• у меня появился новый источник бытия;
• чаще стала прислушиваться к своему, а не чужому мнению;
• стал больше себя ценить;
• я стала более жизнерадостной;
• стала более эрудированной, внимательной, больше задумываться о том, чему прежде не придавала значения;
• я стала любить себя такой, какая я есть, меньше обращать внимания на свои комплексы;
• я стала проще смотреть на неудачи, трудности. Стала больше любить жизнь и радоваться каждому дню. Я стала более открытой;
• изменилось отношение к жизненным ситуациям, научилась чувствовать себя увереннее, ставить нужные цели, проще общаться с людьми;
• произошли позитивные изменения в мировоззрении;
• изменилось мое поведение по отношению к близким, друзьям, самой себе;
• стал более общительным, открытым;
• я стала более уверенной в своих силах, усвоила техники решения проблем и целеполагания;
• я перестала раздражаться по всяким пустякам, внимательно и спокойно выслушиваю критику. Стала более уверенной в своих силах. Могу отказать человеку в чем-либо, если он начинает просить каждый раз, а у меня нет времени.
Большинство студентов отмечают, что многое из того, чему они научились в тренинге, они могут использовать уже сейчас в повседневной жизни:
• методику постановки целей на ближайшее и далекое будущее, то есть когда цели записаны и ты видишь их перед собой, на уровне подсознания стремишься выполнить то, что запланировано. Это может помочь в осуществлении планов;
• умение разрешать проблемы;
• научился контролировать себя;
• умение сказать «нет»;
• решительно делать выбор в трудной ситуации;
• различать уверенных и неуверенных
людей;
• анализ всего того, что произошло за день, что буду делать;
• решение проблем, общение с наглыми
людьми;
• практически все! И уже использую;
• вижу, когда мною пытаются манипулировать; ставлю перед собой задачи и решаю их;
• свободное общение с любыми людьми;
• я получила свободу - ту, которая во мне заложена;
• тренинг действительно дает много опыта для дальнейшей жизни, приобретаешь навыки и практику поведения в обществе;
• тренинг помог обрести мне уверенность в жизни, общении с окружающими людьми;
• я думаю, что все, что я получила от тренинга, я использую в повседневной жизни.
Некоторые студенты отмечают, что основные вопросы были разобраны на занятиях и теперь у них есть возможность текущие проблемы решать самостоятельно.
• продолжения самосовершенствования, саморазвития и т.п.
Итак, мы видим, что результаты опроса свидетельствуют о том, что в ходе тренинговых занятий в личности участников произошли позитивные изменения, которые касаются
коммуникативной компетентности, креативности, самостоятельности, активности, уверенности и настойчивости в достижении поставленных целей, что свидетельствует о личностном росте и развитии. Результаты опроса свидетельствуют также о повышении стрессоустойчивости и адаптивности студентов к новым условиям жизни и обучения, что, на наш взгляд, позволит им справляться с жизненными трудностями, не прибегая к алкоголю и наркотикам.
Литература
1. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ С.В. Березин, А.Э. Березовский, К.С. Лисецкая и др.; Под ред. С.В. Березина. - М.: Изд-во Ин-
та психотерапии, 2000. - 256 с. - (Золотой фонд психотерапии).
2. Зенцова, Ю.С Влияние краткосрочного социальнопсихологического тренинга на управленческий потенциал личности. Дисс... канд. психол. наук. - Казань,2003. -145с.
3. Кривцова, С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. -М.: Генезис,1997. -287с.
4. Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика
подростковой наркозависимости: Практическое
руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.: ТЦ: Сфера,2002. - 64с.
5. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде: Метод, пособие / Авт.-сост.: Сирота Н.А. и др. - М., 2000. - 260 с.: ил.
6. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория м практика. Пер. с англ./ Общ.ред. и вступ.сл. Л.П.Петровской. . - 2-е изд. . -М.:Прогресс,1993. . -368с.
7. Сирота, Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. -М.: Генезис, 2001. -216с.
8. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели,
тренинги, сценарии. - М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2002. -228с.
9. Хаярова, Л.Р. Психологические технологии
профилактики наркозависимого поведения в среде студенческой молодежи. //Вестник Казан. технол. ун-та-2010. - №3. - С. 42-46.
10. Ьетт, К. Яе^тог^жаакопШС/. Ке^Уогк: Нагрег, 1948.
© Л. Р. Хаярова - доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, сИа]агоуа@ mail.ru.